Формы и методы взыскания налоговой задолженности налоговыми органами

Курсовая работа

Формы и методы взыскания налоговой задолженности налоговыми органами

Курсовая работа

по учебной дисциплине: Налоговое администрирование

На тему

Формы и методы взыскания налоговой задолженности налоговыми органами

Функционирование современной экономики, реализация социально-экономических программ немыслимы без государственных затрат и обеспечивающих их прибылей.

В настоящее время главными статьями доходов в Российской Федерации, как и других стран с рыночной экономикой, являются налоги и прочие обязательные платежи (это 7/8 доходов государственного бюджета).

Налоговое администрирование сегодня — это основа обеспечения поступления налоговых платежей в финансовую систему РФ.

В тех ситуациях, когда налоговая обязанность не выполняется добровольно, необходимо подключать предусмотренные законодательством РФ механизмы принудительного взыскания задолженности. И тут очень важно, чтобы:

  • эти способы и средства давали возможность эффективного взыскания своевременно не поступивших в казну налоговых платежей, пеней и штрафов
  • эти способы и средства гарантировали соблюдение также имеющихся в Конституции РФ неотъемлемых прав и свобод налогоплательщиков.

На актуальность комплексного решения обозначенной проблематики указывает тот факт, что общественные отношения, которые складываются в ходе взыскания сумм недоимок, пеней и налоговых санкций, в независимости от различий в основаниях и условиях, обладают общими правовыми и экономическими признаками.

С правовой точки зрения, взыскание — такая реализация государством предусмотренных законом мер в сфере принуждения налогоплательщика к должному выполнению возложенных на него обязанностей и мер наказания в случае допущенных правонарушениях в сфере налогообложения. С экономической позиции, взыскание — это непременно расходы для налогоплательщика и источник доходов для государственного или регионального бюджета.

Объектом исследования в курсовой работе являются отношения между налоговой службой и налогоплательщиком.

Предмет — выявление задолженности налогоплательщика и механизм взыскания задолженности налоговой службой.

Цель курсовой работы — рассмотреть особенности налоговой задолженности и проанализировать порядок взыскания задолженности налоговой службой.

Данная цель будет достигнута решением следующих задач:

  • дать понятие налоговой обязанности как института налогового права
  • охарактеризовать особенности взыскания налоговой недоимки
  • рассмотреть объем налоговых задолженностей в России.

Итак, работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка.

8 стр., 3878 слов

Аудиторская проверка кредитных организаций. Порядок обжалования ...

... (инструкции), внутренние отчеты аудиторов, отчеты службы внутреннего контроля, материалы проверок ЦБ РФ, налоговых органов и материалы предыдущей аудиторской проверки; материалы судебных и арбитражных исков; сведения, ...

налоговый право недоимка

1.1 Понятие налоговой обязанности

В теории финансов финансовую систему рассматривают, как совокупность взаимосвязанных элементов формами финансовых отношений и она отражает специальные методы реального применения финансовых рычагов в экономических процессах.

Реализация процесса управления финансовой системой страны, ее сферами и звеньями осуществляется специальными институтами и органами государственной власти и управления.

Поскольку рациональность финансовой системы обусловливается финансовыми отношениями, которые формируются в ее сферах и звеньях в процессе аккумулирования финансовых ресурсов и перераспределения ВВП, то эффективность ее функционирования в значительной степени зависит от налоговой системы, ведь эффективность деятельности последней влияет на уровень и своевременность наполненности бюджета, достаточность и полноты предоставляемых общественных благ.

Обоснование места и роли налоговой службы в финансовой системе нужно осуществлять в контексте системно-структурного подхода и рассматривать ее с позиции составляющей налоговой системы и как специальной системы органов управления в сфере мобилизации финансовых ресурсов государства, их взимания, учета и контроля.

На основании компонентно-структурного анализа сути “налоговая система”, исследователи пришли к выводу, что рассматривая его содержание с позиции системного подхода, следует отметить, что ученые в контексте включения органов налоговой службы в ее структуру подходят в узком и широком смысле, которые соответственно содержат такие положение:

Среди классиков отечественной науки сформировалась мысль, что налоговая система — это совокупность налогов, сборов, других обязательных платежей и взносов в бюджет и государственные целевые фонды, которые установлены действующим законодательством. В указанном контексте наблюдается отсутствие основного субъекта, на которого возложены основные функции организации и выполнения налоговой работы.

Итак, основная роль налоговой службы в финансовой системе государства заключается в следующем:

  • обеспечение взаимоотношения государства и налогоплательщиков с целью аккумуляции фондов денежных средств, для выполнения государством возложенных на него функций;
  • обеспечение организацию своевременности и полноты учета налогоплательщиков и контроль за соблюдением ими налогового законодательства.

К тому же активизация механизма управления, реализуемого через прямые и косвенные взаимоотношения между сферами финансовой системы, обеспечивается эффективностью и полнотой взимания налоговых платежей на всех уровнях бюджетной системы и проведением контроля за этим процессом.

Одной из задач органов налоговой службы, в соответствии с пп1) п.1 Налогового кодекса РФ, является обеспечение полноты и своевременности поступления налогов и других обязательных платежей в бюджет.

Согласно Кодексу в случае не выполнения налогоплательщиком в срок налогового обязательства, налоговые органы применяют следующие меры принудительного взыскания налоговой задолженности:

  • за счет денег, находящихся на банковских счетах;
  • со счетов дебиторов;
  • за счет реализации ограниченного в распоряжении имущества;

4) в виде принудительного выпуска объявленных акций. [8]

6 стр., 2895 слов

Льготы по земельному налогу

... из оборота или ограниченные в обороте (ст. 389 НК РФ). Налоговая база. Налоговой базой по земельному налогу является кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка – ... налогоплательщиков: Героев советского союза; Героев РФ; Полных кавалеров ордена Славы. Налоговый период. Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год – период с 1 января по 31 ...

