При использовании бумажных и кредитных денег всегда появляется потребность в разработке особых правил их обращения и процедур передачи, которые должны обеспечивать однозначное признание всеми участниками расчетов факта совершения платежа и погашения долга. Формируется особая система передачи платежной информации — платежная система. В каждой стране в рамках финансовой системы создается самостоятельная платежная система. банк платежный кредитный
В настоящее время глобальные платежные системы основываются на широком спектре платежных соглашений, простейшие из которых представлены двухсторонними соглашениями (между банками-корреспондентами), а более сложные могут включать свыше ста участников.
Актуальность исследования платежной системы России в сложившейся ситуации заключается в назревшей необходимости обобщения вопросов теории современной платежной системы, критического анализа практики платежных технологий Российской Федерации.
В развитии платежной системы России в последнее десятилетие обнаружились негативные тенденции, связанные с дополнительными внешними рисками. Несмотря на стабильный рост объемов платежей, который сопутствует общему развитию российской экономики, сохраняется и целый ряд частных и общих нерешенных проблем в обеспечении платежной дисциплины и рациональной организации технологии расчетов.
Современное состояние отечественной платежной системы говорит не в пользу ее конкурентоспособности: усиливается конкуренция со стороны небанковских платежных комплексов, таких как Visa и MasterCard, в ущерб широкого внедрения национальных проектов, несмотря на то, что объем трансграничных безналичных расчетов населения незначителен.
Таким образом, проблема создания единой электронной платежной системы России, основанной на принципах экономической эффективности и безопасности, становится еще более актуальной в свете необходимости повышения ее конкурентных преимуществ.
Актуальность данной темы обеспечила определенный интерес ученых-экономистов. Поэтому можно сказать, что данная тема широко освещена в учебной литературе. Современное состояние платежной системы России в достаточной мере отражаются в периодических изданиях. Исследованию теоретических основ платежной системы, ее развитию, места и роли в финансовой системе посвящены труды таких ученых, как: С.А. Андрюшин, Н.М. Кочеткова, В.В. Милоянина, С.А. Полищук, А.Н. Казанцев, А.В. Федорусенко, Н.Н. Боярова, Л.Н. Красавина, В.А. Кузнецов, B.C. Пашковский, С.В, Криворучко, А.В. Печникова и других.
Учёт текущих обязательств и расчетов
... и не обусловлено используемой формой расчетов. При осуществлении безналичных расчетов допускаются расчеты платежными поручениями, по аккредитиву, чеками, расчеты по инкассо, а так же расчеты в иных формах, предусмотренных ... В соответствии со ст.80 Закона о ЦБР Банк России устанавливает сроки безналичных расчетов. Общий срок безналичных расчетов не должен превышать двух операционных дней в пределах ...
Объектом исследования являются институты современной платежной системы и практические вопросы ее функционирования.
Предмет исследования представляют платежная система России и перспективы ее развития с созданием экономически эффективного и безопасного механизма перевода денежных средств, адаптированного к постоянным изменениям.
Цель данной работы — дать общее представление о платежной системе Российской Федерации, предложить способы ее совершенствования, ускорения роста объемов электронных платежей, а также найти пути наиболее полного удовлетворения потребностей России в этой сфере.
В соответствии с поставленной целью можно выделить следующие задачи работы:
- отразить теоретические аспекты платежной системы;
- дать характеристику состояния платежной системы России;
- разработать эффективную электронную платежную систему России на базе передового зарубежного опыта.
При написании курсовой работы использовались такие методы, как анализ и синтез, которые относятся к общенаучным методам. Был проведен анализ учебной литературы, обработаны периодические издания, итоги.
1. Платежная система: теоретические аспекты
1.1 Понятие платежной системы и ее структура
В денежных системах, где функции денег как средства обращения и средства платежа выполняют полноценные металлические монеты, проблемы создания и регулирования платежной системы не возникает. Передача полноценных денег от продавца покупателю, от кредитора к должнику означает факт окончательного совершения платежа и погашения долга. При использовании же бумажных и кредитных денег появляется потребность в разработке особых правил их обращения и процедур передачи, которые должны обеспечивать однозначное признание всеми участниками расчетов факта совершения платежа и погашения долго. Формируется особая система передачи платежной информации. Значение этих правил, процедур, а также систем существенно возрастает при переходе к применению безналичных расчетов и электронных денег. В каждой стране в рамках финансовой системы создается самостоятельная платежная система. С развитием международного обмена возникают международные платежные системы, обеспечивающие проведение платежей между участниками международных рынков, находящихся в разных странах.
Платежная система — это совокупность правил, договорных отношений, технологий, методик расчета, внутренних и внешних нормативных актов, которые позволяют всем участникам производить финансовые операции и расчеты друг с другом. Некоторые экономисты определяют платежную систему как систему обмена трансакциями и взаиморасчетов между ее участниками, реализованная с использованием пластиковых карточек, например «Виза», «Америкен экспресс» и т.д.
С позиции системности все элементы платежной системы должны находиться во взаимодействии, только в этом случае может быть достигнута эффективность ее функционирования.
Эффективность платежной системы — это своевременность и надежность передачи и учета платежных ресурсов, выделяемых на проведение платежей. При эффективном функционировании платежной системы существенно сокращаются операционные издержки, появляется возможность для лучшего управления ликвидностью в банках, и на предприятиях.
Международная валютно-кредитная система, ее элементы
... на аналогичную тему Основными элементами кредитной системы являются: участники, формы кредитов, условия предоставления кредитов. Основными участниками валютно-кредитных отношений выступает кредитор и ... отсрочку платежа по поставленному (экспортному) товару. Россия и международные кредитные отношения Россия является полноправным участником международных кредитных отношений и как правопреемница СССР, ...
