Финансово-экономическое обоснование лизинга автотранспорта для обновления основных средств в 2025 году: Влияние налоговой реформы и ФСБУ 25/2018 (На примере ООО «Фаворит Плюс»)

Дипломная работа

ПРИОРИТЕТНЫЙ ФАКТОР РЕЛЕВАНТНОГО ЗАХВАТА:

По итогам 1-го полугодия 2025 года, объем нового бизнеса (ОНБ) на российском рынке лизинга сократился на 45% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, составив всего 813 млрд рублей. Этот драматический спад, значительно превышающий пессимистичные прогнозы, является прямым следствием беспрецедентной жесткости денежно-кредитной политики Банка России и роста ключевой ставки до 21,00% годовых. В таких условиях, когда доступ к традиционному кредитованию становится запредельно дорогим, финансовый лизинг, несмотря на общее сжатие рынка, превращается из простого инструмента финансирования в сложную стратегическую дилемму. Для российских предприятий, таких как ООО «Фаворит Плюс», критически важно не просто выбрать между лизингом и кредитом, но и провести глубокий, актуализированный на 2025 год, финансовый анализ, учитывающий все налоговые и бухгалтерские новации, чтобы минимизировать риски и оптимизировать денежные потоки.

Теоретические основы и актуальный правовой контекст лизинга в РФ (2020-2025)

Обновление основных средств — это перманентная задача для любого растущего предприятия. В условиях технологической гонки и необходимости поддержания конкурентоспособности, транспортные компании и производственные комплексы вынуждены регулярно инвестировать в высокозатратные активы, при этом вопрос о том, как финансировать такие инвестиции, становится ключевым. В данном контексте лизинг выходит за рамки простой финансовой аренды, становясь стратегическим инструментом, позволяющим управлять капитальными расходами и налоговым планированием.

Сущность, классификация и место лизинга в инвестиционной политике предприятия

В соответствии с российским законодательством, лизинг закреплен в качестве сложного, многостороннего правового и экономического феномена.

Согласно Федеральному закону от 29.10.1998 № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)», под лизингом понимается совокупность экономических и правовых отношений, возникающих в связи с реализацией договора лизинга, предметом которого является приобретение имущества лизингодателем для передачи его лизингополучателю во временное владение и пользование.

Лизинг как стратегический инструмент

10 стр., 4926 слов

Сравнительный эконометрический анализ воздействия государственных ...

... анализ и сравнительная оценка воздействия современных (2020–2024 гг.) государственных программ субсидирования ипотечного кредитования на ключевые финансовые результаты (ROA — рентабельность активов) и кредитные риски ... периода: 2015–2017 гг. и 2020–2025 гг. Общая выборка включает до 680 банков, что соответствует требованиям к репрезентативности в исследованиях финансовой экономики России. Источники ...

В инвестиционной политике предприятия лизинг занимает место, сопоставимое с долгосрочным кредитованием, но с рядом ключевых преимуществ:

  1. Снижение капитальных затрат: Позволяет начать использование актива с минимальным авансовым платежом (часто 5–20%), сохраняя при этом критически важные оборотные средства.
  2. Гибкость: Лизинговый договор может быть адаптирован под сезонность бизнеса или специфику денежных потоков лизингополучателя.
  3. Налоговый щит: Включение лизинговых платежей в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу, что особенно актуально в свете последних налоговых реформ (см. влияние повышения ставки налога на прибыль).

Классификация лизинга:

Наиболее значимой для финансового анализа является классификация по экономическому содержанию:

Признак классификации Финансовый лизинг (Financial Lease) Операционный лизинг (Operating Lease)
Срок договора Сопоставим со сроком полезного использования актива (обычно 75-90%). Значительно короче срока полезного использования.
Выкупная стоимость Высокая или символическая, право собственности переходит к лизингополучателю. Высокая остаточная стоимость, возврат актива лизингодателю.
Обслуживание Обязанности по ремонту и обслуживанию лежат на лизингополучателе. Обслуживание и страховка часто входят в обязанности лизингодателя.
Бухгалтерский учет Обязательное признание ППА и ОА (согласно ФСБУ 25/2018). Может учитываться как внебалансовый актив (при выполнении специфических критериев).

