Влияние налогообложения на равновесие фирмы и рынка

Курсовая работа

Влияние налогообложения на равновесие фирмы и рынка

Влияние налогообложения на равновесие фирмы и рынка

1. Теоретические основы рыночного равновесия

1.1 Сущность рыночного равновесия

Спрос можно определить как платежеспособное желание потребителей купить определенный товар по определенной цене. Помимо уровня цен, на спрос влияют такие факторы, как вкусы и потребности покупателей, их оценка полезности продукта, доход и бюджет потребителей, а также цены на взаимозаменяемые и дополняющие товары. Предложение товаров на рынке, как и спрос, зависит от уровня цен и представляет собой отношение рыночной цены продукта к объему его производства, которое может быть достигнуто по этой цене. Цена рыночного равновесия достигается, когда спрос и предложение совпадают.

Спрос — это форма выражения потребности. Это платежеспособная потребность, т.е. сумма денег, которую покупатели могут и намерены заплатить за нужные им товары, иначе говоря — это планы и намерения покупателя относительно покупки товара.

Рыночный спрос определяется путем суммирования величин спроса, предъявляемого каждым потребителем при разных ценах, обозначается буквой D (от англ. demand — спрос).

Спрос — это желание и совокупность покупателей приобретать товары и услуги по определенным ценам, что можно записать в виде формулы 1.1.

D = P x Q, (1.1)

где Р — цена;

  • Q — количество товаров и услуг.

Спрос характеризуется шкалой, показывающей количество товара, приобретаемого потребителями по разным возможным ценам, при неизменности всех остальных факторов [19, c. 176].

График спроса или кривая спроса имеет отрицательный наклон вправо, это указывает на обратную зависимость между двумя переменными: ценой и объемом спроса. и показывает, что при прочих равных условиях, т.е. при неизменности других факторов, снижение цены ведет к возрастанию спроса и наоборот (рисунок 1.1).

 сущность рыночного равновесия 1

Рисунок 1.1 — График спроса

Повышение цены влечет уменьшение спроса. Эта взаимосвязь называется законом спроса, который гласит, что при других условиях объем спроса обратно пропорционален изменениям цены единицы товара.

Предложение — это объем произведенной продукции, который производители готовы продавать потребителям по определенным ценам. Обозначается буквой S (от англ. supply — снабжение).

12 стр., 5536 слов

Формирование мировых цен на нефть и нефтепродукты

... осуществлялся на базе официально установленных нефтяными ТНК цен. Являясь фискальным параметром, данные цены не являлись точкой равновесия между спросом и предложением на рынке нефти и не имели ... принадлежавшая выплате государству - собственнику нефти, в то время как цены спот, трансфертные цены или цены долгосрочных контрактов не имели подобной фискальной функции. Вертикально и горизонтально- ...

Предложение — это готовность и способность продавцов предоставлять на рынок товары и услуги для продажи по их цене. Зависимость объема предложения от цен отражается законом предложения и описывается кривой с положительным наклоном (рисунок 1.2).

По вертикали отложена цена за единицу товара, по горизонтали — количество предложенной продукции [14, c. 188].

 сущность рыночного равновесия 2

Рисунок 1.2 — Кривая предложения

В отличие от падающей кривой спроса предложение увеличивается, показывая прямую прямую связь между ценой и предложением. График показывает, что чем выше цена, тем выше предложение и чем ниже цена, тем ниже предложение. Это закон предложения, который гласит, что при прочих равных условиях предложение увеличивается с ростом цены.

Свободное обращение цен в соответствии с изменениями спроса и предложения приводит к тому, что товары, продаваемые на рынке, распределяются в соответствии со способностью покупателей заплатить цену, предлагаемую производителем. Если спрос превышает предложение, цена будет расти до тех пор, пока спрос не перестанет превышать предложение. Если предложение превышает спрос, на совершенно конкурентном рынке цена будет снижаться до тех пор, пока все предлагаемые товары не найдут своих покупателей.

Рыночное равновесие — это состояние экономики, при котором количество товаров, на которые существует стабильный спрос по определенной цене, равно количеству товаров, предлагаемых для продажи по запрашиваемой цене. Та часть экономического пространства, где лежат интересы покупателей и продавцов, называется экономической зоной. В повседневной жизни покупка и продажа товаров может происходить по совершенно разным ценам, ограниченным верхней границей цены предложения и нижней границей цены предложения. Цена такой реальной сделки обуславливается рядом факторов: соотношением сил (монополия или монопсония); нерациональностью поведения из-за отсутствия опыта или плохой информированности участников сделок.

Функции равновесной цены:

а) Информационная — величина равновесной цены служит ориентиром для всех субъектов экономики.

б) Нормирующая — равновесная цена нормирует распределение товаров, давая сигнал потребителю о том, доступен ли ему данный товар и на какой объем потребления он может рассчитывать при данном уровне дохода. В то же время это влияет на производителя, показывая, сможет ли он возместить затраты или должен воздержаться от производства продукта.

в) Стимулирующая — равновесная цена вынуждает производителя расширять или сокращать производство, менять технологию, изменять ассортимент.

Под влиянием конкурентной среды рынка происходит уравновешивание спроса и предложения, в результате чего устанавливается рыночная цена и количество покупаемых товаров. Рыночная цена считается ценой равновесия тогда, когда она определяет тот уровень, при котором продавец еще согласен продать, а покупатель уже согласен купить товар [8, c. 367].

5 стр., 2304 слов

Роль кредита в процессе воспроизводства и влияние его на уровень и динамику цен

... которой сохраняются платежеспособность и спрос на товары, позволяет обеспечить воспроизводственный процесс, дает заемщику возможность произвести дополнительный продукт, увеличить предложение товаров и услуг. Деньги, ... функционирующей экономике, когда деньги обеспечены золотым содержанием, соотношение между суммой цен товаров и количеством денег в обращении относительно стабильно. При отсутствии ...

Графически состояние равновесия на рынке конкретного товара можно представить, совместив кривые спроса и предложения на одном рисунке (рисунок 1.3).

 сущность рыночного равновесия 3

Рисунок 1.3 — График рыночного равновесия спроса и предложения

Точка пересечения кривых Е — это точка равновесия спроса и предложения. Тогда при данном количестве товара QE максимальная цена, по которой его могут приобрести покупатели (цена спроса РD), совпадет с ценой, минимально приемлемой для продавцов (ценой предложения Ps), что и будет означать установление на данном рынке устойчивой равновесной цены РЕ, по которой и будет продаваться и покупаться равновесное количество товара QE.

В аналитическом виде, используя функции спроса и предложения, равновесное состояние на рынке товара можно записать в виде формулы 1.2.

