Современная денежная система является результатом длительного исторического развития и адаптации кредитных организаций к потребностям развития рыночной экономики. Переход к рыночным отношениям требует усиления роли экономических рычагов, в том числе финансовых, в регулировании общественного производства по отношению к методам управления административным командованием.
Сегодня Украина находится в процессе посткризисного восстановления экономики и создания надежной основы для среднесрочного экономического роста. Долгое время украинская экономика находилась в состоянии спада производства, политическая ситуация была нестабильной, в результате чего было потеряно доверие к банковской системе страны. Сейчас идет постепенная стабилизация ситуации на валютном рынке, наблюдается рост доверия к банковской системе.
Финансы как целостная экономическая категория, обладающая общими свойствами, имеют свою структуру, в которую входят несколько взаимосвязанных звеньев (институтов), для каждого из которых характерны свои особенности. Необходимость их размещения обусловлена разнообразием потребностей общества, которое обслуживает финансы, охватывая всю экономику страны и социальную сферу. Совокупность входящих в состав финансов звеньев (институтов) в их взаимосвязи образует финансово-кредитную систему
Денежно-кредитная политика очень важна для любого государства, особенно сегодня, когда основная функция государства — обеспечить рыночную экономику достаточным количеством денег. Также стоит отметить, что общее состояние экономики больше зависит от состояния денежной сферы.
Целью курсовой работы является изучение структуры и функционирования денежно-кредитной системы Украины, содержания, целей и последствий денежно-кредитной политики и ее роли в государственном регулировании экономики Украины. Объект исследования — денежная система Украины и ее элементы. При написании диссертации использовались теоретические работы отечественных и зарубежных авторов, статистические данные с официального сайта Национального банка Украины, а также материалы из периодических изданий.
1. Понятие и типы денежной системы
1 Деньги, их функции
Деньги — неотъемлемая часть современной экономической жизни. Экономическое сотрудничество между людьми было бы чрезвычайно сложным и менее эффективным, если бы деньги не использовались в обществе, потому что это общепризнанное средство, которое принимается в качестве платы за любые товары и услуги.
Кредитно-денежная политика
... В системе показателей денежного обращения используется зна-чение уровня монетаризации экономики как отношение денежной массы к ВВП. Этот показатель характеризует степень наполнения экономики деньгами. 2. Роль банков ... средства. Следует сразу же подчеркнуть -- дело это весьма непростое. В Украине вопрос агрегирования денежной массы проработан еще недостаточно и на теоретическом, и на практическом ...
Роль денег проявляется в их влиянии на экономические процессы, в стимулировании или, наоборот, в сдерживании влияния. «Такое влияние обеспечено наличием денег на рынке, благодаря чему все экономические субъекты функционируют в денежной среде, а также количеством денег в обороте. Деньги в современном мире выступают, в первую очередь, в роли средства обмена товаров и услуг; а также являются универсальным измерителем ценности и средством покупательной силы, так как могут быть использованы для приобретения необходимых товаров и услуг». [4]
1) В первую очередь общественная роль денег и их основная экономическая функция проявляется в том, что они являются промежуточным звеном между товаропроизводителями.
Деньги — объект денежно-кредитного регулирования экономики промышленно развитых стран. В рыночной экономике деньги становятся носителем первоначального капитала. И только тогда, через механизм его движения, через банки и биржу, открываются возможности для обеспечения большей единообразия и сбалансированности в процессе воспроизводства.
«В странах с развитой экономикой учитывая общеэкономические цели, устанавливается на год денежный ориентир изменение денежной единицы и соответственно ему проводится её регулирование с помощью денежно-кредитных инструментов центрального банка». [7]
Изменяя количество денег в обращении, можно влиять на экономические процессы в государстве в целом. Увеличивая или уменьшая денежную массу в обращении, центральные банки, действуя от имени государства, могут внести изменения в экономические инструменты, такие как платежеспособный спрос. Валютный курс, цены, курс ценных бумаг и т.д. денежно-кредитное регулирование, как правило, направлено на стимулирование роста денежной массы, преодоления инфляционных процессов в государстве стимулирование валового национального продукта
3) В условиях углубления международных хозяйственных связей деньги обслуживают процесс обмена между странами, а именно — движение товаров, рабочей силы и капиталов. Непрерывное совершенствование денежно-кредитного механизма создало благоприятные условия для формирования международных рынков и тесных взаимовыгодных отношений между странами, международного «перетока» свободного капитала в места наиболее эффективного использования.
