В начале 2024 года коэффициент замещения (отношение средней пенсии к средней заработной плате) в Российской Федерации снизился до 25%, что является минимальным значением за последнее десятилетие. Этот факт — не просто статистическое отклонение, а прямое отражение глубоких структурных проблем и финансовых дисбалансов в системе, которая, несмотря на масштабную административную реорганизацию (переход от ПФР к СФР), продолжает испытывать дефицит, покрываемый триллионными трансфертами из федерального бюджета.
Настоящее исследование представляет собой исчерпывающий академический анализ современной пенсионной системы РФ, фокусируясь на критическом периоде 2020–2025 годов. Цель работы — актуализировать устаревшую аналитическую базу, перейти от анализа Пенсионного фонда (ПФР), прекратившего существование, к детальному изучению деятельности Социального фонда России (СФР) и оценить эффективность текущих реформ через призму финансовой устойчивости и выполнения международных социальных стандартов.
Введение: Актуальность, цели и методы исследования
Актуальность проблемы: Обосновать необходимость полного обновления аналитической базы (переход от ПФР к СФР)
Период 2020–2025 годов ознаменовался не просто эволюционным развитием, а кардинальной трансформацией системы социального обеспечения в России. До 1 января 2023 года социальные и пенсионные обязательства были распределены между Пенсионным фондом (ПФР) и Фондом социального страхования (ФСС).
Однако создание Социального фонда России (СФР) внесло фундаментальные изменения в управление финансовыми потоками и предоставление услуг.
Аналитическая база, основанная на структуре и финансовых отчетах ПФР, стала методологически некорректной. Актуальность исследования обусловлена необходимостью полного обновления парадигмы анализа: необходимо изучить новые принципы администрирования социальных взносов, оценить финансовое состояние консолидированного бюджета СФР (который, по прогнозам, демонстрирует растущий дефицит в 2025 году) и провести правовой аудит соответствия системы внутренним и международным обязательствам, особенно в свете возобновления индексации пенсий работающим пенсионерам с 2025 года.
Капитализация банковской системы России: анализ сущности, регулятивных ...
... сущности, структуры и механизмов капитализации банковской системы Российской Федерации, уделяя особое внимание имплементации ... Функционирование и капитализация кредитных организаций в России строго регламентируются законодательством, что соответствует ... пяти лет с 2024 года до 1 января 2028 года. В 2025 году суммарный ... часть чистой прибыли в резервные фонды и на увеличение нераспределенной прибыли, ...
Обзор предмета и объекта исследования (экономические и юридические аспекты)
Объектом исследования является система обязательного пенсионного и социального страхования Российской Федерации в период реформирования (2020–2025 гг.).
Предметом исследования выступают экономические, финансовые и правовые отношения, возникающие в процессе формирования, администрирования и расходования средств Социального фонда России (СФР), а также механизмы формирования и индексации страховых и накопительных пенсий.
Методология: Применение сравнительно-правового, экономико-статистического и системного анализа
Для достижения поставленных целей используется комплексный методологический аппарат:
- Сравнительно-правовой анализ: Применяется для сравнения законодательной базы (ФЗ № 173-ФЗ от 2001 г. и ФЗ № 400-ФЗ от 2013 г.) с текущими нормативно-правовыми актами, регулирующими деятельность СФР (ФЗ № 236-ФЗ от 2022 г.).
Особое внимание уделяется сопоставлению национального законодательства с международными обязательствами (Конвенция МОТ № 102).
- Экономико-статистический анализ: Используется для оценки финансовой устойчивости СФР. В частности, применяется анализ динамических рядов (дефицит бюджета, объем трансфертов) и расчет ключевых социальных индикаторов, таких как коэффициент замещения.
- Системный анализ: Позволяет рассмотреть пенсионную систему как сложный социально-экономический механизм, где структурные (создание СФР) и демографические (нагрузка на трудоспособное население) факторы взаимно влияют на финансовые результаты.