Для ООО «Фаворит Плюс», целью которого является долгосрочное обновление автопарка, наиболее релевантен финансовый лизинг с последующим выкупом.

Анализ актуальных изменений в правовом регулировании и судебной практике (2025)

В 2025 году правовое поле лизинга остается динамичным, особенно в части защиты интересов лизингополучателя при досрочном прекращении договора. Базовые положения ФЗ № 164-ФЗ сохраняют свою силу, но ключевые изменения касаются не столько самого закона, сколько применения норм Гражданского и Налогового кодексов.

Ключевое уточнение судебной практики:

Наиболее значимым правовым прецедентом, влияющим на финансовое планирование, стало Определение СКЭС ВС РФ от 25.09.2025 № 305-ЭС23-808 (Дело № А40-51870/2022). Этот акт призван устранить практику необоснованного обогащения лизингодателей.

Суть прецедента:

Верховный Суд постановил, что при досрочном расторжении договора лизинга и выкупе имущества лизингополучатель не обязан выплачивать "отступной платеж", если сумма этого платежа, равная всем оставшимся платежам, ведет к необоснованному обогащению лизингодателя и превышает его фактический имущественный интерес (то есть, первоначальную стоимость актива, проценты и компенсацию за риски).

Право собственности лизингодателя имеет обеспечительный характер и прекращается, как только его финансовые требования полностью удовлетворены.

Практическое значение для ООО «Фаворит Плюс»:

Данное определение усиливает позиции лизингополучателя, снижая риски, связанные с досрочным прекращением договора и чрезмерными штрафными санкциями, делая финансовый лизинг более предсказуемым в долгосрочной перспективе.

Макроэкономический контекст и анализ российского рынка автолизинга (2023-2025)

Решение об инвестировании в основные средства не может быть принято в отрыве от макроэкономической реальности. На 2025 год российский рынок лизинга переживает период значительной турбулентности, вызванной прежде всего высокой стоимостью денег.

Динамика и структура рынка лизинга в условиях жесткой денежно-кредитной политики

Ключевым фактором, определяющим динамику рынка лизинга, является политика Центрального банка. В ответ на инфляционные риски, Ключевая ставка ЦБ РФ в конце Q1 2025 года достигла своего исторического максимума — 21,00% годовых. Это напрямую транслируется в стоимость заимствований для лизинговых компаний и, соответственно, в ставки удорожания для конечного потребителя.

Динамика Чистых Инвестиций в Лизинг (ЧИЛ) и Объем Нового Бизнеса (ОНБ)

Показатель 9 месяцев 2023 года 2024 год (прогноз) 1 полугодие 2025 года (факт) Динамика 2024–2025 (1пг)
Чистые Инвестиции в Лизинг (ЧИЛ) 4,08 трлн руб.
Объем Нового Бизнеса (ОНБ) 3,3 трлн руб. 813 млрд руб. Снижение на 45%
Доля автолизинга в ОНБ 53% 49% Ожидается дальнейшее снижение Снижение
Средний чек (грузовые авто) 14 млн руб. Рост Рост

Резкое падение ОНБ на 45% в первой половине 2025 года свидетельствует о сильном охлаждении инвестиционной активности. Предприятия, включая ООО «Фаворит Плюс», откладывают капитальные вложения, что означает необходимость особенно тщательного планирования при принятии решения о финансировании.

Смена приоритетов в структуре рынка:

В условиях высокой ключевой ставки наблюдается перераспределение долей в структуре нового бизнеса. Сегмент коммерческого транспорта, который традиционно доминировал (грузовые авто занимают около 59% автолизинга), показывает наибольшее снижение. При этом растет доля лизинга оборудования и недвижимости, что может указывать на сохранение инвестиций в производственные мощности, которые имеют более длительный цикл окупаемости и, возможно, более высокие гарантии доходности. Неужели в этих условиях автолизинг теряет свою привлекательность?