Деньги стали носителем капитала в современном мире.
Например, стоимость продукта, производимого фирмой, выражается в денежном выражении. При этом деньги выступают как мера стоимости и денежный капитал. Если продукт продается за наличные, и на полученные деньги производитель получает новые методы производства, деньги служат средством обращения и капитала. Если продукты продаются в кредит и долговые обязательства возвращаются в течение определенного периода кредита, деньги служат способом оплаты и основной суммы. Если деньги накапливаются с целью приобретения в дальнейшем способов производства и расширения объемов производства, то они выступают и способом накопления и капиталом и, если субъект хозяйствования открывает дочернюю фирму за границей, то деньги выступают мировыми деньгами и капиталом.
С помощью денег создание и перераспределение национального дохода осуществляется через государственный бюджет, фискальную политику в государстве, инфляционные процессы.
Уголовная ответственность за незаконное получение кредита
... психология. – М.: Наука, 1988. - 373 с. Бабич A.M, Павлова Л.Н. Финансы. Денежное обращение. Кредит. Учебник. - М., ЮНИТИ, 2000. С. 159. Белкин Р.С. Криминалистика: проблемы, тенденции, ... банковской конференции. 2004. С.82. 3 Ветров Д.Н. Предупреждение хищений при использовании пластиковых денег в современных банковских системах (криминологические проблемы). Автореф. дисс. канд. юрид. наук. - ...
«Денежная масса ─ это сумма общепризнанных платежных средств в экономике страны». [1] В первом приближении денежную массу можно подразделить на две части:
наличные деньги,
кредитные деньги.
В роли наличных денег выступают бумажные купюры и мелочь. Золото и серебро обычно не используются при чеканке монет. Наличные деньги представляют собой обязательства государства. Это означает, что государство гарантирует, что они являются универсальным средством оплаты приобретенных товаров и услуг. Наличные деньги составляют значительно меньшую сумму в общей денежной массе (как правило, от 5 до 25 % в разных странах).
А Украине удельный вес наличных в структуре денежной массы в 2010 году составил 31,3%. [15]
Меньшей степенью ликвидности, по сравнению с наличными деньгами, расчетными и текущими счетами обладают срочные депозиты и сберегательные вклады (с учетом их характеристик, принятых в мировой практике).
экономика деньги кредит финансовый
Срочные депозиты — это вклады, которые размещаются на определенный срок. Досрочное востребование владельцами размещенных средств обычно связано с определенными издержками, выражающимися в некоторых денежных потерях и потерях времени Депозитные сертификаты представляют собой свидетельства банка о депонировании их владельцами определенных денежных средств в учреждении банка. В этих сертификатах обычно дифференцируется вознаграждение клиента, величина процента устанавливается в зависимости от величины срока, в течение которого сертификат не возвращается в банк для погашения, т. е. обмена на наличные деньги. Депозитный сертификат можно использовать в качестве залога при получении кредита. Анализируя свойства депозитных сертификатов, многие экономисты приходят к выводу, что они обладают меньшей ликвидностью, чем вышеупомянутые виды долговых обязательств. Согласно сообщению Нацбанка Украины, объем депозитов населения в прошедшем году увеличился на 1,5%. Их прирост в национальной валюте (17,9%) более чем в три раза превысил прирост в иностранной валюте (4,6%).
[13]
В системе показателей денежного обращения используется значение уровня монетаризации экономики как отношение денежной массы к ВВП. Этот показатель характеризует степень наполнения экономики деньгами.
2 Сущность, функции и формы кредитов
Кредит — как форма проявления кредитных отношений, форма движения заемного капитала играет очень важную роль в рыночной экономике, т.к. обеспечивает непрерывное обращение денежных средств.
Временно свободные средства поступают на рынок ссудного капитала, накапливаются в кредитно-финансовых учреждениях, затем идут в бизнес, размещаются в тех секторах экономики, где требуются дополнительные капитальные вложения. Кредит выполняет важные функции в рыночной экономике. Выделяют не только кредитно-денежные, но и кредитно-товарные отношения т.к. товар, как и деньги, может быть дан в кредит.
