Исчисление и уплата страховых взносов

Курсовая работа

Все мы платим налоги и знаем, что это такое и для чего. Но помимо налоговых платежей, существуют и другие обязательные сборы. Один из ярких примеров — страховые взносы.

Выплата пособия на период «больничного листа», на период выхаживания ребенка, выплаты инвалидам, оплата отдыха в санатории, содержание поликлиник, больниц, выплата пенсий — это перечень того, на что рассчитан бюджет внебюджетных средств. А пополняется он, в основном, благодаря страховым взносам.

Актуальность темы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к страховым взносам во внебюджетные фонды в современной науке, а с другой — ее слабой проработкой из-за законодательных изменений. Рассмотрение вопросов, связанных с данной темой, имеет как теоретическое, так и практическое значение.

Целью курсовой работы является выявление и изучение проблем расчета и уплаты страховых взносов.

В соответствии с поставленной целью в работе будут решены следующие задачи:

  • рассмотреть экономическую роль страховых взносов;
  • ознакомиться с правовой основой уплаты страховых взносов;
  • рассмотреть порядок формирования базы для исчисления страховых взносов, порядок их исчисления, уплаты и предоставления отчетности по ним;
  • выявить проблемы исчисления и уплаты страховых взносов;
  • предложить направления совершенствования системы проведения расчетов по страховым взносам;
  • произвести расчеты страховых взносов и основных налогов;
  • произвести расчет и анализ налоговой нагрузки на предприятие.

Предметом данной курсовой работы являются проблемы, возникающие при расчете страховых взносов.

Речь идет о действующем механизме расчета и уплаты страховых взносов.

При рассмотрении поставленных вопросов использовалось законодательство Российской Федерации, а также научная и учебная литература по изучаемой теме, которые составили информационную основу данной работы.

Методы исследования: аналитический, группировки, сравнения, комплексный экономический, экономический и статистический анализ.

Важность проводимых курсов заключается в том, что результаты работы могут быть использованы для улучшения процесса управления страховыми взносами.

Теоретической и методологической основой курсовой работы стали научные работы, исследования и практические обобщения ведущих российских и зарубежных ученых-экономистов, занимающихся вопросами теории, анализа и разработкой проблем страховых взносов, в том числе на региональном уровне.

29 стр., 14149 слов

Совершенствование системы администрирования страховых взносов ...

... уплате страховых взносов возникает, изменяется и прекращается в соответствии с условиями, установленными действующим законодательством. Обязанность по уплате страховых взносов возлагается на плательщика страховых взносов с момента возникновения установленных законодательством о страховых взносах обстоятельств, предусматривающих уплату страховых взносов, ...

Глава 1. Проблемы исчисления и уплаты страховых взносов

1.1 Экономическая роль страховых взносов и их значение в обеспечении страхования граждан

Страховые взносы — это регулярные обязательные платежи страхователя во внебалансовые фонды.

Плательщиков страховых взносов называют страхователями.

До 1 января 2017 года управление страховыми взносами, то есть контроль за их сбором, учет переводов и накопление всей информации, было возложено на одни и те же забалансовые фонды.

Однако сейчас вступили в силу изменения, согласно которым администрирование страховых взносов передано ФНС России. В Налоговом кодексе есть отдельная глава о забалансовых выводах, и контроль за их сбором передан налоговым органам. При этом в самих фондах продолжает накапливаться вся информация о страхователях и страхователях.

В связи с изменением законодательства стали возникать проблемы с уплатой страховых взносов в различные фонды.

Социальное страхование — часть государственной системы социальной защиты населения, осуществляемая в форме страхования работающих граждан от возможных изменений материального и социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.

Социальное страхование представляет собой созданную государством систему правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и социального положения работников и граждан.

Учитывая особую важность социального страхования, его влияние на общественные процессы, государство во многих странах создает системы обязательного государственного социального страхования, дающие возможность значительной концентрации ресурсов в единых фондах и тем самым обеспечивающие надежной социальной защитой население страны.