Взыскание налоговой задолженности начинается с вручения налоговыми органами «Уведомления о погашении налоговой задолженности».

Действующим кодексом разъяснено понятие «врученного» налогоплательщику уведомления. Согласно Налоговому Кодексу уведомление считается врученным в

по почте заказным письмом с уведомлением — с даты отметки налогоплательщиком (налоговым агентом) в уведомлении почтовой или иной организации связи;

  • электронным способом — по истечении 5 (пяти) рабочих дней со дня отправки уведомления органом налоговой службы. Данный способ распространяется на налогоплательщика, зарегистрированного в качестве электронного налогоплательщика. [11]

Направление уведомлений электронным способом позволит налогоплательщику в кратчайшие сроки выяснить причину образования налоговой задолженности и добровольно ее погасить.

В указанном уведомлении дается информация об обязанности уплаты налогов.

В отличие от большинства других финансовых правоотношений, администрирование налогов непосредственно связано с исполнением налоговой обязанности.

Под налоговой обязанностью понимается обязанность лица (налогоплательщика) перед государством по уплате налогов, возникающая в соответствии с налоговым законодательством, в силу которого налогоплательщик должен зарегистрироваться в налоговом органе, определять объекты налогообложения, исчислять налоги и другие обязательные платежи в бюджет, составлять налоговую отчетность, представлять ее в установленные сроки, уплачивать налоги и другие обязательные платежи в бюджет[1].

Налоговая обязанность — конституционная публично-правовая обязанность (повинность), определенная Конституцией РФ и законодательством российского государства в интересах всех членов общества, предписывающая каждому юридическому или физическому лицу меру необходимого поведения и обеспеченная мерами государственного принуждения за ненадлежащее ее исполнение.

Эта обязанность устанавливается на основе юридических фактов, требований правовых норм и характеризуется сложной динамической структурой, отличающейся тем, что по мере накопления юридических фактов структура правоотношения развивается, преобразовывается: права и обязанности сменяют друг друга, дополняются новыми, видоизменяются и т. д. Как отмечено в ст. 44 НК РФ, обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных законодательством, и может быть возложена на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

Можно согласиться с И.И. Кучеровым в том, что общую с налоговой обязанностью правовую природу проявляют, например, воинская обязанность (повинность), обязательная сдача (продажа) государству добытых из недр драгоценных металлов и камней или репатриация и продажа валютной выручки на внутреннем валютном рынке и т. д.[7].

С.В. Запольский прав, утверждая: «Налоговый или схожий с ним закон является моделью будущих правоотношений, не существующих на момент принятия закона и возникающих не иначе как при наличии предусмотренного законом факта. Поскольку невозможно существование прав и обязанностей без существования правоотношения, обязанность взноса денежных средств в бюджет возникает в момент возникновения правоотношения, а до этого должна рассматриваться как потенциальная (организационная) обязанность, так же как корреспондированное ей правопритязание[13].

4 стр., 1628 слов

Налогоплательщики и плательщики сборов. Налоговые агенты

... Обязанности налоговых агентов в определенной степени производны от целей и задач налоговых органов, поэтому условно налоговых агентов можно считать представителями налоговых органов во взаимоотношениях с налогоплательщиками. Вместе с тем правами налоговых ...

Это замечание важно, так как необходимо разграничить организационную обязанность и правоотношение. Роль такой обязанности заключается в подготовке налогового правоотношения, предотвращении возможных нарушений и совершении необходимых организационных действий.

Организационную обязанность можно охарактеризовать как организационное состояние, содержащее будущие обязанности будущего налогоплательщика, а также будущие права налогового органа в правоотношении. В этой связи необходимо отметить, что некоторые организационные обязанности потенциального налогоплательщика в силу закона исполняются независимо от наличия фактов, обязывающих к уплате налога (например, сдача бухгалтерской и налоговой отчетности).

Закон должен содержать такие нормы, чтобы уполномоченный государством орган был обязан заранее подготовить основание для точного и полного исполнения обязанности налогообязанным лицом при возникновении оснований по уплате налога.

Наряду с термином «налоговая обязанность» в научной литературе активно используется термин «налоговое обязательство». Категорию финансового обязательства первым в нашей стране ввел С.В. Запольский, приравнявший финансовые обязательства к гражданско-правовым[11].

В настоящее время ряд ученых — Д.В. Винницкий, С.В. Запольский, М.В. Карасева, И.А. Цинделиани и др.[9] — вместо терминов «налоговая обязанность», «обязанности по уплате налогов» используют термин «налоговое обязательство». Такое применение термина представляется небесспорным. Н.П. Кучерявенко справедливо отмечает, что вряд ли обязательство может отражать природу комплекса обязанностей налогоплательщика, имеющих безусловный и первоочередной характер. Более точным было бы использование термина “налоговая обязанность” как категории, обобщающей всю систему обязанностей налогоплательщика, связанных с уплатой налогов и сборов[6].

Налоговая обязанность, в отличие от гражданско-правового обязательства, хотя и является в некоей своей части также имущественной (например, регистрационные действия не являются имущественными), но носит не частноправовой, а публично-правовой характер.

Д.В. Винницкий подробно исследовал употребление терминов «налоговое обязательство» и «налоговая обязанность», в том числе и в практике Конституционного суда РФ[7].

