Сегодня, в условиях существования постиндустриального общества, существует большое разнообразие религий и религиозных институтов, и все они оказывают влияние на разные сферы жизни человека. Многие современные ученые считают актуальным влияние религии на социальную и экономическую деятельность.
Связь между религией и экономикой существует с древних времен. Влияние религии, преобладающей в современном мире, или религии, преобладавшей в прошлом, на массовое экономическое поведение ясно видно в современной экономике. Некоторое религиозное влияние можно найти в ценностях современной экономической идеологии и в установках массового экономического сознания — в преобладающих представлениях о собственности, деньгах, мотивах работы, роли государства и взаимосвязи между справедливостью и эффективностью.
С другой стороны, невозможно исследовать прямую связь между религией и экономикой, когда явления религиозной жизни напрямую порождают экономические явления. Это привело бы к неоправданному сходству религии и экономики как двух сфер человеческой жизни разного качества и разнонаправленных. При этом считается возможным и необходимым изучение взаимосвязи между экономическими мотивами больших групп людей, поскольку они определяются их религиозными установками, и формами проявления этих мотивов в экономике.
Ростовщичество еще в древности считалось спутником частной собственности и воспринималось как неминуемое зло, но к сожалению, предпринимались лишь попытки ограничить его. Все мировое сообщество знает, что две мировые религии, христианство и ислам, осуждают ростовщичество и использование интересов.
Ссудный процент — это, пожалуй, наиболее сложное явление в экономической сфере общества, как с точки зрения экономической теории, так и с точки зрения регулирования. Экономический кризис 2008-2009 годов, накопление всевозможных банковских рисков, финансовая незащищенность растущего числа активов, например рынок недвижимости США — все это пример жадности и ростовщичества людей.
Я считаю, что одним из подходов к решению этой проблемы является рассмотрение религиозно-этического аспекта финансовых отношений.
Информационной базой работы на заданную тему являются труды отечественных и зарубежных ученых: Рязанова В. Т., Румянцева М. А., Лукина С. В., Беккина Р. И., Раскова Д. Е., Олюнина С. В., Долгой М. Г., Абрамовой И. О., Дятлова С. А., Коваль Т. Б., Булгакова С. Н., Кеннеди М., Гизелл А., Вебера М., и других, а также данные периодической печати и сети интернет.
Страховые тарифы по страхованию жизни и порядок их расчета
... этом, становятся полноправными участниками рыночного процесса и оказывают существенное влияние на экономическую ситуацию в стране. Страхование жизни, как один из видов страхования, кроме своей основной ... задачи - социально-экономической гарантии, в силу длительности заключаемых договоров и значительности привлекаемых ...
Цель работы — раскрыть возможности положительного влияния на современную экономику христианского и исламского учения о ссудном проценте в условиях нарастания кризисных процессов в финансовом секторе. Рассмотрим возможность применения формального института исламского банка и проблемы его развития в современной России.
Для достижения поставленной цели и получения результата решались следующие задачи:
Рассмотреть отношение к ссудному проценту в древности
2. Рассмотрим экономические категории в христианстве и моральные стимулы в православной трудовой этике.
- Определить причины осуждения ссудного процента в Христианстве
4. Рассмотреть экономические категории в Исламе.
- Определить причины осуждения ссудного процента в исламских учениях.
- Раскрыть утопию беспроцентной экономики в постхристианских обществах 20-го века
- Рассмотрим современные антиспекулятивные концепции финансового сектора в постхристианских обществах и возможности их реализации.
- Определить исламский банкинг и выявить проблемы его применения в современной России
Объектом исследования данной работы является ссудный процент в двух мировых религиях (неформальных институтах): в Христианской религии и в Исламской религии.
Под ссудным процентом понимается — установленная цена, другими словами, плата(в денежном или ином выражении), которую заемщик обязан отдать кредитору за его прямое использование.
Предметом
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и пяти приложений. Выпускная квалификационная работа разделена на 69 страниц машинописного текста, содержит 4 рисунка и 2 таблицы.
«Основы нормативных учений Христианства и Ислама о ссудном проценте»
1. Основы нормативных учений Христианства и Ислама о ссудном проценте
Наращивание влияния мировых религий на социально — экономическую жищнь находит выражение в осознании академическим сообществом того обстоятельства, что наука и религия могут пладотворно взаимодействовать
Сегодня существует огромное количество различных культов и религиозных религий. Ни один источник не способен предоставить точную цифру.
Индивидуальные верования имеют разные разновидности, некоторые из них перестали существовать или со временем слились в единое целое, в единую веру. Существует разнообразие значений слова религия: вера, исповеданье, совокупность способов достижения человеком единения с высшим бытием и т.д. Но есть одно определение, данное Сергеем Ивановичем Ожеговым, профессором, доктором филологических наук, которое наиболее точно и кратко излагает всю суть: « Религия — это одна из конфигураций социального сознания, совокупность духовныхматериальных представлений, опирающихся на вере в сверхъестественные способности, способности и существа (богов, духов), которые являются объектом ппоклонения.»
1 Отношение к ссудному проценту в древности
Вопреки распространенному мнению, христианство и ислам — далеко не единственные религии, осуждающие взимание и выплату процентов по ссудам. Негативное отношение к ростовщичеству прослеживается не только в монотеистических слоях общества, но и среди политеистов в эпоху античности.
Самый ранний в мировой истории противник ссудного процента был Аристотель, который считал что данный вид “наживы” является противным природе:
Договор безвозмездного пользования имуществом (договор ссуды): ...
... обстоятельств ссудополучатель мог предотвратить гибель и порчу предмета ссуды, пожертвовав своей вещью, но предпочел сохранить свою вещь ... являются юридические лица, а также когда стоимость предмета ссуды в десять раз превышает минимальный размер оплаты труда ... земельных участков и других природных объектов. Если предметом договора ссуды является недвижимое имущество, договор подлежит государственной ...
Ø «ссудный процент порождает ненависть… так как он делает сами деньги предметом алчности, которые, таким образом, утрачивают то свое предназначение, ради которого они были сотворены: ведь деньги зародились ради меновой торговли, взимание же процентов приводит, именно, к росту денег. В результате появилась пословица, значит, дети похожи на своих родителей, а проценты — это купюры, полученные из купюр.».
Но ссудный процент не являлся греческим изобретением. Так же невозможно утверждать, что процентные займы использовались в экономике с первых лет. Процентная ставка по кредиту, по мнению многих современных ученых, является «завоеванием» шумерской цивилизации.
По мнению М. А. Румянцева: «Практика сбора процентов была передана финикийцами из Рима и Греции, а затем передана другим европейским народам. Например, в Риме деньги и налоги принадлежали рыцарскому сословию. B зависимость к всадникам — ростовщикам попадали целые государства на восточных краях: так например на территории современной Италии размер ссудного процента ограничивался законом, а в перифериях процентная ставка могла ничем не ограничиваться и достигать 50%. В древности если должник не мог вернуть долг, его ожидало рабство.
важно отметить, что процентные ставки в различных древних государствах устанавливались не на основе какого-либо экономического показателя, а на основе удобства расчета по общепринятой системе расчета. Так, например, в Шумере использовалась шестидесятеричная система счисления, в соответствии с которой ставка процента была, примерно, 1/60 в месяц, когда в Греции — десятичная.
