Введение: Цели и Методология Исследования
Рынок ценных бумаг (РЦБ) Республики Беларусь в период 2020–2025 годов переживал этап глубокой структурной трансформации, которая была обусловлена как внутренними стратегическими целями, так и внешними геополитическими и экономическими шоками. Академический анализ этого периода требует не просто констатации фактов, но и критического осмысления реализации государственных программ и эффективности регуляторных нововведений.
Актуальность настоящего исследования продиктована необходимостью обновления и углубления анализа, поскольку традиционные обзоры часто опираются на устаревшие данные и не учитывают последние тенденции, такие как переориентация на азиатские финансовые рынки и комплексное реформирование законодательства. Главная задача данной работы — предоставить исчерпывающий, актуальный и критически осмысленный анализ состояния, динамики и перспектив развития РЦБ Республики Беларусь, основываясь на официальных данных Национального банка, Белорусской валютно-фондовой биржи (БВФБ) и новейших нормативно-правовых актах.
Структура работы выстроена таким образом, чтобы последовательно раскрыть макроэкономический фон, количественную динамику рынка, детализировать регуляторные изменения и, наконец, провести критический анализ проблем ликвидности и институционального развития в контексте интеграционных процессов ЕАЭС, что позволяет читателю получить максимально полное представление о текущем состоянии рынка.
Макроэкономический фон для развития рынка ценных бумаг
Эволюция рынка ценных бумаг неразрывно связана с общенациональными экономическими приоритетами и макроэкономическими целями. Ключевым стратегическим документом, определяющим контекст для финансового сектора, является Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2021–2025 годы.
Тезис: Ключевые макроэкономические цели на 2021–2025 гг. (рост ВВП в 1,2 раза, увеличение инвестиций до 22–23% ВВП) являются основой для оценки эффективности рынка.
Ключевая цель, поставленная перед экономикой, — обеспечение стабильности и рост благосостояния граждан через модернизацию. В рамках этой цели были обозначены амбициозные количественные ориентиры, достижение которых немыслимо без эффективного функционирования рынка капитала:
- Рост ВВП: Достижение роста валового внутреннего продукта не менее чем в 1,2 раза в реальном выражении к уровню 2020 года.
- Инвестиции: Увеличение объема инвестиций в основной капитал более чем в 1,2 раза к уровню 2020 года. Целевой показатель доли инвестиций в основной капитал к ВВП на 2025 год установлен на уровне не менее 22–23%.
Эти целевые показатели прямо ставят перед финансовым рынком задачу обеспечения экономики «длинными» деньгами. Если в 2020 году объем инвестиций в основной капитал составлял примерно 29,0 млрд рублей, то для достижения целевой доли в 22–23% от прогнозируемого ВВП 2025 года (с учетом роста в 1,2 раза) требуется значительное повышение роли рыночных механизмов — в первую очередь, корпоративных облигаций и акций. И что из этого следует? Без мощного и ликвидного рынка капитала, способного аккумулировать и перераспределять эти средства, достижение заявленного инвестиционного порога в 22–23% ВВП остается под большим вопросом.
Инвестиции в основные средства предприятия: теоретические основы, ...
... достижение иного полезного эффекта. Инвестиции в основные средства являются частным случаем, относящимся к реальным (капиталообразующим) инвестициям. Основные ... Нераспределенная прибыль: Чистая прибыль, направляемая на развитие, модернизацию и расширенное воспроизводство ОС. ... выпуска акций, иностранные инвестиции. Актуальная структура финансирования в РФ. Анализ статистических данных Росстата ...
Развитие рынка ценных бумаг регулируется в рамках Государственной программы «Управление государственными финансами и регулирование финансового рынка» на 2020–2025 годы. Это подтверждает, что регулятор рассматривает РЦБ не как периферийный элемент, а как интегральную часть механизма привлечения инвестиций, жизненно необходимого для структурной модернизации и удержания позиций в региональном пространстве (например, доля обрабатывающей промышленности в ВВП Беларуси, составляющая 22%, уже превышает показатели Казахстана и Армении).
