Реестр требований кредиторов в конкурсном производстве Республики Беларусь: Исчерпывающее практическое руководство по Закону № 227-З

Бизнес-план

Введение в институт несостоятельности и Реестр требований кредиторов (РТК)

В современном хозяйственном обороте Республики Беларусь, где финансовая стабильность субъектов предпринимательства остается приоритетной, институт экономической несостоятельности (банкротства) выступает как критически важный регуляторный механизм. Конкурсное производство, являющееся основной стадией ликвидационного банкротства, преследует двойную цель: максимально возможное удовлетворение требований кредиторов и справедливое распределение конкурсной массы.

Центральным элементом, обеспечивающим реализацию этих целей, выступает Реестр требований кредиторов (РТК). Его правовая природа и назначение трансформировались с вступлением в силу 1 октября 2023 года Закона Республики Беларусь от 13.12.2022 № 227-З «Об урегулировании неплатежеспособности» (далее — Закон № 227-З).

Ключевой тезис, который определяет роль РТК, заключается в том, что он является единственным юридически значимым инструментом для:

  1. Определения общего объема обязательств должника, возникших до момента открытия конкурсного производства.
  2. Установления очередности и порядка удовлетворения этих требований.
  3. Определения количества голосов каждого кредитора, что критически важно для принятия решений на собраниях или в комитете кредиторов.

Согласно Статье 70 Закона № 227-З, с момента открытия конкурсного производства все требования кредиторов к должнику, возникшие до этой даты, могут быть предъявлены и установлены исключительно в порядке, определенном Главами 6 и 12 данного Закона. Игнорирование процедуры включения в РТК фактически равносильно отказу от притязаний на конкурсную массу, а следовательно, кредитор должен проявлять предельную внимательность к срокам и форме подачи документов.

Правовая основа и процессуальные новации Закона № 227-З

Смена регулирующего акта (Закон № 227-З заменил Закон «Об экономической несостоятельности (банкротстве)») внесла фундаментальные изменения в процедуру взаимодействия кредиторов с должником и управляющим. Анализ этих изменений критически важен для любого юриста, работающего в сфере хозяйственного права.

7 стр., 3274 слов

Институт несостоятельности юридических лиц в Российской Федерации: ...

... значение института несостоятельности заключается в балансировании интересов двух ключевых сторон — должника, который может получить шанс на финансовое оздоровление, и кредиторов, чьи требования должны быть ... ликвидационный характер. Разве такая мизерная доля спасенных предприятий соответствует заявленной цели закона? Процедура Юридическая Цель Фактическая Доля в 2024 г. Наблюдение Обеспечение ...

Ключевой процессуальной новацией является кардинальное изменение адресата для предъявления требований: требование направляется исключительно антикризисному управляющему. Ранее существовала практика направления требования как управляющему, так и экономическому суду, что нередко приводило к процессуальным ошибкам. Теперь же управляющий становится единственным «привратником» РТК, что значительно централизует и упрощает первичный документооборот.

Ведение реестра также претерпело цифровую трансформацию. РТК ведется антикризисным управляющим в электронной форме с обязательным использованием Единого государственного реестра сведений о банкротстве (Единый реестр). Это обеспечивает прозрачность, унификацию данных и доступность информации для всех заинтересованных лиц, а также позволяет кредиторам оперативно отслеживать статус своих требований.

Источники регулирования: Иерархия нормативных актов

Правовое регулирование процедуры включения требований кредиторов базируется на иерархии нормативных актов:

  1. Основной закон: Закон Республики Беларусь от 13.12.2022 № 227-З «Об урегулировании неплатежеспособности». Ключевые положения, регулирующие РТК, содержатся в Главе 6 (Статьи 70–73), посвященной предъявлению требований кредиторов и их учету, а также в Главе 12 (Статьи 123, 141 и 142), регулирующей порядок удовлетворения требований.
  2. Процессуальный кодекс: Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь (ХПК РБ) – применяется в части порядка оспаривания решений управляющего и восстановления пропущенных сроков (например, Статья 138 ХПК РБ).
  3. Подзаконные акты: Порядок формирования и ведения Единого реестра сведений о банкротстве регулируется Министерством экономики Республики Беларусь в соответствии с Постановлением № 17 от 17.08.2023.

