В первой половине 2025 года российский рынок лизинга столкнулся с беспрецедентным ускоренным сокращением: объем нового бизнеса упал на 45% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, достигнув отметки в 813 млрд рублей. Эта цифра, отражающая почти двукратное падение, служит ярким индикатором глубоких трансформаций и вызовов, с которыми сегодня сталкивается отрасль. В условиях динамично меняющейся макроэкономической среды и сохраняющегося геополитического давления, лизинг продолжает оставаться одним из ключевых инструментов финансирования для предприятий, стремящихся к модернизации, расширению и поддержанию конкурентоспособности. Что же следует из такого значительного падения? Оно демонстрирует, что традиционные подходы к финансированию требуют пересмотра, а компании должны искать новые, более гибкие пути для сохранения инвестиционной активности, что делает лизинг еще более актуальным.
Цель данного исследования — провести всесторонний и глубокий анализ современного состояния российского рынка лизинговых услуг в период 2024-2025 годов, выявить ключевые тенденции, определить влияние макроэкономических и нормативно-правовых факторов, а также оценить перспективы его развития с учетом региональных особенностей. В рамках работы будут рассмотрены теоретические основы лизинга, его преимущества и недостатки для различных категорий бизнеса, детально проанализированы аспекты бухгалтерского и налогового учета лизинговых операций, а также изучены стратегии ключевых игроков рынка.
Методологическая база исследования опирается на комплексный подход, включающий системный анализ статистических данных Федеральной службы государственной статистики (Росстат), Центрального банка РФ, ведущих рейтинговых агентств (например, «Эксперт РА»), а также законодательных и нормативно-правовых актов Российской Федерации. Применение сравнительного и факторного анализа позволит выявить причинно-следственные связи и оценить влияние различных факторов на динамику рынка. Структура работы последовательно раскрывает обозначенные выше аспекты, предлагая читателю углубленное понимание текущего положения дел и прогнозов развития лизинговой отрасли.
Теоретические основы и сущность лизинговых операций
В основе любого экономического явления лежит четкое определение и понимание его сути, и лизинг, как сложный финансовый инструмент, не является исключением. Его теоретическое осмысление позволяет не только правильно интерпретировать рыночные данные, но и эффективно применять его на практике, поскольку лишь глубокое понимание концепции позволяет раскрыть весь потенциал этого инструмента для развития бизнеса.
Коллекторские Агентства в Российской Федерации: Комплексный Анализ ...
... и доверие к коллекторскому бизнесу, который на тот момент имел весьма неоднозначную репутацию. Появление НАПКА ознаменовало стремление игроков рынка к цивилизованному развитию и диалогу с ... так и должников. Для студентов юридических, экономических и финансовых специальностей глубокое понимание этой области становится неотъемлемым элементом профессиональной подготовки. Оно позволяет не только ...
Понятие и экономическая сущность лизинга
Для того чтобы понять, что такое лизинг в России, следует обратиться к его законодательному закреплению. Федеральный закон от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» определяет лизинг как совокупность экономических и правовых отношений, возникающих в связи с реализацией договора лизинга, в том числе приобретением предмета лизинга. Более конкретно, договор лизинга — это соглашение, в силу которого лизингодатель (арендодатель) обязуется приобрести в собственность указанное лизингополучателем (арендатором) имущество у определенного продавца и предоставить это имущество лизингополучателю за плату во временное владение и пользование. По своей экономической сути лизинг представляет собой уникальную форму финансирования, которая гармонично сочетает в себе элементы аренды и кредитования.
В отличие от прямой покупки в кредит, при лизинге право собственности на имущество остается у лизингодателя на протяжении всего срока действия договора. Это снижает риски для лизингодателя и, как следствие, часто упрощает доступ к финансированию для лизингополучателя. С другой стороны, лизингополучатель получает возможность использовать необходимое имущество без значительных первоначальных капитальных вложений, распределяя стоимость его использования на длительный период. Таким образом, лизинг выполняет функции инвестиционного инструмента, способствуя обновлению основных фондов предприятий, особенно в условиях ограниченного доступа к традиционным кредитным ресурсам или нежелания обременять баланс собственностью. Он стимулирует производственный рост, модернизацию и повышение конкурентоспособности бизнеса за счет технологического перевооружения, что является важным фактором в условиях постоянно меняющейся экономики.
Классификация и виды лизинговых операций в РФ
Практика применения лизинга в России, хотя и опирается на международные стандарты, имеет свои особенности, закрепленные в законодательстве. Основной закон о лизинге (№ 164-ФЗ) выделяет две ключевые формы:
- Внутренний лизинг: Это наиболее распространенная форма, при которой все участники сделки – лизингодатель, лизингополучатель и продавец имущества – являются резидентами Российской Федерации. Все финансовые операции и правовые отношения регулируются исключительно российским законодательством.
- Международный лизинг: В данном случае хотя бы одна из сторон (лизингодатель или лизингополучатель) является нерезидентом РФ. Такие сделки сопряжены с дополнительными сложностями, связанными с валютным регулированием, международным правом и потенциальными рисками, обусловленными геополитической обстановкой. В условиях санкционного давления международный лизинг существенно сократился, но сохраняет актуальность для специфических видов оборудования и технологий.
Помимо этих юридически закрепленных форм, экономическая практика и международные стандарты выделяют несколько видов лизинга, которые, хотя и не всегда прямо прописаны в российском законодательстве как отдельные категории, фактически применяются и имеют свою специфику:
Экономико-правовая сущность лизинга недвижимости в РФ: Анализ ...
... (оперативный) лизинг Операционный лизинг ближе к традиционной долгосрочной аренде. Признаки: Срок договора значительно меньше срока полезного использования актива. По завершении договора имущество возвращается лизингодателю, который может ... обеспечения. Срок сделки Среднесрочный: обычно до 7–10 лет. Долгосрочный: до 20–30 лет. Кратко- и среднесрочный. Баланс объекта Определяется ФСБУ 25/2018. ...
- Финансовый лизинг: Ключевая особенность этого вида лизинга заключается в том, что по истечении срока действия договора лизингополучатель, как правило, имеет право или обязанность выкупить предмет лизинга по остаточной стоимости. Срок договора финансового лизинга обычно сопоставим со сроком полезного использования актива, и в течение этого периода лизингодатель возмещает большую часть или всю стоимость имущества. Это фактически аналог долгосрочного кредитования под залог приобретаемого актива.
- Операционный лизинг (оперативная аренда): В отличие от финансового, операционный лизинг не предусматривает возможности выкупа актива после завершения срока аренды. Срок договора обычно значительно короче срока полезного использования имущества. Лизингодатель в этом случае берет на себя риски, связанные с обслуживанием, ремонтом и последующей реализацией актива. Эта форма лизинга часто используется для высокотехнологичного оборудования или транспорта, который быстро устаревает или требует частой замены.
- Возвратный лизинг: Это особая разновидность лизинга, при которой предприятие, владеющее имуществом, продает его лизинговой компании, а затем берет это же имущество в лизинг.
Основная цель возвратного лизинга – получение лизингополучателем оборотных средств за счет продажи актива, при этом сохраняя возможность его использования. Это инструмент оптимизации структуры баланса и улучшения ликвидности.
- Сублизинг: Представляет собой передачу лизингополучателем предмета лизинга третьим лицам во владение и пользование. Фактически это «лизинг в лизинге», где первый лизингополучатель становится сублизингодателем. Сублизинг позволяет более гибко управлять активами, например, передавая временно избыточное оборудование или технику в пользование другим компаниям.
Каждый из этих видов имеет свои нюансы в регулировании, бухгалтерском и налоговом учете, а также по-разному влияет на финансовое положение и риски участников сделки. Понимание этих различий критически важно для принятия обоснованных управленческих решений. Ведь неправильный выбор вида лизинга может привести к неоптимальным затратам и упущенным выгодам.
Анализ современного состояния и динамики рынка лизинговых услуг в России (2024-2025 гг.)
Российский рынок лизинга переживает период глубоких трансформаций. Если 2024 год еще демонстрировал определенную устойчивость, то первая половина 2025 года ознаменовалась резким сокращением основных показателей, что требует тщательного анализа, поскольку эти изменения затрагивают всю экономическую систему страны.