 сущность рыночного равновесия 4 (1.2)

Согласно формуле, покупатели и продавцы будут удовлетворены текущей рыночной ситуацией. Снижение цены ниже равновесного уровня будет невыгодно не только продавцам, но и покупателям, так как это сократит количество предлагаемого товара, а рост цены выше равновесной не устроит не только покупателей, но и продавцов, поскольку уменьшит покупаемый объем товара.

При прочих равных условиях рыночная цена соответствует тому количеству товара, которое покупатели хотят купить, а продавцы согласны продать, т.е. по каждому конкретному товару нет ни излишков, ни дефицита. Таким образом, равновесие рынка — это такое его состояние, когда выполняется условие Qd = Qs. Отклонение от этого состояния будет приводить в движение силы, стремящиеся вернуть рынок в состояние равновесия, т.е. устранить излишек (когда Qd < Qs) или дефицит товаров на рынке (Qd > Qs).

В аналитической форме для функций спроса и предложения равенство объема спроса QD объему предложения QS при данной равновесной цене РЕ будет выглядеть в виде формулы 1.3.

 сущность рыночного равновесия 5 (1.3)

Чтобы лучше представить себе механизм определения рыночной цены под влиянием спроса и предложения, рассмотрим пример, характеризующий ситуацию на рынке картофеля. В таблице 1.1 представлены данные о потреблении картофеля (таблица 1.1).

Из таблицы видно, что только при цене 7,50 руб. за 1 кг картофеля спрос и предложение уравновешиваются. Перенесем эти данные на рисунок 1.4.

Точка отражает совпадение интересов продавцов и покупателей при цене 7,50 руб. Следовательно, 7,50 руб. (РЕ) — равновесная рыночная цена.

Таблица 1.1 — Спрос на картофель и его предложение

 сущность рыночного равновесия 6

 сущность рыночного равновесия 7

Рисунок 1.4 — Равновесная цена

При более высокой цене возникает избыток предложения над спросом. Например, при цене 10 руб. будет куплено только 5 т картофеля, а предложено Ют, следовательно, избыток составит 5 т. Этот излишек из-за конкуренции со стороны продавцов поможет снизить цены. Если цена ниже, чем цена противовеса, спрос превышает предложение и на рынке наблюдается дефицит товаров. В этом случае излишек спроса и конкуренция покупателей приведут к повышению цены [11, c. 85].

6 стр., 2679 слов

Спрос и факторы его определяющие

... требованиям рынка. Баланс между совокупным спросом и предложением восстанавливается, на основе чего страна ... влияют на экономический рост и экономическое равновесие. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ: СУЩНОСТЬ, ПОКАЗАТЕЛИ И ФАКТОРЫ, ... спросе Эластичный спрос, неэластичный спрос, удельная эластичность спроса - индикаторы относительной зависимости продажи товаров от изменения цен. Высокая эластичность спроса ...

В экономической теории существует три типа равновесия в зависимости от временных возможностей производителей.

Мгновенное равновесие: предложение неизменно, компания не успевает изменить предложение.

Краткосрочное равновесие — предложение растет, но количество фирм не меняется.

Долгосрочный баланс: количество предприятий и объем используемых ресурсов меняются.

Равновесие бывает устойчивым и неустойчивым. Если после дисбаланса рынок достигает состояния равновесия и устанавливаются предыдущие равновесные цена и объем, то равновесие называется стабильным. Если после дисбаланса в равновесии устанавливается новое равновесие и изменяется уровень цен, а также объем спроса и предложения, то равновесие называется неустойчивым. Равновесие механической системы устойчиво, если при малом возмущении точки системы во всё последующее время мало отклоняются от равновесных положений; в противном случае равновесие неустойчиво. Обычно при небольших возмущениях точки системы, находящейся в устойчивом положении равновесия, совершают небольшие колебания вблизи своих положений равновесия, которые из-за сопротивлений со временем затухают, и равновесие восстанавливается.

Рыночное равновесие будет поддерживаться до тех пор, пока неценовые факторы, влияющие на изменения в графиках спроса и предложения, остаются стабильными. В нормальной экономике колебания равновесия временны. Из-за колебаний цен в конечном итоге должна быть установлена ​​новая равновесная цена. Это главный принцип функционирования рынка. На микроуровне существует два типа равновесия: частное и общее рыночное равновесие. Равновесие на частном рынке — это ситуация, когда совокупное общественное производство состоит из отдельных групп товаров, производимых отдельными производителями и продаваемых отдельным группам населения. Общее рыночное равновесие — это ситуация, когда существует соответствие между общественным совокупным производством и общей величиной национального дохода, который предназначается для потребления населением, то есть это равновесие между покупательной способностью населения и предлагаемым им количеством товаров и услуг. Рыночное равновесие считается устойчивым, если отклонение от него предполагает одновременный возврат в исходное состояние. В ином случае равновесие является неустойчивым. Мгновенное равновесие характеризует ситуацию, при которой предложение на рынке не изменяется. На состояние рынка напрямую влияет фискальная политика, проводимая государством. Влияние налогов на рыночное равновесие сводится к функционированию следующего механизма. Налоги регулируют доходы социальных слоев населения. Дополнительные доходы влияют на покупательную способность частного сектора. В то же время повышение налогов приводит к снижению доходов предприятий и домашних хозяйств, а также их возможностей для потребления и сбережений. Снижение налоговых ставок положительно сказывается на доходах населения и бизнеса, стимулируя спрос. Налоги представляют собой затраты, которые приводят к увеличению цен на товары, они перекладываются на производителей и, следовательно, на потребителей. Неважно, платит налог продавец или покупатель, в любом случае это влияет на состояние кривых спроса и предложения. Если платит покупатель, падает спрос; если продавец — снижается предложение [20, c. 465].

12 стр., 5987 слов

Роль цен, тарифов, льгот, субсидий и компенсаций в регулировании ...

... роль в современных смешанных экономиках. Эта роль не ограничивается только покупками товаров и услуг и осуществлением трансфертных платежей. Государственные структуры устанавливают правовые ... денежного обращения опосредованно воздействует и на другие объекты - условия накопления, цены, социальные отношения. Состояние платежного баланса является объективным показателем экономического здоровья страны. ...

Таким образом, баланс между спросом и предложением достигается на пересечении кривых спроса и предложения. В точке пересечения объем предложения будет равен объему спроса, и устанавливается равновесная цена, которая в равной степени удовлетворяет как продавцов, так и покупателей. При любой более низкой цене избыточный спрос вызовет рост цены, а при цене выше равновесной цены предложение превысит спрос, и цена упадет до равновесного уровня.

1.2 Механизм установления равновесия

Мы рассматриваем механизм установления рыночного равновесия, когда под влиянием изменений факторов спроса или предложения рынок выходит из этого состояния. Существует два основных варианта дисбаланса спроса и предложения: избыток и дефицит товаров.

