Теоретические и методологические основы исследования
По итогам 2024 года объем инвестиций в основной капитал Москвы впервые превысил 8 триллионов рублей, увеличившись за пять лет почти в два раза. Этот факт — не просто статистическая сводка, а прямое свидетельство беспрецедентной экономической устойчивости и структурной трансформации столицы в условиях глобальной турбулентности. В период 2023–2025 годов, когда российская экономика столкнулась с массированным санкционным давлением, разрывом логистических цепочек и острой необходимостью импортозамещения, инвестиционная деятельность Москвы стала не просто показателем роста, но и ключевым фактором обеспечения макрорегиональной стабильности и реализации национальных целей развития.
Актуальность настоящего исследования продиктована необходимостью системного анализа влияния изменившегося геополитического и экономического контекста на столичный инвестиционный климат. Целью работы является комплексное исследование текущего состояния, структуры и стратегических приоритетов инвестиционной деятельности в Москве (2023–2025 гг.), а также оценка эффективности механизмов поддержки и долгосрочных перспектив развития в контексте структурной перестройки экономики.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- Уточнить ключевой понятийно-категориальный аппарат и теоретические основы регионального инвестирования.
- Проанализировать динамику и структуру инвестиций в основной капитал Москвы в сравнении с общероссийскими показателями, подтвердив ее статус как ключевого инвестиционного полюса.
- Оценить влияние геополитических сдвигов на структуру инвестиций и проследить тенденцию смещения приоритетов в сторону интеллектуального капитала и импортозамещения.
- Рассмотреть стратегические приоритеты Правительства Москвы и уникальные механизмы привлечения частных инвестиций (ГЧП, офсетные контракты).
- Идентифицировать ключевые вызовы и риски, стоящие перед столичной инвестиционной деятельностью, и сформулировать долгосрочные перспективы развития до 2030 года.
Раскрытие и уточнение ключевого понятийно-категориального аппарата
Успешное аналитическое исследование требует четкого определения базовых терминов, регулируемых как федеральным законодательством, так и научной доктриной:
Привлечение инвестиций в предпринимательство: разработка инвестиционного ...
... исследования — разработка исчерпывающего аналитического плана, который объединяет теоретические основы инвестиционного менеджмента, продвинутый методический аппарат финансовой оценки и практические ... сформировать структуру управления, необходимую для привлечения более крупных венчурных инвестиций. Преобладание микропредприятий (61,52% из которых — индивидуальные предприниматели) обуславливает ...
- Инвестиционная деятельность (в широком смысле) представляет собой процесс вложения средств (инвестиций) в объекты предпринимательской или иной деятельности с целью получения дохода или иного полезного экономического, социального или экологического эффекта.
- Инвестиционный климат является более сложной, научно-обоснованной категорией. Он отражает привлекательность территории для потенциального инвестора и представляет собой совокупность двух ключевых, функционально взаимосвязанных компонентов: инвестиционной активности (реальный объем и динамика вложений) и инвестиционной привлекательности (совокупность объективных факторов, формирующих благоприятную среду, таких как правовая стабильность, инфраструктурная готовность и административные барьеры).
- Государственно-частное партнерство (ГЧП) определяется как юридически оформленное на определенный срок и основанное на объединении ресурсов и распределении рисков сотрудничество публичного и частного партнера, осуществляемое для привлечения частных инвестиций, обеспечения доступности и повышения качества товаров, работ или услуг.
- Прямые иностранные инвестиции (ПИИ) — это инвестиции, направленные на установление длительного контроля инвестора над хозяйственными операциями компании-получателя в другой стране. Согласно российской методологии, таковыми считаются вложения, обеспечивающие инвестору более 10% доли собственности в уставном капитале.
Теоретические концепции регионального инвестирования
Основой для понимания доминирующей роли Москвы как инвестиционного центра служит Теория полюсов роста, разработанная французским экономистом Франсуа Перру. В рамках этой концепции региональное развитие неравномерно и концентрируется вокруг определенных «полюсов» или центров роста.
