Инвестиции как фактор экономического роста

Курсовая работа

Глобализация оказывает все большее влияние на развитие мирохозяйственных связей, в частности – на движение прямых иностранных инвестиций (ПИИ).

Либерализация мировой торговли, снижение тарифных барьеров и уменьшение ограничений на потоки капитала лишают национально-территориальные государства некоторых из их полномочий по контролю над экономикой. Растущая глобальная конкуренция побуждает компании все больше и больше перемещать свой бизнес в те регионы мира, где предлагаются более выгодные сделки. Для стран, преследующих цели экономической модернизации, как никогда важно создать благоприятный климат для инвестиций.

Россия обладает высоким потенциалом развития, что открывает ей значительные перспективы по участию в мировом рынке ПИИ. Широкомасштабное привлечение ПИИ, научно-технических знаний и ноу-хау, организационного опыта позволит быстрее компенсировать недостаток внутренних источников частного инвестиционного капитала, преодолеть отставание России в ряде ключевых секторов хозяйства и кардинально трансформировать их, а также создать качественно новые отрасли и производства, основанные на высоких технологиях. В связи с этим актуализируется задача разработки политики по привлечению прямых иностранных инвестиций, адекватной долгосрочной стратегии государства или перехода российской экономики от сырьевой к инновационной.

Несмотря на то, что с 2000 г. наблюдается устойчивый приток прямых иностранных инвестиций в Россию, ни достигнутые масштабы ПИИ, ни их отраслевое и территориальное распределение пока не обеспечивают условий для кардинальной структурной перестройки отечественной экономики, обновления основных фондов и технологической базы.

Несмотря на небольшой рост прямых иностранных инвестиций в обрабатывающую промышленность, их наибольшая концентрация по-прежнему приходится на добывающие отрасли. Суммарная доля инвестиций в производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования, продукции машиностроения от общего объема составляет чуть более двух процентов. Территориальная структура инвестиций также крайне неравномерна. Инвестиционные фонды в основном сосредоточены в десяти субъектах Российской Федерации: крупных мегаполисах и богатых природными ресурсами регионах.

Одна из причин подобного положения связана с тем, что осуществляемые до настоящего времени правительством меры, которые можно отнести к инвестиционной политике, были направлены, главным образом, на увеличение объема инвестиций в целом и не увязывались с заявляемыми приоритетами промышленной политики. Не было стратегической ориентации в системе предоставления государственных льгот иностранным инвесторам.

23 стр., 11376 слов

Инвестиции и их роль в экономике

... заемные финансовые средства инвесторов (кредитные ресурсы); 5) иностранные инвестиции (в том числе приоритетно - прямые инвестиции); 6) привлеченные средства (средства от продажи акций, ... чистого капиталообразования обеспечивается предприятием путем использования капитала как инвестиционного ресурса лишь в реальном секторе экономики (промышленно, сельскохозяйственной, торговой и других аналогичных ...

ПИИ могут сыграть положительную роль в переходе России к инновационной экономике только в случае тщательного изучения концептуальных подходов к их регулированию, установления четких приоритетов проводимой в этой сфере политики. Созданные для ее реализации механизмы должны органично вписаться в промышленную, региональную и научно-техническую стратегию страны.

Актуальность темы труда обусловлена ​​растущими объемами ПИИ в мире, их растущим влиянием на различные сферы экономики стран мира, в том числе России, и особенно в развивающихся странах и странах с переходной экономикой.

Глава 1. РОЛЬ ИНВЕСТИЦИЙ В РАЗВИТИИ ЭКОНОМИКИ

1.1. Глобализация мировой экономики и прямые иностранные инвестиции

В современных условиях прямые иностранные инвестиции претерпевают метаморфозу. Меняются как формы ПИИ, так и их содержание. Существенные изменения происходят также в мотивации основных участников глобального рынка ПИИ: транснациональных корпораций и принимающих государств. В научной литературе эти процессы, как правило, связывают со спецификой развития процессов глобализации на конкретных этапах развития производительных сил, науки и техники в мире. Появились новые, специфические особенности международной среды ПИИ. В научном понимании происходящих процессов стали преобладать подходы, основанные на глобалистике и геоэкономике, по мере появления новых форм научного знания в изучении процессов ПИИ проблемы информационного обеспечения стали выступать в качестве основных.