«Реальные кредитные отношения возникают в рыночной экономике при выполнении следующих условий:
- А) наличие объектов кредитно-денежных или материальных ценностей, относительно которых можно заключить договор;
- Б) наличие субъектов (участников) кредитного соглашения- кредитора и заёмщика.
В) наличие совпадения интересов кредитора и заемщика». [7]
Учет кредитов банков и заемных средств и затрат по их обслуживанию
... любое физическое и юридическое лицо. В кредит можно получить только денежные средства (исключение — товарный кредит). Предметом договора займа могут быть денежные средства и вещи. Кредитный договор заключается в ... займа — одна сторона (заимодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить заимодавцу ...
Выделяют следующие функции кредитов:
— перераспределительную функцию — благодаря кредиту частные сбережения, прибыли предприятий, доходы государства превращаются в ссудный капитал и направляются в прибыльные сферы экономики. Т.е. при реализации данной функции перераспределяются как денежные средства. Так и товарные ресурсы.
— эмиссионная — обеспечивает эмиссию денег, как денежных средств методом расширения или сужения кредита. В процессе его развития появляются разнообразные средства использования банковских счетов и вкладов (кредитные карточки, различные виды счетов, депозитные сертификаты), происходит опережающий рост безналичного оборота, что способствует регулировки количества денег в обороте.
— Кредит выполняет функцию ускорения концентрации и централизации капитала. Кредит активно используется в конкурентной борьбе, он облегчает процесс приобретения и слияния бизнеса. Это также побуждает заемщика эффективно использовать ссуду не только для погашения ссуды заработанными деньгами, но и для получения прибыли.
Выделяют следующие виды кредитов:
коммерческий кредит
банковский кредит
государственный кредит
потребительский кредит
ипотечный кредит
лизинговый кредит
международный кредит
Коммерческий заем — это заем, предоставляемый друг другу предприятиями, ассоциациями и другими коммерческими организациями. Коммерческий заем предоставляется в товарной форме, в основном в форме отсрочки платежа. В большинстве случаев коммерческий заем оформляется в виде денежного векселя.
Субъектами являются: предприятие-поставщик (кредитор), которое предоставляет отсрочку платежа за товар
Предприятие-покупатель (заёмщик), которое дает кредитору вексель, как долговое свидетельство и обязательство платежа
Объектом могут быть реализованный товар, услуги, выполненные работы
Цель коммерческого кредита — ускорить продажу товаров, услуг, выполнение работ, а у покупателя временно нет средств.
Банковский кредит — это кредит, предоставляемый кредитно-финансовыми учреждениями (банками, фондами, ассоциациями) любым хозяйственным субъектам (частным предпринимателям, предприятиям, организациям и т. п.) в виде денежных ссуд. Банковские кредиты делятся на:
- краткосрочные (до 1 года);
- среднесрочные (от 1 года до 5 лет);
- долгосрочные (свыше 5 лет).
Межхозяйственный денежный кредит предоставляется друг другу хозяйствующими субъектами, как правило, путем выпуска фирмами и организациями акций, облигаций и других видов ценных бумаг. «Эти операции получили название децентрализованного финансирования (выпуск акций) и кредитования (выпуск облигаций и других ценных бумаг) предприятий.
Потребительский кредит предоставляется физическим лицам на срок до 3 лет при приобретении, прежде всего, потребительских товаров длительного пользования. Осуществляется как в форме продажи товаров с отсрочкой платежа через розничные магазины, так и в виде банковского кредита на потребительские цели. Как правило, за пользование потребительским кредитом взимаются высокие реальные проценты». [7]
Ипотечный кредит предоставляется в виде долгосрочных ссуд под залог недвижимости (земли, зданий).
Учебно-методический комплекс дисциплины “ Деньги, кредит, банки ”
... kredityi-banki-temyiov/ Реформе кредитно-денежной системы – 15 лет // Деньги и кредит. – 2003. – № 8. К вопросу о банковской системе России // Деньги и кредит. – 2003. – № 10. ... и организационная структура коммерческого банка. Характеристика пассивных операций коммерческого банка. Характеристика активных операций банка. Комиссионно-доверительные операции банков. Понятие банковской ликвидности и ...
Ипотечные облигации, выпущенные банками и предприятиями, служат инструментом для предоставления таких кредитов. Ипотечный кредит используется для обновления основных фондов в сельском хозяйстве, финансирования жилищного строительства и т. п.