Теория полюсов роста (Ф. Перру) утверждает, что ведущую роль в развитии региона играют лидирующие, динамично развивающиеся отрасли (например, высокотехнологичное машиностроение, IT-сектор, финансовые услуги).
Эти отрасли, сосредоточенные в крупном экономическом центре (Москве), создают новые товары и услуги и порождают мощный кумулятивный эффект, вызывая цепную реакцию возникновения и роста смежных производств и промышленных центров. Таким образом, Москва выступает не просто как столица, но как крупнейший национальный «полюс роста», генерирующий инвестиционные потоки и инновации, которые распространяются на другие регионы. И что из этого следует? Понимание этого принципа позволяет руководству города целенаправленно усиливать секторы, обладающие наибольшим мультипликативным потенциалом, обеспечивая экономический подъем не только столицы, но и сопряженных территорий.
Москва как ключевой инвестиционный полюс и ее макроэкономический статус (2023-2025 гг.)
Роль Москвы в инвестиционном ландшафте России невозможно переоценить. Столица является не только административным, но и финансово-инновационным центром, что делает ее абсолютным лидером по притяжению инвестиционных потоков. Анализ динамики и структуры инвестиций в основной капитал (ИОК) позволяет убедиться в ее исключительной устойчивости даже на фоне глобальных экономических шоков.
Сравнительный анализ динамики инвестиций в основной капитал
В последние годы Москва демонстрирует стабильно высокий уровень инвестиционной активности, являясь локомотивом для всей страны.
Таблица 1. Динамика инвестиций в основной капитал Москвы и РФ (2024 год)
Показатель | Москва | Российская Федерация (Общий объем) | Доля Москвы в РФ |
---|---|---|---|
Объем ИОК (2024 г., трлн руб.) | 8,0+ | 39,53 | 20,5% |
Рост ИОК (2024 г., в сопоставимых ценах) | 4,4% | 7,4% | — |
Рост ИОК за 2019–2024 гг. | 95,1% (почти в 2 раза) | — | — |
Источник: Росстат, Департамент экономической политики и развития г. Москвы (данные 2024 г.)
Несмотря на то, что рост инвестиций в основной капитал по России в 2024 году (7,4%) превзошел московский показатель (4,4%), абсолютные цифры и долговременная динамика свидетельствуют о лидерстве столицы. Объем инвестиций в Москве впервые превысил 8 триллионов рублей, а ее доля в общероссийском объеме (20,5%) подчеркивает исключительную концентрацию капитала. Важно отметить, что такой уверенный рост, достигающий почти двукратного увеличения за пять лет (95,1%), стал возможен благодаря целенаправленной политике Правительства Москвы, направленной на снижение административных барьеров, развитие инфраструктуры и активное использование инструментов ГЧП.
Глобальный макроэкономический статус столицы
Инвестиционная привлекательность Москвы имеет не только национальное, но и глобальное измерение. По объему валового регионального продукта (ВРП), рассчитанному по паритету покупательной способности (ППС), Москва входит в число крупнейших городских экономик мира.
Согласно оценкам на 2024–2025 годы, ВРП Москвы превышает 32,3 триллиона рублей. В мировом рейтинге городских экономик по ППС Москва занимает второе место с оценкой 1,390 триллиона долларов США, уступая лишь Нью-Йорку и опережая такие мегаполисы, как Шанхай.
Этот статус является фундаментальным обоснованием для инвестирования, поскольку он гарантирует:
- Масштаб рынка: ВРП в размере $1,390 трлн обеспечивает огромную емкость потребительского и индустриального рынка.
- Экономическую диверсификацию: Высокий ВРП является результатом развитой финансовой системы, мощного IT-сектора, современной промышленности и сектора услуг.
- Высокий уровень инфраструктурной готовности: Для поддержания такого объема экономики требуются соответствующие инвестиции в транспорт, энергетику и связь, что снижает риски для частного капитала.
Таким образом, Москва выступает не просто как один из субъектов РФ, а как самостоятельный, глобально значимый инвестиционный полюс, чья устойчивость и потенциал многократно превышают средние региональные показатели. Разве не это является наиболее веским аргументом для привлечения долгосрочного, стратегического капитала?