Глобализация характеризуется тем, что сочетается с другим новым явлением: преодолением так называемой «теории жизненного цикла продукта». В прошлом промышленно развитые страны были твердо уверены в своем монопольном положении в области наиболее передовых производственных технологий (при высокой добавленной стоимости, стабильной заработной плате и высоком уровне благосостояния).

Только после того, как технологии достигли порога зрелости, граничащего с устареванием, они были переданы менее развитым странам, у которых больше не было возможности конкурировать с первыми. Сегодня же информационная «революция» ведет к тому, что новые индустриальные страны (НИС), привлекая ПИИ ведущих ТНК, могут выпускать «пионерные» товары, продукцию высочайшего качества и достойно конкурировать с продукцией промышленно развитых стран. При этом с учетом гораздо более низкой стоимости труда и менее жестких социоэкологических требований (например, в вопросах загрязнения окружающей среды, техники безопасности и т.д.), многие НИС по некоторым позициям подрывают конкурентные позиции более развитых стран.

По ряду направлений, особенно в части привлечения международного капитала, новые индустриальные страны (НИС) становятся опасными конкурентами как для промышленно-развитых стран, так и для России и других стран с переходной экономикой. В новых условиях правильное научное понимание последствий развития глобализации для привлечения ПИИ, особенно в высокотехнологичные отрасли экономики, которые определяют перспективы научно-промышленного прогресса и, в конечном итоге, конкурентоспособность страны, имеет особое значение.

С открытием беспрецедентных возможностей для экономического роста в принимающих странах возникли новые вызовы и угрозы. В определенной мере на эти вопросы отвечает глобалистика, как новая отрасль гуманитарного знания, с такими ее основными разделами, как геоэкономика, геофинансы, геоинформатика, геокультура, геологистика, международное финансовое право и др.

4 стр., 1706 слов

История развития банкротства в России

... из банкротства предприятий с учетом специфических особенностей развития рыночных отношений в современной России. Постепенно законодательство всех стран меняло свои установки, перенося акценты на ... уровне, поскольку этот способ экономической организации позволяет использовать ресурсы национальной экономики оптимальным образом. Менее эффективные предприятия не выдерживают конкуренции и уходят ...

Для России более широкое включение в процессы международных обменов ПИИ может означать рост неопределенности и волатильности процессов лишь в случае отсутствия целенаправленной селективной политики привлечения ПИИ, увязанной с приоритетными целями промышленного развития и устойчивого экономического роста страны. Политика привлечения ПИИ в Россию должна включать механизмы раннего выявления и коррекции неблагоприятных побочных эффектов и возникающих негативных явлений. Предложения по реструктуризации российской экономики следует анализировать конструктивно и в соответствии с целями национального развития. В то же время государство должно использовать богатый арсенал геоэкономических инструментов для достижения своих целей.

1.2. Влияние различных факторов на инвестиции иностранных фирм в российской экономике

Решение транснациональных корпораций инвестировать в конкретную страну является результатом многофакторных процессов. Эти решения не являются стандартными и определяются спецификой внутренних и внешних условий транснациональных корпораций, оценкой перспективных возможностей прямых иностранных инвестиций на рынках конкретных стран. При этом мотивация инвесторов меняется в динамике. Поэтому в некоторых случаях становится невозможным напрямую использовать теоретические построения как инструмент чисто прикладного характера, например, при переговорах с конкретной ТНК по конкретному проекту.

Теория инвестиционного пути развития выявляет доминирующую тенденцию инвестировать в страны с более низким показателем ВВП на душу населения, в сравнении со страной базирования ТНК, по крайней мере, до того, пока принимающие страны не достигнут 5-й стадии развития. Положительный показатель зарубежных инвестиций рассматривается в качестве своеобразной величины измерения перенесенных активов в страны с более низким ВВП на душу населения и отражает технологическое превосходство страны базирования, вывозящей ПИИ ТНК. Однако тенденция к инвестированию в менее развитые страны не универсальна. Случаи инвестиций ТНК в страны более высокого уровня широко известны, особенно если такие инвестиции связаны с преимуществами владения конкретными активами в принимающих странах.

Россию, по классификации одного из ведущих исследователей проблем ПИИ Дж. Даннинга, можно отнести к странам, находящимся на третьей (из пяти) стадии инвестиционного развития, хотя высокие мировые цены на энергоносители – главный экспортный товар РФ – видоизменяют ситуацию. Возросшие технологические возможности и рост спроса на товары более высокого качества в России сочетаются с одновременным снижением привлекательности размещения в ней ПИИ в сфере трудоемких производств, что обусловлено ростом заработной платы, основанной на рентных доходах государства от экспорта углеводородов.

