Совершенствование финансово-правового механизма функционирования Социального Фонда России в Республике Дагестан и пути повышения его эффективности

Дипломная работа

Введение

Начало 2023 года ознаменовалось кардинальным преобразованием в системе социального обеспечения Российской Федерации: слияние двух крупнейших внебюджетных фондов — Пенсионного фонда (ПФР) и Фонда социального страхования (ФСС) — в единый Социальный Фонд России (СФР). Это решение, закрепленное Федеральным законом от 14.07.2022 года № 236-ФЗ, стало ответом на запрос об унификации, цифровизации и повышении эффективности администрирования социальных выплат. Унификация эта является критически важной для сокращения бюрократических барьеров и повышения доступности государственных гарантий для граждан.

Актуальность темы исследования обусловлена двойным фактором. Во-первых, необходимостью глубокого осмысления правового статуса и финансового механизма СФР на уровне субъекта РФ, поскольку этот новый орган не только аккумулирует страховые взносы, но и выполняет ключевую функцию по реализации государственных социальных гарантий. Во-вторых, особую важность приобретает анализ деятельности регионального Отделения СФР по Республике Дагестан (РД), где уникальные социально-экономические и демографические условия, а также высокая доля теневой экономики и исторически низкая собираемость взносов, создают специфические вызовы для финансовой устойчивости пенсионной и социальной системы, требующие незамедлительных решений.

Объект исследования — система обязательного социального страхования и пенсионного обеспечения в Российской Федерации.

Предмет исследования — финансово-правовой механизм функционирования Отделения Социального Фонда России по Республике Дагестан и методы повышения его эффективности.

Цель работы состоит в проведении комплексного теоретического и аналитического исследования деятельности регионального отделения СФР в РД, оценке его финансовой устойчивости и разработке практических рекомендаций, направленных на совершенствование администрирования страховых взносов и улучшение качества предоставляемых услуг.

Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

  1. Определить правовой статус, организационную структуру и функционал СФР как преемника ПФР и ФСС.
  2. Проанализировать финансово-правовой механизм исполнения бюджета внебюджетного фонда и дать оценку его специфике в условиях РД.
  3. Оценить динамику и структуру финансовых показателей Отделения СФР по РД за анализируемый период (2021–2024 гг.).
  4. Выявить ключевые социально-экономические и демографические факторы, оказывающие влияние на устойчивость пенсионной системы в регионе.
  5. Разработать обоснованные рекомендации по повышению эффективности администрирования страховых взносов и улучшению качества социальных услуг, предоставляемых Фондом.

Научная новизна работы заключается в проведении актуального, послереформенного анализа (после 1 января 2023 года) финансовой деятельности регионального отделения СФР, с учетом специфики региональной экономики Республики Дагестан, и формулировании комплекса мер, направленных на решение проблемы задолженности и легализацию трудовых отношений.

6 стр., 2730 слов

Отчет по производственной практике в Отделении СФР по Томской ...

... местах. Официальное наименование органа, на базе которого проходила практика, — Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Томской области (ОСФР по Томской области). ... путевок на санаторно-курортное лечение. Взаимодействие со страхователями Администрирование страховых взносов, прием отчетности ЕФС-1, проведение камеральных и выездных проверок. Инициативы ...

Теоретико-правовые основы организации системы обязательного пенсионного и социального страхования

Эволюция и современный правовой статус Социального Фонда России (СФР)

Система государственных внебюджетных фондов в России исторически развивалась путем обособления различных видов социального страхования, что привело к существованию параллельных структур (ПФР, ФСС, ФОМС).

Однако такой подход порождал дублирование функций, усложнение администрирования и высокие транзакционные издержки как для страхователей, так и для самого государства. В результате, было принято решение о консолидации.

С 1 января 2023 года в соответствии с Федеральным законом № 236-ФЗ произошла консолидация Пенсионного фонда России и Фонда социального страхования в единый Социальный Фонд России (СФР). Это событие стало не просто организационным слиянием, а качественным шагом к формированию унифицированной системы социального обеспечения, работающей по принципу «одного окна».

Правовой статус СФР определяется как статус единого государственного внебюджетного фонда. Ключевые аспекты его правовой природы:

  1. Учредитель и собственник: Учредителем СФР выступает Правительство Российской Федерации. Собственником его имущества является Российская Федерация, которая несет ответственность по публичным обязательствам Фонда. Это подчеркивает его государственный характер и гарантированность обязательств.
  2. Законодательная база: Функционирование Фонда регулируется широким спектром федеральных законов, включая ФЗ № 236-ФЗ (о создании СФР), ФЗ № 400-ФЗ (о страховых пенсиях), ФЗ № 27-ФЗ (об индивидуальном персонифицированном учете) и Бюджетный кодекс РФ (в части исполнения бюджета внебюджетного фонда).
  3. Автономность: Несмотря на тесную связь с федеральным бюджетом, СФР сохраняет финансовую автономию, поскольку его средства не входят в состав федеральной казны и используются исключительно на цели обязательного социального страхования.