Объем и динамика нового бизнеса и лизингового портфеля
В 2024 году российский рынок лизинга показал снижение объема нового бизнеса на 7%, составив 3,3 трлн рублей. Это падение было несколько сглажено крупными разовыми сделками с железнодорожной техникой и недвижимостью в III квартале, без которых снижение за 9 месяцев 2024 года составило бы те же 7% относительно 2023 года. Однако уже в первой половине 2025 года ситуация значительно усугубилась. Объем нового бизнеса упал на 45% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, достигнув 813 млрд рублей. Для сравнения, в первом полугодии 2024 года этот показатель составлял 1,48 трлн рублей. Такое резкое сокращение можно сравнить с «шоковым» первым полугодием 2022 года, когда рынок также испытывал значительное давление.
Рынок лизинга в Республике Казахстан: от государственного доминирования ...
... развитием частного сектора и четкими отраслевыми приоритетами. Динамика и объем рынка: 2019-2025 гг. За последние годы рынок лизинга в Казахстане пережил настоящий взрывной рост, превратившись в мощный ... всего 308 контрактов на 15,5 млрд тенге в 2024 году. Это соотношение наглядно демонстрирует, что казахстанский рынок лизинга сосредоточен на поддержке капитальных вложений и обновлении основных ...
Падение коснулось и количества заключенных сделок, которое сократилось на 40% в первой половине 2025 года, составив 132 тыс. штук. Примечательно, что средняя стоимость одного лизингового договора в этот период, напротив, увеличилась на 10%, достигнув 14,1 млн рублей (по другим данным, в 2024 году этот показатель вырос с 14,1 млн до 15,2 млн рублей).
Этот рост среднего чека отчасти смягчил общее падение объемов, указывая на то, что крупные сделки, хоть и стали реже, но сохранили свою значимость. Совокупный портфель лизинговых компаний, отражающий накопленный объем действующих договоров, также продемонстрировал негативную динамику. На 1 июля 2025 года он сократился на 2% относительно начала года, составив 5,9 трлн рублей. Некоторые источники указывают даже на более существенное сокращение — на 8% до 12,3 трлн рублей в первом полугодии 2025 года, что стало первым падением за последние пять лет. В то же время, по итогам 2024 года лизинговый портфель укрепился и предварительно составил около 12,8 трлн рублей, что доказывает высокую зрелость отрасли, способной накапливать и удерживать активы.
С точки зрения сегментации по типу клиентов, розничный сегмент (в основном, малый и средний бизнес) оказался наиболее уязвимым. В первой половине 2025 года объем нового бизнеса в нем сократился на 49%, что почти вдвое превышает снижение в корпоративном секторе (-21%).
В 2024 году розничный сегмент, занимавший около 78% рынка, снизился на 9%, а корпоративный сегмент (22% рынка) формально показал снижение лишь на 1%, однако без учета упомянутых крупных сделок его падение составило бы существенные 46%. Что же означает такое расхождение между розницей и корпоративным сегментом? Это свидетельствует о том, что малые предприятия, как правило, обладают меньшим запасом прочности и более чувствительны к изменениям в стоимости финансирования и экономической нестабильности.
Несмотря на внутренние вызовы, Россия сохранила 5-е место среди европейских стран по объему нового бизнеса в первом полугодии 2024 года, хотя и с сокращением на 15% в евровом эквиваленте. Доля России в европейском лизинговом бизнесе снизилась с 8,8% в первом полугодии 2023 года до 7,2% в первом полугодии 2024 года, что отражает общую тенденцию к сокращению рынка.
Структура рынка по сегментам и предметам лизинга
Лизинг автотранспорта традиционно является краеугольным камнем российского лизингового рынка. Он продолжает оставаться крупнейшим сегментом и ключевым драйвером, хотя его доля в новом бизнесе несколько сократилась – с 53% до 49% в 2024 году. Объем нового бизнеса в автолизинге снизился на 10% в 2024 году, до 1,7 трлн рублей.
Однако внутри этого сегмента наблюдается разнонаправленная динамика:
- Лизинг легковых автомобилей в рознице показал положительную динамику (+8% в 2024 году), чему способствовали отложенный спрос, ожидание роста цен и активность операторов каршеринга и такси. Тем не менее, в первой половине 2025 года этот сегмент также столкнулся со значительным сокращением (-27%).
- Лизинг грузовых автомобилей пережил наиболее глубокий спад: -18% в 2024 году и шокирующие -67% в первом полугодии 2025 года. Это обусловлено неблагоприятной конъюнктурой для перевозчиков и ростом их издержек.
- Лизинг строительной техники также демонстрировал отрицательную динамику, снизившись на 23% в 2024 году и на 56% в первой половине 2025 года, что свидетельствует об уменьшении деловой активности в строительном секторе.
На фоне общего спада, некоторые сегменты лизинга демонстрировали устойчивость и даже рост. В 2024 году позитивные тренды были отмечены в лизинге:
Лизинг как стратегический инструмент корпоративных инвестиций ...
... для корпораций при планировании своих инвестиционных стратегий с использованием лизинга. Динамика и структура рынка лизинга в Казахстане (2020-2025 гг.) Рынок лизинга в Казахстане демонстрирует впечатляющую динамику, трансформируясь из нишевого ...
- Высокотехнологичного оборудования (почти двукратный прирост).
- Медицинского оборудования (+30%).
- Оборудования для сервисных отраслей (+32%).
- Складского оборудования (+38%).
Эти сегменты остаются точками роста и в 2025 году, благодаря развитию альтернативных экспортных каналов (для нефте- и газодобычи), ожидаемому росту российского рынка телекоммуникаций (до 6% в год) и буму электронной коммерции, стимулирующему спрос на погрузчики и складское оборудование.
Наибольшее снижение объема нового бизнеса наблюдалось в:
- Авиационной отрасли (-56% в 2024 году, достигнув минимального уровня с 2009 года).
- Гражданском судостроении (-59% для морских и речных судов в 2024 году, -48% для водных судов в первой половине 2024 года).
Эти сегменты чувствительны к геополитической ситуации и высоким инвестиционным рискам.
Лизинг железнодорожной техники и недвижимости поддерживал корпоративный сегмент в 2024 году за счет крупных разовых сделок. Однако уже в первой половине 2024 года лизинг железнодорожной техники снизился на 25%.
По категориям лизингополучателей, малые и средние предприятия (МСП) оказались более чувствительными к макроэкономической ситуации и дорогому финансированию, что объясняет более глубокое падение розничного сегмента. Крупные лизингополучатели демонстрируют большую устойчивость благодаря участию в национальных проектах и государственных заказах, имея доступ к более стабильным источникам финансирования и государственным программам поддержки.
Региональные особенности рынка (на примере Волгоградской области)
Анализ географического распределения рынка лизинговых услуг позволяет выявить неравномерность его развития и концентрацию в экономически активных регионах. По данным на 2024 год, подавляющее большинство договоров и предметов лизинга приходится на крупные экономические центры:
- Москва – 57% договоров, 63% предметов лизинга.
- Калининградская область – 12% договоров, 16% предметов лизинга.
- Санкт-Петербург – 7% договоров, 9% предметов лизинга.
Такая концентрация объясняется более развитой инфраструктурой, высокой деловой активностью и присутствием штаб-квартир крупных компаний и лизингодателей в этих регионах. Однако важно рассмотреть, как лизинг развивается в других, менее крупных регионах, и какую роль в этом играют программы поддержки.
Методическое пособие: Получение государственной субсидии на открытие ...
... в Российской Федерации. В тексте отражены актуальные требования законодательства 2024–2025 гг., а также детализированные методологические требования к разработке бизнес-плана, одобрение которого ... финансовую ситуацию. Обязательное профилирование и Индивидуальный план занятости Ключевым нововведением 2025 года, влияющим на весь процесс взаимодействия с ЦЗН, является обязательное профилирование и ...
В качестве примера регионального развития рассмотрим Волгоградскую область. Несмотря на общее сокращение рынка, здесь наблюдаются точечные проявления государственной поддержки, которые помогают местному бизнесу. В первой половине 2025 года 16 компаний Волгоградской области воспользовались программами льготного лизинга, получив поддержку на общую сумму 181 млн рублей. Средний чек сделки в регионе составил 11,3 млн рублей. Эти цифры показывают, что, хотя количество компаний, воспользовавшихся льготами, относительно невелико, объем финансовой поддержки является значимым для регионального бизнеса.
Динамика заключенных договоров лизинга в Волгоградской области также демонстрирует определенную волатильность:
- В 2023 году: 17 договоров.
- В 2024 году: 14 договоров.
- Во Q2 2025 года: 31 договор.