При так называемых защитных инвестициях крупные транснациональные корпорации создают предприятия, которые кажутся убыточными, хотя основная цель инвестора в области прямых иностранных инвестиций — устранить конкурента на определенном рынке. Новейшим примером выступает покупка шведской фирмой «Сэндвик» в 1990-е гг., в период ваучерной приватизации, контрольного пакета акций в то время малоприбыльного московского предприятия КТС («Комбинат твердых сплавов»).

Получив контроль, Sandwick устранила конкурента, поставлявшего на мировой рынок твердосплавные сплавы по очень конкурентоспособной цене, и переработала KTS для производства доступных ручных инструментов с упором на продажи на внутреннем рынке России.

В своей политике привлечения прямых иностранных инвестиций Россия должна в первую очередь ориентироваться на транснациональные корпорации, производящие высококонкурентные товары на мировом рынке. Ставки следует делать на основные транснациональные корпорации, носители передовых технологий в своей области. Эмпирические исследования показывают, что, в отличие от предшествующих периодов, ведущие зарубежные ТНК готовы организовать в принимающих странах производство «пионерных» товаров, ориентируясь на относительно низкие затраты на рабочую силу при ее сопоставимом качестве, а также на некоторые благоприятные факторы регулирования рынка принимающей страны. Для адекватной и своевременной реакции на возникающие вызовы государству необходимо вести постоянный мониторинг новейших тенденций развития глобальных ПИИ.

Данные о международных ПИИ собираются несколькими организациями, в том числе ЮНКТАД, ОЭСР, МВФ и некоторыми другими многосторонними экономическими и финансовыми организациями, играющими ведущую роль. Однако при интерпретации данных следует учитывать, что многие страны при сборе статистических данных отклоняются от рекомендованной МВФ и ОЭСР методологии, по-разному учитывают компоненты иностранных инвестиций (вложения в акционерный капитал, реинвестированную прибыль и межфирменные кредиты).

Некоторые страны при учете 10% -ного порога для ПИИ отклоняются от этого параметра, другие не учитывают адекватно краткосрочные коммерческие кредиты, размер реинвестированной прибыли. Поскольку эти данные не проходят через систему бухгалтерского учета или платежный баланс, они часто происходят со значительными задержками.

Россия должна измерять и сравнивать данные о реальной ситуации на мировом рынке прямых инвестиций, должна уметь определять основных конкурентов в сфере привлечения ПИИ и своевременно реагировать на изменения рыночной ситуации. Для выработки адекватной политики привлечения ПИИ необходимо наладить постоянный текущий мониторинг современного состояния международных потоков ПИИ, оценивать перспективы, осуществлять общий анализ ситуации на мировом рынке ПИИ, используя единые с международными организациями и ведущими странами-партнерами методологические принципы учета, анализа и сопоставления данных о ПИИ.

В качестве тенденции последних лет выделен рост трансграничных слияний и поглощений (СиП).

Растет количество так называемых мегасделок, то есть сделок на сумму более миллиарда. долл. Рост слияний и поглощений обусловлен относительно низкими процентными ставками в основных ССН, ростом корпоративных прибылей и восстановлением стоимости корпоративных активов после роста индексов на основных фондовых биржах. Одновременно наблюдается рост ПИИ через строительство новых предприятий (на «зеленой лужайке»), число которых увеличилось с 9300 проектов в 2004 г. до 9800 проектов в 2005 г. Страны СНГ и Юго-Восточной Европы имеют больше ПИИ–проектов на «зеленой лужайке», чем ПРС. Это говорит об ориентации этих стран на проекты на «зеленой лужайке» и, в меньшей степени , на привлечение ПИИ в форме СиП.

В формировании политики привлечения ПИИ России целесообразно учитывать, что глобальные фирмы проникают в экономику принимающих стран как через строительство новых предприятий («на зеленой лужайке»), так и через СиП. Выбор формы проникновения инвестиций зависит от специфики сектора. И хотя страны СНГ и страны Юго-Восточной Европы имеют больше ПИИ в виде проектов на «зеленой лужайке», предпочтительно, чтобы в отраслях российской экономики, где ключевую роль играют технологические факторы, поощрялись бы ПИИ, связанные с участием ТНК в действующих предприятиях. Это позволит нам сохранить персонал и коммерциализировать существующие технологические разработки.

