Особенности налогообложения банков

Курсовая работа

Правовое регулирование налогообложения банков выделено в самостоятельный институт налогового и банковского права. Банки, превратившись в новых экономических условиях в основные структурные звенья финансово — промышленных групп, транснациональных корпораций, государственных и негосударственных финансово — инвестиционных консорциумов, ассоциаций экономического взаимодействия, банковских холдингов и других финансово — промышленных конгломератов, стали владельцами, пользователями и распорядителями крупных доходов и соответственно крупнейшими налогоплательщиками.

Однако банковское налогообложение имеет свои отличительные особенности, которые связаны со спецификой банковского сектора. Эти особенности отражаются в элементах процесса налогообложения, таких как расчет налоговой базы для ряда налогов, освобождение от косвенного налогообложения значительного перечня операций и услуг, предоставление льгот, формирование доходов и расходов.

В современных экономических условиях вопрос совершенствования налогообложения российских банков приобретает особое значение. Их кризисная ситуация, с одной стороны, и необходимость увеличения инвестиций в экономику, с другой, делают их одной из наиболее актуальных теоретических и практических проблем национальной экономики. В то же время вопрос надежности банков приобретает особую актуальность, и это не только атрибут современной политики их выживания, но и стратегия развития организаций.

Постоянные изменения в налоговом законодательстве, а также формирование новых финансовых, гражданских, административных, уголовных и процессуальных норм внесли существенные коррективы в систему правовых налоговых отношений, возникших в отношении налогообложения банков.

Актуальность темы курсовой работы. Этот аргумент логично укладывается в общероссийское обсуждение проблем совершенствования налогово-бюджетной политики в России, формирования национальной налоговой системы. Неслучайно в специализированной литературе последних лет прослеживается четкая идея: налоговая реформа в России без обращения к банкам невозможна, как и интеграция страны в мировую экономику. В то же время налогообложение банков — один из самых интересных вопросов в развитии интеграционных процессов в банковском бизнесе.

Недостаточная теоретическая и практическая проработка данной проблемы и постоянные изменения в сфере законодательства также подчеркивают актуальность выбранной темы курсовой работы.

Целью курсовой работы является детальное изучение теоретических и практических вопросов регулирования банковского налогообложения, а также разработка основных направлений совершенствования налогообложения в банковском секторе.

22 стр., 10502 слов

Кредитная деятельность современного коммерческого банка

... риск». Исходя из выявленной актуальности тематики, целью данной курсовой работы является исследование кредитной политики банка и разработка рекомендаций по совершенствованию кредитной деятельности в современных ... Практическое выражение рассматриваемый принцип находит в процессе установления величины банковского процента. - Обеспеченность кредита.Этот принцип выражает необходимость обеспечения защиты ...

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • изучить нормативно- правовое регулирование налогообложения банков;
  • рассмотреть элементы, принципы и процесс налогообложения банков;
  • определить систему налогов уплачиваемых банками;
  • провести анализ основных налогов, уплачиваемых банками;
  • исследовать оптимизацию системы налогообложения;
  • Объект исследования — совокупность экономических и правовых отношений, складывающихся в процессе налогообложения банков.

Предмет исследования — свод законов, регулирующих налоговый процесс в банках.

Практическая значимость заключается в том, что рассмотрение данной темы дает возможность использовать полученные теоретические знания и предложенные методы для совершенствования налогообложения банков на практике.

Методологической основой исследования является диалектический метод научного познания объективной реальности. В ходе исследования мы использовали частные и специальные методы, такие как статистический, логический, формальный, функциональный, сравнительно-правовой и методы системного структурного анализа.

Теоретическая основа. При составлении данной курсовой работы были использованы такие источники, как: нормативно-правовая база, специализированные учебники, практическая и научная литература, периодические издания, а также информация, предоставленная сайтами в Интернете.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.

Глава 1. Теоретические основы налогообложения в банковской сфере

1.1 Нормативно-правовое регулирование и процесс налогообложения банков

В соответствии с законодательством банки являются юридическими лицами. Поэтому при налогообложении к ним применяются установленные законодательством РФ о налогах и сборах общие правила налогообложения юридических лиц.

В некоторых случаях налоговое законодательство для банков учитывает особенности их хозяйственной деятельности по предоставлению банковских услуг клиентам.

Правовой основой налогообложения банков являются нормы налогового законодательства России, определяемые:

  • Конституцией РФ;
  • нормами международного права и международными договорами Российской Федерации;
  • специальным налоговым законодательством РФ, которое, в свою очередь, включает следующие элементы;

1. Федеральное законодательство о налогах и сборах, включающее: Налоговый кодекс РФ; иные федеральные законы о налогах и сборах.

2. Региональное законодательство о налогах и сборах, в том числе: законы субъектов РФ; иные нормативные правовые акты о налогах и сборах, принятые законодательными (представительными) органами субъектов РФ.

3. Законодательные акты о налогах и сборах принимаются представительными органами местных автономий.

4 стр., 1523 слов

Социальные доплаты к пенсии и их реализация в Российской Федерации

... выплаты пенсионерам, осуществляемые в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Компенсационная выплата лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, ... пенсии превышает величину прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации. Установление региональной социальной доплаты к пенсии осуществляется органом ...

4. Общее налоговое законодательство (иные федеральные законы, содержащие нормы налогового права).

5. Подзаконные нормативные акты в области налогообложения и налогов.