Различные сбои, непреднамеренные или неожиданные задержки в платежах существенно подрывают доверие к платежной системе, экономические агенты начинают сомневаться в том, будут ли вообще произведены платежи. Все это приводит к возрастанию риска, а тем самым и повышению издержек участников платежной системы и к платежному кризису. Об этом наглядно свидетельствуют кризисы 1994 и 1998 годов в России, когда неплатежи клиентов влекли за собой неплатежи коммерческих банков.
В качестве элементов платежной системы можно выделить:
- институты, предоставляющие услуги по осуществлению денежных переводов и погашению долговых обязательств;
- финансовые инструменты и коммуникационные системы, обеспечивающие перевод денежных средств между экономическими агентами;
- контрактные соглашения, регулирующие порядок безналичных расчетов.
Элементы платежной системы тесно взаимосвязаны между собой, их взаимодействие осуществляется по определенным правилам, закрепленных в нормативно-правовых актах государства и международных соглашениях. Работа платежной системы России в целом построена согласно соответствующим правовым актам, на основе которых разработаны правила ее функционирования.
Они являются едиными для любой системы и определяют совокупность процедур, которые необходимы для функционирования платежной системы и осуществления переводов денежных средств от одних экономических агентов к другим. К процедурам платежной системы относятся установленные формы проведения безналичных расчетов, стандартных платежных документов, а также различные средства передачи информации (линии связи, программное и техническое обеспечения).
Основными участниками платежной системы являются центральный банк, коммерческие банки, небанковские учреждения, включая клиринговые и расчетные центры. Они выступают в качестве институтов, предоставляющих услуги по осуществлению денежных переводов и погашению долговых обязательств. Обеспечение бесперебойности расчетов возлагается непосредственно на центральный банк государства. Работа платежной системы тесно связана с реализацией основной цели деятельности центрального банка — обеспечением стабильности банковской системы. При этом центральный банк может выступать в качестве:
- пользователя платежной системы, т.е. осуществлять свои собственные операции;
- участника платежной системы, т.е. совершать или получать платежи от имени своих клиентов;
- лица, предоставляющего платежные услуги;
- защитника государственных интересов, т.е.
выполнять функцию «регулировщика» платежной системы, осуществляя надзор за ее участниками и устанавливая общие правила их работы.
К компетенции центральных банков, как правило, относится управление рисками платежных систем. Центральный банк контролирует риск ликвидности, кредитный и системный риски в платежной системе, осуществляет регулирование ликвидности ее участников, в том числе на основе функции кредитора последней инстанции, выступает как оператор платежной системы.
Платежная система включает три основных расчетных процесса:
- инициирование платежа — процесс, при помощи которого хозяйствующий субъект поручает обслуживающему его банку перевести денежные средства другому хозяйствующему субъекту. Инициирование платежа осуществляется с помощью платежных инструментов;
- процесс передачи и обмена платежными инструментами между банками — участниками платежной системы;
- процесс расчета между банками-участниками, которые списывают (зачисляют) денежные средства со счетов своих клиентов.
При расчетах наличными деньгами в качестве платежного инструмента выступают сами наличные деньги. Расчеты происходят непосредственно между плательщиком и получателем.
Структура кредитной системы России
... занимался кредитованием внешней торговли, международными расчетами, а также операциями с иностранной валютой, золотом и драгоценными металлами. Система сберегательных касс обслуживала широкие слои ... обществами по кредитованию. В новой структуре кредитной системы отсутствовали страховые компании и учреждения, занимавшиеся операциями с ценными бумагами. Это объяснялось созданием государственной ...
Роль банков сводится к обслуживанию оборота наличных денег: выдача их из касс банка, зачислению на счета, инкассации, хранению и т.п. Центральный банк осуществляет выпуск наличных денег в обращение, устанавливает правила совершения операций с ними, прогнозирует потребность оборота, регулирует покупюрный состав налично-денежной массы и т.п. Обращение наличных денег происходит во внебанковском обороте, правила расчетов наличными деньгами по своей сути сводятся к правилам совершения кассовых операций.
При безналичных расчетах все платежи совершаются в рамках банковской системы. Для их проведения предприятию в коммерческом банке открывается расчетный или текущий счет, на котором хранятся его свободные денежные средства. При осуществлении безналичного платежа деньги должны списываться со счета плательщика и зачисляться на счета получателя — другого предприятия. Если счета плательщика и получателя находятся в одном банке, то в нем происходит простое перемещение средств по счетам.
Если же их счета открыты в разных банках, то средства переводятся их одного банка в другой, т.е. осуществляются межбанковские расчеты. Для проведения расчетов между самостоятельными банками используются корреспондентские счета.
1.2 Законодательные и нормативные правовые акты в области платежных систем и расчетов
Для нормальной и эффективной деятельности платежной системы, должны существовать правила и нормы, определяющие права, обязанности и ответственность участников расчетных взаимоотношений. Чтобы обеспечить функционирование системы как при ее нормальной работе, так и в режиме возникновения нестандартных или трудноурегулируемых ситуаций, технических сбоев банковских систем, возникающих юридических коллизий, необходимой является четкая и непротиворечивая правовая база, устанавливающая регламент действий всех сторон, вовлеченных в экономические взаимоотношения этого рода.
Банк России, исполняя функцию органа банковского регулирования и банковского надзора, руководствуясь в своей работе Гражданским кодексом РФ (в части статей 45 «Банковский счет» и 46 «Расчеты»), федеральными законами «О банках и банковской деятельности», «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)», «О валютном регулировании и валютном контроле» разрабатывает нормативные документы, определяющие правила проведения расчетов и устанавливающие порядок осуществления банковских операций на территории России. Также, ЦБ регламентирует порядок расчетов организаций-резидентов и с иностранными банковскими организациями, государственными учреждениями, физическими и юридическими лицами.
