хозяйственных интересов.
Страхование грузов — важный вид коммерческого имущественного страхования, потому актуальность темы работы не вызывает сомнений.
Цель работы — анализ страхования грузов.
Объект исследования — страхования грузов.
Предмет исследования — виды и особенности страхования грузов, объекты страхования и страхуемые риски, ответственность страховщика и особенности урегулирования страховых случаев.
Задачи исследования вытекают из поставленной цели:
- выделить особенности страхования грузов;
- рассмотреть страховые риски, предметы, объекты и субъекты страхования грузов;
- оценить объем страховой ответственности страховщика, страховые суммы;
- остановиться на вопросах исполнения сторонами договора страхования грузов и выплаты страхового возмещения.
По характеру перевозимых грузов различаются следующие виды страхования:
- страхование генеральных грузов (генгрузов).
Генгрузы — термин внешнеторговых операций. Генгрузами считаются грузы, упакованные в стандартную, общепринятую тару, не требующие особых условий перевозки;
- страхование наливных, насыпных, навальных грузов;
- страхование сельскохозяйственных и других животных;
- страхование драгоценных металлов, банковских банкнот, монет.
Страхование генгрузов, в свою очередь, подразделяется на страхование машин и оборудования, электротехнических товаров, автомашин, продовольствия. Особняком стоит страхование выставочных грузов (экспонатов).
Особенность его в том, что экспонаты являются собственностью одного грузовладельца на весь период перевозки и транспортировки. Этот вид страхования, в свою очередь, подразделяется на страхование собственно экспонатов, являющихся обычными генгрузами, и страхование культурных ценностей, предназначенных к перевозке для последующего экспонирования.
Нередко страховщики как особую категорию выделяют страхование транспортировки негабаритных установок (например, крекинг-колонн).
Отдельную группу составляет страхование грузов, особо подверженных бою и лому, страхование грузов со специфическими физико-химическими свойствами, например взрывчатых веществ.
Исходя из способа транспортировки, выделяются следующие виды страхования:
Пенсионное страхование и его особенности в Украине
... учитывать пропорционально уплаченным страховым взносам на государственное пенсионное страхование. Целью данной работы является рассмотрение пенсионного страхования и его особенностей. Задачами работы являются: ознакомиться со структурой пенсионного обеспечения ...
- наземное страхование грузов (перевозка железнодорожным и автомобильным транспортом);
- страхование грузов при перевозке воздушным транспортом;
- страхование грузов по перевозкам водными путями;
С точки зрения народно-хозяйственных интересов страхование грузов классифицируют:
- на страхование экспортных грузов;
- страхование импортных грузов;
- страхование внутренних перевозок;
- страхование транзитных перевозок.
Рассмотрим подробнее страховании грузов.
Глава 1. Особенности страхования грузов
§ 1.1. Классификация страхования грузов
Страхование грузов /cargo insurance/ – общий термин, используемый для обозначения полиса морского страхования, который обеспечивает защиту от убытков по грузам, находящимся в процессе перевозки водным, воздушным, автомобильным или железнодорожным транспортом. Обеспечивает страховую защиту от большинства опасностей, которым может подвергаться такого рода имущество.
Под транспортным страхованием понимается совокупность видов страхования от опасностей, возникающих на различных путях сообщения — морских, речных, воздушных, сухопутных, смешанных. Объектами страхования могут быть как сами средства транспорта, так и перевозимые ими грузы. Страхование грузов часто называется карго, а страхование средств транспорта — каско.
Вековая международная практика, отечественный опыт определили чёткую классификацию страхования грузов как одного из распространённых видов имущественного страхования во внешнеторговой деятельности.
По характеру перевозимых грузов различается :
- страхование генеральных грузов (генгрузов).
Генгрузы – термин внешнеторговых операций – включает грузы, упакованные в стандартную, общепринятую тару, не требующие особых условий перевозки;
- страхование наливных, насыпных, навальных грузов;
- страхование сельскохозяйственных и других животных;
- страхование «специе» (драгоценные металлы, банковские банкноты, монеты).
Исходя из способа транспортировки, выделяется :
- наземное страхование ( перевозка железнодорожным и автомобильным транспортом);
- страхование грузов при перевозке водными путями;
- комбинированное
С точки зрения народнохозяйственных интересов страхование грузов во внешнеторговой деятельности классифицируют на :
- страхование экспортных грузов;
- страхование импортных грузов.
