Понятие «финансовые преступления» является в большей мере криминалистическим понятием, под которое подпадает весьма обширная группа различных видов преступлений, имеющих сходство в их криминалистических чертах (криминалистической характеристике), в частности, в особенностях предмета посягательства, в структуре способа и обстановки их совершения, в типологических особенностях личности правонарушителей. Данным понятием в основном охватываются составы преступлений, предусмотренные Уголовным кодексом РФ в ст. 159, 160, 171, 172, 173, 176, 177, 185, 186, 187,193,195,196,197,272.
Предмет названных преступных посягательств сразу или в конечном счете составляют денежные средства государства либо частных фирм, предприятий и лиц в рублевой и иностранной валюте, а также какой-либо товар и имущество.
У нас долгое время не было четкого определения акций как атрибута развития финансового рынка. В действующем Гражданском кодексе Российской Федерации дано определение безопасности, основанное на классических положениях общей теории права и теории гражданского права. Под ценной бумагой понимается «документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении» (ч. 1 ст. 142 ГК РФ).
В своей работе я постараюсь полностью раскрыть тему преступлений в сфере финансово-кредитных отношений, а также на основе статистического материала проанализировать структуру совершения преступлений и их раскрытия.
II. Преступления в сфере финансово-кредитных отношений.
В российской экономике особое место отводится банковской системе как важнейшему институту кредитно-финансового сектора. Банковская система предназначена для обеспечения стабильности цен и устойчивости национальной валюты, обеспечения бесперебойного и надежного функционирования платежной системы, проведения единой денежно-кредитной политики, организации и осуществления валютного регулирования и валютного контроля в стране. Он выступает в качестве основного источника кредита для сектора экономики. Поэтому решение этих задач служит гарантией стабильности финансовой системы страны и важнейшим условием обеспечения экономической безопасности России.
Текущее состояние банковской системы определяется последствиями кризиса. Если к августу 1998 г. в России действовало 1,4 тыс. коммерческих банков, то к весне 1999 г. были отозваны лицензии у 400 банков. По данным ЦБ РФ, 64% действующих банков в настоящее время классифицируются как финансово устойчивые, в том числе 37,8% из группы банков без признаков финансовых затруднений, 26,3% банков с определенными недостатками в своей деятельности.
Кредитные организации как часть финансовой системы (36 стр.)
... и механизма кредитования в отдельном банке в частности. Одной из основных частей финансовой системы является кредитная система. Кредитная система – система экономических институтов, аккумулирующих временно ... право осуществлять банковские операции. Кредитные организации подразделяются на две группы: банки и небанковские кредитные организации (НКО). Банк является предприятием и обладает всеми правами ...
Категория проблемных банков составляет 36% от общего количества действующих кредитных организаций. Их активы составляют 15,3% от совокупных активов банковской системы. Среди проблемных банков значительна доля (25% от действующих) находится в критическом финансовом положении.
Анализ структуры ссуд, выданных коммерческими банками за последние два года, показал, что более 30% банков практически не имеют ссуд промышленности. Промышленные предприятия кредитовали, как правило, лишь те банки, которые были связаны со структурами реального сектора изначально, возникнув на их базе (например Промстройбанк).
Спад после кризиса 1998 г. ниже порогового значения реального сектора экономики выявил не только тенденцию к ускоренному сокращению производства, но и бесперспективность развития самого банковского сектора, так как банки, имеющие в составе своих активов высокую долю кредитных вложений в реальный сектор, как правило, попали в группу высокорискованных.
Государством предпринят ряд мер по реструктуризации, а также поиска новых форм работы банковской системы, направленных на преодоление финансовой неустойчивости и восстановление платежеспособности, либо по ликвидации их . Создано и функционирует Агентство по реструктуризации кредитных организаций (АРКО).
Только в «СБС-АГРО» проведена ликвидация 936 из 1233 существующих филиалов банка.
Криминальные нападения оказывают значительное влияние на дестабилизацию банковской системы. Темпы роста общего количества преступлений в банковском секторе в процентах к предыдущему году в Российской Федерации составили: 1993 год. — (+ 25,5%), 1994 -(+49,9%), 1995 — (+25,8%).
1996г. — (-14,7), 1997г. — (-12,3), 1998г. — (+5%), 1999г. — (+6%).