Динамика и Структурный Анализ Рынка Ценных Бумаг (2020–2025)
Период 2020–2024 годов отмечен существенным увеличением абсолютных показателей рынка ценных бумаг, однако при детальном рассмотрении структуры выявляются значительные диспропорции между его сегментами.
Ключевой тезис: Количественные показатели демонстрируют существенный рост совокупного объема рынка корпоративных ценных бумаг (36,5% в 2024 г. до 14,78 млрд руб.).
Совокупный объем рынка корпоративных ценных бумаг (акции и облигации, без учета государственных) продемонстрировал впечатляющую динамику. В 2024 году этот показатель достиг 14,78 млрд рублей, что означает рост на 36,5% по сравнению с 2023 годом (10,83 млрд рублей).
Рост этот свидетельствует о повышении роли долгового финансирования для белорусских предприятий. К 2025 году объем эмиссии корпоративных ценных бумаг достиг 82 млрд рублей (33% к ВВП), что подчеркивает, что рынок капитала, невзирая на все проблемы, является важным источником ресурсов.
Сегментация рынка: Доминирование облигаций и состояние рынка акций
Рынок ценных бумаг Беларуси исторически характеризуется глубоким структурным дисбалансом, в котором долговые инструменты подавляюще доминируют над долевыми.
Тезис: Описать структурный дисбаланс, где облигации составляют 96,8% объема сделок, и проанализировать низкую капитализацию рынка акций (менее 1% ВВП) и его низкий коэффициент оборачиваемости (0,27% ВВП).
В 2023 году доля сделок на рынке облигаций составила 96,8% от общего объема сделок с корпоративными ценными бумагами. Это отражает традиционное предпочтение белорусских эмитентов и инвесторов к инструментам с фиксированным доходом.
Рынок акций, напротив, остается крайне неликвидным и низко капитализированным.
| Показатель | 2023 год (млн руб.) | 2024 год (млн руб.) | Динамика (2024/2023) | 
|---|---|---|---|
| Объем сделок на рынке акций | 477 | 485 | +1,5% | 
| Объем сделок на рынке облигаций | 10 355 | 14 300 | +38,1% | 
Объем сделок с акциями в 2024 году, хотя и показал незначительный рост, остается символически малым на фоне долгового сегмента. Ключевой проблемой, которую отмечают аналитики, является низкая капитализация рынка акций — менее 1% ВВП. Даже если брать капитализацию листингованных компаний (7,91% ВВП в 2024 году), критический вывод делает низкий коэффициент оборачиваемости фондового рынка, который составил всего 0,27% ВВП. Какой важный нюанс здесь упускается? Столь низкий коэффициент является прямым индикатором того, что акции, даже будучи размещенными, крайне редко меняют владельца, что делает рынок неэффективным инструментом привлечения капитала и спекулятивных инвестиций, а также скрывает отсутствие реальной рыночной оценки предприятий.
Основная причина этого феномена кроется в доминирующей роли государственной формы собственности и ограничениях на свободное обращение акций, особенно крупных предприятий.
Эволюция организованного и неорганизованного рынков
В рассматриваемый период наблюдается позитивная тенденция к росту организованного сегмента (Биржевого) рынка, хотя внебиржевой сегмент по-прежнему сохраняет лидирующие позиции.
Тезис: Проанализировать рост доли организованного рынка (с 14,4% до 32,8% в 2024 г.) как позитивный тренд, подчеркнув при этом сохраняющееся доминирование внебиржевых сделок (9,5 млрд руб. в 2024 г.).