В контексте развития национальной платежной системы, важным представляется упомянуть следующий закон:
— «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», разрушающий монополию кредитных организаций на осуществление платежей физических лиц (таких как, например, оплата мобильной связи, коммунальных услуг, платежи по кредитам), устанавливающий требования к субъектам этого сегмента рынка — «платежным агентам», прописывающий их меру ответственности и подотчетности, но в то же время, противоречащий международным рекомендациям по борьбе с отмыванием доходов.
Кредитная система ее характеристика. Кредитная система РФ (3)
... как платежное средство при уплате долгов. По мере развития и расширения кредитной системы ... только организации старше одного года; осуществление расчетов по поручению владельцев счетов; инкассация денежных ... ассоциации, а для совместного осуществления банковских операций - группы и холдинги. Кредитные организации ... товаров и услуг с рассрочкой платежа. Обычно с помощью такого кредита реализуются ...
Основными нормативными актами Центрального Банка, применимыми к системам платежей и расчетов, являются:
— положение «О безналичных расчетах в Российской Федерации», регламентирующее порядок и формы безналичных расчетов между банковскими и расчетными организациями, обязанности сторон при выполнении операций, определяющее систему платежей через корреспондентские счета, открытые в подразделениях Центрального Банка. Это положение является наиболее общим нормативным документом, регламентирующим деятельность субъектов платежной системы
— положение «О порядке осуществления безналичных расчетов физическими лицами в Российской федерации», которое устанавливает порядок осуществление безналичных платежей в национальной валюте физическим лицами, как с открытием банковского счета, так и без открытия такового. Структурно, в части форм и порядка осуществления операций, во многом схоже с предыдущим документом, с соответствующими поправками юридический статус и специфику одного из конечных звеньев цепи платежей — физических лиц.
— положение «О системе валовых расчетов в режиме реального времени Банка России», где регламентируется порядок функционирования электронной системы банковских платежей срочных платежей — механизма платежей реального времени на территории РФ, функционирующего в структуре Центрального Банка.
— положение «О порядке осуществления расчетов между резидентами и нерезидентами по договорам о выполнении работ, оказании услуг или передаче результатов интеллектуальной деятельности», говорящее о правилах и порядке расчетов в иностранной валюте.
Из более частных нормативных документов, область применения которых ограничивается конкретными расчетными технологиями, банковскими продуктами, направленными на удовлетворение потребности клиентов в произведении платежных операций, можно назвать следующее:
— положение «Об эмиссии банковских карт и о совершении операций с использованием платежных карт», регулирующее банковские операции с карточными продуктами, устанавливающее требования к финансовым организациям и их клиентам. Актуальность и значимость этого документа очень высока, по причине громадного положительного эффекта, вызываемого повсеместным внедрением платежей с использованием пластиковых карт, уменьшающих затраты и предприятий, и кредитных учреждений на работу с наличными деньгами, повышающих безопасность расчетов и упрощающих финансовый контроль за их проведением.
В дополнение к положениям, Банк России выпускает инструкции, указания и разъяснения, регламентирующие прикладные вопросы осуществления расчетов, конкретизирующие и разъясняющие другие нормативные акты.
В силу непрекращающегося развития технологий и средств автоматизации платежных операций, появления новых технологических схем проведения расчетов, законодательная база остается во многом недостаточной, а местами и противоречивой, что может привести и к несвоевременному исполнению платежей, и даже к потере финансовых средств банков или клиентов, и может серьезно затруднить функционирование как отдельных экономических субъектов, так и некоторых отраслей экономики. Для устранения пробелов в законодательстве и нормативных актах, затрудняющих деятельность кредитных организаций и повышающих их риски, Центральным Банком проводится постоянная работа по мониторингу заново возникающих проблем, выпуску нормативных актов, способствующих их решению, принимаются меры по разработке необходимых законодательных предложений и доведению их до органов государственной власти.
Изготовление или сбыт поддельных кредитных либо расчетных карт ...
... на денежную систему, в Уголовный кодекс РФ включена ст. 187, устанавливающая уголовную ответственность за изготовление или сбыт поддельных кредитных либо расчетных карт и иных платежных документов. ... хищения. Поэтому специфические источники криминалистической информации о преступлениях в сфере платежей по банковским картам, которые мы рассмотрели выше, используются в основном при раскрытии деяний, ...
1.3 Принципы построения платежных систем
Основные принципы построения платежных систем определены Комитетом по платежным системам, который действует в рамках Базельского комитета по банковскому надзору. Они применимы ко всем платежным системам различных государств и заключаются в следующем:
1. система должна иметь хорошо проработанную правовую базу во всех соответствующих юрисдикциях;
2. правила и процедуры системы должны давать участникам четкое представление о ее влиянии на каждый из финансовых рисков, которые они несут в силу участия в системе;
3. система должна иметь четко определенные процедуры управления кредитными и ликвидными рисками, устанавливающие соответствующую ответственность оператора системы и ее участников и содержащие надлежащие стимулы для управления этими рисками и их сдерживания;
4. система должна обеспечивать быстрый окончательный расчет в день валютирования, предпочтительно в течение дня или в крайнем случае на его конец;
5. система, в которой осуществляется многосторонний неттинг, должна как минимум быть способна обеспечивать своевременное завершение ежедневных расчетов в случае, если участник с крупнейшим отдельным расчетным обязательством не способен произвести расчет;
6. система должна обладать высокой степенью безопасности и операционной надежности и иметь запасные процедуры для своевременного завершения обработки данных за день;
7. средства осуществления платежей, предлагаемые системой, должны быть практичными для пользователей и эффективными для экономики;
8. система должна иметь объективные и публично объявленные критерии для участия в ней, обеспечивающие справедливый и открытый доступ;
9. процедуры управления системой должны быть эффективными, подотчетными и транспарантными.
