Бюджетно-налоговая и денежно-кредитная политика

Контрольная работа

бюджетный налоговый кредитный монетарный

Основная цель любого государства — стабильность экономики и благополучие каждого гражданина. В условиях перехода России к рынку государство должно выполнять некоторые регулирующие функции экономики. Как правило, он исправляет те «недостатки», которые присущи рыночному механизму и которые он сам либо не может устранить, либо это решение неэффективно. Государство берет на себя ответственность за создание равных условий для соперничества между предпринимателями, за эффективную конкуренцию и за ограничение власти монополий. Он также связан с производством достаточного количества общественных товаров и услуг, поскольку рыночный механизм не может адекватно удовлетворить коллективные потребности людей. Участие государства в экономической жизни также продиктовано тем фактом, что рынок не обеспечивает социально справедливого распределения доходов. Государству надлежит заботиться об инвалидах, малоимущих, стариках. Ему также принадлежит сфера фундаментальных научных разработок. Это необходимо, потому что это очень рискованно для предпринимателей, чрезвычайно дорого и, как правило, не приносит быстрой отдачи. Поскольку рынок не гарантирует права на работу, государство должно регулировать рынок труда и принимать меры по снижению безработицы. Чтобы поддерживать рост цен, обесценивание денег, он регулирует уровень инфляции.

В целом государство реализует политические и социально-экономические принципы этого сообщества граждан. Он активно участвует в формировании макроэкономических рыночных процессов. Роль государства в рыночной экономике проявляется через следующие важнейшие функции;. а) создание правовой основы для принятия экономических решений. Государство разрабатывает и принимает законы, регулирующие предпринимательскую деятельность, определяет права и обязанности граждан; б) стабилизация экономики. Правительство использует бюджетно-налоговую и кредитно-денежную политику для преодоления спада производства, для сглаживания инфляции, снижения безработицы, поддержания стабильного уровня цен и национальной валюты;

— в) социально-ориентированное распределение ресурсов. Государство организует производство товаров и услуг, которые не находятся в ведении частного сектора. Оно создает условия для развития сельского хозяйства, связи, транспорта, определяет расходы на оборону, на науку, формирует программы развития образования, здравоохранения

г) обеспечение социальной защиты и социальной гарантии. Государство гарантирует минимум заработной платы, пенсии по старости, инвалидности, пособие по безработице, различные виды помощи малоимущим и т.д.

3 стр., 1461 слов

Рынок ценных бумаг в условиях инфляции

... внешних факторов (уровнем цен на нефть на мировом рынке, состоянием мировой экономики и развитых финансовых рынков, присвоением России кредитных рейтингов международными агентствами), так и внутренними ... качестве финансовых инструментов и экономического развития. Рынок ценных бумаг совместно с кредитным рынком призван обеспечивать финансирование и развитие экономики (19, https:// ). В ходе написания ...

Для выполнения этих функций государство разрабатывает макропроекты, в том числе финансовую политику. Он направлен на обеспечение эффективного распределения и перераспределения имеющихся финансовых ресурсов государства, наилучшего удовлетворения потребностей воспроизводства и увеличения благосостояния общества. Продуманная и правильно организованная финансовая политика — важнейший фактор успешного развития экономики. С его помощью осуществляется государственное регулирование финансового рынка и денежного обращения — одна из важнейших и самых сложных задач государства. Решение отдельных проблем этой политики приводит к определенным изменениям, как социальным, так и экономическим. Чтобы представить содержание и задачи финансовой политики, обратимся к рассмотрению ее составляющих и их взаимодействия.

1. Бюджетно-налоговая политика

1.1 Бюджетная политика

Государственный бюджет и налоговая система являются основным звеном государственной финансовой системы. Внутри этой структуры происходит свыше 70% всех финансовых отношений, в нее входят различные финансовые учреждения, с помощью которых государство осуществляет свою финансовую деятельность и перераспределяет значительную часть ВВП. Бюджет содержит финансовые ресурсы, необходимые государству для выполнения своих функций; это влияет на работу всех остальных звеньев финансовой системы. Таким образом, бюджет является мощным регуляторным инструментом правительства.