«Государственный кредит представляет собой систему кредитных отношений, в которой государство выступает заемщиком, а население и частный бизнес — кредиторами денежных средств». [1] Источником средств государственного кредита служат облигации государственных займов, которые могут выпускаться не только центральными, но и местными органами власти. Государство использует эту форму кредита в первую очередь для покрытия дефицита государственного бюджета.
Международный кредит — это движение ссудного капитала в сфере международных экономических отношений. Международный кредит предоставляется в товарной или денежной (валютной) форме. Кредиторы и заемщики — это банки, частные компании, правительства, международные и региональные организации. Основные международные организации, с которыми Украина сотрудничает, — это Международный валютный фонд, Всемирный банк и Европейский банк реконструкции и развития.
2. Кредитно-денежная система Украины
1 Создание и развитие
Становление Украины как суверенного и независимого государства потребовало создания собственной национальной денежной системы.
«Национальная денежная система Украины складывалась постепенно: по характеру регулирования она является переходной от бумажно-денежной, которая была в чистом виде на протяжении 1991-1993 гг., к системе кредитного оборота, от нерыночной к рыночной, от закрытой к открытой.» [7] За 20 лет, прошедшие с момента провозглашения независимости Украины, достигнуты заметные успехи.
Организационно-правовая основа для создания денежной системы Украины была заложена в Законе Украины «О банковской деятельности и банковской деятельности» от 20 марта 1991 года. Этот закон предоставил Национальному банку Украины монопольное право обеспечивать выпуск денег на территории Украины и организовывать их обращение, обеспечивать стабильность денег и проводить денежно-кредитную политику.
Но, к сожалению, с принятием этого закона денежная система Украины не заработала. Т.к. до конца 1991 года Украина входила в состав СССР, а потому не имела собственного эмиссионного центра, возможностей влиять на постоянство денег, на передвижение денежных ресурсов через границу страны, использовала деньги, которые эмитировались союзным Госбанком.
«Именно поэтому первым практическим шагом по созданию собственной денежной системы стал выход Украины из состава СССР, когда 10 января 1992 были введены украинские купонно-рубли многоразового пользования, как дополнения к рублевой массе.
Т.е. денежная реформа в Украине началась в 1993 году, а закончилась лишь в 1996, когда в сентябре в оборот была введена гривна. Таким образом, реформа длилась почти 5 лет». [7]
Так как этот период характеризовался:
- либерализацией цен
- переливом финансовых активов из государственного сектора в частный
- сохранением монопольного государственного сектора с монопольным ценообразованием и льготным кредитованием отраслей и производств;
- фактическим подчинением Национального банка правительству прямым кредитованием бюджетного дефицита.
Это приводит к обострению противоречий экономического развития из-за утраты государством реальных инструментов для реализации эффективной экономической политики, неконтролируемого роста денежной массы и гиперинфляции.
В конце 90-х годов ХХ века реализация ограничительной денежно-кредитной политики, активных антиинфляционных мер и проведение денежной реформы 1996 г позволили преодолеть дефицит бюджета и повысить платежеспособность хозяйствующих субъектов.
Проведенная политика привела к росту реального ВВП, снижению инфляции и стабилизации курса гривны.
«В современных условиях замедления динамики экономического роста и усиления инфляционных тенденций денежно-кредитная политика направлена на:
- o торможение процесса роста цен;
- o стимулирование кредитной поддержки дальнейшего экономического развития;
- o расширение денежного предложения;
- o снижение средневзвешенной ставки по кредитам и депозитам». [12]
В результате инфляция замедлилась, денежные потоки в банковской системе увеличились, депозиты физических лиц увеличились, а долгосрочные кредиты продолжили расти быстрыми темпами. Вместе с тем темпы прироста объемов кредитования физических лиц значительно опережают темпы расширения кредитов, предоставляемых хозяйствующим субъектам, что стало реакцией банков на повышение платежеспособности населения (за счет повышения заработных плат и пенсий), а также усиление рисков кредитования юридических лиц.