Кроме того, Комитетом по платежным системам определена роль центральных банков в платежной системе государства и их задачи в соответствии с основными принципами.
1. Центральный банк должен четко определить свои цели и обнародовать основные направления политики по отношению к значимым платежным системам.
2. Центральный банк должен обеспечивать соблюдение основных принципов системами, которыми он управляет.
3. Центральный банк должен осуществлять надзор за соблюдением основных принципов системами, которыми он не управляет, и иметь для этого возможности.
4. Для обеспечения безопасности и эффективности платежных систем посредством основных принципов центральный банк должен сотрудничать с центральными банками других государств и любыми соответствующими национальными или иностранными учреждениями.
1.4 Изучение зарубежного опыта развития платежных систем
На сегодняшний день в развитых странах доля электронных платежей
значительно превышает долю наличных. Наименьший уровень расчетов наличными средствами характерен для Исландии (9%) и Скандинавских стран: 28% — в Норвегии, 32% — в Финляндии, 37% — в Швеции. Наименьшая доля безналичных расчетов наблюдается в южных европейских странах.
Благодаря наличию широкой сети торговых и сервисных предприятий, принимающих карты в оплату за товары и услуги, банкоматов, позволяющих осуществлять платежи, вносить и снимать денежные средства с банковского счета, банковские карты завоевывают все большую и большую популярность. Для отдельных слоев населения банковская карта стала частью жизни.
Основными эмитентами платежных карт на мировом рынке являются кредитные организации, являющиеся участниками международных систем Visa и MasterCard, на которые соответственно приходится 50% и 30% от общего количества выпущенных карт. Третье место занимает AmericanExpress 18%, а на DinersClub, JCB и др. приходится менее 2%. В некоторых странах Еврозоны функционируют так же и национальные платежные системы (в Германии — GeldKarte, во Франции — CartesBancaires).
К числу быстро развивающихся электронных систем расчетов в сфере розничного оборота, способствующих сокращению использования наличных средств и чеков в качестве средства платежа, относят автоматизированные расчетные палаты (далее АРП).
Они представляют собой систему электронного клиринга, т.е. взаимозачета платежных поручений в электронной форме, которыми обмениваются финансовые учреждения — участники этих систем.
Вместе с тем в безналичных расчетах физических лиц повышается роль электронных денег. По платежным операциям с использованием электронных денег на основе карт, по статистике Банка международных расчетов, лидирующие позиции занимает Сингапур, где в 2008 г. доля платежных инструментов с использованием электронных денег по количеству операций составила 84.3%, а по объему операций — 0.3% или 1.592 млрд. долларов США.
SWIFT
СогласноУставуSWIFT (Societyfor Worldwide Interbank Financial Telecommunication — Сообщество Всемирных Интербанковских Финансовых
Телекоммуникаций), в каждой стране, представленной в Сообществе, создаются Национальная группа членов SWIFT и Группа пользователей SWIFT, объединяющая всех пользователей сети. В Российской Федерации организацией, представляющей интересы обеих групп и действующей от их имени, является Российская Национальная Ассоциация SWIFT(РОССВИФТ), которая была создана в мае 1994 года и представляет собой негосударственную, некоммерческую организацию.
На базе SWIFT реализованы системы расчетов более 50 стран мира, в том числе платежные системы всех стран Евросоюза, а также такие инфраструктурные проекты, как Европейская система трансграничных платежей TARGET, мировая валютообменная система CLS и др.
Принципиально важно, что из входящих в «Большую семерку» промышленно-развитых стран мира, пять государств — Великобритания, Германия, Италия, Канада и Франция — построили национальные платежные системы на базе сети SWIFT. В то же время среди стран, выбравших SWIFT в качестве инфраструктуры для реализации платежной системы, есть и такие, которые недавно создали собственную расчетную сеть: Босния и Герцеговина, Латвия, Хорватия. Отдельно следует отметить Азербайджан — первую страну СНГ, создавшую национальную платежную систему на основе SWIFT. Международный опыт показывает, что использование SWIFT в качестве инфраструктуры для создания национальной платежной системы является рентабельным и эффективным решением, позволяющим свести к минимуму расчетные и технические риски. Кроме того, национальные платежные системы, построенные на основе сети и стандартов SWIFT, являются транспарантными и интегрируются в крупнейшие международные платежные системы.
Основные выводы по опыту применения платежных систем в развитых странах:
1) основной принцип ПС — массовость и большая глубина внедрения
сервисов для пользования этими системами;
2) интеграция платежных систем со средствами предоставления государственных услуг, либо построение ПС, доступной по всей территории отдельного государства (национальные платежные системы);
3) статусность той или иной ПС, превращение ее в своего рода отдельный институт.
2. Анализ деятельности кредитных организаций по использованию банковских карт
2.1 Анализ деятельности кредитных организаций по использованию банковских карт за период с 2011 по 2012 год
Как показывает анализ статистических данных, предоставляемых Банком России и независимыми рейтинговыми агентствами, российский рынок пластиковых карт, несмотря на его значительные объем и проникновение в структуру экономических расчетов, все еще находится в стадии становления.
Рис. 1. График объема платежей, производимых посредством банковских карт
Так, при общем росте объема платежей физических лиц, совершаемых банковскими картами, составившему в третьем квартале 2012 года 133% против этого же показателя в первом квартале 2011 года, отсутствует поступательный рост этого показателя, что обуславливается и сказывающимся влиянием сезонности, и общей нестабильностью российской экономики в 2012 году и второй половине 2011-го. Так, некоторые банки, специализировавшиеся на потребительском кредитовании физических лиц и обеспечивавшие значительную долю в общей эмиссии карт и платежном обороте с их использованием, не только снизили темпы роста эмиссии, но и допустили значительное падение числа находящихся в их обороте пластиковых карт, что связано с падением спроса на их услуги в условиях упавшей платежеспособности серьезной части трудоспособного населения. Таким образом, существенная часть потенциальных клиентов, перестала отвечать требованиям банка, что незамедлительно не лучшим образом сказалось как на состоянии самих банков, так и на рынке карточных платежных систем.