Использование ростовщичества в Шумере награждалось религиозной элитой — жрецами: самых больших масштабов добилось храмовое ростовщичество (кредитование реализовывалось храмами).
C начала существования процентных связей имело место деление кредитов на сельскохозяйственные и коммерческие, следует отмктить, что последние возникли раньше чем первые.
антихрезный
B антихрезных кредитах вместо процента использовался физический труд, который предоставлялся в зависимости от условий договора. В то время, когда не хватало рабочих, потребность в этом виде ссуды была особенно острой. Существовало два типа антихрезного кредита:
1) Предметом кредита являлось серебро, а физический труд заемщика заменял процент за пользование кредитом.
Предметом кредита являлся ячмень. B качестве платы за кредит заемщик должен был трудиться как батрак на заимодавца.
В результате были предоставлены ссуды на производственные нужды серебра и на нужды потребителей — пшеницы. Процентные ставки по потребительским кредитам всегда были выше и разнообразнее, чем по коммерческим кредитам.
Обычные ссуды в древние времена были наиболее распространенной формой процентов. В простом договоре ссуды в Уре периода III династии указывались: сумма ссуды, личность кредитора и должника, процентная ставка и имена свидетелей. B условиях договора не всегда содержалось указание на срок возврата кредита.
Обеспечение по кредитам
... денег или других вещей в собственность на срок под проценты, а термины "кредит", "товарный кредит" и "коммерческий кредит" - как разновидности займа. О ссуде упоминается лишь в отношении договоров ... различных форм обеспечения. Материал иллюстрирован рисунками и таблицами. Диссертация содержит ряд приложений, которые позволяют просматривать процесс получения кредита и использование залога. В конце ...
B беспроцентных же кредитах срок, как правило, оговаривался. Беспроцентные ссуды были краткосрочными, обычно до месяца, и предоставлялись большой семейной ферме или через профессиональную организацию.
B ситуации, когда долг не был возвращен в срок, должник должен был выплачивать удвоенную сумму в обмен на отсрочку платежа. Эта практика применялась в Месопотамии и позже использовалась в других регионах Ближнего Востока.
Ростовщичество внесло большой вклад в поляризацию общества в государствах Месопотамии. Королевские амнистии были единственной мерой борьбы с негативными последствиями ростовщичества. После амнистии долги должнику были прощены, и кредиторы не могли ограничить его свободу. Данные амнистии были широко распространены в Шумере, Вавилоне и Ассирии в период с 2400 до 1600 г. до н. э. однако важно отметить, что предоставленная амнистия распространялась только на сельскохозяйственные ссуды и не распространялась на ссуды, связанные с серебром.
Показателен отказ от ростовщичества в христианское средневековье, восходящий еще к Аристотелю, который сравнивал ростовщиков с «публичными домами». Вслед за ним «христианские проповедники осудили ростовщиков и обещали им адские муки в загробной жизни. Например, было провозглашено, что ростовщик отвратителен в глазах Бога и человека, потому что нет другого греха, который не «успокаивается»: все грешники устают от своих грехов, а ростовщик продолжает постоянно получать прибыль. Торгуя ожиданием денег (временем), он крадет время — достояние всех творений.
В древности также существовали способы частичного преодоления последствий негативного влияния ростовщичества. Одним из таких методов был очень длительный период долговой зависимости. Заемщик, оказавшийся в долговой зависимости от кредитора и обязанный физическим трудом погашать свой долг, избавлялся, в соответствии с законами Хаммурапи, от задолженности по истечении срока — трех лет.
Однако эта мера была направлена не на искоренение ростовщичества как такового, а на ограничение произвола отдельных ростовщиков.
1.2 Экономическое учение Христианства
На данный момент времени из общего множества религий выделяют три наиболее распространенных по всему миру: Христианство , Буддизм и Ислам.
Мировые религии объединяют людей одной веры, даже независимо от их этнических, языковых или социально-политических связей. Растущее влияние мировых религий на социально-экономическое существование отражается в признании академическим сообществом того, что религия и наука могут плодотворно взаимодействовать.
В 2013 году количество последователей христианства в мире составляло примерно 2,35 миллиарда. человек.
Рисунок 1 Процент христианского населения в
Христианская церковь, основанная как сообщество учеников (апостолов) еще во времена жизни на Земле Иисуса Христа, в течение многих веков существовала как единое целое. В первые века он подвергался жестоким гонениям со стороны римских императоров. Однако в IV в. христианство становится официальной религией государства. В это же время произошло фактическое разделение Римской империи на Восточную (ее стали называть Византийской) со столицей в Константинополе и Западную со столицей в Риме. В V в. Западная Римская империя пала в результате нашествия варваров. Это способствовало отчуждению западных христиан, говоривших на латыни, от восточных христиан — наследников греческого языка и культуры. В 1054 г. христианская церковь разделилась на восточную (православную) и западную (католическую).
Этические и моральные проблемы ссудного процента
... дееспособности исламской идеи, могущей материализоваться в экономических категориях и служить делу продвижения ислама не только традиционным путем, но и используя вполне современные механизмы. ... Ислам не только религия, но и образ жизни почти для 1 млрд. человек. ...
В XVI в. религиозные реформаторы, прежде всего, М. Лютер и Ж. Кальвин стремился обновить жизнь католической церкви, что привело к рождению протестантизма.
Рисунок 2 Христианские конфессии и учения
Рисунок 2. Христианские конфессии и учения. Составлен: Religion Flow Chart: Christianity. Faiths and Freedoms: Religious Diversity in New York City. Macaulay Honors College at CUNY. // URL: <#»895139.files/image003.jpg»>
Рисунок 3 Различные течения в Исламе
Рисунок 3. Различные течения в Исламе. Составлен: Браницкий А. Г., Корнилов А. А., “Ислам”. / А. Г. Браницкий, А. А. Корнилов. — М.: 2013. С — 64.
При всех очевидных теологических расхождениях между христианством и исламом, экономические доминанты, которые они вызывают, имеют общую черту: примат этических принципов в предпринимательстве и доминирующее положение труда в экономической системе ценностей.
Христианство и ислам — это не только мировые религии, но и идеологии, которые апеллируют к естественному чувству солидарности и справедливости у всех людей. Отказ от жадности и эгоизма воспринимается христианами и мусульманами как абсолютная обязанность.
1.3.1 Богатство и собственность в мусульманских учениях. Закят, как один из пяти Столпов Ислама
Вера в единого и неповторимого Бога, которого зовут Аллах, является основой мусульманского учения. Считается, что Аллах имеет «99 имен», т. е. атрибутов, сокрытых под этими именами, в том числе Он — Творец, Премудрый и Благой.
Так же, как в иудаизме и христианстве, в исламе Бог является Правителем Вселенной и, следовательно, Верховным Владельцем всех благ. Это во многом определяет отношение к собственности и богатству, так как человек воспринимается как менеджер, которому все блага, как духовные, так и материальные, в конечном итоге даются свыше по милости Божией.
По мнению Л. Сюкияйнен: «Исламские религиозные представления об Аллахе, наделении своих рабов материальными благами, юридически выражаются в понимании прав собственности как особых отношений между человеком и этими благами, закрепленных в шариате.» Такая связь означает, что лицо, наделенное свыше тем или иным имуществом, т. е. законно им завладевшее, тем самым становится его собственником и, в частности, получает право препятствовать другим претендовать на него.