Суть бюджета в том, что он предусматривает использование доходов на определенные расходы. Государство использует бюджет для осуществления территориального, внутреннего и межотраслевого распределения и перераспределения ВВП с целью обеспечения социальных гарантий населению и улучшения структуры общественного производства.

Для управления бюджетными ресурсами и отношениями, возникающими в процессе движения бюджетных потоков, государство разрабатывает бюджетную политику. Направление бюджетной политики определяется и реализуется государством и органами государственного управления.

Налоговая политика определяет состав и размер налоговых поступлений, налоговые льготы для отраслей, предприятий или отдельных групп населения, формы и размеры необлагаемых налогом доходов, источники получения доходов по целевым фондам баланса.

В процессе распределения бюджетных средств бюджетная политика осуществляется путем распределения и распределения бюджетных расходов между основными администраторами. Следовательно, финансируются низкорентабельные или убыточные отрасли. Такие как: органы госуправления, обороны, развитие науки и образования, защита окружающей среды и др.

1.2 Налоги и налоговая политика

Рассмотрим, откуда у государства средства на постоянное пополнение бюджета. Он может использовать ссуды для покрытия расходов, но их придется возвращать, он может прибегнуть к выпуску денег в обращение, но это приведет к инфляции. Мировая практика показала, что налоги являются основным источником государственных доходов. Проанализировав бюджеты промышленно развитых стран, можно увидеть, что налоги являются важнейшим средством формирования финансовых ресурсов государства, составляя 70-90% всех доходов бюджета.

4 стр., 1731 слов

Политика доходов и заработной платы

... труда, а также некоторыми иными видами профессиональной деятельности. Пенсия назначается строго по формальным признакам (исчерпывающие ... трех составляющих: базовая часть – фиксированная сумма, гарантированная государством в твердом размере, страховая часть – накопительная часть ... в России и его роль в формировании доходов нетрудоспособного населения. Пенсионная система России функционирует на ...

Налог — это сбор в пользу государства части дохода автономного хозяйствующего субъекта, установленный и установленный законом.

Налоги — это обязательные платежи физических и юридических лиц в центральный и местные бюджеты, производимые в порядке и сроки, определенные законодательными актами страны.

А чтобы лучше понять суть налогов, рассмотрим их основные функции: фискальную и регулирующую.

Налоговая функция обеспечивает условия для формирования материальной базы деятельности компании. Именно с ее помощью реализуется большая часть общественного предназначения налогов, проявляются конкретные формы образования денежных фондов государства, достигается максимально возможный баланс между доходами и расходами бюджета; обеспечиваются потребности науки, образования, здравоохранения, обороны и органов управления, социальная инфраструктура достигает высокого уровня.

Основным требованием при выполнении налоговой функции является полнота сбора налогов в сроки, установленные действующим законодательством. Но в некоторых случаях сроки могут быть изменены. Например, для временной поддержки производства товаров и услуг отечественных производителей или для развития отдельных видов деятельности. В будущем это может иметь положительный экономический эффект и увеличение доходов бюджета.

Регулирующая функция заложена в сути каждого налога, поскольку налоги связаны с процессами перераспределения пропорций стоимости ВВП между государством и налогоплательщиками. Кроме того, объемы этих долей затрат напрямую регулируются налогами. Изменение пропорций функционирования ресурсов в экономике влияет на фактический производственный процесс, накопление капитала, инвестиции, спрос и предложение. Суть регулирующей функции заключается во влиянии налогов на различные виды деятельности их налогоплательщиков, и, манипулируя пропорциями и налоговыми режимами, государство может, следовательно, изменять направление деятельности хозяйствующих субъектов.

Регулирующая функция имеет две подфункции: экономическую и социальную.