Сравнительный анализ: Ключевые процедурные отличия от прежнего регулирования

Для понимания системного сдвига, который произошел с введением Закона № 227-З, необходимо систематизировать ключевые процедурные отличия. Каковы же основные изменения, облегчающие или усложняющие работу кредитора?

Параметр Регулирование до Закона № 227-З (прежнее) Регулирование Законом № 227-З (актуальное)
Адресат требования Управляющий и экономический суд Исключительно антикризисный управляющий
Срок предъявления Два месяца с момента публикации сведений о банкротстве Два месяца со дня размещения сведений об открытии конкурсного производства в Едином реестре (п. 1 ст. 70)
Форма ведения РТК Могла быть бумажной, часто дублировалась Обязательная электронная форма с использованием Единого реестра
Размещение информации В основном публикации в СМИ Обязательное размещение управляющим решения о признании/непризнании требований в Едином реестре

Пошаговый алгоритм действий кредитора: Сроки, форма и содержание требования

Успех кредитора в процедуре банкротства напрямую зависит от строгого соблюдения процессуальных требований. Любая неточность в оформлении или пропуск срока может привести к серьезным финансовым потерям.

Исчисление и значение двухмесячного срока предъявления требований

Ключевым процессуальным сроком является два месяца. Согласно п. 1 ст. 70 Закона № 227-З, кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику именно в этот период.

Начало исчисления срока: Срок отсчитывается не с даты вынесения судом определения, а со дня размещения в Едином реестре сведений о вынесении судом определения об открытии конкурсного производства.

Критическое значение срока: Своевременное предъявление требования гарантирует, что оно будет рассматриваться в рамках установленной очередности. Требования, предъявленные с опозданием, удовлетворяются в последнюю очередь (за счет средств, оставшихся после удовлетворения всех своевременных требований), что является мощнейшим стимулом для оперативных действий кредитора. Можешь ли ты позволить себе пренебречь этим важнейшим двухмесячным интервалом, зная о его критическом влиянии на возврат средств?

Требования к оформлению и пакету документов

Требование кредитора должно быть оформлено в письменной форме и направлено управляющему по почтовому адресу должника (или иному адресу, указанному в объявлении).

Критическое содержание требования включает:

  1. Фактическое обоснование: Описание обстоятельств возникновения задолженности (поставка товара, оказание услуг, заем и т.д.).
  2. Правовое обоснование: Ссылка на статьи договора и/или законодательства, подтверждающие право требования.
  3. Расчет суммы требования: Точный расчет основного долга, процентов, неустойки (штрафов, пеней) с указанием периода начисления. Важно помнить, что штрафные санкции будут учитываться отдельно.
  4. Сведения о кредиторе: Место жительства (место нахождения), банковские реквизиты.
  5. Доказательства: Прилагаются документы, подтверждающие требование и его размер (договоры, накладные, акты сверки, платежные документы, решения судов).

Обязательное условие: Прилагаемые документы должны быть заверены. Кредитор может либо нотариально заверить копии, либо представить управляющему оригиналы вместе с копиями для их сверки и удостоверения управляющим.

Практическое Дополнение: Образец формы требования кредитора (Типовая структура)

Элемент Содержание Юридическое обоснование
Адресат Антикризисному управляющему ООО «Должник» (ФИО управляющего, адрес) Ст. 70 Закона № 227-З
Заявитель ООО «Кредитор» (УНП, адрес, банковские реквизиты) Идентификация субъекта
Основание требования Договор поставки № 123 от 01.01.2024. Сумма основного долга: 10 000 BYN. Документы-основания
Расчет санкций Неустойка за период с 01.03.2024 по 01.10.2025: 1 500 BYN. (Прилагается отдельный расчет) Раздельный учет основного долга и санкций
Просительная часть Прошу включить требование в РТК в размере 11 500 BYN, с отнесением 1 500 BYN к требованиям о финансовых санкциях. Установление размера и очередности
Приложения Копия договора, ТТН, акт сверки, расчет неустойки. Доказательная база

Роль антикризисного управляющего и порядок установления требований

Антикризисный управляющий, назначенный судом, выступает в процедуре банкротства не просто как исполнитель, но и как ключевой аналитик, задача которого — верификация каждого требования.

