Банковское кредитование субъектов МСП в Российской Федерации (2022–2025 гг.): критический анализ динамики, эффективности государственной поддержки и перспектив развития в условиях макроэкономических изменений

Курсовая работа

По данным Центрального банка Российской Федерации, кредитный портфель субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) по состоянию на 01.01.2024 достиг исторического максимума в 12,4 трлн рублей, показав рекордный прирост в 29,4% за год. Однако эта впечатляющая цифра скрывает глубокие структурные изменения и риски: более половины этого объема сформировано за счет крупных заемщиков в специфических отраслях, искусственно отнесенных к МСП. Таким образом, кредитование реального, некрупного бизнеса, которое является фундаментом устойчивости экономики, столкнулось с серьезными вызовами после 2022 года.

Настоящее исследование ставит своей целью проведение всестороннего, критически-аналитического обзора современного состояния, проблем и перспектив банковского кредитования МСП в России в период 2022–2025 гг. в условиях повышенной макроэкономической волатильности, ужесточения денежно-кредитной политики (ДКП) и трансформации механизмов государственной поддержки.

Введение: Актуальность, цели исследования и теоретические основы кредитования МСП

Актуальность темы банковского кредитования МСП обусловлена его критической ролью в обеспечении экономической стабильности, создании рабочих мест и развитии инноваций. После февраля 2022 года, на фоне западных санкций, перестройки логистических цепочек и последовательного повышения ключевой ставки Банком России (достигавшей пиковых значений в 2024 году), финансовое положение и кредитоспособность МСП претерпели существенные изменения. Банковское кредитование в этом контексте выступает не только как источник финансирования операционной деятельности, но и как ключевой индикатор устойчивости экономического климата. Целью исследования является не просто констатация фактов, но и глубокий анализ внутренних структурных проблем (таких как эффект «квази-МСП»), оценка эффективности контрциклических мер государственной поддержки и выработка научно обоснованных рекомендаций по совершенствованию системы банковского финансирования для обеспечения долгосрочного инвестиционного роста в секторе.

Правовые основы и критерии отнесения к субъектам МСП в РФ

С позиции академической методологии, анализ кредитования МСП должен начинаться с четкого определения самого объекта кредитования. В Российской Федерации правовые основы и критерии отнесения к субъектам МСП строго регламентируются Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

7 стр., 3234 слов

Кредит как экономическая категория и актуальный анализ кредитования ...

... банковской системе и адекватности денежно-кредитной политики регулятора (Банка России). Глава 2. Трансформация кредитных отношений в условиях цифровизации и новых финансовых инструментов Современный кредитный рынок Российской Федерации ... внимания регулятора. Настоящее исследование ставит своей целью ... кредитования Цифровизация является ключевым драйвером повышения эффективности банковского кредитования. ...

Субъектами МСП могут быть как юридические лица (хозяйственные общества, товарищества, кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства), так и индивидуальные предприниматели (ИП).

Критерии классификации, установленные ФЗ-209, являются ключевыми для доступа к программам государственной поддержки, включая льготное кредитование. Эти критерии основаны на двух основных показателях: среднесписочная численность работников и предельное значение годового дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности.

Категория субъекта МСП Среднесписочная численность работников Предельный годовой доход (по данным налогового учета)
Микропредприятия До 15 человек включительно До 120 млн руб.
Малые предприятия От 16 до 100 человек включительно До 800 млн руб.
Средние предприятия От 101 до 250 человек включительно До 2 млрд руб.

Юридические критерии и ограничения участия

Для юридических лиц, помимо количественных показателей, действуют важные юридические критерии, ограничивающие структуру их уставного капитала. Наиболее значимым является ограничение доли участия:

  1. Суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных не-МСП организаций, а также общественных и религиозных организаций не должна превышать 25% уставного капитала.
  2. Доля участия иностранных организаций и/или компаний, не являющихся субъектами МСП (нерезиденты или крупные российские компании), не должна превышать 49%.