«Политическая нестабильность в стране, а также углубление макроэкономических дисбалансов (темпы роста цен не соответствуют темпам роста доходов населения), обусловили существенное повышение оптовых цен (индекс цен производителя промышленной продукции в 2009 г. составил 123,3 %, а в I квартале 2010 г. — 112,4 %) и, соответственно, рост потребительских цен. Это побудило НБУ с 2008 г. проводить ограничительную денежно-кредитную политику, направленную на сбалансирование спроса и предложения денег и упреждение развития инфляционных процессов». [16] С этой целью НБУ осуществлял:
- ограничение темпов роста денежной базы;
- обеспечение умеренных темпов увеличения денежной массы;
- возрастание цены денег;
- увеличение банковских резервов;
- ревальвацию гривны к доллару США и др.
2 Структура современной кредитно-денежной системы Украины
Таким образом, «финансово-кредитная система представляет собой совокупность государственных финансовых, инвестиционных и кредитных организаций». [3]
Современная денежная система характеризуется распределением функций между различными учреждениями. В частности, центральные банки выполняют эмиссионные функции, а функции кредитования в основном выполняют коммерческие банки.
Финансово-кредитная система Украины состоит из совокупности различных банков и других кредитных компаний, действующих в рамках единого финансового механизма. Для Украины, как и для других стран с рыночной экономикой характерна двухуровневая система, состоящая из двух уровней: первый-Центральный банк (Национальный банк Украины); нижний — остальные банки, созданные и функционирующие на территории Украины.
Центральный банк создает и организовывает деятельность Государственной казны, имеет монопольной право на выпуск денежной единицы — гривни, обеспечивает сохранение резервных фондов дензнаков, драгоценных металлов и золотых запасов; представляет интересы Украины в сношении с центральными банками других стран, в международных банках и других финансово-кредитных организациях, где международное сотрудничество предусмотренное на уровне центральных банков.
Рис 1. «Функции центрального банка Украины» [7]
К основным функциям центрального банка относятся
— Эмиссионная функция, связана с монопольным правом центрального банка на выпуск банкнот — законных денежных средств. На территории данной страны. Эта функция остается важной, поскольку ликвидность по-прежнему необходима для значительной части платежей и для обеспечения ликвидности кредитной системы, которая должна иметь средства для окончательного погашения долговых обязательств. Национальный банк Украины с 1996 года выпускает в обращение национальную валюту — гривну и копейки.
— Функция аккумулирования и хранения кассовых резервов для коммерческих банков, то есть каждый банк — член национальной кредитной системы обязан хранить на резервном счете в Национальном банке Украины сумму в определенной пропорции к размеру его вкладов. При этом Национальный банк традиционно является хранителем официальных золотовалютных резервов страны. В Украине Национальным банком внедрена Единая национальная система электронных межбанковских расчетов, которая дает возможность осуществлять расчетные операции на всей территории Украины.
Центральный банк имеет многогранное функциональное значение в кредитном обслуживании коммерческих банков:
1) кредиты центрального банка — один из инструментов влияния на денежный оборот. Увеличение объема кредитования увеличивает денежную базу и расширяет денежную массу, а уменьшение объема кредитов, наоборот, сокращает денежную массу. Кредитная деятельность центрального банка влияет также на уровень рыночных процентных ставок
2) 2) центральный банк дает коммерческим банкам краткосрочные кредиты для поддержки их ликвидности
Кредиты центрального банка-способ регулирования межбанковских расчетов и обеспечения, таким образом, бесперебойного функционирования платежной системы
— Функция кредитования коммерческих банков, характерная для социалистической экономики при государственной монополии на кредитную деятельность, а также для переходного периода, сопровождающегося нехваткой средств в руках частных финансовых институтов. Кредитование и выполнение расчетных операций для государственных органов, так как до половины и более ВВП страны аккумулируется на балансах различных уровней. Эти средства накапливаются на счетах в Национальном банке и расходуются им. При этом Национальный банк ведет счета государственных органов и организаций. «Кроме того, он осуществляет операции с государственными ценными бумагами, предоставляет государству кредит в форме прямых краткосрочных и долгосрочных ссуд или покупки государственных облигаций. Национальный банк также осуществляет операции с золотом и иностранной валютой по поручению государственных органов». [1]
- Клиринговая функции я или функция проведения безналичных расчетов. Поэтому в ряде стран национальный банк проводит клиринговые операции на национальном уровне, выступая посредником между коммерческими банками, расположенными в разных регионах страны.