В договоре страхования страхователь и страховщик определяют объекты страхования, составляющие страховой интерес. Страховым интересом страхователя, т.е. предметом его договора о страховании со страховщиком является груз, плата за перевозку и ожидаемая прибыль.
Выделяют особую группу грузов, для перевозки которых необходимо специальное разрешение. Опасные грузы так же имеют свою классификацию:
Страхование объектов повышенной опасности
... и хранения на объекте опасных веществ в определенных объемах; от степени страхового риска и иных условий объекта страхования. Минимальные страховые лимиты установлены законом ... Страхователем является владелец опасного объекта, заключивший со страховщиком договор обязательного страхования. Договор обязательного страхования является публичным договором и заключается со страхователем в отношении ...
Класс1 — взрывчатые материалы (ВМ);
Класс2 — газы, сжатые, сжиженные и растворенные под давлением;
Класс3 — легковоспламеняющиеся жидкости (ЛВЖ);
Класс4 — легковоспламеняющиеся твердые вещества (ЛВТ), самовозгорающиеся вещества (СВ); вещества, выделяющие воспламеняющиеся газы при взаимодействии с водой;
Класс5 — окисляющие вещества (ОК) и органические пероксиды (ОП);
Класс6 — ядовитые вещества (ЯВ) и инфекционные вещества (ИВ);
Класс 7 — радиоактивные материалы (РМ);
Класс 8 — едкие и (или) коррозионные вещества (ЕК);
Класс 9 — прочие опасные вещества; — взрывчатые материалы (ВМ); — газы, сжатые, сжиженные и растворенные под давлением; — легковоспламеняющиеся жидкости (ЛВЖ); — легковоспламеняющиеся твердые вещества (ЛВТ), самовозгорающиеся вещества (СВ); вещества, выделяющие воспламеняющиеся газы при взаимодействии с водой; — окисляющие вещества (ОК) и органические пероксиды (ОП); — ядовитые вещества (ЯВ) и инфекционные вещества (ИВ); — радиоактивные материалы (РМ); — едкие и (или) коррозионные вещества (ЕК); — прочие опасные вещества;
Страховые случаи в страховании грузов классифицируются следующим образом:
Во-первых, это результат стихийного бедствия, проявления природных сил: землетрясения, наводнения, урагана, оползня и т.д.
Все эти риски, являющиеся следствием действия природных сил, относятся к категории непредвиденных обстоятельств. В абсолютном большинстве случаев страховщик отвечает за их последствия. Исключение составляют физико-химические процессы: усушка, утруска и т.д.
Страховые случаи второй категории – это результат человеческой деятельности. Они определяются как риск, исходящий от третьих лиц, другими словами, лиц, осуществляющих перевозку грузов, а также лиц, не имеющих отношения к перевозке грузов (напр. злоумышленники).
§1.2. Особенности страхования морских перевозок
Практика внешнеэкономической деятельности по экспорту-импорту товаров и услуг опирается на систему договоров страхования, которые предоставляют определенные гарантии экспортерам и импортерам при возникновении различных непредвиденных обстоятельств и случайностей. В подавляющем большинстве внешняя торговля обслуживается морским транспортом. Поэтому вопросы страхования внешнеэкономической деятельности рассматриваются через систему договоров морского страхования. В круг вопросов морского страхования входят страхование морских судов (корпуса и оснастки перевозочных и других плавсредств), страхование карго (перевозимых грузов) и страхование ответственности судовладельцев. Страхование карго носит также название транспортного страхования грузов. Широкое развитие в последние годы контейнерных перевозок привело к выделению в самостоятельный вид страхования контейнеров.
Договор морской перевозки заключается в двух основных формах: в форме чартера и в форме коносамента. Чартеры регулируют взаимоотношения между фрахтователем и фрахтовщиком по поводу порядка использования судна: на время, на рейс, на срок аренды. Коносаменты различают по характеру груза, в отношении перевозки которого заключается договор. Например, коносаменты зерновые, лесные, нефтеналивные.
Страхование внешнеторговых грузов в России
... грузов, страхование грузов со специальными химико-физическими параметрами (например, взрывчатых веществ). В зависимости от типа транспортировки, различаются следующие разновидности наземное страхование грузов (железнодорожным и автомобильным транспортом); страхование грузов при транспортировке по воздуху; страхование грузов ...
