Финансы Фонда социального страхования

Дипломная работа

фонд социальный страхование финансы

Социальное страхование в России существует уже около 100 лет.

Социальное страхование — важнейшая область гуманитарных и экономических знаний, направленная на понимание состояния и жизненных процессов людей в период работы и после. Роик В.Д. «Основы социального страхования»: учебник /Роик В.Д.// Издательство РАГС, Москва 2007, стр. 16

Государственное социальное страхование осуществляется за счет специальных фондов, формируемых за счет обязательных взносов работодателей и, в некоторых случаях, работников, а также субсидий из федерального бюджета на материальную поддержку работников и членов их семей. Это мощный механизм достижения социальной гармонии, и степень его развития указывает на уровень социальной защиты работников. Распространяя эту защиту непосредственно на тех, кто работает, их семьи и трудовые коллективы, социальное страхование эффективно стабилизирует общество. Совместное участие сотрудников и работодателей в управлении деятельностью этого учреждения, взаимное доверие и сотрудничество являются необходимыми условиями для эффективного функционирования экономики.

Преодоление неразвитости страхового сектора в целом и социального страхования в частности становится в России национальной проблемой. Между тем рынок услуг социального обеспечения может служить важным стабилизирующим фактором экономики. Ветрова Н.С. «Система социального страхования и государственной помощи» / Н.С. Ветрова //2009, стр. 45

Тема данной дипломной работы актуальна, так как с 2010 года Фонд социального страхования принял ряд реформ, вследствие чего изменились его правовое положение, структура и размер источников привлечения средств, а также появились новые направления их использования.

Цель работы — анализ финансовых активов Фонда социального страхования Российской Федерации.

Предмет исследования — Фонд социального страхования Российской Федерации.

Объект исследования — формирование и расходование средств Фонда социального страхования Российской Федерации. В связи с этим следует решить задачи:

  • определить роль Фонда социального страхования в системе социального страхования;
  • рассмотреть особенности финансов Фонда социального страхования.

Теоретической основой послужили труды таких авторов, как Роик В.Д., Бабич А.М., Ветрова Н.С., Корчевской Л.И., Юрский В.С., Сенчагов В.К., Соколов В.П. и другие; нормативные акты, финансовые отчеты об исполнении бюджета ФСС.

10 стр., 4551 слов

Социальные пенсии

... федерального бюджета - социальных пенсий нетрудоспособным гражданам в соответствии с законодательством. Данное определение имеет непосредственное отношение к вопросу обязательного пенсионного страхования, под которым ... В первую очередь что данная пенсия начисляется на счет негосударственного(коммерческого) фонда. Чаще всего относится к дополнительным выплатам, помимо государственной пенсии. При ...

Методологической основой исследования являются важнейшие нормативные правовые акты: Конституция РФ, Трудовой кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ; ряд федеральных законов, указов Президента и постановлений Правительства РФ.

Методы исследования: изучение и анализ научно-практической литературы, сравнение, обобщение и некоторые другие.

Структура дипломной работы определена целью и задачами исследования. Он состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.

Введение подтверждает актуальность темы, формулирует цель и задачи исследования.

В первой главе «Теоретические основы финансирования фондов социального страхования» рассматривается социальное страхование, его значение в реализации государственных социальных гарантий, цели и функции. В главе раскрыты источники формировании и направления использования средств ФСС, а также система контроля за финансовыми поступлениями в ФСС.

Во второй главе «Анализ системы финансирования Фонда социального страхования» проведен детальный анализ доходных и расходных статей бюджета ФСС. В динамике рассмотрена структура доходов и расходов, определена роль каждого источника доходов в формировании бюджета ФСС и основные направления расходов. Кроме того, определены основные факторы, влияющие на функционирование и формирование финансового механизма ФСС в современных условиях.

В третьей главе «Проблемы и перспективы эффективности финансирования Фонда социального страхования» предложены направления по достижению более рационального функционирования финансового механизма ФСС.

В заключении подведены итоги исследования, даны основные выводы и рекомендации.

