Внешняя задолженность развивающихся стран в XXI веке: Глубинный анализ, эволюция регулирования и стратегии устойчивости перед лицом новых вызовов

Курсовая работа

К концу 2022 года глобальный государственный долг достиг 92% ВВП, что эквивалентно более чем 91 триллиону долларов США. Эта ошеломляющая цифра — лишь вершина айсберга, скрывающего под собой хроническую и нарастающую проблему внешней задолженности развивающихся стран, которая не только тормозит их экономическое развитие, но и ставит под угрозу глобальную стабильность.

Введение

Проблема внешней задолженности развивающихся стран давно перестала быть сугубо экономической. Сегодня это сложный клубок макроэкономических, политических, социальных и даже геополитических факторов, который непрерывно трансформируется под влиянием глобальных потрясений. Для современного специалиста в области международных экономических отношений понимание этой динамики критически важно, ведь это не просто цифры в отчетах МВФ или Всемирного банка; это миллионы судеб, это инвестиции в образование и здравоохранение, которые откладываются из-за необходимости обслуживать долги. Какой же ценой оплачивается неспособность государств контролировать свои заимствования?

Настоящая работа представляет собой комплексный и критический анализ феномена внешней задолженности в XXI веке. Мы погрузимся в исторические корни проблемы, рассмотрим фундаментальные определения, проанализируем факторы, лежащие в основе ее возникновения и усугубления, а также исследуем эволюцию механизмов регулирования. Особое внимание будет уделено роли международных финансовых организаций, таких как МВФ и Всемирный банк, их политике и существующей критике, а также поиску альтернативных подходов. Наша цель — не просто констатировать факты, но и предложить обоснованные рекомендации, учитывающие современные геополитические и климатические вызовы, а также выявить успешные кейсы стран, которые смогли найти свой путь к долговой устойчивости.

Структура работы выстроена таким образом, чтобы читатель мог последовательно, шаг за шагом, осмыслить проблему во всей ее глубине: от теоретических основ до практических рекомендаций, акцентируя внимание на детальном раскрытии каждого аспекта.

Теоретические основы и сущность внешней задолженности

Чтобы понять масштабы и последствия проблемы внешней задолженности, необходимо сначала заложить прочный фундамент из четких определений и концепций. Что именно мы подразумеваем под «внешним долгом»? Какие формы он принимает и как мы измеряем его устойчивость? Эти вопросы являются отправной точкой для любого глубокого анализа.

13 стр., 6374 слов

Международное кредитование развивающихся стран: современные тенденции, ...

... внутренних и внешних факторов, таких как глобальные процентные ставки, цены на сырье и геополитические события. Изучение этих теорий позволяет не только объяснить, почему развивающиеся страны прибегают к международным

Дефиниции и классификация внешней задолженности

Внешняя задолженность государства — это сложный экономический феномен, который можно рассматривать под разными углами. С академической точки зрения, она представляет собой совокупность текущих, непогашенных обязательств страны (как правительства, так и частного сектора) перед иностранными кредиторами. Эти обязательства включают в себя основную сумму долга и начисленные проценты, которые подлежат погашению в будущем.

Ключевым аспектом здесь является понятие валовой внешней задолженности. Она определяется как «сумма непогашенных фактических текущих, не связанных условиями обязательств в виде основной суммы и процентов, принятых резидентами страны по отношению к нерезидентам, которые требуют оплаты в будущем». Важно подчеркнуть, что долговые обязательства считаются внешней задолженностью только в том случае, если они возникают перед нерезидентами, то есть физическими или юридическими лицами, центр экономических интересов которых находится за пределами данной страны. Валовой внешний долг охватывает как долги государственного, так и частного секторов, предоставляя полную картину долговой нагрузки страны.

В зависимости от субъекта-заемщика, внешний долг можно классифицировать следующим образом:

  • Суверенный долг (или государственный внешний долг) — это обязательства центрального правительства страны, а также органов местного самоуправления и центрального банка. Он включает как прямые займы, так и гарантированные правительством долги.
  • Публичный долг — более широкое понятие, включающее суверенный долг, а также долги государственных предприятий и других публичных организаций, которые не всегда напрямую гарантированы центральным правительством, но ассоциированы с государственным сектором.
  • Гарантированный государством долг — это обязательства частных или квазигосударственных структур, по которым государство выступает гарантом платежа в случае неспособности основного заемщика выполнить свои обязательства.
  • Частный внешний долг — обязательства частных компаний и физических лиц страны перед иностранными кредиторами, не имеющие государственных гарантий.

Когда страна не может или не желает обслуживать свои долговые обязательства, наступает дефолт. Это слово часто вызывает ассоциации с полным экономическим крахом, но на практике существуют разные его виды:

  • Технический дефолт – это временное нарушение условий долгового соглашения, например, просрочка платежа по процентам или основной сумме. Это не означает полного отказа от обязательств, а скорее указывает на временные трудности. Обычно технический дефолт может быть урегулирован путем переговоров и предоставления отсрочки.
  • Простой дефолт – это более серьезное нарушение, когда заемщик осознает невозможность выполнения своих обязательств в обозримом будущем, но еще не объявляет о полном отказе. Это может быть связано с серьезным ухудшением экономического положения.
  • Полный дефолт – это окончательный и полноценный отказ от выполнения всех или части долговых обязательств. Последствия полного дефолта катастрофичны: потеря доступа к международным рынкам капитала, обвал национальной валюты, падение инвестиций и резкое ухудшение уровня жизни населения. Примером может служить Аргентина в начале 2000-х годов или Россия в 1998 году.

В условиях долгового кризиса одним из основных механизмов управления является реструктуризация внешнего долга. Это процесс пересмотра первоначальных условий обслуживания долга между кредитором и должником. Реструктуризация может принимать различные формы:

5 стр., 2216 слов

Эволюция институтов урегулирования суверенного долга: Парижский ...

... государственных предприятий. Потолок по внешней просроченной задолженности государственного сектора: Требование к стране не накапливать новые просрочки по обслуживанию долга. Эти строгие критерии ... ПК) координировал реструктуризацию официальных двусторонних долгов, тогда как Лондонский клуб (ЛК) фокусировался на частных коммерческих обязательствах. Однако появление наднациональных кредиторов, таких ...

  • Продление сроков погашения: отсрочка выплаты основной суммы и/или процентов.
  • Смягчение условий: снижение процентных ставок, изменение графика платежей.
  • Списание части долга: прямое прощение части обязательств кредитором.
  • Продажа со скидкой на вторичном рынке: кредиторы могут продавать проблемные долги другим инвесторам по цене ниже номинала.
  • Обмен долговых обязательств: выпуск новых ценных бумаг с другими условиями взамен старых.

Эти меры призваны облегчить бремя долга, дать стране-должнику время для восстановления экономики и предотвратить полный дефолт.

Индикаторы долговой устойчивости и их пороговые значения

Для оценки способности страны обслуживать свой внешний долг и предотвращения кризиса используются различные индикаторы долговой устойчивости. Эти показатели помогают определить, находится ли долговое бремя на приемлемом уровне или же представляет угрозу для макроэкономической стабильности.

