Инфляция и антиинфляционная политика в Республике Беларусь

Курсовая работа

Проблема инфляции занимает важное место в экономической науке, поскольку ее показатели и социально-экономические последствия негативно влияют на все аспекты жизни общества, а также играют важную роль в обеспечении экономической безопасности страны и мировой экономики.

Инфляция – повышение общего уровня цен; обесценение бумажных денег, которые находятся в обращении (падение их покупательной способности, которое проявляется в повышении цен на все товары и услуги).

Инфляция — очень сложное явление, которое связано с изменениями денежной массы и берет свое начало на денежном рынке. Проблема инфляции сложна и многогранна. Инфляционные процессы приводят к целому ряду негативных последствий.

Инфляция сейчас является одной из самых острых проблем современного экономического развития многих стран мира.

В Республике Беларусь, как и в других странах с переходной экономикой, резко усилились инфляционные тенденции. Экономическая политика в Республике Беларусь направлена ​​на снижение инфляции и поддержание стабильного обменного курса белорусского рубля. Приоритетной задачей является защита и обеспечение стабильности белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и обменного курса по отношению к иностранным валютам.

Все экономисты мира признают, что инфляция замедляет естественное расширение производственной деятельности экономики. А долговременная инфляция и вовсе губительна для экономики.

Проблема инфляции представляется наиболее актуальной для стран с переходной экономикой, таких как Республика Беларусь, где одновременно могут встречаться все виды инфляции: инфляция спроса, инфляция издержек, структурная инфляция, а также их подтипы.

Исходя из сформулированной актуальности темы, определим цели и задачи исследования:

Цель работы: попытка анализа особенностей инфляционных процессов в Республике Беларусь, а также антиинфляционной политики Беларуси.

Задачи: изучить особенности инфляционного процесса в Республике Беларусь и меры по их преодолению.

1. ИНФЛЯЦИЯ В БЕЛАРУСИ

1.1 Кейнсианская и монетаристская теории инфляции

Кейнсианская теория инфляции — вызвана избыточным спросом. Представители этой теории (Дж. М. Кейнс и Б. Хансен) исходят из анализа доходов и расходов хозяйствующих субъектов и влияния их на увеличение спроса. Они считают, что увеличение спроса со стороны государства и предпринимателей приводит к увеличению производства и занятости. В то же время увеличение спроса населения, поскольку он (спрос) носит непроизводительный характер, ведет к инфляции. В связи с этим они рекомендуют стимулировать государственные и частные инвестиции, но ограничивать заработную плату рабочих. В этой концепции, согласно Кейнсу, активную роль играет «эффективный» или денежный спрос, который должен создавать денежную массу. Причем Кейнс рассматривает два вида инфляции:

18 стр., 8767 слов

Кредитная система Республики Беларусь

... условиях; охарактеризовать кредитную систему Республики Беларусь, ее состояние, проблемы и перспективы развития. Работа курса основана на законодательных актах Республики Беларусь, теоретических и периодических ... кредитной системы в рыночных условиях. Объект исследования - кредитная система Республики Беларусь. Предмет исследования - направления развития кредитной системы. В соответствии с ...

  • полуинфляция (умеренная, или ползучая), т.е. такой рост денежной массы в условиях безработицы, который не представляет опасности, так как не столько приводит к росту цен, сколько способствует втягиванию безработных в процесс производства;
  • подлинная инфляция (галопирующая) — она возможна при достижении полной занятости, когда рост денежной массы целиком проявляется в росте цен на товары и услуги.

В связи с этим в своей работе «Общая теория занятости, процента и денег» (1936) Кейнс рекомендовал проводить снижение не номинальной, или «денежной», заработной платы, которая, по его словам, является «неподатливой» в силу упорного сопротивления трудящихся, а осуществлять «гибкую, инфляционную денежную политику», ведущую в конечном счете к снижению реальной заработной платы.

Монетаристская концепция инфляции. Представители данного направления (М. Фридмен и др.) рассматривают инфляцию как денежный феномен, т.е. результат избыточного количества денег в обращении. С этой целью они сопоставляют индексы денежной массы и физического объема ВНП. Здесь деньги играют активную роль, т.е. денежная масса «создает» спрос.

Монетаристы выступают против неокейнсианских мер антициклического регулирования, рассматривая развитие промышленного цикла как смену инфляции (подъем) и дефляции (кризис).