Федеральный

Основными функциями государственного социального страхования являются: во-первых, материальное обеспечение работников и членов их семей в предусмотренных законом случаях; во-вторых, всемерная охрана здоровья работников и их семей. В свою очередь, функции государственного социального страхования определяются его видами.

Работники и, в соответствующих случаях их семьи, обеспечиваются за счет средств государственного социального страхования пособиями по временной нетрудоспособности, а женщины, кроме того, пособиями по беременности и родам, а также единовременным пособием за постановку на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; пособиями по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет; пособиями по случаю рождения ребенка. В случае смерти работника или члена его семьи пособие на погребение выдается за счет средств государственного социального страхования. Условия выдачи и размер пособий по государственному социальному страхованию устанавливаются законом.

Средствами государственного социального страхования Российской Федерации управляет Фонд социального страхования РФ. Фонды денежного рынка и другие активы в оперативном управлении ФСС являются федеральной собственностью и составляют само понятие «финансы ФСС».

С 1 января 1991 года на основании Постановления Совета Министров РСФСР и Федерации независимых профсоюзов от 25 декабря 1990 года 600/9-3 «О совершенствовании управления и порядка финансирования расходов на социальное страхование трудящихся РСФСР» был образован внебюджетный Фонд социального страхования Российской Федерации. С 1993 года ФСС становится финансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации на основании следующих документов:

2 стр., 696 слов

Корпоративное страхование социальных рисков

... экономическим, демографическим и трудовым условиям, возможностям развития методов государственно-частного партнерства в сфере страхования социальных рисков. Таким образом, развитие корпоративного страхования социальных рисков является актуальной темой исследования для обеспечения ...

  • Указ Президента РФ от 7 августа 1992 года № 822 «О Фонде социального страхования Российской Федерации»;

Указ Президента РФ от 28 сентября 1993 года № 1503 «Об управлении государственным социальным страхованием в Российской Федерации»,

Постановление Правительства РФ от 26 октября 1993 года № 1094 «Вопросы Фонда социального страхования Российской Федерации»;

  • Положение о Фонде социального страхования Российской Федерации.

Фонд социального страхования на сегодняшний день один из трех государственных внебюджетных фондов, действующих на территории РФ (ПФ, ФОМС).

ФСС осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением о Фонде социального страхования, утвержденным постановлением Правительства РФ от 12.02.94г. № 101 с изменениями и дополнениями, внесенными Постановлением Правительства РФ от 22.11.97 г. № 1471.

Федеральный закон от 5 февраля 2007 года №255-ФЗ (ред. от 23.07.2013 г. №243-ФЗ) «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию»;

1.2 Сущность, цели и задачи Фонда социального страхования

Управление системой обязательного социального страхования осуществляется Правительством Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации (пункт 1 статьи 13 федерального закона «Об основах обязательного социального страхования» от 16 июля 1999 г. 165-ФЗ (ред. от 11.07.2011 г. №200-ФЗ)).

Сейчас ФСС — это специализированная структура, обеспечивающая функционирование всей многоуровневой системы государственного социального страхования. ФСС финансирует выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, рождение ребенка и ежемесячное пособие до достижения ребенком полуторалетнего возраста, а также пособия на погребение умершего.

Филиалы ФСС созданы на территориях всех субъектов Российской Федерации.

ФСС организует исполнение государственного бюджета социального страхования, ежегодно утверждаемого федеральным законом, и контролирует использование фондов социального страхования. При необходимости ФСС перераспределяет фонды социального страхования между регионами и отраслями, поддерживая финансовую стабильность системы. Кроме того, ФСС разрабатывает и реализует государственные программы по улучшению социального страхования и здравоохранения работников.

На основании Положения «О Фонде социального страхования РФ» от 12.02.1994 года № 101 (в ред. Постановления Правительства РФ от 02.08.2008 № 484), Фонд социального страхования Российской Федерации управляет средствами государственного социального страхования Российской Федерации. В Фонд социального страхования Российской Федерации входят следующие исполнительные органы: региональные отделения, управляющие средствами государственного социального страхования на территории субъектов Российской Федерации; филиалы отделений, создаваемые региональными отделениями ФСС по согласованию с председателем ФСС.