Избыток (излишек) товара — это такая ситуация на рынке, когда величина предложения товара по данной цене превышает величину спроса на него. В этом случае между производителями возникает конкуренция, борьба за покупателей. Побеждает тот, кто предложит более выгодные условия продажи товара. Таким образом, рынок стремится вернуться в состояние равновесия.

Недостаток товаров — в этом случае количество товаров, востребованных по заданной цене, превышает количество поставленных товаров. В этой ситуации между покупателями создается конкуренция за возможность приобрести дефицитный товар. Побеждает тот, кто предлагает более высокую цену за данный товар. Повышение цены привлекает внимание производителей, которые начинают расширять производство, тем самым увеличивая предложение товаров. В результате система возвращается в состояние равновесия.

Уравновешивающая роль цен проявляется как в спросе, так и в предложении.

Предположим, что равновесие, установившееся на нашем рынке, было нарушено — под воздействием каких-либо факторов (например, рост доходов) произошло увеличение спроса, в результате его кривая сместилась из D1 в D2 (рисунок 1.5 а), а предложение осталось неизменным.

Если цена данного товара не изменилась сразу же после смещения кривой спроса, то вслед за ростом спроса возникнет ситуация, когда по прежней цене Р1 количество товара, которое каждый из покупателей теперь может приобрести (QD) превышает тот объем, который могут предложить при данной цене производители данного товара (QS).

Количество спроса теперь будет превышать количество предложения этого продукта, а это значит, что на этом рынке возникнет дефицит товаров в количестве Df = QD — Qs.

Дефицит товаров, как мы уже знаем, приводит к конкуренции между покупателями за возможность приобретения данного товара, что приводит к росту рыночных цен. В соответствии с законом предложения реакцией продавцов на повышение цены будет увеличение объема предлагаемых товаров. На графике это будет выражено передвижением точки рыночного равновесия Е1 вдоль кривой предложения до ее пересечения с новой кривой спроса D2 где и будет достигнуто новое равновесие данного рынка Е2 с равновесным количеством товаров Q2 и равновесной ценой Р2.

6 стр., 2615 слов

Роль цен, тарифов, льгот, субсидий, компенсаций в регулировании ...

... социальную категорию. Как индивидуальная категория цены влияют на спрос и предложения на отдельные товары или услуги. Как общественная категория цены призваны влиять на экономические процессы ... законами перечни продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) осуществляют федеральные органы исполнительной ...

 сущность рыночного равновесия 8

Рисунок 1.5 — Смещение точки равновесной цены

Рассмотрим ситуацию, когда состояние равновесия будет нарушено со стороны предложения. Предположим, что под воздействием каких-то факторов произошло увеличение предложения, в результате его кривая сместилась вправо из положения S1 в S2 а спрос остался неизменным (рисунок 1.5б).

При условии сохранения рыночной цены на прежнем уровне (Р1) рост предложения приведет к избытку товара в размере Sp = Qs — QD. В результате возникает конкуренция продавцов, приводящая к снижению рыночной цены (с Р1до Р2) и росту объема продаваемого товара. На графике это будет отражено перемещением точки рыночного равновесия Е1 вдоль кривой спроса до ее пересечения с новой кривой предложения, что приведет к установлению нового равновесия Е2 с параметрами Q2 и Р2 [15, c. 187] .

Точно так же можно определить влияние на равновесную цену и на равновесное количество товаров уменьшение спроса и уменьшение предложения. Существуют следующие правила взаимодействия спроса и предложения:

Увеличение спроса вызывает увеличение равновесной цены и равновесного количества товаров.

Снижение спроса вызывает уменьшение как равновесной цены, так и равновесного количества товаров.

Увеличение предложения приводит к снижению равновесной цены и увеличению равновесного количества товаров.

Уменьшение предложения приводит к увеличению равновесной цены и уменьшению равновесного количества товаров.

Используя эти правила, вы можете найти точку баланса для любых изменений спроса и предложения. Возвращению цены к рыночному равновесному уровню в основном могут препятствовать следующие обстоятельства:

административное регулирование цен;

  • монополизм производителя или потребителя, позволяющий удерживать монопольную цену, которая может быть как искусственно завышенной, так и заниженной [12, c. 367].

Следовательно, механизм рыночного равновесия действует на всех рынках и поэтому является объективным. это основа правила спроса и предложения — правила, согласно которому в результате взаимодействия спроса и предложения интересы потребителей и производителей «уравновешиваются», что проявляется в формировании рыночной цены. Цена играет уравновешивающую функцию, стимулируя расширение производства и предложения товаров в случае дефицита и сдерживая предложение, освобождая рынок от излишков.

Состояние экономического равновесия характеризуется тем, что ни один из экономических агентов не заинтересован в его изменении с помощью имеющихся в его распоряжении средств. Итальянский экономист В. Парето (1848-1923 гг.) сформулировал принцип оптимальности, который гласит, что максимальное благосостояние, или общая полезность, достигается при условии, когда стремление к благополучию отдельных лиц не ведет к снижению уровня жизни любого члена общества.

Впервые теоретическая модель общего экономического равновесия в условиях классического рынка была разработана швейцарским экономистом Л. Вальрасом (1834-1910 гг.) как теория общего конкурентного равновесия. Предлагаемая модель имеет макроэкономическую форму, но ее содержание основано на микроэкономических показателях, характеризующих поведение отдельных производителей и потребителей товаров на рынках. Модель Вальраса основана на использовании равновесных цен, которые гарантируют равенство спроса и предложения на каждый продукт.

В экономической литературе различают частичное, общее и реальное равновесие.

Частичное — это равновесие, которое устанавливается на отдельных товарных рынках.

Общее равновесие — это равновесие, которое действует как единая взаимосвязанная система, образованная всеми рыночными процессами на основе закона свободной конкуренции.

Реальное макроэкономическое равновесие — это равновесие, которое фактически устанавливается на рынке с несовершенной конкуренцией и внешними факторами, влияющими на рынок.

Существует много моделей макроэкономического равновесия. К числу важнейших можно отнести следующие.

а) «Экономическая таблица Ф. Кенэ» (1694-1774 гг.).

Кенэ был первым, кто попытался представить процесс воспроизводства и обращения совокупного общественного продукта в целом. В этих целях все общество он разделил на три класса: класс фермеров — производительный класс (все занятые в сельскохозяйственном производстве); класс собственников (дворяне, духовенство); бесплодный класс (не занятые в сельском хозяйстве и не отнесенные к собственникам).

Процесс воспроизводства по условиям «Экономической таблицы» состоит из пяти актов:

  • собственники на 1 млрд. ливров (денежная единица Франции того времени) покупают у производительного класса предметы питания. В результате реализуется 1/5 сельскохозяйственной продукции;
  • собственники покупают на 1 млрд. ливров промышленных изделий у бесплодного класса;
  • бесплодный класс на вырученные у собственников деньги покупает у производительного класса предметы потребления (1/5 сельскохозяйственной продукции);
  • производительный класс на вырученные у бесплодного класса деньги покупает у этого же класса орудия производства;
  • бесплодный класс приобретает у производительного класса сельскохозяйственное сырье для изготовления промышленной продукции.

