Теории денежно-кредитного регулирования, их сущность, содержание и особенности использования в современных условиях

Контрольная работа

В своей тестовой работе я обратился к теме «Теории денежного регулирования, их сущность, содержание и особенности использования в современных условиях» не случайно. Денежные отношения являются существенными и значительными открытиями человечества в области экономики, они входят в число важнейших категорий экономической науки. Их изучению посвящены произведения классиков, марксизм, многочисленные работы зарубежных экономистов.

Говоря об этой теме, нельзя не упомянуть о проблемах, с которыми наша экономика сталкивается в переходный период, требующий более радикальных изменений в денежно-кредитной сфере. Подобные трансформации требуют тщательного изучения денежно-кредитного регулирования как классиками экономики, так и современными учеными. необходимо использовать постулаты, выдвинутые теоретиками, чтобы в соответствии с их условиями, в соответствии с преобладающими условиями, они могли применяться в денежном регулировании экономики.

необходимо уделить пристальное внимание проблеме денежно-кредитного регулирования, поскольку экономическое состояние страны во многом зависит от состояния денежно-кредитной системы. Поэтому необходимо учитывать опыт, накопленный развитыми странами в этой сфере, которые пользуются теориями денежно — кредитного регулирования на протяжении долгого времени, хотя можно сказать, что каждая из этих теорий объясняла только некоторые явления в каждый конкретный момент времени. Это ускорит развитие экономики нашей страны и сделает ее более эффективной.

Теоретически можно отделить денежно-кредитное регулирование от кредитного регулирования, определяя первое как влияние на стоимость денежной массы, а второе как влияние на уровень процентных ставок. Однако на практике они находятся в тесной взаимосвязи. Следовательно, при снижении процентной ставки объем выданных кредитов увеличивается, что означает увеличение денежной массы. Увеличение денежной массы приводит к снижению спроса на деньги и снижению цены их использования, то есть процентной ставки. По этой причине экономисты предпочитают говорить о денежно-кредитном регулировании в целом. При этом монетаристы акцентируют внимание на монетарном аспекте регулирования, а сторонники кейнсианства — на процентном.

Цель контрольной работы состоит в рассмотрении теоретических основ и ведущих направлений современных теорий денежно-кредитного регулирования и особенности использования в современных условиях, определении путей повышения эффективности денежно-кредитного регулирования в современной России. Знание этих теорий необходимо для лучшего понимания и усвоения процессов, которые имели место ранее и сейчас происходят в денежных отношениях.

4 стр., 1687 слов

Регулирование кредитных рисков банков

... кредитного риска; охарактеризовать методы регулирования кредитных рисков. Предметом исследования выступа ют кредитные риски, возникающие в процессе кредитования. Теоретической базой исследования явились труды отечественных экономистов и юристов по проблемам теории ... несет в себе функцию общественной значимости и проводника денежно-кредитной политики, то знание, определение и контроль банковских ...

ГЛАВА 1. ТЕОРИИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ, ИХ СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ

Западноевропейские теории денег и кредита всегда преследовали определенные практические цели и были выражением интересов определенного правящего класса или его групп. Однако до общего кризиса капитализма они не были связаны с проблемами государственного регулирования экономики. До начала XIX в. этот вопрос вообще не мог стоять перед экономистами, так как капитализм еще не вступил в период циклического развития. Позже когда экономика стран запада стала подвергаться продолжительным и тяжелым кризисам, ведущие экономисты запада стали рассматривать их как следствие нарушений в сфере денежно-кредитного обращения, с которыми капиталистическая экономика способна сама справиться с помощью внутренне присущего ей автоматического механизма.

Обострение кризиса 1929-1933 годов заставило многих западных экономистов признать, что противоречия свойственны капиталистической системе, и циклическое развитие экономики является проявлением этого. Эти противоречия могут быть преодолены денежным регулированием экономики государством. В современной теории государственного регулирования экономики выделяют два основных направления проведения денежно-кредитной политики: кейнсианское и монетаристское.

1 Кейнсианская модель денежно-кредитного регулирования

Кейнсианская теория денежно-кредитного регулирования возникла, как и само кейнсианское направление в экономической теории, после крупного мирового экономического кризиса 1929-1933 гг. (Великая депрессия), который показал невозможность саморегулирования рыночной экономики.