Критически важная детализация: В условиях современных экономических реалий законодатель предусмотрел ряд исключений из ограничения в 49%, направленных на стимулирование инноваций и привлечение капитала в наукоемкие сферы. В частности, это ограничение не применяется к юридическим лицам, учредителями которых являются фонды, предоставляющие государственную поддержку инновационной деятельности, а также к компаниям, внедряющим результаты интеллектуальной деятельности, принадлежащие научным или образовательным бюджетным учреждениям. Кроме того, ограничение в 49% не применяется к юридическим лицам с иностранным участием, если государство постоянного местонахождения иностранной организации не включено в перечень офшорных зон, утвержденный Минфином России. Это исключение стало важным стабилизирующим фактором для компаний с западным капиталом, не имеющих офшорной прописки.

Сведения о соответствии субъекта всем указанным критериям автоматически включаются в Единый реестр субъектов МСП, который ведется Федеральной налоговой службой (ФНС) России, обеспечивая прозрачность и оперативность предоставления мер поддержки.

Динамика и структура кредитного портфеля МСП в 2022–2025 гг.: Анализ ключевых трендов и «эффект квази-МСП»

Период 2022–2025 гг. характеризуется беспрецедентной волатильностью, которая, парадоксальным образом, сопровождалась впечатляющим номинальным ростом кредитного портфеля МСП.

Кредитный портфель МСП продемонстрировал рекордные темпы роста, которые были обусловлены необходимостью адаптации бизнеса к новым условиям (пополнение оборотных средств, импортозамещение, переориентация рынков) и активным использованием льготных программ в условиях быстрого повышения ключевой ставки.

Показатель На 01.01.2023 На 01.01.2024 На 01.07.2024 Динамика 2023/2024 (12 мес.)
Объем портфеля (трлн руб.) 9,6 12,4 14,4 +33,4% (Годовой темп прироста до 01.07.2024)
Темп прироста за год +23,7% +29,4% +25,8% Замедление роста в 2024 г.
Объем выдачи за год (трлн руб.) 12,2 (2022 г.) 16,0 (2023 г.) 17,1 (2024 г.) Рост выдачи на 7,2% в 2024 г.

Несмотря на замедление темпов прироста задолженности во второй половине 2024 года (до 25,8%), общий объем портфеля продолжает увеличиваться, что свидетельствует о сохранении потребности бизнеса в финансировании, даже при высоких ставках. Но не является ли этот рост исключительно инфляционным, что ждет нас в 2025 году?

Декомпозиция кредитного портфеля: выделение чистого сегмента МСП

Самая важная аналитическая задача при оценке кредитования МСП заключается в корректной интерпретации общих статистических данных. Банк России в своих обзорах справедливо указывает на необходимость декомпозиции портфеля из-за так называемого «эффекта квази-МСП».

«Квази-МСП» — это крупные заемщики (по сути, относящиеся к крупному бизнесу), которые формально попадают в реестр МСП (в основном, средние предприятия) благодаря специфике учета, особенно в сфере строительства, операций с недвижимостью и научно-технической деятельности. Их кредитование часто связано с проектным финансированием и эскроу-счетами, что искажает реальную картину доступности кредитов для основного, некрупного сегмента.

Критический анализ: Согласно данным ЦБ РФ, задолженность квази-МСП сформировала более половины всего кредитного портфеля. Это означает, что если на 01.07.2024 общий портфель составлял 14,4 трлн руб., то «чистый» кредитный портфель, обслуживающий непосредственно малый и микробизнес в традиционных отраслях, составляет лишь около 7,5 трлн рублей. Это фундаментальное разграничение позволяет сделать вывод, что фактическая доступность кредитования для большинства субъектов МСП значительно ниже, чем может показаться из заголовков о рекордных объемах.

Отраслевая и целевая структура кредитования

Анализ отраслевой структуры «очищенного» от квази-МСП портфеля показывает устойчивое доминирование традиционных секторов, которые исторически обладают высокой оборачиваемостью капитала:

  1. Торговля (оптовая и розничная): Занимает наибольшую долю — 25,5% от чистого портфеля МСП (по состоянию на 01.07.2024).

    Это объясняется высокой потребностью торговых предприятий в краткосрочном финансировании для пополнения запасов.

  2. Обрабатывающие производства: Занимают второе место, что отражает фокус государственной поддержки на импортозамещении и развитии реального сектора.