Рост числа договоров во Q2 2025 года, несмотря на общее падение рынка, может свидетельствовать о локальных факторах роста или успешной реализации региональных программ поддержки, которые стимулируют спрос на лизинговые услуги даже в сложных экономических условиях. Данный региональный срез позволяет получить более детальное представление о том, как макроэкономические тренды преломляются на местном уровне, и подчеркивает важность адресных программ поддержки для развития лизинга в регионах. Это наглядно демонстрирует, что даже в условиях общенационального спада, локализованные инициативы могут стать мощным стимулом для роста.
Макроэкономические и нормативно-правовые факторы, влияющие на рынок лизинга
Рынок лизинговых услуг является чувствительным барометром экономической ситуации, и его динамика напрямую зависит от макроэкономических показателей и регуляторной среды. Понимание этих взаимосвязей критически важно для прогнозирования и формирования эффективных стратегий.
Влияние денежно-кредитной политики и инфляции
Одним из наиболее значимых и ощутимых факторов, ��пределяющих сокращение масштабов лизинговой деятельности в России, является длительный период высоких процентных ставок. Ключевая ставка Центрального банка РФ, являясь основным инструментом денежно-кредитной политики, напрямую влияет на стоимость фондирования для лизинговых компаний, а, следовательно, и на конечную стоимость лизинговых услуг для клиентов.
Динамика ключевой ставки в 2024-2025 годах наглядно иллюстрирует это влияние:
- 2024 год: Начался с высокой ставки в 16% (до 28 июля).
Затем последовательно повышалась: до 18% (с 29 июля), 19% (с 16 сентября) и 21% (с 28 октября), достигнув максимального значения за всю историю. Эти повышения были призваны сдерживать инфляцию, но одновременно существенно удорожали кредитные ресурсы.
- 2025 год: Наметилась тенденция к снижению: до 20% (с 6 июня), 18% (с 25 июля) и 17% (с 12 сентября).
Ожидаемое дальнейшее снижение ставки во второй половине 2025 года воспринимается рынком как потенциальный драйвер восстановления.
Высокая ключевая ставка напрямую ограничивает спрос на лизинг, делая его менее привлекательным по сравнению с прошлыми периодами, а также снижает уровень одобрения заявок, поскольку лизинговые компании ужесточают требования к платежеспособности клиентов. Ухудшение платежеспособности лизингополучателей и их конечных клиентов, вызванное общей экономической ситуацией, также негативно сказывается на рынке. Параллельно с этим, инфляция продолжает оказывать давление на стоимость предметов лизинга. Годовая инфляция в России составила 9,52% по итогам 2024 года. К августу 2025 года она снизилась до 8,14%, а к октябрю 2025 года — до 8,08%. Этот показатель, хоть и снижается, остается высоким, что приводит к удорожанию приобретаемого имущества и, соответственно, увеличивает общую сумму лизинговых платежей. Таким образом, бизнес сталкивается с двойным ударом: дорожает как сам лизинг, так и его предмет.
Институт финансовой аренды (лизинга) в российском гражданском ...
... правовую природу лизинговых платежей в выкупном лизинге. Тезис ВС РФ: Платежи по договору выкупного лизинга экономически представляют собой единую плату за финансирование, включающую возврат инвестированных лизингодателем средств (стоимость приобретения имущества) ...
Государственная поддержка и регулирование
Регулирование лизинговой деятельности в Российской Федерации осуществляется на основе комплексной законодательной базы. Основным правовым документом является Федеральный закон от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)», который постоянно дополняется и изменяется, адаптируясь к меняющимся экономическим условиям. Кроме того, лизинговая деятельность регулируется:
- Гражданским кодексом РФ (статьи 665-670), определяющим общие положения об аренде.
- Налоговым кодексом РФ (главы 25, 28, 30), устанавливающим порядок налогообложения лизинговых операций.
- Федеральным законом «О бухгалтерском учете» и соответствующими Федеральными стандартами бухгалтерского учета (ФСБУ).
С 1 января 2022 года произошли существенные изменения в налоговом законодательстве относительно лизинга: предмет финансовой аренды (лизинга) амортизируется лизингодателем, а лизинговые платежи (за вычетом выкупной стоимости, если она включена) учитываются в составе расходов лизингополучателя. Эти изменения направлены на унификацию и упрощение учета.
Правительство РФ осознает стратегическую важность лизинга для развития экономики и активно поддерживает отрасль через государственные программы. На 2025 год из федерального бюджета планируется выделить 27 млрд рублей на льготные программы лизинга для малого и среднего бизнеса. Эти программы предусматривают значительные преференции: ставка по льготному лизингу составляет 6% годовых для отечественного оборудования и 8% для иностранного.
Целевые программы также нацелены на конкретные сегменты:
- 20 млрд рублей выделено на льготный лизинг легковых автомобилей, легкого коммерческого и грузового транспорта.
- 7 млрд рублей направлено на льготный лизинг автобусов российского производства.
- Планируется запуск новой программы льготного лизинга дорожно-строительной и коммунальной техники с впечатляющим объемом финансирования в 50 млрд рублей.
Эти меры государственной поддержки являются критически важными для стабилизации и стимулирования рынка в условиях высокой стоимости фондирования. Какой важный нюанс здесь упускается? Несмотря на впечатляющие цифры, эффективность этих программ напрямую зависит от их доступности для конечного потребителя и скорости обработки заявок, что является постоянным вызовом для бюрократической машины.
Методы расчёта лизинговых платежей и сравнительный анализ финансовой ...
... лизингового платежа и его учет у лизингополучателя Элемент платежа Налоговый учет (Налог на прибыль) Бухгалтерский учет (ФСБУ 25/2018) Амортизация предмета лизинга (фактически входит в ЛП) Не амортизируется лизингополучателем. Платеж ... системе учета лизинговых операций Революционные изменения в учете лизинга принес Федеральный стандарт бухгалтерского учета ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды», ...
Санкционное давление, утилизационный сбор и импортозамещение
Геополитические факторы и санкционные ограничения продолжают оказывать серьезное влияние на рынок лизинга. Санкции привели к сокращению поставок импортной техники и оборудования, сделав его дефицитным и значительно более дорогим. Ограничение доступа к международным рынкам капитала также удорожило финансирование для российских лизинговых компаний. Наиболее существенно пострадали поставки высокотехнологичного производственного, лесоперерабатывающего, целлюлозно-бумажного оборудования и лесозаготовительной техники. В ответ на эти вызовы активно используются механизмы параллельного импорта и происходит переориентация на отечественное и азиатское оборудование.
Еще одним существенным фактором, влияющим на стоимость предметов лизинга, является рост утилизационного сбора. С 1 августа 2025 года были проиндексированы повышающие коэффициенты для отдельных категорий транспортных средств, таких как седельные тягачи и автосамосвалы. Более того, с 1 ноября 2025 года вводятся новые правила расчета утилизационного сбора, которые будут учитывать мощность двигателя автомобиля. Это приведет к увеличению сбора в десятки раз для машин мощностью свыше 160 л.с. Например, для легкового автомобиля с объемом двигателя 2,5 л и мощностью 200 л.с., утилизационный сбор может увеличиться с текущих 5000 рублей до более чем 100 000 рублей. Подобное удорожание напрямую отразится на конечной стоимости лизинга, делая его менее доступным для некоторых категорий транспортных средств.
Перенос сроков реализации некоторых крупных инфраструктурных проектов, например, сокращение инвестиционной программы РЖД, также сдерживает рост лизингового рынка, уменьшая спрос на крупногабаритное оборудование и железнодорожную технику.
В условиях сокращения традиционных каналов импорта, на рынке лизинга наблюдается усиление позиций китайских брендов, особенно в сегменте легкового коммерческого транспорта и легковых автомобилей. В январе-ноябре 2024 года доля китайских автомобилей на российском рынке достигла почти 60%, с продажами в 848 тыс. машин, что на 80% больше, чем годом ранее. По итогам 2024 года в РФ было импортировано 1,1 млн китайских транспортных средств. Прогнозы на 2025 год варьируются от 900 тыс. до 1 млн проданных китайских автомобилей, при этом некоторые эксперты ожидают, что их доля может вырасти до 90% за счет появления российско-китайских брендов. Эта экспансия является ключевым трендом в автолизинге и меняет структуру предложений на рынке. Что из этого следует для потребителя? Возможность выбора расширяется, но одновременно появляются вопросы о долгосрочном качестве, доступности запчастей и сервисного обслуживания новых игроков.