Новая структура инвестиций и адаптация экономики Москвы к санкционному давлению
Геополитические сдвиги, начавшиеся в 2022 году, поставили перед экономикой Москвы задачу быстрой адаптации и структурной перестройки. Разрыв традиционных кооперационных цепочек и беспрецедентное санкционное давление актуализировали политику импортозамещения. Анализ структуры инвестиций в основной капитал показывает, что Москва не просто сохранила объемы вложений, но и изменила их вектор в сторону развития экономики знаний и укрепления технологического суверенитета.
Анализ структуры инвестиций в интеллектуальный капитал
Наиболее ярким свидетельством структурной трансформации является смещение приоритетов инвестирования в сторону нематериальных активов и интеллектуального капитала.
Структура инвестиций в основной капитал Москвы (I квартал 2025 года):
Направление инвестирования | Доля, % | Характеристика |
---|---|---|
Машины и оборудование | ~34% | Обновление и расширение производственных мощностей |
Объекты интеллектуальной собственности (НИОКР, ПО) | 20,6% | Ключевой показатель перехода к экономике знаний |
Нежилые здания и сооружения | ~22% | Строительство и реконструкция |
Прочее | ~23,4% | Капитальный ремонт, транспорт, жилье |
Источник: Аналитический центр Москвы, I кв. 2025 г.
Инвестирование 20,6% общего объема капитала в объекты интеллектуальной собственности (программное обеспечение, научные исследования и разработки) является уникальным показателем для российской экономики. Это демонстрирует:
- Приоритет инноваций: Частный капитал, поддерживаемый городскими программами, активно вкладывается в создание собственных технологий и цифровых решений, замещая иностранные аналоги.
- Формирование технологического суверенитета: Высокий уровень инвестиций в НИОКР закладывает основу для долгосрочной конкурентоспособности и независимости в критически важных секторах.
Кроме того, в отраслевой структуре инвестиций (данные 2024 года) лидируют: развитие телекоммуникаций и IT (18%), строительство (15,8%) и финансовая деятельность (13,2%), а также научная деятельность (12%), что подтверждает статус Москвы как постиндустриального центра.
Успешная адаптация и рост высокотехнологичных отраслей
Политика импортозамещения не осталась на бумаге. Московская промышленность продемонстрировала уверенный рост в высокотехнологичных отраслях, став наглядным примером успешной адаптации к внешним ограничениям.
Объем производства высокотехнологичных отраслей (включая выпуск компьютеров, электроники, оптического оборудования) вырос в период 2019–2024 годов более чем в три раза — на 221,5%. Это означает, что меры поддержки не просто удержали бизнес на плаву, но и спровоцировали качественный скачок в развитии.
Этот феноменальный рост обусловлен несколькими факторами:
- Срочная необходимость замещения: Уход крупных иностранных поставщиков создал огромный внутренний спрос, который был быстро замещен местными производителями.
- Меры поддержки: Городские власти предоставили льготы и гранты для скорейшего запуска новых производств и модернизации существующих мощностей.
- Кадровая база: Москва располагает крупнейшим в стране пулом высококвалифицированных специалистов и развитой научной базой, способной обеспечить оперативное масштабирование НИОКР.
Таким образом, обрабатывающие отрасли и сектор услуг, включая МСП, стали основой устойчивости городской экономики, компенсируя негативное влияние санкций.
Динамика и волатильность прямых иностранных инвестиций (ПИИ)
Несмотря на стабильный рост внутренних инвестиций, внешние факторы оказали критическое влияние на потоки прямых иностранных инвестиций (ПИИ).
Данные Банка России показывают, что после февраля 2022 года наблюдается высокая волатильность ПИИ с отчетливой тенденцией к оттоку капитала:
- I квартал 2022 года: зафиксирован рекордный чистый отток ПИИ в размере –21,918 млрд долларов США.
- II квартал 2025 года: чистый отток составил –500 млн долларов США.