Основные положения теории регулирования экономики изложены Кейнсом в работе «Общая теория занятости, процента и денег», опубликованной в 1936 г.

Дж. М. Кейнс предложил теорию дефицитного финансирования, в которой он предложил активное вмешательство государства в экономическую деятельность, используя в основном инструменты финансового регулирования, чтобы избежать экономических кризисов и гарантировать занятость. В этих условиях денежно-кредитной политике отводится второстепенная роль. Он должен был обеспечить реализацию политики «дешевых денег», то есть политики низких процентных ставок для стимулирования платежеспособного спроса на личное потребление и инвестиции. В результате этой политики увеличился дефицит государственного бюджета, увеличилась эмиссия денег центральным банком и, как следствие, покупательная способность денег снизилась.

Кейнсианская концепция дефицитного финансирования была господствующим направлением в теории и практике государственного регулирования экономики в развитых странах вплоть до середины 70-х гг. ХХ века.

Стагфляция, структурные кризисы и мировой валютный кризис заставили разработать новую концепцию в области государственного регулирования. Эта концепция стала монетаризмом, теоретической основой денежно-кредитного регулирования.

.2Монетаризм

19 стр., 9136 слов

Структура денежно-кредитной системы Республики Беларусь

... государственного регулирования национальной экономики. Стратегические цели денежно-кредитной политики Республики Беларусь: обеспечение эффективного функционирования денежно-кредитной системы; содействие денежно-кредитной системы ... нежно-кредитной политики; эмиссия денег; эмиссия ценных бумаг Наци­онального банка; регулирование денежного обращения и кредитных отношений; валютное регулирование; ...

В отличие от кейнсианцев, монетаристы выступают против государственного регулирования экономики, считая его не только бесполезным, но и совершенно вредным из-за бюрократии, а иногда и некомпетентности аппарата, который должен обеспечивать такое регулирование.

По мнению монетаристов, определяющим фактором в экономике является количество денег в обращении. Увеличивая или уменьшая денежную массу, можно изменить процентную ставку и, таким образом, повлиять на инвестиции и, следовательно, на объем производства. В основе денежно-кредитного регулирования лежит агрегат денежной массы M1 (наличные деньги бессрочные вклады).

Устанавливается, на сколько этот агрегат должен увеличиться в предстоящем периоде осуществляется так называемое таргетирование, т.е. расчет норматива по агрегату M1 с целью определения размера ВВП, возрастающего в том же проценте. Центральный банк отслеживает цель и использует различные методы денежно-кредитного регулирования.

Монетаристы считают, что необходимо проводить ограничительную денежно-кредитную политику, которая не зависит от экономической ситуации и направлена ​​на ограничение инфляции. Основная функция этой теории — контролировать выпуск денег в обращение в соответствии с долгосрочными темпами роста экономики.

В качестве основы денежно-кредитного регулирования монетаристы предлагают правило, согласно которому денежная масса должна увеличиваться в зависимости от долгосрочного роста реального чистого национального продукта. Поэтому монетаристы рассматривают управление денежной массой как центральный пункт регулирования экономики.

ГЛАВА 2. ТЕОРИИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Основная проблема денежно-кредитного регулирования заключается в том, что оно может быть реализовано только при наличии выбора потребительских товаров на рынке. И это влияет на производство товаров только постольку, поскольку в них заинтересован коммерческий капитал, поскольку он готов участвовать в инвестициях в производство этих товаров. Торговый капитал, по своей сути, процветает за счет непрерывного поиска сиюминутной прибыли в рыночном элементе товарно-денежных отношений. Сам по себе он не способен на планирование долгосрочных капиталовложений и соответствующее кредитование и не ищет возможностей участия в инвестировании промышленного и сельскохозяйственного производства, потому что такое производство может развиваться только при долгосрочном кредитовании под низкий процент и не даёт дивиденда, который дают спекулятивные сделки. За время, необходимое для инвестирования в производство, капитал можно многократно инвестировать в коммерческие операции и получить прибыль в размере сотен процентов от прибыли.

Нынешняя жизнь в России доказывает это самым наглядным образом. Коммерческие банки, как центры кредитования, не выдают ссуды на срок более трех-четырех месяцев, потому что это невыгодно, потому что только текущие и краткосрочные спекулятивные коммерческие операции являются прибыльными. И если коммерческий капитал не находит таких сделок внутри страны, он бежит в другие государства. Там он либо оседает в банках под высокий процент, либо ищет способы участвовать в иностранных спекулятивных операциях, показывая этим свой абсолютный космополитизм, свою абсолютную чуждость идее привязанности к стране, где он зародился, абсолютную чуждость промышленному производству, как и производству вообще.