13 стр., 6188 слов

Особенности доходов и расходов Фонда социального страхования РФ

... задачи ФСС РФ Фонд социального страхования Российской Федерации управляет государственными фондами социального страхования Российской Федерации. Фонд осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, а также настоящим ...

Руководство деятельностью ФСС осуществляется его председателем. Для обеспечения деятельности ФСС создается центральный аппарат ФСС, а в региональных отделениях и филиалах — аппараты органов ФСС. При ФСС формируется совет, а при региональных управлениях — координационные советы, которые являются коллегиальными совещательными органами.

Основными задачами ФСС являются:

1) обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг;

2) участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования;

3) осуществление мер, обеспечивающих финансовую устойчивость ФСС;

4) разработка совместно с Министерством труда и социального развития Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации предложений о размерах тарифа страховых взносов на государственное социальное страхование;

5) организация работы по подготовке и повышению квалификации специалистов для системы государственного социального страхования, разъяснительной работы среди страхователей и населения по вопросам социального страхования;

6) сотрудничество с аналогичными фондами (службами) других государств и международными организациями по вопросам социального страхования.

В общественное сознание возвращается понятие «социальный риск» (имеется в виду вероятность наступления социальной необеспеченности в результате утраты заработка или трудового дохода по объективным, социально значимым причинам, а также возникшей необходимости в дополнительных расходах на лечение и оплату социальных услуг Роик В.Д. «Основы социального страхования»: учебник /Роик В.Д.// Издательство РАГС, Москва 2007, стр. 20).

Причины и факторы социального риска зачастую носят объективный по отношению к отдельно взятому человеку характер: угрозы безработицы, потери трудоспособности из-за несчастного случая, болезни и т.д. В таких случаях ни один изолированный человек, тем более входящий в значительную группу работников, вряд ли сможет предотвратить негативные события.

Возрастание степени социального риска неоправданно рассматривать как неудачное стечение обстоятельств; это закономерный, естественный в наших условиях процесс, своего рода «оборотная сторона» повышения экономической свободы. Отсюда несомненная необходимость создания механизмов и форм социальной защиты, адаптированных к новым условиям общества, нового баланса интересов работника, компании, государства и общества.

Продолжающийся процесс реформ в стране лишает систему социального обеспечения ее прежнего главного гаранта: стабильных поступлений из государственного бюджета. Бесплатные социальные услуги уходят в прошлое, вытесняясь платными. Возникающая система социальной защиты должна основываться на методах страхования. Их суть сводится к распределению материальной ответственности по компенсации и минимизации социальных рисков среди максимально возможного числа участников; иначе говоря, социальная защита приобретает форму организованной взаимопомощи.

11 стр., 5084 слов

Учет расчетов по социальному страхованию и обеспечению

... с и уплатой (перечислением) взносов в Пенсионный Российской Федерации на пенсионное страхование, социального страхования Федерации на обязательное страхование на случай нетрудоспособности и в связи с Федеральный ... профессионального беременности и родов, ребенка (детей), за ребенком в возрасте до лет и других установленных законодательством РФ об социальном страховании. обязательного страхования, ...

19

71

Рис. 1 Схема классификации причинно-следственных факторов возникновения социального риска. Источник: Роик В.Д. «Основы социального страхования»: учебник /Роик В.Д.// Издательство РАГС, Москва 2007, стр. 22

В соответствии с классификацией основных причин потери заработка социальное страхование делится на несколько видов (ветвей): от несчастных случаев, по болезни, старости, инвалидности, в связи с материнством, потерей кормильца и, наконец, безработицей.

Помимо характера риска, при классификации видов социального страхования учитывается также способ его организации: на добровольной или в обязательной основе. Между этими двумя основными формами возможны некоторые переходные, объединенные так называемым условно обязательным страхованием. Еще одна грань отличия состоит в том, что страхование может быть местным, т.е. распространяющимся лишь на определенную территорию, и общегосударственным.

Таким образом, основная грань между социальным страхованием и социальной помощью может быть сведена к различию функций и роли государства в организации и деятельности этих учреждений.