Хотя объемы оттока снизились по сравнению с пиковым периодом 2022 года, сохранение отрицательного баланса указывает на продолжающуюся осторожность иностранных инвесторов, обусловленную геополитическими рисками и необходимостью вывода капитала компаниями, прекращающими деятельность в России. В этих условиях, стратегическая задача Москвы состоит в максимальном замещении внешних источников финансирования внутренними. Рост инвестиций в основной капитал обеспечивается, в основном, за счет российских источников (прибыль предприятий, банковские кредиты, бюджетные средства), в то время как доля иностранных и совместных инвестиций остается либо на неизменном, либо на снижающемся уровне.
Стратегические приоритеты и уникальные механизмы привлечения частных инвестиций
В условиях сокращения внешнего финансирования и необходимости масштабного импортозамещения Правительство Москвы сосредоточилось на двух взаимосвязанных стратегических целях до 2025 года: улучшение инвестиционного климата с учетом социальных и градостроительных приоритетов и увеличение доли частных инвестиций в реальном секторе для замещения бюджетных средств. Ключевой приоритет — поддержка реального сектора экономики, объединяющего промышленность, науку, IT и высокотехнологичные разработки. Для достижения этих целей город активно использует продвинутые инструменты Государственно-частного партнерства.
Развитие механизмов Государственно-частного партнерства (ГЧП)
Москва заслуженно лидирует в России по уровню развития ГЧП. В 2024 году город получил 85,3 балла в рейтинге Минэкономразвития, подтверждая свою роль пионера в этой области. Всего в столице реализуется свыше 750 проектов, использующих различные механизмы ГЧП и концессий. На сегодняшний день 11 проектов реализуются в рамках классических форм ГЧП (соглашения о ГЧП и концессии) с общим объемом инвестиций свыше 300 млрд рублей.
Кейсы крупных проектов ГЧП (2023-2025 гг.):
- Транспортная инфраструктура: Запуск в 2023 году проспекта Багратиона (Северный дублер Кутузовского проспекта) является одним из крупнейших концессионных проектов, привлекшим частные инвестиции в размере приблизительно 68 млрд рублей.
- Экология и Промышленность: В 2023 году был реализован проект по строительству завода по сбору и переработке электронного оборудования. Это первое в Москве ГЧП-соглашение в сфере экологии, заключенное на 20 лет. Город предоставил инвестору готовую площадку, а частный партнер обязался организовать полный цикл производства, соответствующий высоким экологическим стандартам.
Подобные механизмы позволяют городу оперативно модернизировать инфраструктуру и реализовывать социально значимые проекты, не увеличивая при этом прямой бюджетный дефицит. Важный нюанс здесь упускается: эти проекты, особенно в сфере транспорта, не только решают текущие проблемы, но и повышают общую инвестиционную привлекательность города, гарантируя бизнесу быструю окупаемость за счет снижения операционных расходов.
Механизм офсетных и межрегиональных офсетных контрактов
Уникальным инструментом, направленным на импортозамещение и локализацию производств, являются офсетные контракты. С 2017 года Москва заключила 7 таких контрактов (на производство лекарств, медизделий и детского питания), которые обязали частных инвесторов вложить в создание производств 12,9 млрд рублей в обмен на гарантированный долгосрочный сбыт продукции для городских нужд.
Офсетные контракты обладают двойным эффектом: они гарантируют сбыт, что снижает инвестиционные риски для бизнеса, и одновременно обеспечивают городу стабильные поставки критически важной продукции, нивелируя зависимость от внешних рынков.
В 2024 году Москва сделала следующий стратегический шаг, став пе��вым регионом в России, заключившим межрегиональные офсетные контракты (с Карелией, Оренбургской и Владимирской областями).
Общая сумма инвестиций в создание новых производств в этих регионах составила более 3 млрд рублей.
Значение межрегиональных офсетных контрактов:
- Региональная интеграция: Они способствуют развитию производственной кооперации между субъектами РФ, распространяя инвестиционный эффект от «полюса роста» (Москвы) на соседние территории.