Законодательная и структурная трансформация системы социального обеспечения (ПФР → СФР)
Ключевой тезис: Анализ консолидации фондов как переход к централизованной модели управления
До 2023 года российская система социального страхования была фрагментирована: Пенсионный фонд отвечал за пенсии и ряд социальных выплат, а Фонд социального страхования — за пособия по временной нетрудоспособности, материнству и несчастным случаям. Эта двойственность создавала избыточные административные барьеры и затрудняла проактивное предоставление услуг, поэтому необходимость перехода к унификации была очевидна.
Создание Социального фонда России (СФР) с 1 января 2023 года стало краеугольным камнем реформы государственного управления социальным обеспечением. Это не было простым слиянием активов; это был переход к унифицированной, централизованной модели, целью которой стало формирование «Единого окна» для граждан и страхователей. Юридически эта трансформация закреплена Федеральным законом от 14 июля 2022 года № 236-ФЗ «О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации». Данный закон определил СФР как государственную внебюджетную организацию, обладающую статусом юридического лица, функции и полномочия учредителя которой осуществляет Правительство РФ.
Правовые основы и организационная архитектура Социального фонда России (СФР)
СФР заменил собой два крупнейших социальных института, приняв на себя обязательства по пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и обязательному социальному страхованию.
Организационная архитектура СФР:
Орган управления | Функции и полномочия | Руководство |
---|---|---|
Председатель Фонда | Непосредственное управление текущей деятельностью Фонда, представление интересов СФР в органах власти. | Сергей Александрович Чирков (назначен Председателем Правительства РФ) |
Правление Фонда | Коллегиальный орган, утверждающий стратегические документы, регламенты, управляющий текущей операционной деятельностью. | |
Наблюдательный совет | Осуществляет контроль за финансово-хозяйственной деятельностью, утверждает бюджет Фонда и контролирует формирование резервов. | |
Центральный аппарат и Территориальные Отделения | Осуществление непосредственных функций по сбору взносов, назначению выплат и предоставлению услуг в субъектах РФ. |
Создание СФР позволило унифицировать тарифы страховых взносов и стандартизировать процессы, что критически важно для дальнейшей цифровизации и повышения эффективности. Действительно, унификация позволяет избежать дублирования функций и значительно сократить время обработки запросов граждан, что повышает общий уровень государственного сервиса.
Функционал и роль СФР в современной системе социальных услуг
Роль СФР выходит далеко за рамки простого пенсионного обеспечения. Фонд стал консолидатором всех государственных социальных выплат, включая:
- Назначение и выплата всех видов пенсий (страховых, накопительных, государственных).
- Обязательное социальное страхование (пособия по временной нетрудоспособности, материнству, профессиональные заболевания).
- Предоставление мер социальной поддержки (материнский капитал, ежемесячные выплаты на детей, социальные доплаты).
Ключевым достижением реформы, декларируемым руководством, является переход к проактивному (беззаявительному) режиму предоставления услуг. В настоящее время СФР ежегодно предоставляет более 280 миллионов социальных услуг. Более половины из них, благодаря интеграции баз данных и цифровизации, оказываются в проактивном режиме, что минимизирует бюрократические процедуры для граждан и повышает доступность мер социальной поддержки.
Финансовая устойчивость СФР и критическая оценка эффективности пенсионного обеспечения
Ключевой тезис: Проанализировать финансовую модель СФР, основанную на возрастающих межбюджетных трансфертах, как индикатор устойчивости страхового принципа
Пенсионная система РФ основана на солидарном принципе и страховых взносах, однако ее финансовая модель давно характеризуется структурным дефицитом. Переход к СФР не решил проблему устойчивости, а лишь консолидировал ее в рамках единого бюджета.
В классической солидарной системе (Pay-As-You-Go, PAYG) доходы от текущих страховых взносов должны покрывать текущие пенсионные выплаты. В случае СФР, как показывает анализ, этот принцип реализуется не полностью. Почему же это происходит?
Анализ дефицита бюджета СФР и зависимости от федеральных субсидий
Анализ бюджета СФР на плановый период 2024–2025 годов показывает устойчивую тенденцию к дефициту, который покрывается за счет средств федерального бюджета.