Процедура рассмотрения требования и сроки

С момента открытия конкурсного производства управляющий обязан вести РТК (п. 1 ст. 71 Закона № 227-З).

Процедура рассмотрения требований строго регламентирована по срокам:

  1. Срок рассмотрения: Управляющий рассматривает предъявленное требование не позднее семи дней с момента его получения.
  2. Принятие решения: По результатам рассмотрения управляющий принимает одно из решений: о признании требования, о непризнании, или о частичном признании.
  3. Публикация решения: Решение управляющего о признании или непризнании требования обязательно размещается в Едином реестре в срок, не превышающий семи рабочих дней со дня получения требований.

Это означает, что кредитор должен получить ответ в Едином реестре фактически в течение 14 дней после отправки требования. Такая оперативность позволяет быстро перейти к оспариванию решений управляющего, если они не соответствуют интересам кредитора.

Пределы дискреции управляющего и основания для отказа

Дискреция управляющего при работе с требованиями не является абсолютной. Она ограничивается рамками проверки законности и обоснованности требования. Управляющий не может произвольно менять условия договора или оспаривать вступившие в силу судебные решения (если они не были оспорены ранее в рамках процедур банкротства).

Основания для отказа или частичного признания:

  • Недостаточность доказательств: Отсутствие или ненадлежащее оформление первичных учетных документов.
  • Истечение срока исковой давности (хотя это спорный момент, окончательное решение принимает суд).
  • Нарушение формы: Отсутствие расчета суммы или реквизитов.
  • Некорректное отнесение к очередности.

Порядок устранения погрешностей: Если управляющий выявляет погрешности (например, не хватает копий документов или отсутствует расчет), он обязан уведомить кредитора и предоставить срок для их устранения. Этот срок, согласно Закону № 227-З, не может быть менее семи дней со дня получения кредитором уведомления.

Последствия неустранения: Если кредитор не устранит погрешности в установленный управляющим срок, требование признается непредъявленным. Это положение, однако, смягчается оговоркой: требование признается непредъявленным, если суд не признает причины неустранения уважительными. Эта оговорка является важным инструментом защиты прав добросовестного кредитора, столкнувшегося с объективными трудностями, поскольку она дает возможность судебного пересмотра.

Категории и очередность удовлетворения требований (Статья 141 Закона № 227-З)

Закон № 227-З устанавливает четкую систему приоритетов, разделяя обязательства на текущие платежи (удовлетворяемые вне очереди) и требования, включаемые в РТК, которые удовлетворяются в рамках пяти установленных очередей (Статья 141).

Требования, удовлетворяемые вне очереди (Текущие платежи)

Требования, возникшие после открытия конкурсного производства (текущие платежи), не включаются в РТК и подлежат удовлетворению вне очереди, согласно Статье 142 Закона № 227-З.

Примеры текущих платежей:

  • Судебные расходы, связанные с делом о банкротстве.
  • Расходы на опубликование сведений о банкротстве.
  • Оплата труда работников, привлеченных управляющим после открытия производства.
  • Обязательства по возмещению вреда жизни/здоровью, возникшие после открытия производства.

Критическое замечание: Кредитор должен четко различать, возникло его требование до или после открытия конкурсного производства. Если оно возникло после, его не нужно включать в РТК, но оно должно быть предъявлено управляющему для внеочередного удовлетворения. Это фундаментальное различие определяет, какими средствами — конкурсной массы или текущими активами — будет погашаться задолженность.

Очередность удовлетворения требований, включаемых в РТК

Требования, возникшие до открытия конкурсного производства, удовлетворяются в следующей иерархии (Статья 141):

Очередь Категория требований Пример
Первая Требования физических лиц за причинение вреда жизни или здоровью (путем капитализации повременных платежей), а также компенсация морального вреда, связанного с этим. Ежемесячные выплаты иждивенцам погибшего работника.
Вторая Выходные пособия, оплата труда работников (по трудовым и гражданско-правовым договорам), обязательные страховые взносы и платежи в ФСЗН. Заработная плата, начисленная до даты открытия производства.
Третья Требования по обязательным платежам в республиканский и местные бюджеты, включая государственные целевые бюджетные фонды. Налоги, сборы, пошлины.
Четвертая Требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника. Требования банка-залогодержателя.
Пятая Расчеты с другими кредиторами (конкурсные кредиторы). Обычная коммерческая задолженность по договорам поставки, займа, услуг.