В формировании и использовании этих фондов есть свои особенности. Задуманные как страхование, они не всегда соответствуют принципам формирования и использования страховых фондов. В их деятельности очевидны черты бюджетного подхода: обязательность и нормативность отчислений, плановое расходование средств, отсутствие персонификации накоплений и др. Эти фонды по своей экономической природе не являются страховыми, но по форме принадлежат к забалансовым фондам.

Специфика забалансовых социальных фондов заключается в четком закреплении за ними источников дохода и, как правило, в строго целевом использовании их средств. Создание этих фондов необходимо для более эффективного использования финансовых ресурсов компании.

К основным принципам обязательного социального страхования относятся:

  • устойчивость обязательного социального страхования, поддерживаемая на основе эквивалентности страхового обеспечения и страховых взносов;
  • всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации страховых гарантий;
  • государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых, рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика;
  • государственное регулирование системы обязательного социального страхования;
  • паритетность участия представителей субъекта обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования;
  • обязательность уплаты страхователями страховых взносов в бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования;
  • ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования;
  • обеспечение надзора и общественного контроля;
  • автономность финансовой системы обязательного социального страхования.

Различают следующие виды социальных страховых рисков:

11 стр., 5052 слов

Понятие страховых случаев и социальных рисков

... обязательному социальному страхованию. Порядок обязательного социального страхования неработающих граждан определяется федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. страховой взнос – обязательный платеж на обязательное социальное страхование; тариф страхового взноса ставка страхового взноса, установленная на конкретный вид обязательного социального страхования ...

  • необходимость получения медицинской помощи;
  • временная нетрудоспособность;
  • трудовое увечье и профессиональное заболевание:
  • материнство;
  • инвалидность;
  • наступление старости;
  • потеряю кормильца;
  • признание безработным;
  • смерть застрахованного лица или нетрудоспособность членов его семьи, находящихся на его иждивении.

Социальное страхование включает обязательное пенсионное страхование, медицинское страхование, страхование от несчастных случаев и страхование от безработицы.

Финансирование выплат осуществляется за счет взносов работодателей, работников и государственных субсидий.

Виды страхования различаются размером взносов и выплат при наступлении страховых случаев.

Поэтому социальное страхование — один из важнейших социальных институтов поддержки населения. Он способствует поддержанию стабильности в обществе.

Социальное страхование имеет строгую целенаправленность. Следовательно, для более эффективного функционирования этого учреждения требуется хорошо функционирующая система управления.

1.2 Правовая основа уплаты страховых взносов, С 1 января 2017 г. вступила в силу новая глава 34 «Страховые взносы» НК РФ (введена

Глава 34 «Страховые взносы» НК РФ устанавливает:

1) круг плательщиков взносов;

2) облагаемый объект и базу;

3) тарифы страховых взносов;

4) порядок уплаты страховых взносов и контроль за их уплатой и др.

Другие федеральные законы о страховых взносах затрагивают различные аспекты этой темы. Поэтому иногда необходимо применять их правила по одному и тому же вопросу вместе.

Нормативные акты, регулирующие страховую деятельность в организации, подразделяются на:

  • нормативные акты, адресованные всем участникам страхования;
  • нормативные акты, адресованные только страховщикам.

Страховщики ведут учет взносов, пеней штрафов, расходов и расчетов в соответствии с законодательством РФ.

Страховые взносы от заработной платы признаются расходами по обычным видам деятельности в том отчетном периоде, в котором начислены взносы, поэтому учет ведется в соответствии с ПБУ 10 \ 99 «Организационные расходы».

Счета ведутся на соответствующих бюджетных счетах, предусмотренных планом счетов.

В бухгалтерском учете страховые взносы отражаются на счете 69 «Расчеты по социальному страхованию и безопасности», субсчет 69-1 «Расчеты по социальному страхованию».

Страховые взносы переводятся в фонды, которые их накапливают: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования и ФОМС. Контрольные функции в этой сфере выполняет ФНС России.

4 стр., 1798 слов

Страхование организация коммерческой деятельности

... взносов (страховых премий). Существуют определения страхового рынка как сферы денежных или общественных отношений, где объектом купли - продажи является специфический товар - страховая услуга.[1;57] В книге известного российского исследователя страхования ...

