Актуальность и практическая значимость темы не вызывает сомнений. Банковская система, будучи одним из самых важных элементов экономики любого современного государства, оказывает огромное, разностороннее воздействие на жизнедеятельность общества в целом. Она не только обеспечивает аккумуляцию свободных денежных средств и их вовлечение в официальный оборот, но и является механизмом межотраслевого и межрегионального перераспределения денежного капитала, а также ключевым элементом расчетного и платежного механизмов хозяйственной системы страны.
Бесперебойное и эффективное функционирование государственных органов и учреждений, развитие суверенного государства в целом напрямую зависят от состояния банковской системы страны, от ее устойчивости и надежности. Без такой системы невозможно успешное осуществление государственных экономических, социальных, политико-правовых, экологических и других программ и проектов. Кредитные организации, и прежде всего, банки, являются основой двухуровневой банковской системы России. Именно банки, выступая в качестве финансовых посредников, обеспечивают взаимосвязь финансового и промышленного секторов экономики, предоставляют средства платежа и посредничают в кредите. Это требует разработки гражданско-правовых проблем правового положения банков, их видов и функций.
Современное развитие кредитных организаций и иных финансовых институтов предопределяет острую потребность в непрерывном совершенствовании механизма правового регулирования, расширении системы правовых средств регулирования банковской деятельности. Банковская деятельность является исключительным и публично необходимым видом частного предпринимательства, осуществляемым на финансовых рынках специальными субъектами. При этом банки, как финансовые посредники, неизбежно вовлекают в свою деятельность не только других частных субъектов предпринимательской деятельности, но и государство, вынужденное регулировать предложение денег в экономике различными инструментами денежно-кредитной политики. Эти обстоятельства обусловливают необходимость особого государственного контроля как за процессом создания, реорганизации и ликвидации банков, так и за осуществлением банковской деятельности Проблемы, связанные с правовым положением банков, их видами и функциями нашли отражение в работах многих советских и российских ученых-правоведов, таких как А.Г. Братко, П.Д. Баренбойм, А.В. Белов, А.В. Викулин, Я.А. Гейвандов, Ю.С. Голиков, О.Н. Горбунова, Е.Ю. Грачева, Л.Г. Ефимова, А.А. Жданов, И.В. Игнатовская, В.И. Лафитский, В.О. Лучин, В.В. Невинский, Ю.А. Тихомиров, Г.А. Тосунян, Н.И. Химичева, Н.Д. Эриашвили и др.
Система бухгалтерського обліку в банках України
... общую конституцию финансовой системы, правила установления деловых отношений. Глава книги призвана помочь потенциальным менеджерам с банковской информацией улучшить популярную технологию финансовых индикаторов ... кредиторів, органів банківського нагляду тощо), хоча активно використовується і керівниками банку (внутрішніми користувачами), а управлінський облік є конфіденційною (закритою) інформацією, ...
Объектом курсовой работы выступают общественные отношения, связанные с правовым положением банков как участников правоотношений, а предметом исследования – нормы гражданского и банковского законодательства, специальная литература, судебная практика.
Целью курсовой работы является комплексный анализ правового положения банков, для чего были поставлены следующие задачи:
- уточнить понятие и признаки банков;
- изучить функциональное назначение банков;
- классифицировать банки по различным критериям;
- проанализировать особенности правового статуса банков;
- выяснить особенности государственной регистрации и лицензирования банков.
Правовой статус кредитных организаций регулируется нормами различных отраслей права:
— в общих аспектах, как правовой статус субъекта предпринимательской деятельности — нормами конституционного права,
— непосредственно, как правовой статус субъекта, гражданско-правовых отношений — нормами гражданского права;
— как правовой статус субъекта банковских отношений, то есть субъект взаимоотношений с Банком России, по поводу соблюдения и исполнения правил проведения банковских операций — нормами банковского права.
Конституция Российской Федерации и другие федеральные законы предусматривают определенные гарантии правового статуса кредитной организации. Например, статьи 8, 34, 35 Конституции РФ предусматривают гарантии против незаконной конкуренции, против монополизации. Важно, чтобы эти гарантии реально действовали в банковской системе.
Следует различать правовой статус и правовое положение кредитной организации.
Общий правовой статус (правоспособность, права и обязанности) у всех российских кредитных организаций одинаков.
Правовое положение у всех разное в зависимости от того, в какие гражданско-правовые отношения вступает кредитная организация. Их может быть больше или, наоборот, меньше. Здесь все зависит от предпринимательской деятельности кредитной организации, от того, насколько эффективен ее банковский бизнес.
Однако и здесь должны быть созданы соответствующие гарантии. Смысл их состоит в том, чтобы в экономике страны были созданы одинаковые условия для предпринимательской деятельности всех субъектов. Для этого закон должен предусматривать равные условия бизнеса, с одной стороны, и более гибкие формы этого бизнеса — с другой.