Виды, формы и учет лизинговых операций
Понимание того, как лизинг определяется и классифицируется с юридической и экономической точек зрения, является лишь одной стороной медали. Чтобы полноценно оценить его роль и эффективность, необходимо глубоко разобраться в механизмах его учета, что критически важно для любого предприятия, стремящегося к финансовой прозрачности и оптимизации.
Гражданско-правовое регулирование договора финансовой аренды ...
... порча, утрата), лизингополучатель обязан продолжать вносить лизинговые платежи в полном объеме, несмотря на невозможность использования предмета лизинга. Этот принцип отражает инвестиционную природу лизинга: платежи являются возмещением ... и ФЗ-164 с учетом их эволюции, выявив ключевые изменения, произошедшие после 2010 года. Проанализировать правовой режим предмета лизинга, включая ограничения для ...
Учет лизинга в соответствии с ФСБУ 25/2018
Современная система бухгалтерского учета в России претерпела значительные изменения, особенно в части отражения арендных и лизинговых операций. С 1 января 2022 года бухгалтерский учет операций по договорам финансовой аренды (лизинга) у лизингополучателя должен отражаться в соответствии с требованиями ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды». Этот стандарт значительно приблизился к международным стандартам финансовой отчетности (МСФО 16) и требует от лизингополучателя принципиально нового подхода к учету.
Процесс учета лизинга по ФСБУ 25/2018 у лизингополучателя можно пошагово описать следующим образом:
- Признание права пользования активом (ППА) и обязательства по аренде (ОА):
- На дату начала аренды лизингополучатель признает право пользования активом (ППА) и обязательство по аренде (ОА).
- Оценка ППА: ППА оценивается по фактической стоимости, которая включает:
- Первоначальную оценку обязательства по аренде.
- Арендные платежи, осуществленные до даты предоставления предмета аренды (например, аванс).
- Первоначальные прямые затраты лизингополучателя, связанные с получением права пользования активом (например, затраты на доставку, монтаж).
- Оценочное обязательство по демонтажу и утилизации предмета аренды.
- Оценка ОА: Обязательство по аренде оценивается как приведенная стоимость будущих лизинговых платежей на дату предоставления предмета аренды. Для дисконтирования используется ставка, заложенная в договоре (если известна), либо рыночная ставка заимствования.
- Последующий учет ППА:
- Амортизация ППА: Признанное ППА подлежит амортизации, аналогично собственным основным средствам. Срок амортизации определяется как срок аренды или срок полезного использования актива (если он короче).
Сумма амортизации ежемесячно включается в расходы лизингополучателя.
- Например, если стоимость ППА составляет 1 200 000 руб. и срок лизинга — 36 месяцев, ежемесячная амортизация составит 1 200 000 руб. / 36 мес. = 33 333,33 руб.
- Амортизация ППА: Признанное ППА подлежит амортизации, аналогично собственным основным средствам. Срок амортизации определяется как срок аренды или срок полезного использования актива (если он короче).
- Последующий учет ОА:
- Начисление процентов: Балансовая стоимость обязательства по аренде увеличивается на сумму процентов, которые начисляются на остаток ОА по дисконтированной ставке. Эти проценты также признаются в расходах лизингополучателя.
- Уменьшение на величину платежей: По мере фактической уплаты лизинговых платежей балансовая стоимость ОА уменьшается на сумму, соответствующую погашению основной части долга.
- Пример:
- Допустим, первоначальное ОА составляет 1 000 000 руб., а эффективная ставка — 10% годовых (0,83% в месяц).
- В первый месяц начисляются проценты: 1 000 000 руб. × 0,0083 = 8 300 руб.
- Если ежемесячный лизинговый платеж составляет 30 000 руб., то из них 8 300 руб. идет на проценты, а 21 700 руб. — на погашение основного долга (ОА).
- Остаток ОА после первого платежа: 1 000 000 — 21 700 = 978 300 руб.
Таким образом, ФСБУ 25/2018 обеспечивает более прозрачное и полное отражение экономической сути лизинговых операций, показывая их влияние на активы и обязательства компании. Это помогает руководству и инвесторам получить более точную картину финансового здоровья предприятия.
Налоговый учет лизинговых платежей и налоговые льготы
Налоговый учет лизинга имеет свои особенности, которые могут принести существенные выгоды для лизингополучателей, работающих на общей системе налогообложения.
- Налог на прибыль:
- Включение платежей в расходы: Лизинговые платежи (за вычетом выкупной стоимости, если она включена в договор и выделена отдельно) включаются в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, для целей налога на прибыль. Это означает, что лизингополучатель может уменьшить свою налогооблагаемую базу на сумму этих платежей.
- Амортизация предмета лизинга: Важно помнить, что с 1 января 2022 года предмет финансовой аренды (лизинга) амортизируется лизингодателем. Это упрощает учет для лизингополучателя, поскольку ему не требуется начислять налоговую амортизацию по лизинговому имуществу.
- Налог на добавленную стоимость (НДС):
- Возмещение НДС: НДС, предъявляемый лизингодателем в составе лизинговых платежей, лизингополучатель, являющийся плательщиком НДС, имеет право принять к вычету. Это позволяет значительно снизить фактические затраты на лизинг, поскольку сумма НДС не является конечным расходом для компании.
- Налог на имущество и транспортный налог:
- Уплата лизингодателем: Транспортный и имущественный налоги уплачивает лизингодатель, поскольку он является законным собственником предмета лизинга. Для лизингополучателя это означает дополнительную экономию и отсутствие административной нагрузки, связанной с расчетом и уплатой этих налогов.
Таким образом, налоговые аспекты лизинга предоставляют компаниям значительные возможности для оптимизации налогообложения и снижения издержек. Однако для максимального использования этих преимуществ требуется внимательное изучение условий договора и соблюдение всех требований законодательства.
Преимущества и недостатки лизинга: взгляд для различных категорий бизнеса
Лизинг, как и любой финансовый инструмент, имеет свои сильные и слабые стороны, которые по-разному проявляются для разных категорий предприятий. В условиях современной российской экономики, эти аспекты приобретают особую актуальность, определяя целесообразность его использования.
Ключевые преимущества лизинга
Для многих предприятий лизинг становится не просто альтернативой кредиту, а стратегическим инструментом для развития и сохранения устойчивости. Его преимущества можно систематизировать следующим образом:
- Сохранение ликвидности и эффективное управление денежными потоками: Лизинг позволяет предприятиям приобретать дорогостоящее имущество без изъятия значительных объемов оборотных средств. Вместо единовременного крупного расхода, стоимость распределяется на длительный срок в виде регулярных лизинговых платежей. Это сохраняет ликвидность компании и позволяет более гибко управлять денежными потоками.
- Упрощенный доступ к финансированию: По сравнению с традиционными банковскими кредитами, требования к финансовому состоянию лизингополучателя часто менее жесткие. Лизинговые компании, как правило, более лояльны к молодым компаниям (от 6 месяцев работы) и не всегда требуют такого обширного пакета залогов, поскольку предмет лизинга остается в их собственности.
- Налоговая оптимизация:
- Налог на прибыль: Лизинговые платежи в полном объеме относятся на расходы (за вычетом выкупной стоимости, если она включена в договор), уменьшая налогооблагаемую базу по налогу на прибыль.
- Ускоренная амортизация: Возможность применения ускоренной амортизации с коэффициентом до 3 позволяет быстрее списать стоимость объекта, что снижает налоговую нагрузку и способствует более быстрому обновлению производственного парка.
- Возмещение НДС: Компании, использующие ОСНО, могут возмещать НДС, предъявляемый лизингодателем в составе лизинговых платежей, что существенно снижает фактические затраты на приобретение актива.
- Налог на имущество и транспортный налог: Поскольку лизингодатель является собственником имущества, он уплачивает налог на имущество и транспортный налог. Это снимает дополнительную фискальную нагрузку с лизингополучателя.
- Гибкость и дополнительные бонусы:
- Лизинг подержанного оборудования: Лизинговые компании более охотно одобряют сделки с подержанным оборудованием, что расширяет возможности для предприятий с ограниченным бюджетом. При этом не требуется уплата государственных регистрационных сборов.
- Индивидуальные условия: Возможны дополнительные бонусы, такие как отсутствие первоначального взноса, бесплатное техническое обслуживание или сезонный график платежей, что позволяет адаптировать условия под специфику бизнеса.
- Скидки от дилеров: При оформлении лизинга часто доступны эксклюзивные скидки до 20% от дилеров и производителей автомобилей и техники. Для таксопарков предусмотрены государственные субсидии и дополнительные скидки на российские марки машин.