- Снижение логистических рисков: Локализация производств в соседних регионах позволяет сократить транспортные расходы и повысить устойчивость снабжения.
- Укрепление импортозамещения: Создание новых производственных мощностей в регионах за счет московского спроса способствует общенациональному технологическому суверенитету.
Инвестиции в инновационную инфраструктуру
Одним из ключевых стратегических приоритетов является развитие инновационной инфраструктуры, которая служит магнитом для высокотехнологичного бизнеса. Центром этой работы является Московский инновационный кластер (МИК).
Московский инновационный кластер (МИК), созданный в 2018 году, объединяет тысячи компаний, работающих в сфере высоких технологий. С момента создания участники МИК привлекли почти 49,1 млрд рублей частных инвестиций. При этом более 9,8 тыс. компаний получили свыше 20,5 млрд рублей в виде грантов и субсидий от города.
Долгосрочная стратегия предусматривает значительное расширение этой инфраструктуры. До 2030 года в технопарки Москвы планируется инвестировать 475 млрд рублей с целью удвоения числа резидентов. Эти инвестиции включают создание новых лабораторных комплексов, промышленных площадок и центров обработки данных, что является прямой реализацией цели по созданию и внедрению передовых технологических разработок.
Вызовы, риски и долгосрочные перспективы развития (до 2030 года)
Несмотря на впечатляющие результаты в адаптации и росте инвестиционной активности, инвестиционная деятельность Москвы остается подверженной ряду макроэкономических и региональных рисков. Успешное достижение долгосрочных стратегических целей до 2030 года зависит от способности города нейтрализовать эти вызовы.
Оценка макроэкономических и региональных рисков
Основной комплекс рисков носит макроэкономический характер и связан с денежно-кредитной политикой Центрального банка РФ:
- Риски «жесткой посадки» экономики: Сохранение высокой ключевой ставки Банка России, направленной на сдерживание инфляции, может привести к удорожанию кредита, снижению маржинальности инвестиционных проектов и, как следствие, к «переохлаждению» экономики. Инвесторы откладывают долгосрочные проекты из-за высокой стоимости привлечения капитала.
- Инфляционное давление: Сохранение высокой инфляции снижает реальную доходность инвестиций и усложняет долгосрочное финансовое планирование, особенно в инфраструктурных проектах.
- Геополитическая неопределенность: Несмотря на адаптацию, сохраняющаяся внешняя неопределенность продолжает сдерживать приток ПИИ и может влиять на доступ к критически важным импортным компонентам.
На региональном уровне, согласно Инвестиционной стратегии города, сохраняются такие проблемы, как:
- Низкий уровень защиты прав собственности (общероссийский контекст).
- Распространенность неэкономических методов конкуренции, которые могут создавать неравные условия для инвесторов.
Меры Правительства Москвы по повышению инвестиционной устойчивости
В ответ на макроэкономические и геополитические шоки Правительство Москвы оперативно приняло и реализовало масштабный пакет антикризисных мер, нацеленных на поддержание стабильности и повышение инвестиционной устойчивости бизнеса. Общая сумма льготных кредитов, грантов, субсидий и налоговых послаблений, предоставленных малому, среднему и крупному бизнесу, превысила 100 млрд рублей.
Ключевые механизмы повышения устойчивости:
- Льготное кредитование: Субсидирование процентной ставки по кредитам для пополнения оборотных средств и реализации инвестпроектов.
- Гранты на локализацию: Прямая финансовая поддержка компаниям, запускающим импортозамещающие производства.
- Снижение административных барьеров: Ускорение процедур выдачи разрешений на строительство и ввод объектов в эксплуатацию, что критически важно для сокращения сроков окупаемости инвестиций.
Эти меры позволили сохранить высокую инвестиционную активность, обеспечили финансовую подушку безопасности для предприятий и способствовали успешной адаптации экономики, о чем свидетельствует впечатляющий рост высокотехнологичных отраслей.