Под регулированием банковской деятельности понимают:
использование монетарных инструментов с целью влияния на объемы и структуру банковских резервов, а также на уровень процентных ставок
утверждение положений, базирующихся на действующем законодательстве и регламентируют деятельность банков в виде нормативных актов, инструкций, директив.
применение протекционистских мер, направленных на обеспечение стабильности функционирования банковской системы и на проведение центральными банками эффективной монетарной политики.
Именно центральный банк, как регулятивно-контролирующий орган, полномочиями которого является — регулировка вступления в банковскую систему и обеспечение разумного регулирования деятельности банков, обязан контролировать их функционирование, получая отчетность регулярно обеспечивать инспекционные меры проверки в банках, а также применять меры принудительного влияния касающегося проблемных банков и брать неплатежеспособные банки под собственный контроль.
Национальный банк является в Украине органом банковского регулирования
- Реализация денежно-кредитной политики
Центральный банк применяет определенные меры в денежно-кредитной сфере экономических отношений с целью эффективного воздействия на экономическую активность, темпы экономического роста, сдерживания инфляции и обеспечения занятости рабочей силы.
В Украине Национальный банк разрабатывает основные направления денежно-кредитной политики, согласно которым он гарантирует регулирование денежного обращения. «Предложения Правления НБУ касающиеся основных направлений государственной денежно-кредитной политики ежегодно утверждаются Верховной Радой Украины». [9]
Сегодня действующую организационную структуру Национального банка Украины представлена следующим образом:
1) Центральный аппарат Национального банка Украины
2) Подразделение при Национальном банке Украины
Филии (территориальные управления) Национального банка Украины
Структурные единицы (подразделения) и специализированные предприятия Национального банка Украины
«Руководящим органом Национального банка является Рада Национального Банка Украины и Правление Национального банка Украины». [2]
«Коммерческие банки представляют собой частные и государственные банки, осуществляющие универсальные операции по кредитованию промышленных, торговых и других предприятий». [7] Для этого они используют не только свой собственный капитал, но и привлеченный финансовый капитал в виде вкладов, депозитов, межбанковских кредитов и других источников. Причем привлеченные средства, как правило, значительно превышают объем собственного капитала коммерческих банков.
Основной целью коммерческих банков, которые стали создавать в Украине в 1989 году, было оперативное получение их учредителями и клиентами широкого спектра банковских услуг (включая получение кредитов), решение учредителями с помощью собственного банка своих групповых или индивидуальных проблем, получение максимальной прибыли для своих акционеров или пайщиков, а также для собственного развития. [6]
Первоначально коммерческие банки создавались преимущественно как отраслевые. Некоторые банки возникли как дочерние банки государственных специализированных банков.
Порядок создания и деятельности коммерческих банков регламентируется законами Украины «О банках и банковской деятельности», «О хозяйственных товариществах», «О ценных бумагах и фондовой биржи», «О предпринимательстве», «Об аудите», «Об иностранных инвестициях», «О залоге» и другие, а также Временным положением о порядке создания, регистрации коммерческих банков и осуществления надзором над их деятельностью, утвержденным Правлением Национального банка Украины 17 июля 1992 года. [5]
Коммерческий банк проводит свою деятельность согласно статуту, где определен перечень выполняемых банком операций, размеры его фондов, органы управления, порядок использования прибыли. «В Украине на все виды осуществляемых операций, банк должен меть лицензию Национального банка. Он обязан придерживаться установленных банком нормативов и инструкций.
Поэтому по видам осуществляемых операций выделяют универсальные и специализированные банки». [7] Универсальный банк — банк, осуществляющий все или большинство основных видов банковских операций.
Универсальные банки более устойчивы, чем специализированные банки, так как сочетают коммерческую и инвестиционную деятельность. Клиентам удобнее иметь дело с одним банком, чем с несколькими специализированными посредниками. Клиентами универсальных банков являются как мелкие вкладчики, так и крупные компании.
Банки универсального типа выполняют большое количество банковских операций: ведение депозитных счетов, безналичные переводы средств, приём сбережений, выдачу разнообразных кредитов, покупку ценных бумаг, операции по доверенности, хранение ценностей в сейфах и др. Благодаря широкому выбору предлагаемых услуг и наличия большого количества клиентов они меньше страдают от колебаний доходности отдельных банковских операций и конъюнктуры сегментов финансового рынка.