- Снижение трудозатрат бухгалтерии: Для крупных организаций расходы на лизинговые платежи могут быть ниже процентов по кредиту, а также снижены трудозатраты бухгалтерии по учету расходов, поскольку основная часть амортизации и налогов ложится на лизингодателя.
Основные недостатки и риски лизинга
Несмотря на многочисленные преимущества, лизинг сопряжен с определенными недостатками и рисками, которые необходимо тщательно оценивать:
- Отсутствие автоматического досрочного погашения: В отличие от кредита, лизинговый договор часто не предусматривает автоматической возможности досрочного погашения с перерасчетом процентов. Хотя договориться с лизингодателем о перерасчете можно, это требует индивидуального подхода и не всегда гарантировано.
- Право собственности у лизингодателя: Имущество находится в собственности лизингодателя на протяжении всего срока договора. Это означает, что лизингополучатель не может свободно распоряжаться активом (продавать, сдавать в субаренду без согласия), а в случае банкротства лизингодателя или невыполнения обязательств по лизинговым платежам существует риск изъятия имущества.
- Скрытые платежи и дополнительные комиссии: В договоре могут присутствовать скрытые платежи и дополнительные комиссии (за страхование, обслуживание, оформление), которые увеличивают общую стоимость лизинга. Необходимо внимательно изучать все пункты договора перед его подписанием.
- Ограничения по эксплуатации и штрафы: Особенно это касается автолизинга. Могут быть установлены ограничения по пробегу, состоянию транспортного средства, требования по возврату машины по истечении срока договора в определенном состоянии и штрафы за износ/поломки, выходящие за рамки нормальной эксплуатации.
- Высокая чувствительность к макроэкономической ситуации: Для малого и среднего бизнеса характерна высокая чувствительность к изменениям макроэкономической ситуации и дорогому финансированию. Рост процентных ставок или инфляции может значительно увеличить финансовую нагрузку.
Особенности применения лизинга для МСП и крупного бизнеса
Лизинг по-разному проявляет свою эффективность в зависимости от масштаба и специфики бизнеса:
- Малый и средний бизнес (МСП):
- Плюсы: Лизинг часто становится единственным доступным способом обновления основных фондов, когда банковский кредит недоступен или слишком дорог. Возможность распределения платежей, налоговые льготы и упрощенный доступ к финансированию критически важны для МСП. Дополнительные скидки от дилеров и отсутствие госрегистрационных сборов при лизинге подержанного оборудования являются значимыми бонусами.
- Минусы: МСП более чувствительны к макроэкономической ситуации, дорогому финансированию и потенциальным скрытым платежам. Риск изъятия имущества в случае финансовых трудностей для них гораздо выше.
- Крупный бизнес:
- Плюсы: Для крупных компаний лизинг является инструментом оптимизации структуры баланса, налогового планирования и эффективного управления инвестициями. Участие в национальных проектах и госзаказах делает их более устойчивыми и обеспечивает доступ к государственным программам поддержки. Снижение трудозатрат бухгалтерии и возможность получения эксклюзивных условий от лизингодателей также играют важную роль.
- Минусы: Несмотря на устойчивость, крупные компании также подвержены рискам, связанным с изменением законодательства или глобальной экономической конъюнктурой. Однако их переговорная позиция позволяет нивелировать многие из недостатков, таких как отсутствие досрочного погашения или скрытые платежи.
Таким образом, лизинг остается мощным, но требующим взвешенного подхода инструментом, выгоды и риски которого должны быть тщательно проанализированы каждым предприятием индивидуально. Разве не стоит задаться вопросом, насколько полно российское законодательство защищает интересы лизингополучателей в случае форс-мажорных обстоятельств?
Бухгалтерский и налоговый учет лизинговых операций
Корректное отражение лизинговых операций в бухгалтерском и налоговом учете является не просто формальностью, но и стратегически важным элементом управления финансами предприятия. От этого зависит не только соблюдение законодательства, но и оптимизация налоговой нагрузки, что крайне важно для поддержания финансовой устойчивости.
Учет лизинга в соответствии с ФСБУ 25/2018
Введение Федерального стандарта бухгалтерского учета ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды» с 1 января 2022 года кардинально изменило подход к отражению лизинговых операций в отчетности лизингополучателя. Теперь лизинг фактически трактуется как форма приобретения актива с отсрочкой платежа, что требует от лизингополучателя признания на балансе соответствующих активов и обязательств.
Процесс учета лизинга по ФСБУ 25/2018 у лизингополучателя можно пошагово описать следующим образом:
- Признание права пользования активом (ППА) и обязательства по аренде (ОА):
- На дату начала аренды лизингополучатель признает право пользования активом (ППА) и обязательство по аренде (ОА).
- Оценка ППА: ППА оценивается по фактической стоимости, которая включает:
- Первоначальную оценку обязательства по аренде.
- Арендные платежи, осуществленные до даты предоставления предмета аренды (например, аванс).
- Первоначальные прямые затраты лизингополучателя, связанные с получением права пользования активом (например, затраты на доставку, монтаж).
- Оценочное обязательство по демонтажу и утилизации предмета аренды.
- Оценка ОА: Обязательство по аренде оценивается как приведенная стоимость будущих лизинговых платежей на дату предоставления предмета аренды. Для дисконтирования используется ставка, заложенная в договоре (если известна), либо рыночная ставка заимствования.
- Последующий учет ППА:
- Амортизация ППА: Признанное ППА подлежит амортизации, аналогично собственным основным средствам. Срок амортизации определяется как срок аренды или срок полезного использования актива (если он короче).
Сумма амортизации ежемесячно включается в расходы лизингополучателя.
- Например, если стоимость ППА составляет 1 200 000 руб. и срок лизинга — 36 месяцев, ежемесячная амортизация составит 1 200 000 руб. / 36 мес. = 33 333,33 руб.
- Амортизация ППА: Признанное ППА подлежит амортизации, аналогично собственным основным средствам. Срок амортизации определяется как срок аренды или срок полезного использования актива (если он короче).
- Последующий учет ОА:
- Начисление процентов: Балансовая стоимость обязательства по аренде увеличивается на сумму процентов, которые начисляются на остаток ОА по дисконтированной ставке. Эти проценты также признаются в расходах лизингополучателя.
- Уменьшение на величину платежей: По мере фактической уплаты лизинговых платежей балансовая стоимость ОА уменьшается на сумму, соответствующую погашению основной части долга.
- Пример:
- Допустим, первоначальное ОА составляет 1 000 000 руб., а эффективная ставка — 10% годовых (0,83% в месяц).
- В первый месяц начисляются проценты: 1 000 000 руб. × 0,0083 = 8 300 руб.
- Если ежемесячный лизинговый платеж составляет 30 000 руб., то из них 8 300 руб. идет на проценты, а 21 700 руб. — на погашение основного долга (ОА).
- Остаток ОА после первого платежа: 1 000 000 — 21 700 = 978 300 руб.
Таким образом, ФСБУ 25/2018 обеспечивает более прозрачное и полное отражение экономической сути лизинговых операций, показывая их влияние на активы и обязательства компании. Это помогает руководству и инвесторам получить более точную картину финансового здоровья предприятия.
Налоговый учет лизинговых платежей и налоговые льготы
Налоговый учет лизинга имеет свои особенности, которые могут принести существенные выгоды для лизингополучателей, работающих на общей системе налогообложения.
- Налог на прибыль:
- Включение платежей в расходы: Лизинговые платежи (за вычетом выкупной стоимости, если она включена в договор и выделена отдельно) включаются в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, для целей налога на прибыль. Это означает, что лизингополучатель может уменьшить свою налогооблагаемую базу на сумму этих платежей.
- Амортизация предмета лизинга: Важно помнить, что с 1 января 2022 года предмет финансовой аренды (лизинга) амортизируется лизингодателем. Это упрощает учет для лизингополучателя, поскольку ему не требуется начислять налоговую амортизацию по лизинговому имуществу.
- Налог на добавленную стоимость (НДС):
- Возмещение НДС: НДС, предъявляемый лизингодателем в составе лизинговых платежей, лизингополучатель, являющийся плательщиком НДС, имеет право принять к вычету. Это позволяет значительно снизить фактические затраты на лизинг, поскольку сумма НДС не является конечным расходом для компании.
- Налог на имущество и транспортный налог:
- Уплата лизингодателем: Транспортный и имущественный налоги уплачивает лизингодатель, поскольку он является законным собственником предмета лизинга. Для лизингополучателя это означает дополнительную экономию и отсутствие административной нагрузки, связанной с расчетом и уплатой этих налогов.