Пока же Федеральный закон «О банках и банковской деятельности», на мой взгляд, предусматривает примитивный набор возможностей для выбора организационно-правовых форм банковского предпринимательства.
Если анализировать только догму банковского права, то получается, что банковское законодательство предусматривает только универсальные банки и другие кредитные организации. В ряде случаев закон не содержит признаков такого понятия, как государственный банк, хотя на практике некоторые банки, на мой взгляд, являются государственными (например, Сбербанк, Внешторгбанк).
Льготы и поощрения в праве
... даже злоупот-реблений*. Льготы – это элемент прежде всего специального правового статуса лица, механизм дополнения основных прав и свобод субъекта специфическими возможностями юридического характера. В-третьих, ... отношении властвующих лиц. Как монопольные, исключительные права они могут принадлежать в определенных случаях и гражданам, предприятиям, учреждениям, организациям и иным субъектам. Об этом ...
Нет в законодательстве понятий специализированного и регионального банка. В этом смысле набор статусов весьма однообразен.
Такое могло бы подходить к стабильной экономике, но никак не к переходной экономике России., Учитывая, что в России пока еще существуют проблемы с законностью в банковской
системе, как раз было бы полезным использование разнообразных организационно-правовых форм и видов кредитных организаций. Причем это должны быть непросто экономические или финансовые понятия, а четкие определения, закрепленные в законе. Пока же такой четкости нет. Поэтому банк может, например, называться сберегательным, но ничем, кроме названия, не отличаться от других банков.
В других странах эти вопросы решены однозначно., Например, банковская система Италии предусматривает государственные банки.
Или, например, посмотрим на банковскую систему Швейцарии. Это гибкая и разветвленная система. В ней есть крупные банки, есть частные банкирские дома, есть региональные банки, сберегательные кассы, ссудные кассы. В Швейцарии имеется 29 кантональных банков (так называемые «домашние банки» кантонов, которые работают именно и прежде всего в кантоне).
Все они являются государственными: государство отвечает по их обязательствам, а управление осуществляется с участием местных органов управления. Они универсальны. То же относится и к сберкассам и региональным банкам. Это весьма многочисленная и гетерогенная группа. Часть этих институтов принадлежит государству, а часть организована в форме товариществ. Тем не менее, вне зависимости от формы собственности целевой рынок здесь является локальным. Самая многочисленная (более 1000) — группа ссудных касс, организованная по немецкой системе Райффазена. Кредиты эти кассы выдают только своим членам.
Можно было бы приводить и другие примеры того, что во многих современных зарубежных странах существует разветвленная банковская система и в действующем законодательстве предусмотрены различные виды банков, а не только их общий правовой статус.
Однако следует перейти к анализу догмы банковского права.
Кредитная организация — это понятие, которое является общим для банков и небанковских кредитных организаций. Банк — это разновидность кредитной организации.
Кредитная организация
В этом определении содержится несколько существенных признаков.
Во-первых,
Поскольку в Федеральном законе сказано, что кредитная организация — это хозяйственное общество, которое образуется на основе любой формы собственности, то, стало быть, ее имущество как юридического лица не может принадлежать ей иначе, чем на праве собственности.
Принципиальное понимание кредитной организации как юридического лица и целого ряда связанных с этим пониманием финансовых вопросов основывается на положении, которое закреплено в п. 2 ст. 48 ГК РФ, где сказано, что «в связи с участием в образовании имущества юридического лица его учредители (участники) могут иметь обязательственные права в отношении этого юридического лица либо вещные права на его имущество. К юридическим лицам, в отношении которых их участники имеют обязательственные права, относятся хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы…»
Актив и капитал организации
... формы. К этой группе относятся исключительные права организации на объекты интеллектуальной собственности, а также приобретенные организацией права пользования земельными участками и отдельными природными ... заемный капитал). Собственный капитал представляет собой финансовые средства организации, принадлежащие ей на правах собственности и используемые для формирования определенной части активов. Эта ...
В связи с тем, что кредитная организация может быть создана только как хозяйственное общество, то, следовательно, ее участники имеют в отношении ее только обязательственные права.
Согласно ст. 7 Федерального закона кредитная организация должна иметь наименование. Кредитная организация имеет фирменное (полное официальное) наименование на русском языке, может иметь наименование на другом языке народов Российской Федерации, сокращенное наименование и наименование на иностранном языке. Кредитная организация имеет печать со своим фирменным наименованием.
Фирменное наименование кредитной организации должно содержать указание на характер деятельности этого юридического лица посредством использования слов «банк» или «небанковская кредитная организация», а также указание на ее организационно-правовую форму
Банк России обязан при рассмотрении заявления о регистрации кредитной организации запретить использование наименования кредитной организации, если предполагаемое наименование уже содержится в Книге государственной регистрации кредитных организаций. Использование в наименовании кредитной организации слов «Россия», «Российская Федерация», «государственный», «федеральный» и «центральный», производных от них слов и словосочетаний допускается в порядке, устанавливаемом законодательными актами Российской Федерации.