В этой работе автор обращает внимание на то, что суд вводит и использует такие понятия, как «налоговое обязательство», «конституционное обязательство по уплате налогов», «конституционное налоговое обязательство» и т. п., часто смешивая эти понятия. Можно согласиться с тем, что используемые формулировки требуют уточнения и разграничения.

Доводы «за» и «против» использования термина консолидировала М.В. Карасева[3].

Основными доказательствами возможности существования категории «налоговое обязательство» наряду с гражданско-правовым обязательством являются:

  • общая экономическая основа;
  • непосредственная связь с правом собственности;
  • имущественный характер;
  • стороны обязательственного правоотношения строго определены, т. е. наличествует относительный характер;
  • целенаправленность;
  • есть неотъемлемый элемент гражданского обязательства — санкция.

Существуют также признаки, отличающие гражданско-правовое обязательство от налогового:

36 стр., 17863 слов

Объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций при

... 30% налоговой базы по налогу на прибыль соответствующего года. В случае, если в отчетном (налоговом) периоде налогоплательщиком получен убыток, то в данном отчетном (налоговом) периоде налоговая база ... доходы от источников в Российской Федерации. Не являются плательщиками решедшие на уплату единого налога на вмененный доход для определен- ных видов деятельности: организации,применяющие упрощенную ...

  • налоговое обязательство предусматривает только обязанность должника (налогоплательщика) совершить в пользу кредитора определенные действия и не предусматривает воздержания от действий;
  • налоговое обязательство имеет односторонний характер;
  • субъективное право требования кредитора является властным велением;
  • принятие исполнения по обязательству является обязанностью государства в лице налогового органа (муниципального образования в лице органа местного самоуправления);
  • в налоговом обязательстве перемена кредитора невозможна, невозможен и перевод долга.

М.В. Карасева делает вывод: новая финансовая категория «налоговое обязательство» обладает основными признаками гражданско-правовой категории «обязательство», а налоговое правоотношение является разновидностью обязательственного[9].

Налоговая обязанность может быть качественной характеристикой субъекта права, его юридическим состоянием, приобретаемым с момента рождения или образования юридического лица. Под юридическим состоянием понимается «длящееся обстоятельство, своего рода качество субъекта права, приобретенное им в силу рождения или производное от какого-либо действия. К состояниям относятся: гражданство, брак, нетрудоспособность, стаж, национальность, родство, специальность и т. п. Они, как правило, выступают в совокупности с другими юридическими фактами, сами по себе не имеют юридического значения, но всегда учитываются в качестве компонента юридического состава»[12].

Для возникновения налоговой обязанности необходим факт или фактический состав, с наступлением которого закон связывал бы такое последствие. Фактический состав — это, по мнению О.С. Иоффе и М.Д. Шаргородского, «совокупность юридических фактов, наступление которых необходимо для возникновения предусмотренных законом правовых последствий»[14].

Так, элементы налога являются фактическим составом. Налог считается установленным, согласно п. 1 ст. 17 НК РФ, лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно: объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога.

Подводя итог, отметим следующее. Уплата налогов — основная часть налоговой обязанности, остальные действия по отношению к ней являются сопряженными и вторичными. Причем по объему и длительности совершения эти действия носят превалирующий характер. Действия, не связанные с уплатой налога, не являются имущественными.

Деятельность по исполнению налоговой обязанности включает также встречные действия органов, администрирующих налоги, и часто — действия, предшествующие исполнению налогоплательщиком налоговой обязанности. К ним можно отнести действия по разработке методологии налогового и бухгалтерского учета, разработке и обеспечению налогоплательщика бланками налоговых деклараций и т. д. Как верно подчеркивает С.В. Запольский, «статистический, бухгалтерский и налоговый учет, отчасти совпадая, отчасти распадаясь на самостоятельные потоки, в совокупности образуют систему информационных координат, в которых действует любой участник гражданского оборота»[10].

4 стр., 1627 слов

Изменение сроков уплаты налога и сбора

... изменение срока уплаты налога (сбора) не рассматривается более как налоговая льгота. Из НК РФ следует, что это особый порядок исполнения налогоплательщиком обязанностей по уплате налогов (сборов). Изменением срока уплаты налога и сбора ...

1.2 Надлежащее исполнение налоговой обязанности

Категория «налоговая обязанность» может употребляться в широком (любая юридическая обязанность налогоплательщика, установленная налоговым законодательством) и узком (обязанность по уплате налога) значениях.

Возникновение налоговой обязанности связывается с наличием у налогоплательщика объекта налогообложения и истечением налогового периода, по окончании которого налог должен быть исчислен и уплачен.

Налоговая обязанность прекращается ее надлежащим исполнением, то есть когда налог уплачен налогоплательщиком своевременно и в полном объеме.

Иные обстоятельства, влекущие прекращение налоговой обязанности: удержание налога налоговым агентом; принудительное взыскание налога за счет безналичных денежных средств либо иного имущества; уплата налога реорганизованной организации ее правопреемником; уплата налога лицом, уполномоченным органом опеки и попечительства, за безвестно отсутствующего налогоплательщика; уплата налога опекуном за недееспособного налогоплательщика; уплата налога поручителем за налогоплательщика; зачет излишне уплаченной или излишне взысканной суммы налога в счет предстоящих платежей и др.

Смерть налогоплательщика или признание умершим также прекращает налоговую обязанность, что обусловлено личным характером уплаты налога. Исключение составляют поимущественные налоги умершего лица либо лица, признанного умершим, которые погашаются в пределах стоимости наследственного имущества.