На современном этапе развития нашей страны очень важным вопросом является построение модели рынка социального страхования. Его социалистическая модель характеризовалась явным сходством с социальным обеспечением. Такая система имела несомненные положительные характеристики, в первую очередь это означает, что государство взяло на себя все функции социальной защиты и на этой основе достигнута стабильность работы. Но в то же время по самой своей природе освобождает людей от личной ответственности за свое будущее. Государство (с помощью профсоюзов) собирало ресурсы и распределяло их в виде пособий и пенсий, получатель которых, хотел он того или нет, играл роль иждивенца. Поскольку такая ситуация была универсальной, она, естественно, никоим образом не могла способствовать заинтересованности рабочих в повышении эффективности их участия в общественном производстве.

Социальное страхование базируется на других подходах. Они таковы, что государство устанавливает только общие «правила игры», утверждает их в виде положений, регулирующих взаимоотношения трех социальных субъектов: работодателей, служащих и государственных органов. Страховые взносы накапливаются в страховых фондах и расходуются на строго определенные цели при наступлении страховых случаев. Государство вмешивается в деятельность самоуправляемых фондов социального страхования лишь в минимальной степени, сводящейся к контролю над соблюдением порядка выплат из них.

Предпринимаемые в настоящее время попытки перехода от модели социального обеспечения к модели социального страхования основаны на том, что он должен ориентироваться на мировую и отечественную (до 1917 г.) практику. Это означает, что формирование системы социального страхования связано с принципами последнего и должно основываться на теории социальных рисков и актуарных расчетах, осуществляться в совокупности автономных и автономных партнерств.

В области организации страхования рыночного типа стоят две важнейшие задачи: 1) объективная оценка, учет и анализ уровня и факторов риска для различных категорий работников или отдельных профессиональных групп трудящихся; 2) справедливое распределение ответственности за отдельные виды социального риска между субъектами социально-трудовых отношений. Следует отметить, что общество во многом оказалось не готовым к пониманию и решению этих проблем.

4 стр., 1855 слов

Глава 1. Общая характеристика Обязательного Медицинского страхования ...

... характеристика Обязательного Медицинского страхования в Российской Федерации………………………………………… § 1. Правовые основы Обязательного Медицинского страхования в Российской Федерации…………………………………………………………… § 2. Понятие и принципы Обязательного Медицинского страхования в Российской Федерации……………………………………………………………. § 3. Субъекты и участники Обязательного Медицинского страхования в Российской Федерации ...

Международная деятельность Фонда социального страхования Российской Федерации осуществляется в пределах компетенции по основным направлениям деятельности.

В соответствии с Положением о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 № 101 с изменениями и дополнениями, внесенными Постановлением Правительства РФ от 22.11.97 г. № 1471, осуществляется международное сотрудничество с аналогичными службами других государств с целью изучения и обобщения передового зарубежного опыта по вопросам государственного страхования и бюджетно-финансовой деятельности в сфере обязательного социального страхования.

На основании Постановления Правительства Российской Федерации от 16.12.2002 № 891 «Об участии Фонда социального страхования Российской Федерации в деятельности Международной ассоциации социального обеспечения» ФСС принимает участие в деятельности Международной ассоциации социального обеспечения (МАСО) в качестве ее полноправного члена.

Фонд социального страхования Российской Федерации также является полноправным членом Европейского форума организаций страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (Еврофорум), активно сотрудничает с Международной организацией труда (МОТ).

В пределах компетенции ФСС участвует в реализации договоров о социальном обеспечении, а также взаимодействует с партнерскими организациями других стран, осуществляя обмен опытом, методическими материалами, проведение совместных мероприятий, реализацию международных программ в России и в мире.

Международная деятельность способствует укреплению двухсторонних контактов с международными организациями социальной сферы, профессиональному развитию руководителей и специалистов центрального аппарата и региональных отделений ФСС.

Контроль за полнотой и своевременностью уплаты социальных отчислений возложен на ФСС и ФНС РФ, а расходование этих средств — на ФСС с участием профсоюзов.