1.3 Порядок формирования базы для исчисления страховых взносов в социальные внебюджетные фонды

Для определения суммы взносов, уплачиваемых во внебалансовые фонды, сначала необходимо определить основу, на которой эти взносы рассчитываются.

Первое, о чем необходимо знать для правильного расчета базы, это то, что считается она:

отдельно по каждому физическому лицу

ежемесячно, нарастающим итогом с начала года

Второй важный аспект. Налоговая база взносов включает те выплаты и сборы, полученные физическим лицом, которые подлежат налогообложению взносов. При этом следует учитывать, что по некоторым видам платежей взносы не взимаются, поскольку в главе 34 статьи 431 Налогового кодекса РФ они прямо называются необлагаемыми.

То есть в конце каждого календарного месяца в базу должны входить все взносы, начисленные в пользу конкретного лица за период с начала года до последнего дня прошлого месяца.

Для взносов, уплачиваемых в ПФР и в ФСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ВНиМ), ежегодно устанавливается предельная величина базы.

В 2016 году действовали следующие значения:

  • по взносам в ПФР — 796 000 руб.;
  • по взносам в ФСС на ВНиМ — 718 000 руб.

В 2017 году порядок расчета базы и ее значения в целом остались прежними.

С 2017 года функции проверки правильности исчисления и уплаты взносов переданы ФНС России.

Как и прежде, правительство установит лимит для базы взносов ПФР и ФСС в VNiM. И аналогично тем правилам, которые действуют сейчас, если доход работника превысит установленный лимит базы, то с суммы превышения надо будет начислять взносы по более низкой ставке либо не начислять их вовсе (ст. 426 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017).

1.4 Порядок исчисления, уплаты и предоставления отчетности по страховым взносам

Порядок расчета страховых взносов, содержащийся в гл. 34 ст. 431 НКРФ, устанавливает следующую последовательность операций, применяемую к доходам каждого физического лица, которому производятся начисления:

  • по окончании очередного месяца года нарастающим итогом формируется база для начисления страховых взносов;
  • исходя из ставок, соответствующих каждому из взносов, от базы, определенной нарастающим итогом, рассчитываются суммы взносов в фонды;
  • из рассчитанных от базы, определенной нарастающим итогом, взносов вычитаются суммы, рассчитанные в таком же порядке (нарастающим итогом) на конец предшествующего месяца;
  • полученные в результате такого расчета суммы подлежат перечислению в фонды как ежемесячные обязательные платежи.

Расчет взносов в ПФР, ФСС РФ и ФФОМС, можно произвести по этой формуле:

ЕП = (Б Ч Т) — ЕПпр, где (1)

ЕП — ежемесячный обязательный платеж, уплачиваемый по результатам месяца;

  • Б — база по страховым взносам (определяется нарастающим итогом до конца того месяца, за который ведется расчет);
  • Т — тарифная ставка страховых взносов (тарифные ставки СВ представлены в таблице 2);
  • ЭПпр — сумма обязательных ежемесячных платежей, исчисленная за месяц, предшествующий расчетному.

Размер обязательного ежемесячного платежа в каждом из этих трех фондов рассчитывается отдельно, но определяется по единому алгоритму.

Сроки представления отчетности плательщиками, производящими выплаты и вознаграждения физическим лицам с 1 января 2017 г. установлены иные.

Теперь расчеты по страховым взносам в налоговый орган по месту нахождения организации должны представляться не позднее 30-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом.

При этом порядок представления отчетности регламентируется общими правилами НК РФ.

Необходимо учитывать, что представление отчетности за 2016 г. будет производиться в том же порядке, что и раньше (т. е. сроки и органы — получатели отчетности будут прежние).

Новые правила действуют начиная с отчетности за I квартал 2017 г.

1.5 Основные проблемы исчисления и уплаты страховых взносов

Все работодатели независимо от применяемого налогового режима и формы собственности уплачивают страховые взносы в соответствии с законодательством РФ. Действующее законодательство содержит ряд нерешенных вопросов, препятствующих эффективной работе администрирования таких платежей.