Налоговая обязанность ликвидируемой организации исполняется ликвидационной комиссией за счет денежных средств самой организации, в том числе полученных от реализации ее имущества. Если денежных средств ликвидируемой организации недостаточно, остающаяся задолженность должна быть погашена учредителями (участниками) указанной организации (если учредители (участники) ликвидируемого юридического лица несут субсидиарную ответственность по его долгам).

Исполнение обязанности по уплате налога может быть как добровольным (уплата налога), так и принудительным (взыскание налога).

Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законом. Налоговая обязанность считается исполненной надлежащим образом, когда налог уплачен полностью и своевременно, то есть в установленный срок либо досрочно. [11]

Обязанность по уплате налога считается исполненной с момента предъявления в банк поручения на уплату налога при наличии достаточного денежного остатка на его счете в банке. Если налог уплачивается наличными денежными средствами, налоговая обязанность считается исполненной с момента внесения денежной суммы в счет уплаты налога в банк, кассу органа местного самоуправления, соответствующую организацию связи.

1 Механизм взыскания налоговой задолженности

Установленная Налоговым кодексом процедура взыскания задолженности по налогам, пеням и налоговым санкциям (штрафам) выглядит следующим образом.

Работа с задолженностью начинается с ее выявления. Для этого периодически, как правило, не реже одного раза в две недели, сотрудники отдела по принудительному взысканию недоимки формирует список должников. Список формируется автоматически, с использованием возможностей информационной системы инспекции. В ходе анализа этого списка выделяются суммы задолженности, которые уже находятся «в работе», суммы, невозможные к взысканию, а также суммы, достоверность которых вызывает сомнения. В результате такого анализа из общего списка должников выделяются те, по которым еще не начата процедура взыскания.

По таким плательщикам налоговый инспектор прежде всего изучает возможность погашения задолженности по одним налогам за счет имеющихся переплат по другим налогам. Зачет излишне уплаченных платежей по одному налогу в счет задолженности по другому налогу осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика или по решению налогового органа. Зачет может быть произведен только в тот же бюджет, в который была направлена излишне уплаченная сумма. Сумма излишне уплаченного налога может быть также направлена на уплату пени, начисленной в тот же бюджет, в который она была излишне уплачена.

В том случае когда налоговый орган произвел зачет самостоятельно, он обязан проинформировать налогоплательщика о вынесенном решении о зачете сумм излишне уплаченного налога не позднее двух недель со дня подачи заявления о зачете.

Если задолженность нельзя покрыть за счет переплаты, то начинается процесс ее взыскания. Сначала принимается решение о направлении требования, затем — готовится и направляется плательщику требование об уплате налога, если оно не исполняется в установленный срок, то принимается решение о взыскании налога за счет средств плательщика, затем — выставляются инкассовые поручения на один из расчетных счетов недоимщика, а операции по остальным счетам — приостанавливаются. Далее инспекция отслеживает исполнение инкассовых поручений и динамику задолженности недоимщика, чтобы не допустить как необоснованной задержки взыскания долгов в бюджет, так и излишнего взыскания средств с налогоплательщика. Налоговым кодексом установлены жесткие сроки выдачи и исполнения каждого из перечисленных документов.

В случае установления факта неуплаты в установленный срок налога или пени налоговый орган выносит Решение о направлении Требования об уплате налогов. После этого налоговая инспекция направляет плательщику Требование об уплате налогов, т.е. адресованное налогоплательщику или иному обязанному лицу письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени.

Для взыскания налоговых санкций, не уплаченных должником добровольно, налоговая инспекция обращается с иском в суд. При этом, к исковому заявлению прилагается Решение о привлечении плательщика к ответственности за нарушение налогового законодательства, документы, подтверждающие факт получения плательщиком Решения (или его отправки), другие необходимые документы. [12]

Требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

Требование об уплате налога направляется налогоплательщику независимо от привлечения его к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Оно должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.

Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.

Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 10 календарных дней с даты получения, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику налоговым органом, в котором налогоплательщик состоит на учете.

Требование об уплате налога или сбора может быть вручено руководителю или представителю организации или физическому лицу (его представителю) лично под роспись или иным способом, подтверждающим факт и дату получения этого требования.

В статье 70 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что Требование об уплате налога направляется плательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога. Требование об уплате налога и пеней, доначисленных в результате налоговых проверок, должно быть направлено в десятидневный срок со дня вынесения решения по результатам проверки.

В Требовании об уплате налога устанавливается срок его исполнения. Этот срок не переносит установленный законодательством срок уплаты налога (который на момент подготовки Требования уже нарушен), а дает недоимщику «последний шанс» добровольно уплатить долги, либо выверить с инспекцией их сумму. Как правило, срок исполнения Требований устанавливается в 9 календарных дней со дня его вручения плательщику. Если же Требование направляется по почте, то добавляется еще 6 дней на почтовый пробег документов.

Если за время, прошедшее после направления Требования, обязанности плательщика по уплате налогов или сборов изменились, то налоговая инспекция направляет ему уточненное Требование.

Налоговая инспекция отслеживает поступления платежей от недоимщиков в сроки, установленные в Требованиях. Если в установленный срок необходимая сумма не поступает, то налоговый орган принимает Решение о взыскании.

Решение о взыскании должно быть доведено налоговой инспекцией до сведения налогоплательщика в течение 5 дней с момента его принятия. Как правило, решение направляется заказным письмом с уведомлением о вручении по месту регистрации (юридическому адресу) налогоплательщика.

На основании принятого Решения о взыскании налоговая инспекция выставляет в банк инкассовые поручения на списание денежных средств со счетов плательщика — юридического лица в бесспорном порядке для погашения задолженности по налогам, сборам и пеням.

