Введение: Актуальность, цели и предмет исследования
Право на социальное обеспечение, являясь одним из фундаментальных конституционных прав граждан Российской Федерации, реализуется, прежде всего, через систему пенсионного обеспечения. В условиях продолжающегося реформирования, направленного на адаптацию системы к демографическим и экономическим вызовам, механизмы, обеспечивающие гибкость и справедливость пенсионных выплат, приобретают критическое значение. К таким механизмам относятся процедуры приостановления, прекращения и последующего восстановления выплаты страховых пенсий, регулируемые Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Актуальность темы обусловлена двойственным характером данных правоотношений. С одной стороны, они служат целям контроля за целевым и правомерным расходованием средств Социального фонда России (СФР), предотвращая необоснованные выплаты. С другой стороны, эти процедуры несут потенциальные риски нарушения принципа всеобщности и доступности социального обеспечения, особенно когда решения о приостановлении или прекращении принимаются по формальным основаниям. Судебная практика, в том числе новейшие обзоры Верховного Суда РФ, демонстрирует нарастающую потребность в уточнении правовых границ компетенции СФР и усилении процессуальных гарантий прав пенсионеров. Именно поэтому глубокий анализ этих процедур необходим для защиты конституционных прав граждан.
Целью настоящего исследования является проведение глубокого юридического анализа правовых оснований, процедуры и практических проблем, связанных с приостановлением, прекращением и восстановлением выплаты страховых пенсий в РФ.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
- Определить современное правовое понятие и структуру страховых пенсий, используя актуальные финансовые параметры 2025 года.
- Системно проанализировать основания и процедурные требования, установленные статьями 24 и 25 ФЗ № 400-ФЗ.
- Выявить и критически оценить наиболее распространенные правоприменительные проблемы, опираясь на новейшую судебную практику, включая Обзор Президиума ВС РФ от июня 2024 года.
- Сформулировать конкретные предложения по совершенствованию законодательства в целях повышения эффективности и справедливости системы приостановления/восстановления пенсионных выплат.
Предметом исследования выступают нормы права социального обеспечения, регулирующие порядок осуществления пенсионных выплат, а также правоприменительная практика Социального фонда России и судов общей юрисдикции.
Современная система социального страхования и пенсионного обеспечения ...
... пенсионных выплат, анализа финансовой базы (единый тариф) и, наконец, критического рассмотрения макроэкономических и демографических вызовов. Организационно-правовые основы и становление Социального фонда России (СФР) Создание Социального ... предусмотрен. Право на назначение пенсии наступит только в 2026 году. Страховой стаж: Наличие не менее 15 лет страхового стажа. Индивидуальный пенсионный ...
Теоретико-правовые основы страхового пенсионного обеспечения в РФ
Понятие и виды страховых пенсий (Статья 6 ФЗ № 400-ФЗ)
Страховое пенсионное обеспечение в Российской Федерации основано на принципе обязательного социального страхования и имеет строго определенную правовую природу. Страховая пенсия, согласно доктрине права социального обеспечения и положениям Федерального закона № 400-ФЗ, представляет собой ежемесячную денежную выплату. Ее основная цель — компенсация застрахованным лицам заработной платы или иного дохода, который был утрачен ими в связи с наступлением социальных страховых рисков: достижением пенсионного возраста (старости), установлением инвалидности или потерей кормильца.
Важнейшая правовая особенность страховой пенсии заключается в том, что она назначается при *предполагаемой* утрате дохода, не требуя от гражданина доказательств фактического материального ущерба. Достаточно факта наступления юридически значимого страхового случая и наличия минимально необходимого страхового стажа и индивидуальных пенсионных коэффициентов (ИПК).
Федеральный закон № 400-ФЗ устанавливает три основных вида страховых пенсий (Статья 6):
- Страховая пенсия по старости: Назначается при достижении установленного возраста и наличии необходимого страхового стажа и ИПК.
- Страховая пенсия по инвалидности: Назначается лицам, признанным инвалидами, независимо от причины инвалидности, при наличии хотя бы одного дня страхового стажа.
- Страховая пенсия по случаю потери кормильца: Назначается нетрудоспособным членам семьи умершего кормильца, состоявшим на его иждивении.
Структура и актуальные финансовые параметры расчета страховой пенсии (на 2025 год)
Структура страховой пенсии является ключевым элементом для понимания системы, поскольку именно от накопленного права (ИПК) зависит ее размер, а от фиксированной выплаты (ФВ) — ее минимальная социальная гарантия. Отсюда следует, что любые изменения в финансовом регулировании напрямую влияют на уровень жизни пенсионеров.