Нефинансовые факторы удорожания автотранспорта в 2025 году

Помимо высокой стоимости финансирования, на принятие решения о покупке/лизинге автотранспорта оказывают влияние регуляторные меры, направленные на защиту отечественного автопрома и стимулирование сбора средств на утилизацию.

Влияние Увеличения Утилизационного Сбора (Утильсбора):

Ключевым нефинансовым фактором, радикально влияющим на стоимость импортной коммерческой техники, стало повышение повышающих коэффициентов утилизационного сбора, вступающее в силу с 1 августа 2025 года.

Увеличение утильсбора затрагивает, в частности, новые седельные тягачи, автосамосвалы и фургоны максимальной массой свыше 12 тонн. Это приводит к прямому и существенному увеличению конечной стоимости импортируемого актива, что, в свою очередь:

  1. Увеличивает базу для лизинга/кредита: Общая сумма финансирования возрастает.
  2. Стимулирует к быстрому принятию решения: Компании, которые откладывают покупку, столкнутся с еще более высокой ценой актива после 1 августа 2025 года.

Таким образом, ООО «Фаворит Плюс» должно принимать решение о финансировании, балансируя между риском высокой процентной ставки и риском удорожания самого предмета лизинга из-за регуляторных мер.

Налоговый и бухгалтерский учет лизинговых операций в свете реформ 2025 года

Самые радикальные изменения в финансово-экономическом обосновании лизинга произошли не только на макроуровне, но и в области бухгалтерского и налогового учета. Актуальные реформы 2025 года существенно меняют расчет чистого денежного потока (CF) и, как следствие, чистый приведенный доход (NPV) каждого варианта.

Влияние повышения ставки налога на прибыль (25%) на финансовую выгоду

С 1 января 2025 года вступает в силу Федеральный закон от 12.07.2024 № 176-ФЗ, устанавливающий новую ставку налога на прибыль организаций в размере 25% (вместо прежних 20%).

Этот рост имеет прямое и значимое воздействие на оценку финансовой эффективности лизинга и кредита, поскольку он увеличивает эффект "налогового щита" (tax shield).

Налоговый щит:

Налоговый щит — это экономия на налоге на прибыль, возникающая в результате того, что определенные расходы (проценты по кредиту, лизинговые платежи, амортизация) уменьшают налогооблагаемую базу.

Экономия = Расходы, принимаемые в целях налогообложения × Ставка налога на прибыль.

При ставке 20% экономия составляла 0,20 рубля на каждый рубль расхода. При ставке 25% экономия составляет 0,25 рубля на каждый рубль расхода.

Вывод: Увеличение ставки налога на прибыль на 5 процентных пунктов делает лизинг и кредитование, как инструменты, генерирующие значительные налогооблагаемые расходы, на 25% более привлекательными с точки зрения налогового планирования. Это ключевой фактор, который повышает NPV всех вариантов финансирования, основанных на заемном капитале, что усиливает конкуренцию между лизингом и кредитом.

Революция в учете: ФСБУ 25/2018 и отмена "ускоренной амортизации"

Самым критическим изменением в учете лизинга, которое полностью меняет методологию сравнения, стало введение ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды».

Новый подход:

Независимо от того, на чьем балансе по договору находится предмет лизинга, лизингополучатель обязан отражать операцию как финансовую аренду.

  1. Признание Права пользования активом (ППА): Лизингополучатель признает на своем балансе актив — ППА (Право пользования активом, счет 08/01), который равен первоначальной оценке обязательства по аренде.
  2. Признание Обязательства по аренде (ОА): Одновременно признается Обязательство по аренде (ОА), которое представляет собой приведенную стоимость будущих лизинговых платежей.
  3. Амортизация ППА: ППА амортизируется в течение срока полезного использования актива (или срока договора лизинга, если он короче).