Отсюда они делают вывод; поскольку инфляция вызывает подъем промышленного производства, ее следует поддерживать в умеренных размерах.

Монетаристская теория инфляции связана с изучением денежной сферы экономики. На начальном этапе происходит увеличение объема производства за счет увеличения количества денег в обращении. Увеличение массы денег в обращении приводит к ускорению оборота платежей и вложению дополнительного капитала. В то же время темпы роста цен ниже, чем темпы роста количества денег в обращении.

На второй стадии процесса инфляции цены начинают расти быстрее, чем количество денег в обращении. Отсюда оборачиваемость денег (скорость их обращения) повышается быстрее, чем их количество в обращении. Все стремятся избавиться от денег. В связи с этим появляется понятие «горячие деньги». Постепенно приближается так называемая «критическая точка инфляции», характеризующаяся снижением покупательной способности валюты в обращении. И начиная с некоторого момента на определенную сумму денег можно приобрести все меньше и меньше товаров, несмотря на увеличение этой суммы

1.2 Особенности инфляции в Республике Беларусь

В Республике Беларусь, как и в других странах с переходной экономикой, резко усилились инфляционные тенденции.

Предпосылки роста инфляции в Беларуси к началу 90-х гг. ХХ в. были заложены в диспропорциональной структуре экономики. Унаследованная от советской экономики ресурсо- и транспортоемкая структура производственного сектора, ориентированная на дешевые энергетические ресурсы, высокая степень монополизации и милитаризации экономики, преобладание роста тяжелой промышленности над выпуском потребительских товаров, неэффективность сельского хозяйства и неразвитость сферы услуг, технологическая и инфраструктурная негибкость в условиях либерализации цен и открытия экономики в 90-е гг. стали основными инфляционными факторами. Также следует отметить, что нерациональная инвестиционная политика характеризуется долгосрочным строительством и разбросом средств по многим структурам. Возник дисбаланс между спросом и предложением. Начали расти цены, но не только как при классической инфляции. Потребительская корзина в начале 90-х гг. на 80 % состояла из дефицитных товаров.

В начале экономических реформ инфляция существовала в экономике республики в скрытом виде и имела следующие сущностные характеристики, аналогичные с переходными постсоветскими странами: общее превышение спроса над предложением (в потенциале — инфляция спроса), искаженные ценовые пропорции, отражающие деформированность структуры экономики: заниженность цен на сырье и преобладание неконкурентоспособной на мировом рынке продукции, высокие инфляционные ожидания населения.

Процесс нарастания инфляционной спирали представлен в таблице 1

Таблица 1

Год

1990

1991

1992

1993

1994

1995

1996

1997

1998

1999

ИПЦ

104,7

194

1071

1290

2321

809

153

164

173

394

Год

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

ИПЦ

269

161

143

128

118

108

106

102,4

101,2

104,1

В Беларуси ИПЦ рассчитывается на основе фиксированного набора из 314 потребительских товаров, групп товаров и платных услуг. Фиксированный набор потребительских товаров и услуг остается в течение определенного периода неизменным (применительно к условиям Беларуси – в течение года).

ИПЦ рассчитывается Министерством статистики и анализа с помощью специальной компьютерной программы.

Рост инфляционных процессов привел к сокращению количества плательщиков, увеличилось количество убыточных организаций, снизилась инвестиционная активность в экономике. [6, с.71].

Исследование феномена инфляции в белорусской экономике постсоветского периода в числе основных ее причин структурно-воспроизводственного порядка позволяет выделить следующие:

1) кризис в сфере производства, носивший характер дефицита и обусловленный технологической отсталостью и хроническими неплатежами;

2) монопольный характер белорусской экономики, препятствующий ее быстрой и эффективной структурной перестройке, а также либерализация цен в условиях монополизма производителя;

3) режим малого взаимодействия с мировым рынком, при котором рыночное поведение внутренних производителей не подкреплялось необходимой степенью открытости экономики, и отечественный экспорт был ориентирован в основном на российский рынок из-за низкой экспортоспособности товаров на мировом рынке, несоответствия среднего качества и высокой цены предлагаемых товаров;

4) «импортируемая’, прежде всего из России, инфляция. Значительную роль в инфляционных процессах в республике играет именно раскручивание спирали «цены на сырье (особенно на энергоресурсы) — общий уровень цен».