Расчет размера страховой пенсии подчиняется единой формуле, которая отражает накопительный принцип системы:
Размер страховой пенсии = ИПК × СПК + ФВ
Где:
- ИПК (Индивидуальный пенсионный коэффициент) — сумма баллов, накопленных гражданином за период трудовой деятельности. Минимальное значение ИПК, необходимое для назначения пенсии по старости, в 2025 году достигает 30 баллов.
- СПК (Стоимость одного пенсионного коэффициента) — ежегодно индексируемая государством величина.
- ФВ (Фиксированная выплата) — гарантированная государством базовая часть пенсии, не зависящая от накопленных баллов, но подлежащая индексации.
Для проведения корректного аналитического исследования критически важно использовать *актуальные на дату исследования* финансовые параметры. Согласно Постановлению Правительства РФ от 23.01.2025 № 34, с 1 января 2025 года установлены следующие ключевые показатели:
Параметр | Значение на 01.01.2025 | Изменение (руб.) | Основание |
---|---|---|---|
Стоимость одного ИПК (СПК) | 145,69 рубля | + 12,64 (с 133,05 руб. в 2024 г.) | Постановление Правительства РФ № 34 |
Размер Фиксированной Выплаты (ФВ) | 8907,7 рубля | Индексация | Постановление Правительства РФ № 34 |
Минимальное требование ИПК | 30 баллов | — | ФЗ № 400-ФЗ |
На основе этих данных, минимальный расчетный размер страховой пенсии по старости для гражданина, впервые вышедшего на пенсию в 2025 году и накопившего ровно 30 баллов, составляет:
Размер пенсии = 30 × 145,69 + 8907,7 = 4370,7 + 8907,7 = 13 278,4 рубля
Этот расчет демонстрирует, что система пенсионного обеспечения находится в постоянной динамике, и любое исследование правовых механизмов ее функционирования, включая приостановление и прекращение выплат, должно опираться на актуальные экономические и нормативные данные.
Юридическая характеристика и процедура приостановления выплаты страховой пенсии
Приостановление выплаты пенсии представляет собой временное административное ограничение, которое не влечет за собой утрату самого права на пенсионное обеспечение. Это принципиальное отличие от прекращения выплаты. Приостановление носит превентивный или контрольный характер и всегда обусловлено конкретными, устранимыми обстоятельствами, указанными в законе. Понимаем ли мы, что любое необоснованное приостановление напрямую нарушает принцип непрерывности социального обеспечения?
Основания и сроки приостановления выплаты (на основе ст. 24 ФЗ № 400-ФЗ)
Перечень оснований для приостановления выплаты страховой пенсии является исчерпывающим и закреплен в части 1 статьи 24 Федерального закона № 400-ФЗ.
Пункт ст. 24 ФЗ № 400-ФЗ | Основание приостановления | Срок, на который приостанавливается выплата | Юридическая цель |
---|---|---|---|
П. 1 ч. 1 | Неполучение установленной пенсии в течение шести месяцев подряд | 6 месяцев | Контроль за фактом нахождения пенсионера в живых и его местонахождением. |
П. 2 ч. 1 | Неявка инвалида в назначенный срок на переосвидетельствование в МСЭ | 3 месяца | Подтверждение факта инвалидности, являющегося условием сохранения права на пенсию по инвалидности. |
П. 3 ч. 1 | Достижение лицом, получающим пенсию по СПК, 18 лет и отсутствие документов, подтверждающих очное обучение | 6 месяцев | Контроль за сохранением статуса нетрудоспособного члена семьи (обучающегося очно). |
П. 4 ч. 1 | Истечение срока действия вида на жительство иностранного гражданина или лица без гражданства | 6 месяцев | Контроль за сохранением правового статуса, дающего право на социальное обеспечение в РФ. |
Процедура приостановления всегда инициируется органом, осуществляющим пенсионное обеспечение (СФР), и вступает в силу с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором истек установленный срок или возникли обстоятельства для приостановления.
Особое внимание следует уделить основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 24 (неявка на МСЭ).
Законодатель устанавливает здесь более короткий срок приостановления (3 месяца), что подчеркивает социальную значимость пенсии по инвалидности. Более того, часть 5 статьи 24 предусматривает важное исключение: если пропуск срока переосвидетельствования произошел по уважительной причине, выплата возобновляется со дня, с которого лицо вновь признано инвалидом, независимо от срока, прошедшего после приостановления.