3 стр., 1003 слов

Современная кредитная политика РФ

... увеличения денежной массы и снижения процентных ставок. Во-вторых, жесткую кредитную политику (политику «дорогих денег»), когда ЦБ: продает государственные ценные бумаги на открытом рынке, что вызывает сокращение резервов коммерческих банков ...

Поэтому денежно-кредитная политика, оказываясь главным средством влияния правительства на рыночные отношения при политическом господстве, при диктатуре коммерческого интереса, коммерческого капитализма, как это, например, сейчас имеет место в России, неизбежно ведёт к деградации производства. Ибо сложное, требующее долгосрочного или среднесрочного кредитования производство товарной продукции, а тем более производство средств производства, не может привлечь капиталовложения, кроме скудных средств из бюджета правительства, вследствие чего происходит устойчивое сокращение внутреннего производства средств производства и товарной продукции, и денежно-кредитная политика «теряет почву под ногами» из-за потери равновесия между спросом и предложением. Он начинает все больше зависеть от внешних факторов, от импорта товаров, от иностранных займов и от состояния внешних рынков. При таком положении дел коммерческие спекулянты постоянно повышают цены, а если их вынуждают удерживать цены правительственными постановлениями, которые принимаются под давлением низов, они уводят торгово-денежные сделки в тень, прикрывая их требованиями коммерческой тайны, или вывозят денежные накопления в другие страны. Таким образом, политическое господство коммерческого интереса, в конечном итоге, создаёт предпосылки для галопирующей инфляции и гиперинфляции, которые в свою очередь разрушают возможность денежно-кредитного управления рынком со стороны отражающего требования коммерческого капитала правительства. Этот порочный круг в конечном итоге ведет к разрушению внутреннего производства и превращению страны в сырьевой полуколониальный придаток промышленно развитых капиталистических государств, к экономической и политической нестабильности.

Бумажные денежные знаки, электронные деньги, ценные бумаги, которые в современной экономике являются основными средствами обращения на рынке, в отличие от золота и серебра сами по себе не могут выступать в качестве товара, способного быть универсальным товаром. Их появление — прямое следствие бурного развития промышленного производства, которое стало настолько капиталоёмким, выпускает такое количество продукции, что золота и серебра просто не хватит для обслуживания рыночных обменов и сделок, всевозможных кредитных операций. Бумажные дензнаки, электронные деньги, ценные бумаги выполняют функцию денег лишь потому, что государственная власть заставляет их признать таковыми и выступает гарантом, который незримо, присутствует при любых сделках, связанных с этими деньгами. Другими словами, эти типы денег способны выполнять свою функцию универсального товара благодаря государственной власти, и чем эффективнее, тем сильнее эта власть. Но это противоречит идеологическим целям либерализма в отношении государства, согласно либерализму влияние государства на рыночные отношения должно ослабевать и в идеале исчезнуть А именно либерализм идеологически обосновывает полное подчинение экономики политике денежно-кредитного регулирования

17 стр., 8179 слов

Кредитные деньги. Понятие кредитных денег, их виды

... и др.). 3) чек, новая форма кредитных денег, как кредитное орудие обращения появился позже, чем вексель и банкнота, с созданием коммерческих банков и сосредоточением свободных платежных ... оборота, т.е. реальными нуждами производства и реализации продукции. Обеспечением банкноты являются определенные виды запасов материальных ценностей. Банкнота ЦБ превратилась в денежную единицу страны, свободно ...