С начала кардинальных экономических преобразований и перехода инфляции из скрытой формы в открытую в ее развитии отчетливо прослеживаются 5 периодов, имеющие качественные характеристики:

1) 1991—1994 гг. — снижение всех макроэкономических показателей (1992—1994 гг. — гиперинфляция с выраженным инфляционным скачком цен);

2) 1995 —1996 гг. — период высокой инфляции, но уже с наметившейся тенденцией снижения ее темпов (приостановление обвального спада производства, снижение уровня дефицита госбюджета, а к концу периода — проявление положительной динамики ВВП, в 1996 г. прирост ВВП составил 2,8 %);м

3)1997— 1999 гг. — новый виток раскручивания инфляции и ее всплеск в 1999 г. (1997—1998 гг. — относительно высокие темпы прироста ВВП 11,4% и 8,4 %);

4) 2000—2001 гг. — период снижения темпов инфляции и их относительная стабилизация с замедлением темпов социально-экономического развития страны в начале периода (прирост ВВП в 1999 г. составил 3,4 %, в 2000 г. — 5,8%, в 2001 г. — 4,1 %).

5) 2002 – 2009 гг. Следующий этап развития экономики РБ можно назвать как межкризисный. В данный период мы видим стабилизацию инфляции, вернее ее постоянное уменьшение, и только с 2007 г. наблюдается рост инфляции (рис. 1).

Таблица  1

Рисунок 1. Инфляция в Беларуси 2000 – 2009 гг.

Разбивка на периоды обусловлена существенными различиями темпов инфляции на протяжении 1990—2009 гг. и спецификой этого процесса, протекающего с чередованием различных ее видов:

1. Высокий рост потребительских цен в 1992 г. ознаменовал в республике начало борьбы с инфляцией. Снижение и сдерживание темпов роста цен стало главной задачей макроэкономической политики последующих лет. С начала реформ и до середины 1993г. основным видом повышения цен в республике была инфляция спроса, факторами которой выступали ценовые диспропорции, отражающие деформированность структуры экономики. Из-за обвального роста цен предложение превысило спрос. В ответ на ограничение спроса компании не сдерживали рост заработной платы, но перестали выплачивать свои обязательства, денежной массы не хватало для удовлетворения существующего спроса, что приводило к задержкам выплат и, как следствие, к увеличению долга. В экономике республики возник кризис неплатежей, и огромные неконтролируемые государственные расходы стали еще одним важным фактором роста инфляции. Государство поддерживало убыточные предприятия, увеличивало государственный аппарат, тратило на социальные расходы, которые не всегда были оправданы, финансировало расходы, которые следовало переложить на самих экономических агентов. Увеличение денежной базы сопровождалось одновременным увеличением минимальной заработной платы, что повлияло на рост затрат. Увеличение денежной массы в результате кредитных вливаний не поспевает за ростом предложения товаров и услуг, и платежеспособный спрос не удовлетворяется. Эффект инфляционных ожиданий также способствовал возникновению большого разрыва между деньгами и предложением товаров. [6, с.72].

Со второй половины 1993 г. преобладающей формой инфляции в республике становится инфляция издержек. Причинами ее явились повышение цен на российское сырье и энергию до мирового уровня, значительный рост издержек производства, доходов населения в результате увеличения минимальной заработной платы и т.д. Наряду с инфляцией разворачиваются процессы рецессии.

2. Значительное снижение инфляции в 1995 г. (в 6 раз по сравнению с 1994 г.) практически не отразилось на состоянии экономики Беларуси, оно продолжало ухудшаться. Это свидетельствовало о том, что реальные проблемы большинства белорусских производителей: производственные, сырьевые, сбытовые, инфраструктурные, финансовые и т.д. — оставались нерешенными, а кредитная эмиссия представлялась наиболее простым и доступным средством поддержания экономики.

В 1996-2000 годах началась стабилизация экономической ситуации в стране и рост по важнейшим макроэкономическим параметрам. Изменилось сальдо внешнеторгового оборота — с -4,4% в 1995г. до -1,5% в 2000г:

3. 1997—1999 гг. — доминирующим видом выступала инфляция спроса, о чем свидетельствует превышающий рост индекса потребительских цен над индексом цен производителей промышленной продукции.

Причиной обострения инфляционных процессов в 1998—1999 гг. является ДКП (денежно-кредитная политика), связанная с опережающим эмиссионным кредитованием государственных программ в области жилищного строительства, а также последствиями финансового кризиса в России. [6, С.73].