Рост биржевой активности является критически важным для повышения прозрачности и ликвидности рынка. Доля организованного рынка в общем объеме сделок (акции и облигации) увеличилась с 14,4% в 2023 году до 32,8% в 2024 году.
| Сегмент | 2023 год (млн руб.) | 2024 год (млн руб.) | Рост | 
|---|---|---|---|
| Организованный рынок акций | 10 | 66 | +557,7% | 
| Организованный рынок облигаций | 1 550 | 4 780 | +208,3% | 
| Неорганизованный рынок облигаций | 9 205 (оценка) | 9 500 | +3,2% | 
Несмотря на впечатляющий рост организованных сегментов (особенно облигаций), абсолютные цифры показывают, что неорганизованный рынок корпоративных облигаций остается крупнейшим с объемом около 9,5 млрд рублей в 2024 году.
Интерпретация: Значительный рост организованного рынка в 2024 году (особенно облигаций) может объясняться как необходимостью эмитентов обеспечить прозрачность для привлечения институциональных инвесторов, так и переходом части сделок с крупными пакетами акций на биржу. Тем не менее, сохранение объема внебиржевых операций на уровне свыше 9 млрд рублей свидетельствует о том, что крупнейшие сделки по-прежнему заключаются напрямую, минуя биржевую инфраструктуру, что снижает ликвидность публичного рынка. А вот почему столь медленно развивается организованный рынок акций, если это единственный способ повысить ликвидность долевого сегмента?
Регуляторная Среда и Инновации в Инструментах Рынка Долга
Период 2020–2025 гг. ознаменовался активным регуляторным вмешательством, направленным на повышение надежности долгового рынка и диверсификацию валютных заимствований в ответ на геополитические риски.
Ужесточение защиты инвесторов (Указ № 126 от 2023 года)
Повышение доверия инвесторов к корпоративным облигациям является приоритетом, особенно после случаев дефолтов в предыдущие годы.
Тезис: Детальный анализ ключевых норм Указа № 126: обязательная независимая оценка залога и ограничение на расторжение договоров обеспечения, как меры, направленные на повышение надежности корпоративных облигаций.
Ключевым нормативным актом, существенно изменившим правила игры, стал Указ Президента Республики Беларусь № 126 от 27 апреля 2023 года, который вступил в силу 23 июля 2023 года. Этот документ был направлен на усиление защиты инвесторов и повышение прозрачности обеспеченных выпусков облигаций.
Две наиболее важные нормы Указа № 126:
- Обязательная независимая оценка залогового имущества: Введено требование о проведении обязательной независимой оценки имущества, которое выступает в качестве обеспечения по облигациям. Это минимизирует риски завышения стоимости активов эмитентом и обеспечивает инвесторам более реалистичное представление о степени покрытия их вложений.
- Ограничение на изменение договоров обеспечения: Указ ввел прямой запрет на расторжение или изменение договоров поручительства, страхования ответственности и банковской гарантии до полного исполнения эмитентом обязательств по облигациям. Эта мера устраняет лазейки, которые ранее позволяли недобросовестным эмитентам ослаблять обеспечение выпуска уже после его размещения.
В совокупности эти меры значительно повысили надежность белорусских корпоративных облигаций, стимулируя приток инвестиций в этот сегмент. Указ № 126 от 2023 года уже заложил правовую основу для этого процесса, разрешив юридическим лицам-нерезидентам стран, входящих в ЕАЭС, участвовать в торгах на БВФБ без открытия филиала и получения лицензии Минфина РБ.
Финансовая переориентация: Юанизация и "зеленое" финансирование
Геополитические сдвиги и ограничения доступа к западным рынкам капитала привели к быстрой диверсификации валютной структуры заимствований и появлению новых типов инструментов.
Тезис: Осветить «слепую зону» конкурентов — взрывной рост выпуска облигаций в китайских юанях (55 426%) и эмиссию государственных «зеленых» облигаций в российских рублях (5 млрд RUR), как отражение переориентации на азиатские рынки капитала.
В 2024 году белорусский рынок облигаций продемонстрировал феноменальный сдвиг в сторону азиатских валют. Объем выпуска облигаций, номинированных в китайских юанях (CNY), показал взрывной рост — на 55 426% за год.