Прогноз и стратегическое видение до 2030 года
Долгосрочные перспективы развития инвестиционной деятельности Москвы тесно связаны с целями национального развития и стратегией структурной перестройки экономики. Ключевая задача стратегии развития бизнеса до 2030 года – это создание и внедрение передовых технологических разработок. Это означает окончательный переход от экономики, зависящей от сырьевого экспорта и импорта технологий, к экономике, основанной на собственном интеллектуальном капитале.
Стратегические направления до 2030 года:
Направление | Целевой показатель / Инвестиции | Связь с нац. целями |
---|---|---|
Инновационная инфраструктура | Инвестиции 475 млрд руб. в технопарки, удвоение числа резидентов МИК. | Ускорение технологического развития РФ. |
Реальный сектор | Сохранение двукратного роста инвестиций в основной капитал в высокотехнологичных отраслях. | Обеспечение технологического суверенитета и импортозамещения. |
ГЧП и Инфраструктура | Расширение практики офсетных и межрегиональных офсетных контрактов. | Развитие региональной кооперации и создание комфортной городской среды. |
Прогноз до 2030 года оптимистичен. Учитывая, что Москва уже занимает второе место в мире по объему ВРП (по ППС), ее стратегическая ориентация на интеллектуальный капитал и развитие ГЧП позволяет ожидать, что город сохранит роль главного национального инвестиционного центра, способного генерировать устойчивый рост, несмотря на внешние ограничения. В результате, Москва укрепит свои позиции как глобальный центр инноваций, а не просто финансово-торговая столица.
Заключение
Проведенное исследование подтвердило тезис о том, что инвестиционная деятельность в Москве в период 2023–2025 гг. продемонстрировала не только количественный рост (объем ИОК превысил 8 трлн руб., увеличившись почти в два раза за 5 лет), но и глубокую структурную устойчивость на фоне беспрецедентных геополитических и санкционных вызовов.
Ключевые выводы по исследовательским вопросам:
- Динамика и статус: Москва сохраняет статус ключевого инвестиционного полюса, обеспечивая 20,5% общероссийского объема инвестиций в основной капитал. Ее глобальный макроэкономический статус (второе место в мире по ВРП по ППС, $1,390 трлн) является фундаментальной основой инвестиционной привлекательности, подтверждая жизнеспособность Теории полюсов роста в столичном контексте.
- Структурная трансформация: Экономика Москвы успешно адаптировалась к санкциям, о чем свидетельствует кардинальное изменение структуры инвестиций: более 20% ИОК направлено в объекты интеллектуальной собственности (НИОКР, ПО).
Этот показатель, наряду с трехкратным ростом высокотехнологичных отраслей (+221,5% за 2019–2024 гг.), подтверждает переход к модели экономики знаний и достижение технологического суверенитета.
- Механизмы привлечения: Стратегические приоритеты реализуются через эффективные и инновационные механизмы ГЧП. Москва является лидером в этой сфере, о чем свидетельствует высокий рейтинг (85,3 балла) и реализация крупных инфраструктурных и промышленных проектов. Внедрение межрегиональных офсетных контрактов стало уникальным ответом на вызовы импортозамещения, стимулируя инвестиции в регионы РФ и укрепляя производственную кооперацию.
- Вызовы и Перспективы: Основные риски связаны с макроэкономической неопределенностью (высокая ключевая ставка) и сохраняющейся волатильностью ПИИ. Однако Правительство Москвы эффективно нейтрализует эти риски пакетом антикризисных мер на сумму свыше 100 млрд рублей. Долгосрочная стратегия до 2030 года, сфокусированная на инвестициях в инновационную инфраструктуру (475 млрд руб. в технопарки) и создании передовых технологий, гарантирует сохранение лидерских позиций и соответствие целям национального развития.
Таким образом, поставленные в работе цели достигнуты. Исследование подтверждает, что инвестиционная деятельность в Москве, несмотря на внешние шоки, демонстрирует высокую структурную устойчивость, опираясь на внутренний капитал и инновационные инструменты государственного регулирования.
Список использованной литературы
- Бюджет города Москвы [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://budget.mos.ru/project_main (дата обращения: 09.10.2025).