Ключевые индикаторы включают:

  1. Отношение валового внешнего долга к ВВП (ВВД/ВВП): Показывает, какую часть годового объема производства страны составляет ее внешний долг. Высокое значение указывает на потенциальную проблему с обслуживанием долга за счет внутренних ресурсов.
  2. Отношение валового внешнего долга к экспорту товаров и услуг (ВВД/Экспорт): Отражает способность страны генерировать иностранную валюту для обслуживания долга. Поскольку внешний долг обычно погашается в иностранной валюте, этот показатель является критически важным.
  3. Отношение обслуживания внешнего долга к доходам от экспорта (ОД/Экспорт): Показывает, какая доля экспортных доходов уходит на погашение основной суммы и процентов по внешнему долгу. Высокий процент означает, что значительная часть валютной выручки направляется на обслуживание долга, оставляя меньше средств для импорта и внутренних инвестиций.
  4. Отношение обслуживания внешнего долга к государственным доходам (ОД/Доходы бюджета): Указывает на нагрузку, которую обслуживание долга оказывает на государственный бюджет, потенциально вытесняя расходы на социальные нужды, здравоохранение и образование.

Исследования показывают, что существуют определенные критические пороговые значения этих индикаторов, после превышения которых риски долгового кризиса значительно возрастают, а экономический рост замедляется.

6 стр., 2606 слов

Внешнее управление как реабилитационная процедура: критический ...

... собственники готовы предоставить дополнительные гарантии, но желают сохранить оперативное управление. Внешнее управление, напротив, применяется, когда требуется радикальная реструктуризация под руководством независимого ... и активное вмешательство в бизнес-процессы. Мониторинг исполнения графика погашения долга под контролем управляющего и кредиторов. Обеспечение обязательств Опирается на внутренние ...

Например, К. Рогофф и К. Райнхарт (2010 г.) в своих исследованиях отмечали, что при достижении уровня внешнего долга в 60% от ВВП среднегодовые темпы прироста ВВП снижаются на 2%. Если же долг превышает отметку в 90% от ВВП, темпы прироста экономики могут уменьшиться наполовину. Другие исследования указывают на то, что средний пороговый уровень внешнего долга варьируется от 40% до 65% ВВП. Эти пороговые значения не являются жесткими универсальными правилами, поскольку устойчивость долга зависит от множества факторов, включая структуру экономики, качество институтов, уровень коррупции и способность правительства к эффективному управлению. Однако они служат важным ориентиром для аналитиков и международных организаций при оценке долговой устойчивости.

Историческая динамика и факторы формирования долговых кризисов

Проблема внешней задолженности не нова; она эволюционировала вместе с мировой экономикой, принимая новые формы и масштабы. Чтобы понять ее текущее состояние, необходимо взглянуть на прошлое, выявить движущие силы и проследить, как менялись факторы, формирующие долговое бремя развивающихся стран.

Исторический контекст: от «дефолтных эпидемий» до современных вызовов

Мировая история изобилует примерами суверенных дефолтов, порой перерастающих в настоящие «дефолтные эпидемии», сотрясавшие международную финансовую систему. Отправной точкой современного кризиса внешней задолженности считается август 1982 года, когда Мексика объявила о невозможности обслуживать свои обязательства. Это событие стало детонатором для «дефолтной эпидемии», которая быстро распространилась на другие страны Латинской Америки, включая Бразилию, Чили и Аргентину.

Мексиканский дефолт 1982 года не был случайным. Он был спровоцирован идеальным штормом из нескольких факторов: резким падением мировых цен на нефть (лишившем Мексику значительной части экспортных доходов), увеличением процентных ставок по кредитам на международных рынках (что резко удорожило обслуживание уже накопленных долгов) и массовым выводом капиталов из страны. Последствия были катастрофическими: десятки стран столкнулись с долговым кризисом, перешедшим в дефолт, что привело к многолетнему экономическому застою, известному как «потерянное десятилетие» в Латинской Америке.

В ответ на этот кризис в 1989 году был разработан «план Брэди», названный в честь тогдашнего министра финансов США Николаса Брэди. Этот план представлял собой инновационный подход к реструктуризации долга, позволявший странам-должникам обменивать свои проблемные банковские кредиты на новые облигации, обеспеченные казначейскими обязательствами США, с дисконтом. «Облигации Брэди» стали важным прецедентом, показавшим возможность частичного списания долга и перехода от банковских кредитов к рыночным инструментам.

В целом, мир пережил пять масштабных и затяжных «дефолтных эпидемий», каждая из которых имела свои особенности, но всегда была связана с системными сбоями в мировой экономике, геополитическими потрясениями или внутренними проблемами стран-должников. Кризис 1980–1990-х годов стал одним из наиболее значимых, обнажив уязвимость развивающихся стран перед внешними шоками и неэффективностью прежних механизмов регулирования.

8 стр., 3760 слов

Управление дебиторской задолженностью: Современный правовой и ...

... гарантий возврата. По налоговому учету (ст. 266 НК РФ) Сомнительный долг Задолженность, возникшая от реализации товаров (работ, услуг), не погашенная в ... рекомендаций. Теоретико-методологические основы управления дебиторской задолженностью Цели, задачи и актуальная классификация дебиторской задолженности Управление дебиторской задолженностью — это сложный, многофакторный процесс, направленный ...

На протяжении последних 50 лет, несмотря на все усилия по регулированию, наблюдается неуклонная тенденция роста внешней задолженности стран. Этот рост особенно ускорился после ключевых глобальных событий:

  • После мирового финансового кризиса 2008 года: В 2009 году уровень внешней задолженности вырос на 20 процентных пунктов по сравнению с 2007 годом. Правительства по всему миру увеличивали расходы для стимулирования экономики, что привело к росту государственного долга.
  • После пандемии COVID-19: Это событие стало беспрецедентным шоком для мировой экономики. В 2020 году внешний долг побил рекордные 256% от мирового ВВП, показав рост на 28 процентных пунктов по сравнению с 2019 годом. Глобальная рецессия и ответные меры экономической политики (масштабные фискальные пакеты, поддержка населения и бизнеса) вызвали самый большой прирост государственного долга в странах с развивающейся экономикой и формирующимся рынком с конца 1980-х годов. Объем внешней задолженности стран с низким и средним уровнем дохода вырос в 2020 году более чем на 5%, достигнув 8,7 триллиона долларов, при этом для многих стран этот рост исчислялся двузначными цифрами. В том же году правительства стран с формирующимся рынком выпустили долговые обязательства в твердой валюте на сумму 124 миллиарда долларов, стремясь привлечь столь необходимые средства.

С середины 1970-х годов глобальный государственный долг утроился, достигнув к концу 2022 года 92% ВВП (более 91 триллиона долларов США).

Долг частного сектора также утроился с 1960 по 2022 годы, достигнув 146% ВВП (почти 144 триллиона долларов США).

Эти цифры не просто статистика; они являются тревожным сигналом о накоплении системных рисков в мировой экономике.