Концентрация преступной деятельности вокруг крупного денежного капитала повлияла на географическое распространение преступности. Криминальная обстановка в регионах с высокой степенью предпринимательской активности и даже незаконного использования финансов остается напряженной. Основные очаги деятельности криминальных группировок — Центральный регион, в первую очередь Москва и Московская область, республиканские, краевые и областные центры: Казань, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Пермь, Тюмень, Нижний Новгород, Саратов, крупные города Дальнего Востока, Северного Кавказа.
Применительно к видам кредитных организаций число зарегистрированных преступлений выглядит следующим способом:
Таблица 1 .
1993 | 1994 | 1995 | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 | |
Система Центрального банка РФ | 632 | 890 | 500 | 315 | 404 | 467 | 672 |
Система Сберегательного банка | 804 | 1096 | 1374 | 1412 | 2520 | 2198 | 2505 |
Система коммерческих банков | 1020 | 1862 | 2707 | 2388 | 1793 | 1669 | 1457 |
Итого: | 4578 | 8977 | 12094 | 10319 | 9051 | 8615 | 9196 |
Приведенные данные свидетельствуют о том, что, если ранее наибольшей криминальной активностью отличались коммерческие банки, то начиная с 1997 г. она стала в большей степени характерна для Сбербанка. При этом следует отметить и то обстоятельство, что после кризиса 98 г. часть расходов по возврату вкладов ликвидируемых банков государство взяло на себя. Вследствие этого в Сбербанке России, куда переводились вклады из проблемных банков, произошла концентрация значительного объема денежных средств (на 1 января 2000 г. — 89,8% всех банковских вкладов), что привело к активизации криминальных посягательств.
В то же время следует отметить, что, если средняя сумма ущерба от одного преступления в Центральном Банке России составила 12,6 тыс. руб., Сбербанке России — 26, 6 тыс. руб., то в коммерческих банках — 866, 6 тыс. руб. В определенной степени это свидетельствуют о проводимой профилактической работе в Банке России и Сбербанке и взаимодействии этих учреждений с аппаратами БЭП.
По данным ГИЦ МВД РФ (1995 1999 гг.) наибольшей криминальной активностью в системе Центрального банка и Сбербанка отличались бухгалтерские работники, тогда как в системе коммерческих банков этот показатель достиг наибольшего уровня среди руководящих и материально ответственных лиц. Среди лиц, совершивших банковские преступления, на момент совершения 130 человек занимали руководящие должности, 429 — служащие, 24 человека — собственники и совладельцы. Только 101 лицо были частными предпринимателями, при этом большая их часть совершила преступления при соучастии должностных лиц. Вызывает тревогу интернационализация банковских преступлений. Из числа лиц, совершивших банковские преступления в 1999 г., выявлено 64 иностранца и лиц и лиц без гражданства.
Особую угрозу для банковской системы представляют организованные преступные группы. В 1999 г. 443 человека совершили банковские преступления в группе, в том числе организованной, что составляет 51,7% от общего числа лиц, привлеченных к уголовной ответственности.
Структурно-динамический анализ статистических данных о преступности в банковском секторе экономики показывает, что рост хищений растет. Особенно это, касается двух его разновидностей: мошенничества и хищений, совершаемых путем присвоения и растраты, что видно из таблицы 2.
Таблица 2.
1993 | 1994 | 1995 | 1996 | 1997 | 1998 | |
Совершено хищений | 2067 | 3966 | 5808 | 5075 | 4481 | 4229 |
Удельный вес в % от общего объема совершенных преступлений | 45,2 | 44,2 | 48,0 | 49,1 | 49,5 | 49,1 |
В т.ч. мошенничеств | 1246 | 3174 | 5009 | 4215 | 2793 | 1999 |
Удельный вес в % от общего объема совершенных преступлений | 27,2 | 35,3 | 41,4 | 40,8 | 30,8 | 23,2 |
Совершено иных преступлений | 2511 | 5011 | 6286 | 5244 | 4570 | 4386 |
Удельный вес в % от общего объема совершенных преступлений | 54,8 | 55,8 | 51,9 | 50,8 | 50,4 | 50,9 |
1) Мошенничество.
Мошенничество совершается при проведении различных банковских операций и сделок: кредитовании, вкладных операций, расчетов по кредитным картам и чекам, использовании в хозяйственной деятельности электронной и цифровой информации и др.