Всего в процессе обращения между классами было обнаружено, что было продано сельскохозяйственной продукции на 3 миллиарда лир и промышленной продукции на 2 миллиарда лир. Оставшаяся продукция производительного класса стоимостью 2 миллиарда лир используется этим же классом для возмещения расходов на семена и продукты питания.

б) Схемы простого и расширенного воспроизводства К. Маркса. Он разделил все общественное воспроизводство на 2 подразделения: подразделение — производство средств производства, II подразделение — производство товаров народного потребления.

С + 1000 V+ 1000 т = 6000; II 2000 С + 500 V + 500 т = 3000.

Обмен продукции между I и II подразделениями осуществляется на основании трех условий реализации общественного продукта.

Первое условие: I (1000 V+ 1000 т) = II 2000 С

Вновь созданная стоимость в первом подразделении должна быть равна потребляемому постоянному капиталу второго подразделения.

Второе условие: I (4000 С +1000 V+ 1000 т) = 14000C + П 2000 С.

Сумма продукции 1 подразделения должна быть равна потребляемому постоянному капиталу в I и II подразделениях.

Третье условие: П (2000С +5QOV+ 500 т)= I — (1000V+1000т)+ II (500V+500 т).

Объем продукции второго подразделения должен быть равен продукции предметов потребления, предназначенной для удовлетворения личных потребностей рабочих и капиталистов I и II подразделений [13, c. 67].

Паутинообразная модель состоит в том, что при отклонении цен от равновесного состояния происходит колебание цен и количества товара, реализуемого на рынке. В итоге колебания наступает такое положение, при котором устанавливается рыночное равновесие между спросом и предложением.

Анализ паутинообразной модели позволяет сделать следующие выводы:

  • равновесие является устойчивым, если угол наклона кривой предложения круче угла наклона кривой спроса;
  • равновесие является неустойчивым, с взрывными колебаниями цены, если угол наклона кривой спроса круче угла наклона кривой предложения;
  • цена совершает регулярные колебания вокруг положения равновесия, если углы наклона кривых спроса и предложения равны.

Невальрасова модель с жесткими ценами. При нарушении рыночного равновесия устранение происходит путем изменения цен (вальрасовский подход), или путем изменения количества товаров, предлагаемых для реализации (кейнсианский подход) (рисунок 1.6).

Начальное положение пересечения кривых спроса и предложения соответствует рыночному равновесию в точке Е1. Затем по каким-то причинам кривая спроса занимает положение D2D2. При сохранении первоначальной цены создается избыточное предложение AE1. Вальрасовский вариант предполагает, что равновесие достигается путем снижения цены с P1 до P2. В результате равновесие наступает в точке E2. Кейнсианский вариант предполагает сохранение цены на уровне P1, а равновесие обеспечивается уменьшением предложения до уровня Xk.

Рисунок 1.6 — Невальрасова модель с жесткими ценами

Модель очереди. Если цены находятся под контролем государства, они могут не меняться в течение длительного времени. В этом случае любые колебания спроса и предложения будут сопровождаться появлением дефицита или затоваривания. Эту модель иллюстрирует график спроса и предложения (рисунок 1.7).

Рисунок 1.7 — Модель очереди

Цена, установленная государством, равновесная (Р1).

Если спрос повысился, кривая спроса D1D1 сдвигается в положение D2D2. При неизменной цене возникает дефицит. В этом случае равновесие можно установить путем увеличения предложения или путем рационального распределения дефицитного товара между потребителями в виде внедрения карточной системы.

Модель рыночного равновесия при вмешательстве государства. Если в рыночных условиях государство фиксирует цены товара на неравновесном уровне, то неизбежно возникает избыток или дефицит (рисунок 1.8).

Рисунок 1.8 — Модель рыночного равновесия при вмешательстве государства

Первый случай. Цена фиксируется выше равновесной на уровне Р1. В результате создается избыток товара ab. Это ведет к увеличению запасов, снижению реализации и уменьшению выручки от продаж. Государство вынуждено компенсировать дополнительные издержки фирмы, которые несет за счет недополучения доходов. Например, закупка государством избыточных товаров. Т.е. государство выступает в качестве дополнительного покупателя, избыток в таком случае ликвидируется, наступает экономическое равновесие. Кривая спроса займет положение D1D1, цена P1 станет равновесной, а в точке E1 установится равновесие. При этом количество товаров 0qd приобретают покупатели, а избыток qdq1 — государство.

Второй случай. Цена фиксируется ниже равновесной на уровне P2. В результате наступит дефицит cd, который приведет к нарастанию неудовлетворенного спроса. Во избежание негативных последствий государство вынуждено восполнить дефицит за счет собственных источников, например, импорта. В этом случае государство выступает в качестве дополнительного поставщика товара. Дефицит ликвидируется и наступает экономическое равновесие. Кривая предложения сместится вправо в положение S1S1 и в точке E2 установится равновесие при цене P2. Объем спроса 0qs покрывается фирмами, а недостаток qsq2 — за счет госпоставок.

2. Влияние налогообложения на равновесие фирмы и рынка

2.1 Фискальная политика как инструмент государственного воздействия на рыночное равновесие

Фискальная (бюджетно-налоговая) политика — это система регулирования правительством экономики с помощью изменений государственных расходов, налогов и состояния государственного бюджета, с целью изменения реального объема производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста.

Одна из важнейших задач фискальной политики состоит в поиске источников и способов формирования централизованных государственных денежных фондов, средств, позволяющих реализовать цели экономической политики. Посредством проведения финансово-бюджетной политики государство регулирует глобальные экономические процессы в стране, поддерживает устойчивость финансов, денежного обращения, обеспечивает финансирование государственного сектора, способствует лучшему использованию производственно-экономического и научно-технического потенциала.

Задачи фискальной политики являются:

  • а) сглаживание колебаний экономического цикла;
  • б) обеспечение устойчивых темпов экономического роста;
  • в) достижение высокого уровня занятости;
  • г) снижение инфляции.

Инструменты фискальной политики используются государством, чтобы оказать влияние на совокупный спрос и совокупное предложение, воздействуя тем самым на общую экономическую конъюнктуру, способствовать стабилизации экономической ситуации, проводить антициклические меры, противодействующие чрезмерным колебаниям экономических параметров, угрожающим возникновением кризисных явлений.

Современная фискальная политика определяет основные направления использования финансовых ресурсов государства, методы финансирования и главные источники пополнения казны. В зависимости от конкретно-исторических условий в отдельных странах такая политика имеет свои особенности. Вместе с тем используется общий набор мер. Он включает прямые и косвенные финансовые методы регулирования экономики [21, c. 506].