4. С 2000 г. инфляции спроса и издержек тесно переплетаются, но структура ее стала преимущественно определяться «инфляцией издержек» (примерно на 75 %), что обусловлено ростом производственных затрат. В реальном секторе экономики наблюдается тенденция снижения важнейшего показателя эффективности производства — уровня рентабельности реализованной продукции, работ и услуг, который за 2001 г. составил всего лишь 8,2 % против 15,2% в 1999 г. и 22,1 % — в 1992 г., т. е. отмечалось функционирование затратной экономики. С 2000 г. в Беларуси стала проводиться достаточно жесткая денежно-кредитная политика, обеспечившая снижение темпов инфляции и создание условий для оздоровления финансовой сферы. Обеспечение положительного уровня реальных процентных ставок и стабилизация рыночного курса белорусского рубля способствовали достижению баланса между спросом и предложением на денежном рынке, а также повышению склонности к сбережению в национальной валюте. Опережающая по сравнению с инфляцией девальвация официального курса белорусского рубля по отношению к доллару США в сентябре 2000 г. привела к единому курсу белорусского рубля на валютном рынке. Существенные изменения в структуре экономики произошли за базовую пятилетку. Удельный вес добавленной стоимости промышленности в ВВП снизился с 27,6 % в 1995 г. до 25,5 % в 2003 г. Несколько повысился удельный вес строительства (с 5,4 до 6%) в основном за счет активизации жилищного строительства. Вместе с тем резко сократилась доля сельского хозяйства (с 15,1 до 7,7 %).

Наметилась тенденция к увеличению в структуре ВВП доли отраслей, оказывающих услуги (с 41,1 до 44,7 %).

Это связано с развитием инфраструктуры финансовых, страховых и других услуг.

5. Причина — высокие темпы экономического роста и мягкая денежно-кредитная политика. Одним из основных факторов, оказывающих стабилизирующее воздействие на общее состояние экономики Беларуси, долгое время оставалась политика стабильного курса национальной валюты по отношению к доллару США. С учетом инфляции в последние годы произошло значительное укрепление обменного курса белорусского рубля по отношению к основным валютам. Однако в условиях хронического дефицита платежного баланса такая политика привела к возникновению серьезных дисбалансов. В условиях разразившегося экономического кризиса и резкого падения спроса на продукцию традиционного белорусского экспорта и снижения поступления валютной выручки, правительство Беларуси вынуждено было провести одномоментную 20% девальвацию национальной валюты по отношению к доллару США.

С начала 2009 г., на фоне девальвации рубля и роста денежных доходов населения более чем на 20%, темп инфляции в Беларуси ускорился и в январе-апреле 2009 г. был выше, чем в среднем по СНГ.

Темп потребительской инфляции достиг 4-летнего максимума в середине 2008 г.

Тем не менее, высокая ставка рефинансирования Национального банка (14% с начала 2009 г.) позволила сдержать инфляционные тенденции (Рис. 2).

Таблица  2

Рисунок 2. Ставка рефинансирования и ИПЦ

Таким образом, в период 2002–2009 г. можно было видеть стабилизацию инфляции до приемлемых уровней, что означало нормальное развитие бизнеса, что в свою очередь стало предпосылкой экономического роста. Конечно, без инфляции экономический рост очень затруднен, поэтому инфляция все еще была довольно высокой. В 2009 г. при падении ВВП инфляция не упала, что стало следствием девальвации.

Специфика инфляции определяется условиями, в которых происходит процесс воспроизводства. Из-за отсутствия механизма внутренней стабилизации динамика инфляционного процесса в основном определяется институциональными и структурными изменениями. Инфляция вызвана отсутствием рыночного саморегулирования и способствует формированию институтов, владельцев, рыночной инфраструктуры и новой структуры белорусской экономики, которая вписывается в международное разделение труда.

Наряду с причинами инфляции, вытекающими из структуры народнохозяйственного комплекса республики, существуют причины и условия развития инфляции, которые находятся в «денежной сфере». Это последствия определенной финансово-бюджетной и денежно-кредитной политики (ДКП) государства, отразившиеся в инфляционных процессах.

В этих условиях необходима подробная научно обоснованная программа действий для реализации всего комплекса мер по переходу к рыночной экономике, главным образом в области финансовой стабилизации и укрепления денежно-кредитной системы. [6, С.74].