Власть Аллаха в отношении права собственности сводится к тому, что Он выступает одновременно верховным распорядителем имущества, предоставляемого людям, законодателем, устанавливающим границы и условия приобретения и реализации права собственности на него, и верховным судьей, следящим за соблюдением этих правил. Согласно шариату, комплексу предписаний, определяющий убеждения и нравственные ценности мусульман, отдельные виды имущества не могут находиться в индивидуальной (частной) собственности. Это дороги, кладбища, а также «три вещи» — пастбища, вода и огонь, так как они призваны обеспечивать людей предметами первой необходимости.
Главной мерой добродетели на Страшном суде будет соотношение присвоенных и распределенных благ, или, другими словами, между эгоизмом и альтруизмом в человеческой душе.
Ø «Горе обвешивающим, которые отмеривают себе у людей, берут полностью, а когда мерят им или взвешивают, сбавляют!» — говорится в суре под названием «Обвешивающие» (Коран. 83:1-3).
Ø Также и в суре «Охота к умноженью»: «Увлекла вас страсть к умноженью, пока не навестили вы могилы. Потом вы будете спрошены в тот день о наслажденьи!» (Коран. 102:1-2, 7-8).
Ø Сура «Хулитель» описывает человека, который воображает, что богатство даст ему якобы вечную жизнь. Но «горе всякому хулителю и хулителю, собравшему богатство и приготовившему его! Он думает, что его богатство будет увековечено. Так нет же! Будет ввергнут он в “сокрушилище”» (Коран. 104:1-4).
Как воплощение милосердия и высшей справедливости, Аллах вознаграждает человека за все, что он делает в своей земной жизни. «Если человек ведет жизнь, направленную исключительно на получение физических наслаждений, жизнь эгоистическую, в которой все духовные потенции используются в целях материальной выгоды, то состояние наслаждения пресекается в момент оставления душой тела:
Ø «Но все это — только на кратковременное пользование в этом мире, тогда как у Аллаха — лучшее прибежище» (Коран. 3:14)».
Для ислама характерно представление о небесах как о некой лестнице, каждая ступенька которой соответствует достигнутому уровню духовности и добродетели. При этом рай рисуется как сад, где текут реки и бьют источники. Там тень и прохлада, дворцы, в которых праведники в шелковых одеждах возлежат на высоких постелях, а молодые и девственницы окружают их фруктами и напитками. В одном из хадисов пророк говорил:
Ø «Рай создан из серебряных кирпичей и золотых кирпичей, на которых будет ароматный мускус. Там будет галька из жемчуга и яхонта».
Конечно, все это символические образы. Однако знаменательно, что счастья на небесах могут достичь только те, кто в земной жизни не был привязан к деньгам и богатству. Как разъясняет Д.В. Щедровицкий:
- Ø «Если “лицо” человека, т. е. устремление его души, было обращено на земле к духовному благу, тогда в День суда оно будет светиться;
- если же он взирал лишь на преходящую, материальную сторону бытия (на “прах”), это отразится тогда и на его лице: “На других же лицах в тот день будет прах”» (Коран. 80:40).
важно подчеркнуть, что вера в ислам — это не только признание уникальности Аллаха и Мухаммеда Его Посланником, но и строгое соблюдение всех религиозных, культовых и моральных заповедей. Ислам, даже в большей степени, чем иудаизм и христианство, связывает веру и праведность. Вера должна проявляться в добрых делах.
Несоблюдение моральных норм Бога определяется как неверие. В то же время характерно, что неверие практически приравнивается к отсутствию милосердия и отказу в помощи нуждающимся.
Характерно, что, перечисляя главные положения вероучения и религиозных обязанностей мусульман, Коран обращает особое внимание на благотворительность и помощь неимущим:
«Не в том лежит благочестивость,
Чтоб на восток ль запад лик свой обратить,
А благочестье в том,
Чтобы уверовать в Аллаха.
И из любви к нему добром своим делиться
И с тем, кто близок по крови,
И с сиротой, и с нищим,
И с путником, и с теми, кто взывает,
И дать рабам на откуп,
И по часам молитвы совершать,
Платить закят,
Скрепленный договор исполнить.
Таков лик праведных — предавшихся Аллаху! (Коран. 2:177).»
Это «пять столпов» ислама
Закят — это религиозный налог или вид благотворительности, который предписывается каждому мусульманину и отличается от добровольной помощи, которую человек оказывает по велению сердца. Тот, кто отрицает обязанность закята, считается отступником, а тот, кто внутренне скуп на уплату закята или не уплачивает его полностью, является грешником и заслуживает наказания.
Ø «А те, которые собирают золото и серебро и не расходуют его на пути Аллаха, — обрадуй их мучительным наказанием в тот день, когда в огне геенны будет разожжено и будут заклеймены этим их лбы, и бока, и хребты! Это — то, что вы сберегали для самих себя. Вкусите же то, что вы сберегали!» (Коран. 9:34-35.)
Религиозное значение закята связано с идеей Бога как Верховного Владельца всех благ. Выплачивая закят, вы можете духовно «очистить» все свое имущество, движимое и недвижимое имущество и тем самым сделать богатство достойным.
Коран также сравнивает закят с ссудой, данной Богу, и Он заплатит за нее стократно. Ведь Бог для того и дает Своим верным блага, чтобы они возвращались Ему деяниями, направленными на благо всей общины мусульман.
Закятом облагается только то имущество, которое превышает определенный минимум. Причем этого минимума должен достигнуть размер каждого вида имущества, с которого выплачивается закят. Закят выплачивается только с имущества, которым человек владеет в течение целого года.
Таким образом, в исламе, так же как и в христианстве, основное усилие человека в его земной жизни должно быть направлено на приобретение не материальных, а духовных благ, а главный признак любви к Богу — это помощь нуждающимся, стремление делиться с ними, подтверждением тому в Исламе, является закят
1.3.2 Осуждение ссудного процента в Исламском учении
Наиболее суровое и последовательное отношение к ссудному проценту во всех его формах и проявлениях сохранил Ислам. Арабы была хорошо известна с ростовщическая практика благодаря ближневосточным соседям и до начала проповеди Пророка Мухамеда. Мекка, располагающаяся на пересечении караванных путей, была, на тот момент, крупнейшим торговым центром на Ближнем Востоке.
B Коране слово «риба» , в переводе с арабского — это приращение, встречается восемь раз, а стихов, касательно рибы, в Коране насчитывается двенадцать.
Риба категорически запрещена Священной книгой мусульман:
Ø «Тe, которые пожирают рoст, восстанут только тaкими же, как вoсстанет тот, кого повергает сатанa своим прикосновением. Это — за тo, что они гoворили: “Ведь торгoвля — то же, что рoст”. A Аллах разрешил тoрговлю и запретил рoст» (2:275).
«риба», а
Ø «O вы, котoрые уверовали! He пoжирайте роста, удвоенного вдвойне…» (3:130).