Порядок возобновления и право на неполученные суммы
Временный характер приостановления означает, что ключевым механизмом для пенсионера является возобновление выплаты. Возобновление производится по заявлению пенсионера или его представителя, как только устранены обстоятельства, послужившие причиной приостановления.
Согласно части 3 статьи 24 ФЗ № 400-ФЗ, возобновление выплаты страховой пенсии производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором органом СФР были получены заявление и все необходимые документы.
Важнейшей гарантией прав пенсионера является положение о выплате неполученных сумм. Если приостановление было законным, но обстоятельства, его вызвавшие, были устранены, пенсионер имеет право на получение всех сумм пенсии за все время приостановления. Это положение гарантирует, что право на пенсию, как на имущественную составляющую социального обеспечения, не утрачивается, а лишь временно замораживается.
Правовое разграничение прекращения и восстановления выплаты страховой пенсии
В отличие от приостановления, прекращение выплаты страховой пенсии является более строгой мерой, как правило, связанной с юридической утратой права на получение данной выплаты. Статья 25 ФЗ № 400-ФЗ детально регулирует этот процесс.
Основания прекращения выплаты (Статья 25 ФЗ № 400-ФЗ)
Прекращение выплаты — это окончательное прерывание процесса выплаты с прекращением соответствующего обязательства СФР перед пенсионером. Основания для прекращения также являются исчерпывающими:
- Смерть пенсионера или объявление его в установленном законодательством РФ порядке умершим или безвестно отсутствующим (п. 1 ч. 1 ст. 25).
- Истечение шести месяцев со дня приостановления выплаты (п. 2 ч. 1 ст. 25).
Это основание является автоматическим и наступает, если пенсионер в течение полугода не устранил причины, вызвавшие приостановление.
- Утрата пенсионером права на назначенную пенсию (п. 3 ч. 1 ст. 25).
Например, истечение срока, на который была установлена группа инвалидности, или обнаружение факта представления заведомо ложных сведений, повлиявших на назначение пенсии.
- Отказ пенсионера от получения назначенной пенсии (п. 4 ч. 1 ст. 25).
Прекращение выплаты производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили соответствующие обстоятельства.
Специфика восстановления выплаты и сохранение прежнего размера
После прекращения выплаты пенсионер может вновь обратиться за ее получением, но этот процесс называется восстановлением. Восстановление возможно при следующих условиях (ч. 3 ст. 25 ФЗ № 400-ФЗ):
- В случае отмены решения суда об объявлении пенсионера умершим или безвестно отсутствующим.
- При подаче заявления пенсионером, который ранее отказался от получения пенсии.
- Если выплата была прекращена по основанию истечения 6 месяцев после приостановления (п. 2 ч. 1 ст. 25), но пенсионер устранил причины, повлекшие прекращение, и обратился за восстановлением в течение 10 лет со дня прекращения.
Процедура восстановления важна тем, что она инициирует не просто возобновление, а фактически *перерасчет* пенсии. Однако законодатель ввел важнейшую гарантию для пенсионера, которая является ключевым нюансом в праве социального обеспечения.
Согласно части 4 статьи 25 ФЗ № 400-ФЗ:
«При восстановлении выплаты страховой пенсии ее размер определяется заново. При этом, если новый размер страховой пенсии не достигает размера, установленного на день прекращения, пенсионеру восстанавливается страховая пенсия в прежнем, более высоком размере».
Это положение имеет целью защитить имущественные права пенсионера от негативного влияния факторов, не зависящих от его вины (например, замедление темпов индексации).
Оно гарантирует, что даже после длительного перерыва в выплате, пенсионер не потеряет накопленное право, и его восстановленная пенсия будет не ниже той, на которую он имел право на момент прекращения.
Проблемные аспекты применения норм и новейшая судебная практика
Несмотря на кажущуюся исчерпывающую регламентацию в ФЗ № 400-ФЗ, правоприменительная практика СФР и судов регулярно выявляет пробелы и коллизии, особенно в части соблюдения процессуальных гарантий прав пенсионеров.
Судебное толкование процессуальных гарантий прав пенсионеров (Обзор ВС РФ от 26.06.2024)
Одной из самых острых проблем является практика отказа СФР в выплате недополученных сумм пенсии за прошедшее время, мотивированная несвоевременным обращением гражданина. Конституционный Суд РФ и Верховный Суд РФ последовательно выступают на стороне пенсионеров, требуя от пенсионных органов активных разъяснительных действий.