Показатель | 2023 год (Факт) | 2024 год (Прогноз) | 2025 год (Прогноз) |
---|---|---|---|
Доходы СФР (млрд руб.) | ≈ 15 500 | 16 019,34 | ≈ 17 000 |
Расходы СФР (млрд руб.) | ≈ 16 093,4 | 16 178,13 | ≈ 17 370 |
Прогнозируемый Дефицит (млрд руб.) | 593,4 | 158,8 | 369,52 |
Межбюджетные трансферты из ФБ (млрд руб.) | 4 019,8 | 4 000 (оценка) | 4 300 (оценка) |
Источник: Отчеты СФР, ФЗ о бюджете СФР на 2024-2026 гг.
Резкий рост прогнозируемого дефицита в 2025 году (до 369,52 млрд рублей) свидетельствует о том, что, несмотря на консолидацию и оптимизацию, система сохраняет высокий уровень зависимости от внешнего финансирования. Объем межбюджетных трансфертов (свыше 4 трлн рублей ежегодно) четко демонстрирует, что около четверти всех обязательств СФР покрывается за счет общих налоговых поступлений, а не исключительно за счет страховых взносов. Это ставит под сомнение чистоту страхового принципа и подтверждает, что российская пенсионная система является гибридной, имеющей сильную государственную дотационную составляющую.
Коэффициент замещения: Невыполнение международных обязательств
Критическим индикатором эффективности пенсионной системы является коэффициент замещения — отношение среднего размера пенсии к средней заработной плате.
Средний размер назначенной пенсии на 1 января 2024 года составил 21 418,5 рубля. При средней начисленной заработной плате, коэффициент замещения по итогам первой половины 2024 года снизился до 25%.
Это падение имеет не только социальное, но и прямое юридическое значение, поскольку оно вступает в противоречие с международными обязательствами Российской Федерации.
Конвенция МОТ № 102 и 40% барьер:
Российская Федерация ратифицировала Конвенцию Международной организации труда № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения» (1952 года) Федеральным законом от 03.10.2018 № 349-ФЗ. Конвенция вступила в силу для РФ 26 февраля 2020 года.
Среди прочего, Конвенция МОТ № 102 устанавливает минимальный стандарт для развитых систем социального обеспечения, требуя, чтобы коэффициент замещения трудовой пенсией составлял не менее 40% от прежнего заработка. Снижение фактического коэффициента замещения до 25% в 2024 году означает, что российская пенсионная система не соответствует минимальным нормам, принятым на себя страной в рамках международного права. Это является наиболее острым критическим выводом в отношении текущей эффективности системы, поскольку граждане, добросовестно отчислявшие взносы, получают гарантию дохода ниже международно признанного минимума.
Актуальные социальные вызовы и оперативные решения Правительства РФ (2024–2025 гг.)
Ключевой тезис: Анализ демографических и социальных проблем, требующих политических решений
Социальные вызовы пенсионной системы РФ связаны не только с демографическим старением, но и с уровнем жизни пенсионеров. Правительство РФ в 2024–2025 годах сосредоточилось на двух ключевых аспектах: повышение минимальных гарантий и восстановление социальной справедливости через индексацию пенсий.
Параметры назначения страховой пенсии и стоимостные показатели
Система назначения страховых пенсий по старости в РФ продолжает функционировать в рамках переходного периода, установленного реформой 2019–2028 годов. Для граждан, достигающих пенсионного возраста, существуют жесткие требования к стажу и пенсионным баллам (ИПК):
Параметр | Требование на 2024 год | Требование на 2025 год |
---|---|---|
Минимальный страховой стаж | Не менее 15 лет | Не менее 15 лет |
Минимальный ИПК | Не менее 28,2 | Не менее 30 |
Поскольку в 2025 году возраст выхода на пенсию не меняется (в рамках переходного периода), акцент смещается на повышение стоимостных параметров, что должно компенсировать инфляционные потери. Установление этих порогов — это попытка государства стимулировать официальное трудоустройство и взносы, но достаточно ли этих мер для обеспечения достойной старости?
Финансовые показатели на 2025 год:
Показатель | Значение на 2025 год (Прогноз) | Назначение |
---|---|---|
Стоимость одного пенсионного коэффициента (СПК) | 142,76 рубля | Используется в формуле расчета пенсии. |
Фиксированная выплата (ФВ) | 8 728,73 рубля | Гарантированная базовая часть страховой пенсии. |
Прожиточный минимум пенсионера (ПМП) | 15 250 рублей | Используется для определения размера социальной доплаты до ПМП. |
Расчет страховой пенсии по старости (СП) осуществляется по формуле: СП = ИПК * СПК + ФВ
. Установление ПМП на уровне 15 250 рублей с 2025 года является важной социальной гарантией, так как никто из неработающих пенсионеров, чья пенсия ниже этой суммы, не должен получать меньше.