Поэтому денежно-кредитная политика, действенность которой прямо зависит от создания таких условий, чтобы на рынке все приобрело свою реальную стоимость при минимальном вмешательстве извне, в том числе со стороны государства, подрывает способность бумажных и электронных денег, ценных бумаг выполнять свои функции в обслуживании рыночных отношений. При денежно-кредитной политике, логически доведённой до своего идеала, такие дензнаки выступают в качестве денег постольку, поскольку обеспечены золотым запасом, необходимым для обмена их на золото в любой момент, когда этого потребует обладатель денежных знаков в том или ином их виде. То есть, денежно-кредитная политика, являясь следствием требований к экономической политике со стороны коммерческого интереса, по своей сути стремится вернуть экономику каждой страны и мировую экономику в целом до такого уровня, когда можно будет восстановить роль золотых денег в качестве единственного платежного средства. Например, в сегодняшней России этого можно добиться единственным способом — многократным снижением уровня промышленного производства, которое и происходит. Денежно-кредитная политика, превращаясь в мировую денежно-кредитную политику, как это вновь происходит на наших глазах в современном мире, в конечном итоге позволяет сохраниться каким-то производственным мощностям в нескольких самых развитых странах и только, в то время как остальные страны должны оказаться в положении сырьевых колоний и полуколоний. Другими словами, он неизбежно меняет ход истории и заставляет мировой рынок вернуться в состояние, в котором он находился до отмены золотого стандарта, то есть до начала 1930-х годов.

Денежно-кредитная политика, основанная на теоретической концепции постоянного уменьшения вмешательства государства в рыночные отношения, при логическом развитии неизбежно приводит к тому, что рыночные отношения выходят из-под контроля исполнительной власти. Тогда элемент спекулятивно-коммерческого интереса превращается в самодостаточную силу, которая подрывает те же политические основы, на которых может проводиться только денежно-кредитная политика.

Денежно-кредитная политика неизбежно вступает в конфликт с интересами экономических монополий, которые способны создавать собственные внутренние системы товарно-денежных отношений. В этих внутренних системах товарно-денежных отношений роль денег при товарообмене может быть сведена к минимуму и товар может обмениваться на товар по иной, не рыночной стоимости, так как цена обращающегося внутри монополий товара подлаживается под их сложные интересы организации максимального влияния на экономику. То есть, монополии создают мощные препятствия стихии рынка. Если прибегать к образным сравнениям, монополии выступают в качестве нерушимых волноломов, против которых разбиваются элементы спекулятивно-коммерческого интереса и коммерческого капитализма. Когда политическая власть превращается в диктатуру коммерческого интереса, в диктатуру идеологического либерализма, она получает возможность разрушать экономические монополии ради осуществления денежно-кредитной политики, ради создания условий для наибольшего сиюминутного роста коммерческих капиталов.

5 стр., 2103 слов

Эволюция бумажных и кредитных денег в системе постиндустриального общества

... человека и гражданина. Объектом изучения являются деньги и денежная система. Цель работы - рассмотреть эволюцию бумажных и кредитных денег в системе постиндустриального общества. Задачи работы - обозначить ... хозяйство, в котором производилась продукция, предназначенная для собственного потребления. Постепенно в интересах увеличения производства, а в определенной мере под влиянием природных условий ( ...

Однако, разрушив, раздробив монополии, которые объединяют регионы страны в единое целое, правительство при рыночных отношениях теряет моральное право выступать с позиции общегосударственных интересов и политические способности сохранить свою последнюю монополию, монополию на печатание денег, — а ведь монополия на печатание денег и только она является главным условием осуществления денежно-кредитной политики. Чтобы избежать хаоса, регионы в таких обстоятельствах вынуждены создавать собственные денежные единицы и устанавливать собственные, региональные монополии на печатание ценных бумаг; после чего страна неизбежно политически распадётся, и образуются несколько новых стран. Если они, эти новые страны, начнут проводить свою собственную денежно-кредитную политику в интересах внутреннего коммерческого капитализма, это в конечном итоге приведет к их фрагментации на более мелкие политические органы. Процесс дробления может продолжаться до полного распада политической власти, до её исчезновения, до возвращения людей к временам варварства, когда субъектами осуществления денежно-кредитного регулирования окажутся те дельцы, у кого накопятся золото и иные драгоценности. Но при таком развитии событий олигархические кланы, имевшие капитал в ценных бумагах, потеряют этот капитал, и их экономическая и политическая власть исчезнет. Иначе говоря, они, как главные выразители коммерческого интереса в политике, как главные заказчики денежно-кредитной политики, требующие её проведения ради получения наибольшей сиюминутной прибыли, тем самым в долгосрочной перспективе роют могилу собственному капиталистическому и политическому могуществу.