Макроэкономические и институциональные детерминанты роста задолженности

Внешняя задолженность редко является следствием одной изолированной причины. Это результат сложного взаимодействия как внутренних, так и внешних факторов, которые создают благоприятную почву для накопления долгового бремени.

Одними из основных макроэкономических детерминант являются:

  • Развитие и либерализация внешней торговли: Открытие экономик для глобальных рынков, хотя и приносит выгоды, также увеличивает зависимость от внешних шоков. Колебания мировых цен на ключевые экспортные товары (например, нефть, металлы, сельскохозяйственная продукция) могут резко сократить экспортные доходы, снижая способность страны обслуживать долги.
  • Состояние мировой экономики (стадия производственного цикла): В периоды глобального экономического спада (рецессии) спрос на экспорт развивающихся стран падает, а доступ к международным рынкам капитала становится дороже и сложнее. В то же время, в фазы бурного роста развитые страны могут привлекать капитал из развивающихся рынков, что приводит к оттоку инвестиций.
  • Мировые цены на энергоносители: Для стран-экспортеров нефти и газа падение цен на эти ресурсы напрямую сокращает доходы бюджета и может привести к необходимости внешних заимствований для покрытия дефицита. Для импортеров, наоборот, резкий рост цен увеличивает затраты на импорт и ухудшает платежный баланс, также вынуждая прибегать к займам.
  • Макроэкономическая конъюнктура, в частности, изменения процентных ставок: Повышение ключевых ставок ведущими центральными банками (например, ФРС США) приводит к удорожанию заимствований на мировых рынках. Страны, чей долг номинирован в иностранной валюте или имеет плавающую ставку, сталкиваются с резким увеличением расходов на его обслуживание, что было одной из причин кризиса 1980-х годов и стало актуальным после пандемии COVID-19.

Помимо чисто экономических факторов, существует фундаментальное неравенство в уровне социально-экономического и политического развития между странами мира. Это неравенство является, по сути, главной причиной внешней задолженности. Многие развивающиеся страны, обладая ограниченными внутренними ресурсами (низкий уровень сбережений, неразвитый внутренний рынок капитала) и сталкиваясь с острой потребностью в инвестициях для развития инфраструктуры, образования, здравоохранения, просто не способны полностью себя обеспечить. Они вынуждены прибегать к заимствованиям на международном долговом рынке, чтобы финансировать эти потребности. Отсутствие развитых институтов, верховенства закона и эффективной налоговой системы также усугубляет эту зависимость.

6 стр., 2953 слов

Инвестиционные компании на рынке финансовых услуг РФ (2024–2025): ...

... статистических данных Банка России и Московской биржи, и определит ключевые стратегические векторы развития отрасли на среднесрочную перспективу. Методологическая база включает синтез нормативно-правового анализа (ФЗ ...

Внутренние факторы, коррупция и проблема «скрытого долга»

Внешние шоки и макроэкономические условия лишь отчасти объясняют хроническое накопление долга. Зачастую корень проблемы кроется внутри самих развивающихся стран, в их управленческой культуре, институциональной слабости и непрозрачности.

Один из наиболее критических внутренних факторов — это неэффективное управление государственными расходами. Это проявляется в нескольких аспектах:

  • Чрезмерное развитие рынка государственного долга: Когда правительство слишком активно полагается на заимствования, это может привести к эффекту вытеснения, где финансовые ресурсы, которые могли бы быть направлены в реальный сектор экономики (производство, инновации), отвлекаются на обслуживан��е долга. Это ограничивает инвестиционные капиталовложения и замедляет долгосрочное развитие.
  • Коррупция: Хищение государственных средств, откаты при реализации крупных инфраструктурных проектов, нецелевое использование заемных средств — все это не только увеличивает объем долга без адекватной отдачи, но и подрывает доверие инвесторов и международных доноров.
  • Реализация амбициозных, но экономически необоснованных проектов: Иногда правительства, стремясь к быстрым результатам или под давлением политических интересов, запускают масштабные проекты (например, мега-инфраструктурные объекты), которые не имеют четкого экономического обоснования, не генерируют достаточных доходов и в конечном итоге превращаются в «белых слонов», увеличивая долговое бремя.
  • Отсутствие контроля и надлежащей оценки рисков: Слабость государственных институтов, недостаточный надзор за расходованием средств и отсутствие прозрачных процедур закупок создают благодатную почву для неэффективности.

Особо острая и часто недооцениваемая проблема — это «скрытый долг». Это те долговые обязательства, которые не отражаются в официальной статистике или отчетах, но которые в конечном итоге могут стать бременем для государства. Недостатки точности, своевременности, охвата и полноты учета долга приводят к тому, что во многих странах с развивающейся экономикой реальный долг государственного сектора может быть значительно выше, чем сообщается.

7 стр., 3005 слов

Рынок региональных и муниципальных заимствований РФ (2020-2025): ...

... за один финансовый год за счет собственных средств. Сигнал для рынка: Для кредиторов и инвесторов соблюдение этого лимита является ключевым индикатором финансовой устойчивости и ... зависимости: Норматив стимулирует регионы к развитию собственной доходной базы, поскольку именно она определяет их заемный потенциал. Обеспечение платежеспособности: Привязка долга к годовому доходу гарантирует, что ...

Международный валютный фонд (МВФ) оценивает, что объем скрытого долга может достигать 1 триллиона долларов США в мировом масштабе, что представляет растущую угрозу для стран с низким доходом. Причины этого кроются в:

  • Отсутствии адекватного законодательства: Менее половины обследованных стран располагают законами, которые требуют осуществлять управление долгом и вести бюджетную отчетность, при этом менее чем в четверти требуется раскрывать информацию на уровне отдельных обязательств.
  • Использовании внебюджетных фондов и государственных предприятий: Долги, взятые государственными компаниями или специальными фондами, часто не включаются в консолидированный государственный долг, но в случае их неплатежеспособности, государство вынуждено будет их спасать, принимая эти долги на себя.
  • Использование инструментов государственно-частного партнерства (ГЧП) без должной прозрачности: Хотя ГЧП могут быть эффективными, неясные или непрозрачные контракты могут скрывать будущие государственные обязательства.

Проблема скрытого долга не только искажает реальную картину долговой устойчивости страны, но и затрудняет принятие обоснованных экономических решений, подрывает доверие инвесторов и препятствует эффективному управлению государственными финансами.

Эволюция механизмов регулирования и роль международных финансовых организаций

На протяжении десятилетий международное сообщество и, в частности, международные финансовые организации (МФО) искали способы смягчить остроту долговых кризисов и предотвратить их повторение. Эти усилия привели к созданию и эволюции различных механизмов регулирования и реструктуризации долга, которые сегодня являются неотъемлемой частью архитектуры глобальных финансов.

Инструменты реструктуризации и облегчения долгового бремени: новая реальность

Когда страна оказывается на грани долгового кризиса, реструктуризация становится одним из ключевых механизмов управления государственным долгом. Это не просто отсрочка платежей, а комплексный пересмотр условий, направленный на облегчение бремени и создание условий для экономического восстановления. Традиционные и современные методы реструктуризации включают:

6 стр., 2724 слов

Кредитная система Российской Федерации: теоретические основы, ...