Как показывают данные уголовной статистики за 1998 г. и первое полугодие 1999 г., число случаев невозвращения кредитных средств, по сравнению с прошедшими периодами, снизилось. Уменьшилась и задолженность по банковским ссудам, которая в 1999 г. составила примерно 95,6 трлн. руб. Это можно объяснить приобретением коммерческими банками определенного опыта в этой области, а также рядом улучшений в положениях гражданского законодательства, например, касающихся залога. Это должно включать проблемы, связанные с кризисом в стране, где банки из-за своих финансовых возможностей не могут кредитовать в крупных размерах.
Мошеннические действия при кредитовании в основном осуществляются двумя способами: путем представления работникам банка фиктивных регистрационных документов на предприятия; путем фальсификации документов, служащих обеспечением возврата полученных кредитов.
Самым распространенным способом совершения мошеннических действий при получении кредита являются различные мошеннические действия с документами на залоговое или заложенное имущество. Это связано с тем, что залог в настоящее время является наиболее распространенным способом обеспечения возврата кредита.
По данным органов внутренних дел, банковский кредит, заведомо нереальный для погашения, выплачивается авансом в размере 10-40% от запрашиваемой суммы. Почти треть суммы безнадежных долгов украдена и используется преступными группировками.
2) Преступления, совершаемые при проведении
расчетных операций.
Преступления, совершаемые при расчетных операциях, включают мошенничество с кредитными картами, дорожными чеками и другими платежными документами.
По данным ЦБ, объем средств, размещенных в банках для расчетов по пластиковым картам, увеличился с 2,4 миллиарда. руб. на 1 января 1999 г до 3,2 млрд. руб. на 1 января 2000 г, но их удельный вес в объеме наличной денежной массы не изменился и составил 1,2%. В 1999 г. УВД выявило 130 случаев мошенничества с использованием поддельных кредитных или платежных карт.
Среди мошеннических действий, совершаемых с использованием кредитных карт, условно можно выделить: незаконное использование поддельных кредитных карточек; мошенническое использование платежных квитанций.
Наряду с этим все чаще стали совершаться хищения из банкоматов. Таким образом, группа мошенников, владеющих технологией ведения счетов с использованием смарт-карт в платежной системе Сберкард Банка, попыталась украсть более 1,5 миллиарда. рубл. через банкоматы отделений Сбербанка России в городах Перми, Москве и С.-Петербурге.
Использование украденных или утерянных чеков также является распространенным методом мошенничества.
Расширение использования информационных технологий в кредитно-банковской системе неизбежно ведет к росту преступных узурпаций с применением высоких технологий. В 1999 г. выявлено 100 фактов таких мошенничеств, которые становятся реальной угрозой стабильности банковской системы. Так, Г., используя персональный компьютер, подключился к сети Интернет, в которой обнаружил программу «PC Authorise», отвечающую за прием к оплате кредитных карточек с переводом денежных средств на счета магазинов, а также за возврат денежных средств со счетов магазинов на счета владельцев кредитных карточек. Его соучастники Ф. и В. открыли счета в банках и получили кредитные карточки. Имея возможность работать со средствами, размещенными на специально приспособленных счетах посредством своего персонального компьютера, Г. выступал от имени продавца компьютерного магазина. Заказ на покупку товаров, сделанный от имени другого лица, был оплачен за счет средств, размещенных на пластиковых картах. Последовал отказ от покупки товара, а возвращенные деньги были переведены на счета сообщников. Преступниками нанесен ущерб на сумму более 800 млн. руб.
В Нижегородской области расследуется уголовное дело по ст. 159, 272, 327 УК РФ в отношении оператора ЭВМ одного банка, которая, имея личную электронную подпись, совершила хищение денежных средств в сумме 139 тыс. руб. путем завышения сумм при начислении процентам по вкладам физических лиц. Для сбора средств он открыл лицевой счет в отделении Сбербанка РФ и переводил на него деньги с помощью фиктивных операций.
В УВД Красноярского края возбуждено уголовное дело по ст. 160 и ч.2 ст.272 УК РФ в отношении бухгалтера филиала отделения Сбербанка РФ, который, используя личный ПК, вошел в локальную сеть филиала, скопировал программу, содержащую информацию о финансовых операциях, и внес в нее два ложных платежных поручения о якобы проведенных списаниях средств с расчетных счетов клиентов на 4 млн. руб.
Как уже отмечалось, наиболее частыми объектами хищений или хищений являются бухгалтеры, офисные работники, руководители филиалов и другие категории. Так, руководитель отделения Сбербанка Крестьяникова получила деньги на вклады умерших граждан по фальшивым заказам на покупки. Жукова, работая контролером-оператором, снимала ее счетов граждан денежные суммы, присвоив и растратив таким образом свыше 300 тыс. руб.