Экономическая составляющая выражается в государственном регулировании хозяйственной деятельности. Государство может создавать свободные экономические зоны с благоприятными условиями для развития предпринимательства. При определении фискальной политики региона необходимо учитывать условия деятельности налогоплательщиков всех уровней, отраслевую структуру региона. Например, самые большие налоги должны взиматься с производителей, монопольно выпускающих высокорентабельную продукцию (ликероводочную и табачную), а производители товаров первой необходимости или продовольственных должны платить наименьшие налоги. По мере развития промышленного производства увеличивается общий размер налогов, уровень занятости активного населения и средний доход на душу населения.

Рассматривая социальную составляющую в аспекте достижения социальных целей общества, необходимо отметить прогрессивное налогообложение, льготы, стимулирование социально незащищенных территорий, обеспечение мер по формированию среднего класса.

3 стр., 1319 слов

Фискальная и денежная политика государства

... при проведении денежной политики легче управлять процентной ставкой, но инвестиции от этого особо не изменяются. дисбалансом в государственном бюджете 3. Денежная политика государства 3.1. Понятия денежной политики Под денежно-кредитной политикой государства понимается совокупность ...

За прием средств на баланс отвечают специальные надзорные органы. Они действуют на основе налоговой политики.

Фискальная политика — это деятельность государства в области правового регулирования и организации сбора налогов и уплаты налогов в централизованные фонды денежных ресурсов государства.

Выделите фискальную политику на макроэкономическом и микроэкономическом уровне. Фискальная политика на макроэкономическом уровне называется государственной фискальной политикой. Это система отношений между государством и налогоплательщиками, формирующаяся в результате процесса уплаты и дальнейшего распределения налогов и других обязательных платежей.

Задачами налоговой политики является:

  • обеспечение государства финансовыми ресурсами;
  • создание условий для регулирования хозяйства страны в целом;
  • сглаживание неравенства, возникшего в процессе рыночных отношений, в уровне доходов населения.

1.3 Дискреционная и недискриционная бюджетно-налоговая политика

Фискальная политика государства — это система регулирования экономики с помощью государственных расходов и налогов. Он объединяет все меры, чтобы сформировать целостную структуру бюджетной и фискальной систем государства.

Цели бюджетно-налоговой политики:

  • сглаживание колебаний экономического цикла;
  • обеспечение стойкого экономического роста;
  • достижение высокого уровня занятости при умеренных темпах инфляции.

Бюджетно-налоговую политику еще называют фискальной. Она подразделяется на два типа: дискреционную и недискриционную.

Правительство проводит дискреционную политику с целью повлиять на реальный национальный доход, занятость и инфляцию. Основными ее инструментами выступают: изменение ставок налогообложения; проекты социальных работ; трудоустройство населения. Это активная фискальная политика государства.

Дискреционная политика, осуществляемая для сглаживания экономического цикла, бывает двух видов:

  • экспансионистская (стимулирующая) фискальная политика. это связано с увеличением государственных расходов и снижением налогов. В краткосрочном периоде такая политика сокращает спад производства;
  • рестрикционная (контрактивная) или сдерживающая фискальная политика, связана с увеличением налогов и уменьшением государственных расходов, чтобы уменьшить инфляцию.

Недискриционная (автоматическая) фискальная политика не требует специальных решений правительства т. к. она основана действии встроенных стабилизаторах.

Встроенные стабилизаторы включают прогрессивный налог, пособия по безработице, фермерские субсидии, субсидии для бедных и систему распределения прибыли. С их помощью автоматически регулируются налоговые поступления и государственные расходы. Они сглаживают циклические колебания экономики, а не устраняют их. Во время рецессии интегрированные стабилизаторы приводят к снижению налоговых поступлений в государственный бюджет. В период подъема происходит обратный процесс.