... финтех-решений. Как отмечает регулятор, цифровые финансовые технологии (ЦФТ) выступают драйвером развития российского финансового бизнеса, трансформируя бизнес-модели банков, особенно в условиях санкционного давления. ... эволюции. В своей классической трактовке, кредит (от лат. creditum — ссуда, долг) представляет собой экономические отношения между кредитором и заемщиком по поводу передачи во ...

  • Перенос платежей (rescheduling): Продление сроков погашения основной суммы долга и/или процентов, что снижает немедленное давление на бюджет и платежный баланс страны.
  • Сокращение суммы долга (debt reduction/haircut): Прямое списание части долга кредиторами. Это может быть как добровольное решение, так и результат переговоров в рамках комплексной программы помощи.
  • Продажа со скидкой на вторичном рынке: Кредиторы, не желая ждать полного погашения, могут продавать свои требования другим инвесторам по цене ниже номинала, что позволяет должнику или третьей стороне выкупить свой долг по более низкой цене.
  • Обмен долговых обязательств (debt exchange): Замена старых долговых инструментов на новые с измененными условиями (например, более низкими процентными ставками или более длительными сроками погашения).

    Это было ядром «плана Брэди».

Среди наиболее значимых инициатив по облегчению долгового бремени, особенно для беднейших стран, выделяются две программы, запущенные МВФ и Всемирным банком:

  1. Инициатива в отношении бедных стран с высоким уровнем задолженности (ХИПК — Heavily Indebted Poor Countries Initiative): Запущенная в 1996 году, эта инициатива стала революционным шагом, чтобы ни одна бедная страна не сталкивалась с неуправляемым бременем задолженности. Ее цель — довести бремя обслуживания долга стран до посильного уровня посредством комплекса рациональных мер политики, значительного облегчения бремени задолженности и новых притоков помощи.
    • Критерии для участия: Включают низкий доход на душу населения (для получения льготных займов от МВФ и Всемирного банка) и экономически неприемлемое бремя задолженности даже после применения традиционных мер облегчения. Страны должны продемонстрировать приверженность реформам и эффективному управлению.
    • Результаты: Инициатива ХИПК позволила 37 странам-участницам облегчить бремя задолженности более чем на 100 миллиардов долларов США. Это существенно снизило долговую нагрузку, высвободив средства для инвестиций в здравоохранение, образование и инфраструктуру.
  2. Инициатива по облегчению бремени задолженности на многосторонней основе (MDRI — Multilateral Debt Relief Initiative): Запущенная в 2005 году, MDRI стала дополнением к ХИПК, позволяя странам получить 100-процентное облегчение удовлетворяющего критериям бремени задолженности от МВФ, Всемирного банка и Африканского фонда развития. Цель MDRI заключалась в ускорении прогресса в достижении Целей развития тысячелетия (ЦРТ) и обеспечении более устойчивого будущего для беднейших стран.

Эволюция механизмов с начала 2000-х годов, включая новые инструменты и подходы:

С начала XXI века международные финансовые организации и Парижский клуб кредиторов продолжали адаптироваться к меняющимся условиям и растущей сложности долговых кризисов. Наряду с ХИПК и MDRI, были разработаны и внедрены новые инструменты и подходы:

  • Рамки общего подхода к реструктуризации долга (Common Framework for Debt Treatments beyond the DSSI): Созданные в 2020 году «Большой двадцаткой» (G20) и Парижским клубом, эти рамки стали ответом на вызовы, порожденные пандемией COVID-19. Они призваны обеспечить более скоординированный и прозрачный подход к реструктуризации долга для стран с низким уровнем дохода, включая участие частных кредиторов и новых официальных кредиторов (таких как Китай), что является значительным отступлением от традиционных подходов.
  • Использование инструментов, привязанных к целям устойчивого развития (SDG-linked bonds) или климатическим целям (green bonds): Некоторые страны начали выпускать такие облигации, где условия погашения или процентные ставки могут быть связаны с достижением определенных показателей в области устойчивого развития или климата. Это стимулирует инвестиции в «зеленую» экономику и помогает привлекать капитал от инвесторов, ориентированных на ESG-критерии (Environmental, Social, Governance).
  • Клаузулы о стихийных бедствиях (catastrophe clauses): Включение в долговые контракты положений, позволяющих автоматически приостанавливать выплаты или отсрочивать их в случае природных катастроф или других форс-мажорных обстоятельств. Это дает странам-должникам передышку в моменты наибольшей уязвимости.
  • Усиление прозрачности долга: МФО все больше настаивают на улучшении учета и раскрытия информации о долговых обязательствах, особенно в отношении «скрытого долга» и обязательств перед нетрадиционными кредиторами. Это критически важно для комплексной оценки долговой устойчивости.

Эти новые инструменты и подходы отражают осознание того, что традиционные методы реструктуризации могут быть недостаточными в условиях глобализации, климатических изменений и роста числа кредиторов из развивающихся стран.

16 стр., 7534 слов

Внешний государственный долг Российской Федерации: комплексный ...

... систем, что не могло не сказаться на долговых обязательствах страны. После Октябрьской революции 1917 года, Советское правительство аннулировало все долги царского режима, что привело к разрыву с ...

Международный валютный фонд и Всемирный банк: функции, политика и критическая оценка

Международный валютный фонд (МВФ) и Всемирный банк (ВБ) являются краеугольными камнями глобальной финансовой архитектуры, созданными после Второй мировой войны для обеспечения экономической стабильности и содействия развитию. Наряду с ОЭСР, Парижским и Лондонским клубами, они играют ключевую роль в разрешении долговых кризисов.

Международный валютный фонд (МВФ):

  • Основные функции: Предоставление кратко- и среднесрочных кредитов странам, испытывающим дефицит платежного баланса. Его главная цель — обеспечение стабильности международной валютной системы.
  • Политика: Кредиты МВФ почти всегда сопровождаются набором условий и рекомендаций (conditionality), которые касаются макроэкономической политики (например, сокращение бюджетного дефицита, ужесточение монетарной политики, структурные реформы).

    Цель этих условий — устранить первопричины дефицита платежного баланса и восстановить макроэкономическую стабильность.

Всемирный банк (ВБ):

  • Основные функции: Предоставление долгосрочных займов и грантов для финансирования проектов развития в странах с низким и средним уровнем дохода, сфокусированных на сокращении бедности, улучшении инфраструктуры, образования и здравоохранения.
  • Политика: Основное внимание уделяется структурным реформам, направленным на создание благоприятной среды для инвестиций и устойчивого роста.

Влияние программ стабилизации на суверенный долг и экономическое развитие:

Программы МВФ и ВБ могут оказать значительное влияние. С одной стороны, они предоставляют жизненно важную финансовую поддержку в кризисные моменты, помогая избежать полного дефолта и стабилизировать экономику. Условия программ часто направлены на устранение макроэкономических дисбалансов, что в долгосрочной перспективе может привести к оздоровлению финансов и снижению зависимости от внешних заимствований.