Либералы, которые требуют, чтобы государство превратилось лишь в ночного сторожа при владельцах частной собственности и при рыночных отношениях, и одновременно поют дифирамбы денежно-кредитной политике, тем самым в действительности призывают к разрушению современной экономики, к разложению государственных политических структур и к историческому регрессу цивилизации и человечества. И любое господство коммерческого интереса, используя либерализм для обоснования своего права на политическую власть, неизбежно, неотвратимо расшатывает основания, на которых держится рыночная экономика, провоцируя политическую нестабильность как внутри стран, где такое господство установилось, так и в мировых межгосударственных отношениях.

За последнее десятилетие влияние олигархического коммерческого капитала и идеологии либерализма на настроения масс и политику правительства усилилось на капиталистическом Западе и во всем мире. Даже на богатом Западе производство, требующее долгосрочных и среднесрочных кредитов, переживает трудные времена. Во всех западных странах роль денежно-кредитных инструментов регулирования рыночных отношений усиливается, подготавливая упадок базовых отраслей экономики, требующих стратегических капиталовложений — то есть энергетики, транспортной, производственной и коммунальной инфраструктуры, инфраструктуры, обеспечивающей долгосрочную и планируемую в интересах производства подготовку кадров. Это также выражается в образе жизни большинства населения этих развитых капиталистических стран, в их желании жить настоящим, не беспокоясь о будущем.

10 стр., 4808 слов

Российская практика денежно-кредитного регулирования экономики

... на открытом рынке. Большинство центральных банков стран с рыночной экономикой в процессе денежно-кредитного регулирования используют систему резервных требований. Денежно-кредитная политика ЦБ РФ ориентирована на ... - это процент, под который центральный банк предоставляет кредиты финансово устойчивым коммерческим банкам, выступая как кредитор в последней инстанции. Учетная ставка - процент ...

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

кейнсианский монетаризм денежный кредитный

Анализ монетарного регулирования показал, что полноценной теории регулирования не существует. Каждая из теорий характеризовала денежные отношения с точки зрения отдельного временного периода и противоречий, которые вносила каждая конкретная ситуация.

Однако кейнсианская модель и монетаризм предлагали разные рецепты выхода из кризиса и по-разному оценивали денежно-кредитное регулирование в экономическом процессе. Каждая из этих теорий работала только в течение определенного периода времени и была эффективна в странах с долгой историей капитализма. В нашей стране эти теории так или иначе применялись к денежно-кредитному и финансовому регулированию, но ни одна из них не принесла существенных положительных результатов. Таким образом, можно сделать вывод, что для нашей страны необходимо разработать своеобразную концепцию денежно-кредитного регулирования с учетом опыта западных стран.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

[Электронный ресурс]//URL: https://ex-zaim.ru/kontrolnaya/teorii-denejno-kreditnogo-regulirovaniya/

1.Конституция Российской Федерации от 25 декабря 1993 года (с изменениями от 30 декабря 2008 года) // Российская газета. — 21 января 2009 года. — №4831.

. Федеральный закон от 10 июля 2002 г. №86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (с изменениями от 19 июля 2010 г.) // Российская газета. 13 июля 2002 г. №127.

. Афанасьев М.П., Беленчук А.А., Кривоговым И.В. Бюджет и бюджетная система. Предисловие А.Л. Кудрина. — М., Издательство Юрайт, 2011. — 777с.

. Долан Э. Дж., Кэмпбелл К. Д., Кэмпбелл Р. Дж. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика. — М., 2012.

. Крылов О.М. Использование официального валютного курса в налоговом и валютном законодательстве // Законодательство и экономика. №12. 2011.

. Крылов О.М. Фискализация — современная тенденция развития валютного законодательства Российской Федерации // Законодательство и экономика. №2. 2013.

. Крылов О.М. Фискальные валютные операции // Законодательство и экономика. №7. 2012.

. Кульков В.М. Структура и противоречия смешанной экономики: Дис. докт. экон. наук. — М., 2010.- 233 с.

17 стр., 8024 слов

Правовое регулирование международных расчетных и кредитных отношений

... валюте другой Стороны на ее внутреннем денежном рынке в порядке, определяемом законодательством этой Стороны для всех видов ... настоящим Федеральным законом. Не допускается установление органами валютного регулирования требования о получении резидентами и нерезидентами индивидуальных ... в многочисленных письмах и телеграммах Банка России последних лет, а также практика арбитражных судов по разрешению ...

. Курс экономики. Учебник. Под ред. Б.А. Райзберга. М.: ИНФРА-М, 2011.