2. Денежно кредитная политика

2.1 Сущность и цели денежно — кредитной политики

Денежно-кредитная (монетарная) политика так же, как и бюджетно-налоговая является частью финансовой политики государства. Его главная цель — помочь экономике достичь такого общего уровня производства, который характеризуется полным использованием ресурсов и отсутствием инфляции. Денежно-кредитная политика заключается в изменении денежного предложения, направленном на стабилизацию совокупного объема производства, занятости, уровня цен. Денежное предложение, т.е. количество денежной массы в обороте, увеличивается в периоды спада для поощрения расходов. Во время инфляции, чтобы ограничить расходы, денежная масса сокращается. Контролирует денежно-кредитную политику Национальный банк.

24 стр., 11828 слов

Антиинфляционная политика в России

... как требования профсоюзов увеличить номинальную заработную плату трудящихся, так и государственная политика компенсации денежных потерь от инфляции. Возникает порочный круг: рост цен вызывает требования повышения ... спрос в ущерб сбережениям, а это, в свою очередь, сокращает объем кредитных ресурсов, что препятствует росту капиталовложений, производства и предложения. Подавленная (скрытая) инфляция, ...

Монетарная политика имеет конечные и промежуточные цели. Конечные цели включают: быстрый рост реального ВВП, низкий уровень безработицы, стабильные цены и стабильный платежный баланс. Проме — жуточные цели: денежная масса, ставка процента, обменный курс.

2.2 Инструменты денежно кредитной политики

Инструменты денежно-кредитной политики: обязательные резервы, учетная ставка, операции на открытом рынке. Выбор того или иного инструмента зависит от стратегии денежно-кредитной политики.

Наиболее распространенными из них сегодня являются операции на открытом рынке. Они заключаются в том, что Национальный банк покупает или продает ценные бумаги коммерческим банкам, предприятиям и населению. Основным объектом купли-продажи в данных сделках являются государственные облигации. Когда Нац.банк покупает ценные бумаги, уменьшаются его резервы и увеличиваются резервы коммерческих банков, а также количество денег в обращении. Если государство продает ценные бумаги, это приводит к уменьшению денежной массы, так как коммерческие банки уменьшили кредитный потенциал.

Изменение нормы обязательных резервов. Коммерческие банки обязаны резервировать часть средств с принимаемых депозитов. Они не могут использовать эти платежные средства для получения ссуды. Резервная ставка — это обязательный резерв средств платежа, который коммерческие банки должны иметь в процентах от суммы принятых депозитов. Ставка резервирования для коммерческих банков в России устанавливается Национальным банком. Из-за применения нормы резервирования банки лишаются возможности ссудить все имеющиеся деньги: реальные кредитные ресурсы становятся менее потенциальными. Изменяя минимальную норму резервирования, НБА также может повлиять на кредитоспособность коммерческих банков. Увеличение резервов приведет к сокращению денежной массы, уменьшению способности коммерческих банков создавать деньги за счет кредитования. Уменьшение ставки резервирования, соответственно, приведет к увеличению вложений в деньги в обращении. Следует заметить, что изменение резервной нормы — довольно мощный метод монетарной политики, практическое применение этого метода требует осторожности. Потому что даже незначительные изменения этой ставки сильно влияют на предложение денег. Из-за этого изменение резервной нормы применяют лишь в крайних случаях.

Учетная ставка — это процент, под который НБ предоставляет кредиты коммерческим банкам. Изменяя учетную ставку, центральный банк оказывает определенное влияние на процессы, происходящие в экономике. Рассмотрим соответствующий пример. Национальный банк России принял решение повысить учетную ставку с 10 до 15%. На денежном рынке, как и на любом другом, действует закон спроса: количество покупаемого товара уменьшается при повышении цены за единицу и увеличивается — при ее снижении. Учетная ставка — это цена кредитных денег, продаваемых НБ. Ее повышение будет стимулировать сокращение займов, в результате чего произойдет сокращение денежного предложения, что должно стать сдерживающим фактором инфляции. Снижение учетной ставки приводит к увеличению резервов в коммерческих банках и количества денег в обращении, как следствие этого снижается процентная ставка на денежном рынке. Это стимулирует повышение деловой активности, рост производства, приводит к созданию новых рабочих мест.