Решение должно быть принято в течение 60 календарных дней после истечения срока исполнения Требования об уплате налога. Взыскание налога и пеней производится путем направления налоговым органом в банк, в котором открыты счета налогоплательщика, инкассового поручения на списание и перечисление в соответствующие бюджеты необходимых денежных средств с его счетов.

При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или налогового агента в день получения банком поручения налогового органа оно исполняется по мере поступления средств на эти счета.

Инкассовое поручение на перечисление налога в соответствующий бюджет подлежит безусловному исполнению банком. При наличии на счете денежных средств, сумма которых достаточна для удовлетворения всех требований, предъявленных к счету, списание этих средств со счета осуществляется в порядке поступления распоряжений клиента. [7]

При недостаточности денежных средств на счете для удовлетворения всех предъявленных к нему требований списание денежных средств осуществляется в

— В первую очередь осуществляется списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов.

— Во вторую очередь производится списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, по выплате вознаграждений по авторскому договору.

— В третью очередь производится списание по платежным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, а также по отчислениям в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, и фонды обязательного медицинского

  • В четвертую очередь производится списание по платежным документам, предусматривающим платежи в бюджет и внебюджетные фонды, отчисления в которые не предусмотрены в третьей очереди.
  • В пятую очередь производится списание по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение других денежных требований.
  • В шестую очередь производится списание по другим платежным документам в порядке календарной очередности. [9]

При взыскании налога с организаций налоговым органом может быть применено приостановление операций по счетам налогоплательщика или налогового агента в банках. Приостановление операций по счетам налогоплательщика-организации в банке означает прекращение банком всех расходных операций по данному счету.

Решение налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке подлежит безусловному исполнению банком. Ответственность банка за неисполнение решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента установлена статьей 134 Налогового кодекса Российской Федерации.

При наличии решения о приостановлении операций по счетам организации банк не вправе открывать этой организации новые счета.

Банк не несет ответственности за убытки, понесенные налогоплательщиком-организацией в результате приостановления его операций в банке по решению налогового органа.

Взыскание недоимок по налогам и пеням с физических лиц равно, как и наложенных на них налоговых санкций за нарушения налогового законодательства, производится в порядке, установленном статьей 48 НК РФ. Обращение в суд должно быть произведено в течение 6 месяцев после истечения срока исполнения Требования об уплате налога. [4]

2.2 Зарубежный опыт взыскания налоговой недоимки

С вопросами налоговых неплатежей сталкиваются во всех странах мира. В этой связи практический интерес имеют процедуры принудительного взыскания задолженностей по налогам при их неуплате, используемые в других странах.

Даже в государствах с довольно высоким уровнем налоговой дисциплины вопрос взыскания недоимок достаточно остр. Так, в Японии число лиц, имеющих долги по уплате общенациональных налогов, каждый год составляет примерно 300 тысяч, а суммы недоимок, например, лишь по налогу на потребление достигла в 2012 голу 600 млрд. иен.

В 2013 году в части региональных инспекций этой страны число недоимщиков в расчете на одного налогового инспектора выросло больше чем на 100. В Чехии, согласно данным Министерства финансов данной страны, налоговая задолженность составила на конец мая 2013 года примерно 100 млрд крон.

Все больше масштаб обрисовывается в уклонении от уплаты налогов даже в Германии. По информации последних соцопросов, 80 % взрослого населения думает, что быть честным налогоплательщиком совершенно невыгодно, а 50 % признают, что им нравится «водить государство за нос». По мнению экспертов, в Германии выплачиваются налоги целиком только с половины совокупных доходов. Еще с четверти — казна имеет лишь 60 — 70% причитающихся ей налогов, а предприниматели используют легальные и нелегальные приемы, чтобы минимизировать сумму налога. С оставшейся части доходов налоги не платят совсем. Этого вполне достаточно, чтобы понять, что и в зарубежных странах проблема налоговых задолженностей — верх актуальности.

В налоговом законодательстве зарубежных государств выделяется два главных этапа взыскания: использование налоговыми органами мер по выполнению принудительного взыскания долгов по налогам и сборам и прямое обращение взыскания на имущество налогоплательщика. Принудительным взысканием строится основа права государства как кредитора истребовать с налогоплательщика — должника безусловного выполнения налоговой обязанности. Так, в канадском законодательном Акте, который регулирует подоходное налогообложение, указано, что «все налоги, проценты, пени, издержки и иные суммы, подлежащие уплате согласно данному Акту, являются долговым обязательством в отношении к Ее Величеству и они взыскиваются через Федеральный суд Канады либо любой суд компетентной юрисдикции либо любым иным способом».

К популярным обеспечительным мерам относят конфискацию денежных средств, уплачиваемых в качестве заработной платы, списание средств, имеющихся на банковском счете, арест имущества либо установление запрета на выполнение сделок с ним. Во многих странах эти меры применяют налоговые администрации во внесудебном порядке.

В Беларуси, равно как и в России, налоговые органы имеют право приостановить операции налогоплательщиков по счетам в банках при непредставлении документов, связанных с вычислением и уплатой налогов, а еще и установления фактов сокрытия доходов (прибыли) и прочих объектов налогообложения. Суммы невнесенных в бюджет налогов взыскиваются со счетов недоимщиков по решению органа взыскания при помощи предъявления в обслуживающие их банки инкассового распоряжения на списание.