Возобновление индексации пенсий работающим пенсионерам: Порядок применения
Самым значимым социальным решением 2024 года, вступающим в силу с 1 января 2025 года, стало возобновление индексации страховых пенсий работающим пенсионерам, которая была приостановлена с 2016 года.
Данное решение коснется более 7,8 миллиона человек и призвано восстановить социальную справедливость, поскольку эти граждане продолжают уплачивать страховые взносы в СФР.
Порядок применения индексации (7,3% в 2025 году):
Ключевой аналитический нюанс заключается в том, что индексация будет применена не к той сумме, которую работающий пенсионер получает «на руки» в настоящий момент, а к полному (установленному) размеру его пенсии. Полный размер включает в себя все пропущенные индексации за период, когда пенсионер продолжал работать (с 2016 года).
Таким образом, возобновление индексации является важным шагом к восстановлению утраченных социальных гарантий и стимулированию трудовой активности, что, несомненно, положительно скажется на уровне жизни наиболее активной части пожилого населения.
Перспективы развития накопительного компонента и добровольные программы сбережений
Ключевой тезис: Оценка возможности обеспечения долгосрочной устойчивости пенсионной системы через развитие добровольных накопительных инструментов
Несмотря на доминирование солидарного компонента, для обеспечения долгосрочной финансовой устойчивости системы необходимо развитие накопительных механизмов, способных диверсифицировать риски и снизить нагрузку на федеральный бюджет. В отсутствие сильного накопительного компонента, солидарная система будет оставаться заложником демографической ситуации.
Состояние «замороженной» накопительной системы
Юридически накопительная пенсия определяется Федеральным законом № 424-ФЗ от 28.12.2013 как часть пенсионной системы, формируемая за счет индивидуальных отчислений и дохода от их инвестирования. Однако с 2014 года формирование новых отчислений в накопительную систему было приостановлено («заморожено»).
Для граждан, у которых уже сформированы пенсионные накопления (в НПФ или СФР), ежемесячный размер выплаты определяется путем деления общей суммы накоплений на ожидаемый период выплаты.
Ожидаемый период выплаты (ОПВ) на 2025 год:
Год | Ожидаемый период выплаты (месяцев) | Ожидаемый период выплаты (лет) |
---|---|---|
2025 | 270 месяцев | 22,5 года |
Увеличение ОПВ (которое происходит ежегодно) приводит к снижению ежемесячного размера накопительной пенсии, поскольку общая сумма накоплений распределяется на более длительный срок.
Программа долгосрочных сбережений (ПДС) как официальная альтернатива
Концепция Индивидуального пенсионного капитала (ИПК), предполагавшая обязательные, но добровольные отчисления работников в НПФ, не была реализована. В качестве актуальной и активно продвигаемой государстве��ной альтернативы для развития добровольных накоплений с 1 января 2024 года была запущена Программа долгосрочных сбережений (ПДС).
Сравнительный анализ ПДС:
ПДС представляет собой новый добровольный финансовый продукт, который призван стимулировать граждан к формированию долгосрочных накоплений. Основные отличия от прежних накопительных схем:
- Добровольность: Участие в ПДС является полностью добровольным, что снимает правовые вопросы, связанные с принудительными отчислениями.
- Софинансирование государства: Главный стимул — государство софинансирует взносы граждан в течение первых трех лет (в пределах установленного лимита), что значительно повышает привлекательность программы по сравнению с классическим ИПК.
- Перевод накоплений: Граждане могут перевести ранее сформированные пенсионные накопления (в том числе «замороженные») из НПФ и СФР в ПДС, консолидируя средства.
Таким образом, ПДС фактически заменила собой концепции ИПК и замороженной накопительной пенсии как основной государственный инструмент стимулирования добровольных сбережений, стремясь создать третий (накопительный) столб устойчивости системы.