Ставка взноса в большинстве развитых стран устанавливается как процент от валового дохода и является пропорциональной независимо от суммы дохода. Это обеспечивает минимальный и максимальный доход, с которого собираются взносы. Взносы с работодателей взимаются в процентах не к общему фонду заработной платы занятых, а к заранее установленной максимальной валовой заработной плате, т.е. суммы, превышающие этот максимум, не учитываются.

Государственные субсидии в фонды социального обеспечения включают отчисления неработающим гражданам, военнослужащим и госслужащим, субсидии на компенсацию бюджетного дефицита этих фондов и налоговые льготы. За последнее десятилетие возросло значение нового источника финансирования обязательного социального страхования — капитализации взносов.

Законодательство РФ предусматривает применение к работодателями и другим плательщикам страховых взносов финансовых санкций в виде взыскания всей сокрытой или заниженной при начислении страховых взносов в ФСС суммы оплаты труда и штрафа в размере той же суммы, а при повторном нарушении — штрафа в двойном размере.

5 стр., 2213 слов

Учреждение Пенсионного фонда Российской Федерации по Советскому району

... взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования в Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» на Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы ... от того, каков был вклад конкретного человека в бюджет пенсионной системы за время его трудовой деятельности. ...

Средства, полученные от взимания пеней и наложения финансовых санкций (в размере 20%) , являются базой развития ФСС.

Основанием для расчета страховых взносов являются выплаты заработной платы. Страхователи получают страховые взносы на заработную плату в любом качестве и из других источников дохода, установленных федеральными законами об отдельных видах обязательного социального страхования. Виды выплат, на которые не начисляются страховые взносы, определяются Правительством РФ. Основанием для назначения и выплаты страховой защиты страхователю является наступление документально подтвержденного страхового случая. Государственной гарантией устойчивости обязательного социального страхования является система субсидий из федерального бюджета. В частности, в случае нехватки средств из федерального бюджета предоставляются субсидии в той мере, в какой они обеспечат страхование платежей по обязательному социальному страхованию, установленных федеральными законами об отдельных видах обязательного социального страхования. Вложение временно свободных денежных средств обязательного социального страхования осуществляется только под обязательства Правительства РФ. Соколов В. П. Особенности функционирования забалансовых социальных фондов на современном этапе.// Экономический анализ: теория и практика. — 2010, стр. 67

Страховые взносы по социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний представлены в Федеральном законе от 24.07.1998 г. №125-ФЗ (ред. от 02.07.2013 г.) «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». Тарифы взносов по этому виду социального страхования устанавливаются в процентах к начисленной оплате труда по всем основаниям (доходу) застрахованных, а в соответствующих случаях — к сумме вознаграждения по гражданско-правовому договору, и дифференцированы в зависимости от класса профессионального риска. Класс профессионального риска для отрасли (подотрасли) экономики определяется по специальной методике, учитывающей соотношение фактической величины выплат по социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний к фонду оплаты труда в данной отрасли. Согласно Постановлению Правительства РФ от 30.05.2012 г., в целях экономической заинтересованности страхователей в снижении профессиональных рисков, органы управления Фондом социального страхования Российской Федерации имеют право применять скидки и надбавки к установленным страховым тарифам в качестве стимула создания работодателями условий, приводящих к снижению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

При ликвидации юридических лиц — страховщиков обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний производить капитализированные платежи в Фонд социального страхования Российской Федерации.

4 стр., 1560 слов

Организация страхового дела в Российской Федерации

... иной территории. Существует также обязательное личное страхование пассажиров. Данный вид страхования осуществляется на основании Указа Президента Российской Федерации от 7 июля 1992 г. " ... данных правоотношений. Обязательное страхование может выступать в виде: обязательного государственного страхования, осуществляемого за счет средств из бюджета; обязательного страхования, осуществляемого за счет ...

Размер субвенций из федерального бюджета Фонду социального страхования Российской Федерации определяется ежегодно федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год.

Доходы от размещения временно свободных денежных средств. В соответствии с положением о Фонде социального страхования Российской Федерации временно свободные средства ФСС могут быть вложены в банковские депозиты и ликвидные ценные бумаги. В 2002 г. утвержден порядок формирования и размещения резерва по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, согласно которому средства резерва размещаются в высоколиквидные государственные ценные бумаги.