Основными причинами инфляции в Республике Беларусь являются:

1. Дефицит государственного бюджета. К ним относятся чрезмерная выдача наличных и неденежных форм, расширение масштабов банковских кредитов сверх реальных потребностей экономики, субсидии на неэффективное производство.

2. Ограничение конкуренции. Монополия крупнейших корпораций, компаний, компаний, которые самостоятельно устанавливают цену на рынке и определяют собственные затраты. В Беларуси очень много монополистических предприятий, как в добывающей отрасли (например: «Белоруськалий»), так и в остальных производствах (ОАО «Атлант», РУПП «Витязь», ОАО «Белтрансгаз», ОАО «Амкодор» и т.д.).

3. Долларизация экономики. Долларизация — это процесс замены слабой национальной валюты сильной валютой, в данном случае долларами, которые в большей или меньшей степени выполняют все функции денег, но, прежде всего, используются как средство сбережения. Например в январе-октябре 2009 года население Беларуси купило валюты в банках на 781,4 млн. долларов США больше, чем продало.

4. Мировой кризис. Мировой финансовый кризис, начавшийся в 2008 году, по-разному повлиял на всю мировую экономику и каждую страну в отдельности. Глубина ущерба экономике каждого государства разная, это зависит, прежде всего, от экономической стабильности страны. Рецессия ударила по экономике Беларуси позже и в меньшей степени, чем у наших соседей. Ведь до недавнего времени наша республика оставалась одной из немногих стран, в которой ВВП продолжал расти: за шесть месяцев 2009 г. — на 0,3 %, за семь месяцев — на 0,4 %, и лишь по итогам января — августа было зафиксировано снижение ВВП на 0,5 %. По итогам десяти месяцев индекс ВВП составил 99 %. Например, в России ВВП за тот же период упал до 88,2%, в Украине показатели еще ниже, например, ВВП снизился на 17,8 процентных пункта. В странах ЕС в 3 квартале ВВП сократился на 4,2%. Самый значительный спад среди стран ЕС был зафиксирован в Литве — на 14,2 процентных пункта. И все эти страны — наши важные рынки сбыта, и понятно, что такие результаты не лучшим образом сказываются на экономике Беларуси.

Вышеперечисленные причины являются основными, но не единственными, влияющими на инфляционные процессы в стране. Влияние роста цен на импортные товары, такие как газ, нефть, оказывает значительное влияние. Наконец, что не менее важно, роль играют так называемые «инфляционные ожидания», когда население начинает запасаться товарами для будущего использования, опасаясь повышения цен на сырье, оборудование и комплектующие и, следовательно, желая чтобы защитить себя. А внешний долг не снижает инфляцию, поэтому на 1 января 2010 года долг составлял 22 миллиарда. 29,9 млн. долларов США, что в расчете на душу населения составляет 2,3 тыс. долларов США по сравнению с 1,6 тыс. долларов США на начало 2009 года.

Следовательно, совокупность всех этих экономических факторов в большей или меньшей степени влияет на рост инфляции в Беларуси. Так, инфляция в 2009 году удалось удержать в рамках прогноза, который подразумевал, что индекс потребительских цен в стране вырастет не более чем на 9-11 %. Итоговый показатель задержался аккурат между верхней и нижней прогнозной планкой и составил 10,1 %. Это немного по сравнению с 13,3 % в 2008 году и 12,1 % в 2007 году.

2. АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

2.1 Антиинфляционная политика

В рыночной экономике, как показывает зарубежный опыт, избавиться от инфляции невозможно. Однако можно ее сделать умеренной и управляемой. Для борьбы с инфляцией государство проводит антиинфляционную политику, т.е. разрабатывает комплекс взаимосвязанных мероприятий, способствующих снижению инфляции и стабилизации уровня цен. Антиинфляционная политика — важный элемент макроэкономического регулирования. [1, c.142]. Так как окончательно избавиться от инфляции невозможно (рыночная экономика инфляционна по своей сути), задача антиинфляционного регулирования состоит в установлении контроля над инфляцией, снижении темпа роста цен до умеренного уровня. Выбор наиболее эффективных методов борьбы с инфляцией возможен только при выявлении ее первопричин. Как известно, инфляция вызвана дисбалансом между совокупным спросом и совокупным предложением. Дисбаланс может быть вызван увеличением спроса или уменьшением предложения. Обе причины могут существовать либо в отдельности, либо вместе. В странах СНГ они действуют одновременно, что затрудняет борьбу с инфляцией. Следовательно, комплекс антиинфляционных мер можно условно разделить на две группы. Один включает меры, которые направлены на снижение спроса, а другой — те, которые способствуют развитию, совершенствованию производства. [3, с.30]. Негативные социальные и экономические последствия инфляции вынуждают правительства разных стран проводить определенную экономическую политику — экспансию или сдерживание. Суть политики расширения заключается в том, что государство стремится увеличить совокупный спрос за счет увеличения государственных расходов или снижения налогов. Рост государственных расходов увеличивает покупательную способность экономики и, как следствие, общий объем спроса, что, в свою очередь, приводит к увеличению объемов производства. Снижение налогов действует в принципе таким же образом. На совокупный спрос можно повлиять путем стимулирования инвестиций, например, путем снижения процентной ставки, что удешевляет кредит на расширение производства. Политика сдерживания или ограничительная политика направлена ​​на снижение покупательной способности населения за счет сокращения государственных расходов или повышения налогов. Это также может включать повышение процентных ставок для ограничения инвестиций, тем самым снижая общий совокупный спрос. [1, c.180-181].