Платежи, которые не предусмотрены в трудовых договорах с сотрудниками, но производятся ими регулярно с учетом результатов работы сотрудника, требуют внимания.

По содержанию эти выплаты являются заработной платой и должны быть зафиксированы в трудовом договоре. Поэтому контролирующие органы могут доначислить страховые взносы.

Кроме того, на практике организации могут выдавать сотрудникам бонусы, вознаграждения, вознаграждения или разовые подарки. Эти выплаты не связаны напрямую с заработной платой за работу, поэтому они не являются заработной платой. если возможность выдачи предусмотрена в трудовом договоре (локальном нормативном акте), на такие выплаты нужно будет начислить страховые взносы на основании гл. 34 ст 431 НКРФ.

Работникам, которые заняты на работах с вредными условиями труда, полагается выдача молока или других равноценных пищевых продуктов (ст. 222 ТК РФ).

По письменному заявлению работника выдача молока (других продуктов) может быть заменена денежной компенсацией (ч. 1 ст. 222 ТК РФ).

Стоимость выданного молока (равноценных продуктов) страховыми взносами на обязательное социальное страхование не облагается. Выплаты вместо выдачи молока за вредные условия труда не облагаются страховыми взносами в пределах установленных правил.

Распространенная ситуация — когда сотрудник использует личный автомобиль, мобильный телефон или другое имущество в деловых целях.

В таких случаях работнику должна выплачиваться компенсация, поскольку имущество требует определенных расходов для поддержания его в рабочем состоянии и постепенно изнашивается (ст. 188 ТК РФ).

Поскольку обязанность по выплате этого пособия установлена ​​трудовым законодательством, взимать страховые взносы по обязательному социальному страхованию нет необходимости.

Если заработная плата или другие выплаты, причитающиеся работнику, произведены с опозданием, работодатель обязан компенсировать задержку выплаты (ст. 236 ТК РФ).Данная компенсация предусмотрена ТК РФ и по своему содержанию относится к компенсационным выплатам, связанным с выполнением работником своих трудовых обязанностей. В связи с этим он не облагается обязательными отчислениями на социальное страхование.

В определенных ситуациях налогоплательщики страховых взносов по обязательному страхованию, уплаченных в Пенсионный фонд Российской Федерации, ФОМС и ФСС России, могут переплатить эти взносы. Рассмотрим процедуру зачета или возврата излишне уплаченной (возврата излишне взысканной) суммы взносов

Излишне уплаченные страховые взносы подлежат компенсации или возмещению контролирующим органом по месту регистрации плательщика.

Плательщик может зачесть или вернуть излишне уплаченную сумму страховых взносов.

При этом зачет осуществляется в счет:

  • предстоящих платежей по страховым взносам;
  • погашения задолженности по пеням и штрафам за правонарушения, предусмотренные гл. 34 НКРФ.

Сумма излишне уплаченных страховых взносов зачисляется или погашается без начисления процентов на эту сумму.

Согласно гл. 34 НКРФ база для начисления страховых взносов должна определяться отдельно в отношении каждого физического лица. Следовательно, если невозможно определить размер натуральных выплат в отношении конкретного работника, страховые взносы не уплачиваются.

Вместе с тем, в соответствии со статьей 431 НКРФ обязанность ведения учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений в отношении каждого физического лица, в пользу которого осуществлялись выплаты, возложена на плательщика страховых взносов, то есть на организацию, производящую выплаты работникам.

Другой спорный вопрос — это вопрос исчисления страховых взносов во внебюджетные государственные фонды для выплат работникам.

Суммы среднего заработка, которые работодатель выплачивает работнику в соответствии с законодательством Российской Федерации, считаются выплатами в контексте трудовых отношений.

На практике это означает, что страховыми взносами облагаются выплаты работникам в период прохождения ими военных сборов, за дополнительные выходные дни для ухода за детьми-инвалидами, работникам-донорам за дни сдачи крови и предоставляемые в связи с этим днями отдыха, работающим беременным женщинам за дни прохождения ими обязательного диспансерного наблюдения, работникам за период вызова в органы дознания, предварительного следствия, прокуратуру или в суд.