Налог — это форма отчуждения ресурсов физических и юридических лиц на началах обязательности, индивидуальной безвозмездности, безвозвратности, обеспеченная государственным принуждением, не носящая характер наказания или контрибуции, с целью обеспечения платежеспособности субъектов публичной власти.

Налог — обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (ст. 8 части I НК РФ).

В условиях совершенной конкуренции, как правило, неважно, на кого возлагается обязанность по уплате налога — на продавца или покупателя, работодателя или работника, так как система, состоящая из взаимозависимых рынков приведет к одному и тому же новому равновесию.

Государство должно иметь средства для выполнения своих функций, основными из которых являются:

  • определение правил ведения экономической деятельности (антимонопольное законодательство, поддержание развития частного сектора экономики, защита прав собственности, свободы конкуренции, прав потребителей и др.);
  • поддержание экономической стабильности (борьба с инфляцией и безработицей, обеспечение экономического роста);
  • производство общественных благ (обеспечение безопасности, правопорядка, образования, здравоохранения, развития фундаментальной науки);
  • проведение социальной политики (социальное обеспечение малоимущих за счет перераспределения доходов, выплата пенсий, стипендий, пособий по безработице и т.д.);
  • борьба с отрицательными внешними эффектами (экологическая политика и др.).

Средствами для оплаты расходов государства в первую очередь выступают налоги, которые представляют собой основной инструмент перераспределения национального дохода между членами общества и имеют целью уменьшение неравенства в доходах.

Налоговая система включает в себя следующие элементы:

  • субъект налогообложения (кто должен платить налог);
  • объект налогообложения (что облагается налогом);
  • налоговые ставки (процент, по которому рассчитывается сумма налога).

Величина, с которой выплачивается налог, называется налогооблагаемой базой. Для экономики ею является величина совокупного (национального) дохода. Чтобы рассчитать сумму налога, следует величину налогооблагаемой базы умножить на налоговую ставку. Принципы налогообложения были сформулированы еще А. Смитом в его произведении «Исследование о природе и причинах богатства народов», опубликованном в 1776 г. По мнению Смита, налоговая система должна быть:

  • справедливой (она не должна обогащать богатых и делать нищими бедных);
  • понятной (налогоплательщик должен знать, за что он платит тот или иной налог и почему именно он);
  • удобной (налоги должны взиматься тогда и так, когда и как это удобно налогоплательщику, а не налогосборщику);

— В основу современной налоговой системы положены принципы эффективности и справедливости. Налоговая система должна обеспечивать эффективность на микроуровне (уровне отдельного производителя), способствуя наиболее рациональному размещению и использованию ресурсов. Справедливость должна бьпъ вертикальной (это означает, что люди, получающие разные доходы, должны платить неодинаковые налоги) и горизонтальной (подразумевающей, что люди с равными доходами должны платить равные налоги).

Различают два основных вида налогов: прямые и косвенные.

Прямые налоги (direct taxes) — это налоги на доходы от факторов производства и имущество. Они взимаются с денежных сумм, полученных экономическим агентом (прежде всего в качестве факторных доходов), или денежной оценки принадлежащего ему имущества.

К прямым налогам относятся:

  • личный подоходный налог (в развитых странах он является основным элементом налоговой системы, обеспечивая наибольшую долю налоговых поступлений);
  • налог на прибыль;
  • налог на наследство;
  • налог на имущество;
  • налог с владельцев транспортных средств и др.

Особенность прямых налогов состоит в том, что налогоплательщик (тот, кто оплачивает налог) и налогоноситель (тот, кто выплачивает налог государству) — это один и тот же агент.

Косвенные налоги (indirect business taxes) — это налоги на товары, услуги и виды деятельности. Они представляют собой часть цены товара или услуги. Поскольку эти налоги входят в стоимость покупок (либо как фиксированная сумма, либо как процент от цены), они носят неявный характер и выступают как налоги на потребление, а не на доход.

К косвенным налогам относятся:

  • налог на добавленную стоимость — НДС (этот налог имеет наибольший вес в налоговой системе России);
  • налог с оборота;
  • налог с продаж;
  • акцизный налог (подакцизными товарами являются сигареты, алкогольные напитки, автомобили, ювелирные изделия, меха);
  • таможенная пошлина (включаемая в цену импортных товаров).

Особенность косвенных налогов состоит в том, что налогоплательщик и налогоплательщик — это разные агенты. Налогоплательщиком является покупатель товара или услуги (именно он оплачивает налог при покупке), а налогоплательщик — фирма, которая произвела этот товар или услугу (она выплачивает налог государству).

Неслучайно в Системе национальных счетов данный вид налогов называется косвенными налогами на бизнес.

В развитых странах наибольшую долю (примерно 2/3) налоговых поступлений составляют прямые налоги, а в развивающихся странах и странах с переходной экономикой — косвенные налоги. Это связано с тем, что косвенные налоги собирать легче и объем налоговых поступлений в этом случае зависит от цен товаров и услуг, а не от доходов экономических агентов (которые они по возможности, если позволяет налоговая система, пытаются укрыть от налогообложения).

По этой же причине государству выгоднее использовать косвенные, а не прямые налоги в период инфляции. Это позволяет минимизировать потерю реальной стоимости налоговых поступлений.

В макроэкономике налоги также делят на автономные и подоходные. Автономные (или аккордные) налоги (autonomous taxes — fx) — это налоги, которые не зависят от уровня дохода. Аккордный налог представляет собой налог, который дает одну и ту же сумму налоговых поступлений при любой величине совокупного дохода.

Различают среднюю и предельную ставку налога. Средняя ставка налога (average tax rate) — это отношение налоговой суммы к величине дохода, выраженное в процентах.

Предельная ставка налога (marginal tax rate) — это процентное отношение величины прироста налоговой суммы к величине прироста дохода. Она показывает, на сколько увеличивается сумма налога при увеличении дохода на единицу.

В зависимости от того, как устанавливается средняя налоговая ставка, различают три типа налогов (налогообложения): пропорциональные, прогрессивные и регрессивные [9, c. 142].

Пропорциональные налоги предполагают, что средняя налоговая ставка остается неизменной независимо от величины дохода. Поэтому сумма налога пропорциональна величине дохода (таблица 2.1).

Таблица 2.1 — Пропорциональный налог

Доход, дол.

Налоговая ставка, %

Сумма налога, дол.

100

10

10

200

10

20

300

10

30

Прямые налоги (за исключением личного подоходного налога и в некоторых странах налога на прибыль) являются пропорциональными.

Прогрессивные налоги — это налоги, средняя налоговая ставка которых увеличивается по мере роста величины дохода и уменьшается по мере сокращения величины дохода. Такие налоги предполагают не только абсолютную сумму, но также и более значительную долю взимаемого дохода по мере его роста (таблица 2.2).