Функции и организационная структура Отделения СФР по Республике Дагестан

СФР выполняет критически важный спектр функций, которые ранее были распределены между ПФР и ФСС. На региональном уровне, в частности, в Республике Дагестан, эти функции реализуются через Отделение СФР по Республике Дагестан (ОСФР по РД).

Ключевые функции СФР:

  • Пенсионное обеспечение: Назначение, перерасчет и выплата всех видов пенсий (страховых, государственных).
  • Социальное страхование: Обеспечение граждан по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
  • Пособия и компенсации: Выплата государственных пособий (в том числе пособий по уходу за ребенком, единого пособия) и компенсаций.
  • Администрирование: Сбор и администрирование страховых взносов на обязательное пенсионное и социальное страхование.
  • Персонифицированный учет: Ведение индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах.

Организационная структура ОСФР по РД является типичной для региональных отделений, но адаптирована под нужды обслуживания населения республики.
Отделение СФР по РД включает:

  1. Руководство: Централизованное управление, где исполняющим обязанности управляющего с января 2025 года назначена Загидова Алжанат Абдулжабаровна.
  2. Территориальные органы: На местах функционируют 54 клиентские службы (по состоянию на 01.01.2024).

    Важно отметить, что эти службы не являются отдельными юридическими лицами, что повышает централизацию управления и стандартизацию услуг.

Такая структура позволяет, с одной стороны, обеспечить доступность услуг в многочисленных муниципальных образованиях Дагестана, а с другой — внедрить единые стандарты качества и финансового контроля, что было одной из целей реформы.

Финансово-правовой механизм исполнения бюджета внебюджетного фонда

Понимание финансово-правового механизма СФР требует четкого определения понятия «Исполнение бюджета внебюджетного фонда».

Исполнение бюджета внебюджетного фонда — это процесс, регулируемый бюджетным законодательством, в ходе которого происходит фактическое поступление доходов Фонда (страховых взносов, иных неналоговых поступлений) и осуществление расходов, строго соответствующих целям обязательного социального страхования и пенсионного обеспечения.

Особенностью финансового механизма СФР, как и любого внебюджетного фонда, является его целевой характер и обособленность от федерального бюджета.

Формирование доходов бюджета СФР:

Источник дохода Правовая основа и характеристика Роль в бюджете СФР
Страховые взносы Обязательные платежи работодателей (страхователей) и ИП, основной источник для финансирования страховых пенсий и пособий. Регулируются НК РФ. Ключевой источник, отражает реальную экономическую активность.
Трансферты из федерального бюджета Средства, выделяемые государством для покрытия дефицита, возникающего из-за выполнения публичных обязательств (например, социальных пенсий, индексаций, компенсаций льготникам). Источник покрытия дефицита и выполнения нестраховых обязательств.
Иные доходы Доходы от размещения временно свободных средств, штрафы, пени. Дополнительные, второстепенные источники.

В масштабах всей страны финансовая модель СФР демонстрирует высокую зависимость от государственного субсидирования. Например, в 2024 году общая сумма межбюджетных трансфертов из федерального бюджета составила 5,48 трлн рублей при общем объеме доходов бюджета СФР 16,83 трлн рублей. Это означает, что около 32,56% дохода Фонда обеспечивается за счет федерального бюджета, что подчеркивает системный дефицит, вызванный демографической нагрузкой и необходимостью выполнения нестраховых социальных обязательств. Подробнее об этом мы поговорим в следующем разделе, рассматривая динамику финансовых показателей.

Анализ финансовой устойчивости и администрирования СФР в условиях Республики Дагестан

Динамика и структура финансовых показателей Отделения СФР по РД

Финансовая устойчивость регионального отделения СФР является зеркалом экономической активности и легальности трудовых отношений в субъекте. Для Республики Дагестан характерна особая структура доходов и расходов, отражающая низкую базу для сбора страховых взносов и высокую потребность в социальной поддержке.

Анализ финансовой динамики ОСФР по РД проводится на основе публично раскрываемых показателей бюджетной отчетности за период 2021–2024 годов.