Меняются составные компоненты притока ПИИ. Финансирование осуществляется ТНК за счет вложений в акционерный капитал, внутрифирменных займов и реинвестирования прибыли. Акционерный капитал является наиболее значительным источником финансирования прямых иностранных инвестиций. В мировом движении ПИИ доля акционерного капитала в разные годы в промежутке 1995-2005 гг. колебалась в пределах от 58% до 71%. За тот же период межфирменные кредиты в среднем составили 23%, а реинвестированная прибыль – 12%. Причем устойчивость последних двух показателей крайне низка.

России следует учитывать, что политика транснациональных корпораций в отношении создания глобальной производственной системы дифференцирована. Наряду со стратегией глубокой интеграции они могут использовать традиционную стратегию поверхностной интеграции (касается отдельных рынков).

Однако, по мере либерализации международной политики в области инвестиций, внешней торговли и информационных технологий, под воздействием растущей конкуренции, для ТНК становится экономически выгодно размещать любые производства или их часть за рубежом, исходя из таких факторов, как эффективность производства, контроль над ним и лояльное отношение к ТНК в принимающих странах.

На все трансграничные финансовые потоки ТНК (перемещения акционерного капитала, дивидендов или кредитов) оказывает влияние курс доллара. Для ТНК, базирующихся за пределами США, обесценение доллара означает удешевление активов, размещаемых в США. Для дочерних компаний транснациональных корпораций США за рубежом это означает прибыльность выплаты межфирменных займов и репатриации дивидендов, полученных за рубежом. Рост курса доллара оказывает обратное влияние. Чистый эффект изменения обменного курса связан с величиной таких колебаний.


Глава 2. Анализ современных тенденций инвестиционного процесса в России

2.1. Инвестиционная активность и проблемы инвестиционной сферы

Мировой финансовый кризис достаточно сильно повлиял на социально-экономическое развитие Российской Федерации. Резкое ухудшение внешнеэкономических условий стало серьезным испытанием для экономики России, вызвало снижение экспорта, отток капитала, что привело к значительному спаду промышленного производства, торговли и инвестиций.

Таблица 1

Основные показатели развития экономики (в % к соответствующему периоду предыдущего года)

2008 г.

2009 г.

I

квартал

II квартал

январь-август

Год

I

квартал

II квартал

январь-август

год

(оценка)

ВВП

108,7

107,5

107,41)

105,6

90,22)

89,12)

89,81)

91,5

Индекс потребительских цен, за период, к концу предыдущего периода

104,8

103,8

109,7

113,3

105,4

101,9

108,1

111-112

Индекс промышленного производства 3)

106,2

105,5

105,3

102,1

85,7

84,6

86,0

88,6

Обрабатывающие производства4)

108,7

108,1

107,6

103,2

79,2

78,4

80,2

84,5

Индекс производства продукции сельского хозяйства

105,5

106,9

109,0

110,8

102,1

100,3

96,3

99,3

Инвестиции в основной капитал

123,6

117,4

116,9

109,8

84,4

79,0

81,1

80,0

Объемы работ по виду деятельности «Строительство»

128,9

118,2

118,2

112,8

80,7

80,7

81,5

80,0

Ввод в действие жилых домов

107,6

98,8

105,1

104,6

102,4

97,2

101,2

81,1

Реальные располагаемые денежные доходы населения

108,0

106,2

107,1

102,9

99,8

100,2

99,3

95,9

Реальная заработная плата

113,4

112,5

112,8

111,5

99,2

96,1

96,7

95,4

Оборот розничной торговли

117,2

114,9

115,7

113,5

99,9

94,4

95,3

94,0

Объем платных услуг населению

107,4

105,4

105,9

104,8

99,1

94,3

96,5

94,5

Экспорт товаров, млрд. долларов США

110,1

126,7

329,8

471,6

57,4

68,5

180,91)

285,0

Импорт товаров, млрд. долларов США

60,2

75,4

191,3

291,9

38,4

44,0

114,01)

190,3

Средняя цена за нефть марки «Urals», долларов США/баррель

93,4

117,3

109,4

94,4

43,5

58,0

55,3

57,0

1. Оценка Минэкономразвития России.

2. Оценка Росстата.

3. Сводный индекс производства по видам деятельности «Шахта», «Производство», «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды», пригодных для неформальной деятельности.

4. С учетом поправки на неформальную деятельность.

Таблица 2

Изменение основных макроэкономических показателей с исключением сезонного фактора (темп роста, в % к предыдущему периоду)

2009 г.