Заключение и выводы по основным направлениям реформирования
Основные выводы:
- Структурная реформа (СФР): Успех в администрировании. Создание Социального фонда России (СФР) является успешным шагом в направлении повышения эффективности государственного управления социальными выплатами. Консолидация фондов (ПФР и ФСС) позволила унифицировать процессы, сократить административные издержки и значительно увеличить долю проактивных (беззаявительных) услуг, достигнув показателя в 280 миллионов социальных услуг ежегодно.
- Финансовая устойчивость: Сохранение дефицита. Несмотря на структурную оптимизацию, финансовая модель СФР остается неустойчивой. Рост прогнозируемого дефицита бюджета до 369,52 млрд рублей в 2025 году и необходимость привлечения межбюджетных трансфертов в объеме более 4 трлн рублей ежегодно свидетельствуют о сохранении сильной дотационной зависимости от федерального бюджета. Страховой принцип системы остается ослабленным.
- Кризис социальных гарантий: Нарушение МОТ. Наиболее критическим выводом является факт падения коэффициента замещения до 25% в 2024 году. Это напрямую противоречит ратифицированной Россией Конвенции МОТ № 102, которая устанавливает минимальный стандарт в 40%. Преодоление этого разрыва должно стать центральной задачей социальной политики.
- Оперативное решение: Восстановление индексации. Возобновление индексации пенсий работающим пенсионерам с 1 января 2025 года (с применением к полному размеру пенсии) является важным политическим шагом, направленным на повышение социальной справедливости и снижение бедности среди пожилого населения.
- Накопительный компонент: Акцент на ПДС. В условиях «заморозки» обязательных накоплений, государство переключило внимание на развитие добровольных инструментов. Запуск Программы долгосрочных сбережений (ПДС) с 2024 года, предусматривающей государственное софинансирование, является актуальной перспективной моделью, призванной заменить нереализованные концепции ИПК и обеспечить гражданам возможность формирования дополнительного источника дохода в старости.
Рекомендации по дальнейшему реформированию:
- Разработка национальной программы достижения 40% коэффициента замещения: Необходимо разработать и законодательно закрепить среднесрочную стратегию (до 2030 года), включающую конкретные финансовые механизмы и индикаторы для достижения минимального коэффициента замещения, соответствующего обязательствам по Конвенции МОТ № 102.
- Стимулирование ПДС и налоговые льготы: Усилить меры по стимулированию участия граждан и работодателей в Программе долгосрочных сбережений (ПДС), расширяя налоговые вычеты и рассматривая возможность увеличения лимитов государственного софинансирования.
- Анализ демографической нагрузки: Провести углубленный факторный анализ влияния демографического давления (соотношение пенсионеров и трудоспособного населения) на бюджет СФР и разработать меры по повышению эффективности использования трудовых ресурсов.
Список использованной литературы
- Конституция Российской Федерации от 25 декабря 1993 г. (с изменениями от 30 декабря 2008 г.).
- Федеральный закон РФ от 20 ноября 1990 г. «О государственных пенсиях в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2000. №45. Ст. 4400, 4402.
- Федеральный закон РФ от 18 июня 1992 г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» // СЗ РФ. 1999. №28. Ст. 3460.
- Федеральный закон РФ от 12 февраля 1993 г. «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» // СЗ РФ. 2001. №47. Ст. 1648.
- Федеральный закон РФ от 19 февраля 1993 г. «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» // Ведомости РФ. 1998. №2. Ст. 220.
- Федеральный закон РФ от 2 июля 1993 г. «О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации» // СЗ РФ. 2001. №11. Ст. 998.
- Федеральный закон от 1 апреля 1996 г. «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе государственного пенсионного страхования» // СЗ РФ. 1996. №27 (14).
Ст. 1401.
- Федеральный закон от 20 апреля 1996 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1999. №47. Ст. 5613.
- Федеральный закон от 21 июля 1997 г. «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий» // СЗ РФ. №30. Ст. 3585.
- Федеральный закон от 24 октября 1997 г. «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2000. №22. Ст. 2264.
- Федеральный закон от 7 мая 1998 г. «О негосударственных пенсионных фондах» // СЗ РФ. 1998. №19. Ст. 2071.