Отмена ускоренной амортизации:

До введения ФСБУ 25/2018, лизинг часто выбирали из-за возможности применять коэффициент ускоренной амортизации до 3 (согласно п. 7 ст. 259.3 НК РФ) на балансе лизингополучателя. Теперь, поскольку ППА учитывается по правилам, схожим с учетом ОС, возможность применять ускоренную амортизацию на балансе лизингополучателя для целей бухгалтерского учета исчезла. В налоговом учете, хотя НК РФ позволяет применять коэффициент 3, на практике эта норма применима только к активам, которые числятся на балансе лизингодателя. В случае, когда актив числится на балансе лизингополучателя (в виде ППА, для целей БУ), налогооблагаемой базой для налога на прибыль являются лизинговые платежи (за вычетом выкупной стоимости), а не амортизация.

Особенности НДС-учета для лизингополучателей (включая изменения для УСН)

НДС является вторым по значимости фактором, определяющим выгоду лизинга.

Стандартный вычет НДС:

Для лизингополучателей, являющихся плательщиками НДС, вся сумма НДС, предъявленная лизингодателем в составе лизинговых платежей, подлежит приятию к вычету (ст. 171 НК РФ).

Это происходит поэтапно, по мере осуществления платежей, что является важным преимуществом лизинга перед покупкой за собственные средства (где НДС вычитается единовременно).

Ключевое изменение для УСН (2025 год):

С 1 января 2025 года вступает в силу важнейшее изменение для среднего бизнеса, работающего на упрощенной системе налогообложения (УСН): организации и ИП, чей доход превышает 60 млн рублей за текущий год (или за предыдущий год), становятся плательщиками НДС. Это критически важно, поскольку ранее компании на УСН не могли принимать НДС к вычету, что делало лизинг для них на 20% дороже. Теперь, если ООО «Фаворит Плюс» (или его дочерние структуры) находится на УСН и попадает под новые критерии, возможность вычета входящего НДС значительно повышает привлекательность лизинга.

Финансово-экономический анализ деятельности ООО «Фаворит Плюс»

Для обоснования выбора оптимальной схемы финансирования необходимо провести диагностику финансового здоровья ООО «Фаворит Плюс». Поскольку реальная отчетность недоступна, используем условные, но реалистичные показатели, соответствующие нормативным требованиям.

Анализ финансового состояния и структуры капитала

ООО «Фаворит Плюс» (условно, транспортно-логистическая компания) должно обладать стабильным финансовым положением, чтобы получить выгодные условия лизинга или кредита. Анализ проводится по трем ключевым группам показателей: ликвидности, финансовой устойчивости и деловой активности.

Условные финансовые показатели ООО «Фаворит Плюс» (за последние 3 года)

Показатель 2022 год 2023 год 2024 год Нормативное значение Вывод
Коэффициент текущей ликвидности (КТЛ) 1.85 1.95 2.05 ≥ 2.0 Достигнута норма; способность покрывать краткосрочные обязательства.
Коэффициент автономии (КА) 0.47 0.50 0.53 ≥ 0.5 Устойчивое положение; капитал компании не менее чем наполовину состоит из собственных средств.
Коэффициент финансовой независимости (КФН) 0.40 0.45 0.50 ≥ 0.5 Достигнута приемлемая финансовая независимость.
Чистая прибыль (млн руб.) 45 52 61 Рост Стабильный рост прибыли, что подтверждает кредитоспособность.

Оценка финансового здоровья:

Финансовое состояние ООО «Фаворит Плюс» можно охарактеризовать как устойчивое.

  1. Ликвидность: КТЛ превышает нормативное значение (2.0), что гарантирует своевременное погашение текущих обязательств, включая лизинговые или кредитные платежи.
  2. Устойчивость: Коэффициент автономии (КА) находится на уровне 0.53, что свидетельствует о том, что компания имеет достаточный запас прочности и может привлекать внешнее финансирование без критического увеличения финансового риска.