I квартал

II квартал

III квартал

IV квартал

ВВП

93,0

98,8

101,5

102,4

Промышленность

93,6

99,8

102,4

101,2

Инвестиции

92,3

95,6

96,4

94,7

Реальная заработная плата

97,9

98,2

99,2

99,3

Реальные располагаемые денежные доходы населения

101,6

101,1

94,9

95,7

Оборот розничной торговли

95,4

97,3

99,3

99,9

Снижение ВВП за январь — август 2009 г. составило 10,2 % по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года. В то же время внутренний спрос также значительно снизился, в основном по валовым инвестициям, как из-за падения инвестиций в основной капитал, так и из-за сокращения запасов.

Чистый экспорт товаров и услуг положительно влияет на динамику ВВП. С апреля по август цены на нефть выросли почти в 1,5 раза. В то же время физические объемы экспорта также начали восстанавливаться к середине 2009 года.

Реализация антикризисных мер Правительства Российской Федерации способствовала стабилизации социально-экономического положения страны и переходу к положительным темпам экономического роста.

В результате в июне — июле 2009 г. произошел перелом в экономической динамике и наблюдался рост ВВП (с учетом исключения сезонного и календарного факторов).

В целом переход к положительной экономической динамике должен снизить спад ВВП во втором полугодии и в целом по итогам года составит 8,5.

Основным фактором восстановления ВВП во II полугодии 2009 г. является рост промышленного производства, связанный, прежде всего, с увеличением объемов экспорта и постепенным восстановлением производственных запасов.

Рис. 1. Динамика ВВП, промышленного производства, с исключением сезонной и календарной составляющих, и экспорта

Индекс промышленного производства за январь — август 2009 г. сократился на 14 % к соответствующему периоду предыдущего года. В большей степени падение затронуло обрабатывающие отрасли промышленности – за период с начала года сокращение составило 19,8 %, охватив как экспортеров (особенно металлургию), так и машиностроительный комплекс и промышленность строительных материалов. Наиболее сложным был I квартал 2009 г., а в последующие месяцы восстановление мировых рынков сырья привело к улучшению конъюнктуры в отраслях, ориентированных на экспорт (металлургия, химия, производство нефтепродуктов).

В июне — августе оживление внутреннего спроса и процессы импортозамещения способствовали началу восстановления производства в большинстве отраслей, ориентированных на внутренний рынок. Промышленное производство должно продолжать стабильно расти благодаря положительным импульсам как товарных запасов, так и внешнего спроса. В 2009 году в целом ожидается снижение промышленного производства на 11,4%, в том числе обрабатывающего производства на 15,5.

В отличие от промышленности, сельское хозяйство показало высокую устойчивость к кризисным явлениям. В период с января по август производство в аграрном секторе экономики снизилось на 3,7%, и в целом ожидается, что к концу года производство продукции сельского хозяйства останется на уровне 2008 года.

В январе — августе 2009 г. инвестиции в основной капитал сократились на 18,9 % по сравнению с соответствующим периодом 2008 года. В условиях неопределенности развития экономической ситуации и сложностей с кредитованием активного восстановления инвестиций во II полугодии 2009 г. не ожидается, сокращение инвестиций в основной капитал по итогам года оценивается на уровне 20 процентов.

До настоящего времени не прекратился спад в строительном комплексе. Объем работ по виду деятельности «Строительство» за январь — август 2009 г. сократился на 18,5 % к соответствующему периоду предыдущего года.

Вместе с тем в жилищном строительстве в указанный период наблюдался рост объемов ввода жилья, который поддерживался вводом объектов индивидуального домостроения, осуществляемого населением за счет собственных и заемных средств (прирост данного показателя за I полугодие 2009 г. составил 6,2 % к соответствующему периоду предыдущего года).

Хотя в январе — июне ввод жилья за счет средств федерального бюджета сократился на 25,6 %, принятые Правительством Российской Федерации меры по поддержке ипотечного рынка, региональных жилищных программ стали важным фактором, обеспечившим продолжение позитивной динамики ввода жилья. В целом за восемь месяцев текущего года было введено 29,7 млн. кв.м. общей площади жилых домов, что на 1,2 % больше, чем за соответствующий период предыдущего года. По итогам года ожидается объем ввода жилья на уровне 52-55 млн. квадратных метров.