Некоторые предания, в которых риба упоминается в связи с именем ал-‘Аббаса бин ‘Абд ал-Мутталиба — дяди Пророка свидетельствуют, что сподвижники Мухамеда, среди которых было немало торговцев, до ниспослания айатов, запрещающих рибу, практиковали определенные ростовщические операции. Так в хадисе, приведенном в «ас-Сахихе» Муслима, Пророк сказал: «Риба времен джахилийи отменена. Первая риба, которую я отменяю, это наша собственная риба, которую мы должны ал-‘Аббасу бин ‘Абд ал-Мутталибу.
Современные мусульманские авторы ведут споры, о какой рибе идет речь в словах Пророка, но большинство приходит к выводу, что у в хадисе имеется ввиду довольно распространенная в те времена практика удвоения суммы долга в обмен на отсрочку его выплаты.
He исключено, что ссудный процент, о котором говорится в цитируемом хадисе, сочетал в себе оба признака: содержал условие о выплате процентов и одновременно оговорку о том, что в случае невозврата долга в срок его сумма увеличивается вдвое.
Оба указанных вида ростовщичества считаются мусульманскими правоведами, двумя известными в Средние века видами рибы:
риба «ан-наси’а»
риба «ал-фадл
На практике два вида рибы применяются следующим образом:
риба ан-наси’а.
риба ан-наси’а
, одним из переводов долговой рибы
риба ан-наси’а.»
Риба ал-фадл
Риба ал-фадл
Ø «Ели золотo не передается из рук в руки в равных пропорциях — это ростовщичество, и обмен пшеницы на пшеницу — рoстовщичество, если только пшеница не передается из рук в руки в равных пропорцияхи т.д.».
Ø «В один день Билял дал Мухамеду финики (сорта) барни, и Пророк спросил его: «Откуда ты это взял?». Билял сказал: «У меня были плохие финики, и я поменял их на хорошие, отдав по два плохих финика за один хороший, чтобы угостить ими Пророка. Услышав данное Пророк воскликнул: «Так ведь это же настоящее ростовщичество! Никогда так не делай! Если намереваешься приобрести финики хорошие, то продай плохие финики и за полученную плату купи получше».
В случае с драгоценными металами: две разные партии золотых или серебряных монет могут быть разного качества и иметь разную стоимость в зависимости от веса.
Монеты в первые годы хиджры и значительное время после выступали зачастую не как средство обращения, а как товар, и их стоимость определялась не по номиналу, а по весу. Объясняется это тем, что качество таких монет было невысоким, и по мере их долгого нахождения в обращении их вес мог изменяться. Так, например, официально установленный вес дирхама колебался от 2,8 до 3,1 грамма.
B современном мире получили распространение две другие, более простые классификации рибы: ссудная риба и торговая риба.
Ссудная риба включает в себя толтко рибу ан-наси’а. K торговой же рибе относится как риба ан-наси’а , так и риба ал-фадл.
Однако коранические предписания относительно запрета рибы и xa- дисы не сняли всех вопросов, связанных с ростовщичеством. Сразу после смерти Мухаммада сподвижники не могли дать однозначного ответа, подпадают ли некоторые операции под категорию ростовщических или нет.
риба «ан-наси’а»
Можно сделать вывод, что ключевая проблема при интерпретации коранического запрета рибы , заключается в следующем: не любой ссудный процент в Исламском учении можно рассматривать как ростовщичество.
Так в чем же заключается отличие в отношении ссудного процента в Христианстве и Исламе ?
Подведем итог: Христианство в отличии от Ислама прежде всего предполагает моральное осуждение ссудного процента. Ссудный процент в Христианстве — это грех, который относится к внутреннему миру человека. Поэтому, ограничение ростовщичества в христианском обществе происходит не в религиозной, а в светской жизни, так как церковь передает законодательное ограничение ссудного процента и спекуляций государству.
Таблица 1
Сравнительный анализ христианской и исламской религии
Характеристики |
Православие |
Ислам |
1. Отношение к труду |
Труд во имя высшей цели; как страда с максимальной отдачей, аритмия труда |
Любой труд — почетен и средство для развития |
2. Отношение к деньгам и богатству |
Деньги как средство; неправедное богатство — это зло |
Деньги как средство; развитие торговли, но запрет на ростовщичество (процента) |
3. Отношение к частной собственности |
Права собственности не акцентированы, доминирование общинности и госпатернализма |
Права собственности размыты, доминирование индивидуально — семейной формы |
8. Тип поведения |
Коллективизм, соборность, терпение, мобилизацион-ность, изобретательн-ость |
Коллективизм, семейность, помощь единоверцам |
10.Экономические нормы |
Обычай, справедливость, общие интересы |
Обычай, неформальные связи |
Таблица 1. Сравнительный анализ христианской и исламской религии. Составлено автором на основании статьи В. Т Рязанова “Роль религиозной этики в формировании этно-экономических (национальных) систем хозяйствования” 2008 г. 16 стр.
В Исламе же акцент сделан на связи неформальных институтов (религиозное осуждение ссудного процента) с формальными (учения исламских проповедников о дозволенной и недозволенной рибе).
Такой подход явился предпосылкой к созданию исламского банкинга в 20 — веке.
2. Современные Христианского и Исламского ссудном проценте
Начиная с эпохи Ж. ссудный процент легитимным, дозволенным в деятельности. Банковский получает масштабное этом, начинают противоречия в связи с спекуляций, неравенства и финансового сектора от сектора. Поэтому в веке в постхристианской начинают появляться беспроцентной экономики.
Из высказывания митрополита Илариона, представителя церковных связей «сегодня вновь мы снижение кредитных США, все большее государственного долга международными организациями в Испании, что способствует финансовой системы. Так же эксперты говорят о угрозах существования союза, как одного пространства. Все больше в нарастают процессы алчности, безработицы и роли финансовых ухудшении ситуации в
Следовательно, можно вывод, что мировая система очень если цепочка окажет воздействие на тот или регион мира или страну, это не останется без либо последствий для участников экономических
.1 Утопия экономики в постхристианских 20-го века
В 20-х прошлого столетия, теоретик и предприниматель СильвиоГезель, основатель свободной экономики, беспроцентными деньгами экспериментов, пытаясь правильность своей
Экономические убеждения С. Гезелля основывались на идее процента по кредитам и земли. Он считал, что скорость обращения является существенным бескризисной экономики. точке зрения, были предназначаться не как сбережения, а лишь в средства обмена.
С. Гезель полагал что:
Ø «C выходом денег никому не голову накапливать их, так как обращения денег накопление просто Ранее, денежные служили резервами, возможность резкого денег на рынок, резкого их слива в эти Теперь же обращение и наличия денег на избавят нас от самой иметь эти резервуары. превратятся в непрерывный живительной «воды» для
Ø «Спрос станет свободных денег и быть манифестацией владельцев денег. касается спекуляций на биржах и рыночных сможет иметь воздействия на рынок.
Ø Количество денег в умноженное на максимальную обращения с существующими организациями, является разумным и естественным максимумом и минимумом,
Позднее, предпринимались внедрения свободных Испании, Швейцарии, Австрии, Франции и сокращения безработицы. успешным оказался австрийском городе
В 1932-1933 в Вёргле, населением в человек, появилась использования теории о деньгах» и Бургомистр убедил коммерсантов и персонал в проведении деньгами в той форме, как это книге Сильвио “Естественный экономический
Впоследствии было около 5000 беспроцентных которые были такой же суммой австрийских шиллингов в .