Особенности удовлетворения требований по финансовым санкциям

Для конкурсного кредитора, работающего с финансовыми санкциями (неустойки, штрафы, пени) и возмещением убытков в виде упущенной выгоды, предусмотрен особый порядок удовлетворения.

Требования о взыскании финансовых санкций (штрафов, пеней) и о возмещении убытков в виде упущенной выгоды удовлетворяются после удовлетворения всех требований кредиторов, предъявленных в срок (п. 1 ст. 141 Закона № 227-З).

Критический анализ: На практике это означает, что даже если требование о штрафе было включено в РТК, вероятность его фактического удовлетворения крайне низка, поскольку оно находится в «хвосте» всех требований, предшествуя только требованиям, предъявленным с пропуском срока. При предъявлении требования кредитор обязан четко выделить сумму санкций в своем расчете, чтобы управляющий мог корректно отнести ее к соответствующей категории, тем самым обеспечив соблюдение законодательной иерархии.

Правовые последствия пропуска срока и порядок оспаривания решений

Процессуальная дисциплина является залогом успешной защиты интересов кредитора. Однако законодательство предусматривает механизмы для защиты прав даже в случае пропуска установленного двухмесячного срока.

Позднее предъявление требований: Условия и очередность

Пропуск установленного двухмесячного срока для предъявления требований не лишает кредитора права заявить требование. Юридическое последствие пропуска срока состоит не в лишении права, а в изменении очередности удовлетворения.

Согласно п. 5 ст. 123 Закона № 227-З, требования, предъявленные с пропуском срока, но возникшие до открытия конкурсного производства, подлежат удовлетворению за счет денежных средств, оставшихся после удовлетворения всех своевременно предъявленных требований.

Это означает, что «поздние» требования ставятся в очередь после пятой очереди (конкурсных кредиторов), успевших подать требования вовремя. На практике, при ограниченной конкурсной массе, поздние требования остаются неудовлетворенными. Поэтому соблюдение двухмесячного срока является жизненно необходимым.

Восстановление пропущенного срока

Пропущенный двухмесячный срок является процессуальным и может быть восстановлен экономическим судом, рассматривающим дело о банкротстве.

Основание для восстановления: Восстановление срока возможно только при условии признания судом причин пропуска уважительными (ст. 138 Хозяйственного процессуального кодекса РБ).

Судебная практика по делам о банкротстве строго подходит к определению уважительности, требуя доказательств объективных, непреодолимых обстоятельств (например, стихийное бедствие, тяжелая болезнь).

Правовое последствие восстановления: В случае восстановления пропущенного срока, требование кредитора считается предъявленным своевременно и исполняется в той очередности, к которой оно относится (т.е. восстанавливается его место в Первой – Пятой очередях).

Порядок оспаривания решений управляющего

Антикризисный управляющий, несмотря на свою важную роль, не является конечной инстанцией в споре о размере или очередности требования.

Право на оспаривание: Решение управляющего о признании, непризнании или частичном признании требований может быть оспорено (обжаловано) кредитором или иным лицом, участвующим в деле о банкротстве (например, другим кредитором или должником), в экономическом суде, который рассматривает дело (ст. 73 Закона № 227-З).

Процедура: Оспаривание производится путем подачи соответствующего заявления (жалобы) в суд. Суд рассматривает спорное требование в судебном заседании.

Итоговое решение: Окончательное решение о включении или отказе во включении требования в реестр, а также об определении его размера и очередности, принимается судом. Судебное постановление, вынесенное по результатам рассмотрения жалобы, имеет обязательную силу для управляющего и является основанием для внесения соответствующих изменений в РТК.