- Федеральный закон от 16 июля 1999 г. «Об основах обязательного социального страхования» // СЗ РФ. №29. Ст. 3686.
- Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2001. №166 (51).
Ст. 4831.
- Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2001. №167 (51).
Ст. 4832.
- Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2001. №173(52).
Ст.4926.
- Федеральный закон от 31 декабря 2002 г. №190-ФЗ «Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан».
- Федеральный закон №212-ФЗ от 24.07.2009 г. «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».
- Федеральный закон №213-ФЗ от 24.07.2009 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием федерального закона „О Страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования“».
- Федеральный закон от 31.12.2001 №198-ФЗ «О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах».
- Закон о Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации. URL: http://www.kremlin.ru/acts/news/69055 (дата обращения: 09.10.2025).
- Указ Президента РФ от 15 апреля 2000 г. «Об отношении среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране, применяемом при определении индивидуального коэффициента пенсионера» // СЗ РФ. 2001. №17. Ст. 1691.
- Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации. Утв. Пост. Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. // СЗ РФ. 1997. №19. Ст. 2188.
- Постановление Правительства РФ от 20 мая 1998 г. «О программе пенсионной реформы в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1998. №21. Ст. 2239.
- Постановление Правительства РФ от 22 января 2003 г. №34 « О назначении ВнешЭкономБанка государственной управляющей компанией».
- Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая. Гл. 24 «Единый социальный налог (взнос)» // СЗ РФ. 2000. №32. Ст.3340.
- Программа пенсионной реформы в Российской Федерации. Одобрена Пост. Правительства РФ от 20 мая 1998 г. // СЗ РФ. 1998. №21.Ст. 2239.
- Комментарий к Федеральному закону «Об обязательном пенсионном страховании» / Е.Н. Сидоренко. М.: Юрайт-Издат., 2006.
- Комментарий к пенсионному законодательству РФ / М.Ю. Зурабов. М.: Норма, 2007.
- Комментарий к Бюджетному посланию Федеральному Собранию Российской Федерации «О бюджетной политике в 2008–2010 годах» // Бюджетные организации: акты и комментарии для бухгалтера. 2007. №4.
- Практический комментарий к Правилам выплаты пенсии в соответствии с федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» / под ред. А.Н. Пудова. «Галерея», 2006.
- Анализ рисков, возникающих при работе НПФ / С.В. Бровчак // Управление в страховой компании. 2007. №8. С. 7–15.
- Аранжереев М. 95 процентов участников пенсионной системы ничего не поняли / М. Аранжереев // Обозрение. Пенсионные Программы. 2007. №14.
- Баскаков В.Н. Макроэкономические аспекты реформирования пенсионной системы / В.Н. Баскаков, М. Крылова. М.: Издательский дом «Страховое ревю», 2007. 112 с.
- Бровчак С.В. Пенсионное обеспечение. Российский и Зарубежный опыт: учеб. пособие, высшая школа экономики / С.В. Бровчак. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2008. 78 с.
- В интересах пенсионеров, а не работодателей. Корпоративные пенсионные программы в кадровой политике предприятия / Л. Бесфамильная, Д. Коновалов // Кадровик. Кадровый менеджмент. 2007. №6.
- Государственные внебюджетные фонды и бюджетное законодательство РФ / М.Л. Седова // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2006. №24.
- Зарубежный и отечественный опыт регулирования пенсионной системы / Т.Е. Зырянова, К.М. Кот // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2007. №3.
- История пенсионной системы в дореволюционной России и современный опыт зарубежных стран / Л. Грудцына, А. Макаров // Адвокат. 2006. №5.
- Инвестирование накопительной части трудовой пенсии / М. Афанасьев // Кадровик. Трудовое право для кадровика. 2007. №8. С. 6–9.
- Куртин А.В. О Пенсионной системе России // Пенсионные деньги. 2007. №1, 2.
- О позиции РСПП по вопросам развития пенсионной системы в России // Коммерсантъ. 2008. №18. С. 3–12.
- Правовое регулирование пенсионного страхования в Российской Федерации: история, проблемы и перспективы / Д.Н. Ермаков // Гражданин и право. 2006. №11. С. 4–11.