Все более глубокое проникновение систем расчетов с помощью пластиковых карт, по состоянию на конец первого полугодия 2012 -го года в отдельных регионах, таких как Москва, Петербург, Екатеринбург и некоторых других крупных городах уже превысивших 100%- ую отметку (рассчитывается, как отношение эмитированных банками региона пластиковых карт к общему числу жителей региона), а в масштабах страны достигшего значения в 84%, не должно вводить в заблуждение относительно действительной роли карточных платежей в жизни этих регионов. Согласно статистическим данным, лишь по 49% из общего числа эмитированных карт в первом полугодии 2012-го года совершались транзакции. Такой низкий показатель числа активных карт связан с тем, что часто, банки реализуя зарплатные проекты с использованием пластиковых карт, выдают в качестве дополнительного бонуса сотрудникам обслуживаемых организаций кредитные карты, теми не используемые. Многие карты, в основном дебетовые, рассматриваются держателями как альтернативное и «аварийное» средство расчетов, например, при поездке за рубеж или в командировку — большую часть времени по этим картам не проводится никаких расчетов. В Москве и Московской области широко распространены «Социальные карты», эмитируемые «Банком Москвы» и представляющие собой гибрид банковской платежной и бесконтактной транспортной карт; основная часть их держателей, несмотря на активное пропагандирование возможности получения по этой карте пособий, пенсий и прочих социальных выплат, не рассматривает их, как платежный инструмент.
Обращает на себя внимание тот факт, что большая часть держателей карт рассматривает этот инструмент исключительно в качестве удобного механизма снятия наличных денег, тем самым исключая возможный положительный эффект от снижения наличной денежной массы в обращении. Так, снятия денег в банкоматах в рассматриваемом периоде колебались возле отметки в 90% от общего числа платежей. Необходимость обслуживания развитой банкоматной сети, постоянного инкассирования банкоматов и пополнения их наличностью значительно усложняет работу банков.
Рис. 2. Отношение объема карточных операций юридических лиц к общему объему расчетов с использованием банковских карт
Платежные карты, держателями которых являются юридические лица, составляют малую часть, не превышающей половины процента, как в объеме операций, так и в числе эмитированных карт.
Следует обратить внимание на две основных особенности карточных платежей юридических лиц: во-первых, большая часть платежей представляет собой оплату товаров или услуг, что нехарактерно для физических лиц; во-вторых, бросается в глаза неравномерность распределения платежей по отчетным периодам в 2012-м году — невысокие объемы в первом и втором кварталах — прямое следствие последствий экономического кризиса, негативные факторы, вызванные которым, наиболее сильно проявляли себя как раз в это время.
Взрывной рост объема платежей в 3-м квартале объясняется, по видимости, осознанием важной роли осуществления небольших покупок (например хозяйственного инвентаря, расходных материалов) с помощью безналичных карточных расчетов в деле минимизации издержек предприятия.
В структуре раздела рынка между карточными платежными системами существует тенденция к уменьшению числа присутствующих систем и упрочения доминирования на рынке пластиковых карт международных платежных систем «Visa» и «MasterCard».
Доля национальных платежных систем остается невысокой, карты, работающие в них в основном используются в зарплатных проектах, как средство снятия наличных, что обуславливается низким распространением банкоматов и торговых точек, позволяющих проведение расчетов с их использованием. Несколько особняком стоит система «Сберкарт» Сбербанка России, которая является лидером среди всех российских систем по числу эмитированных карт и по числу точек обслуживания — в основном банкоматов сети Сбербанка, крупнейшей в России, однако, осознавая перспективность интеграции платежных систем в современных условиях, сам Сбербанк предпочитает эмитировать карты «Visa» и «MasterCard», составляющих более 95% в общем объеме его эмиссии.
2.2 Бухгалтерский учет операций кредитной организации с пластиковыми картами
Операции с пластиковыми картами, учитывая их ориентацию на высокую автоматизацию обслуживания, как правило, подразумевают следующую систему распределения полномочий между структурными подразделениями банка, отвечающими за бухгалтерский учет операций с этими платежными инструментами:
- ведение аналитических счетов в разрезе клиентов-картодержателей, ведущихся в обособленной автоматизированной системе учете операций с картами, обеспечивается карточным подразделением банка.
— ведение синтетических счетов и счетов лицевого учета (транзитных, доходных/расходных), необходимых для операций с картами, ведется сотрудниками бухгалтерии банка в общебанковской системе операционного дня, в том числе и на основании данных, предоставляемых автоматизированной система учета операций с пластиковыми картами.
Все бухгалтерские операции ведутся в соответствии с положением «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации» и иными нормативными актами.
Ниже представлены основные типовые проводки, применяющиеся при отражении в бухгалтерской отчетности как клиентских, так и внутри- и межбанковских операций, связанных с дебетовыми платежными картами.
По этим операциям распечатываются соответствующие мемориальные ордера по выдаче ценностей и помещаются в документы дня банка.
Аналитический учет операций с банковскими картами ведется в отдельном програмном комплексе на следующих лицевых счетах: 42301, 42601, 405xx, 406xx, 407xx, 40802, 40814. В дальнейшем, будем обозначать эту группу счетов аббревиатурой СПК, для обозначения же прочих счетов клиента (до востребования, расчетных, текущих), открытых в банке, примем обозначение ПСК. Структура счета устанавливается нормативами банка и, как правило, в последних разрядах включает в себя номер пластиковой карты. Формирование книги учета открытых лицевых счетов по установленной форме и на основании данных автоматизированной системы учета операций с пластиковыми картами, как правило, возлагается на карточное подразделение банка.