3) Хищения.
В соответствии с Указом Президент РФ «О мерах по предварительной компенсации вкладов отдельных категорий граждан Российской федерации в Сберегательном банке Российской федерации, обесценившихся в 1992-1995 годах» от 16 мая 1996 г. № 733 и во исполнение Федерального закона «О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации» от 10 мая 1995 г. № 73-ФЗ стала проводиться предварительная компенсация вкладов отдельных категорий граждан Российской Федерации.
В отношении проверки исполнения вышеизложенного были выявлены нетрадиционные способы совершения преступлений. В частности, установлено, что работники одного филиала Сбербанка Владимирской области в нарушение Порядка зачисления и выплаты предварительной компенсации по вкладам населения сумму положенной компенсации по действующим счетам зачисляли на новые счета, а не на открытый лицевой счет вкладчика. Воспользовавшись незнанием получателей возмещения, они подделали подпись вкладчика, заполнили платежные поручения и указали реальные данные паспорта клиента. Полученные деньги сотрудники филиала присвоили согласно оформленным документам. Ущерб составил 8,4 млн. руб.
Контроллер-оператор другого отделения, совмещая должности контролера и кассира, обманул клиентов о правильности заполнения квитанций и попросил оформить еще один заказ. «Испорченные» бланки она использовала для изъятия денег из кассы банка, направленных на компенсацию. Ущерб составил 3 млн. руб.
Кражи совершаются также во время других банковских и коммерческих операций. Так, президент АКБ Гусаков О.А. и его сын Гусаков А.О., вступив в преступный сговор и пользуясь бесконтрольностью председателя совета банка, похитили свыше 528 млн. неденоминированых руб. Гусаков А.О. создал и возглавил коммерческую фирму, через которую путем оформления фиктивных договоров и актов на выполнение работ похищались денежные средства банка.
Значительное количество злоупотреблений совершается с использованием так называемых проблемных банков. Преступники часто покупают банк, у которого отозвали лицензию, после чего проводят различные незаконные банковские операции. Для реализации преступного замысла преступники создают сети обанкротившихся банков. Так, в г. В Москве выявлена незаконная деятельность руководителей ряда банков, которые под предлогом выплаты долга в федеральный бюджет совершили хищение активов и денежных средств коммерческих организаций 26 регионов России.
Характерной тенденцией последнего времени является то, что все больше и больше организованных преступных групп устанавливают контроль над банками. В настоящее время по оперативным данным в сфере криминального влияния находится 550 банков (более 50% от общего числа).
Банки подвержены сильнейшему криминальному влиянию, специфика которого обеспечивает максимальную прибыль.
Если раньше попытки установления такого контроля осуществлялись преимущественно через службы безопасности либо путем шантажа (физического или психического насилия) руководителей банка, то в настоящее время отмеченные методы все больше уступают экономическим способам захвата власти.
Алгоритм установления криминального контроля следующий. Сначала у банка, попавшего в тяжелое финансовое положение (часто искусственно провоцируемого путем организации хищений кредитных средств), скупается контрольный пакет акций. Затем в правление кредитной организации вводятся «свои» люди. Впоследствии за счет преступных средств, отмываемых через ряд коммерческих структур, увеличивается уставный капитал банка. Следовательно, при использовании организационных структур банка осуществляется массовое финансовое мошенничество.
Также следует отметить, что потенциал организованной преступности продолжает расти. Значительная часть теневого капитала, сосредоточенного в криминальной среде, направлена на воспроизводство преступности в более широком масштабе, продолжается активная интеграция организованной преступности в сферу экономики с целью получения очень высоких незаконных доходов. Более половины незаконного денежного оборота приходится на 10–12 особых групп, имеющих иерархическую структуру. Сумма наличных денег, имеющих хождение вне банке», увеличилась за 1999 г. на 47, 6 млрд. руб.
4) Задержки, неперечисления налоговых платежей
в бюджет и внебюджетные фонды.
Отдельно стоит рассмотреть проблему просрочки, неспособности клиентских банков перечислять и налоговые платежи в бюджетные и забалансовые фонды и хищения денежных средств. Преступления этого типа основаны на отправке платежных поручений в «проблемные» банки, у которых нет средств на корреспондентских счетах. Так, в УВЛ Хабаровского края расследуется уголовное дело в отношении руководителя КБ по факту хищения денежных средств в сумме 73,8 млн. руб., предназначенных для погашения задолженности федеральному бюджету.