Спектр вопросов очень широк и касается не только расчетов, но и юридических неясностей.

1.6 Совершенствование системы проведения расчетов по страховым взносам

Эти нюансы могут вызвать массу проблем при уплате страховых взносов. С переходом на новую систему обязательного социального страхования и совершенствование пенсионной системы можно выделить следующие основные направления совершенствования механизма страховых взносов:

  • снизить налоговые ставки по специальным налоговым режимам;
  • предусмотреть меры экономического стимулирования пенсионных систем;
  • с участием предпринимательского сообщества подготовить предложения о распространении на налогоплательщиков, применяющих УСН и ЕНВД, льготных размеров страховых взносов на переходный период с 2016-2017 года;
  • предусмотреть различные варианты формирования добровольных пенсионных накоплений работниками с уровнем заработной платы, превышающим 415 тыс. руб. в год;
  • предусмотреть меры против обесценивания пенсионных накоплений в связи с инфляцией;
  • рассмотреть возможность отнесения к расходам на оплату труда при исчислении налога на прибыль расходов на доплату до фактического заработка в случае временной утраты трудоспособности, установленную законодательством РФ, и др.

Изучив проблемы исчисления и уплаты страховых взносов, можно прийти к следующим выводам:

1. Проблемы возникают в связи с изменением законодательства.

2. Выплаты работнику, предусмотренные в трудовом договоре и составляющие вознаграждение, облагаются обязательными отчислениями на социальное страхование.

3. Возврат не подлежит страхованию при соблюдении определенных условий.

4. Доплаты и доплаты за работу с особыми условиями труда, а также надбавки облагаются страховыми взносами по обязательному социальному страхованию.

5. система расчета страховых взносов может быть улучшена, если будут соблюдены вышеуказанные критерии.

система расчета страховых взносов может быть улучшена, если будут соблюдены вышеуказанные критерии.

Глава 2 . Осуществление налогового учёта и налогового планирования в организации

2.1 Краткая характеристика организации

Общество с ограниченной ответственностью «Ангара» зарегистрировано 29 марта 2014 года в регионе Иркутская область г.Железногорск-Илимский по юридическому адресу: 663656, г.Железногорск-Илимский, ул. Строителей, д.10.Индетификационный номер налогоплательщика (ИНН): 3890001605, (КПП): 389010010.

Учредителем являются 9 физических лиц.

Размер уставного капитала 1 362 137 руб.

Средняя численность рабочих в ООО «Ангара» составляет 20000 (из них 12000 человек по договорам подряда).

Предприятие принадлежит к отрасли пищевой промышленности.

Основная цель компании — удовлетворить потребности населения в кондитерских изделиях, а также получить прибыль.

Основными видами деятельности предприятия являются:

  • производство и реализация кондитерских изделий и других товаров;
  • организация оптовой, розничной торговли готовой продукцией, товарами народного потребления;
  • реконструкция и техническое перевооружение производства, внедрение научно-технических достижений, разработка, освоение и реализация передовой техники и технологии другим юридическим и физическим лицам;
  • посредническая производственно;
  • оказание платных услуг физическим и юридическим лицам.

Производственный профиль предприятия — выпуск кондитерских изделий (конфет, тортов, печенья и т. п.).

2.2 Расчет налога на доходы физических лиц

Подоходный налог с населения: подоходный налог с населения уплачивается с общей суммы дохода физического лица. Согласно ст. 207 НК РФ такой налог уплачивают граждане России, которые являются налоговыми резидентами. Помимо них подоходный налог также обязаны платить нерезиденты в нашей стране, но получающие доход из источников, находящихся в нашей стране.

Базовая ставка НДФЛ для резидентов — 13 процентов. Для нерезидентов — 30 процентов. Некоторые виды доходов могут облагаться налогом по повышенной или пониженной ставке подоходного налога с населения.

При исчислении налогооблагаемого дохода он может быть уменьшен на сумму отчислений: нормативных, имущественных и социальных.

Пример расчета данного налога представлен в таблице 1.