Таблица 2.2 — Прогрессивный налог

Доход, дол.Налоговая ставка, %Сумма налога, дол.

100

10

10

200

12

24

300

15

45

Примером прогрессивного налога в большинстве стран служит личный подоходный налог. Такая система налогообложения в максимальной степени способствует перераспределению доходов, однако вряд ли стимулирует повышение эффективности производства.

Регрессивные налоги — это налоги, средняя налоговая ставка которых увеличивается по мере сокращения дохода и уменьшается по мере роста дохода. Таким образом, при увеличении дохода его доля, выплачиваемая в виде налога, сокращается (таблица 2.3).

Таблица 2.3 — Прогрессивный налог

Доход, дол.Налоговая ставка, %Сумма налога, дол.

100

15

15

200

12

24

300

10

30

Регрессивный налог может приносить нибольшую абсолютную сумму налога (как в нашем примере), а может и не приводить к росту абсолютной величины налога при повышении доходов.

Регрессивная система налогообложения в современных условиях наблюдается крайне редко. Все косвенные налоги с точки зрения доли, которую они составляют в доходе покупателя, имеют регрессивный характер, причем чем выше ставка налога, тем в большей степени регрессивным он является. Поскольку косвенный налог — это часть цены товара, то в зависимости от величины дохода покупателя доля этой суммы в его доходе будет тем больше, чем меньше доход, и тем меньше, чем больше доход. Наиболее регрессивный характер, поэтому имеют акцизные налоги. Например, если акцизный налог на пачку сигарет составляет 10 руб., то доля этой суммы в бюджете покупателя, имеющего доход 1000 руб., равна 0,1%, а в бюджете покупателя, имеющего доход 5000 руб., — лишь 0,05%.

Фискальная политика в области налогов рассматривает два направления их воздействия: на спрос (кейнсианская модель), на предложение (теория предложения).

Налоги воздействуют на два основных компонента совокупного спроса — потребительские и инвестиционные расходы — и поэтому оказывают косвенное влияние на совокупный спрос. Снижение налогов увеличивает совокупный спрос. Снижение налогов ведет к росту потребительских (так как увеличивается располагаемый доход) и инвестиционных (поскольку растет величина прибыли фирм после уплаты налогов, часть которой служит источником чистых инвестиций) расходов и поэтому к сдвигу кривой Ай вправо (от АВХ до АВг на рисунке 2.1), что обусловливает рост реального ВВП (от Ух до У*).

Поэтому эта мера может использоваться для стабилизации экономики и борьбы с циклической безработицей в период спада, стимулируя деловую активность и уровень занятости. Однако одновременно с ростом ВВП снижение налогов обусловливает рост уровня цен (от Рх до Р2) и поэтому является проинфляционной мерой (провоцирует инфляцию).

 фискальная политика как инструмент государственного воздействия на рыночное равновесие 1

Рисунок 2.1 — Кривая Лаффера

Рост налогов ведет к снижению потребительских и инвестиционных расходов и, следовательно, к сокращению совокупного спроса (сдвиг влево кривой совокупного спроса от АВХ до А02), что обусловливает снижение уровня цен (от Рх до Р2) и объема выпуска (от У, до У*).

Поэтому в период инфляции в качестве антиинфляционной меры, инструмента снижения деловой активности и стабилизации экономики может использоваться увеличение налогов.

Фирмы рассматривают налоги как издержки, поэтому рост налогов ведет к сокращению совокупного предложения, а снижение налогов — к росту деловой активности и объема выпуска. Воздействие налогов на совокупное предложение подробно исследовал американский экономист Артур Лаффер. Он выдвинул гипотезу о воздействии изменения ставки подоходного налога на общую величину налоговых поступлений в государственный бюджет и построил кривую, отражавшую эту зависимость (рисунок 2.2).

 фискальная политика как инструмент государственного воздействия на рыночное равновесие 2

В своем анализе А. Лаффер исходил из налоговой функции представленной формулой 2.1.

= txY, (2.1)

где Тх — сумма налоговых поступлений в бюджет;

  • ставка налога;

У — уровень деловой активности (величина совокупного дохода), т.е. рассматривал воздействие изменения ставки подоходного налога на уровень деловой активности и величину налоговых поступлений.

Лаффер показал, что существует оптимальная ставка налога (г^), при которой налоговые поступления максимальны (Тх^).

Если увеличить ставку налога (например, до то уровень деловой активности снизится, и налоговые поступления сократятся (до Тх), поскольку уменьшится налогооблагаемая база, т.е. величина совокупного дохода (У).

Поэтому в целях борьбы со стагфляцией (одновременным спадом производства и инфляцией) Лаффер в начале 1980-х гг. предложил снизить ставки налога на доходы домохозяйств и на прибыль корпораций. Он предположил, что ставки подоходных налогов, существовавшие в американской экономике, превышали оптимальную величину, поэтому экономика находилась на «плохой стороне» кривой (точка В).

Снижение ставок подоходного налога (от до по его мнению, должно было послужить стимулом повышения деловой активности (роста совокупного предложения), что одновременно позволило бы решить две проблемы: во-первых, преодолеть стагфляцию и, во-вторых, увеличить (в результате роста налогооблагаемой базы) налоговые поступления в бюджет, который находился в состоянии хронического дефицита. При этом Лаффер исходил из предположения, что в отличие от воздействия снижения налогов на совокупный спрос, увеличивающего объем производства, но провоцирующего инфляцию (рисунок 2.2), влияние снижения налогов на совокупное предложение имеет антиинфляционный характер. Рост производства (от Yx до К*) сочетается в этом случае со снижением уровня цен (от Р, до Р2) и поэтому может служить средством борьбы со стагфляцией [4, c. 182].

Движущая сила экономики, по мнению этих ученых — это заинтересованность хозяйственных агентов в ориентированной на рынок экономической деятельности. Если эта деятельность выгодна им, то воспроизводство будет осуществляться интенсивными темпами, «Если же успешное функционирование рынка будет сталкиваться с усиливающейся дискриминацией в виде более высоких и прогрессивных налогов, то экономическая активность будет падать». По замыслу Лаффера, в виде налогов нельзя изымать в бюджет более 30% всей суммы доходов предпринимателей и населения. Если же изымается 40-45% доходов, то это сокращает сбережения, а тем самым и инвестиции в частном секторе экономики.

По мнению американских ученых, если ставка налогов достигает определенного, достаточно высокого уровня, то сокращаются стимулы для предпринимательской инициативы, расширения производства, падают прибыли и, соответственно, снижаются и налоговые поступления в бюджет.