13 стр., 6275 слов

Кредитно-денежная политика

... можно подразделить на две части: 1) наличные деньги, 2) кредитные деньги. В роли наличных денег выступают бумажные денежные знаки и разменная монета. Золото и серебро обычно ... уровня монетаризации экономики как отношение денежной массы к ВВП. Этот показатель характеризует степень наполнения экономики деньгами. 2. Роль банков в кредитно-денежной политике. 2.1 Сущность и происхождение ...

2.3 Варианты кредитно — денежной политики

В зависимости от целей, на которые ориентирована кредитно-денежная политика, а также от порядка применения инструментов регулирования принято различать рестриктивную и экспансионистскую кредитно-денежную политику.

Рестриктивную кредитно-денежную политику еще называют «политикой дорогих денег». Она осуществляется путем ограничения денежного предложения и направлена на сдерживание инфляции. Она предполагает повышение процентных ставок по кредитам, делает кредитные ресурсы менее доступными. А также во время ее проведения центральный банк продает государственные ценные бумаги. В результате рестриктивной политики уменьшается совокупный спрос и сдерживается рост общего уровня цен в экономике. Таким образом, цель политики дорогих денег — сдерживание инфляционного давления. Вместе с тем рестриктивная политика несет в себе опасность роста безработицы, что связано с уменьшением инвестиционных расходов и степени деловой активности.

Экспансионистская кредитно-денежная политика или «политика дешевых денег» осуществляется путем снижения учетной ставки и скупки НБ государственных ценных бумаг. Она направлена на увеличение денежного предложения и рост совокупного спроса, в итоге увеличиваются объемы производства и количество рабочих мест. В то же время экспансионистская политика несет угрозу ускорения инфляции.

2.4 Оценки кредитно-денежной политики

Вопрос об эффективности кредитно-денежной политики остается предметом серьезных споров. Экономисты кейнсианского направления считают ее менее надежным и эффективным средством стабилизации экономики по сравнению с фискальной политикой. Они указывают на сложный передаточный механизм кредитно-денежной политики, существование многих опасностей сбоев в нем. Монетаристы же рассматривают кредитно-денежную политику, как ключевой фактор достижения макроэкономической стабильности. Вследствие этих разногласий по-разному оцениваются возможности кредитно-денежной политики. Однако при всех различиях в подходах и оценках большинство экономистов едины в том, что монетарная политика является неотъемлемой частью национальной стабилизационной политики. Кредитно-денежные регуляторы рассматриваются как действенные инструменты макроэкономической стабилизации. Вместе с бюджетно-налоговыми они составляют основу современного макроэкономического регулирования.

3. Согласование взаимодействия фискальной и монетарной политики

Для того, чтобы государственное регулирование экономики было эффективным необходимо не просто взаимодействие кредитно-денежной и бюджетно-налоговой политик, но также и четкая согласованность в их проведении. Тем более что на данном этапе государственная политика в России должна проводиться под действием трех факторов: потребности обеспечения необходимых бюджетных расходов; необходимости сохранения валютной и монетарной стабильности согласно с целевыми ориентирами деятельности НБ; потребности реализации долгосрочных ориентиров экономической политики, предусмотренных программой деятельности правительства. А комплекс этих показателей требует взаимодействия фискальной и монетарной политики.

11 стр., 5319 слов

Кредитно-банковская система и кредитно-денежная политика

... страны. на основе эффективного формирования и использования денежных и кредитных ресурсов. В зарубежной литературе денежно-кредитная политика подразделяется на «узкую», которая обеспечивает стабильность ... основой, на которой покоится вся остальная денежная масса. Проводя денежно-кредитную политику, Центральный банк, воздействуя на кредитную деятельность коммерческих банков и направляя регулирование ...