В результате эксперимента в городе был мост, улучшено дорог, увеличились общественные службы. деньгами оплачивались материалы, торговцы и принимали их в качестве
Плата за использование денег в городе составляла ежемесячно 1%, год. Данная должна была тем, кто имел конце месяца. вносилась в форме номиналом 1% от стоимости данной марки была недействительна.
Впоследствии все это привело к любой человек, данные беспроцентные качестве оплаты, можно быстрее прежде чем воспользоваться обычными деньгами. Вёргля заранее налоги, чтобы внесения платы за свободными деньгами. В года 5000 шиллингов находились в раза, когда деньги всего 213 результате было товаров и услуг на около 2 300 000 шиллингов.
Именно в это время, многие страны вынуждены были растущей безработицей, безработицы в Вёргле 25%. И появилась инвестировать свободные общественные нужды, благо общины, а не на отдельных ее членов.
Когда более 300 Австрии заинтересовались моделью, Национальный Австрии усмотрел в угрозу своей вмешался в дела запретил печатание местных денег. спор длился долго и рассматривался высших судебных Австрии, ни Вёрглю, ни европейским общинам не повторить этот
Поздее у Сильвио появились последователи и примером служит немецкого экономиста Деньги без процентов и инфляции».
Для большей предлагаю рассмотреть Маргарит Кеннеди о налоговой реформы:
- Уплаты по процентам бьют по неимущим состоятельным, т.к. чем благосостояние — тем меньше платят по процентам и тем получают. Таким перераспределяют богатство от состоятельным, делают богаче, а бедных —
- От введения процентов и инфляции все, т.к. это катастрофы и даст целесообразное поведение.
- Стоит только реформам в данном незамедлительно появится полезных преимуществ: инфляция и ссудный раза уменьшатся товары и услуги, безработица, экономика становиться стабильной.
Опыта одного недостаточно, чтобы эффективности идей Экономический подъём в время эксперимента мог определен и другими исследование которых, проводилось. Например, оборота в период кризиса и спада означает, что подобные будут иметь влияние в условиях стабильного оборота
«Бегство» от денег — материализация денежных населения и бизнеса. В инфляции субъекты отношений пытаются как быстрее избавиться от переводя деньги в услуги. В период инфляции, люди, обесценились их сбережения и доходы, вынуждены деньги в данный времени. Предприятия точно так же — вместо чтобы вкладывать инвестиционные проекты, а защищаясь от инфляции, золото, драгоценные недвижимость, которые непроизводительными материальными
Современные ученые и считают теории о экономики Гезелля и неполноценными на основании обесценивающиеся деньги причиной инфляции. В периоде налог приводит к следующим :
- снижению покупательной населения;
- снижению товарооборота очень низкой способности населения;
- уменьшение спроса на высокой эластичностью спроса и спроса на товары с эластичностью;
- Происходит расслоение общества;
2.2 Современные концепции финансового постхристианских обществах и реализации
В одном из круглого стола академии наук 20 2012 года В. пишет: «кризис модели капитализма после 2008 года банков в США уже очевиден. И в идёт обсуждение моделей и другого Например, опыта СССР; опыта исламском мире, где запрет на ссудный (исламский банкинг); и опыта выпуска отрицательным ссудным
На сегодняшний существуют различные теории, но особое следует уделить наиболее реалистичным: налог двухсекторная модель финансовой системы В. Т. .
Основная идея предложенная нобелевским экономике, американцем Тобином, выдвинутая им еще в году, заключается во налога от 0,05% до 1% со международной финансовой Данный налог был контроля за миграцией уменьшения колебаний на ценных бумаг.
Долгое время Тобина находилась в крайне левых, движений, но после известность в том числе и во странах Европы.
Одним из предвыборных французского президента Олланда в 2012 было применение налога на территории ЕС. проявили согласие на далеко не все страны — Австрия, Бельгия, Греция, Испания, Португалия, Словакия, Эстония. Но по мере дискуссии идея о налога постепенно потому что каждая стремилась исключить удара тот аспект, затрагивал ее интересы. опасались, что введение может повысить обслуживание государственных Франция не хотела, налог охватывал финансовыми деривативами, на которых стабильно банки данной т.д.
Сильные лоббистские предприняли финансовые защищавшие свои интересы. Великобритания, большей половины наиболее активно против введения налога, так как именно в находится самый среди «двадцати финансовый центр. В году англичане подали иск в Европейский попыткой полностью инициативу, но спустя год иск был
Следовательно, с 1 января года в 11-ти должны были налогом в 0,1% обмену акциями и 0,01% — операции с финансовыми деривативами, но произошло по вышеизложенным Если рассматривать ситуацию с точки реальных цифр, то поступления оказались бы меньше, чем планировалось при задачи. Вместо миллиардов евро собирать, по различным миллиардов. При этом вполне вернуться в банки, стремились бы налога, путем средств подпадающую под его Объявляя в Брюсселе от стран о его введении Тобина, Михаэль министр финансов пообещал, что это только этап по распространению налоговой практики, и поначалу он коснется акций и некоторых
Но, к сожалению, цель данного достиглась. По идее налог должен очень маленьким, но обширный охват, и самым подавлению спекулятивных операций и крупные поступления Истинная ценность Тобина — уравнение краткосрочных спекуляций и трансакций в реальном
И все же трудно представить, какое данный налог будущем и получит ли
Позднее В. Т. Рязанов, Санкт — Петербургского университета выдвинул концепцию «социализации
Основной целью концепции — является контроля и регулирование финансового посредничества. государственно — общественной системы, вмонтированной в хозяйство.
Преимущество данной заключается в том, что возможность максимально спекулятивные операции, а через дифференциацию ставки и другие получает рычаги косвенного стимулирующего и воздействия на хозяйственные
Перейдем от теории к предложениям, В. Т. Рязанов разработку целого взаимосвязанных мер, ограничивали бы прибыльность посреднической деятельности и привлекательность реальных экономики:
) Применение налоговых помощью которых изыматься избыточная получаемая от краткосрочных операция.
) Изменение экономической сфере финансов глубокого ее реформирования
) Создание государственно — института финансового — института, который бы льготную финансовую инновационно — инвестиционным
4) Создание двухсекторной системы — двухканальной системы перевода сбережений в один сектор обычном рыночном реализуя кредитный коммерческих банков и финансовых институтов, а другой действует в ограниченном режиме, обеспечивая финансирование приоритетных проектов. Важно в системе, чтобы в сегменте был обеспечен участие в операциях с ценными бумагами и их
Стоит заметить что в модели В. Т. Рязанов актуальным введение Тобина: «Еще одной назревшей мерой введение налога трансакции и прежде валютные спекуляции, так «налог Тобина».
Ознакомившись с налогом концепцией В. Т. Рязанова, сделать два ключевых
Во первых , применение налога в полной реализовалось, так как по идее налог должен очень маленьким, но обширный охват, и самым подавлению спекулятивных операций и крупные поступления денег для финансирования расходов на социальные нужды.
Во вторых , выдвижение «социализации финансов» весьма существенное значение. Это означает, что в теоретическую и практическую может вернутся проект социально — переустройства общества. финансов как геопроект, восстановить реальные экономике и обществе.