Фонды социального страхования используются в форме денежных выплат, финансирования услуг и предоставления льгот. Наибольшее социально-экономическое значение имеют денежные выплаты, которые занимают первое место по объему ресурсов.

Пособие — это гарантированная денежная выплата при временном перерыве в работе (первая группа пособий), а также для компенсации повышенных расходов, возникающих в определенных случаях (вторая группа).

В первую группу входят пособия по временной нетрудоспособности, безработице, уходу за ребенком после рождения и пособия по беременности и родам. Вторую группу составляют пособия, выплачиваемые при рождении ребенка и при погребении работника или умершего члена семьи. Особое место среди пособий по социальному страхованию занимают пособия по безработице, которые выплачиваются Государственным фондом занятости и негосударственными фондами страхования от безработицы.

Финансирование услуг, предоставляемых через социальное страхование, должно удовлетворять ряд потребностей инвалидов и безработных граждан. Эта форма использования средств социального страхования включает оплату лечебно-профилактической помощи и лекарств, содержание домов-интернатов, возмещение затрат на организацию лечения и отдыха застрахованных граждан и членов их семей, профориентацию и переподготовку безработных и инвалидов, их трудоустройство и социальную реабилитацию.

Назначение льгот связано с получением определенного материального товара или услуги по льготным ценам. По этой причине пособия занимают промежуточное положение между распределением в натуральной форме и деньгами. Они позволяют увеличить располагаемый доход определенных групп населения.

Особенностью социального страхования является его финансирование из внебюджетных фондов, формируемых за счет целевых взносов работодателей и работников при поддержке государства.

Система социального страхования состоит из двух частей. Первая часть должна обеспечить восстановление и сохранение трудоспособности работников, включая проведение профилактических и реабилитационных мероприятий; вторая — гарантирует материальное обеспечение лиц, утративших трудоспособность или не имевших ее.

Социальное страхование существует в двух формах: обязательное и добровольное. Обязательное социальное страхование является особой разновидностью государственных социальных гарантий, обеспечиваемых через целевые внебюджетные (государственные или общественные) фонды. В случае дефицита этих фондов государство оказывает им поддержку из средств бюджета. Таким образом, оно выступает гарантом финансовой устойчивости этих фондов и реализации программ обязательного социального страхования.

4 стр., 1547 слов

Понятие и правовое регулирование социальных пенсий по законодательству ...

... N 166-ФЗ"О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", социальная пенсия устанавливается: для инвалидов, имеющих ограничение ... из федерального бюджета - социальных пенсий нетрудоспособным гражданам в соответствии с законодательством. Обязательное пенсионное страхование - часть ... пенсий дается еще компенсация в размере 150 рублей (до введения системы индексации с применением ...

Добровольное социальное страхование строится на принципах коллективной солидарности и самопомощи при отсутствии страховой поддержки государства (государственного бюджета).

Отличительными чертами этой формы социального страхования являются демократизм управления страховыми фондами, наиболее полная реализация принципа самоуправления, социальное партнерство работодателей и наемных работников, тесная зависимость страховых выплат и программ от уровня доходов страхователей. Фонды добровольного социального страхования рассматриваются не как альтернатива обязательного страхования, а как дополнение к нему. Взаимное дополнение этих фондов позволяет компенсировать недостатки одного вида страхования достоинствами другого.

Становление государственных внебюджетных фондов социального страхования в период экономических реформ обусловило сокращение роли государственного бюджета в финансировании социальных расходов. Однако финансовое положение фондов социального страхования в РФ характеризуется неустойчивостью, что связано с нестабильностью экономики России в переходный период и с проблемой сбора страховых взносов. Это порождает противоречие между растущими социальными потребностями населения (особенно в годы кризиса) и сокращением ресурсных возможностей внебюджетных фондов.