- Проблемы и перспективы реформирования льготного пенсионного обеспечения / Н.Б. Грищенко, Н.О. Деркач // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2007. №18.
- Проблемы пенсионной реформы в современной России / Л.Ю. Грудцына, А.В. Макаров // Адвокат. 2008. №4. С. 2–5.
- Реформирование Российской Пенсионной системы: выдержки из доклада Всемирного банка об экономике России // Российская газета. 2008. №25. С. 2–3.
- Российский статистический ежегодник: Стат. сб. М.: Госкомстат России, 2007.
- Системы пенсионного обеспечения в странах Европейского союза / В.В. Антропов // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2006. №11.
- Трудовая пенсия, ее виды, размер и порядок определения / Т.Е. Зырянова, Е.М. Кот // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2007. №9.
- Финансовые перспективы пенсионной системы России // Финансы. 2007. №4.
- Эволюция пенсионной системы: тенденции и перспективы развития в условиях социально-ориентированной рыночной экономики / Т.В. Зырянова, Е.М. Кот // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2007. №11. С. 4–9.
- Это должен знать каждый. Самые необходимые знания о пенсионной реформе / В.С. Никитин // Кадровик. Кадровый менеджмент. 2007. №3.
- О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов: Федеральный закон. Принят Государственной Думой 06.07.2007 г., одобрен Советом Федерации 11.07.2007 г. URL: http://www.pfrf.ru/
- Вьюницкий В. Российская Пенсионная система как фактор роста национальной экономики [Электронный ресурс]. URL: www.npf.investfunds.ru/ (дата обращения: 09.10.2025).
- О стратегии развития России до 2020 года: выступление президента Путина В.В. на расширенном заседании Государственного Совета 08.02.2008 г. URL: http://www/kreml.org/opinions/ (дата обращения: 09.10.2025).
- О современном этапе реформирования пенсионной системы в Российской Федерации: текущее состояние и проблемы: Аналитическая записка // Институт Комплексных Стратегических Исследований. 2010. URL: http://www/lenta.ru/news. (дата обращения: 09.10.2025).
- Официальный сайт Пенсионного фонда РФ. URL: http://www.pfrf.ru/ (дата обращения: 09.10.2025).
- Официальные данные УПФР в Железнодорожном районе г. Красноярска.
- Пенсионная реформа — 2025: что ждет россиян в наступившем году // Национальная ассоциация негосударственных пенсионных фондов (НАПФ).
(дата обращения: 09.10.2025).
- Пенсия в России в 2024 и 2025 году: виды, индексация и выплаты // Экспобанк. (дата обращения: 09.10.2025).
- Главное о пенсиях в 2025 году // Сбербанк. (дата обращения: 09.10.2025).
- Накопительная пенсия // Социальный фонд России. (дата обращения: 09.10.2025).
- Страховая пенсия // Социальный фонд России. (дата обращения: 09.10.2025).
- Что такое накопительная пенсия // Спроси.дом.рф. (дата обращения: 09.10.2025).
- Утвержден бюджет СФР на 2024 — 2026 годы // КонсультантПлюс. (дата обращения: 09.10.2025).
- Об исполнении бюджета Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации за 2023 год // Юридический журнал. (дата обращения: 09.10.2025).
- Целью является обоснование направлений преодоления бедности российских пенсионеров в современных условиях функционирования пенсионной системы // Экономика. Информатика. (дата обращения: 09.10.2025).
- Динамика среднего размера назначенных пенсий // Росстат. (дата обращения: 09.10.2025).
- Что изменится в России с 1 января 2024 года: увеличение МРОТ, пенсий и прожиточного минимума, изменение условий получения маткапитала, повышение призывного возраста // ГАРАНТ. (дата обращения: 09.10.2025).
- СФР (Социальный фонд России): что такое и как работает // Skillbox Media. (дата обращения: 09.10.2025).
- Социальный фонд России: история, структура и функции // Финансы Mail. (дата обращения: 09.10.2025).
- Что такое СФР в России с 1 января 2024 года // Контур. (дата обращения: 09.10.2025).
- Кабмин представил законопроект об индивидуальном пенсионном капитале // Радио Зенит. (дата обращения: 09.10.2025).