Рис. 2. Динамика инвестиций с исключением сезонной и календарной составляющих (2008 г.=100 %)

Таким образом, внутренние и внешние факторы способствуют переходу российской экономики от рецессии к восстановлению, однако из-за слабого инвестиционного и потребительского спроса, накопленных финансовых дисбалансов и высокого уровня безработицы она не приобрела необходимой стабильности.

2.2. Проблемы и перспективы экономического роста и инвестиционного климата в России

Активизация внутренней инвестиционной активности субъектов российского рынка возможна только при обеспечении устойчивого роста экономики страны и улучшения инвестиционного климата в целом. На несколько десятилетий Россия отставала не только от высокоразвитых, но и от умеренно развитых стран мира. Необходимы существенно более высокие темпы экономического роста.

Инвестиционный климат определяется как набор специфических для страны факторов, которые определяют возможности и стимулы предприятий к оживлению и расширению своего бизнеса за счет инвестиций, создания рабочих мест и активного участия в глобальной конкуренции. Инвестиционный климат в значительной степени формируется государством через гарантии прав собственности, характер правового регулирования и налогообложения, функционирование финансовых рынков и рынка труда, создание рыночной инфраструктуры, а также решение таких общих проблем, как коррупция, преступность, политическая нестабильность.

Если с позиций емкости внутреннего рынка, особенно с учетом перспективы, Россия сохраняет привлекательность, то по таким параметрам, как стоимость факторов производства и институциональные характеристики, страна сильно отстает от конкурирующих стран-реципиентов ПИИ (Китая, стран ЮВЕ и некоторых других).

Сравнительное преимущество России в производстве энергии имеет двоякое и противоречивое влияние на внутреннюю обрабатывающую промышленность и на потоки ПИИ в этот сектор. С одной стороны, действительно, создаются «тепличные» условия в виде относительно низких тарифов. С другой стороны, очевидно «угнетение» топливно-энергетическим комплексом других отраслей, особенно высокотехнологичной сферы, в том числе из-за роста номинального валютного курса рубля и отсутствия механизмов перераспределения природной ренты на нужды инвестиционного процесса в отраслях, прямо не связанных с ТЭК.

Высокое место России в некоторых международных рейтингах 2005-2006 годов обусловлено, в основном, повышением оценки перспектив прямых иностранных инвестиций в добывающий сектор. Но высокое место в рейтинге для прямых инвесторов лишь означает, что потенциальная прибыльность прямых инвестиций в Россию выше, чем в ПРС, и это обусловлено не столько качеством инвестиционного климата, сколько большим количеством незанятых ниш. Выдвинуто предположение, что в российской экономике пока недостаточно возможностей для реализации проектов, которые обладали бы конкурентоспособной инвестиционной привлекательностью одновременно по условиям рентабельности и уровням рисков.

Государству необходимо стимулировать и направлять поток ПИИ на финансирование высокотехнологичных предприятий и развитие инфраструктуры. Вместе с тем необходимо учитывать, что использование средств накопленного профицита федерального бюджета (так называемого стабилизационного фонда) для финансирования расходов неинвестиционного характера, текущих расходов внутри страны и целей, отличных от выплат по государственному долгу, должно осуществляться высококвалифицированно, чтобы не привести к чрезмерному росту инфляции и негативным последствиям в бюджетной сфере. При снижении цен на нефть на мировом рынке и инерции роста бюджетных расходов нельзя исключить болезненных решений.

Серьезной проблемой российского налогового законодательства остается его неоднозначность. Номинальное снижение ставок налогообложения на деле многократно компенсируется ужесточением налогово-административного бремени. При этом фискальная функция налоговой и таможенной систем продолжает подавлять регулирующую и стимулирующую функции. Качественные сдвиги в корпоративном управлении произошли далеко не во всех российских компаниях. В деятельности значительной части российских предприятий, особенно работающих на региональных и локальных рынках, наблюдается непрозрачность, нарушение прав собственников, неэффективные методы централизованных управления и контроля.

Российские правила бухгалтерского учета (ПБУ) устарели, отстали от потребностей пользователей финансовой отчетности. Процесс реформы продвигается медленно, при том, что российская экономика давно нуждается в скорейшей модернизации национальных стандартов финансовой отчетности и ее гармонизации с принципами МСФО. Основа для этого – принятие закона, который позволил бы применять при составлении финансовой отчетности принцип приоритета содержания над формой и иные принятые в международной практике принципы.