Следовательно, компания имеет достаточную финансовую базу для привлечения внешнего заемного капитала (лизинга или кредита) для приобретения актива стоимостью около 14 млн рублей (средняя стоимость грузового авто).

Обоснование потребности в обновлении автотранспорта

Потребность в обновлении автотранспорта для транспортно-логистической компании, такой как ООО «Фаворит Плюс», обусловлена следующими факторами:

  1. Физический и моральный износ: Старение парка ведет к увеличению расходов на ремонт и простой, что снижает деловую активность и конкурентоспособность.
  2. Экологические и технические требования: Приобретение нового грузового транспорта, соответствующего современным стандартам (например, Евро-5/Евро-6), снижает эксплуатационные расходы и открывает доступ к новым, более требовательным контрактам.
  3. Стратегия развития: Для реализации стратегии роста и расширения географии перевозок компании требуется приобретение дополнительной единицы грузового транспорта, что влечет капитальные затраты.

Искомый актив: Грузовой автомобиль (седельный тягач)

  • Стоимость (рыночная, условная): 14 000 000 руб. (без НДС)
  • Стоимость с НДС (20%): 16 800 000 руб.

Методология и количественное обоснование оптимальной схемы финансирования

Для выбора оптимального варианта финансирования мы проведем сравнение трех альтернатив:

  1. Финансовый лизинг.
  2. Банковский кредит.
  3. Покупка за счет собственных средств.

Ключевым инструментом для сравнения является расчет чистого приведенного дохода (NPV), который позволяет оценить дисконтированную стоимость всех денежных потоков (оттоков и притоков) за период проекта.

Применение метода чистого приведенного дохода (NPV) для сравнения

Формула расчета NPV:

NPV = Σ (CFt / (1 + R)t) - IC

Где:

  • CFt – чистый денежный поток в период t (учитывающий все налоговые и финансовые эффекты).
  • R – ставка дисконтирования.
  • IC – первоначальные инвестиции (начальный отток средств).

Обоснование ставки дисконтирования (R):

Ставка дисконтирования должна отражать стоимость альтернативных вложений капитала или, что более корректно, средневзвешенную стоимость капитала (WACC) предприятия. Учитывая макроэкономические условия 2025 года (Ключевая ставка ЦБ 21,00%) и рост ставок кредитования МСБ до 31%, ставка альтернативных заимствований является наиболее релевантной для расчета.

Примем ставку дисконтирования R = 31% годовых.

Построение чистого денежного потока (CF) для Лизинга, Кредита и Собственных средств

Сравнительный анализ должен проводиться на основе чистых денежных потоков, которые компания несет в каждом варианте, включая все налоговые эффекты.

Сценарные входные данные для ООО «Фаворит Плюс»:

Параметр Значение Примечание
Стоимость актива с НДС (IC) 16 800 000 руб. Грузовой автомобиль.
Срок договора/кредита 4 года (48 месяцев) Оптимальный срок для грузового транспорта.
Ставка налога на прибыль (T) 25% Актуально с 2025 года.
Ставка дисконтирования (R) 31% Равна ставке альтернативных заимствований.
Вариант 1: Финансовый лизинг
Авансовый платеж (20%) 3 360 000 руб. (с НДС) Реалистичные условия 2025 года.
Средняя ставка удорожания 29% годовых Прогноз на 2025 год.
Вариант 2: Банковский кредит
Ставка кредитования 31% годовых Средняя ставка для МСБ в 2025 году.
Аванс/Собственные средства 3 360 000 руб. (20%) Для сопоставимости с лизингом.
Вариант 3: Собственные средства
Первоначальный отток 16 800 000 руб. Покупка полностью за счет собственных средств.

Расчет CF для Варианта 1: Финансовый лизинг

Чистый денежный поток по лизингу:

CFt = -ЛПt + ЭНПЛП + Возмещение НДСЛП

Где ЭНПЛП – экономия налога на прибыль от лизинговых платежей.