Анализ структурного сдвига: оборотные средства против инвестиций

Ужесточение ДКП и рост процентных ставок в 2024 году вызвали существенный структурный сдвиг в целях кредитования. Поскольку долгосрочные инвестиционные кредиты стали слишком дорогими и рискованными для большинства МСП, спрос сместился в сторону краткосрочных кредитов, направленных на обслуживание текущей операционной деятельности.

Этот сдвиг подтверждается статистикой Корпорации МСП по использованию «зонтичных поручительств» за 9 месяцев 2024 года:

Цель кредитования Объем привлеченных средств (млрд руб.) Доля в общем объеме
Пополнение оборотных средств > 255,0 ~78%
Инвестиционные цели > 72,5 ~22%

Вывод: Преобладание кредитов на оборотные средства (почти 4:1) сигнализирует о том, что МСП сфокусированы на выживании и поддержании текущей деятельности, а не на стратегическом развитии и модернизации. Это является серьезным системным риском для долгосрочного экономического роста, поскольку отсутствие инвестиций сегодня означает ослабление конкурентоспособности завтра.

Государственная поддержка кредитования МСП: оценка эффективности и трансформация программ

В условиях высокой стоимости фондирования роль государства как субсидирующего и гарантирующего субъекта становится критически важной. После 2022 года акцент в поддержке сместился от универсальных мер к более адресным и целевым.

Анализ федеральной Программы льготного кредитования «1764»

Ключевым и наиболее масштабным инструментом поддержки остается федеральная Программа льготного кредитования, утвержденная Постановлением Правительства РФ № 1764. Она реализуется в рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство» и направлена на предоставление субсидированных ставок.

Эффективность в 2024 году: В I квартале 2024 года, несмотря на высокие рыночные ставки, по Программе «1764» было заключено 5,1 тыс. кредитных договоров на сумму более 130 млрд рублей. При этом средневзвешенная ставка для заемщиков составила около 13,4% годовых, что было значительно ниже рыночного уровня (достигавшего 24%).

Приоритеты расставлены верно: основной объем льготного финансирования был предоставлен малому бизнесу и микропредприятиям (более 70%), что подчеркивает ее социальную и экономическую значимость. По отраслям лидировали обрабатывающие производства (более половины всех средств), что является прямым отражением государственной политики импортозамещения и поддержки реального сектора.

Роль «Зонтичных поручительств» Корпорации МСП

Недостаток ликвидного обеспечения (залога) традиционно является одним из главных барьеров для МСП при получении банковских кредитов. Инструмент «зонтичного поручительства» Корпорации МСП (действующий в партнерстве с банками) призван решить эту проблему, покрывая до 50% суммы кредита.

Механизм доказал свою высокую эффективность в период турбулентности. За весь 2024 год с помощью зонтичных поручительств МСП привлекли 470 млрд рублей банковского финансирования, что в полтора раза превышает показатель предыдущего года. Финансовую поддержку получили более 38 тыс. предпринимателей. Лидерами по использованию механизма стали обрабатывающие производства (106,4 млрд руб.).

Смещение фокуса на адресные и целевые программы

В связи с необходимостью сокращения бюджетных расходов на субсидирование (вызванной ростом ключевой ставки) и стремлением к повышению адресности поддержки, универсальная Программа «1764» на прежних условиях завершила свое действие в 2024 году. Государственная поддержка смещается в сторону узконаправленных, целевых программ для высокотехнологичного и стратегически важного бизнеса. Примером такой трансформации является запуск в 2025 году Программы «Взлёт — от стартапа до IPO». Эта программа нацелена на льготное кредитование высокотехнологичных компаний, работающих в приоритетных сферах (ИИ, Интернет вещей, новые производственные технологии), что соответствует курсу на технологический суверенитет и стимулирование инновационного роста.

Специфические риски, барьеры и современные технологические тренды

Несмотря на рекордные объемы кредитования, система по-прежнему сталкивается с системными рисками, усиленными макроэкономическими шоками. Оправданы ли высокие ставки тем ростом, который мы наблюдаем?