В прошлые годы их взаимодействие было несогласованным. Фискальная политика была направлена на сбалансирование доходов и расходов бюджета. Монетарная политика проводилась под воздействием внешних факторов (почти 80% прироста денежной массы в 2003-2004гг. формировалось в результате осуществления валютных интервенций).

К тому же слабое развитие вторичного рынка ценных бумаг, финансирование расходов бюджета за счет средств от приватизации, отсутствие непрямых инструментов монетарной политики, высокий уровень процентных ставок ослабили влияние монетарной политики на обслуживание государственных долгов. В такой ситуации бюджетно-налоговая и денежно-кредитная политика не могли стать действенными рычагами развития.

Проблеме согласования фискальной и монетарной политики уделялось много внимания исследователей. Основные теоретические положения относительно результатов проведения этих политик были разработаны еще в 30-40 годах Дж. Хиксом и Э. Хансеном. Позже (в 60-х годах) появилась модель Мандела-Флеминга, которая представ — ляет анализ открытости страны международному движению капитала при разных режимах валютного курса.

И все-таки вопрос о методологии и принципах гармоничного применения стратегических целей фискальной и монетарной политик в России остается открытым. Недостаточно исследованы ограничения, которые могут возникать в Российской экономике при реализации отдельных задач и политик, на низком уровне остается институционное обеспечение согласования инструментов и методов монетарной и фискальной политик.

Согласование ориентиров и инструментов монетарной и фискальной политик должно осуществляться с учетом того, что эти политики имеют неодинаковую эффективность на разных промежутках времени. Методы монетарной политики активно используются и имеют эффект в краткосрочном периоде, а последствия реализации методов фискальной политики проявляются чаще всего только в средне — и долгосрочных периодах. Такая разница во времени проявления результатов проведения этих политик, требует научного прогнозирования последствий и оценки их общности в долгосрочной перспективе.

В долгосрочном периоде главной целью согласования кредитно-денежной и бюджетно-налоговой политики является достижение стойкого экономического роста благодаря контролю над инфляцией и созданию благоприятных условий экономического развития. Это прежде всего означает удержание дефицита бюджета на таком уровне, при котором можно избежать его прямого эмиссионного финансирования центральным банком. Также необходимо следить за тем, чтобы внешние займы находились на безопасном уровне, надо избегать перекосов в распределении ресурсов в экономике.

20 стр., 9947 слов

Инфляция и антиинфляционная политика

... развития инфляционных процессов в России. Проанализировать современные инструменты антиинфляционной политики Российской Федерации, описать результаты управления инфляционными процессами. Для достижения ... Проанализировать динамику инфляционных процессов в Российской Федерации; Охарактеризуйте антиинфляционную политику в Российской Федерации. структуру Объектом исследования является финансовая сфера ...

В краткосрочном периоде взаимодействие фискальной и монетарной политик должно быть направлено на обеспечение эффективного управления государственным долгом.

Монетарная политика определяет способность парламента финансировать бюджетный дефицит через влияние на стоимость долгов государства и сокращения/ расширения источников их финансирования. «Мягкая» монетарная политика расширяет возможности финансирования бюджетного дефицита за счет внутренних займов, поскольку из-за того, что процентные ставки низкие, уменьшается стоимость обслуживания таких долгов. К тому же благоприятные условия доступа к кредитным ресурсам, обеспечивают активное потребительское и инвестиционное кредитование. А некоторое увеличение доходной части бюджета и усиление фискальной нагрузки на некоторые производства, территории или отрасли, вследствие отмены налоговых льгот может компенсироваться привлечением кратко- и долгосрочных кредитов.

Жесткая монетарная политика и высокие процентные ставки не только делают более дорогими ссуды на внутреннем рынке, но и угнетают инвестиционные процессы и экономическую активность в стране. В результате чего уменьшатся будущие налоговые поступления в бюджет, и станет больше долговая нагрузка. В тоже время высокие процентные ставки привлекают иностранный капитал, что расширяет возможности размещения долговых ценных бумаг среди нерезидентов.