«В настоящее время в Украине все коммерческие банки стремятся быть универсальными, хотя далеко не все они выполняют весь спектр банковских операций. Специализированных банков пока нет. Но отдельные банки уже начали создавать специализированные филиалы (инвестиционные и депозитные)». [5]
Рис. 2. «Депозиты физлиц в коммерческих банках Украины (по состоянию на март 2011)» [16]
Инвестиционные банки, занимающиеся эмиссионно-учредительской деятельностью, то есть проводящие операции по выпуску и размещению на фондовом рынке ценных бумаг, получая на это доход. Они не имеют права принимать депозиты и привлекают капиталы, как правило, путем продажи собственных акций или за счет кредита коммерческих банков. Свой капитал они используют для долгосрочного кредитования различных отраслей хозяйства. На сегодняшний день в Украине они немногочисленны.
Инновационный банк — разновидность коммерческого банка, который специализируется на финансировании и кредитовании инновационных проектов.
Сбербанк — специализируется на обслуживании населения, путем привлечения денежных накоплений граждан и предоставляя кредитные, расчетные и другие банковские услуги
Ипотечный — банк, специализирующийся на предоставлении долгосрочных кредитов под залог недвижимости (зданий, земли и др.) а также выпуске залоговых листов, обеспеченных недвижимостью.
Таблица 1. «Официальный рейтинг банков Украины согласно их капиталу по состоянию на 01.04.2011 г.» [17]
№ п/п |
Название Банка |
Капитал (млн. грн.) |
1 |
Укрэксимбанк |
20 464.64 |
2 |
Ощадбанк |
16 794.14 |
3 |
Приватбанк |
12 668.92 |
4 |
Укрсоцбанк |
8 162.16 |
5 |
Проминвестбанк |
5 335.60 |
6 |
Альфа-Банк |
5 104.57 |
7 |
Кредитпромбанк |
3 178.46 |
8 |
Первый Украинский Международный Банк (ПУМБ) |
3 069.57 |
9 |
Форум |
2 955.32 |
«Небанковская финансово-кредитная система (парабанковская система) — совокупность небанковских финансово-кредитных учреждений, которая охватывает специализированные кредитно-финансовые институты и почтово-сберегательные учреждения. Их отличие от банков том, что они проводят деятельность на финансовом рынке, не эмитируя собственных долговых обязательств, а лишь собственники акций». [7] Все риски, связанные со сменой стоимости активов и пассивов, разделены при этом лишь между акционерами.
Рис. 3. «Система парабанка» [7]
Таким образом, в Украине развиваются все возможные типы финансового посредничества — от депозитных институтов (банковских учреждений) до институтов совместного инвестирования (инвестиционных посредников) до негосударственных пенсионных фондов и компаний по страхованию жизни.
По состоянию на 2010 год в Украине действует
Обширная группа сберегательных учреждений, занимающая важное место в кредитной политике благодаря привлечению мелких сбережений и доходов, которые иначе не смогут функционировать как капитал.
Существуют различные типы сберегательных учреждений:
- сберегательные банки и кассы;
- взаимно-сберегательные банки;
- доверительно-сберегательные банки;
- ссудно-сберегательные ассоциации;
- кредитные кооперативы (союзы, ассоциации) и другие.
.3 Механизмы и направления кредитно-денежной политики
Мировая практика свидетельствует о том, что объемы и структура финансово-кредитных ресурсов, направления их использования, особенно для стран с переходной экономикой, во многом зависят от экономической политики государства. Согласно Закону Украины “О Национальном банке Украины”, денежно-кредитная политика направлена на регулирование экономического роста, сдерживание инфляции и обеспечение стабильности денежной единицы Украины, обеспечение занятости населения и выравнивание платежного баланса [4].
Субъектом денежно-кредитной политики выступает государство, которое регулирует эту сферу через свои представительные органы — центральный банк и соответствующие правительственные структуры — министерства финансов или казначейства, органы надзора за деятельностью банков и контроля денежного обращения, учреждения страхования депозитов и другие учреждения. Определяющая роль в осуществлении денежно-кредитного регулирования принадлежит центральному банку.
Объектами, на которые чаще всего направляются регулятивные мероприятия, есть такие переменные денежного рынка:
- предложение (масса) денег;
- ставка процента;
- валютный курс;
- скорость обращения денег и др.