В Швейцарских условиях налоговые органы имеют все полномочия, носящие чрезвычайный характер. В частности, им разрешено запретить продажу активов либо истребовать уплаты налога в любое время, когда есть сомнения в том, что налоговая обязанность в дальнейшем будет выполнена. Налоговые администрации вправе арестовывать либо ограничивать выезд из страны и самих налогоплательщиков когда они уклоняются от выполнения своих обязанностей. Такое право предоставлено налоговым органам в странах: Великобритания, Канада, Дания, Финляндия, Япония.

В ряде государств к неплательщикам применяют достаточно жесткую систему наказаний. Например, в Китае, когда сумма невыплаченных налогов находится на уровне 10 % от обязательных платежей, но при этом не превышает 10 тыс юаней (около одной тысячи долларов США), виновник может получить штрафные санкции, накладываемые налоговыми органами. При превышении данной суммы либо повторном нарушении к делу подключают органы прокуратуры. В уголовном законодательстве Китая также есть специальная «налоговая» статья, состоящая из десяти частей, которая предусматривает разные сроки лишения свободы с непременной конфискацией имущества. Наказание за неуплату налогов в виде тюремного заключения есть и во Франции.

Необходимо отметить и материально-техническое оснащение налоговых органов разных государств. Так, налоговая служба Франции содержит четыре уровня:

а) центральные

б) национальные

в) региональные службы

г) службы местной компетенции — на уровне департаментов.

Все подразделения службы имеют самую передовую вычислительную технику, позволяющую не только с наибольшей эффективностью рассчитывать и отслеживать корректность уплаты налогов, но также выявлять нарушителей законодательства в сфере налогообложения. Розыском должников по налогам во Франции занято подразделение налоговых расследований и розыска. Данной деятельностью, построенной по территориально-функциональной системе, управляет Национальное управление налоговых расследований. Кроме этого, управление проводит учет всех открытых во Франции банковских счетов (а их больше 170 миллионов), всех юридических лиц и собственников недвижимости.

Общепризнанно высокая эффективность деятельности подразделений налоговых расследований и розыска во Франции объясняется в первую очередь обширными полномочиями, которые предоставлены службе в законодательном порядке. Здесь говорится о безусловном праве иметь в любых государственных, частных и общественных учреждениях и организациях всю информацию, важную для проведения расследования. Нет у налоговых работников из Франции и вопросов с кредитно-банковскими структурами — нужные сведения предоставляют по первому требованию. Быть во Франции работником налоговой службы очень престижно, и недостатка в высококвалифицированных кадрах совершенно нет, поскольку уровень оплаты труда налоговых служащих почти на 20 % выше, нежели в иных государственных учреждениях.

Во многих странах Запада добросовестные налогоплательщики находятся на особом счету. Их поощряют и предоставляют некоторые льготы. Аналогичное есть и у менее развитых стран. Так, в Индонезии каждый год публикуется реестр 200 частных фирм и физических лиц, которые уплатили самый крупный налог.

Таких налогоплательщиков отмечают почетными грамотами, по традиции вручаемых президентом государства. Одновременно виновники торжества обретают и налоговые послабления. Кроме этого, публикация списка добросовестных налогоплательщиков создает для них хорошую рекламу, способствуя росту их авторитета. [3]

Из всего вышеизложенного мы можем сделать вывод о том факте, что общепринятые меры по взысканию задолженностей налогов, используемые во многих странах мира, также используют и в нашей стране. Особым интересом пользуется создание информационной базы для учета должников по выплате налогов.

Смыслом и главной характеристикой налоговой системы является «доставка» средств в бюджет, поэтому рассмотрение российской системы налогов естественно начать с налоговых платежей. В этом отношении показатели за 2010-2012 гг. выглядят весьма убедительно; доходы консолидированного бюджета увеличились в 2,9 рала, а контролируемые налоговыми органами (МНС) доходы — и 2,7 раза (табл. 1.1).

Если говорить о налоговой нагрузке в целом, то можно видеть последовательное увеличение бремени налогов в последние годы.

Таблица 3.1 Динамика налоговой нагрузки (%)

2009

2010

2011

2012

1. Доля доходов консолидированного бюджета РФ в ВВП

25,5

28,7

29,7

32,4

18,0

19,4

20,6

21,4

Явный рост налогового бремени происходит на фоне экономического роста. Парадоксальность этой ситуации состоит еще и в том, что повышение налоговой нагрузки идет вопреки реальным шагам по снижению налогов.

Классическая либеральная схема взаимосвязи налогов и экономики выглядит так: снижение налогов активизация производства — увеличение налоговой базы — рост налоговых платежей. В этой схеме, столь популяризуемой некоторыми идеологами реформ, нет и не может быть места повышению налогового бремени, тогда как именно это повышение мы сегодня и наблюдаем.

Общая налоговая нагрузка учитывает налоги на внешнеэкономическую деятельность, и они по величине могут быть значительными. К примеру, их доля в ВВП составляла в 2008 г. — 1,8%, тогда как в 2011 г. -4,3%. Такие колебания говорят об осторожности, с какой следует оперировать общим показателем налогового бремени, ибо за счет исключительно конъюнктурных факторов (движение мировых цен на сырье) показатель налогового бремени может значительно колебаться. Но можно ли такое колебание назвать колебанием нагрузки на экономику? Повышение общего бремени за счет внешнеторговых факторов может вовсе не свидетельствовать об ужесточении налогового режима в стране. Более того, рост цен на сырье влечет активизацию производства сырьевых отраслей. Рост налогов при этом является, в основном, следствием роста производства.

Еще один методологический момент прямо связан с задачами государства в инвестиционной сфере: налоговая нагрузка должна учитывать вложения государства в производство и понижаться на их величину.