Критически важный прорыв в толковании этих гарантий был достигнут в Обзоре Президиума Верховного Суда РФ от 26.06.2024. В этом документе закреплено требование, которое напрямую влияет на практику СФР:
- Обязанность регистрации устного обращения: Верховный Суд указал, что пенсионный орган обязан регистрировать даже устное обращение гражданина по вопросу установления или перерасчета пенсии. Если гражданин обратился устно, а СФР не зафиксировал это обращение и не разъяснил все права и процедуру сбора документов, приведшее к несвоевременному получению пенсии, вина ложится на пенсионный орган.
- Выплата без ограничения срока: В случае доказанного невыполнения СФР обязанности по разъяснению прав, гражданин получает право на выплату недополученных сумм пенсии за прошедшее время без ограничения срока.
Эта позиция ВС РФ кардинально меняет баланс сил в спорах о несвоевременном обращении и является мощной процессуальной гарантией, которую необходимо использовать для критики текущей административной практики. Дополнительно ВС РФ указал на обязанность СФР информировать пенсионера по инвалидности о праве на перерасчет ФВ в случае изменения количества находящихся на его иждивении нетрудоспособных членов семьи. В таком случае, разве не следовало бы законодательно обязать СФР вести проактивный учет таких изменений, а не ждать заявления от гражданина?
Проблемы приостановления/прекращения для граждан, связанных с обучением и проживанием за пределами РФ (Доктринальный анализ)
Сложности возникают при применении пункта 3 части 1 статьи 24 ФЗ № 400-ФЗ (приостановление выплаты пенсии по СПК совершеннолетним учащимся), если обучение проходит за пределами Российской Федерации.
Правовая позиция КС РФ: Постановлением Конституционного Суда РФ от 05.12.2017 № 36-П было окончательно разрешено противоречие: право на пенсию по потере кормильца имеют студенты, обучающиеся в иностранных образовательных организациях, независимо от того, направлены ли они туда по международному договору или поступили самостоятельно. Это постановление устранило дискриминацию и расширило круг субъектов права.
Процедурная проблема: Однако спорным моментом остается процедура ежегодного подтверждения факта очного обучения. СФР требует ежегодного подтверждения, что, по мнению доктрины, создает из��ишнюю бюрократическую нагрузку и может быть основанием для необоснованного приостановления выплаты.
Проблема пенсионеров-эмигрантов: Научная доктрина также указывает на недостаточную определенность правового регулирования для пенсионеров, постоянно проживающих за границей. Формально, СФР использует основание, предусмотренное п. 1 ч. 1 ст. 24 («неполучение пенсии в течение шести месяцев подряд»), когда пенсионер не предоставляет ежегодный документ, подтверждающий факт нахождения в живых.
Ряд ученых-юристов указывает на то, что использование данного основания является расширительным толкованием нормы и предлагает дополнить перечень оснований для приостановления в части 1 статьи 24 ФЗ № 400-ФЗ отдельным пунктом, четко регулирующим порядок и основания для приостановления выплаты лицам, постоянно проживающим за пределами РФ, что повысит правовую определенность и снизит количество споров.
Предложения по совершенствованию законодательства в сфере приостановления и восстановления пенсионных выплат
На основе проведенного анализа правоприменительной практики и выявленных доктринальных проблем, можно сформулировать следующие конкретные предложения, направленные на совершенствование Федерального закона «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ.
1. Нормативное закрепление контроля за пенсионерами, проживающими за границей
Для устранения правовой неопределенности и прекращения расширительного толкования статьи 24 ФЗ № 400-ФЗ, необходимо внести прямое дополнение, касающееся контроля за пенсионерами-эмигрантами.
Предложение: Дополнить часть 1 статьи 24 ФЗ № 400-ФЗ новым пунктом следующего содержания:
«…5) в случае непредставления пенсионером, постоянно проживающим за пределами территории Российской Федерации, документа, подтверждающего факт нахождения его в живых, в порядке и сроки, установленные Правительством Российской Федерации, — на шесть месяцев, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором истек срок представления указанного документа».
Это позволит вывести данное основание из-под общего пункта о «неполучении пенсии» и создать четкую, прозрачную процедуру для СФР и пенсионеров.