- Гаврилюк У. А. Инвестиционная деятельность: понятие, правовые формы // КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/investitsionnaya-deyatelnost-ponyatie-pravovye-formy (дата обращения: 09.10.2025).
- Горемыкина Е. И. Понятие и сущность инвестиционной деятельности // КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-i-suschnost-investitsionnoy-deyatelnosti (дата обращения: 09.10.2025).
- Динамика основных показателей бюджета Москвы [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://budget.mos.ru/budget_rates (дата обращения: 09.10.2025).
- Закон о бюджете города Москвы на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://budget.mos.ru/budget_summary (дата обращения: 09.10.2025).
- Инвестиционная активность российских промышленных производств в 2014 г. – М.: НИУ ВШЭ, 2015. – 13 с.
- Инвестиционная привлекательность регионов: новые вызовы и возможности для инвесторов | Эксперт РА // RAEX. URL: https://raexpert.ru/ (дата обращения: 09.10.2025).
- Инвестиционная стратегия Москвы до 2025 года [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://investmoscow.ru/media/234941/Инвестиционная-стратегия-Москвы-до-2025-года.pdf (дата обращения: 09.10.2025).
- Инвестиционная стратегия города Москвы на период до 2025 года. URL: https://strategy24.ru/ (дата обращения: 09.10.2025).
- Информационно-аналитический материал на тему: «О развитии государственно-частного партнерства в России» // Госуслуги. URL: https://gosuslugi.ru/ (дата обращения: 09.10.2025).
- МВФ ухудшил прогноз падения ВВП России в 2015 году с 3,0 до 3,8% [Электронный ресурс] // ТАСС. Режим доступа: http://tass.ru/ekonomika/1879720 (дата обращения: 09.10.2025).
- Москва в цифрах // Инвестиционный портал Москвы. URL: https://investmoscow.ru/ (дата обращения: 09.10.2025).
- Москва заключила четвертый межрегиональный офсетный контракт // Официальный сайт Мэра Москвы. URL: https://www.mos.ru/ (дата обращения: 09.10.2025).
- Николаева И.П. Экономическая теория. – М.: Дашков и Ко, 2012. – 328 с.
- Носова С.С. Микроэкономика. Макроэкономика: учебник. — М.: Кнорус, 2013. — 472 с.
- Полбин А. Почему в Россию так мало инвестируют: в кризисе ли дело? [Электронный ресурс] // РБК. Режим доступа: http://daily.rbc.ru/opinions/economics/03/04/2015/551e50dc9a7947693bd00956 (дата обращения: 09.10.2025).
- Пономарева И. В. Иностранные инвестиции в экономике России: динамика, анализ, проблемы // Молодой ученый. — 2014. — №12. — С. 169-174.
- Правительство Москвы утвердило прогноз социально-экономического развития на 2023–2025 годы // Официальный сайт Мэра Москвы. URL: https://www.mos.ru/ (дата обращения: 09.10.2025).
- Распоряжение Правительства Москвы от 14 октября 2014 г. № 563-РП «Ключевые направления бюджетной и налоговой политики города Москвы на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://budget.mos.ru/project_directions (дата обращения: 09.10.2025).
- Российский экономический кризис: антирекорды 2014 года в графиках [Электронный ресурс] // РБК. Режим доступа: http://www.rbc.ru/rbcfreenews/551f1aa39a79475da1997a3c (дата обращения: 09.10.2025).
- Сергей Собянин назвал ключевые направления инвестирования в экономику Москвы // Газета «Метро». URL: https://gazetametro.ru/ (дата обращения: 09.10.2025).
- Соболь Т. С. Государственно-частное партнерство как инструмент повышения инвестиционной привлекательности региона // КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvenno-chastnoe-partnerstvo-kak-instrument-povysheniya-investitsionnoy-privlekatelnosti-regiona (дата обращения: 09.10.2025).
- Экономическая теория. Экспресс-курс: учебное пособие / коллектив авторов; под ред. А.Г. Грязновой, Н.Н. Думной, А.Ю. Юданова. — 7-е изд., стер. — М.: КНОРУС, 2014. — 608 с.