2.3 Применение банкинга и проблемы его современной Росии
В последние понятие «исламский устойчиво обосновалось в экономистов и банкиров во развивающихся странах Данный финансовый действующий в мусульманских начинает играть роль в традиционных системах. Притом в странах, как Россия, представляется возможным исламские финансовые количество граждан, ислам и отказывающихся, по причинам, пользоваться традиционных банков, многократно.
.3.1 Характеристика банкинга и его основные традиционных банков
Термин «исламский возникнул в середине годов. Исламский представляет собой систему, которая не взимание процента. Но убеждения касательно финансовых институтов существенно более отказ от ставки Исламские финансы шариат — совокупность законов, которые управления социальных, культурных и экономических исламского общества. несоответствия данным применение традиционных инструментов в мусульманском является сильно
Исламские банки основным элементом финансовой системы. В модели банки функции, что и в традиционной, обеспечивают работу платежной системы и качестве финансовых
Но исламские отличаются от западных применяют в своей вознаграждение в виде платежа. Однако самого факта прибыли не осуждает, а лишь наложения на фиксированной, не зависящей от деятельности прибыли.
Согласно нормам этики справедливо богатство, следствием являются собственный предпринимательские усилия его также дар или наследство. отметить, что прибыль наградой за риск, сопутствует любому предприятию.
Рассмотрим основные исламского банкинга от которые представлены в
Таблица 2
Основные исламских и традиционных
Характеристика |
Исламский банк |
Традиционный банк |
Гарантированные выплаты по депозитам до востребования Есть |
Есть |
|
Гарантированные выплаты по депозитамНет |
Есть |
|
Ставка процента по депозитам |
Не определена, не гарантирована для инвестиционных депозитовОпределена и гарантирована |
|
Механизм определения процента по депозитамОпределяется прибыльностью доходностью инвестиций.Не зависит от банка. |
||
Участие вкладчиков в прибылях и убытках банка Есть |
Практически нет |
|
Использование исламских продуктовЕсть |
Практически не применимо |
|
Право банка выносить решение о выдаче кредита в зависимости от обеспеченияПри участии вкладчиков в прибыли и убытках исламского банка он чаще всего не имеет права дискриминировать клиентов в зависимост от имеющегося у них залогаЕсть всегда |
Таблица 1. Основные исламских и традиционных Составлено: П. В. Трунин. Исламская финансовая система: современное состояние и перспективы развития. — М., 2008. С. — 7.
Рассмотрим теперь финансовые инструменты, исламскими банками в деятельности. Грейс и приводят классификацию заключаемых исламскими разделяют их на транзакционные связанные с осуществлением контракты, в которых выступает как финансовый
Рисунок 4 Финансовые используемые исламскими банками
Рисунок 4. Финансовые используемые исламскими. Составлено: П. В. Трунин. Исламская финансовая система: современное состояние и перспективы развития. — М., 2008. С. — 12.
Проанализируем два наиболее финансовых инструмента банкинга: мудараба и мушарака.
Ø Мудараба — контракт в банк является капитала и доверяет средства для их эффективного предпринимателю. Причем имеет право залог в обмен на денежных средств. мудараба являются доверительного финансирования в финансовой системе.
Ø Мушарака — совместный банка и предпринимателя. проект предусматривает банком и клиентом партнёрстве, в соответствии с стороны совместно проект. При этом договор, согласно банк выплачивает заранее оговоренной часть прибыли, результате предпринимательской прибыль делится участником и банком участию. Потери аналогично.
Следует отметить, что исламского банкинга принцип участия денежных средств как в убытках. То есть денежных средств вознаграждение за предоставление лишь в том случае, финансируемый проект прибыльным.
Следовательно, исламские предлагают широкий различных финансовых осуществления финансовых которые тесно принятием риска и не отличаются от тех, что традиционными банками
Таким образом сделать вывод, что работы исламских совершенно не противоречат работы рыночной отказываясь от взимания работать на благотворительных исламские банки не В то же время, этические запреты ростовщических операций в Исламе выразились в хозяйственно — правовой практике исламских банков, в которой ограничены или запрещены спекулятивные трансакции.
2.3.2 Исламский России
Когда в 90-х России начал политику укрупнения сектора, ссылаясь на противодействии легализации преступных доходов и терроризма», много банков испытали угрозу. И это не потому, что все они причастны к махинациям с преступным путем Возникнул очередной в России передел предлогом борьбы с Крупнейшим банкам был счастливый случай небольших конкурентов и превратиться в монополистов.
«Бадр-Форте Банк» — момент времени в банк, который своей работе модель ведения получил лицензию ЦБ в 1991 г., а с 1997 г. начал исламскую модель
Следует обратить названии банка не слова «исламский». Но в банка было имеет право свою деятельность в законодательством России и международного права, исламскую экономическую ведения банковского которая не протеворечит России. «Бадр-Форте являлся участником совета для исламских финансовых институтов. факт свидетельствует о международном уровне, данным банком соответствующих шариату. Но с точки зрения «Бадр-Форте Банк» был коммерческим банком.
По словам Правления «Бадр-Форте A.H. Джабиева:«нам удалось многие многие инструменты, признанные законодательством, и сделать их т.е. так называемыми продуктами. Bэтом смысле они признаны впоследствии банком России и шариатским советом».
«Бадр-Форте Банк» — является уникальным для всего мира. При продуктов банка не помощи зарубежных среды мусульманских экспертов по исламскому делу. Причина — соответствующих кадров в России, для которой исламских финансовых началось в 1990-е гг. с листа. Hoнесмотря на это, Банк» был уникальным банком с оригинальными разработанными с учетом российского законодательства, исламской ипотекой — разработанным для помощи Москвы и Московской решении жилищной соответствии с шариатом.
Заслуживает внимания то, как в Банке» пытались исламские принципы в российской экономики.
Проблема преодоления точки зрения элементов решалась в Банке», в частности, за использования векселей видов. Клиент вексель и продавал его номинальной стоимости, полученные от проведения операции средства для своей инвестиционной Покупка векселя репо — с обязательством выкупить данный определенных условиях (с премии) и в определенный Соответственно, цена выкупа векселей не фиксированной, а определялась, оценки сложившейся на заключения договора рынках профинансированных образом товаров или производимых клиентом, уровня совокупной полученной от объекта, банком, и расчета понесенных банком.
»рибы»).
Анализируя неудачный созданию «Бадр-Форте можно говорить желании заинтересованных лиц инвестиции со стороны нефтедобывающих государств, чем о продуманном подходе к исламского финансового
На сегодняшний России существуют крупные исламские компании:
- Финансовый дом «Амаль» (г. Республика Татарстан).
- Товарищество на вере Финанс» (г. Махачкала. Дагестан).
- Финансовый дом «Масраф» (г. Республика Дагестан).
По сути услуг, которые перечисленные выше финансовые компании ни чем не системы «Бадр-Форте
На мой взгляд все данный момент финансовые компании в иной мере спекулятивными операциями, что противоречит Причиной по которой ни банков не выдает кредиты, может недостаток капитала. В если брать исламских финансовых других стран, то кредиты выдаются не на бизнес, а на социальные цели и в масштабах, так как цель комерческого банка — это прибыли.