Объем облигаций, номинированных в CNY, находящихся в обращении, достиг 1,22 млрд CNY (примерно 591,9 млн рублей).
Этот рост является прямым следствием переориентации внешнеэкономических связей и поиска альтернативных источников финансирования в условиях сокращения европейского и американского капитала.
Параллельно развиваются инструменты ESG-финансирования. В декабре 2022 года Министерство финансов Республики Беларусь осуществило первый выпуск государственных долгосрочных именных «зеленых» облигаций, номинированных в российских рублях, объемом 5 млрд российских рублей. Этот выпуск был реализован всего за один день белорусским и российским покупателям. Привлеченные средства направляются на финансирование экологических проектов, среди которых Минфин РБ в качестве перспективного направления выделяет сферу электротранспорта и масштабирование соответствующей инфраструктуры.
Роль депозитарных облигаций
Введение новых типов долговых инструментов призвано упростить процедуру привлечения средств для эмитентов, ориентированных на квалифицированных инвесторов.
Тезис: Описать особенности депозитарных облигаций (упрощенный порядок регистрации, субординированный характер) и их значение для квалифицированных инвесторов (14 выпусков на 295 млн руб. в 2024 г.).
С 2024 года активно используется новый финансовый инструмент — депозитарные облигации. Это облигации в бездокументарной форме, регистрацию которых осуществляет Республиканский центральный депозитарий (РУП «РЦДЦБ»).
Ключевые особенности депозитарных облигаций:
- Упрощенный порядок регистрации: Ускоряет процесс выхода на рынок.
- Субординированный характер обязательств: Подразумевает более низкий приоритет удовлетворения требований инвесторов в случае банкротства эмитента по сравнению с другими долговыми обязательствами.
- Ограничение круга инвесторов: Размещение, как правило, ограничено квалифицированными инвесторами, что компенсирует повышенный риск субординации.
За 2024 год было зарегистрировано 14 выпусков депозитарных облигаций на общую сумму 295 млн рублей. Этот инструмент является важным шагом в сторону сегментации рынка и предложения более гибких, но рискованных инструментов для опытных участников. Стоит ли ожидать, что именно депозитарные облигации станут ключевым элементом привлечения капитала для крупных частных компаний, избегающих долгого процесса листинга?
Инфраструктура, Профессиональные Участники и Проблемы Ликвидности
Эффективность рынка ценных бумаг в значительной степени определяется его инфраструктурой и состоянием профессионального сообщества. Анализ показывает тенденцию к консолидации профучастников и наличие глубоких институциональных проблем.
Консолидация профессиональных участников и регуляторные стимулы
Профессиональный рынок в Беларуси представлен банками, брокерами, дилерами и управляющими, деятельность которых строго регулируется Министерством финансов.
Тезис: Описать тенденцию к сокращению числа профучастников (с 57 до 48 организаций) и проанализировать снижение требований к собственному капиталу управляющих компаний (до 420 000 руб.) в контексте конкуренции с ЕАЭС.
В период 2020–2023 годов наблюдалось сокращение общего числа профессиональных участников рынка. Если по состоянию на 01.10.2020 г. действовало 57 организаций (включая 24 банка), то к 01.01.2023 г. общее число сократилось до 48 организаций. Эта тенденция отражает консолидацию рынка и уход мелких, неконкурентоспособных игроков.
В контексте подготовки к формированию общего финансового рынка ЕАЭС, белорусский регулятор предпринял шаги для повышения конкурентоспособности отечественных профучастников. Постановлением Минфина от 20 января 2025 г. № 3 были снижены требования к минимальному размеру собственного капитала (чистых активов) для доверительных управляющих ценными бумагами — с 15 тыс. до 10 тыс. базовых величин.
Поскольку базовая величина на 1 января 2025 года составляла 42 рубля, минимальный порог капитала был снижен до 420 000 белорусских рублей. Мера эта призвана облегчить выход на рынок новым управляющим компаниям и стимулировать развитие сегмента доверительного управления.