6. Акты органов общей компетенции, в том числе: указы Президента РФ; постановления Правительства РФ; подзаконные нормативные акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборам, принятые органами исполнительной власти субъектов РФ; подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборам, принятые исполнительными органами местного самоуправления.

7. Акты органов специальной компетенции, в том числе ведомственные подзаконные нормативные акты по вопросам, связанные с налогообложением и сборам органов специальной компетенции, издание которых прямо предусмотрено Налоговым кодексом РФ.

8. Решения Конституционного Суда РФ [17].

Как субъекты налогового права, банки являются налогоплательщиками и несут ответственность за выполнение налоговых обязательств в соответствии с единым налоговым законодательством для всех сфер деятельности.

С 2009 года в налоговое законодательство были внесены некоторые изменения, в частности, были увеличены меры ответственности банков за нарушение своих обязательств. Увеличены размеры штрафов:

  • с 10 до 20 тысяч руб. повышен штраф за открытие банком счета лицу, не предъявившему свидетельство (уведомление) о постановке на учет в налоговом органе, а также за открытие счета при наличии у банка решения инспекции о приостановлении операций по счетам этого лица [1, п.1 ст.132];
  • с 20 до 40 тысяч руб.

повышается штраф за несообщение в установленный срок банком налоговому органу сведений об открытии или закрытии счета, изменении реквизитов счета налогоплательщика [1,п.2 ст. 132].

Ответственность, установленная Налоговым Кодексом РФ за нарушение банком срока исполнения поручения налогоплательщика (плательщика сбора) о перечислении налога (сбора) [1,ст.133], а также за не перечисленные в установленный срок налоги (сборы) по поручению инспекции, с 1 января 2009 г. применяется также в случае просрочки перечисления авансового платежа, пеней и штрафов [1, п.1 ст.135].

В соответствии с Законом РФ «О налогообложении доходов банков» плательщиками налога на доход являются:

  • коммерческие банки;
  • кредитные учреждения, получившие лицензию Центрального банка Российской Федерации на осуществление отдельных банковских операций;
  • Банк внешней торговли Российской Федерации;
  • Сберегательный банк Российской Федерации;
  • специальные банки (банки развития), созданные в порядке и на условиях, предусмотренных соответствующими законодательными актами Российской Федерации для финансирования отдельных целевых республиканских (Российской Федерации), региональных и иных программ;
  • банки с участием иностранного капитала, иностранные банки и филиалы банков-нерезидентов, получившие лицензию Центрального банка Российской Федерации;
  • Центральный банк Российской Федерации и его учреждения не являются плательщиками налога [8, ст. 1].

В отличие от других действующих организаций, во взаимоотношениях с налоговыми органами банк выступает в трех лицах:

53 стр., 26469 слов

Облік і аудит кредитів банку

... через їхню неплатоспроможність тощо [59; 315]. У складі витрат майбутніх періодів банки видають підприємствам позички на покриття сезонних витрат, оскільки в періоди сезонного зменшення ... незавершеного виробництва, готової продукції. На другому етапі визначається необхідний розмір залучення кредитів банку на покриття збільшення потреби в оборотних коштах. Для цього можна послуговуватися формулою ...

  • непосредственно как самостоятельный налогоплательщик;
  • как посредник между государством и налогоплательщиками, через которого осуществляют финансово-хозяйственные операции другие налогоплательщики (предприятия, организации, граждане) и который в силу указанного может предоставить налоговым органам специфические услуги, в том числе необходимую информацию для проверки правильности исчисления и своевременности уплаты налогов в бюджет;
  • как налоговый агент (в части исчисления, удержания налогов из средств, выплачиваемых налогоплательщиками, и перечисления их в бюджет).

Рассматривая банки как самостоятельных налогоплательщиков, необходимо обозначить некоторые основные элементы налогообложения, т.е. отдельные нормы законодательства, правила, процедуры, понятия, которые в совокупности определяют условия обложения налогом [15].

  • Объект налогообложения — это те юридические факты (действия, события, состояния), которые обуславливают обязанность субъекта заплатить налог.
  • Налоговая база — это доход налогоплательщика в валюте Российской Федерации по типу налогооблагаемой суммы.
  • Налоговый период — период, в течение которого завершается процесс формирования налоговой базы, окончательно определяется сумма подлежащего уплате налога.
  • Налоговая ставка — сумма налоговых сборов за единицу измерения налоговой базы.
  • Освобождение от налогов — это признанные льготы, предоставляемые определенным категориям налогоплательщиков, предусмотренные законом, включая возможность не уплаты налога или его уплаты в меньшей степени.
  • Порядок исчисления налога — Налоговый кодекс устанавливает общее правило, согласно которому налогоплательщик должен сам рассчитывать сумму налога, подлежащую уплате, на основе налоговой базы и налоговой ставки.
  • Сроки уплаты налогов определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, неделями и днями, а также указанием на событие, которое должно произойти (уплата налога).

  • Налог уплачивается единовременно в размере всей суммы долга либо иным образом, предусмотренным Налоговым кодексом Российской Федерации, наличными или иным образом в сроки, установленные для каждого налога.

Налоговая система России формируется на следующих основных экономических началах:

  1. Принцип всеобщности налогообложения;
  2. Принцип равенства налогообложения (принцип не дискриминации);
  3. Принцип платежеспособности;
  4. Принцип защиты экономических интересов РФ во внешней торговле;
  5. Принцип наличия экономического основания для взимания налогов;
  6. Принцип единства экономического пространства России;
  7. Принцип федерализма и законности в установлении и изменении налогов;
  8. Принцип презумпции правоты налогоплательщика.