Синтетический учет ведется в системе операционного дня банка на сводных балансовых счетах — для физических лиц и на лицевых балансовых — для юридических. Структура сводных балансовых счетов отражает, как правило, и тип платежных карт, и платежную систему.
При внесении денежных средств для обеспечения расчетов с пластиковыми картами формируются следующие проводки:
Д-т ПСК, 20202 К-т 47422 |
Формируется на каждую отдельную сумму при внесении клиентом взноса за выпуск и обслуживание карты. |
|
Д-т ПСК, 20202 К-т СПК |
Формируется на каждую сумму пополнения при внесении клиентом денег на счет, в безналичной форме или наличными через кассу банковского учреждения. |
|
Д-т 47422 К-т 30302 |
Формируется при необходимости осуществления расчетов по пополнению карты в межфилиальной сети банка. |
|
Д-т 47422 К-т 70601 |
Формируется для отражения в балансе доходов, связанных с обслуживанием и выпуском карты. |
|
Д-т 30301 К-т 47422 |
Формируется по мере поступления по системе межфилиальных расчетов сумм, предназначенных к зачислению на счета клиентов. |
|
Д-т 47422 К-т СПК, 70601 |
Формируется для окончательного списания поступивших из филиалов средств с транзитных счетов на счета клиентов и счета доходов банка. |
|
Эти операции осуществляются на основании заявления клиента на взнос или перевод денежных средств, либо на основании платежного поручения.
При осуществлении клиентами расчетов в платежной системе банковских карт, на каждую сумму операций формируются следующие проводки:
Д-т 47423 К-т 30110 |
Формируется на основании выписок по корреспондентским счетам, отражает поступившие требования возмещения средств от других участников платежной системы. |
|
Д-т СПК К-т 47423 |
Формируется при списании денежных средств со счетов клиента на основании поступивших требований корреспондентов. |
|
Д-т 30110 К-т 70601 |
Формируется при списании сумм комиссий за обслуживание банковских карт. |
|
Д-т 20202 К-т 70601 |
Формируется при внесении сумм комиссии физическими лицами наличными в кассу банка. |
|
В некоторых случаях при использовании платежных карт может возникать овердрафт — задолженность клиента, для учета которого, ко всем лицевым счетам, открытым в рамках обслуживания пластиковых карт, открываются парные ссудные счета (ПСС).
Эти операции совершаются на основании поданного клиентом заявления о закрытии счета и прекращении пользования карточными продуктами банка.
Все операции, в соответствии с действующими нормативами, надлежащим образом документарно оформляются и подлежат обязательному валютному контролю и контролю, проводимому в целях борьбы с отмыванием доходов, в соответствии с нормами действующего законодательства.
2.3 Внутрибанковские технология и документооборот, по операциям, связанным с банковскими картами
В системе внутрибанковскогодокументооброта по карточным операциям задействованы следующие структурные подразделения кредитной организации:
- подразделение операционного обслуживания клиентов, непосредственно контактирующая с физическими лицами и представителями организаций, изъявляющих желание стать держателем карты, либо уже являющимися таковыми.
- подразделение, выполняющее функцию эмиссии пластиковых карт (карточное подразделение), технологического сопровождения операций с ними и взаимодействия банка с другими участниками платежной системы.
- подразделение, отвечающее за экономическую безопасность банка, осуществляющее функции контроля состоятельности заемщиков и их соответствия требованиям, предъявляемым банками к своим клиентам.
- Подразделение бухгалтерии, отвечающее за своевременное и точное отражение операций с пластиковыми картами в бухгалтерском учете банка.
Структура внутрибанковского документооборота по операциям с пластиковыми картами обязана отвечать установленным нормативам в части сроков выпуска карт, но в то же время не должна быть чересчур упрощенной, не должно чрезмерно сокращаться время, необходимое для выполнения процедур, так как это напрямую влияет в том числе на качество проверки клиентов службами экономической безопасности банка. Это может достигаться полной алгоритмизацией и формализацией действий вовлеченных сотрудников и подразделений, позволяющий повысить прозрачность процедур и сократить временные затраты как при типовых операциях, так и при возникающих нестандартных ситуациях.
Рассмотрим общий порядок движения документов при типовых операциях, связанных с обслуживанием банком-эмитентом держателей его пластиковых карт. В общем случае, каждая конкретная схема документооборота разрабатывается банком исходя из особенностей его структурной организации, но в соответствии с правилами и нормами, установленными как законодательными и нормативными актами, так и политиками и нормативами платежежной системы банковских карт.
При обращении клиента — физического лица в отделение банка с заявлением о выпуске карты, операционный сотрудник банка проверяет самоличность (соответствие клиента документам, удостоверяющим его личность), правильность заполнения заявления на выпуск карты, контролирует полноту предоставленных документов и информации, формирует пакет документов, направляемый затем в службу безопасности для проверки состоятельности клиента и соответствия его требованиям, предъявляемым банком к своим клиентам. Также, сотрудник передает заявление карточному подразделению банка для инициирования процесса выпуска карты и совершает финансовые операции, необходимые для выпуска карты.
В случае обращения юридического лица с желанием стать клиентом системы расчетов с помощью пластиковых карт основные действия сотрудника операционного подразделения остаются таковыми же, как и при обслуживании физического лица, но за следующими исключениями: при уведомлении карточного подразделения о возникшей потребности в запуске процедуры выпуска карты, операционный сотрудник дожидается уведомления об открытии счета компании-налогоплательщику от карточного подразделения (или работающего с ним во взаимодействии подразделения бухгалтерии) и затем сообщает клиенту об этом факте. При необходимости выпуска дополнительных карт, этот этап выпадает из технологической цепочки, но в заявлении на выпуск карты, предоставляемой клиентом должен явно указываться номер счета.