Фискальная стратегия правительства и его потребности относительно финансирования дефицита бюджета накладывают определенные ограничения на методы кредитно-денежной политики. Большой дефицит государственного бюджета подрывает доверие к методам монетарной политики, что усложняет проведение жесткой стабилизационной денежной политики. Вариант объединения «мягкой» бюджетно-налоговой и кредитно-денежной политики Российская экономика испытала в виде эмиссионного финансирования государственных расходов, что привело к гиперинфляции в 1992 — 1993 годах.

«Мягкая» фискальная политика в условиях социальной направленности бюджета не создает надежного фундамента для стойкого экономического развития и требует усиления рестрикционного характера монетарной политики в краткосрочном периоде. При сочетании жесткой монетарной и слабой фискальной политики для поддержания темпов экономического роста должно происходить замещение частных инвестиций государственными, что означает активизацию инвестиционной составляющей бюджетных расходов и снижение налогового бремени. Самым безопасным источником покрытия дефицита бюджета считается размещение ценных бумаг среди частных национальных агентов. Это дает возможность избежать значительной эмиссии средств для удовлетворения потребностей парламента и инфляционного давления. При развитом вторичном рынке ценных бумаг они могут использоваться центральным банком, как эффективный инструмент регулирования объемов ликвидности в стране. Но такой тип финансирования может ограничиваться глубиной и ликвидностью финансовых рынков в стране.

В краткосрочном периоде существенное влияние на состояние монетарной сферы имеет движение средств правительства на счетах государственной сокровищницы, а также пропорция, в которой государственный долг разделяется на внешний и внутренний. Увеличение объема внешних займов усиливает мотивацию центрального банка к удержанию обменного курса национальной денежной единицы от снижения. Это помогает избежать увеличение долгов и ухудшения показателя долговой нагрузки. Приоритетным заданием в такой ситуации является также наращивание объемов международных резервов. Эффект проведения этой политики похож для экономики на последствия оттока капитала из страны. Следует помнить, что финансирование государственного бюджета за счет внешних займов лишает возможности использовать такой инструмент стимулирования, как девальвация валюты и означает перекладывание налогового бремени на следующие поколения.

15 стр., 7202 слов

Грошово-кредитна політика держави

Негативні моменти полягають у тому, що ця політика непрямо впливає на комерційні банки з метою регулювання динаміки пропозиції грошей, а тому не може безпосередньо змусити їх зменшувати чи збільшувати кредити. Цілі грошово-кредитної політики визначаються залежно від рівня розвитку економічних взаємовідносин у державі. їх можна поділити на три групи: стратегічні, проміжні, тактичні. Стратегічні - ...

Жесткая бюджетная при жесткой монетарной политике одновременно сокращает финансирование социальной сферы, сдерживает инвестиционный процесс, что тормозит экономическое развитие. Такой вариант может применяться в ситуации «перегрева» экономики или при довольно благоприятной внешней конъюнктуре, которая компенсирует ограничения, налагаемые жесткой бюджетной и монетарной политикой.

В России существуют такие мероприятия для повышения согласованности методов фискальной и монетарной политики.

Для гармонизации методов фискальной и монетарной политики в краткосрочном периоде необходимо ускорить процесс создания органов, которые будут координировать действия правительства и относительно достижения фискальных и монетарных целей на короткий и среднесрочный период. Таким органом может стать комитет, который будет связывать Министерство финансов, Госказначейство. Обмен информацией о потребностях финансирования правительства, перспективах дефицита бюджета, состоянии финансовых рынков, проведение консультаций относительно определения путей оптимизации государственного долга дадут возможность достигнуть консенсуса относительно ориентиров и методов реализации обеих политик.