Таким образом, налоговые аспекты лизинга предоставляют компаниям значительные возможности для оптимизации налогообложения и снижения издержек. Однако для максимального использования этих преимуществ требуется внимательное изучение условий договора и соблюдение всех требований законодательства, ведь даже небольшие ошибки в учете могут обернуться серьезными финансовыми потерями.
Ключевые игроки и конкурентные стратегии на рынке лизинга
Лизинговый рынок России характеризуется высокой степенью концентрации и активной конкуренцией среди ведущих компаний. Понимание структуры конкурентной среды и адаптивных стратегий игроков позволяет оценить перспективы развития отрасли и предвидеть будущие изменения.
Ведущие лизинговые компании и их рыночные доли
На российском рынке лизинга сформировался круг ведущих игроков, которые доминируют по объему нового бизнеса и размеру лизингового портфеля. Их устойчивость и способность адаптироваться к изменяющимся условиям оказывают значительное влияние на всю отрасль.
По объему нового бизнеса в 2024 году лидерами рынка были:
- ГК «Газпромбанк Лизинг»
- Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК)
- ГК «Альфа-Лизинг»
По размеру совокупного лизингового портфеля, который является показателем накопленных активов и долгосрочной стабильности, лидирующие позиции занимают:
- ГТЛК
- «Газпром Лизинг»
- «Сбер Лизинг»
Высокая концентрация рынка подтверждается тем, что доля топ-5 компаний в объеме нового бизнеса составила 58% в 2024 году, а топ-10 — уже 77%. Это свидетельствует о том, что большая часть лизинговых операций сосредоточена в руках нескольких крупных игроков, часто аффилированных с крупнейшими банками или государством. Медиарейтинги также подтверждают лидерство этих компаний. В первом квартале 2025 года ГТЛК, «Росагролизинг» и «Европлан» сохранили свои лидирующие позиции в информационном поле, что отражает их активность и значимость для рынка.
Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК) занимает особое положение. Она позиционируется как опорная компания и базовый заказчик транспортной техники в стране, активно участвуя в государственных программах, например, в льготном лизинге водного транспорта. Это обеспечивает ей стабильный поток крупных государственных заказов и стратегическое значение для развития транспортной инфраструктуры.
Группа «Газпромбанк Лизинг» в 2024 году продемонстрировала впечатляющие результаты, привлекая 29,8 тыс. новых клиентов и заключив 136,6 тыс. новых договоров, что на 10% больше, чем в 2023 году. Этот успех во многом обусловлен фокусом на клиентоориентированность и активным участием в госпрограммах, что позволило ей нарастить свою долю на рынке даже в условиях турбулентности.
Адаптация стратегий лизингодателей
В условиях высокой ключевой ставки, инфляции и сокращения спроса лизингодатели вынуждены активно адаптировать свои конкурентные стратегии для удержания клиентской базы и сохранения рентабельности. Эти адаптации касаются как ценовых условий, так и продуктового предложения:
- Снижение среднего уровня авансового платежа: Для привлечения и удержания клиентов лизинговые компании снижают барьеры входа. Так, средний уровень авансового платежа по лизинговым договорам снизился с 14% в первой половине 2023 года до 11% в 2024 году. Это делает лизинг более доступным для предприятий с ограниченными оборотными средствами.
- Увеличение сроков выплат: Для уменьшения ежемесячной финансовой нагрузки на лизингополучателей, компании увеличивают сроки лизинговых договоров. В 2024 году средний срок лизинговых договоров увеличился с 35 до 37 месяцев в розничном сегменте и с 58 до 59 месяцев в корпоративном сегменте. Однако, для грузовой техники в 2025 году ожидается сокращение среднего срока лизинговых договоров до 3 лет, тогда как в 2023 году этот показатель составлял 4 года 2 месяца. Это может быть связано с опасениями лизингодателей по поводу долгосрочных рисков в условиях нестабильности.
- Развитие цифровых решений и онлайн-платформ: Цифровизация становится ключевым элементом конкурентной стратегии. Компании активно инвестируют в IT-решения для повышения эффективности внутренних процессов и улучшения клиентского сервиса. Это включает:
- Онлайн-взаимодействие с клиентами: Электронный лизинг и онлайн-платформы упрощают процесс подачи заявок, заключения договоров и обмена документами.
- Автоматизация учетных функций: Автоматизация расчетов НДС, субсидий, резервов значительно снижает операционные издержки.
- Интеграция с ЭДО: Интеграция с системами электронного документооборота ускоряет документооборот и повышает его надежность.
- Примеры цифровизации:
- «Сбербанк Лизинг» внедрил систему VIEWAPP для удаленного осмотра лизингового имущества с помощью мобильного приложения, что сокращает время и затраты на экспертизу.
- Компания X-KEEPER запустила первую в России цифровую систему аутсорсинга лизинговых операций, которая обслуживает 73% лизинговых договоров с использованием устройств позиционирования, что повышает контроль и безопасность сделок.
- ESG-лизинг: Развитие «зеленого» лизинга, ориентированного на финансирование экологически чистых технологий и оборудования, также может стать перспективным направлением.
- Фокус на государственные программы: Активное участие в программах льготного лизинга, о которых говорилось ранее, позволяет лизинговым компаниям получать субсидии и предлагать клиентам более выгодные условия, тем самым расширяя клиентскую базу и поддерживая объемы бизнеса.
Эти стратегии демонстрируют стремление лизингодателей не только выжить в сложных условиях, но и найти новые точки роста, повышая свою эффективность и клиентоориентированность. Однако, насколько быстро эти изменения смогут компенсировать общее падение рынка, остается открытым вопросом.
Прогнозы и вызовы развития рынка лизинговых услуг
Оценка будущего рынка лизинга в России требует учета как текущих негативных тенденций, так и потенциальных драйверов роста, а также сохраняющихся вызовов. Это позволит сформировать более полную картину дальнейшего развития отрасли.
Прогнозы аналитических агентств на 2025 год и далее
Мнения ведущих аналитических агентств относительно перспектив российского рынка лизинга в 2025 году остаются осторожными, предвещая продолжение сложного периода.
- «Эксперт РА» прогнозирует дальнейшее сокращение объемов лизингового бизнеса в 2025 году на 15–25%. Если этот прогноз сбудется, это станет первым случаем нисходящего тренда два года подряд с 2015 года, что подчеркивает серьезность текущей ситуации. Агентство указывает на замедление инвестиционной активности и высокую стоимость фондирования как основные причины спада.
- Национальное рейтинговое агентство (НРА) также прогнозирует снижение, но с нюансами. По их оценкам, объем нового бизнеса на 2025 год составит около 575-620 тыс. единиц в натуральном выражении (около 600 тыс.), что соответствует снижению на 5%. Однако в денежном выражении, за счет высокой инфляции и удорожания предметов лизинга, НРА ожидает рост до 4,1 трлн рублей. Это означает, что рынок будет сокращаться в количестве сделок, но номинальный объем может вырасти за счет увеличения средней стоимости одного договора.
- Совокупный лизинговый портфель, по прогнозам НРА, достигнет около 15,7 трлн рублей к концу 2025 года, что свидетельствует о сохранении значительной базы активов в отрасли, несмотря на текущие трудности.
Эти прогнозы подчеркивают, что ключевой вызов для рынка лизинга в 2025 году – это сохранение объемов и адаптация к новым реалиям. Что из этого следует? Инвестиционная активность, вероятно, будет переориентирована на более устойчивые сегменты и поддерживаться государственными программами, что смягчит общее падение.
Точки роста: смягчение ДКП, цифровизация и новые технологии
Несмотря на пессимистичные прогнозы, существуют и факторы, способные стать точками роста и стабилизации рынка в среднесрочной перспективе:
- Смягчение денежно-кредитной политики и снижение ключевой ставки ЦБ РФ: Это самый ожидаемый и потенциально мощный драйвер роста. Прогнозы указывают на ожидаемое снижение ключевой ставки во второй половине 2025 года, что сделает фондирование для лизинговых компаний дешевле, а лизинг – более доступным и привлекательным для конечных потребителей. Снижение ставок снизит процентную нагрузку и оживит инвестиционную активность.
- Государственные программы льготного лизинга: Как уже отмечалось, общий объем субсидий в 77 млрд рублей (включая 27 млрд руб. для МСП, 20 млрд на авто, 7 млрд на автобусы, 50 млрд на дорожно-строительную технику) будет способствовать стабилизации рынка. Эти программы особенно важны для сегментов транспорта и спецтехники, обеспечивая льготные условия для обновления парка.