Практический нюанс состоит в том, что налоговое бремя в России вполне среднего уровня, однако остается актуальным вопрос о его распределении; здесь мы остановимся на двух его аспектах — отраслевом распределении бремени и льготах.

Анализ налоговой нагрузки основных отраслей экономики за 2009-2012гг., рассчитанной как отношение суммы поступивших налоговых платежей к валовой добавленной стоимости, показывает ее неравномерность. Основная тяжесть налогов лежит па производственных отраслях (за исключением сельского хозяйства).

Это обусловлено самим характером их деятельности, представляющей меньше возможностей для легального и нелегального ухода от налогов.

Тревожным выглядит тот факт, что бремя растет именно в тех отраслях, где оно наиболее высокое (промышленность, связь).

Если бы речь шла не об отраслях, а об отдельных предприятиях, то неравномерное изменение бремени можно было бы объяснить структурными сдвигами в экономике. Но применительно к отраслям такое объяснение не может иметь места, поэтому можно говорить о целесообразности отраслевого перераспределения налоговой нагрузки в направлении ее выравнивания.

Если говорить о льготах, то серьезным нападкам подверглась гл. 25 Налогового кодекса РФ за отмену инвестиционной льготы. В связи с этим считаем необходимым отметить следующее. Сетования по поводу отмены инвестиционной льготы во многом являются отражением общего преувеличенного представления о регулирующих возможностях налога вообще и налоговых льгот в частности. Поэтому следует критически относиться к таким, например, выводам: «Снижение ставок отдельных налогов при устранении многочисленных льгот не привело к заметному для бизнеса уменьшению общей налоговой нагрузки на предприятия. Ликвидация же льгот по налогу на прибыль, использовавшуюся для инвестирования, в условиях недоступности банковских кредитов лишило предприятия и этого стимула».

Если обратиться к цифрам, то картина предстает такой. В 2012 г. в консолидированный бюджет поступило 463 млрд. руб. налога на прибыль предприятий, что составило 90% от уровня предыдущего года. Предположим, что гл.25 НК РФ была задействована с 1 января 2012 г. и потому поступившая в казну сумма налога могла бы равняться 640 млрд. руб. (в предположении, что рост налога на прибыль идет примерно в одной пропорции с общим объемом налоговых доходов, что и имело место в 2010-2011 гг.).

Таким образом, предприятия «сэкономили» на налоге 177 млрд. руб.

Заметим, что исходная гипотетическая сумма 640 млрд. руб. включает в себя и условно «произведенные» расходы на капитальные вложения, так как исчислена в пропорции от учитывающих такие расходы сумм. Теперь, сопоставим цифры в 2011 г. предприятия затратили около 300 млрд. руб прибыли по льготе на финансирование капитальных вложений, а в 2012 г. они при желании могли бы вложить на 85% больше. Таких темпов роста инвестиций ждать еще долго.

Разумеется, это — средние и общие цифры. Отдельные предприятия, инвестировавшие до 50% прибыли, теряют на отмене льготы. Но будем иметь в виду, что налогообложение составляет одно из общих условий хозяйствования и обязано исходить именно из средних, общих, стандартных обстоятельств, которые, как мы видели, полностью оправдывают новый порядок обложения прибыли.

Налоговый кодекс, отменив так называемую инвестиционную льготу, в гл. 25 «Налог на прибыль организации» установил отдельной статьей (ст. 262) порядок учета расходов на научные исследования и опытно-конструкторские разработки. Тем самым новый налоговый режим подталкивает предприятия к научно-техническому прогрессу и инновационным формам развития, обеспечивая новое качество экономического роста.

Общая сумма задолженности на 1 января 2012 г. по налогам, администрируемым МНС, налоговых санкций — 1111,7 млрд. руб. Ее структура и изменение представлены в таблице 2.2.

Таблица 3.2 Структура задолженности по налогам в 2011 — 2012 гг.

на 01.01.2011 г.

на 01.01.2012 г.

млрд. руб.

%

млрд. руб.

%

Всего задолженность

1051,1

100,0

1113,7

100,0

в том числе:

налоги

475,0

45,2

528,1

46,8

пени

51,3

49,0

531,0

47,7

штрафы

60,8

5,8

60,9

5,5

Неоднократно проводимые реструктуризации долгов увеличили долю отсроченных (рассроченных) платежей с 25,6% в 2008 г. до 36,7% в 2011 г. В 2012 г. их доля снизилась за счет резкого возрастания приостановленных к взысканию платежей, в чем отразился очередной всплеск налоговых споров (об этом речь пойдет ниже): доля приостановленных платежей за 2010 г выросла в два раза. К положительным сдвигам можно отнести выравнивание задолженности по бюджетам (ранее долг в федеральный бюджет рос заметно быстрее, чем в региональные).

В 2012 г. основная часть задолженности приходится на федеральный бюджет: если в 2008 г. его доля составляла 53%, то через пять лет — 87%. В структуре задолженности основное место продолжает занимать НДС.