2.2 Основные направления и методы антиинфляционного регулирования в Республике Беларусь

Развитие инфляционного процесса зависит от проводимой государством экономической политики, в рамках которой, в частности, могут приниматься специальные антиинфляционные меры.

Наиболее вероятными в условиях повышения инфляции представляются такие меры, принимаемые государством и руководством предприятий, которые в той или иной мере будут направлены на компенсацию трудящимся потерь от удорожания потребительной корзины.

Государство при выборе методов макроэкономического регулирования может рассматривать различные системы мер в области налогово-бюджетной, денежно-кредитной, валютной и социальной политики. [9].

Первоочередная важность проблемы инфляции в экономике республики нашла отражение в основных направлениях денежно-кредитной политики. На протяжении ряда последних лет снижение ее является стратегической целью ДКП (денежно-кредитная политика), проводимой в республике. Однако меры, предпринятые органами государственного управления, хотя и позволили снизить инфляцию, но не решили в полной мере данную проблему. Ощущается необходимость дальнейшего снижения инфляции и установления полного контроля над инфляционными процессами в стране.

Инфляцию, развивающуюся в масштабах, подрывающих законы товарно-денежного обращения, можно считать одной из закономерностей переходного периода. Очевидно, что стержнем любой антиинфляционной политики является подавление причин инфляции и нейтрализация условий ее возникновения и развития.

В контексте детализации системных причин инфляция и стратегического курса на их подавление целесообразно выделить ряд факторов:

  • Удорожание импортируемых ресурсов (энергоносителей, металла и др.), а также любых импортных товаров и услуг в разрезе одной или нескольких отраслевых групп;
  • Рост оплаты труда работников в отдельной отрасли или любой группе отраслей;
  • Увеличение налогов на продукты вследствие изменения государственной налоговой политики;
  • Повышение взимаемых налогов на производство в одной отрасли или уменьшение субсидирования отдельных отраслей;
  • Снижение обменного курса национальной валюты;
  • Удорожание отечественной продукции различных отраслей, обусловленное иными причинами. [9].

Перечень системных факторов инфляции в республике указывает на то, что для борьбы с ней в наших условиях невозможно использовать только традиционный набор мер антиинфляционной политики. В условиях переходной экономики ни монетаристские, ни кейнсианские рецепты не дадут желаемого эффекта. Анализ общей динамики инфляционных процессов в экономике Беларуси позволяет сделать вывод о невозможности перенесения опыта применения антиинфляционных мер в странах с развитой рыночной экономикой на нашу действительность, где рыночные отношения с их инфраструктурой еще не имеют законченных форм.

В связи с возникновением хронической несбалансированности экономики в ходе радикальных экономических реформ необходимо разработать в условиях реформирования эффективную антиинфляционную политику. Необходимы кардинальные рыночные преобразования, прежде всего демонополизация, развитие конкуренции, либеральное, стимулирующее деловую активность, законодательство. Следует незамедлительно приступить к упрощению и оптимизации управления. Стержнем экономической политики должно стать развитие малого и среднего бизнеса.

Подавление инфляции в долгосрочном аспекте может быть достигнуто после создания надежного механизма, поддерживающего и стимулирующего инвестиционную деятельность. Инвестиции также зависят от текущих темпов инфляции.