Критическая проблема институционального инвестирования
Одной из наиболее острых и «скрытых» проблем белорусского РЦБ является отсутствие эффективного механизма коллективного инвестирования, что напрямую сдерживает приток средств населения.
Тезис: Раскрыть проблему «слепой зоны» — отсутствие запущенных Паевых Инвестиционных Фондов (ПИФ) к 2025 году, несмотря на правовую основу, как главный сдерживающий фактор для привлечения средств населения.
Несмотря на то, что правовая основа для создания Паевых Инвестиционных Фондов (ПИФ) в Беларуси действует с июля 2018 года, по состоянию на май 2025 года не был запущен ни один ПИФ.
Это является критическим институциональным пробелом. ПИФы являются ключе��ым инструментом для аккумуляции сбережений населения и перенаправления их в экономику через рынок ценных бумаг, а также для повышения ликвидности рынка акций. Какой важный нюанс здесь упускается? Отсутствие ПИФов означает, что сбережения населения продолжают оставаться в низкорисковых, но непроизводительных банковских депозитах, лишая экономику столь необходимых долгосрочных инвестиций.
Основной причиной этого сдерживающего фактора являются чрезмерно высокие требования к аккредитации управляющих компаний и значительный минимальный размер активов фонда, что делает создание и функционирование ПИФов невыгодным и высокорискованным для потенциальных участников. Отсутствие этого института ограничивает возможности широкого использования рынка населением и сдерживает развитие профессионального инвестиционного сообщества.
Сдерживающие факторы: секьюритизация и депозитарные расписки
Помимо институциональных проблем, ликвидность и интеграция рынка сдерживаются отсутствием современных финансовых инструментов.
Тезис: Указать на недостаточное развитие механизмов секьюритизации и выпуска акций с использованием иностранных депозитарных расписок как барьеры для роста ликвидности и международной интеграции.
Другими важными сдерживающими факторами являются:
- Недостаточное развитие механизмов секьюритизации: Секьюритизация позволяет банкам и финансовым организациям трансформировать неликвидные активы (например, пулы ипотечных кредитов) в ликвидные ценные бумаги. Отсутствие развитого механизма снижает возможности банков по управлению капиталом и замедляет развитие долгового рынка.
- Ограничения на использование иностранных депозитарных расписок (ИДР): Выпуск акций белорусских эмитентов в форме ИДР (например, АДР или ГДР на зарубежных биржах) является традиционным способом привлечения иностранного капитала и повышения международной узнаваемости компаний. Недостаточное использование этого механизма ограничивает интеграцию белорусского рынка в глобальные финансовые потоки, что особенно ощутимо в условиях геополитических ограничений.
Перспективы Развития в Контексте Евразийского Экономического Союза
Развитие белорусского РЦБ невозможно рассматривать в отрыве от процессов, происходящих в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС), где главной целью является формирование общего финансового рынка.
Роль белорусского рынка в ЕАЭС
Несмотря на низкую ликвидность рынка акций, по объему корпоративного долга белорусский рынок демонстрирует региональную значимость.
Тезис: Представить сравнительную характеристику (3-е место по объему эмиссии корпоративных ЦБ, 33% ВВП) и проанализировать потенциал Соглашения о свободном допуске брокеров (Январь 2025 г.).
Показатель объема эмиссии корпоративных ценных бумаг (82 млрд рублей к 2025 году), составляющий 33% к ВВП, обеспечивает белорусскому рынку третью позицию среди государств – членов ЕАЭС и СНГ, уступая лишь России и Казахстану. Это подчеркивает, что долговой рынок в стране развит достаточно хорошо, несмотря на его неорганизованный характер.