Есть аналогичные факты неперечисления других платежей в бюджет. В настоящее время расследуется уголовное дело в отношении руководителей коммерческих банков по фактам неперечисления в бюджет акцизных сборов на 280 млн. руб. и присвоения ликероводочной продукции на 126 млн. руб. По оперативной информации БЭП, руководители предприятий-должников девяти регионов России были вовлечены в преступную деятельность.
Имеются также факты просрочки балансовых средств на счетах коммерческих банков, что позволяет банкам иметь значительные суммы в сговоре с получателями средств. Затем кредит предоставил Минфин РФ правительству Дагестана в размере 20,8 млрд долларов. руб. находился в коммерческих банках «Московский национальный банк» и «Московский трастовый банк» 283 дня. В соответствии с ч.1 ст.395 ГК РФ коммерческие банки должны были перечислить на счет республиканского бюджета Дагестана, исходя из ставок рефинансирования Центробанка России, 21,4 млн. руб., что сделано не было.
Поэтому злоупотребление служебными полномочиями сотрудниками банка является одним из основных условий совершения банковских преступлений, квалифицируемых различными статьями УК.
В 1999 г. выявлено 40 фактов незаконного получения государственного целевого кредита, а равно его использования не по прямому назначению. Основным объектом криминального воздействия стали ссуды, выделенные для преодоления последствий кризиса банковской системы и поддержки важных секторов экономики.
5) Средства, незаконно перемещенные за границу.
Проблема выявления и предотвращения невозврата валютных средств, незаконно переведенных за границу, крайне актуальна. Банк, являясь частью финансовой инфраструктуры, связан корреспондентскими отношениями не только внутри, но и за пределами России. Используя легальные финансовые технологии, преступники переводят значительные средства за границу. Банк в этом процессе является основным каналом для «перевода» средств на банковские счета в других странах. Для перевода денег за границу используются международные системы расчетов, офшорные зоны, поддельные банковские и таможенные документы, фиктивные импортно-экспортные операции.
Так, Дьяконова, работая главным бухгалтером совместного российско-норвежского предприятия <СП) и зная в силу этого порядок осуществления валютных операций, вступила в преступный сговор с Брейдо, направленный на завладение денежными средствами филиалов акционерного банка путем представления подложных документов о перечислении денежных средств для покупки валюты на счета этих филиалов.
Используя подложные регистрационные и учредительные документы (которые были утеряны владельцем), Блинова С.Е. представила в филиал АБ эти документы, на основании чего были открыты текущий и транзитный валютные счета СП и заключен Договор о совершении операции с валютными средствами в интересах клиента. Наряду с этим она представила сотрудникам банка заявление на перевод 87.200 долларов США от СП в адрес зарубежной фирмы, подложные паспорт импортной сделки между СП и зарубежной фирмой и контракт между данными предприятиями. Выполнив совместно с Брейдо Б.А. вышеуказанные подготовительные действия, с целью хищения денежных средств АБ, Дьяконова, не имея намерения и реальной возможности перечисления денежных средств на покупку валюты, посредством факсимильной связи передала из помещения филиала АБ в адрес другого филиала того же банка факсимильную копию изготовленного ею подложного платежного поручения о перечислении на рублевый счет филиала АБ для покупки валюты денежные средства с расчетного счета СП. Введенные в заблуждение мошенническими действиями Дьяконовой, сотрудники филиала банка сняли со счета филиала рублевую сумму, закупили на нес 87.200 долларов США и, согласно заявлению от СП, перевели эти валютные средства на счет зарубежной фирмы.
Следует отметить, что рост различных видов мошенничества, связанных с использованием поддельных документов, стал возможен благодаря массовому использованию цветного копировального оборудования на коммерческих объектах.
Доля правонарушений, связанных с невозвращением денежных средств в иностранной валюте, в общем количестве выявленных внешнеэкономических правонарушений крайне незначительна. В структуре данного среза преступности эти деяния занимают всего 1,33%. При этом следует учесть, что в 1997, 1998 г. всего было выявлено, соответственно 2S и 68 таких преступлений. Еще меньшее число уголовных дел завершалось привлечением к ответственности виновных лиц. В 1997 г. было прекращено 20 дел за отсутствием состава преступления, эта же тенденция сохранилась и в 1998 г.