Основы долгосрочного безинфляционного развития экономики закладываются на уровне предприятия, здоровое, в финансовом отношении, предприятие способное адекватно реагировать на колебания рыночной конъюнктуры, осуществлять техническое развитие производства, самостоятельно гасить факторы и предпосылки инфляции издержек. В настоящее же время действующие предприятия и производства испытывают большие экономические трудности, так как высокие издержки производства, низкий уровень рентабельности, значительные объемы скрытых дотаций на фоне низкой покупательной способности населения резко ограничили внутренние и внешние рынки сбыта. Изменения в структуре оборотных средств свидетельствуют об обострении проблемы сбыта, росте неплатежей и о крайне малой роли денежно-кредитной сферы в функционировании производства. Поэтому представляется важным оздоровление финансового состояния предприятий и скорейшее решение проблемы неплатежей.

В целях оздоровления финансового состояния предприятий акцент необходимо делать на смене механизмов ответственности. Для создания эффективного мотивационного механизма у субъектов хозяйствования — предпочтительнее использовать имущественную, а не административную ответственность. Но это возможно лишь при проведении надлежащих институциональных преобразований: приватизации, задействовании процедур банкротства, активизация фондового рынка и т. п. В определенной степени можно согласиться с позицией правительства, придерживающегося принципа индивидуального подхода к субъектам хозяйствования. Однако такой индивидуальный подход должен осуществляться в контексте рыночного поведения предприятий с ориентацией на конкуренцию, эффективность и самообеспечение. При этом он будет автоматически нести и большой антиинфляционный заряд. [6, С.75-76].

Развитие инфляционного процесса зависит также и от реализуемой государством валютной политики.Усиление инфляции оказывает дополнительное давление на обменный курс национальной валюты в сторону его понижения. Принимая в этих условиях решение о девальвации, государство допускает появление в экономике дополнительного инфляционного импульса, который в первую очередь проявляется в удорожании импортных товаров, а затем по цепочкам межотраслевых взаимосвязей переносится и на стоимость отечественной продукции, при производстве которой используется импортируемые сырье и комплектующие. [9].

Для того чтобы построить модель антиинфляционного регулирования, позволяющую эффективно управлять инфляционными процессами, необходимо выделить базовые факторы современной инфляция.

Все многообразие причин, вызывающих инфляцию, можно классифицировать следующим образом: экономические — внутренние (экономическое состояние), макроэкономические (состояние бюджета, платежного баланса, уровень развития производства и др.), глобальные (состояние мировых финансовых рынков); политические — внешние (введение таможенных и прочих запретов), внутренние (уровень доверия населения к правительству); психологические (инфляционные ожидания).

Из перечисленных факторов только внешние политические и глобальные экономические не поддаются регулированию, следовательно, снижение темпов инфляции до желаемого целевого норматива возможно при регулировании остальных факторов, которые можно свести к трем группам: монетарные, немонетарные и структурные. Таким образом, антиинфляционная политика должна включать три направления: меры по ограничению монетарных факторов инфляции, издержек и по структурному регулированию рынка. В общем виде основной причиной инфляции выступает несоответствие денежной и товарной массы. Управление инфляцией будет эффективным, если бюджетная, налоговая и денежно-кредитная политики будут скоординированы и иметь во главе общую цель — обеспечение экономического роста в стране и преодоление инфляции. При этом ДКП должна быть направлена на эффективное управление денежной массой, а бюджетно-налоговая политика должна содействовать развитию производства. Модель, взаимоувязывающая денежно-кредитную, бюджетную и налоговую политики, позволит создать стимул для развития производства, насыщения внутреннего рынка продукцией, сделать национальную экономику более защищенной от колебаний внешнеэкономической конъюнктуры и поможет эффективно управлять инфляцией.

В период действия указанной схемы должна быть достигнута финансовая стабилизация и осуществлено дальнейшее реформирование секторов экономики. Переход к ДКП на основе метода целевой инфляции будет эффективным в постстабилизационный период.

Основным направлением решения проблем социально-экономического развития Беларуси должно стать сочетание рыночного механизма с государственным регулированием экономики, роль которого возрастает в смешанной экономике. [6, С.76].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

С проблемой высокой инфляции сталкивались практически все страны, и каждая для решения этой проблемы использовала свои методы и пути ее решения.

Тема инфляции актуальна в любое время и для любой страны. В курсовой работе было рассмотрено особенности инфляции и антиинфляционные методы регулирования в Республике Беларусь. Инфляция это явление, не только связанное с движением денег, а является сложным социально-экономическим явлением, затрагивающим все стороны жизнедеятельности государства.