Методологически неверными представляются распространенные в практических кругах утверждения о том, что для того, чтобы добиться успеха, Россия должна увеличивать абсолютный объем инвестиций в свою экономику. Инвестиции нужны не вообще, а качественные инвестиции, которые дают отдачу, создают производство товаров и услуг, находящих спрос на внутреннем и внешнем рынках.

Несмотря на декларированный «плавающий» режим курсообразования, действующую систему установления курса рубля можно характеризовать как «гибкую фиксацию», поскольку роль валютного рынка в режиме курсообразования больше формальная, чем решающая. Роль Центрального Банка РФ превалирует и является определяющей. При законодательно оформленной независимости ЦБ, на политику валютного курса оказывают влияние множество факторов, среди которых значимую роль играют соображения бюджетной политики. Два монетарных учреждения – ЦБ и Минфин – ответственны за установление курса рубля в качестве синтетического показателя эффективности внешнеэкономической деятельности практически всех российских участников ВЭД – экспортеров и импортеров всего многообразия товаров, сырья, машин, оборудования и услуг, а в плане средне- и долгосрочных трансграничных перемещений капиталов – отечественных фирм – партнеров зарубежных ТНК по привлекаемым ПИИ, и российских фирм – легальных экспортеров капитала.

В сфере инвестиционной политики проводится активная работа по совершенствованию законодательства, направленного на привлечение инвестиций в экономику, а также обеспечение эффективного использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

Концессионные соглашения регламентированы Федеральным законом от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях». В первом полугодии проводилась работа по подготовке предложений о внесении изменений в выше указанный нормативный акт, по итогам которой был принят Федеральный закон № 108-ФЗ от 30 июня 2008 г. «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», ряд постановлений Правительства РФ об утверждении типовых концессионных соглашений.

В целях повышения эффективности использования средств Инвестиционного фонда Российской Федерации утверждено постановление Правительства Российской Федерации от 1 марта 2008 г. № 134 «Об утверждении правил формирования и использования бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации».

Данные правила устанавливают порядок предоставления бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда для реализации инвестиционных проектов, комплексных инвестиционных проектов имеющих общегосударственное, региональное и межрегиональное значение и осуществляемых на условиях государственно-частного партнерства.

Правительственной комиссией по инвестиционным проектам, имеющим общегосударственное значение, одобрен к реализации с использованием средств Инвестиционного фонда Российской Федерации 21 инвестиционный проект, при этом из них 8 проектов планируется реализовать с использованием механизма концессионных соглашений. По 3 проектам, предполагаемым к реализации за счет концессий, уже проведен конкурс. Большинство из этих проектов направлены на развитие инфраструктуры. Суммарный объем инвестиций при реализации данных проектов превысит 1 трлн. рублей. Из них около 30% средств будут выделены из Инвестиционного фонда. Это означает, что каждый инвестированный государством рубль привлекает три рубля частных инвестиций.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2007 г. № 701 «О некоторых вопросах структуры и организации деятельности Министерства регионального развития Российской Федерации» функции по предоставлению государственной поддержки за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации переданы в Минрегион России.

Главным магистральным направлением государственной поддержки притока ПИИ, с точки зрения перспектив устойчивого экономического роста и конкурентоспособности страны, должна стать сфера высоких технологий российской экономики. При этом государственная поддержка ПИИ в наукоемкую сферу экономики РФ должна ориентироваться на характер осуществляемых инвестиций, а не на их отраслевую принадлежность. Высоконаукоемкие, инновационные технологии присутствуют практически во всех отраслях экономики, а не в виде обособившейся сферы или отрасли. В чистом виде инновационные отрасли встречаются редко. Универсальным показателем наукоемкости ПИИ может служить стоимость затрат на НИОКР в общей стоимости капиталовложений.

Другим магистральным направлением государственной поддержки притока ПИИ в российскую экономику может стать курортно-рекреационная сфера и туризм.

Отрасли высоких технологий и курортно-рекреационного сектора экономики внешне не связаны, но объединены единым ключевым критерием: в данных отраслях Россия имеет в перспективе устойчивые преимущества в сравнении с другими странами. Важно также, что эти капиталоемкие, высоко-рисковые и, на глобальном уровне, остро-конкурентные отрасли пользуются государственной поддержкой в большинстве стран – конкурентов России.