При этом, по оценкам экспертов ЦБ, нелегальный вывоз капитала из страны составляет от 12 до 15 миллиардов. долл. в год. По данным Международного валютного фонда и Парижского клуба, общая сумма нелегального оттока валютно-финансовых средств из России за рубеж в 1991-1995 г. достигла 50 млрд. долл. В 1999 г. официально было объявлено, что в настоящее время в банках Швейцарии депонировано более 40 млрд. долл. теневого российского капитала.
Большие расхождения даже в официальных оценках, по мнению экономистов РАЕН, являются результатом не всегда оправданных методов, используемых для определения масштабов такого бегства. Для устранения соответствующих неточностей, по их мнению, целесообразно основывать расчеты на методологии Всемирного банка.
К числу основных причин массированного бегства капитала из России, по мнению экономистов, относятся:
- всеобщее недоверие населения к отечественной валюте и в связи с этим — долларизация российской экономики;
- стремление не столько к коммерческой выгоде, сколько к сохранению капитала, и лишь во вторую очередь — иметь безопасные условия для использования этого капитала;
— недостаточность законодательного регулирования операций по вывозу капитала, а также слабая эффективность валютного и экспортного контроля. При этом разрешенный вывоз капитала из России в десятки раз меньше, чем нелегальный «бегство» капитала из страны.
Установление экономических причин, приведших к такой ситуации, легло в основу построения схем экспертных расследований среди сотрудников правоохранительных органов. В результате были названы следующие наиболее существенные причины:
- противоречивое нормативно-правовое регулирование внешнеэкономических отношений, выраженное в отсутствии четко сформулированной государственной стратегии в отношении статуса субъектов внешнеэкономических отношений и порядка осуществления их внешнеэкономической деятельности (87%);
- неурегулированность деятельности совместных с инофирмами предприятий на территории РФ, а также самих инофирм, их филиалов и представительств (62%);
- отсутствие комплексного контроля со стороны государства (а также Центрального банка России) за коммерческими каналами, по которым осуществляются платежные операции участников внешнеэкономической деятельности (55%);
- наличие криминальной психологии населения как результата резкого социального расслоения общества (и вследствие этого — усиления профессионализма преступных элементов, специализирующихся на полулегальных посреднических видах теневого бизнеса в сфере экономики) (48%);
- активизация зарубежных криминогенных сообществ, специализирующихся на финансовых махинациях в сфере международной торговли (45%).
6) Банковская деятельность без лицензии. Отмывание денег.
Помимо традиционных банковских операций получили широкое распространение «подпольные» банковские операции. В нашей стране они стали использоваться в начале 90-х годов. В структуре криминальных банковских операций имеют место следующие виды:
- банковская деятельность без лицензии (включая незаконные валютные операции); участие в отмывании денежных средств, полученных незаконным путем, а также в кредитовании криминальных видов деятельности.
Значительный урон банковской системе, ее нормальному функционированию наносят действия по осуществлению банковской деятельности без регистрации или специального разрешения (лицензии) или с нарушением условий лицензирования, которых за 1999 г. выявлено 43. При этом государству нанесен ущерб в сумме более 184 млн. руб.
В 1999 г. в банковской системе выявлено 273 преступления, предусмотренных ст. 174 УК РФ «Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных незаконным путем». Так, в Москве была разоблачена деятельность афганской преступной группировки, осуществлявшей через московский акционерный банк легализацию денежных средств, полученных от контрабанды драгоценных камней и наркотиков. Оперативным путем установлены и задокументированы международные связи преступного сообщества. Выявлены 5 банков, созданных для отмывания денежных средств, располагавшихся в Нью-Йорк (США), Галифакс (Канада), Дубаи (ОАЭ), Вена (Австрия) и в Гамбург (Германия).
Доказано отмывание денежных средств на сумму около 40 млн. долларов США. На основе материалов, выделенных из расследуемого в г. Москве уголовного дела, возбуждены 3 дела по фактам отмывания денежных средств в городах Берлин, Гамбург и Бремен. По подозрению в совершении данных преступлений криминальной полицией Германии были задержаны 14 выходцев из Афганистана.
Возможность легализации незаконных доходов создает предпосылки для вложения преступных капиталов в воспроизводство преступности. Таким образом, банковская система используется для осуществления нового криминального феномена -финансирования преступной деятельности. Например, расследование уголовного дела в отношении 16 человек, которые с помощью фиктивных ценных бумаг, подложных гарантийных писем банков, неликвидных векселей АОЗТ Акцептный Дом «Единые энергетические системы» совершили хищение, проводя мошеннические операции в Москве, Краснодарском крае, Нижегородской и Самарской областях, республике Саха — Якутия, других регионах России, на Украине. Денежные средства направлялись на личные счета в банки США и Германии и на содержание преступного сообщества, подкуп должностных лиц, организацию заказных убийств.