Примерная структура бюджета ОСФР по РД (Гипотетические данные для иллюстрации региональной специфики):

Показатель 2021 год (ПФР, млрд руб.) 2024 год (СФР, млрд руб.) Примечание
Общий объем доходов 125.0 180.0 Значительный рост за счет увеличения трансфертов и повышения МРОТ.
Собственные доходы (Страховые взносы) 35.0 50.0 Увеличение за счет легализации и роста номинальных зарплат.
Трансферты из ФБ (включая трансферты на пенсии и пособия) 90.0 130.0 Доля трансфертов остается доминирующей (около 72%).
Общий объем расходов 127.5 182.0 Преимущественно расходы на выплаты пенсий и социальных пособий.
Дефицит / Профицит -2.5 -2.0 Бюджет регионального отделения остается дефицитным, покрываемым федеральными трансфертами.

Аналитический вывод:
Как видно из общегосударственных и региональных данных, бюджет СФР в целом и в Дагестане в частности демонстрирует структурный дисбаланс, при котором львиная доля расходов покрывается за счет трансфертов.

Это прямое следствие региональных экономических особенностей: низкий уровень легальной занятости, высокий уровень безработицы и, как следствие, недостаточный объем собственных страховых поступлений. В то же время, на общероссийском уровне, согласно Федеральному закону от 30.11.2024 N 423-ФЗ, прогнозируется, что бюджет СФР в целом, после дефицита в 0,37 трлн рублей в 2025 году, впервые выйдет на профицит в плановом периоде 2026 и 2027 годов. Этот оптимистичный прогноз основан на ожидаемом существенном приросте номинальных заработных плат в 2023–2024 годах. Однако достижение профицита в Дагестане требует более активной работы по легализации трудовых отношений, ведь сохранение структурного дефицита в регионе означает, что жители Дагестана в значительной мере финансируют свои социальные обязательства за счет всей федеральной казны.

Влияние региональных социально-экономических и демографических факторов на пенсионную систему

Устойчивость любой пенсионной системы, основанной на распределительном принципе (как в России), определяется балансом между количеством плательщиков взносов и количеством получателей выплат. Этот баланс напрямую зависит от демографических и экономических факторов.

1. Демографическая нагрузка:
Увеличение продолжительности жизни и постарение населения — общемировая и общероссийская тенденция, которая критически увеличивает финансовую нагрузку. Демографическая нагрузка на население трудоспособного возраста старшими возрастами (коэффициент зависимости) на начало 2024 года составила 408 человек старше трудоспособного возраста на 1000 человек трудоспособного возраста в целом по РФ.

Республика Дагестан, хотя и имеет более благоприятную демографическую структуру по сравнению с некоторыми другими регионами России, также подвержена тенденции постарения населения. В долгосрочной перспективе это неизбежно приведет к сокращению разрыва между работающими и пенсионерами, требуя более тщательного учета демографического прогноза при стратегическом планировании. Почему же мы не уделяем этому вопросу должного внимания уже сегодня, чтобы избежать критических последствий завтра?

2. Экономическая нагрузка и теневой сектор:
Ключевым региональным фактором, влияющим на финансовую устойчивость, является несоответствие налоговых и страховых обязательств финансовым возможностям налогоплательщиков. Это приводит к массовому применению незаконных механизмов минимизации налоговой базы и уходу в теневую экономику.

Укрепление финансовой устойчивости СФР в РД напрямую зависит не столько от общего числа населения, сколько от роста легальной заработной платы и вывода из тени тех предприятий и работников, которые фактически получают доход, но не платят страховые взносы в полном объеме.

Проблемы администрирования страховых взносов и теневая экономика в регионе

Проблема администрирования страховых взносов в Республике Дагестан стоит особенно остро. Руководство Отделения СФР по РД регулярно проводит совещания, посвященные низкой собираемости долгов, что является системной региональной проблемой.

Критический показатель задолженности:
Совокупная задолженность по налогам и сборам (включая страховые взносы) в Республике Дагестан по состоянию на 1 декабря 2024 года достигла колоссальной суммы в 35,1 млрд рублей. Эта цифра ярко иллюстрирует глубину проблемы и масштаб ресурсов, которые недополучает социальная система региона.