Также более подробно были рассмотрены основные причины инфляции в Республике Беларусь и антиинфляционные меры, принимаемые правительством по снижению инфляции в стране. Все вышеперечисленные мною ранее причины являются основными, но не единственными, которые оказывают влияние на инфляционные процессы в стране. Как и во всем мире у нас в Республике Беларусь разработан комплекс мер антиинфляционного регулирования, как на долгосрочную перспективу, так и на короткий отрезок времени.

Избавиться от инфляции невозможно, однако ее можно сделать умеренной и управляемой. Выходя из-под контроля, инфляция оказывает на ход экономического развития целый комплекс отрицательных, негативных явлений. Рост цен опережает рост количества денег в обращении, инфляция снижает мотивы к трудовой деятельности, усиливает социальную дифференциацию населения, ведет к снижению реальных доходов и обесцениванию сбережений населения. Инфляция приводит к потере у производителей заинтересованности в создании качественных товаров. При этом увеличивается выпуск товаров низкого качества, сокращается производство относительно дешевых товаров. Инфляция приводит к ухудшению условий жизни преимущественно у представителей социальных групп с твердыми доходами (пенсионеров, служащих, студентов, доходы которых формируются за счет госбюджета).

Но кроме негативных последствий, инфляция имеет и ряд позитивных функций. Многие экономисты придерживаются такой точки зрения, что незначительная инфляция, при ежегодном повышении цен на 3-4%, сопровождаемая соответствующим ростом денежной массы, способна стимулировать производство. Процесс инфляции ведет к тому, что рост массы денег в обращении ускоряет платежеспособный оборот, способствует активизации инвестиционной деятельности. От инфляции могут выиграть люди, взявшие деньги в кредит, если не оговорено, что процент за кредит должен учитывать инфляционный рост цен.

Таким образом, реализация мер по снижению уровня инфляции в Беларуси предполагает активное участие государства в регулировании экономики, согласованное действие различных государственных структур.

ЛИТЕРАТУРА

[Электронный ресурс]//URL: https://ddmfo.ru/kursovaya/inflyatsiya-i-antiinflyatsionnaya-politika-v-rb/

1. Базылев Н.И., Бондарь А.В., Гурко С.П. и др.; под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко/ Экономическая теория: Учебник. 2-е изд. перераб. и доп./ – Мн.: БГЭУ, 1997. – 550с.

2. Бондарь [и др.] / Макроэкономика: учебное пособие – Мн.: БГЭУ, 2009. – 415 с.

3. Елисеев А.С. Современная экономика: Учебное пособие. – 3-е издание – М.: Издательско-торговая корпорация «Дамков и Ко», 2007 – 504с.

4. Заико Л.Ф. Экономика Беларуси: через реформы к развитию / Л.Ф. Заико. – Мн.:Б.И., 1998. -53 с.

5. Ивашковский С. Н. Макроэкономика: Учебник. 2-е изд., испр., доп. — М.: Дело, 2002. — 472 с

6. Козаченко Л.Д. Инфляционные процессы в Беларуси: ключевые проблемы и пути повышения эффективности регулирования/ Л.Д. Козаченко// Вестник БГЭУ – 2006. — №2.-с.71-77

7. Козаченко Л.Д. Экономический анализ инфляции в Республике Беларусь / Л.Д. Козаченко// Вестник БГЭУ – 2007. — №2.-с.53-59

8. Криворотов Д. Выбор режима денежно-кредитной политики Республики Беларусь в среднесрочной перспективе / Банкаўскi веснiк. –– 2007 . — №1. – с.25-31.

9. Лемешевский И. М. Макроэкономика: мировой опыт и белорусская практика. Учебное пособие для студентов экономических специальностей вузов — 3-е изд. — Минск, 2009г. — 440 с.

10. Плотницкий М.И., Лобкович Э.И., Муталимов М.Г. и др. \Макроэкономика; Учеб. Пособие Под ред. М.И. Плотницкого. – 2-е изд., стер. – М.: Новое знание, 2004. – 426с.

11. Шимов В.Н. Экономическое развитие Беларуси на рубеже веков: проблемы, итоги, перспективы. Моногр. / В.Н. Шимов. 2-е изд. – Мн.-БГЭУ, 2003. – 229с.

12. www. bdg.by

13. www.belarus.regnum.ru

14. www.soyuz.by/