Заключение

Институт Реестра требований кредиторов в конкурсном производстве Республики Беларусь претерпел значительную трансформацию с вступлением в силу Закона № 227-З. Эти изменения были направлены на повышение прозрачности процедуры, унификацию данных через Единый реестр и, главное, на упрощение взаимодействия кредитора с органами управления (устранение необходимости направления требования в суд).

Для успешной защиты прав кредитор должен строго соблюдать ключевые процессуальные правила:

  1. Оперативность: Предъявление требования в течение двухмесячного срока, исчисляемого с даты публикации в Едином реестре, критически важно.
  2. Точность оформления: Строгое соблюдение требований к форме, наличию расчета и надлежащему заверению документов.
  3. Разделение требований: Четкое отделение основного долга от финансовых санкций, которые удовлетворяются в последнюю очередь.

Новое законодательство, при всей своей сложности, предоставляет сбалансированный механизм защиты прав кредиторов, гарантируя им право на судебное оспаривание решений антикризисного управляющего. Таким образом, РТК остается краеугольным камнем процедуры банкротства, а знание его правовой основы и пошагового алгоритма является обязательным профессиональным навыком для специалистов в области хозяйственного права.

Список использованной литературы

  1. Закон Республики Беларусь от 13 декабря 2022 г. № 227-З «Об урегулировании неплатежеспособности» // Эталон Онлайн. URL: https://etalononline.by (дата обращения: 08.10.2025).
  2. Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь // Эталон Онлайн. URL: https://etalononline.by (дата обращения: 08.10.2025).
  3. Постановление судебной коллегии по экономическим делам Верховного Суда Республики Беларусь от 03.09.2019 по делу № 562-1Б/2017/735А/1014К // court.gov.by. URL: https://court.gov.by (дата обращения: 08.10.2025).
  4. Постановление судебной коллегии по экономическим делам Верховного Суда Республики Беларусь от 19.05.2021 по делу № 208-5Б/2018/А/В/А/А/А/К/А/А/К // court.gov.by. URL: https://court.gov.by (дата обращения: 08.10.2025).
  5. Банкротство в Беларуси 2025: долги, торги и ответственность // yur-24.by. URL: https://yur-24.by (дата обращения: 08.10.2025).
  6. Банкротство по новым правилам: с 1 октября вступил в силу новый белорусский Закон «Об урегулировании неплатежеспособности» // gratanet.com. URL: https://gratanet.com (дата обращения: 08.10.2025).
  7. Ведение управляющим реестра требований кредиторов в свете судебной практики // court.gov.by. URL: https://court.gov.by (дата обращения: 08.10.2025).
  8. Закон об урегулировании неплатежеспособности – сбалансированный инструмент защиты прав и законных интересов. Интервью с судьей Верховного Суда (часть 1) // pravo.by. URL: https://pravo.by (дата обращения: 08.10.2025).
  9. Как заявить требование к должнику-банкроту? // jurk.by. URL: https://jurk.by (дата обращения: 08.10.2025).
  10. Кредитор пропустил срок предъявления требования // neg.by. URL: https://neg.by (дата обращения: 08.10.2025).
  11. Минэкономики скорректирован порядок ведения учета требований кредиторов в делах о банкротстве // pravo.by. URL: https://pravo.by (дата обращения: 08.10.2025).
  12. Может ли кредитор предъявить требования должнику при его несостоятельности или банкротстве, если он пропустил срок предъявления требования? // court.gov.by. URL: https://court.gov.by (дата обращения: 08.10.2025).
  13. Порядок ведения управляющим реестра требований кредиторов // bii.by. URL: https://bii.by (дата обращения: 08.10.2025).
  14. Порядок предъявления требований кредиторов к юридическим лицам, которые находятся в процедуре банкротства на стадии конкурсного производства или в ликвидации // brka.by. URL: https://brka.by (дата обращения: 08.10.2025).
  15. Пропуск срока предъявления требований кредитора // jurk.by. URL: https://jurk.by (дата обращения: 08.10.2025).
  16. Требование кредитора в банкротстве // vladvocate.by. URL: https://vladvocate.by (дата обращения: 08.10.2025).
  17. Удовлетворение требований кредиторов по новому закону о банкротстве (неплатежеспособности) // jurist.by. URL: https://jurist.by (дата обращения: 08.10.2025).