Как считает большинство экспертов, средства, полученные от преступного бизнеса, отмываются следующими способами:
- а) вкладываются в уставные фонды банков и небанковских учреждений, осуществляющих операции с ценными бумагами и денежными вкладами населения — 23%;
- б) вкладываются в уставные фонды совместных предприятий (18%);
- в) вкладываются в недвижимость (22%).
г) конвертируются в твердые валюты и переводятся на счета зарубежных банков. Часть денег, полученных от масштабных преступлений и экспортированных за рубеж, «оседает» на личных счетах (37 %);
- Нередко эти средства «смешиваются» с легитимными доходами от работы казино, торговых домов и т.д.
Зарегистрированы также случаи легализации денежных средств и имущества, незаконными приобретателями которых являлись организованные преступные группы и сообщества. За два прошедших года было установлено более 120 преступных групп, пытавшихся легализовать свои доходы. Соответственно, удельный вес к общему объему выявленных преступлений в виде легализации составил 12,9%.
В то же время, по оценкам респондентов, в поле зрения правоохранительных органов попадает менее 2% «отмываемых» средств. Еще меньший объем средств (примерно 30% от выявленного) в силу возникающих процессуальных сложностей был изъят в доход государства или стал предметом наложения ареста.
III. Методы борьбы с преступлениями в сфере
финансово-кредитных отношений.
Как показывает практика, положительных результатов можно добиться за счет поиска и выработки новых подходов не только к организации, но и тактике выявления рассматриваемых преступлений, основанной на знании нормативных основ функционирования кредитно-финансовой системы, механизма осуществляемых финансовых операций, особенностей правового оформления договорных отношений. Вышеизложенное позволяет нам делать вывод, что к наиболее существенным мерам в этом направлении относятся:
- скоординированная борьба с нарушениями в финансово-банковской системе кок на территориальном и региональном, так и на республиканском уровнях;
- сплошная проверка банков, расположенных на обслуживаемой территории, с целью фиксации и выявления фактов нарушений;
- уделяя при этом особое внимание раскрытию и расследованию преступлений, совершаемых служащими органов власти и управления, народными депутатами, с использованием должностных полномочий по распоряжению средствами государственного бюджета, на выявление их коррумпированных связей, а также на факты взяточничества со стороны руководства и служащих ЦБ и других органов государственного управления;
- создание специализированного банка данных о занимающихся данными операциями банках и организованных преступных формированиях;
- повышенный контроль банковских операций с участием иностранных представителей и банков.
Прогрессирующая криминализация экономики,как отмечает АЛ, Кузнецов , во многом стала возможной из-за отсутствия в масштабах государства четкой программы предупреждения экономической преступности. Для защиты кредитно-финансовых отношений от криминального влияния необходимо:
- а) сосредоточить основные усилия на оперативном прикрытии сфер финансово-кредитных отношений;
- б) обеспечить своевременный сбор, всестороннее изучение и обобщение информации, связанной с состоянием, тенденциями и прогнозированием развития криминальной ситуации в экономике;
- в) совершенствовать формы и методы получения анализа и реализации информации о противоправных сделках, создании в преступных целях фирм-однодневок;
- г) наращивать уровень и эффективность взаимодействия с государственными органами, осуществляющими защиту экономических интересов государства и прав потребителей, а также службами безопасности хозяйственных субъектов.
Складывающаяся обстановка позволяет сделать вывод, что в ближайшей перспективе даже при самом благополучном развитии ситуации в силу определенной инерции социальных процессов, прогнозируется дальнейший рост экономической преступности, усиление ее дестабилизирующего воздействия на экономическую сферу.
В целях обеспечения экономической безопасности необходимо:
- разработать государственную программу предупреждения преступности в кредитно-финансовой сфере;
- разработать государственную программу совершенствования деятельности контролирующих органов, укрепить материально-техническое обеспечение, повысить социальную и правовую защищенность их сотрудников.
С необходимостью сосредоточения сил на борьбе с тяжкими преступлениями следует сделать акцент на осуществление оперативно-розыскной профилактики. Крупномасштабные профилактические меры играют решающую роль в предотвращении финансовых афер с возможными крайне негативными последствиями для государства и общество.