Для сравнения (данные на 2024 год):
| Страна | Капитализация акций (% ВВП) | Объем корпоративного долга на бирже (% ВВП) | 
|---|---|---|
| Казахстан | ~24,08% | ~10,03% | 
| Беларусь | ~7,91% (листинг) | ~14,0% (оценка) | 
В январе 2025 года главы правительств стран ЕАЭС подписали соглашение о свободном допуске брокеров к торгам, что создает механизм для свободного перемещения ценных бумаг между рынками союза. Указ № 126 от 2023 года уже заложил правовую основу для этого процесса, разрешив юридическим лицам-нерезидентам стран, входящих в ЕАЭС, участвовать в торгах на БВФБ без открытия филиала и получения лицензии Минфина РБ (при соблюдении условий БВФБ).
Ключевым шагом к реализации принципа «единого финансового паспорта» и повышению конкуренции среди профессиональных участников это является.
Прогноз и рекомендации по дальнейшей гармонизации
Для полной реализации потенциала в рамках ЕАЭС и достижения национальных целей РБ необходимо устранить выявленные структурные и институциональные барьеры.
Тезис: Сформулировать академические рекомендации по устранению институциональных барьеров (например, упрощение требований для создания ПИФ) и дальнейшей регуляторной гармонизации с партнерами по ЕАЭС.
Рекомендации по устранению внутренних барьеров:
- Стимулирование коллективного инвестирования: Для активации рынка ПИФ, необходимо пересмотреть и упростить регуляторные требования к управляющим компаниям и снизить минимальный порог активов для запуска фондов. Создание ликвидных ПИФов, инвестирующих в корпоративные облигации и ликвидные акции, позволит привлечь розничных инвесторов и увеличить спрос на биржевом рынке.
- Повышение ликвидности рынка акций: Необходимо ускорить процессы приватизации и вывода государственных предприятий на биржу с обеспечением реального свободного обращения их акций.
Рекомендации по внешней гармонизации:
- Гармонизация стандартов раскрытия информации: Для обеспечения транспарентности и привлечения инвесторов из стран ЕАЭС (особенно России и Казахстана), необходимо ускорить гармонизацию стандартов финансовой отчетности и раскрытия информации эмитентами в соответствии с международными (МСФО) или общепринятыми в ЕАЭС нормами.
- Углубление сотрудничества по новым инструментам: Активный рост облигаций в юанях и российских рублях требует углубления сотрудничества с центральными депозитариями и биржами стран-партнеров (Китая, России) для обеспечения беспрепятственного учета и расчетов.
Заключение
Рынок ценных бумаг Республики Беларусь в период 2020–2025 годов продемонстрировал впечатляющий количественный рост, особенно в сегменте корпоративных облигаций, объем которых достиг 33% ВВП. Этот рост подкреплен стратегическими государственными целями (рост инвестиций до 22–23% ВВП) и активным регуляторным реформированием. Введенный Указ № 126 от 2023 года укрепил защиту инвесторов, а резкая переориентация на Восток, выразившаяся во взрывном росте выпуска облигаций в китайских юанях и российских рублях (в том числе «зеленых»), свидетельствует о высокой адаптивности рынка к геополитическим изменениям.
Однако структура рынка остается дисфункциональной, характеризуясь подавляющим доминированием долговых инструментов и критически низкой ликвидностью рынка акций (коэффициент оборачиваемости 0,27% ВВП).
Главным сдерживающим фактором институционального развития является неспособность регуляторной системы запустить механизмы коллективного инвестирования: несмотря на наличие правовой базы с 2018 года, к 2025 году не начал работу ни один Паевой Инвестиционный Фонд.
Таким образом, рынок РЦБ РБ находится на переломном этапе: он успешно трансформируется в долговом сегменте и интегрируется в финансовое пространство ЕАЭС (о чем свидетельствует соглашение о допуске брокеров), но его полный потенциал будет реализован только после устранения внутренних институциональных барьеров и повышения ликвидности долевого сегмента.
Список использованной литературы
- Банковский кодекс Республики Беларусь : принят Палатой представителей Нац. собр. Респ. Беларусь от 3 октября 2000 г. : одобрен Советом Респ. Нац. собр. Респ. Беларусь 12 октября 2000 г. : по состоянию на 13 июля 2012 г. Минск : Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 2012. 93 с.