Кредитные риски и барьеры (Ставки, Просроченная задолженность и Регуляторные меры)

Основным барьером, значительно ограничившим доступность кредитов во второй половине 2024 года, стал исторический рост средневзвешенных процентных ставок. На фоне пикового повышения ключевой ставки ЦБ РФ (до 21%), средневзвешенные ставки по кредитам МСП достигли:

  • 24,21% по краткосрочным кредитам;
  • 19,92% по долгосрочным кредитам.

Такая высокая стоимость фондирования делает большинство инвестиционных проектов, не подпадающих под льготные программы, нерентабельными.

Увеличение просроченной задолженности: В 2024 году произошло ускоренное накопление проблемной задолженности. Число просроченных кредитов выросло на +77,5% за год, а количество субъектов МСП с просрочкой увеличилось на +54,4%. Это является прямым следствием дороговизны обслуживания долга и снижения маржинальности бизнеса. Однако, благодаря эффективному управлению портфелем крупными банками и списанию части плохих долгов, доля просроченной задолженности в общем кредитном портфеле на 01.01.2025 снизилась до 4,4%.

Регуляторные меры и послабления: В ответ на кризисные явления регулятор (ЦБ РФ) ввел ряд важных послаблений:

  1. Кредитные каникулы: С 1 октября 2025 года для МСП и самозанятых введена возможность оформления кредитных каникул на срок до шести месяцев (единожды в пять лет).

    Лимит для средних предприятий установлен на уровне 1 млрд рублей. Эта мера призвана снизить финансовое бремя на заемщиков, столкнувшихся с временными трудностями.

  2. Реструктуризация: Было разрешено не учитывать в кредитной истории реструктуризацию, проведенную после февраля 2022 года в связи с санкционными рисками.

Роль цифровизации и скоринга на основе Big Data

В условиях необходимости быстрой, но точной оценки рисков в работе с высокорискованным сегментом МСП, банки активно внедряют цифровые инструменты.

Кредитный скоринг и Big Data: Современные модели оценки кредитоспособности (кредитный скоринг) для МСП уходят от традиционного, трудоемкого анализа финансовых коэффициентов. Они активно используют технологии анализа больших данных (Big Data) и машинное обучение (ML).

ML-модели позволяют банкам:

  • Повысить точность оценки риска: Анализируются не только финансовая отчетность, но и поведенческие, транзакционные данные, информация из государственных реестров и социальных сетей.
  • Сократить время принятия решения: Скоринговые системы обеспечивают автоматизированное принятие решения, что критически важно для малого бизнеса, нуждающегося в быстром получении оборотных средств.
  • Бороться с мошенничеством: ML-алгоритмы способны выявлять аномальные транзакции и признаки недобросовестности, значительно снижая операционные риски.

Внедрение и перспективы ESG-кредитования в секторе МСП

ESG-повестка (Environmental, Social, Governance) становится новым фактором в корпоративном кредитовании. Совокупный ESG-портфель российского банковского сектора на 01.07.2024 достиг 5,5 трлн рублей, при этом лидируют проекты в зеленой энергетике (13,7%) и зеленом транспорте (10,4%).

Однако для сектора МСП внедрение ESG-факторов остается на начальном этапе.

Ключевая проблема: Доля кредитов, выданных субъектам МСП, в общем объеме ESG-портфеля банковского сектора составляет немногим более 2% от совокупного кредитного портфеля МСП.

Расчетный объем ESG-кредитов МСП: Исходя из общего портфеля МСП в 12,4 трлн руб. (на 01.01.2024), расчетный объем ESG-кредитов, выданных МСП, составляет лишь около 248 млрд руб. (12,4 трлн руб. × 2%).

Эта ци��ра демонстрирует, что ESG-кредитование является нишевым продуктом, слабо интегрированным в массовое финансирование малого бизнеса.

Мотивационные факторы: Стимулирование ESG-повестки в секторе МСП требует введения четких экономических стимулов, таких как:

  • Льготное налогообложение для МСП, сертифицированных по ESG-стандартам.
  • Требования крупных контрагентов (государственных корпораций и крупного бизнеса) к своим поставщикам МСП о соблюдении ESG-критериев, что создаст рыночный спрос на такой вид финансирования.