Факты приема заявления на выпуск карты и факты отправки соответствующих документов службе безопасности и карточному подразделению, операционным подразделениям рекомендуется фиксировать в установленной внутрибанковскими нормами управленческого учета документации — это позволит избежать в дальнейшем возможных задержек в прохождении документов, обусловленных их возможными задержками и утерей, также и облегчить последующий учет операций.
Сотрудник карточного подразделения банка, при поступлении полного пакета документов необходимых для выпуска карты и открытия счета, при поступлении благожелательного заключения о клиенте от службы безопасности, самостоятельно проводит оценку рисков, связанных с выпуском карты данному клиенту и, при нахождении риска в приемлемых границах, инициирует процесс выпуска карты и открытия счета (об открытии счета клиентам — юридическим лицам, первоначально уведомляется соответствующий налоговый орган и лишь после получения обратного уведомления о получении им сообщения об открытии счета, запускается процесс собственно выпуска карты).
В случае отказа клиенту в выпуске карты, информирование клиента об этом факте и возврат поступивших от него средств производятся в установленном порядке.
По изготовлению карты, она, совместно с конвертом, содержащим PIN-код, пересылается в операционное подразделение банка принятым порядком — внутренней почтой банка либо организациями почтовой и специальной связи. Выдача поступившей карты и PIN-кода клиенту осуществляется операционным сотрудником после надлежащей проверки личности клиента (физического лица или представителя организации, действующего на основании доверенности), получающего ее.
Выпущенные карты, невостребованные клиентами, по истечении установленного срока с момента передачи в операционное подразделение, возвращаются в карточное подразделение, где производится их уничтожение, о чем составляется акт, подписываемый ответственным за уничтожение сотрудником карточного подразделения.
При необходимости перевыпуска срочной карты по истечении срока ее действия клиент оформляет заявление о продлении срока действия карты, при отсутствии со стороны банка претензий к держателю и наличии необходимых остатков на его счетах, проверяемого операционным сотрудником и пересылаемого в карточное подразделение. Дальнейшая процедура пересылки карты и выдачи ее клиенту аналогична ранее описанной.
Такая же процедура применяется и при досрочном первыпуске карты по инициативе клиента, потребность которого может быть вызвана сменой фамилии держателя, утерей или повреждением карты.
Сданные держателем банковские карты направляются операционным подразделением в карточное подразделение банка для их уничтожения, оформленного соответствующими актами.
Выписки по счетам клиентов формируются операционными подразделениями банка по требованию клиента за запрашиваемый период. Отчеты по операциям в разрезе корпоративных карт формируются операционными подразделениями банка по запросу компании-клиента. Данные процедуры производятся в соответствии с общими правилами по формированию выписок по счетам, принятой в кредитной организации.
Передача выписок клиенту, либо сотруднику компании-клиента, действующему на основании доверенности, производится сотрудником операционного подразделения после проверки всех необходимых документов, подтверждающих личность клиента или его представителя и право получения им данной отчетной формы.
В случае возникновения спорной ситуации, клиент обращается в обслуживающее его операционное подразделение банка, где оформляет заявление, описывающее все обстоятельства возникновения спорной ситуации и излагает содержание претензии, к заявлению прилагаются документы, подтверждающие обоснованность претензии. После этого, претензия направляется операционным сотрудником в карточное подразделение, проводящего, совместно с подразделениями экономической безопасности и процессинговым центром банка, работу с поступившей претензией в следующем порядке:
— общее рассмотрение заявления, установление его обоснованности и путей разрешения спорной ситуации, возможности, в случае обоснованности претензий клиента, зачисления спорных сумм на его счет без необходимости привлечения к разбирательству вопроса внешних организаций.
— в случае возникновения спорной ситуации при обслуживании карты вне сети эквайринга банка, для получения полной информации о транзакции и права на возврат средств, согласно правилам установленным в системе, организует установленный стандартами коммуникацию с иными участниками карточной платежной системы, в отдельных вопросах, урегулирование которых на межбанковском уровне невозможно, обращается в организацию осуществляющую регулирующую функцию в данной платежной системе.
- на основании имеющихся в его распоряжении по результатам разбора претензии, данных, формирует заключение по претензии клиента и направляет его в операционное подразделение.
При необходимости зачисления спорных сумм на счет клиента, операции проводятся в установленном законодательством и внутренними нормативами банка порядке.
О необходимости блокировки карты или ограничения ее использования, клиент уведомляет банк по телефоны или иным, установленным в договоре обслуживания, способом связи ответственных сотрудников операционного или карточного подразделения (подведомственность этой операции устанавливается внутренними нормативами банка), после чего карта вносится в «стоп-лист» и всю дальнейшую ответственность по операциям, совершенным с ее помощью возлагается на банк. В любом случае, держатель карты обязан подтвердить факт утраты или хищения карты или иной причины, побудившей его к блокировке или ограничению, письменным заявлением, переданным ответственным сотрудникам банка непосредственно, либо с помощью установленных форм передачи, и являющимся основанием для действий банка по пресечению попыток использования карты. При необходимости, перевыпуск утраченной карты производится по схеме, описанной выше.
При закрытии счета и прекращении договорных отношений банка и клиента по предоставлению услуг расчетов с помощью платежных карт, клиент подает заявление установленного вида, содержащее указание на желаемый порядок возврата средств, остающихся на счету, в операционное подразделение банка. Операционное подразделение уведомляет карточное о необходимости закрытия счетов и изъятия платежной карты из базы активных. Уничтожение сданных клиентом карт и выдача средств, согласно заявленной клиентом форме, производится в стандартном порядке.