С другой стороны, эти программы часто вызывают острую критику:

  • Не всегда направлены на повышение самостоятельности и развитие национальной экономики: Критики, такие как индийский экономист Ашока Моди и бывший главный экономист Всемирного банка, лауреат Нобелевской премии Джозеф Стиглиц, ставили под сомнение эффективность деятельности МВФ и его надзорную деятельность. Они указывали на то, что Фонд не всегда своевременно определяет факторы риска и уязвимости, а его рекомендации могут быть слишком универсальными и не учитывать специфику конкретных стран.
  • Искусственное торможение реформ с целью сдержать рост влияния развивающихся стран: Некоторые аналитики утверждают, что политики МВФ могут неосознанно или осознанно препятствовать проведению реформ, которые могли бы укрепить экономический суверенитет развивающихся стран, тем самым привязывая их к существующей международной финансовой системе.
  • Диктат в отношении управления экономикой: Отказ в кредите МВФ часто равносилен экономическому коллапсу страны. Это создает условия для жесткого экономического давления и диктата в отношении управления экономикой, когда правительства вынуждены принимать непопулярные решения (например, сокращение социальных программ), чтобы получить или сохранить доступ к финансированию. МВФ может оказывать экономическое давление на страны-заемщицы, ограничивая кредитование или отказывая в предоставлении очередного транша, если страна не выполняет взятых обязательств.

Такая критика подчеркивает необходимость постоянного переосмысления роли МФО и адаптации их подходов к меняющимся глобальным реалиям.

Альтернативные подходы к управлению долгом и роль многосторонних финансовых институтов

Признавая ограничения и критику существующих механизмов, возникает потребность в рассмотрении альтернативных подходов к управлению внешним долгом. Эти подходы направлены на повышение суверенитета, самостоятельности и устойчивости развития национальных экономик, а также на создание более справедливой и эффективной системы глобального управления долгом.

Предложенные альтернативные подходы включают:

  • Расширение безусловного финансирования и грантов: Снижение доли кредитов с жесткими условиями в пользу грантов или займов с более мягкими условиями, особенно для стран, сталкивающихся с экзогенными шоками (климатические катастрофы, пандемии).
  • Механизмы автоматического «долгового отпуска» при кризисах: Включение в кредитные соглашения заранее оговоренных триггеров (например, резкое падение цен на сырье, стихийное бедствие), при наступлении которых выплаты по долгу автоматически приостанавливаются на определенный срок.
  • «Долг за природу» (debt-for-nature swaps) или «долг за развитие» (debt-for-development swaps): Механизмы, при которых часть внешнего долга списывается в обмен на обязательства страны-должника инвестировать эти средства в проекты по охране окружающей среды или социально-экономическому развитию. Это позволяет решить сразу две проблемы — долговую и экологическую/социальную.
  • Создание независимого международного арбитражного механизма по суверенному долгу: Идея заключается в учреждении нейтральной структуры, которая могла бы выступать посредником в спорах между суверенными должниками и кредиторами, способствуя более справедливому и своевременному разрешению долговых кризисов, избегая непрозрачных и односторонних решений.
  • Усиление региональных финансовых механизмов: Развитие и укрепление региональных банков развития и валютных фондов, которые могли бы дополнять или даже конкурировать с глобальными МФО, предлагая более адаптированные к региональным условиям решения и снижая зависимость от «Вашингтонского консенсуса».
  • Повышение прозрачности и подотчетности: Требование к кредиторам и заемщикам раскрывать полную информацию о долговых сделках, особенно в отношении государственных предприятий и скрытых обязательств. Это поможет предотвратить накопление неконтролируемого долга.

Роль других международных организаций:

Помимо МВФ и Всемирного банка, в системе регулирования внешнего долга участвуют и другие игроки, чья роль, хоть и отличается по масштабу, остается значимой:

  • Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР): Объединяет развитые страны и занимается координацией политики, сбором статистики и анализом вопросов развития, включая долговую проблематику.
  • Парижский клуб: Неформальное объединение официальных кредиторов (правительств развитых стран), которое занимается реструктуризацией двусторонних суверенных долгов. Решения Парижского клуба часто служат ориентиром для других кредиторов.
  • Лондонский клуб: Аналогичное неформальное объединение частных коммерческих банков-кредиторов, которые ведут переговоры с суверенными заемщиками о реструктуризации коммерческих долгов.

Взаимодействие этих структур с МВФ и Всемирным банком является критически важным для комплексного разрешения долговых кризисов. Часто программы МВФ служат катализатором для переговоров с Парижским и Лондонским клубами, создавая основу для скоординированного подхода к реструктуризации долга. Однако растущее число новых кредиторов, особенно из стран БРИКС (например, Китай), которые не являются членами Парижского клуба, усложняет координацию и требует разработки более инклюзивных механизмов.

Современные вызовы, региональные особенности и перспективы долговой устойчивости

Внешняя задолженность развивающихся стран сегодня находится в точке невозврата. Глобальная экономика переживает период беспрецедентной нестабильности, формируя новые вызовы и усугубляя старые проблемы. Чтобы выработать эффективные рекомендации, необходимо глубоко понять эти тренды, учесть региональные особенности и извлечь уроки из успешных стратегий.

Актуальные тенденции и прогнозы мирового долга в условиях глобальной нестабильности

Современный мир сталкивается с тревожной динамикой роста государственного долга. По прогнозам, к концу 2024 года глобальный государственный долг превысит 100 триллионов долларов США, или 93% мирового валового внутреннего продукта, а к 2030 году приблизится к 100% ВВП. Это на 10 процентных пунктов ВВП выше, чем в 2019 году, то есть до пандемии.

Особую озабоченность вызывает ситуация в развивающихся странах:

  • Быстрый рост госдолга: С 2010 года госдолг развивающихся стран растет в два раза быстрее, чем у развитых, достигнув 29 триллионов долларов в 2024 году. Это свидетельствует о структурной уязвимости этих экономик.
  • Бремя обслуживания долга: 3,3 миллиарда человек проживают в странах, которые тратят на обслуживание долга больше, чем на здравоохранение и школы. Это не просто экономическая проблема, это гуманитарная катастрофа, подрывающая основы долгосрочного развития. Число таких стран достигло 62 (по сравнению с 34 странами десять лет назад), чт�� подчеркивает обострение проблемы.
  • Постпандемическая инфляция и ужесточение монетарной политики: Резкий рост инфляции после пандемии (с 3,5% в 2019 году до 9,9% годовых в декабре 2022 года) повысил инфляционные ожидания. В ответ на это центральные банки ведущих экономик приступили к ужесточению монетарной политики, что привело к резкому увеличению стоимости заимствований на мировых рынках. По данным ЮНКТАД, стоимость заимствований для 68 развивающихся рынков увеличилась с 5,3% до 8,5% к апрелю 2023 года. Это означает, что развивающимся странам становится дороже обслуживать старые долги и привлекать новые.
  • Оптимистический уклон прогнозов и неустановленный долг: Прогнозы для бюджетов многих стран могут оказаться хуже, чем ожидается, из-за значительной потребности в расходах (старение населения, здравоохранение, «зеленая» экономика, адаптация к изменению климата, оборона), оптимистического уклона прогнозов долга и большого объема неустановленного долга, который может достигать 1 триллиона долларов США.