Важным аспектом налогового регулирования, связанного с величиной ставок и, соответственно, размерами налоговых изъятий, является возможность «удержания» внутренних накоплений и привлечения иностранных инвестиций. Высокие налоги вызывают «бегство капиталов» в страны с более благоприятным налоговым климатом, где доходы от применения капиталов могут быть обложены меньшими ставками налогов. Этому фактору способствует также наличие «оффшорных зон», где уровень налогообложения низок или оно вовсе отсутствует. С другой стороны, высокие налоговые ставки препятствуют проникновению иностранного капитала в страну, что при недостатке внутренних накоплений, сдерживает развитие экономики.

Поэтому налоговое регулирование должно учитывать данные факторы и содействовать выравниванию налоговых условий стран, находящихся в экономических контактах [6, c. 184].

Таким образом, государственное регулирование экономики — это процесс целенаправленного и последовательного применения государством форм и методов финансового воздействия на субъектов хозяйствования для оказания влияния на макроэкономическое равновесие и поступательное развитие экономики на каждом конкретном этапе ее функционирования. Варианты дискреционной фискальной политики формулируются в зависимости от характера экономического цикла. фискальная политика в области налогов рассматривает два направления их воздействия: на спрос и на предложение.

Налоги являются не только основным источником доходов государства и средством перераспределения национального дохода, но и важным инструментом стабилизации экономики. Кроме того, снижение налогов, стимулируя увеличение совокупного предложения, воздействует на инвестиционную активность (и поэтому на величину запаса капитала) и способствует росту экономического потенциала, т.е. влияет на экономику не только в краткосрочном, но и в долгосрочном периоде, обеспечивая экономический рост.

Согласно кривой А. Лаффера, увеличение налоговых ставок приводит к росту налоговых поступлений лишь до определенных пределов (точка М).

Дальнейшее увеличение налоговой ставки приведет к чрезмерности налогового бремени. Оно ведет к уходу многих производителен с рынка из-за банкротств и к уклонению от налогов. Результатом указанных действий становится нежелательное уменьшение налоговых поступлений в казну.

2.2 Влияние налогов на равновесную цену

В современной рыночной экономике применяется довольно сложная и разнообразная система налогов. Население регулярно вносит в государственный бюджет подоходный налог, величина которого определяется в зависимости от размера дохода того или иного гражданина. Предприятия уплачивают налоги на прибыль. Используются также налоги на имущество, таможенные пошлины и т.д.

Экономические системы практически всех рыночных и переходных экономик представляют собой совокупность различных рынков, таких как: рынок товаров, работ, услуг, рынок труда и финансовых ресурсов. Введение налогов может привести к существенному изменению ситуации на них. При этом, имеющиеся в экономике взаимосвязи приводят к тому, что изменения на одном рынке инициируют появление изменений на всех других.

Основной причиной этого является то, что в результате налогообложения большинство хозяйствующих субъектов становится беднее. Таким образом, после налогообложения, каждое конкретное лицо оказывается перед фактом нового бюджетного ограничения. Новые параметры бюджетного ограничения в условиях изменившихся рынков, движимые принципом «максимизации индивидуальной полезности» определяют новую структуру расходования средств.

В условиях совершенной конкуренции, как правило, неважно, на кого возлагается обязанность по уплате налога — на продавца или покупателя, работодателя или работника, так как система, состоящая из взаимозависимых рынков приведет к одному и тому же новому равновесию

Влияние налогов (потоварных) на равновесие рассмотрим с помощью графика. Предположим, что равновесие рынка — в точке Е. Допустим, что правительство ввело налог на данный товар в сумме T руб. на каждую единицу этого товара. На рисунке 2.3 изображена ситуация, когда обязанность по уплате налога возлагается на продавцов.

 фискальная политика как инструмент государственного воздействия на рыночное равновесие 3

Рисунок 2.3 — Воздействие потоварного налога при уплате его продавцами

До введения налога линия спроса занимала положение  фискальная политика как инструмент государственного воздействия на рыночное равновесие 4, а линия предложения —  фискальная политика как инструмент государственного воздействия на рыночное равновесие 5. Равновесная цена составляла , равновесный объем продаж — . Введение налога вызовет параллельный сдвиг линии предложения вверх на величину Т, так как ранее производители согласны были предложить на рынке количество товара по цене , а теперь они согласятся предложить на рынок то же количество товара, если только цена с включением налога будет на Т руб. выше, чем . В результате этого линия предложения займет положение  фискальная политика как инструмент государственного воздействия на рыночное равновесие 6.

Объем рынка будет меньше первоначального . Цена , которую платит покупатель, окажется выше первоначальной . Цена , которую фактически получает продавец (без налога), окажется ниже первоначальной.

Общая сумма доходов, поступающих в бюджет составит площадь прямоугольника . Потери потребителей составят площадь фигуры  фискальная политика как инструмент государственного воздействия на рыночное равновесие 7. Потери производителей составят площадь фигуры  фискальная политика как инструмент государственного воздействия на рыночное равновесие 8. Таким образом, несмотря на то что весь налог вносится в бюджет продавцами, часть налогового бремени ложится на покупателей [1, c. 414].

Рассмотренный пример демонстрировал налог на производителя, но существует налог и на покупателя (К рублей).

На рисунке 2.4 изображена ситуация, когда обязанность по уплате потоварного налога налагается не на продавцов, а на покупателей. В этом случае происходит параллельный сдвиг линии спроса вниз на Т.

 фискальная политика как инструмент государственного воздействия на рыночное равновесие 9

Рисунок 2.4 — Воздействие на рыночное равновесие потоварного налога при уплате его покупателями

Нетрудно убедиться, что новый объем продаж , цены , будут точно такими же, что и в случае, когда налог вносится в бюджет продавцами. Итоги аналогичные, т.е. объём предложения продукции снижается.

Распределение налогового бремени между продавцом и покупателем зависит от соотношения наклонов линий S и D (т.е. их эластичности).

Если кривая спроса будет круче, чем кривая S, то большая часть налога покрывается за счёт потребителя. Если наоборот, то большая часть налогового бремени упадёт на плечи производителя, но в любом случае цена продукции растёт.

На рисунке 2.5а изображена ситуация, когда линия спроса и линия предложения имеют пологий наклон. Введение потоварного налога, уплачиваемого продавцами, вызывает резкое сокращение равновесного объема рынка.

Распределение налогового бремени между покупателями и продавцами зависит от соотношения в наклонах линий спроса и предложения. Чем больше наклон линии спроса и чем меньше наклон линии предложения, тем большая часть налога ложится на потребителей и тем меньшая часть налога ложится на производителей.

 фискальная политика как инструмент государственного воздействия на рыночное равновесие 10 фискальная политика как инструмент государственного воздействия на рыночное равновесие 11

Рисунок 2.5 — Воздействие потоварного налога на равновесный объем рынка в зависимости от наклонов линий спроса и предложения

Добиваясь уменьшения налогового бремени, налогоплательщик способен, в принципе, использовать два легальных пути.