Коносамент – двусторонний договор перевозки, заключаемый в пользу третьего лица, как правило, получателя. Коносамент выполняет три функции:
– договор морской перевозки;
– доказательство приема груза;
– товарораспорядительный документ.
Право по коносаменту можно передавать другим лицам или неопределенному кругу лиц путем переуступочной надписи. Оборотная сторона коносамента содержит условия договора морской перевозки.
Существенное значение для оценки степени несохранности груза имеет документ, составленный в порту прибытия. В порту назначения могут выдаваться два документа, свидетельствующие о состоянии доставленного груза. Первый составляют портовые власти, таможенные службы, агенты судовладельца и грузополучателя. Второй документ – это аварийный сертификат, который составляется аварийно-комиссарскими компаниями лишь по просьбе и за счет лица, обратившегося за осмотром. Смысл его состоит в независимой оценке причин, размера и места наступления ущерба. Чаще всего он составляется в страховых целях.
Обоснованную претензию и иск страховая компания может заявить в течение года со дня выдачи груза, а если груз не выдан, со дня, когда он должен быть выдан. Главным документом, обосновывающим размер требований страховой компании, является аварийный сертификат. Услуги аварийного комиссара оплачиваются грузополучателем и затем компенсируются ему страховой компанией вместе с оплатой страховой претензии. Сертификат не составляется в тех случаях, когда по выданным официальным документам порта ясно видно, что произошел тот или иной убыток, и его факт и размер ни перевозчиком, ни получателем не оспариваются.
Существенным фактором при предъявлении претензий и исков в морском страховании является установленное законом ограничение ответственности при любой форме его вины. Цель такого ограничения – обеспечение нормального функционирования транспортной инфраструктуры. Гаагскими правилами предел ответственности за одно место установлен в размере, равном примерно 100 английским фунтам стерлингов (в России – 250 рублей за единицу груза) [15,с.6-11].
Для заявления претензии морскому перевозчику должны быть представлены:
– оригинал коносаменты;
– оригинал страхового полиса;
– оригинал или копия грузовых сертификаций;
– акты приемки груза в порту назначения;
– аварийный сертификат;
– суброгационная расписка.
Суброгация – это не право, а основанный на законе переход права требования, причем с определенными условиями, указанными в законе. Следует отличать суброгацию от обычной уступки требования (цессии).
Роль страховых компаний в кредитной системе
... социальных и политических преобразований в России. Целью курсовой работы является рассмотрение страховой деятельности как части кредитной системы, а именно: рассмотрение современной кредитной системы, ... комплексное исследование теоретических и практических проблем нормативно-правового регулирования кредитной и страховой системы России в условиях глобализации мировой экономики. Глава 1. Понятие ...
Основное различие состоит в том, что при суброгации право требования к страховщику переходит в силу закона, в то время как при цессии право требования уступается кредитором другому лицу.
Суброгационные требования страховых компаний по транспортному страхованию рассматриваются как требования в силу суброгации, и сроки давности начинают течь с момента причинения ущерба. Итак, выплатив страховое возмещение, страховая компания решает вопрос о начале работы по возрасту за счет виновных лиц, хотя бы частичному, оплаченный суммы. По общему правилу не могут предъявляться требования по убыткам, происшедшим вследствие воздействия непреодолимой силы (молния, ураган, землетрясение).
Главная задача страховой компании при предъявлении суброгационных требований заключается в том, чтобы доказать вину определенного лица в наступлении страхового случая.
Международная конвенция обязывает капитанов судов оказать помощь любому обнаруженному в море лицу, которому угрожает гибель, и при получении сигнала помощи с возможной скоростью следовать на помощь терпящим бедствие (Аналогичная норма отражена в ст.53 Кодекса торгового мореплавания [3,с.31]).
Обо всех ставших известными страхователю случаях изменения в страховом риске, как-то задержка рейса, отклонение от пути следования, выход из оговоренного района плавания, плавания во льдах, зимовка судна, не предусмотренная в договоре страхования, буксировка (активная и пассивная), страхователь обязан уведомить страховщика.
Изменения в риске, произошедшие после заключения договора страхования и увеличивающие степень риска страховщика, дают ему право на требование дополнительной премии или изменение условий страхования. В случае отказа страхователя договор прекращается с момента наступления изменений в риске.