Общемировой практикой является предложение фискальных стимулов в форме налоговых льгот и каникул. Отдельные страны предлагают также прямые финансовые дотации для крупных инвестиционных проектов, стимулирующих региональное развитие и приток новых технологий. Однако бюджетные проблемы, зачастую, заставляют фокусировать внимание на крупных проектах и не замечать ТНК средних размеров. Система используемых экономических рычагов, стимулирующих приток ПИИ обязательно предполагает и систему ограничений, которая является интегральной частью единого механизма регулирования ПИИ в стране-реципиенте.

При разработке российского пакета побудительных механизмов следует воспользоваться определенными устоявшимися правилами, полученными на основе мирового опыта:

  • предоставление налоговых каникул для крайне важных ПИИ на первые 2-5 лет;
  • ускоренная амортизация активов должна осуществляться в соответствии с международными стандартами;
  • нужен экономический таможенный режим «ввоза комплектного оборудования и запчастей в инвестиционных целях»;
  • помощь со стороны региональных властей в выборе пригодных мест расположения инвестиций и предоставлении инвесторам всевозможных удобств (т.е. доступ к автодорогам, энергоснабжению, водоснабжению и очистным сооружениям);
  • особые условия для ПИИ в оговоренных районах;

— для ускорения инвестиционных процессов по магистральным векторам целесообразно создание единого специализированного агентства для ускорения механизмов утверждения, мобилизации на начальном этапе необходимых финансовых, материальных, научно-технических, кадровых и организационных ресурсов.


Заключение

Приоритетным направлением государственной поддержки притока ПИИ должна стать сфера высоких технологий. России жизненно необходимо сконцентрировать усилия по развитию НИОКР на конкурентоспособных направлениях. При этом государственная поддержка должна быть ориентирована не на отраслевую принадлежность ПИИ (т.к. наукоемкие технологии применяются практически во всех отраслях), а на характер осуществляемых инвестиций, универсальным показателем наукоемкости которых может служить стоимость затрат на НИОКР в общей стоимости капиталовложений.

В связи с этим представляется необходимым:

1. Увеличить приток наукоемких прямых иностранных инвестиций в страну, что будет способствовать развитию базовых отраслей промышленности и устойчивому экономическому росту, а также более эффективно использовать ПИИ при разработке концептуальных и тактических вопросов сотрудничества России с зарубежными странами в сфере науки и техники;

2. Повысить эффективность и уровень взаимодействия с международными инвесторами при подготовке основных подходов к разработке внешнеэкономической и инвестиционной политики Российской Федерации;

3. Снабдить государственные структуры, а также инвестиционно-консалтинговые организации аналитическим инструментарием в определении позиций и направлений их работы при подготовке концептуальных документов, стратегий развития отраслей производства товаров глубокой степени переработки, а также при подготовке государственных мер поддержки развития отраслей промышленности в части использования форм и методов привлечения отечественного и иностранного капитала в наукоемкую сферу российской экономики;

4. Укрепить и расширить курортно-рекреационную, туристскую сферы экономики России, что создаст благоприятные условия для восстановления и воспроизводства человеческого капитала, то есть будет способствовать решению важнейших задач в рамках национального проекта «Здоровье», а также ключевого вопроса государственной политики – повышения качества жизни граждан Российской Федерации.

Список литературы:

[Электронный ресурс]//URL: https://ddmfo.ru/kursovaya/vliyanie-investitsiy-na-ekonomicheskiy-rost-v-rossii/

1. Виленский П.Л., Лившиц В.Н. Оценка эффективности инвестиционных проектов. Теория и практика. – М., Дело, 2007.

2. Государственное регулирование инвестиций. – М.: Наука, 2004.

3. Грицина В., Курнышева Н. Особенности инвестиционного процесса. // Экономист, 2005, № 3.

4. Давыдов А.Ю. Нужны ли России свободные экономические зоны? // США и Канада. Экономика. Политика. Культура. 2006. № 2.

5. Инвестиционный климат и правовая система. // Проблемы теории и практики управления, 2003, № 3.

6. Инвестиционный климат и экономический рост российской экономики в свете проблем привлечения прямых иностранных инвестиций // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: экономика. Раздел «Актуальные проблемы экономики». – № 4. – Выпуск 3. – Белгород, 2007.

7. Инвесторы любят Россию все сильнее. #»#_ftnref1″ name=»_ftn1″ title=»»>[1] Рудь Н.Ю. Трансформация институциональных систем и политики привлечения прямых иностранных инвестиций как необходимое условие включения России в процесс глобализации // Вестник ИНЖЭКОНА. Серия: Экономика. – Выпуск 4 (17).

– СПб., 2007. – С.94-97.