Эти тенденции рисуют мрачную картину для экономики развивающихся стран, которые, обеспечивая 60% мирового экономического роста, по прогнозам, завершат первую четверть XXI века с самыми слабыми долгосрочными перспективами роста с 2000 года. С 2014 года средние темпы роста доходов на душу населения в развивающихся странах (за исключением Китая и Индии) были на половину процентного пункта ниже, чем в богатых странах, что увеличило разрыв между богатыми и бедными. В 2022 году 81 развивающаяся страна (за исключением Китая) потеряла 241 миллиард долларов США в международных резервах, что является тревожным сигналом о снижении их способности противостоять внешним шокам. ЮНКТАД ожидает усиления давления внешних кредиторов на развивающиеся страны, что приведет к кризису развития и еще большему росту неравенства. И что из этого следует? Замедление экономического роста в развивающихся странах не только усугубит их долговые проблемы, но и подорвет глобальную экономическую стабильность, создавая риски для всей мировой системы.

Геополитические изменения и новые глобальные риски для долговой устойчивости

Современный мир характеризуется не только экономическими, но и беспрецедентными геополитическими сдвигами, которые формируют новые комплексные вызовы для долговой устойчивости развивающихся стран. Эти вызовы взаимосвязаны и мультипликативны.

  • Геополитические сдвиги и фрагментация: Рост протекционизма, торговые войны, региональные конфликты и усиление геополитической напряженности (например, между США и Китаем) нарушают традиционные торговые и финансовые потоки. Развивающиеся страны, часто интегрированные в глобальные цепочки поставок, страдают от этих изменений, что ведет к сокращению экспортных доходов, оттоку капитала и увеличению стоимости заимствований. Геополитическая неопределенность отпугивает инвесторов и ограничивает доступ к рынкам капитала.
  • Изменение климата: Это не абстрактная угроза, а реальный фактор, влияющий на долговую устойчивость. Развивающиеся страны, многие из которых расположены в наиболее уязвимых регионах, регулярно страдают от разрушительных стихийных бедствий (засухи, наводнения, ураганы).

    Эти события не только наносят огромный экономический ущерб, но и требуют значительных ресурсов на восстановление и адаптацию, что вынуждает правительства брать новые займы, усугубляя долговое бремя. Адаптация к изменению климата и инвестиции в «зеленую» экономику также требуют колоссальных средств, которые не всегда доступны без внешнего финансирования.

  • Пандемии: Опыт COVID-19 показал, насколько разрушительными могут быть пандемии для экономики развивающихся стран. Они не только приводят к остановке экономической активности и падению доходов, но и требуют экстренных расходов на здравоохранение и социальную поддержку, что резко увеличивает государственный долг.
  • Уязвимость глобальных цепочек поставок: Локализация производства, протекционизм и геополитические трения приводят к перестройке глобальных цепочек поставок. Это может нарушить доступ развивающихся стран к критически важным импортным товарам (например, медикаментам, технологиям) и затруднить экспорт их продукции, что негативно сказывается на платежном балансе и способности обслуживать долг.

Адаптация роли международных финансовых институтов:

Международные финансовые институты вынуждены адаптироваться к этим новым, взаимосвязанным вызовам. Это требует:

  • Интеграции климатических рисков в анализ долговой устойчивости: МВФ и Всемирный банк начинают включать оценку климатических рисков в свои долговые анализы, предлагая новые инструменты финансирования, связанные с климатом.
  • Разработки механизмов экстренного финансирования: Для реагирования на пандемии и стихийные бедствия, предусматривающих более гибкие условия и быструю мобилизацию ресурсов.
  • Усиления координации с другими международными организациями: Например, с агентствами ООН по вопросам гуманитарной помощи и климата, для выработки комплексных решений.
  • Пересмотра условий предоставления помощи: Учитывая уязвимость стран перед экзогенными шоками, возможно, потребуется более гибкий подход к «обусловленности» кредитов.

Региональные особенности и успешные кейсы управления долгом

Проблема внешней задолженности имеет не только глобальный, но и выраженный региональный характер. Специфика экономик, политических систем и исторических связей обуславливает различные траектории накопления долга и подходы к его управлению.

Сравнительный анализ долговых проблем и стратегий управления в различных регионах:

  • Африка южнее Сахары: Этот регион исторически страдал от самого высокого бремени задолженности. Долговые проблемы здесь часто усугубляются низким уровнем развития институтов, политической нестабильностью, высокой зависимостью от сырьевых товаров и частыми гуманитарными кризисами. Именно на этот регион была направлена Инициатива ХИПК, которая принесла значительное облегчение. Однако новые вызовы, такие как изменение климата и рост долга перед нетрадиционными кредиторами (например, Китаем), вновь ставят вопрос о долговой устойчивости многих африканских стран.
  • Латинская Америка: Регион с богатой историей долговых кризисов, включая «потерянное десятилетие» 1980-х. Долговые проблемы здесь часто связаны с макроэкономической нестабильностью (высокая инфляция, фискальные дисбалансы), политической поляризацией и зависимостью от цен на сырьевые товары. Страны региона активно использовали инструменты реструктуризации (например, облигации Брэди) и имели опыт работы с МВФ.
  • Страны Азии: В целом, азиатские страны демонстрируют более успешные результаты в управлении долгом, хотя и не без исключений (например, финансовый кризис 1997-1998 годов).

    Ключевыми факторами успеха часто являются сильные институты, высокая норма сбережений, диверсифицированная экономика и проактивное управление резервами. Однако рост частного долга и высокая зависимость от глобальной торговли создают новые риски.

Изучение успешных примеров стран, преодолевших долговой кризис:

Анализ успешных кейсов позволяет выделить общие черты и уроки, которые могут быть применены другими государствами.

  • Южная Корея (после Азиатского финансового кризиса 1997-1998 гг.): Столкнувшись с острым валютным и долговым кризисом, Южная Корея, при поддержке МВФ, провела быстрые и решительные реформы. Это включало жесткую фискальную консолидацию, реструктуризацию банковского сектора, либерализацию рынков и активное привлечение прямых иностранных инвестиций. Важным фактором стало сильное политическое лидерство и способность общества к консолидации перед лицом кризиса.
  • Ирландия (после финансового кризиса 2008 г.): Ирландия, столкнувшись с глубоким банковским и суверенным долговым кризисом, приняла программу помощи от ЕС и МВФ. Ключевыми мерами были масштабная рекапитализация банков, жесткие меры экономии, структурные реформы, направленные на повышение конкурентоспособности, и постепенное восстановление доверия инвесторов. Несмотря на социальные издержки, Ирландия смогла вернуться на рынки капитала и восстановить экономический рост.
  • Гана (после получения помощи по Инициативе ХИПК): Гана является одним из примеров успешного применения Инициативы ХИПК. Значительное списание долга позволило стране высвободить средства для инвестиций в социальную сферу и инфраструктуру, что способствовало устойчивому экономическому росту и сокращению бедности. Однако и здесь не обошлось без новых вызовов, связанных с управлением новыми заимствованиями.