Отношение общей задолженности, включая пени и штрафы, на 01.01.2011 г. к сумме всех налоговых платежей в 2012 г. составило почти 48%. Оно за последние годы меняется к лучшему, но все еще остается значительным. Наиболее неблагополучное положение с самым крупным налогом — НДС: в 2012 г. задолженность по нему составила свыше 90% от поступлений. Причины этого можно видеть в сложном механизме платежей, включающем множественность расчетов и допускающем возможности уклонения от налогов. Отраслевой срез задолженности обнаруживает значительные колебания. Если в целом по экономике задолженность по налогам, штрафам и пеням, контролируемым МНС, составляла на 1 января 2011 г. 48% суммы налоговых поступлений, то по целому ряду отраслей картина гораздо более удручающая. За стопроцентный рубеж переступили: легкая и лесная промышленность. В сельском хозяйстве и в угольной промышленности задолженность превысила сумму налоговых поступлений в 3 раза. Но самым безнадежным должником в России, как ни странно, является негосударственное страхование. В 2012 г. эта отрасль уплатила 4,0 млрд. руб. налогов, при том что ее задолженность на 01.01.2011 г. (включая пени и штрафы) составила 34,7 млрд. руб. Этот долг образовался в 2009-2010 гг., когда шло резкое сокращение сети страховых организаций, к тому же сыграл свою роль и кризис: если на 01.01.2009 г. задолженность (без пеней и штрафов) равнялась 137 млн. руб. то уже через год долг составил 12.4 млрд. руб. Ясно, что, оказавшись во много раз «беднее» крестьян и шахтеров, страховщики не смогут выжить без принудительного страхования авто, жилья и еще много чего другого. Представленные вычисления можно представить в виде графиков, которые размещены на сайте nalog.ru.

 зарубежный опыт взыскания налоговой недоимки 1

Зависимость задолженности от налоговой политики чрезвычайно многообразна. Задолженность — это своего рода результирующий показатель качества налогов и их действия в конкретных условиях. Погодовой анализ задолженности позволяет сделать весьма логичный вывод о том, что и кризисные годы рост задолженности ускоряется. Отсюда следует, что решение проблемы долгов можно видеть в нормально развивающейся экономике, подтверждая ранее сделанный вывод: влияние экономики на налоги гораздо сильнее, чем обратное их действие.[По информации, взятой из 15]

Таким образом, по курсовой работе можно сделать следующие выводы.

Налоговый Кодекс РФ определяет налог как «обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований».

Обязанность по уплате налога возникает всегда при наличии объекта налогообложения. При этом налог устанавливается и вводится законом, его уплата носит принудительный характер, он уплачивается на основе безвозмездности; налог является абстрактным платежом и обычно не имеет целевого назначения.

Из этой обязанности проистекает вероятность возникновения задолженности перед государством в виде пеней, штрафов и недоимок. Данная проблема актуальна не только для нашей страны, она имеет глобальный характер: и развивающиеся страны, и страны с передовой экономикой имеют проблемы с недоуплатой налогов от граждан и организаций.

Весь комплекс способов и методов погашения задолженности по налогам и другим обязательным платежам в бюджеты и государственные внебюджетные фонды, а также штрафным санкциям и пеням, начисленным за нарушения налогового законодательства, можно разделить на три основные группы — принудительные, добровольные и добровольно — принудительные.

К принудительному погашению задолженности по налогам и другим обязательным платежам в бюджеты и государственные внебюджетные фонды, а также штрафным санкциям и пеням, начисленным за нарушения налогового законодательства, следует отнести действия государственных налоговых инспекций, направленные на взыскание налоговой задолженности, образовавшейся у налогоплательщика в результате контрольной работы налоговых органов.

Добровольное погашение налоговой задолженности выражается в уплате недоимки по налогам и другим обязательным платежам в бюджеты и государственные внебюджетные фонды, а также штрафным санкциям и пеням за нарушения налогового законодательства, как начисленной государственными налоговыми инспекциями в ходе контрольной работы, так и самостоятельно выявленной налогоплательщиком.

Добровольно — принудительное погашение налоговой задолженности — это действия налогоплательщика — недоимщика, направленные на погашение задолженности по налогам и другим обязательным платежам в бюджеты и государственные внебюджетные фонды, а также штрафным санкциям и пеням, начисленным за нарушения налогового законодательства, осуществляемые под контролем соответствующей государственной налоговой инспекции и под угрозой наступления ответственности, установленной законодательством Российской Федерации

Хотя формирование основ современной российской налоговой системы в целом закончено, она не может считаться окончательно сформированной. Налоговая система должна будет динамично изменяться вместе с дальнейшим проведением социально-экономических преобразований.

1. Брызгалин А.В. НК РФ и российское налоговое законодательство: соотношение и взаимодействие // Налоговый вестник. — 2009. — №1.

. Демин А.В. Налоговое право России // СПС «КонсультантПлюс».

. Иванеев А.И. Налоговая составляющая бюджета 2011-12 годов // Финансы. — 2011. № 1.

. Кучеров И.И. Налоговое право России. — М., 2012.

. Лексин В., Швецов А.. Стереотипы и реалии российского бюджетного федерализма // Вопросы экономики. — 2009. — №1.

. Макаров Д.Г. Уголовный кодекс в борьбе с теневой экономикой. Проблемы и перспективы. // Налоговый вестник, 2008. — №1.

. Налоги в нашей жизни. Материалы научно-практической конференции «Человек и общество» / Юрьев В.М., Куприн А.В., Щербинин А.Т. — Тамбов, 2010.

. Налоги и общество / Лапаева Н.Г. Учебное пособие. — Оренбург, 2009.

. Пансков В.Р. Организационные вопросы налоговой реформы // Финансы, 2009. — № 1.

. Российский статистический ежегодник: Стат.сб. УГоскомстат России. — М., 2011.

. Соловьев И.Н. Реализация уголовной политики России в сфере налоговых преступлений: проблемы и перспективы. — М.: РГБ, 2011.

. Тютин Д.В. Косвенные способы принуждения налогоплательщика к уплате налога // Сравнительное конституционное обозрение. — 2009. — №5.

. Хурсевич С.Н., Сибиряков С.А. Бюджетная политика: учёт реальности // Финансы. — 2009. — №1.