- Развитие сопутствующих продуктов: Лизинговые компании активно расширяют спектр услуг, предлагая комплексные решения, включающие сервисное обслуживание, страхование, топливные карты и другие дополнительные опции. Это повышает ценность лизингового предложения и укрепляет лояльность клиентов.
- Цифровизация бизнеса и новые технологии: Внедрение IT-решений становится не просто трендом, а необходимостью. Цифровизация затрагивает все этапы лизинговой сделки:
- Онлайн-платформы: Упрощают подачу заявок, ускоряют одобрение и заключение договоров.
- Мобильные приложения: Пример «Сбербанк Лизинга» с системой VIEWAPP для удаленного осмотра имущества, позволяет сократить время на экспертизу и повысить оперативность сделок.
- Системы мониторинга: Компания X-KEEPER с цифровой системой аутсорсинга лизинговых операций, использующей устройства позиционирования, демонстрирует, как технологии могут повысить контроль над предметом лизинга и оптимизировать управление портфелем.
- Автоматизация внутренних процессов: Учет НДС, субсидий, резервов, а также интеграция с системами электронного документооборота (ЭДО) повышают эффективность и снижают операционные издержки лизингодателей.
- ESG-лизинг: Развитие «зеленого» лизинга, ориентированного на финансирование экологически чистых технологий и оборудования, также может стать перспективным направлением.
- Долгосрочный спрос на средства производства: В конце 2025 – начале 2026 года ожидается формирование долгосрочного спроса на средства производства, что связано с активным восстановлением новых регионов России и необходимостью обновления инфраструктуры.
Основные вызовы: макроэкономическая нестабильность и геополитические факторы
Наряду с точками роста, рынок лизинга продолжает сталкиваться с серьезными вызовами, которые могут сдерживать его развитие:
- Высокая ключевая ставка в первой половине 2025 года: Несмотря на тенденцию к снижению, ее высокий уровень в начале года уже оказал значительное замедляющее воздействие на инвестиции и спрос.
- Продолжающееся влияние геополитических факторов и санкций: Санкционные ограничения продолжают влиять на импорт оборудования, затрудняя доступ к некоторым видам высокотехнологичной техники и удорожая ее. Хотя параллельный импорт и переориентация на азиатские рынки помогают компенсировать дефицит, это сопряжено с дополнительными логистическими и ценовыми рисками.
- Экспансия китайских брендов: В сегменте автолизинга сохраняется ключевой тренд — активное замещение европейских и японских марок китайскими производителями. В январе-ноябре 2024 года доля китайских автомобилей на российском рынке достигла почти 60%, а по итогам 2024 года в РФ было импортировано 1,1 млн китайских транспортных средств. Прогнозы на 2025 год говорят о дальнейшем росте их доли до 90%. Хотя это решает проблему дефицита, она также создает новые вызовы, связанные с качеством, сервисным обслуживанием и возможной монополизацией рынка.
- Утилизационный сбор: Изменения в правилах расчета утилизационного сбора с 1 ноября 2025 года, ведущие к многократному увеличению его размера для мощных автомобилей, станут еще одним фактором удорожания автолизинга, что может сократить спрос в этом ключевом сегменте.
Таким образом, рынок лизинга находится в состоянии динамичного равновесия между значительными вызовами и потенциальными точками роста. Его дальнейшее развитие будет зависеть от комплексного взаимодействия макроэкономических факторов, государственной политики и способности участников рынка к адаптации и инновациям. Но разве не является вопрос о достаточности государственной поддержки в условиях усиливающегося давления одним из самых критических?
Заключение
Современный российский рынок лизинговых услуг в 2024-2025 годах представляет собой сложную картину, характеризующуюся как серьезными вызовами, так и потенциальными точками роста. Анализ показал, что первая половина 2025 года ознаменовалась резким сокращением объема нового бизнеса и количества сделок, что стало следствием влияния ряда макроэкономических факторов.
Ключевыми выводами исследования являются:
- Падение объемов и портфеля: Объем нового бизнеса упал на 45% в первом полугодии 2025 года, а лизинговый портфель сократился впервые за пять лет. Это отражает замедление инвестиционной активности и ужесточение условий финансирования.
- Влияние ключевой ставки и инфляции: Длительный период высоких процентных ставок ЦБ РФ (достигавших 21% в 2024 году) и сохраняющаяся высокая инфляция (около 8% в октябре 2025 года) являются главными причинами удорожания лизинга и снижения спроса.
- Государственная поддержка: Правительство РФ активно поддерживает отрасль, выделяя значительные средства (более 77 млрд рублей на 2025 год) на льготные программы лизинга для МСП, автотранспорта и спецтехники, что играет стабилизирующую роль.
- Законодательные особенности и учет: Федеральный закон № 164-ФЗ и ФСБУ 25/2018 определяют методологические рамки для лизинговых операций, требуя от лизингополучателей признания ППА и ОА на балансе, что обеспечивает прозрачность учета. Налоговые льготы, такие как включение лизинговых платежей в расходы и возмещение НДС, сохраняют привлекательность инструмента.
- Преимущества и риски: Лизинг предоставляет значительные финансовые и налоговые преимущества (сохранение ликвидности, ускоренная амортизация), но сопряжен с рисками, такими как отсутствие автоматического досрочного погашения, сохранение права собственности у лизингодателя и наличие скрытых платежей, которые особенно чувствительны для МСП.
- Структура рынка и региональные особенности: Автолизинг остается крупнейшим сегментом, несмотря на спад в грузовом и части легкового автотранспорта. Наблюдается рост в сегментах высокотехнологичного, медицинского и складского оборудования. Региональный анализ, например, по Волгоградской области, показывает значимость адресных программ поддержки.
- Конкурентная среда: Рынок высококонцентрирован, с доминированием крупных игроков, которые адаптируют свои стратегии, снижая авансы, увеличивая сроки договоров и активно внедряя цифровые решения.
- Прогнозы и вызовы: Прогнозы на 2025 год указывают на продолжение сокращения рынка в натуральном выражении, но потенциальный рост в денежном за счет инфляции. Основными драйверами роста станут ожидаемое смягчение денежно-кредитной политики и цифровизация, тогда как вызовами остаются макроэкономическая нестабильность, санкции и удорожание утилизационного сбора. Экспансия китайских брендов в автолизинге является ключевым трендом.
В заключение, рынок лизинговых услуг в России находится на перепутье. Он переживает период глубокой адаптации к новым экономическим реалиям, вызванным геополитическими изменениями и ужесточением денежно-кредитной политики. Тем не менее, лизинг сохраняет свою значимость как гибкий и эффективный инструмент поддержки бизнеса и инвестиций, особенно в условиях, когда традиционные источники финансирования становятся менее доступными. Государственная поддержка и активное внедрение цифровых технологий будут играть решающую роль в стабилизации и поиске новых точек роста для отрасли. Успех лизинговых компаний будет зависеть от их способности к инновациям, адаптации продуктовых предложений и эффективному управлению рисками в условиях изменяющейся экономической конъюнктуры.
Список использованной литературы
- Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1 (ред. от 23.07.2010) «О банках и банковской деятельности» (с изм. и доп., вступающими в силу с 04.10.2010).
- Банковское дело / под ред. О.И. Лаврушина. Москва: Банковский и биржевой научно-консультационный центр, 1995. 237 с.
- Федеральный закон от 29.10.1998 N 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» (последняя редакция).
- Методологические рекомендации по расчету лизинговых платежей, утвержденные Минэкономики России 2005.
- Банковское дело: учебник / Г.Н. Белоглазова. 7-е изд., перераб. и доп. Москва: Финансы и статистика, 2010. 592 с.
- Основы банковского дела / под ред. К.А. Смирнова. Москва: Граница, 2007. 179 с.
- Первоосновы маркетинга и их применение на финансовом рынке / под ред. К.А. Смирнова. Москва: Граница, 2002. 26 с.
- Учебно-исследовательский центр «РусРентал»: официальный сайт.
- Центральный Банк РФ: официальный сайт. URL: http://www.cbr.ru/
- Почему в России стремительно сокращается рынок лизинга. Expert.ru. URL: https://expert.ru/2025/10/4/pochemu-v-rossii-stremitelno-sokrashchaetsya-rynok-lizinga/ (дата обращения: 09.10.2025).