Заключение и перспективные направления совершенствования

Анализ деятельности лидеров и прогноз на 2025 год

На рынке кредитования МСП наблюдается высокая концентрация. Лидерами по объему выданных кредитов в 2024 году традиционно являются крупнейшие игроки, обладающие обширной клиентской базой и развитой цифровой инфраструктурой:

  1. ПАО «Сбербанк»: Лидер рынка. Его портфель МСБ вырос на 19,0% в 2024 году, достигнув 6,7 трлн рублей. Сбербанк также является лидером по объему выданных кредитов под «зонтичное» поручительство Корпорации МСП.
  2. АО «Альфа-Банк»: Показал высокий темп роста портфеля (+20,1% в 2024 году).

Прогноз: Аналитики ожидают, что в 2025 году темп прироста кредитного портфеля МСП замедлится до 13% (по сравнению с 25,8% в 2024 году).

Основными причинами являются сохранение высоких процентных ставок и сокращение объема универсальной государственной поддержки.

Оценка альтернативных источников финансирования

В условиях дороговизны банковского кредита МСП активно ищут альтернативные источники финансирования, что создает новые рынки и механизмы.

  1. Рынок капитала (Облигации): Благодаря государственным программам поддержки (в том числе от МСП Банка, который субсидирует часть затрат на выход), растет популярность фондового рынка. В 2024 году на рынок облигаций Московской биржи вышло рекордное количество — 75 новых эмитентов, при этом около 80% размещений в «Секторе Роста» было осуществлено субъектами МСП при поддержке МСП Банка, что позволило привлечь 8,2 млрд руб.
  2. Краудлендинг и Лизинг: Эти инструменты обеспечивают гибкость и меньшую требовательность к залогу, выступая эффективной компенсацией для малого бизнеса, не имеющего доступа к классическим банковским продуктам.

Рекомендации по совершенствованию системы

Для обеспечения устойчивого развития сектора МСП и повышения доступности кредитных ресурсов на среднесрочную перспективу необходимы следующие шаги:

  1. Переориентация государственной поддержки на инвестиции: Необходимо создать более мощный, долгосрочный механизм субсидирования, ориентированный исключительно на инвестиционное кредитование (приобретение оборудования, модернизация, строительство).

    Это должно стать приоритетом над субсидированием оборотного капитала, который может быть привлечен и по рыночным ставкам.

  2. Усиление цифровой интеграции и скоринга: Рекомендовать ЦБ РФ стимулировать банки к дальнейшему внедрению ML-моделей в оценку рисков МСП, используя данные ФНС, ЕГРЮЛ/ЕГРИП, ФТС и Росстата. Это позволит снизить операционные расходы банков и ускорить кредитование, что особенно важно для микропредприятий.
  3. Стимулирование ESG-повестки в МСП: Для повышения доли ESG-кредитов необходимо разработать пакет мер (например, льготы по налогу на прибыль или субсидирование процентной ставки) для компаний, которые подтверждают соответствие национальным таксономиям. Это позволит не только обеспечить устойчивое развитие, но и повысить конкурентоспособность МСП на внешних рынках.
  4. Регуляторный мониторинг «квази-МСП»: ЦБ РФ следует продолжить практику публикации «очищенного» кредитного портфеля, чтобы избежать искажения макроэкономических показателей и точно оценивать потребности реального, некрупного бизнеса, детально о котором мы говорили в разделе Декомпозиция кредитного портфеля.

Данное исследование подтверждает, что, несмотря на впечатляющие номинальные объемы, система банковского кредитования МСП в России переживает структурный кризис, вызванный высокой стоимостью фондирования и перекосом в сторону краткосрочного финансирования. Успех в ближайшие годы будет зависеть от способности государства и банков переключить фокус на адресную поддержку инвестиционных проектов и активное использование цифровых технологий для снижения рисков.

Список использованной литературы

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации.
  2. Федеральный закон № 209-ФЗ от 06.07.2007 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
  3. Аналитический обзор рынка кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства по итогам первого полугодия 2024 года [Электронный ресурс] // Банк России (cbr.ru).