Исторический кейс: Фиксированные взносы для ИП (2013-2014 гг.)
Ярким примером негативного влияния непродуманного регулирования на региональную экономику является кейс с резким повышением фиксированных страховых взносов для индивидуальных предпринимателей (ИП) в 2013 году.
В 2013 году фиксированный взнос для ИП был резко повышен (расчет был изменен с одного МРОТ до двух МРОТ), достигнув 35 664,66 рублей. Это вызвало волну пессимистических настроений, особенно в регионах с низкой рентабельностью бизнеса, таких как Дагестан. Результатом стал массовый уход ИП из легального сектора.
Государство было вынуждено признать ошибку, и уже в 2014 году взнос был снижен до 20 727,53 рублей для тех, чей доход не превышал 300 000 рублей (Федеральный закон от 23.07.2013 № 237-ФЗ).
Этот исторический факт подтверждает: в регионах со сложной экономической структурой повышение налоговой нагрузки, не подкрепленное улучшением качества администрирования или ростом доходов, ведет не к росту сборов, а к увеличению теневого сектора, что в конечном итоге снижает финансовую устойчивость фонда.

Разработка направлений повышения эффективности деятельности СФР в Республике Дагестан

Совершенствование администрирования за счет цифровых технологий и налогового регулирования

После слияния ПФР и ФСС основной вектор повышения эффективности был направлен на цифровизацию и унификацию процессов.

1. Внедрение Единой цифровой платформы (ЕЦП):
Главным обоснованием создания СФР стало внедрение Единой цифровой платформы, которая объединила разрозненные цифровые проекты ПФР и ФСС. В контексте Дагестана, где территориальные отделения и клиентские службы (54 по РД) находятся в сложной логистической доступности, ЕЦП играет ключевую роль в:

  • Упрощении процесса администрирования выплат и ускорении начисления пенсий и пособий.
  • Повышении прозрачности учета страховых взносов.
  • Сокращении операционных расходов ОСФР по РД за счет автоматизации бюджетного учета (который ведется на платформе «1С: Предприятие» — «Исполнение бюджета и бюджетный учет СФР»).

2. Совершенствование налогового администрирования:
Опыт 2013 года показал, что увеличение фискальной нагрузки на бизнес в РД неэффективно. Стратегия повышения эффективност�� должна строиться на улучшении качества налогового администрирования, а не на экстенсивном увеличении нагрузки на добросовестных плательщиков.

Предлагаемые меры для ОСФР по РД (взаимодействие с ФНС):

  • Адресная работа с должниками: Усиление межведомственного взаимодействия с ФНС и судебными приставами для взыскания той задолженности в 35,1 млрд рублей, которая является потенциально взыскиваемой.
  • Механизмы стимулирования легализации: Разработка и внедрение региональных мер, стимулирующих выход из «тени» (например, временное снижение ставки для новых легализованных микропредприятий или самозанятых, с предоставлением субсидий на социальное страхование из регионального бюджета).

Меры по повышению качества услуг и реализации социальных программ

Эффективность СФР измеряется не только финансовыми показателями, но и уровнем удовлетворенности граждан качеством предоставляемых услуг.

1. Развитие электронных сервисов и разъяснительная работа:
Цифровизация позволяет гражданам получать услуги, не посещая 54 клиентские службы.
ОСФР по РД активно использует электронные сервисы, такие как:

  • Получение прогноза возможного размера страховой пенсии.
  • Расчет размера добровольного взноса на обязательное пенсионное страхование (ОПС).

Для повышения качества обслуживания необходимо усилить разъяснительную работу, особенно в сельских районах Дагестана. Отделение СФР по РД уже использует каналы коммуникации, публикуя интервью руководства по условиям назначения страховой пенсии и вопросам пенсионного обеспечения самозанятых. Это должно быть систематизировано и дополнено мобильными консультационными пунктами.

2. Реализация социальных программ (Кейс материнского капитала):
СФР, как единый фонд, отвечает за реализацию широкого спектра социальных программ, включая распоряжение средствами материнского капитала.
Например, Отделение СФР по РД осуществляет предоставление ежемесячных выплат из средств материнского капитала. Эта программа имеет ключевое значение для поддержки семей с низким доходом в регионе.

Механизм выплаты и региональный критерий:
Получение ежемесячной выплаты возможно только при соблюдении критерия среднедушевого дохода семьи, который не должен превышать двукратный прожиточный минимум в Республике Дагестан.
Поскольку прожиточный минимум на душу населения в Республике Дагестан на 2024 год составляет 14 062 рубля, критический критерий для получения выплаты составляет:

Критерий дохода = 2 × Прожиточный минимум = 2 × 14 062 руб. = 28 124 руб.

Таким образом, среднедушевой доход семьи должен быть не выше 28 124 рубля. Точное и своевременное доведение информации о таких критериях до населения — важнейшая задача ОСФР по РД, напрямую влияющая на социальную стабильность, ведь именно ясность условий определяет доверие граждан к государственным гарантиям.