2. Унификация и упрощение процедуры подтверждения очного обучения
Проблема ежегодного подтверждения факта очного обучения для студентов, получающих пенсию по потере кормильца и обучающихся за границей, требует административной оптимизации.
Предложение: Внести изменения в подзаконные акты Правительства РФ и СФР, унифицирующие процедуру подтверждения. Вместо ежегодного предоставления заверенного документа, СФР должен разработать систему электронного взаимодействия с иностранными учебными заведениями (по аналогии с межведомственным взаимодействием внутри РФ) или предусмотреть возможность предоставления подтверждения факта обучения не чаще одного раза в два года, при условии, что учебное заведение имеет международную аккредитацию.
Целью является снижение бюрократического барьера, который зачастую приводит к автоматическому приостановлению выплат, а затем — к сложной процедуре возобновления, что противоречит принципу социальной справедливости.
3. Законодательное закрепление обязанности СФР по разъяснению прав
Несмотря на наличие Обзора ВС РФ от 26.06.2024, который обязывает СФР регистрировать устные обращения и разъяснять права, для усиления гарантий необходимо закрепить это требование на уровне федерального закона.
Предложение: Дополнить статью 23 ФЗ № 400-ФЗ («Сроки перерасчета размера страховой пенсии…») или статью 25 ФЗ № 400-ФЗ положением, обязывающим пенсионный орган письменно разъяснять гражданам последствия их действий (или бездействия, например, при пропуске срока МСЭ) и фиксировать все обращения (в том числе устные) по вопросам, связанным с установлением, приостановлением или прекращением выплаты пенсии.
Такое изменение обеспечит более высокий уровень защиты прав и послужит правовым фундаментом для оспаривания решений СФР в случае ненадлежащего исполнения им своих информационных и консультационных функций.
Заключение
Проведенное исследование подтвердило, что механизмы приостановления, прекращения и восстановления выплаты страховых пенсий в Российской Федерации являются сложным правовым институтом, требующим постоянного мониторинга и коррекции. Федеральный закон № 400-ФЗ устанавливает исчерпывающие основания для данных процедур, четко разграничивая временное ограничение права (приостановление) и его утрату (прекращение).
Особое внимание было уделено ключевой правовой гарантии, предусмотренной частью 4 статьи 25, обеспечивающей сохранение прежнего, более высокого размера пенсии при ее восстановлении.
Однако анализ новейшей судебной практики, в частности Обзора Президиума Верховного Суда РФ от 26.06.2024, выявил существенные процессуальные проблемы в деятельности СФР, связанные с невыполнением обязанности по разъяснению прав и регистрации обращений граждан. Доктринальный анализ также указал на пробелы в регулировании выплаты пенсий лицам, постоянно проживающим за рубежом.
Сформулированные предложения по совершенствованию законодательства — внесение прямого основания для приостановления выплат пенсионерам-эмигрантам и унификация процедуры подтверждения очного обучения за границей — направлены на повышение правовой определенности и снижение административных барьеров. Закрепление обязанности СФР по разъяснению прав на уровне закона усилит гарантии социального обеспечения.
Таким образом, цели и задачи, поставленные во Введении, достигнуты: проведен глубокий анализ нормативно-правовой базы с использованием актуальной фактологии 2025 года, обобщена новейшая судебная практика, выявлены ключевые проблемы и предложены конкретные, научно обоснованные меры по развитию права социального обеспечения РФ.
Список использованной литературы
- Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (последняя редакция) [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
- Федеральный закон от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».
- Гражданский кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс].
- Обзор практики рассмотрения судами дел по пенсионным спорам (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.06.2024).
Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
- ПРАВОВЫЕ СРЕДСТВА ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ НЕОБОСНОВАННОЙ ВЫПЛАТЫ ПЕНСИЙ ГРАЖДАНАМ, ПРОЖИВАЮЩИМ ЗА ГРАНИЦЕЙ [Электронный ресурс] // Cyberleninka. URL: https://cyberleninka.ru/ (дата обращения: 08.10.2025).
- Приостановление, прекращение и возобновление выплаты пенсии [Электронный ресурс] // Социальный фонд России. URL: https://sfr.gov.ru/ (дата обращения: 08.10.2025).
- Когда могут перестать платить пенсию [Электронный ресурс] // Госуслуги. URL: https://gosuslugi.ru/ (дата обращения: 08.10.2025).
- Страховая пенсия [Электронный ресурс] // Социальный фонд России. URL: https://sfr.gov.ru/ (дата обращения: 08.10.2025).