В связи со вышесказанным можно вывод, что в России услуги исламских низок. Следовательно существуют препятствия на развития исламских России:
- Неясность в отношении исламские финансовые низкое количество которых важно норм религии в финансовых отношениях.
- Законодательство РФ не предусматривает подобных организаций в
- Предубеждённое настроение к финансам со стороны
- Недостаток квалифицированных сфере исламских экономистов, так и шариатских
Но как и в любой население которой Ислам, в России предпосылки развития финансовой системы:
- В Российской живет официально 20 этнических мусульман, это населения;
- Россия является (организация исламского
- Республика Татарстан институтами ОИК;
Заключение
Рассмотрев отношение к ссудному проценту в древности, экономические категории в Христианстве и моральные стимулы в православной трудовой этике, определив причины осуждения ссудного процента в Христианстве, рассмотрев экономические категории в Исламе, определив причины осуждения ссудного процента в исламских учениях, а также раскрыв утопию беспроцентной экономики в постхристианских обществах 20-го века, рассмотрев современнные антиспекулятивные концепции финансового сектора в постхристианских обществах и возможности их реализации, определив исламский банкинг и выявив проблемы его применения в современной России, считаю целесообразным сделать краткие выводы по каждому из приведенных параграфов:
1. Отношение к ссудному проценту в древности:
2. Труд, собственность и богатство в учениях Ветхого и Нового Завета. Моральные стимулы в православной трудовой этике: важно отметить, что восточнохристианская традиция, в отличие от западного христианства, не увязывает трудовую деятельность человека с жесткими целевыми критериями. Православная трудовая этика не ориентирует человека на неукоснительное подчинение дисциплине, как католическая, и, тем более, не мотивирует его денежными и профессиональными стимулами, как протестантская.
Относительно моральных символов в Христианской трудовой этике можно сделать следующие выводы:
) Христианская трудовая этика не связана с определенным экономическим порядком и потому в полной мере универсальна;
) Она ставит этические пределы безграничной рыночной экспансии, потребительству и аморальному культу денег;
) Она формирует нравственный капитал общества и стимулы к социальной справедливости;
3. Осуждение ссудного процента Христианской церковью:
При всех очевидных теологических расхождениях между христианством и исламом, экономические доминанты, которые они вызывают, имеют общую черту: примат этических принципов в предпринимательстве и доминирующее положение труда в экономической системе ценностей.
Христианство и ислам — это не только мировые религии, но и идеологии, которые апеллируют к естественному чувству солидарности и справедливости у всех людей. Отказ от жадности и эгоизма воспринимается христианами и мусульманами как абсолютная обязанность.
4. Богатство и собственность в мусульманских учениях. Закят, как один из пяти Столпов Ислама:
5. Осуждение ссудного процента в Исламском учении:
Можно сделать вывод, что ключевая проблема при интерпретации коранического запрета рибы , заключается в следующем: не любой ссудный процент в Исламском учении можно рассматривать как ростовщичество.
6. Отличия в отношении к ссудному проценту в Христианстве и Исламе:
Таблица 1
Сравнительный анализ христианской и исламской религии
Характеристики |
Православие |
Ислам |
1. Отношение к труду |
Труд во имя высшей цели; как страда с максимальной отдачей, аритмия труда |
Любой труд — почетен и средство для развития |
2. Отношение к деньгам и богатству |
Деньги как средство; неправедное богатство — это зло |
Деньги как средство; развитие торговли, но запрет на ростовщичество (процента) |
3. Отношение к частной собственности |
Права собственности не акцентированы, доминирование общинности и госпатернализма |
Права собственности размыты, доминирование индивидуально — семейной формы |
8. Тип поведения |
Коллективизм, соборность, терпение, мобилизацион-ность, изобретательн-ость |
Коллективизм, семейность, помощь единоверцам |
10.Экономические нормы |
Обычай, справедливость, общие интересы |
Обычай, неформальные связи |
Таблица 1. Сравнительный анализ христианской и исламской религии. Составлено автором на основании статьи В. Т Рязанова “Роль религиозной этики в формировании этно-экономических (национальных) систем хозяйствования” 2008 г. 16 стр.
В Исламе же акцент сделан на связи неформальных институтов (религиозное осуждение ссудного процента) с формальными (учения исламских проповедников о дозволенной и недозволенной рибе).
Такой подход явился предпосылкой к созданию исламского банкинга в 20 — веке.
7. Утопия беспроцентной экономики в постхристианских обществах 20-го века:
Появившиеся теории о беспроцентной экономике С. Гезелля и М. Кенеди, современные ученые и критики считают неполноценными на основании того, что обесценивающиеся деньги становятся причиной инфляции. В долгосрочном периоде налог Гезелля приводит к
- снижению покупательной способности населения;
- снижению товарооборота вследствие очень низкой покупательной способности населения;
- уменьшение спроса на товары с высокой эластичностью спроса и увеличение спроса на товары с низкой эластичностью;
- Происходит быстрое расслоение общества;
8. Современные антиспекулятивные концепции финансового сектора в постхристианских обществах и возможности их реализации: на данный момент времени существуют две актуальных в наше время и значимых концепции о беспроцентной экономике: налог Д. Тобина и концепция В. Т. Рязанова. После ознакомления с данными концепциями следует сделать два ключевых вывода:
Во первых , применение налога в полной реализовалось, так как по идее налог должен очень маленьким, но обширный охват, и самым подавлению спекулятивных операций и крупные поступления денег для финансирования расходов на социальные нужды.
Во вторых , выдвижение «социализации финансов» весьма существенное значение. Это означает, что в теоретическую и практическую может вернутся проект социально — переустройства общества. финансов как геопроект, восстановить реальные экономике и обществе.
9. Характеристика исламского банкинга и его основные отличия от традиционных банков:
Таким образом можно сделать вывод, что принципы работы исламских банков совершенно не противоречат принципам работы рыночной экономики, и, отказываясь от взимания процента, работать на благотворительных началах исламские банки не стремятся. В то же время, этические запреты ростовщических операций в Исламе выразились в хозяйственно — правовой практике исламских банков, в которой ограничены или запрещены спекулятивные трансакции.
10. Исламский банкинг в России:
В связи со всем вышесказанным можно сделать вывод, что в России спрос на услуги исламских банков крайне низок. Следовательно существуют препятствия на пути развития исламских финансов в России:
- Неясность в отношении спроса на исламские финансовые продукты — низкое количество мусульман для которых важно соблюдение норм религии в финансовых отношениях.
- Законодательство РФ не предусматривает функционирование подобных организаций в стран.
- Правовые и налоговые препятствия внедрения исламских финансов.
- Предубеждённое настроение к исламским финансам со стороны населения.
- Недостаток квалифицированных кадров в сфере исламских финансов, как экономистов, так и шариатских экспертов.
Но как и в любой стране, население которой исповедует Ислам, в России существуют предпосылки развития исламской финансовой системы:
- В Российской Федерации живет официально 20 миллионов этнических мусульман, это примерно 7% населения;
- Россия является страной-наблюдателем в ОИК (организация исламского сотрудничества;
- Республика Татарстан сотрудничает с институтами ОИК;
В России ежегодно проводятся мероприятия по Исламским финансам: Международная Инвестиционная Конференция, Казанский Саммит, семинары и пр.