    URL: https://cbr.ru/Collection/Collection/File/48624/analytics_MSB_2024_H1.pdf (дата обращения: 08.10.2025).

  4. Батяев А. Кредиты для малого бизнеса в условиях кризиса. М.: Научная книга, 2009.
  5. Влияние ESG-факторов устойчивого развития на формирование кредитного и инвестиционного портфеля банка [Электронный ресурс] // cyberleninka.ru. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-esg-faktorov-ustoychivogo-razvitiya-na-formirovanie-kreditnogo-i-investitsionnogo-portfelya-banka (дата обращения: 08.10.2025).
  6. Горфинкель В.Я., Швандер В.А. Малый бизнес: организация, экономика, управление. М.: Юнити-Дана, 2009. 495 с.
  7. ESG-портфель российского банковского сектора: бремя первых [Электронный ресурс] // acra-ratings.ru. URL: https://www.acra-ratings.ru/upload/iblock/c38/c3866291a27e7d6ed1f65c92476579cc.pdf (дата обращения: 08.10.2025).
  8. Емельянов В.М. Энциклопедия начинающего предпринимателя. М., 2008. 720 с.
  9. Ибадова Л.Т. Финансирование и кредитование малого бизнеса в России. Правовые аспекты. М.: Волтерс Клувер, 2008.
  10. Ивачев И.Л. Практическое руководство по малому бизнесу. М.: ГроссМедиа, 2009. 224 с.
  11. Как в 2024 году подорожали кредиты для малого и среднего бизнеса [Электронный ресурс] // expert.ru. 2025. URL: https://expert.ru/2025/02/22/kak-v-2024-godu-podorozhali-kredity-dlya-malogo-i-srednego-biznesa/ (дата обращения: 08.10.2025).
  12. Кредитование и поддержка финансирования МСП в 2024: временное охлаждение [Электронный ресурс] // bizdrom.com. URL: https://bizdrom.com/analytics/kreditovanie-i-podderzhka-finansirovaniya-msp-v-2024-vremennoe-ohlazhdenie/ (дата обращения: 08.10.2025).
  13. Кредитование МСБ в 2023–2024 годах: на правах драйвера рынка [Электронный ресурс] // raexpert.ru. URL: https://www.raexpert.ru/researches/banks/msb_2024/ (дата обращения: 08.10.2025).
  14. Кредитование МСП: рекорды во время турбулентности [Электронный ресурс] // bosfera.ru. URL: https://bosfera.ru/bo/kreditovanie-msp-rekordy-vo-vremya-turbulentnosti (дата обращения: 08.10.2025).
  15. Критерии малого и среднего предпринимательства (МСП) в 2025 году [Электронный ресурс] // astral.ru. 2025. URL: https://astral.ru/articles/msp/11384/ (дата обращения: 08.10.2025).
  16. Критерии малого предприятия: что это и какие входят в реестр МСП [Электронный ресурс] // raiffeisen.ru. URL: https://www.raiffeisen.ru/wiki/kriterii-malogo-predpriyatiya/ (дата обращения: 08.10.2025).
  17. Критерии отнесения к субъектам малого предпринимательства (МСП) в 2025 году [Электронный ресурс] // glavbukh.ru. 2025. URL: https://www.glavbukh.ru/art/93259-kriterii-msp-2025 (дата обращения: 08.10.2025).
  18. Лапуста М.Г., Старостин Ю.Л. Малое предпринимательство. М.: Инфра-М, 2010. 685 с.
  19. Лошкарев В.Г. Организация бизнеса с нуля. СПб: Питер, 2010. 192 с.
  20. Малый бизнес. М.: Кнорус, 2009. 336 с.
  21. Медведев А. Малый бизнес: с чего начать, как преуспеть. СПб: Питер, 2010. 224 с.
  22. Методы диагностики и прогнозирования кредитоспособности субъектов МСП с применением искусственного интеллекта [Электронный ресурс] // cyberleninka.ru. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metody-diagnostiki-i-prognozirovaniya-kreditosposobnosti-subektov-msp-s-primeneniem-iskusstvennogo-intellekta (дата обращения: 08.10.2025).