Выбор объектов денежно-кредитного регулирования зависит от экономической ситуации в стране и означает, что центральный банк может в зависимости от ситуации осуществлять ориентацию на один из вышеперечисленных объектов или даже несколько одновременно.
В общем виде задачи монетарной политики заключается в том, чтобы создать условия, за которые экономические агенты, реализовывая свободу выбора, осуществляли бы действия, которые совпадают с целями экономической политики государства. Таким образом, денежно-кредитная политика не является автономной. Конечная цель денежно-кредитного регулирования совпадает с основоположными целями макроэкономической политики государства.
Цели денежно-кредитной политики определяются в зависимости от уровня развития экономических взаимоотношений в государстве. Их можно поделить на три группы: стратегические, промежуточные, тактические.
Выбор методов и инструментов денежно-кредитной политики должны быть прерогативой центрального банка, т.е. отличие стратегических и промежуточных целей денежно-кредитной политики от тактических должны заключаться в том, что тактические цели реализует именно центральный банк государства.
«Стратегические — это ключевые цели в общегосударственной экономической политике: рост занятости, сбалансирование платежного баланса, рост производства, обеспечение стабильности цен и т.п.» [1]
Стратегические цели являются долгосрочными целями. Для их достижения центральные банки разрабатывают промежуточные цели. Промежуточные цели денежно-кредитной политики — это изменения в определенных экономических процессах, которые должны содействовать достижению стратегических целей. Промежуточные цели являются индикаторами денежного рынка и позволяют таким образом отслеживать общие макроэкономические тенденции. Промежуточные цели дополняют стратегические и конкретизируют их.
Тактические цели состоят в регулировании ключевых экономических переменных через банковскую систему на основе управления денежной массой, процентной ставкой, валютным курсом и т.п. и обеспечивают достижение промежуточных целей.
«Основными признаками тактических целей является краткосрочность их действия, реализация их исключительно оперативными мероприятиями центрального банка и многоплановость». [1]
Выбор и объединение экономических инструментов, которые применяются при определенных условиях, зависит от стратегии центрального банка. Центральные банки могут использовать:
1. административные или рыночные
2. инструменты прямого или косвенного влияния;
. коротко-, средне- или долгосрочные мероприятия.
Например, в сфере учетной политики центральный банк может применять прямое регулирование на денежном рынке и вместе с тем ─ косвенное влияние на рынок капиталов.
«Долгосрочными мероприятиями денежно-кредитной политики есть такая стратегия центрального банка, которая рассчитанная на период с одного года до нескольких десятилетий. Примером инструментов долгосрочного регулирования являются традиционные инструменты денежной политики (например, обязательных банковских резервов, финансирование и т.п.)». [1]
«Административными инструментами денежной политики есть эмиссия денежной наличности, внедрение минимума кредита центрального банка, который предоставляется правительственным и банковским учреждениям, прямое регулирование ссудных операций банков, определение маржи, процентов для финансирования отдельных областей экономики и т.п.». [4]
- осуществление операций на открытом рынке;
- регулирование нормы банковских резервов;
- регулирование учетной ставки процента на займы, которые предоставляются центральным банком.
Государственный контроль над банковской системой имеет целью укрепление ликвидности кредитно-финансовых институтов, т.е. их способности своевременно покрывать требования вкладчиков (прежде всего за счет учетной (дисконтной) политики, операций на открытом рынке, установления норм обязательных ресурсов).
Управление государственным долгом является направлением государственного регулирования в условиях хронических бюджетных дефицитов и огромного роста государственной задолженности, когда резко возрастает влияние государственного кредита на рынок ссудных капиталов. Для этого Национальный банк использует различные методы управления государственным долгом:
- покупает или продает государственные обязательства;
- изменяет цену облигаций, условия их продажи;
- различными способами повышает их привлекательность для частных инвесторов.
Регулирование объема кредитных операций и денежной эмиссии применяется, прежде всего, для воздействия на хозяйственную активность. Регулирование банковской ликвидности оказывает влияние на структуру банковских ссуд и депозитов, величину денежной массы, уровень рыночной нормы процента. Регулирование государственного долга воздействует на распределение ссудных капиталов между частным и государственным секторами, уровень процентных ставок, банковскую ликвидность.