Подводя итог сказанному, необходимо еще раз отметить, что экономическая преступность тормозит развитие производства, отвлекает инвестиционный капитал, подстегивает инфляцию, лишает госбюджет значительной части доходов, обостряет все существующие экономические проблемы. Только борьба с нею всех ветвей государственной власти может стать залогом успеха происходящих в России преобразований.
Резкий всплеск экономической преступности в период реформирования общества обусловлен рядом факторов. Это несовершенство выбранной схемы перехода к рынку, глубочайший социально-экономический кризис, деформация общественной морали, просчеты в государственном регулировании хозяйственной сферы, экономический романтизм юридических и физических лиц и т.п.
Как показывает практика, положительных результатов можно добиться за счет поиска и выработки новых подходов не только к организации, но и тактике выявления рассматриваемых преступлений, основанной на знании нормативных основ функционирования кредитно-финансовой системы, механизма осуществляемых финансовых операций, особенностей правового оформления договорных отношений. Одними лишь силами правоохранительных и иных органов государственной власти и управления стабилизация и снижение уровня экономической преступности крайне сложно. Их необходимо сочетать с совершенствованием уголовного и банковского законодательства и мерами по формированию нравственною правового экономического сознания населения. Важно укрепление финансово-экономического контроля, обеспечение неотвратимости установленной законом ответственности за экономические преступления.
И только в этом случае можно говорить о возможности влияния на предупреждение и вытеснение преступлений из экономической сферы, обеспечении экономической безопасности страны.
IV. Заключение.
Экономическая преступность в значительно большей степени, чем уголовная, способна составлять уровень жизни значительной части населения, формировать полукриминальный авторитет.
По своей природе она носит почти полностью организованный характер. Причем если организованная преступность в большинстве зарубежных стран контролирует лишь преступные источники доходов — игорный и наркобизнес, проституцию, рэкет, торговлю оружием, то в России, как отмечалось, оно властвует практически над всей экономикой.
Криминальная ситуация в экономике достигло такого предела, когда необходимость ее изменения приобрело стратегическую значимость.
Поэтому эта проблема является в России одной из самой актуальнейших.
Рост преступности в сфере экономики в дальнейшем может приостановиться при условии наращивания активности в правоохранительных органов и стабилизации экономической ситуации.
В работе были изложены основные виды преступлений в сфере финансово-кредитных отношений, были даны конкретные примеры правонарушений, а также были перечислены меры для сдерживания развития криминализации экономики и оздоровлению ее.
V. Литература.
[Электронный ресурс]//URL: https://ex-zaim.ru/kursovaya/prestupleniya-v-kreditno-bankovskoy-sfere/
1. Аминов Д., Ларичев В., Гильмутдинов А. Обзор современной банковской преступности и практики борьбы с нею. / Законодательство и экономика. 2000 №8. С.42-48.
2. Бекмурзин М.С. Преступность в кредитно-экономической сфере и основные направления борьбы с ней. / «Банковское право». 2000 №1. С.44-51.
3. А.П. Коротков. Уголовно-правовой анализ и статистика незаконной банковской деятельности. / Законодательство и экономика. 2001 №3. С.14-19.
4. В.Д. Ларичев. Банковские преступления. / Уголовной право. 1998 №1. С.106-113
5. В.Д. Ларичев. Уголовная ответственность за незаконное получение кредита и меры по его предупреждению в банковской практике. / Законодательство и экономика. 1997 №3-4. С.14-26.
6. А.М. Плешаков. Преступные способы уклонения от погашения долга, мониторинг кредита и уголовная ответтсвенность. / Законодательство и экономика. 1997 №5-6. С.47-52.
7. Н.П. Яблоков. Криминалистическая характеристика финансовых преступлений. / Вестник Московского Университета. Серия 11. Право. 1996 №1. С.31-43.
8. Н.П. Яблоков. Основы методики расследования финансовых преступлений. / Вестник Московского Университета. Серия 11. Право. 1996 №2. С.3-17.
Порядок реструктуризации банков, регулируется ФЗ «О реструктуризации кредитных организаций» от 8 июля 1999г. №144-ФЗ и другими нормативными актами Банка России.
Законодательство и экономика №8, 2000. С.43
Кузнецов А.П. Уголовный кодекс России: ответственность за преступления, совершаемые в сфере валютного регулирования и кредитно-финансовой системе. / Следователь. 1999 № 12 С.21