Уроки, которые могут быть экстраполированы:

  1. Политическая воля и сильные институты: Успешное управление долгом требует решительности правительства в проведении непопулярных, но необходимых реформ, а также наличия сильных, независимых институтов, способных обеспечить прозрачность и подотчетность.
  2. Макроэкономическая стабильность: Поддержание низкого уровня инфляции, разумного бюджетного дефицита и адекватных валютных резервов является фундаментом долговой устойчивости.
  3. Диверсификация экономики: Снижение зависимости от одного или нескольких экспортных товаров уменьшает уязвимость страны перед внешними шоками.
  4. Прозрачность долга: Полное и своевременное раскрытие информации обо всех долговых обязательствах, включая «скрытый долг», критически важно для эффективного управления.
  5. Эффективное управление государственными инвестициями: Направление заемных средств в продуктивные проекты, которые генерируют доходы и способствуют экономическому росту, а не в «белых слонов».
  6. Международное сотрудничество: Активное взаимодействие с МФО и кредиторами для выработки реалистичных планов реструктуризации и получения технической помощи.

Эти кейсы демонстрируют, что, хотя каждый долговой кризис уникален, существуют общие принципы и стратегии, которые, при наличии политической воли и эффективного управления, могут привести к устойчивому восстановлению. Разве не очевидно, что без осознания и применения этих уроков, цикл долговых кризисов будет продолжаться, препятствуя развитию?

Выводы и рекомендации

Проблема внешней задолженности развивающихся стран в XXI веке приобрела беспрецедентные масштабы и сложность. Наш комплексный анализ показал, что это не просто финансовая аномалия, а многоаспектное явление, коренящееся как в макроэкономических дисбалансах мировой экономики, так и в глубоких институциональных и управленческих проблемах самих стран-должников. Исторический экскурс от «дефолтных эпидемий» 1980-х до постпандемического роста долга выявил неуклонную тенденцию к увеличению долгового бремени, усугубляемую современными вызовами: геополитическими сдвигами, изменением климата и уязвимостью глобальных цепочек поставок. Критическая оценка деятельности международных финансовых организаций, таких как МВФ и Всемирный банк, подчеркнула необходимость эволюции их подходов, а проблема «скрытого долга» и неэффективного управления стала острой реальностью.

Обобщая ключевые выводы, можно констатировать:

  • Долговое бремя нарастает: Глобальный долг, особенно в развивающихся странах, продолжает расти, угрожая достигнуть критических отметок, при которых обслуживание долга превосходит инвестиции в социальные сферы.
  • Многофакторность проблемы: Причины задолженности комплексны, включая внешние шоки (цены на сырье, процентные ставки), структурное неравенство в мировой экономике и внутренние факторы (коррупция, неэффективное управление, скрытый долг).
  • Эволюция, но не всегда достаточность механизмов: Хотя механизмы реструктуризации и облегчения долга (ХИПК, MDRI, Common Framework) развивались, их адаптация к новым вызовам и потребностям развивающихся стран остается недостаточной.
  • Критика МФО обоснована: Политика МВФ и Всемирного банка, несмотря на их стабилизирующую роль, подвергается критике за недостаточную гибкость, потенциальное торможение суверенного развития и условия, которые не всегда способствуют долгосрочной устойчивости.
  • Новые вызовы требуют новых решений: Геополитика, изменение климата и пандемии создают беспрецедентные риски, которые не могут быть адекватно решены традиционными методами управления долгом.

На основе проведенного анализа, для правительств развивающихся стран и международных финансовых организаций можно сформулировать следующие рекомендации:

Рекомендации для правительств развивающихся стран:

  1. Повышение прозрачности и подотчетности управления долгом:
    • Внедрение строгих законодательных требований к учету и раскрытию всех долговых обязательств, включая долг государственных предприятий и обязательства по государственно-частным партнерствам.
    • Создание независимых аудиторских механизмов для контроля за использованием заемных средств.
    • Публикация регулярных и подробных отчетов о структуре и динамике государственного и гарантированного государством долга.
  2. Укрепление макроэкономической стабильности и диверсификация экономики:
    • Проведение ответственной фискальной и монетарной политики для контроля инфляции и бюджетного дефицита.
    • Инвестирование в диверсификацию экспортной базы для снижения зависимости от цен на сырьевые товары.
    • Создание благоприятного инвестиционного климата для привлечения прямых иностранных инвестиций (ПИИ) как альтернативы долговым заимствованиям.
  3. Эффективное управление государственными инвестициями:
    • Приоритизация инвестиционных проектов, которые имеют четкое экономическое обоснование, высокую социальную отдачу и способствуют устойчивому развитию, избегая «амбициозных, но необоснованных» проектов.
    • Развитие институционального потенциала для оценки, отбора и мониторинга государственных инвестиций.
  4. Развитие внутренних рынков капитала:
    • Стимулирование внутренних сбережений и развитие национальных финансовых рынков для снижения зависимости от внешних заимствований и обеспечения большей финансовой автономии.

Рекомендации для международных финансовых организаций и механизмов регулирования долга:

  1. Адаптация механизмов реструктуризации к новым вызовам:
    • Интеграция климатических рисков и рисков пандемий в анализ долговой устойчивости, разработка механизмов «долгового отпуска» или автоматической приостановки выплат в случае экзогенных шоков.
    • Расширение использования инструментов «долг за природу/развитие», связывающих списание долга с инвестициями в устойчивое развитие.
    • Усиление координации между традиционными (Парижский клуб) и новыми официальными кредиторами (например, Китай) для обеспечения более справедливого и эффективного распределения бремени реструктуризации.
  2. Пересмотр политики «обусловленности» кредитов:
    • Сделать условия предоставления кредитов более гибкими, адаптированными к специфическим условиям каждой страны и ориентированными на долгосрочное устойчивое развитие, а не только на краткосрочную стабилизацию.
    • Поощрение политик, направленных на повышение самостоятельности и суверенитета национальных экономик, а не на их привязывание к существующим финансовым потокам.
  3. Усиление поддержки в наращивании потенциала:
    • Предоставление технической помощи странам-должникам в улучшении управления государственными финансами, налоговой администрации и борьбе с коррупцией.
    • Поддержка инициатив по повышению прозрачности долга и статистического учета.
  4. Исследование альтернативных подходов:
    • Активное изучение и, при необходимости, внедрение таких идей, как создание независимого международного арбитражного механизма для суверенного долга.

Перспективы дальнейших научных исследований:

  • Эмпирический анализ долгосрочных последствий различных стратегий реструктуризации долга на экономический рост и социальное развитие.
  • Исследование влияния нетрадиционных кредиторов (например, Китая) на динамику и структуру внешней задолженности развивающихся стран.
  • Разработка комплексных моделей оценки долговой устойчивости, учитывающих климатические риски и геополитические факторы.
  • Изучение эффективности региональных финансовых механизмов как альтернативы глобальным МФО.