Таблица 1 — Расчёт налога на доходы Смирновой С.Ю

Показатели

Расчеты,руб.

Примечания

1. Трудовые доходы:

— заработная плата

187200

15,6 х 12

— премия

15000

— другие доходы

Итого трудовых доходов

202200

187200+15

2. Доход от реализации имущества

3. Совокупный доход

202200

4. Количество детей

2

В возрасте до 18 лет

5. Количество месяцев, в течение которых производятся вычеты на детей

12

6. Налоговые вычеты:

1) стандартные:

— на детей

33600

1400 х 2 х 12

— итого вычетов

33600

2) имущественные вычеты :

— при продаже квартиры

— при покупке квартиры

2000000

итого вычетов

2000000

3) социальные налоговые вычеты

7. Доходы, освобождаемые от налогообложения

Всего вычетов

2033600

2000000+33600

8. Облагаемый трудовой доход

168600

202200-33600

9. Размер налога с трудового дохода

26286

202,2 х 13%

10. Облагаемый доход, полученный от реализации имущества

11. Размер налога с дохода, полученного от реализации имущества

12. Общая сумма налога с доходов Смирновой С.Ю.

26286

п.9-п.11

В приобретениях Смирновой С.Ю. рассчитаны суммы НДФЛ к возврату из налоговых органов при подаче определенного комплекта документов в определенные сроки. Для получения вычета налогоплательщик на основании п. 2 ст. 1 220 НК РФ должен представить в налоговый орган следующие документы:

  • письменное заявление о предоставлении вычета;
  • письменное заявление о возврате причитающейся суммы налога;
  • налоговую декларацию по форме 3-НДФЛ (составляется на основании справки (справок) формы N 2-НДФЛ, полученной от работодателя) в случае, если имущественный вычет будет предоставлен налоговым органом;
  • справку (справки) формы N 2-НДФЛ (Приложение А);
  • документы, подтверждающие право собственности на соответствующее имущество;
  • документы, подтверждающие расходы на приобретение (строительство) объекта (квитанции к приходным кассовым ордерам или банковские документы, чеки и т.д.);
  • иные документы по требованию налогового органа, подтверждающие право налогоплательщика на соответствующий вычет.

2.3 Расчет страховых взносов

Страховые взносы — это регулярные обязательные платежи страхователя во внебалансовые фонды. Тарифы страховых взносов на 2017 год представлены в таблице 2.

Таблица 2 — Тарифы страховых взносов на 2017 год

в ПФР на обязательное пенсионное страхование

в ФСС на страхование на случай временной нетрудоспособности и материнства (ВНиМ)

в ФФОМС на ОМС

С суммы выплат в пределах установленной предельной величины базы

С суммы превышения установленной предельной величины базы

С суммы выплат в пределах установленной предельной величины базы

С суммы превышения установленной предельной величины базы

5,1%

22%

10%

2,9%

Не начисляются

Пример расчета страховых взносов представлен в таблице 3.

Таблица 3 — Расчет страховых взносов в социальные фонды

Показатели

Расчеты,руб.

Примечания

1.Формирование облагаемой базы

1) Доходы

— заработная плата

3744000

— премии

100000

— итого доходов

3844000

2) Численность работников — всего

20000

3) Численность без работников по договорам гражданско-правового характера

8000

20000-12000

4) Средний доход на одного работника для расчета взносов:

— в Пенсионный фонд (ПФ), федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС)

192200

384000 / 20000

— в фонд социального страхования (ФСС)

4555000

384000-200/8000

5) Доходы не входящие в облагаемую базу для расчета отчислений в ФСС (выплаты по договорам гражданско-правового характера)

200000

6) Облагаемая база для расчета отчислений в ФСС

3644000

3844000-200000

2. Сумма отчислений во внебюджетные фонды

1) Пенсионный фонд

845680

3844000 х 22%

2) Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

196044

3844000 х 5,1%

3) Фонд социального страхования

105676

3644000 х 2,9%

4) Итого отчислений

1147400

На основании этих расчетов заполняются документы по начисленным и уплаченным страховым взносам, это формы РСВ-1 ПФР и 4-ФСС (Приложение Б,В).