- Рынок лизинга в России в 2025 году продолжит снижение из-за высокой ключевой ставки. MegaResearch. URL: https://megaresearch.ru/rynok-lizinga-v-rossii-v-2025-godu-prodolzhit-snizhenie-iz-za-vysokoj-klyuchevoj-stavki (дата обращения: 09.10.2025).
- Перспективы лизинговой отрасли в России на 2024 и 2025 годы. Т-Банк. URL: https://www.tinkoff.ru/invest/social/profile/Market_Power/297b483c-d352-4a0b-9cf7-4e339f4e2f9d/ (дата обращения: 09.10.2025).
- Рынок лизинга 2025: состояние рынка, изменения, прогнозы – и спрос на услуги агрегаторов. All-leasing. URL: https://all-leasing.ru/articles/rynok-lizinga-2025-sostoyanie-rynka-izmeneniya-prognozy-i-spros-na-uslugi-agregatorov/ (дата обращения: 09.10.2025).
- Рынок лизинга: тенденции и перспективы. Газпромбанк Автолизинг. URL: https://gazprombank-autoleasing.ru/press-center/articles/rynok-lizinga-tendentsii-i-perspektivy/ (дата обращения: 09.10.2025).
- Итоги рынка лизинга 2024 года. Тенденции на 2025. ЛенТрансЛизинг. URL: https://www.lentransleasing.ru/blog/itogi-rynka-lizinga-2024-goda-tendentsii-na-2025/ (дата обращения: 09.10.2025).
- Рынок лизинга по итогам 2024 года: ставки высоки. Эксперт РА. URL: https://raexpert.ru/researches/leasing/2024/ (дата обращения: 09.10.2025).
- Рынок лизинга 2025: что будет с лизингом, анализ и перспективы. Infull. URL: https://infull.ru/journal/rynok-lizinga-2025-chto-budet-s-lizingom-analiz-i-perspektivy/ (дата обращения: 09.10.2025).
- Объем нового бизнеса в автолизинге в 2024 году снизился на 10%. Ведомости. URL: https://www.vedomosti.ru/finance/articles/2025/01/19/1015307-obem-novogo-biznesa-v-avtolizinge-v-2024-godu-snizilsya-na-10 (дата обращения: 09.10.2025).
- Рынок лизинга в России в 2024 году: развитие, особенности, проблемы, перспективы. СберПро. URL: https://sber.pro/publications/rynok-lizinga-v-rossii-v-2024-godu-razvitie-osobennosti-problemy-perspektivy (дата обращения: 09.10.2025).
- Портфель российских лизинговых компаний сократился впервые за пять лет. Market Power. URL: https://marketpower.ru/analytics/portfel-rossiyskih-lizingovyh-kompaniy-sokratilsya-vpervye-za-pyat-let/ (дата обращения: 09.10.2025).
- Эксперт РА: Рынок лизинга по итогам 2024 года. Регион Лизинг. URL: https://region-leasing.ru/press/novosti/ekspert-ra-rynok-lizinga-po-itogam-2024-goda/ (дата обращения: 09.10.2025).
- Рынок лизинга по итогам 1-го полугодия 2025 года. Эксперт РА. URL: https://raexpert.ru/researches/leasing/1h2025/ (дата обращения: 09.10.2025).
- Федеральный закон о лизинге и другие правовые документы. Интерлизинг. URL: https://www.interleasing.ru/info/zakonodatelstvo/ (дата обращения: 09.10.2025).
- Законодательная база лизинга в РФ. Fin-plan.ru. URL: https://fin-plan.ru/blog/post/zakonodatelstvo-o-lizinge/ (дата обращения: 09.10.2025).
- Правовые основы лизинговой деятельности в Российской Федерации. Cyberleninka.ru. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovye-osnovy-lizingovoy-deyatelnosti-v-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 09.10.2025).
- Плюсы и минусы лизинга: разбираемся в деталях. Центр Технического Оборудования. URL: https://centr-teh.ru/blog/plyusy-i-minusy-lizinga/ (дата обращения: 09.10.2025).
- Плюсы и минусы лизинга: на что обратить внимание. Енисей-М. URL: https://enisey-m.ru/blog/plyusy-i-minusy-lizinga-na-chto-obratit-vnimanie (дата обращения: 09.10.2025).
- Минусы и плюсы лизинга для юридических лиц. Arsa.pro. URL: https://arsa.pro/blog/plyusy-i-minusy-lizinga-dlya-yuridicheskih-lic/ (дата обращения: 09.10.2025).
- Лизинг в учете лизингополучателя по ФСБУ 25/2018 (c дисконтированием).
ИнфоСофт. URL: https://www.infosoft.ru/blog/lizing-v-uchete-lizingopoluchatelya-po-fsbu-25-2018-c-diskontirovaniem/ (дата обращения: 09.10.2025).
- Классификация лизинговых операций для целей бухгалтерского учета. Новосибирский государственный университет экономики и управления. URL: https://nsuem.ru/science/publications/journal/vestnik-nsuem/archive/2014/1/140206_1.pdf (дата обращения: 09.10.2025).
- Сущность лизинга, формы и виды лизинга. Оптимум финанс. URL: https://optimumfinance.ru/o-lizinge/sushchnost-lizinga-formy-i-vidy-lizinga/ (дата обращения: 09.10.2025).
- Отражение лизинговых операций в бухгалтерском и налоговом учетах. ЧелИндЛизинг. URL: https://chelinleasing.ru/blog/otrazhenie-lizingovykh-operatsiy-v-bukhgalterskom-i-nalogovom-uchete/ (дата обращения: 09.10.2025).
- Классификация лизинговых операций. Profiz.ru. URL: https://profiz.ru/se/12_2001/12_klass_lizinga/ (дата обращения: 09.10.2025).
- Правовое регулирование лизинговых отношений. Profiz.ru. URL: https://profiz.ru/se/5_2004/2443_lizing/ (дата обращения: 09.10.2025).
- Лизинг — суть, отличия от кредита, плюсы и минусы. Управляем предприятием. URL: https://upravlyaem.com/lizing-chto-eto-i-v-chem-ego-plyusy-i-minusy-dlya-biznesa/ (дата обращения: 09.10.2025).
- Как отражать лизинг по ФСБУ 25/2018: инструкция. Главбух. URL: https://www.glavbukh.ru/art/99378-lizing-po-fsbu-252018-kak-otrajat-i-uchitivat-v-1s (дата обращения: 09.10.2025).
- Бухгалтерский и налоговый учет по договору лизинга. Учет процентов и лизингового платежа. ГАРАНТ.РУ. URL: https://www.garant.ru/consult/account/1684347/ (дата обращения: 09.10.2025).
- Лизинговая отрасль России: устойчивость оказалась выше ожиданий, но ключевые вызовы еще впереди. Национальное рейтинговое агентство. URL: https://www.ra-national.ru/press-releases/lizingovaya-otrasl-rossii-ustoychivost-okazalas-vyshe-ozhidaniy-no-klyuchevye-vyzovy-eshche-vperedi (дата обращения: 09.10.2025).
- ФСБУ 25/2018. Лизинг. КонсультантПлюс | Хабаровск. URL: https://www.consultant.ru/reg/khabarovsk/question/152912/ (дата обращения: 09.10.2025).
- Преимущества лизинга недвижимости для малого и среднего бизнеса. stroy.mos.ru. URL: https://stroy.mos.ru/press/articles/12314/ (дата обращения: 09.10.2025).
- Анализ рынка лизинга в России: итоги 2024 года и прогнозы на 2025 год. All-leasing. URL: https://all-leasing.ru/articles/analiz-rynka-lizinga-v-rossii-itogi-2024-goda-i-prognozy-na-2025-god/ (дата обращения: 09.10.2025).
- За первое полугодие 2025 года объем поддержки по программе льготного лизинга составил 181 млн рублей. Мой бизнес Волгоград. URL: https://mb.volgograd.ru/news/85376/ (дата обращения: 09.10.2025).
- Статистические данные по рынку лизинга 2016 – 2 кв. 2025 гг. ЛИЗИНГОВЫЙ СОЮЗ. URL: https://leasingunion.ru/upload/iblock/d71/d7197b1029c676f1f3a20757a315995e.pdf (дата обращения: 09.10.2025).
- Медиарейтинг лизинговых компаний. I квартал 2025 года. All-leasing. URL: https://all-leasing.ru/articles/mediarejting-lizingovyh-kompanij-i-kvartal-2025-goda/ (дата обращения: 09.10.2025).