Проблема внешней задолженности развивающихся стран является одним из центральных вызовов нашего времени. Её решение требует скоординированных усилий, политической воли и готовности к инновациям, чтобы обеспечить устойчивое и справедливое будущее для всех.

Список использованной литературы

  1. Бюллетень «Перспективы развития мировой экономики», июль 2025 года. Мир. IMF eLibrary. URL: https://www.imf.org/ru/Publications/WEO/Issues/2025/07/01/world-economic-outlook-update-july-2025 (дата обращения: 09.10.2025).
  2. МВФ: глобальный госдолг к 2029 году превысит 100% ВВП. Ведомости. URL: https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2025/10/08/1067204-mvf-globalnii-gosdolg (дата обращения: 09.10.2025).
  3. Мировая экономика стабилизируется, но развивающимся странам предстоит более трудный путь. Всемирный банк. URL: https://www.vsemirnyjbank.org/ru/news/press-release/2025/01/16/global-economy-stabilizes-but-developing-countries-face-harder-road (дата обращения: 09.10.2025).
  4. ОБЛЕГЧЕНИЕ БРЕМЕНИ ЗАДОЛЖЕННОСТИ В РАМКАХ ИНИЦИАТИВЫ В ОТНОШЕНИИ БЕДНЫХ СТРАН С ВЫСОКИМ УРОВНЕМ ЗАДОЛЖЕННОСТИ (ХИПК).

    International Monetary Fund (IMF).

    URL: https://www.imf.org/ru/About/Factsheets/Sheets/2023/debt-relief-under-the-heavily-indebted-poor-countries-initiative (дата обращения: 09.10.2025).

  5. ОСНОВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ. КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-mehanizmy-regulirovaniya-vneshney-zadolzhennosti (дата обращения: 09.10.2025).
  6. Проблема внешней задолженности государств мира и возможные пути ее решения. Научно-исследовательский журнал. URL: https://sci-article.ru/stat.php?i=problema-vneshney-zadolzhennosti-gosudarstv-mira-i-vozmozhnye-puti-ee-resheniya (дата обращения: 09.10.2025).
  7. Реструктуризация внешнего долга. Буква «Р». Глоссарий экономических терминов. URL: https://www.vavt.ru/dictionaries/1230/restrukturizatsiya-vneshnego-dolga (дата обращения: 09.10.2025).
  8. РОСТ ДОЛГОВЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ: ОТ ЗАТЯЖНОЙ РЕЦЕССИИ ДО КРИЗИСА ПОСЛЕ ПАНДЕМИИ. КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rost-dolgovyh-obyazatelstv-v-mirovoy-ekonomike-ot-zatyazhnoy-retsessii-do-krizisa-posle-pandemii (дата обращения: 09.10.2025).
  9. Ситуация с государственным долгом в мире, вероятно, хуже, чем представляется. IMF. URL: https://www.imf.org/ru/Blogs/Articles/2024/10/12/global-public-debt-situation-likely-worse-than-it-looks (дата обращения: 09.10.2025).
  10. Статья 127. Реструктуризация и списание долга иностранного государства и (или) иностранного юридического лица перед Российской Федерацией. Бюджетный кодекс Российской Федерации. КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_38622/c531a78368d4d732899478440bfd6b2450849301/ (дата обращения: 09.10.2025).
  11. A/75/281. Генеральная Ассамблея. URL: https://undocs.org/ru/A/75/281 (дата обращения: 09.10.2025).
  12. Heavily Indebted Poor Countries (HIPC) Initiative. World Bank. URL: https://www.worldbank.org/en/topic/debt/brief/heavily-indebted-poor-countries-hipc-initiative (дата обращения: 09.10.2025).
  13. Логика облегчения бремени задолженности для беднейших стран. Тематический обзор МВФ. International Monetary Fund (IMF).

    URL: https://www.imf.org/external/np/exr/ib/2000/090700r.htm (дата обращения: 09.10.2025).

  14. ООН: из-за внешнего долга и инфляции развивающиеся страны потеряют 800 миллиардов долларов. UN News. URL: https://news.un.org/ru/story/2023/04/1439247 (дата обращения: 09.10.2025).
  15. Внешний долг развивающихся стран и проблемы его урегулирования. Studme.org. URL: https://studme.org/172322/mirovaya_ekonomika/vneshniy_dolg_razvivayuschihsya_stran_problemy_uregulirovaniya (дата обращения: 09.10.2025).
  16. Инициатива снижения долгов беднейших стран мира с высоким уровнем задолженности (HIPC) и проблемы ее реализации в странах Африки южнее Сахары на примере республики Мозамбик. КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/initsiativa-snizheniya-dolgov-bedneyshih-stran-mira-s-vysokim-urovnem-zadolzhennosti-hipc-i-problemy-ee-realizatsii-v-stranah-afriki-yuzhnee-sahary (дата обращения: 09.10.2025).
  17. ПРОБЛЕМЫ ВНЕШНЕЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАН. КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-vneshney-zadolzhennosti-razvivayuschihsya-stran (дата обращения: 09.10.2025).
  18. РАЗВИТИЕ ДОЛГОВЫХ ПРОБЛЕМ В СТРАНАХ МИРА В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19. КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-dolgovyh-problem-v-stranah-mira-v-usloviyah-pandemii-covid-19 (дата обращения: 09.10.2025).
  19. Сергей Васильковский: развивающиеся страны платят по долгам мировых лидеров. Институт экономики роста им. П. А. Столыпина. URL: https://stolypin.institute/news/sergej-vasilkovskij-razvivayushhiesya-strany-platyat-po-dologam-mirovyh-liderov/ (дата обращения: 09.10.2025).
  20. Управление государственным долгом в транзитивной экономике Zarządzanie d. URL: https://repozytorium.umk.pl/bitstream/handle/item/3579/ZN_nr_111_2016_Administracja_i_Zarzadzanie_38_03.pdf?sequence=1 (дата обращения: 09.10.2025).
  21. Факторы роста внешней задолженности: необходимость жесткой монетарной и фискальной политики. URL: https://elib.bsu.by/bitstream/123456789/220261/1/22-25.pdf (дата обращения: 09.10.2025).
  22. Финансово-правовое регулирование основных методов управления государственным долгом в условиях пандемии коронавируса. URL: https://msal.ru/upload/medialibrary/e7e/Finansovo_pravovoe-regulirovanie_osnovnykh_metodov_upravleniya_gosudarstvennym_dolgom_v_usloviyakh_pandemii_koronavirusa.pdf (дата обращения: 09.10.2025).
  23. ВНЕШНИЙ ДОЛГ — УГРОЗА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ? Российский университет дружбы народов. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vneshniy-dolg-ugroza-natsionalnoy-bezopasnosti-strany (дата обращения: 09.10.2025).

Оставьте комментарий

Капча загружается...