Глава 2. Анализ системы финансирования Фонда социального страхования за 2013-2015 года

2.1 Система финансирования Фонда социального страхования

Средства ФСС образуются за счет:

Налоговых доходов:

Доходы от уплаты минимального налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, и налога, взимаемого в виде стоимости патента в связи с применением упрощенной системы налогообложения, единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, единого сельскохозяйственного налога, погашения задолженности по единому социальному налогу и соответствующих пеней и штрафов по ним за налоговые периоды, указанные в статье 37 Федерального закона от 24 июля 2009 года №213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», распределяются между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с нормативами, предусмотренными статьей 37 указанного Федерального закона. Федеральный закон от 07.05.2013 г. №104-ФЗ (ред. от 23.07.2013 г.) «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием бюджетного процесса»

Неналоговых доходов:

  • страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
  • страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • недоимки, пени и штрафы по взносам в Фонд социального страхования Российской Федерации;
  • доходы от размещения временно свободных средств Фонда социального страхования Российской Федерации;
  • штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба;
  • безвозмездные поступления:
  • межбюджетные трансферты из федерального бюджета, передаваемые Фонду социального страхования Российской Федерации;

— прочие поступления. Федеральный закон от 24 июля 2009 года № 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»

Средства ФСС направляются на:

  • выплаты пособий по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
  • выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;
  • расходы по предоставлению инвалидам технических средств реабилитации и услуг, обеспечению отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, включая расходы на осуществление указанных полномочий, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета;
  • расходы по оплате стоимости путевок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории Российской Федерации, а также стоимости проезда на междугородном транспорте к месту осуществляемого за счет средств федерального бюджета лечения в санаторно-курортных организациях, федеральных медицинских организациях государственной системы здравоохранения, оказывающих специализированную медицинскую помощь, и обратно отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде соответствующей социальной услуги, предусмотренным Федеральным законом от 17.07.1999 г.

№178-ФЗ (ред. от 02.07.2013 г.) «О государственной социальной помощи», финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на указанные цели;

  • оплату медицинским организациям государственной и муниципальной систем здравоохранения, медицинским организациям и иным организациям, осуществляющим медицинскую деятельность, участвующим в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, в сумме 3,0 тыс. рублей и медицинской помощи, оказанной женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовой период, в сумме 6,0 тыс. рублей соответственно за каждую женщину, а также по диспансерному (профилактическому) наблюдению ребенка, поставленного в течение первого года жизни в возрасте до трех месяцев на диспансерный учет, в сумме 1,0 тыс. рублей за первые шесть месяцев и в сумме 1,0 тыс. рублей за вторые шесть месяцев наблюдения за каждого ребенка с момента постановки его на диспансерный учет, а также на оплату организациям услуг по изготовлению и доставке в территориальные органы ФСС бланков родовых сертификатов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных трансфертов из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования;
  • оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет;
  • создание резерва для обеспечения финансовой устойчивости ФСС на всех уровнях.

Порядок формирования резерва и предоставления из него средств (на возвратной основе или безвозмездно) определяется инструкцией о порядке начисления, уплаты, расходования и учета средств государственного социального страхования, утвержденной ФСС совместно с Министерством труда и социального развития РФ, Министерством финансов РФ, Государственной налоговой службой РФ и с участием Центрального банка РФ;

  • обеспечение текущей деятельности, содержание аппарата управления ФСС. Федеральный закон от 3 декабря 2012 года №219-ФЗ. «О бюджете фонда социального страхования Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов»

Средства ФСС используются только на целевое финансирование мероприятий, указанных в Положении. Не допускается зачисление средств социального страхования на личные счета застрахованных. Средства, полученные от взимания пеней и наложения финансовых санкций (в размере 20 процентов), образуют фонд развития Фонда социального страхования Российской Федерации.

Распорядителями средств ФСС являются председатель и главный бухгалтер ФСС, а в региональных отделениях ФСС — управляющий и главный бухгалтер отделения ФСС.

Выплата пособий по социальному страхованию, финансирование других мероприятий по социальному страхованию на предприятиях, в организациях, учреждениях осуществляется через бухгалтерии работодателей. Ответственность за правильность начисления и расходования средств государственного социального страхования несет администрация страхователя в лице руководителя и главного бухгалтера.