- Белов В. А. Государственное регулирование рынка ценных бумаг : учеб. пособие. Минск : Высш. шк., 2005. 215 с.
- Вексельное обращение // Рынок ценных бумаг Республики Беларусь и тенденции его развития / под ред. В. М. Шухно, А. Ю. Семенова, В. А. Котовой. Минск, 2001. Гл. 4. С. 105—136.
- Гражданский кодекс Республики Беларусь : принят Палатой представителей Нац. собр. Респ. Беларусь от 28 октября 1998 г. : одобрен Советом Респ. Нац. собр. Респ. Беларусь 19 ноября 1998 г. : по состоянию на 28 августа 2012 г. Минск : Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 2012.
- Ивасенко А. Г. Рынок ценных бумаг: инструменты и механизмы функционирования : учеб. пособие. Минск : Высш. шк., 2005. 314 с.
- Инструкция о порядке выпуска, размещения и погашения государственных облигаций, номинированных в свободно конвертируемой валюте : утв. постановлением Министерства финансов Респ. Беларусь от 5 июля 2000 г. № 70 // Главный бухгалтер. 2000. № 37. С. 42—45.
- Килячков А. А. Рынок ценных бумаг и биржевое дело : учеб. пособие для вузов. М. : Юрист, 2000. 702 с.
- Ковалева Н. В. Рынок ценных бумаг : курс лекций. Гомель : БТЭУПК, 2010. 115 с.
- Колтынюк Б. А. Рынок ценных бумаг : учеб. пособие для вузов. СПб., 2004. 336 с.
- Маманович П. А. Рынок ценных бумаг : учеб. пособие. Минск : Соврем. шк., 2006. 320 с.
- О депозитарной деятельности и центральном депозитарии ценных бумаг в Республике Беларусь : Закон Респ. Беларусь от 9 июля 1999 г. № 280-З // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 2008. № 372. С. 1—9.
- О программе развития рынка ценных бумаг на 2011 — 2015 годы : постановление Совета Министров Респ. Беларусь и Национального банка Респ. Беларусь от 12 апреля 2011 г. № 482/10 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 2011. №5. С. 19—25.
- О ценных бумагах и фондовых биржах : Закон Респ. Беларусь от 16 июля 2010 г. № 172-З // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 2010. № 172. С. 1-13.
- Об утверждении инструкции о порядке выпуска, обращения и погашения государственных облигаций, номинированных в иностранной валюте, для физических лиц : постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 7 декабря 2012 года №69 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 2012.
- Об утверждении основных условий выпуска, обращения и погашения государственных облигаций, номинированных в иностранной валюте, для физических лиц : постановление Совета Министров Респ. Беларусь от 5 декабря 2012 года №1115 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 2012.
- Рынок ценных бумаг : учебник для вузов / А. И. Басов [и др.] ; под ред. В. А. Галанова, А. И. Басова. М. : Финансы и статистика, 2000. 352 с.
- Рынок ценных бумаг : учеб. пособие для вузов / В. С. Золотарев [и др.] ; под общ. ред. В. С. Золотарева. Ростов н/Д : Феникс, 2000. 352 с.
- Рынок ценных бумаг : учеб. пособие для вузов / Е. М. Шелег [и др.] ; под общ. ред. Е. М. Шелег. Минск : БГЭУ, 2000. 188 с.
- Тарасов В. И. Деньги, Кредит, Банки : учеб. пособие. М. : Мисанта, 2003. 352 с.
- Тихоненко Т. П., Казак В. А. Рынок ценных бумаг : учеб.-метод. пособие для вузов. Минск : Веды, 2004. 58 с.
- Чернова Т. А., Савруков Н. Т. Рынок ценных бумаг : конспекты лекций. СПб. : Политехника, 1999. 102 с.
- Шепелег Е. М. Рынок ценных бумаг : учеб. пособие для вузов. Минск : БГЭУ, 2000. 187 с.