В случае непогашения клиентом задолженности или отсутствия полномочий на ее погашение, а также в случае возникновения нештатных ситуаций, возникших по вине клиента и несущих риски для банка, то все материалы по данному делу, снабженные сопроводительной запиской, передаются в службу безопасности банка, в свою очередь проводящую всю дальнейшую работу по урегулированию возникших у банка претензий.
3. Текущее состояние и перспективы развития платежной системы
В настоящее время в платежной системе Банка России функционируют системы расчетов и расчетные механизмы, различающиеся по территориальному охвату и объему проводимых платежей, правилам и регламенту функционирования, составу участников и расчетным документам, скорости проведения платежей и используемой технологии. Платежная система Банка России охватывает следующие расчетные механизмы:
- систему БЭСП(банковские электронные срочные платежи), обеспечивающую проведение срочных платежей в режиме реального времени;
- региональные системы внутрирегиональных электронных расчетов для проведения расчетов в пределах одного региона в режиме непрерывной и/или порейсовой обработки;
- систему межрегиональных электронных расчетов, позволяющую осуществлять перевод денежных средств между регионами России в течение одного — двух операционных дней;
- системы расчетов с применением почтовых или телеграфных авизо, основанные на использовании бумажной технологии;
- ряд специализированных расчетных механизмов для отдельных регионов России.
Существующая платежная система Банка России в полном мере удовлетворяет потребности российской экономики и хозяйствующих субъектов в проведении платежей и осуществлении расчетов. Однако потенциал для ее совершенствования далеко не исчерпан.
Наступает новый этап в работе по развитию национальной платежной системы России и платежной системы Банка России как ее важнейшей составляющей. Потребности, которые возникают у государственных органов, банков, участников финансового рынка и хозяйствующих субъектов, связанные, в том числе, с формированием международного финансового центра в Российской Федерации, требуют более тесной интеграции национальной платежной системы в мировую финансовую инфраструктуру. Исходя из этого, намечено проведение мероприятий по дальнейшему развитию интеграционных процессов с учетом современных тенденций в мировом экономическом сообществе.
Как было отмечено, цели деятельности Банка России, его функции и полномочия в отношении платежной системы и расчетов определяют платежную систему Банка России в качестве одного из ключевых механизмов реализации денежно-кредитной и бюджетной политики в Российской Федерации. В этой связи, не останавливаясь на достигнутом в процессе совершенствования безналичных расчетов, Банк России разработал «Концепцию развития платежной системы Банка России на период до 2015 года». В Концепции определены перспективы централизованной платежной системы Банка России и ее будущая архитектура, создавать которую предполагается на основе качественного развития системы БЭСП и новой компоненты платежной системы, формируемой на базе существующих сервисов внутрирегиональных и межрегиональных электронных расчетов с целью обеспечения проведения несрочных платежей. Концепция адресована не только Банку России и его структурным подразделениям, но всему банковскому сообществу, участникам финансовых рынков, органам государственной власти и управления, органам местного самоуправления, хозяйствующим субъектам, а также широкой общественности для ознакомления и возможной координации своей деятельности с обозначенными в ней направлениями.
В соответствии с Концепцией, расчетные механизмы, используемые в рамках платежной системы Банка России, предполагается унифицировать. В результате реализации Концепции основу перспективной платежной системы Банка России составит единая, универсальная, централизованная на федеральном уровне многосервисная система расчетов, в которой будут реализованы как возможности системы БЭСП, так и возможности действующих сервисов региональных компонент платежной системы Банка России. Через данную систему будут проводиться срочные и несрочные платежи в валюте Российской Федерации по единым правилам и в едином регламенте, установленном Банком России.
Переход к перспективной платежной системе Банка России предполагается осуществить в два этапа. На первом этапе будет обеспечена централизация расчетов на основе централизации обработки платежной информации и объединения всех региональных компонент платежной системы Банка России в единую федеральную компоненту. Предполагается, что в федеральной компоненте будут реализованы сервисы для несрочных платежей, существующие в настоящее время в региональных компонентах, а также новые сервисы, в том числе осуществление расчетов с применением многостороннего взаимозачета встречных платежей для всех участников платежной системы Банка России, а также сервисы по управлению ликвидностью.
Одновременно будет осуществляться дальнейшее развитие системы БЭСП путем создания новых сервисов для участников системы (в частности, предусматривается создание отдельного специализированного сервиса для органов Федерального казначейства Российской Федерации), а также создания интерфейса, который обеспечит взаимодействие федеральной компоненты платежной системы Банка России с системой БЭСП. Кроме того, с целью создания условий для интеграции российской платежной системы в мировую платежную систему, планируется разработать и внедрить интерфейсы, обеспечивающие взаимодействие инфраструктурных организаций финансовых рынков, операторов частных платежных систем и системы SWIFT с системой БЭСП. При этом в ходе первого этапа предполагается обеспечить для участников финансовых рынков возможности завершения расчетов через систему БЭСП денежными средствами, находящимися на счетах в Банке России, с использованием механизмов «поставка против платежа» и «платеж против платежа», а для зарубежных банков (CLS-банк, Euroclear) и российских кредитных организаций — осуществлять расчеты в российских рублях через систему БЭСП с использованием системы SWIFT. Выполнение указанных мероприятий направлено, в том числе и на реализацию «Концепции создания международного финансового центра в Российской Федерации»16.
Одновременно с развитием расчетных механизмов в Банке России должна быть создана централизованная информационно-аналитическая система платежной системы Банка России (далее — ИАС ПС), позволяющая получать всю необходимую информацию об участниках и событиях, происходящих в платежной системе Банка России. Внедрение информационно-аналитической системы платежной системы Банка России позволит проводить мониторинг и наблюдение за функционированием платежной системы и обеспечивать необходимый объем информации для принятия управленческих решений, в том числе по ее дальнейшему развитию и совершенствованию.