Для обеспечения контроля за правильным начислением и своевременной выплатой пособий по социальному страхованию образовываются комиссии по социальному страхованию из представителей администрации и профсоюзов (трудового коллектива) или избираются уполномоченные по социальному страхованию.

В региональных отделениях и филиалах проводится вся текущая работа ФСС: осуществляется сбор страховых взносов, принимается отчетность организаций-страхователей, проводятся ревизии организаций-страхователей по правильности начисления взносов и выплате пособий.

Центральный аппарат ФСС имеет в своем составе юридическое, финансовое, материально-техническое, информационное подразделения, которые обеспечивают:

  • управление системой социального страхования;
  • непосредственное руководство территориальными отделениями;
  • разработку бюджета ФСС;
  • контроль за обеспечением доходной и расходной частей бюджета ФСС;
  • разработку предложений по тарифам страховых взносов;
  • подготовку нормативных материалов по вопросам социального страхования;
  • контроль за соблюдением законодательства в сфере социального страхования.

Бюджет ФСС и отчет о его исполнении утверждаются федеральным законом, а бюджеты региональных отделений ФСС и отчеты об их исполнении после рассмотрения правлением ФСС утверждаются председателем ФСС.

2.2 Анализ доходов Фонда социального страхования

Средства Фонда социального страхования подлежат только целевому расходованию, а именно: в целях выплаты пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, пособий на погребение, в целях покрытия расходов на санаторно-курортное лечение и т.д. Кроме того, в соответствии с Законом об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний при осуществлении данного вида страхования Фонд социального страхования участвует в качестве страховщика. Страхователем же являются сами работодатели.

В бюджет Фонда социального страхования подлежат зачислению следующие доходы:

Неналоговые доходы:

  • страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • недоимки, пени, штрафы по взносам в Фонд социального страхования Российской Федерации;
  • доходы от размещения временно свободных средств Фонда социального страхования Российской Федерации;
  • штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба;
  • безвозмездные поступления;
  • межбюджетные трансферты из федерального бюджета, передаваемые фонду социального страхования Российской Федерации;
  • прочие поступления.

Федотов Д.Ю. О формировании доходов внебюджетных фондов России // Финансы. — 2010, №4, стр. 50-51

Рис. 2 Показатели бюджета Фонда социального страхования, млрд. руб. Источник: Федеральный закон от 8 декабря 2010 года №333-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов»

Прогнозные показатели социально-экономического развития Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов:

  • Фонд заработной платы на 2013 год составит 16 482 млрд. рублей, на 2014 год — 18 295 млрд. рублей, на 2015 год — 20 269 млрд. рублей;
  • Номинально начисленная среднемесячная заработная плата на одного работника на 2013 год составит 29 782 рубля, на 2014 год — 33 112 рублей, на 2015 год — 36 767 рублей;
  • Индекс потребительских цен на 2013 год составит 5,5%, на 2014 год — 5,0%, на 2015 год — 5,0 процента.

Рис. 3 Доходы бюджета Фонда социального страхования, млрд. руб. Источник: Федеральный закон от 8 декабря 2010 года №333-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов»

В соответствии со статьей 146 Бюджетного кодекса доходы бюджета ФСС на 2013 — 2015 годы сформированы за счет налоговых доходов, неналоговых доходов, межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, бюджета ФФОМС, передаваемых ФСС и иных поступлений.

Доходы бюджета ФСС на 2013 — 2015 годы предусмотрены в следующих объемах:

  • на 2013 год в сумме 590 272 347,8 тыс. рублей, в том числе по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством — 414 194 891,1 тыс. рублей (70,2% общего объема доходов), из них средства федерального бюджета на компенсацию выпадающих доходов бюджета ФСС в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством — 23 580 000,0 тыс. рублей и на обеспечение сбалансированности бюджета ФСС в сумме 32 573 043,4 тыс. рублей;
  • по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний — 82 646 160,6 тыс. рублей (14,0%);
  • межбюджетные трансферты на исполнение отдельных государственных полномочий из федерального бюджета в сумме 74 401 296,1 тыс. рублей (12,6%) и из бюджета ФФОМС — 19 030 000,0 тыс. рублей (3,2%);