  23. Минэкономразвития: в I квартале 2024 года бизнес получил более 130 млрд рублей в рамках Программы «1764» [Электронный ресурс] // corpmsp.ru. 2024. URL: https://corpmsp.ru/press-tsentr/news/minekonomrazvitiya-v-i-kvartale-2024-goda-biznes-poluchil-bolee-130-mlrd-rubley-v-ramkakh-programmy-1764/ (дата обращения: 08.10.2025).
  24. Мишурова И.В. Экономика и управление малой фирмой. М.: МарТ, 2004. 672 с.
  25. Морозова Т.В. Малые предприятия: налогообложение, учет и отчетность. М.: Юстицинформ, 2005. 255 с.
  26. Новые программы кредитования разработаны для МСП [Электронный ресурс] // regberry.ru. URL: https://regberry.ru/news/novye-programmy-kreditovaniya-razrabotany-dlya-msp (дата обращения: 08.10.2025).
  27. О программе льготного кредитования «1764» [Электронный ресурс] // bezformata.com. URL: https://krasny-bezformata-com.turbopages.org/turbo/krasny.bezformata.com/s/content/news/233076899/ (дата обращения: 08.10.2025).
  28. Полякова С.И., Рубе В.А. и др. Малое предпринимательство: организация, экономика, управление. М.: Инфра-М, 2009. 480 с.
  29. Предпринимательство. М.: Альпина Бизнес Букс, 2010. 232 с.
  30. Развитие ESG в секторе МСП [Электронный ресурс] // nifi.ru. 2023. URL: https://www.nifi.ru/images/files/analytics/2023/nifi-analytics-2023-11-20-web.pdf (дата обращения: 08.10.2025).
  31. Рынок кредитования МСБ по итогам 2024 года и прогноз на 2025-й: ставки сделаны, ставок меньше нет [Электронный ресурс] // raexpert.ru. URL: https://www.raexpert.ru/researches/banks/msb_2024/ (дата обращения: 08.10.2025).
  32. Скоринг и верификация данных на основе Big Data: о чем нужно знать [Электронный ресурс] // beeline.ru. URL: https://www.beeline.ru/b2b/insights/skoring-i-verifikatsiya-dannykh-na-osnove-big-data-o-chem-nuzhno-znat (дата обращения: 08.10.2025).
  33. Современный скоринг: использование big data и machine learning [Электронный ресурс] // nbj.ru. 2017. URL: http://www.nbj.ru/publs/stati/2017/07/17/sovremennyi-skoring-ispolzovanie-big-data-i-machine-learning/ (дата обращения: 08.10.2025).
  34. Соснаускене О.И., Сергеева Т.Ю., Пименова Е.В. Малые предприятия: регистрация, учет, налогообложение. М.: Омега-Л, 2009. 256 с.
  35. Темпы роста кредитования малого и среднего бизнеса незначительно замедлятся в 2024 году [Электронный ресурс] // vedomosti.ru. 2024. URL: https://www.vedomosti.ru/finance/articles/2024/04/15/1031383-temp-rosta-kreditovaniya-malogo-i-srednego-biznesa-neznachitelno-zamedlyatsya-v-2024-godu (дата обращения: 08.10.2025).
  36. Толмачева И.А. Все о малом предпринимательстве. М.: ГроссМедиа, 2010. 424 с.
  37. Уолтерс Дж.С. Качественная эволюция малого бизнеса: 4 ключа к успеху без необходимости расширения компании. М.: Баланс-Клуб, 2008. 296 с.
  38. Чапек В.Н., Атаев М.К., Елоев Ю.Т. Малое предпринимательство России: организация, экономика, управление. М.: Феникс, 2010. 380 с.
  39. Широков Б.М. Малый бизнес: финансовая среда предпринимательства. М.: Финансы и статистика, 2010. 496 с.
  40. Что такое скоринг и как работает кредитная скоринговая модель [Электронный ресурс] // Big Data & AI Билайн. URL: https://bigdata.beeline.ru/blog/chto-takoe-skoring-i-kak-rabotaet-kreditnaya-skoringovaya-model/ (дата обращения: 08.10.2025).