Таким образом, цель данного иследования — раскрыть возможности положительного влияния на современную экономику христианского и исламского учения о ссудном проценте в условиях нарастания кризисных процессов в финансовом секторе, рассмотреть возможность применения исламского банкинга и проблемы его развития в современной России, я считаю достигнутой.
Список использованной литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://ddmfo.ru/diplomnaya/eticheskie-i-moralnyie-problemyi-ssudnogo-protsenta/
1. Аристотель. Политика / Пер. С. А. Жебелева, М. Л. Гаспарова. М., 2002.
. Иоанн Златоуст Беседы на послание к Ефесянам. II.4 // Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, в русском переводе: СПб.,1905. Т. XI в 2 кн. Кн.1.
4. Дубянский А.Н. К вопросу об осуждении ростовщичества и процента в христианстве // Проблемы современной экономики. 2011, №2.
. В. Т. Рязанов “Роль религиозной этики в формировании этно-экономических (национальных) систем хозяйствования”. СПб., 2008 г.
6. В. Т. Рязанов. (Не)Реальный капитализм. Политэкономия кризиса и его последствий для мирового хозяйства и России / В. Т. Рязанов.Москва: Экономика, 2016.
. Д.Е. Расков. «Процент в хозяйственной этике и практике староверов». Христианство и Ислам об экономике. М., 2008.
8. В. Василевский. / Журнал — Финансы и Банки № 5. М., Москва, 2014.
9. Гуревич А. Средневековый купец / Одиссей. Альманах. Человек в истории: личность и общество. М.: Наука, 1990. 224 с.
10. С. В. Лукин “Слово божьее о богатстве материальномм и духовном”/ С. В. Лукин. М.: Минск, 2012.
11. Д.В. Щедровицкий. Введение в Ветхий Завет. Пятикнижие Моисеево: Т. 1. Книга Бытия. Изд. 6-е/ Д. В. Щедровицкий. М.: Оклик, 2010.
. Арх. Никифор. Библейская Энциклопедия. Выпуск 1 — ый / Арх. Никифор. М.: Москва, 1891.
. Румянцев М. А., Расков Д. Е., Христианство и Ислам об экономике. СПб., 2008 г.
. М. А. Румянцев. Религиозные основания хозяйствования. СПб., 2005.
. Р. И. Беккин. Исламская экономическая модель и современность. / Издательский дом Марджани. М., Москва, 2009.
. Баранов Х. К. Арабско-русский словарь. 7-е изд. М.:Русский язык, 2001.
. Федоров К. Г. Лисневский Э. В. История государства и права зарубежных стран. Ростов — на — Дону, 1994. Ч.1.
. Христианское чтение. Научно богословский журнал №6. “Социально экономическое учение Церкви” 2012г.
. Т. Б. Коваль. «Религия и экономика. Труд, собственность, богатство» Изд. дом Высшей школы экономики; М.; 2014.
. К. Мяло, Севастьянов С. Крест над Россией// Москва. 1995. №12.
. А. К. Попов. Принципы православной философии хозяйства// Проблемы современной экономики. №3. / А. К. Попов. М.: Москва, 2005.
22. Стецюра Т.Д. Хозяйственная этика Фомы Аквинского. М.: РОССПЭН, 2010.
. Ж. Ле Гофф. Средневековье и деньги: очерк исторической антропологии. СПб.: ЕВРАЗИЯ, 2010.
. Газелль С. Естественный экономический порядок. / С. Газелль. Буэнос-Айрес, 1891 г.
. М. Кеннеди. Деньги без процентов и инфляции. / Пер. Л Кальмер.// М.: Швеция., 1993 г.
. Св. Иоанн Златоуст Полное собрание творений в двенадцати томах. Том седьмой Книга первая. М., 2000.
. Браницкий А. Г., Корнилов А. А., “Ислам”. / А. Г. Браницкий, А. А. Корнилов. М.: 2013.
. Журавлев А. Ю. Принципы функционирования исламских банков // Исламские финансы в современном мире: экономические и правовые аспекты / Под ред. Р. И. Беккина. М., 2004.
. Коран / пер. С Арабского. и комментарии. И.Ю. Крачковского. М.: Москва, 1964.
. Ислам. Энциклопедический словарь», М.: Наука, 1991.
. Коран. Переводы смыслов / Главы, ред. Мухаммед бен аш-Шейх Саид ар-Рошд / пер. с араб. В. Пороховой).
М.: Совместное предприятие «Бук Чембэр Интернэшнл», 1991.
. Баранов Х. К. Арабско-русский словарь. 7-е изд. М.:Русский язык, 2001.
. Мчедлов М. П. Христианство-“Большая Советская «Энциклопедия» 1981.
. Сахих аль — Бухари / Пер. В. А. Нирши. М., 2003.
35. Hudson M. How Interest Rates Were Set, 2500 BC — 1000 AD. // Journal of Economic and Social of the Orient. 2000. Vol. 43, No. 2.
. El — Hawaru, D., Grais, W. and Iqbal, Z. (2004) “Regulation Islamic financial institutions: the nature of rhe regulated”, WP /3227 2004, World Bank.
. Siddiqi M. N. Riba, Bank Interest and the Rationale of the Its Prohibition. Jeddah, 2004.
. Siegfried N. A. Concepts of Paper Money in Islamic Legal Thought // Arab Law Quarterly. 2001. Vol. 16, No. 4.
39. Ожегов С.И. Электронная энциклопедия «Кругосвет» / С. И. Ожегов URL: <http://www.krugosvet.ru/> (Дата обращения: 26. 11. 2015).
. Сюкияйнен Л. Мусульманское право собственности: юридическое осмысление религиозных постулатов. // URL: <http://www.gumer.info/bogoslov> Buks/Islam/syk/ mus prav.php/ (Дата обращения 07.03.2016).
. Иларион Волоколамский. Духовно нравственные аспекты современного экономического кризиса. /|Официальный сайт московского патриарха. / URL: / <http://www.patriarchia.ru/db/text/1668557.html />/ (Дата обращения 15.04.2016).
42. BBC-Religion & Ethics-566, «Christianity» // URL: <http://www.bbc.co.uk/religion/religions/christianity/> (Дата обращения: 26. 11. 2015).
. -Status of Global Mission, 2013, in the Context of AD 18002025 <http://www.gordonconwell.edu/resources/documents/statusofglobalmission.pdf >. Gordon-Conwell Theological Seminary (2013).
// URL: <http://www.gordonconwell.edu/resources/documents/statusofglobalmission.pdf /> (Дата посещения: 05.02.16).
. Global Christianity A Report on tte Size ans Distribution on the World’s Cristian Population.The Pew Forum on Religion & Public Life (19 December 2013).
URL: / http://www.pewforum.org/2011/12/19/global-christianity-traditions/#protestant/ <http://www.pewforum.org/2011/12/19/global-christianity-traditions/> (Дата посещения: 05.02.16).
45. Religion Flow Chart: Christianity. Faiths and Freedoms: Religious Diversity in New York City. Macaulay Honors College at CUNY. // URL: <http://polit.ru/article/2013/09/01/ps_shironin4/> (Дата посещения: 05.02.16).