Первый состоит в том, чтобы сократить налоговые обязательства за счет изменения структуры и интенсивности своей экономической деятельности. Это может выразиться как в ограничении деятельности, которая непосредственно подлежит налогообложению, либо приводит к налогооблагаемым результатам, так и в расширении деятельности, дающей право на налоговые льготы.

Второй путь заключается в том, чтобы переместить налоговое бремя на других лиц.

Предположим, что законодательные органы власти решили ввести налог на заработную плату в размере 35,6% от начисленной заработной платы, который обязан уплачивать работодатель. Для работодателя это значит увеличение затрат на оплату труда. Для компенсации возросших затрат работодатель может использовать несколько способов.

Во-первых, работодатель может снизить расходы на оплату труда путем снижения размеров заработной платы своим работникам. Например, если средняя заработная плата на предприятии до введения налога составляла 5 тыс. рублей, то снижение ее до размера 3,687 тыс. рублей после введения налога оставит затраты предприятия на прежнем уровне. Такой способ перемещения налогового бремени называется перемещением назад.

Во-вторых, возросшие расходы на оплату труда на предприятии могут быть компенсированы увеличением отпускной цены производимой продукции. Например, если доля затрат на оплату труда составляла до введения налога 20%, то увеличение отпускной цены на 7,12% после введения налога приведет к полной компенсации понесенных потерь за счет покупателей. Такой способ перемещения налогового бремени называется перемещением вперед [3, c. 112].

Очевидно, что в действительности введение налога на какого-либо субъекта хозяйственной деятельности может сопровождаться как перемещением назад, так и перемещением вперед. При этом конкретный размер налогового бремени, который, ляжет на того или иного субъекта хозяйственной деятельности зависит от типа рынка, особенностей технологического процесса, фазы экономического цикла, этапа маркетинговой или структурной политики фирмы и т.д.

Способность налогоплательщиков перемещать налоги на своих контрагентов зависит от характера рынков, на которых они взаимодействуют. Если рынок является конкурентным (иными словами, ни один продавец или покупатель не в состоянии повлиять на цену), то возможности перемещения налогового бремени, как было показано ранее, всецело определяются соотношением эластичностей спроса и предложения.

Однако если рынок монополизирован, то воздействие налога может существенно отличаться. В отсутствие налога монополист выберет такой уровень выпуска продукции, при котором издержки производства дополнительной продукции (предельные издержки) будут в точности равны дополнительному доходу, который он может получить (предельному доходу).

Таким образом, чтобы максимизировать прибыль, монополист устанавливает предельные издержки равными его предельному доходу.

Введение налога с позиции монополиста можно рассматривать просто как увеличение издержек производства, вызывающее сдвиг кривой предельных издержек вверх. Это вызывает сокращение выпуска и рост цены.

При олигополии каждый производитель взаимодействует с каждым другим производителем. Если один производитель изменяет свою цену или количество товаров, другие производители также могут изменить свои цены или выпуск, но эти ответные действия могут быть трудны для предсказания

Каждый олигополист может считать, что если он поднимет свои цены, то другие фирмы овладеют его частью рынка. Противоположный вывод следует, если каждый олигополист ожидает, что его конкуренты выровняют свои цены в соответствии с ростом его цен и таким образом переложат бремя налога на потребителей. В настоящее время в экономической науке пока еще не разработано единого теоретического подхода, позволившего бы наиболее адекватным образом описать поведение хозяйствующих субъектов в условиях олигополии, что в свою очередь затрудняет экономический анализ последствий налогообложения на подобных рынках.

Как было отмечено ранее, в условиях конкурентного рынка в принципе не важно на кого накладывается бремя налога, поскольку через изменение относительных цен налог будет переложен назад или вперед.

Менее пригодным средством государственного воздействия на рынок является установление государством фиксированных цен, ибо это затрагивает действие рыночных механизмов, модифицируя процесс достижения равновесного состояния.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://ex-zaim.ru/kursovaya/vliyanie-nalogov-i-subsidiy-na-ryinochnoe-ravnovesie/

рыночный равновесие налог антициклический

2. Вишневский В.П. Налогообложение предприятий в Украине — Донецк, 2008. — 257 с.

3. Василик О.Д. Налогово-бюджетная политика: Учебн. пособие. — К.: Высшая школа, 2011. — 368 с.

. Васильева М.В. Государственные и местные бюджеты в современных условиях — М.: Финансы и статистика, 2009. — 228 с.

. Добрынин А.И., Журавлева Г.П. Общая экономическая теория. Учебное пособие — СПб.: Питер, 2011. — С. 256.

7. Иванов В.М. Бюджетная система: Конспект лекций. — К.: МАУП, 2007. — 80 с.

8. Ивашевский С.Н. Макроэкономика: Учебник. — 2-е изд., испр., доп. — М.:Дело, 2009. — 472 с.

. Коростель М.И., Гордеева Л.П. Налоговая политика в Украине. — Днепропетровск: Пороги, 2009. — 257 с.

. Кучерявенко Н.П. Основы бюджетного и налогового права. — Харьков: Константа, 2008. — 395 с.

. Курс экономической теории / Под ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой Е.А. — коллектив авторов — 2007. — 263 с.

. Курс экономики: Учебник. — 3-е изд., доп. / Под ред. Б.А. Райзенберга. — М.: ИНФРА-М, 2010. — С. 447.

. Макроэкономика: Учеб. пособие/ Н.И. Базылев, М.Н. Базылева, С.П. Гурко и др.; Под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. 2-е изд., перераб. — Мн.:БГЭУ, 2010. — 214 с.

. Макроэкономика: Учеб. Пособие/Т.С. Алексеенко, Н.Ю. Дмитриева, Л.П. Зенькова и др.; Под ред. Л.П. Зеньковой. — Мн.: Новое знание, 2008. — 244 с.

15. Мэнкью Н.Г. Принципы экономикс. 2-е изд. / Пер. с анг. — СПб.: Питер, 2007. — 624 с.

16. Носова С.С. Экономическая теория: Учебник для вузов. — М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2009. — С. 65.

17. Самуэльсон П. Экономика. В 2-х т. Т. 2. — М.: Машиностроение, 2011. — 414 с.

18. Фишер С., Дорнбун Р., Шмалензи Р. Экономика: Пер. с англ. со 2-го изд. — М.: Дело, 2012. — 864 с.

. Экономика: Учебник / Под ред. доц. А.С. Булатова. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство БЕК, 2010. — 816 с.

20. Экономическая теория / Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича: Учебник для вузов. 4-е изд. — СПб.: Питер, 2009. — 560 с.

21. Экономическая теория: учебник / Под ред. В.И. Бархатова, Г.П. Журавлевой. — М.: Финансы и статистика, 2007. — 848 с.