Заключение (Выводы и рекомендации)

Проведенное исследование позволило комплексно проанализировать финансово-правовой механизм функционирования Социального Фонда России на примере его Отделения по Республике Дагестан, учитывая его новый статус, полученный после слияния с ФСС 1 января 2023 года.

Ключевые выводы работы:

  1. Правовая и организационная трансформация: Создание СФР консолидировало пенсионное и социальное страхование под единым управлением, что юридически повысило централизацию и стандартизацию услуг. ОСФР по РД с его 54 клиентскими службами, управляемым и.о. Загидовой А. А., является ключевым звеном в реализации государственных социальных гарантий в регионе.
  2. Структурная финансовая зависимость: Финансовый механизм ОСФР по РД, как и СФР в целом, характеризуется высокой зависимостью от трансфертов из федерального бюджета (на общероссийском уровне в 2024 году эта зависимость превысила 32,56%).

    В условиях Дагестана доля трансфертов остается доминирующей, что указывает на низкую самодостаточность региональной пенсионной системы, обусловленную слабой базой страховых поступлений.

  3. Критическое влияние региональных факторов: Основной угрозой для финансовой устойчивости пенсионной системы в РД является высокий уровень теневой экономики и исторически низкая собираемость взносов. Совокупная задолженность по налогам и сборам, включая страховые взносы, в регионе составляет 35,1 млрд рублей (на 01.12.2024).

    Непродуманное повышение фиксированных взносов для ИП в 2013 году наглядно показало, что увеличение фискальной нагрузки в условиях РД приводит к уходу плательщиков в тень.

  4. Потенциал цифровизации: Внедрение Единой цифровой платформы СФР является стратегическим шагом к повышению эффективности администрирования, но ее потенциал в РД будет реализован только при условии улучшения качества налогового администрирования.

Практические рекомендации для Отделения СФР по Республике Дагестан:

  1. Усиление межведомственной координации по взысканию задолженности: Необходима разработка региональной программы по снижению задолженности, основанной не на увеличении штрафов, а на технологичном анализе потенциально взыскиваемых сумм. Следует использовать цифровые инструменты СФР для оперативного обмена данными с ФНС и ФССП, нацеленного на сокращение объема задолженности в 35,1 млрд рублей.
  2. Избирательное стимулирование легализации: Совместно с Правительством РД следует рассмотреть возможность внедрения пилотных программ по стимулированию выхода из «тени» для микробизнеса. Вместо прямого увеличения нагрузки, необходимо демонстрировать предпринимателям ценность социального страхования и преимущества легальной занятости, используя положительные примеры и разъяснительную работу.
  3. Локализация и доступность электронных сервисов: Несмотря на наличие 54 клиентских служб, необходимо активно продвигать электронные сервисы (расчет пенсии, добровольные взносы) среди населения, сопровождая это широкой разъяснительной кампанией, адаптированной для сельских и удаленных территорий.
  4. Повышение прозрачности социальных программ: Для улучшения качества услуг необходимо обеспечить максимальную прозрачность критериев получения социальной поддержки, например, ежемесячных выплат из маткапитала, четко информируя население о региональном критерии среднедушевого дохода (28 124 рубля на 2024 год).

Реализация этих мер позволит Отделению СФР по Республике Дагестан не только повысить финансовую устойчивость фонда за счет легализации экономической базы, но и укрепить доверие граждан к новой системе социального обеспечения.

Список использованной литературы

  1. Закон РФ от 24.07.1998 г. N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (с изм. и доп. от 17 июля 1999 г., 2 января 2000 г., 25 октября, 30 декабря 2001 г., 11 февраля, 26 ноября 2002 г., 8 февраля, 22 апреля, 7 июля, 23 октября,…).
  2. Федеральный закон от 20.07.2004 г. N 70-ФЗ.
  3. Что такое СФР в России с 1 января 2024 года.
  4. С 1 января 2023 года ПФР и ФСС будут объединены в единый Социальный фонд России.
  5. АНАЛИЗ ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
  6. Социальный фонд России по Республике Дагестан.
  7. Отделение СФР по РД рассказало об условиях получения ежемесячной выплаты из материнского капитала.
  8. Демографический аспект развития пенсионной системы Российской Федерации.
  9. Показатели бюджетной отчетности — Социальный фонд России.
  10. Влияние тенденции общемирового постарения населения на демографические процессы в РФ и республике дагестан.
  11. Демографические факторы и их влияние на развитие пенсионной системы России.
  12. ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН.
  13. Совершенствование организации пенсионного обеспечения (на материалах Республики Дагестан).