Для того, чтобы усовершенствовать управление движением средств правительства на счетах Государственного казначейства, недопущения чрезмерного роста остатков средств на них, необходимо ввести практику их привлечения к кредитованию экономики через банковскую систему.

Обеспечение эффективного сотрудничества Минфина в разработке ключевых принципов, создании правовой и экономической базы для функционирования вторичного рынка государственных ценных бумаг.

Оптимальной моделью для современного этапа развития экономики в России, по мнению ученых, является соединение жесткой бюджетной с мягкой монетарной политикой и либерализацией валютного регулирования. Жесткая бюджетная политика не исключает некоторого увеличения доходной части бюджета. Однако увеличение социальных расходов должно происходить синхронно с ростом продуктивности труда и ВВП. Основным направлением государственных инвестиций должно стать развитие производствен — ной, информационной и транспортной инфраструктуры.

Заключение

Государственное регулирование экономики — система законодательного, исполнительного и контрольного характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями. Оно нацелено на повышение эффективности общественного воспроизводства и удовлетворение потребностей общества. Государственное регулирование экономики является объективно необходимым в условиях становления рыночной экономики, т. к. ограничение функций государства неизбежно приводит к нарушению общего экономического равновесия и обостряет циклический характер рыночной экономики.

Государственное регулирование осуществляется экономически — ми и административными методами. Далеко не последнее место среди них занимают кредитно-денежная и бюджетно-налоговая политика.

Бюджетно-налоговая политика регулирует экономику при помощи государственных расходов и налогов. В рамках общей фискальной политики выделяется дискреционная и недискреционная политика. Основными инструментами дискреционной политики являются изменение ставок налогообложения, проекты общественных работ, трудоустройство населения. Недискреционная политика основана на действии встроенных стабилизаторов.

Еще одной важной составной частью макроэкономической политики является кредитно-денежная политика. Она представляет совокупность государственных мероприятий в области денежно-кредитной сферы. Выделяют конечные и промежуточные цели кредитно-денежной политики. К конечным целям относят рост реального ВВП, низкую безработицу, стабильные цены и устойчивый платежный баланс. В промежуточные цели включают денежную массу, ставку процента, обменный курс валюты. Инструментами кредитно-денежной политики являются нормы обязательных резервов, учетная ставка, операции на открытом рынке.

Для эффективной реализации кредитно-денежной и бюджетно-налоговой политики необходимо, чтобы их взаимодействие было согласованным. Для этого нужно создать орган, который будет координировать и контролировать работу организаций и учреждений, занимающихся проведением этих политик.

В России, на данном этапе должна проводиться жесткая бюджетная политика в сочетании с мягкой монетарной и либерализацией валютного регулирования.

Список используемой литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://ex-zaim.ru/kontrolnaya/denejno-kreditnaya-i-byudjetno-nalogovaya-politika-gosudarstva/

1. Бутук А.И. Макроэкономика: Учебное пособие. — К.: «Знання»

2. Вечканов Г., Вечканова Г. Макроэкономика, 2-е изд. — СПб.: Питер.

3. Инновационный менеджмент: Учеб.пособие / Под редакцией В.М. Аньшина, А.А. Дагаева. — М.: Дело.

4. Экономика отраслей АПК/ И.А, Минаков, И.И. Куликов, О.В, Соколов и др.; Под. Ред. И.А. Минакова. — М.: Колос.

5. Экономика предприятия: Учебник/ Под ред. А.Е. Карлика, М.Л. Шухгальтер. — М.: ИНФРА-М.

6. Колоколов В.А. Инновационные механизмы функционирования предпринимательских структур//Менеджмент в России и за рубежом.

7. www.allmedia.ru — Российский деловой портал, поддержка малого бизнеса.

8. www.innovbusiness.ru — Инновации и предпренимательство

9. www.cedipt.spb.ru — Комитет экономического развития, промышленной политики и торговли г.Санкт-Петербург

10. www.obiznese.ru — Бизнес-форум: большой и малый бизнес