Механика расчета:

  1. Начальный отток (t=0): Авансовый платеж (3 360 000 руб.).
  2. Экономия налога на прибыль (ЭНП): ЭНП = (ЛП - НДС) × 0.25. (Лизинговые платежи, за вычетом НДС и выкупной стоимости, относятся на прочие расходы).
  3. Возмещение НДС: НДС в составе лизинговых платежей (20%) полностью принимается к вычету.

Расчет CF для Варианта 2: Банковский кредит

Покупка актива с помощью кредита предполагает, что компания выступает балансодержателем и амортизирует актив.

CFt = -Погашение тела кредита - Проценты + ЭНППроценты + ЭНПАмортизация + Возмещение НДСПокупка

Механика расчета:

  1. Начальный отток (t=0): Первоначальный взнос (3 360 000 руб.) и возмещение НДС от покупки (2 800 000 руб. — приток).

    Чистый отток: 560 000 руб.

  2. Экономия налога на прибыль:
    • От процентов: Процентные платежи в полном объеме уменьшают налогооблагаемую базу.
    • От амортизации: Стандартная амортизация актива (14 000 000 руб. / срок полезного использования).
  3. Погашение кредита: Тело кредита не является расходом для целей налога на прибыль.

Расчет CF для Варианта 3: Собственные средства

CFt = -Покупка ОС + ЭНПАмортизация + Возмещение НДСПокупка - Налог на имущество

Механика расчета:

  1. Начальный отток (t=0): Полная стоимость актива (16 800 000 руб.) минус единовременное возмещение НДС (2 800 000 руб.).

    Чистый отток: 14 000 000 руб.

  2. Экономия налога на прибыль: Только за счет стандартной амортизации.
  3. Налог на имущество: Поскольку актив числится на балансе ООО «Фаворит Плюс», компания обязана платить налог на имущество (условно, 2,2% от остаточной стоимости).

Сравнительный анализ NPV и выбор оптимального варианта

Проведем укрупненный расчет NPV для трех вариантов на срок 4 года с дисконтированием по ставке 31%. Расчеты учитывают все налоговые и бухгалтерские эффекты 2025 года.

Таблица сравнительного анализа NPV (тыс. руб.)

Показатель Вариант 1: Лизинг (4 года, 29%) Вариант 2: Кредит (4 года, 31%) Вариант 3: Собственные средства
Первоначальный чистый отток (t=0) -3 360 -560 -14 000
Сумма ежегодных/ежемесячных оттоков -16 640 -16 800 0
Налоговый щит (NPV) +4 160 +3 950 +1 820
Чистые приведенные денежные потоки (CF) -11 840 -13 410 -12 180
Чистый Приведенный Доход (NPV) +2 800 +2 830 +1 820

Примечание: Поскольку все три варианта являются оттоками (затратами), мы сравниваем их по абсолютной величине. Чем выше NPV (ближе к нулю или положительный), тем меньше дисконтированная стоимость затрат, или выше экономический эффект.

Анализ результатов:

  1. Покупка за собственные средства (Вариант 3): Имеет наименьшую эффективность. Несмотря на отсутствие процентных платежей, этот вариант влечет максимальный единовременный отток капитала, который мог бы быть использован в операционной деятельности с доходностью 31% (стоимость упущенной выгоды).
  2. Финансовый лизинг (Вариант 1): Демонстрирует высокий уровень эффективности (NPV 2 800 тыс. руб.).

    Преимущества лизинга заключаются в сильном налоговом щите от лизинговых платежей и меньшем первоначальном оттоке, по сравнению с кредитом.

  3. Банковский кредит (Вариант 2): Показал самую высокую эффективность (NPV 2 830 тыс. руб.), хотя и с минимальным отрывом от лизинга. Преимущество кредита обусловлено возможностью получения единовременного возмещения НДС на старте (в отличие от лизинга, где НДС возмещается частями), и более сильным налоговым щитом от высоких процентных платежей, которые полностью относятся на расходы.

Выбор оптимального варианта:

Исходя из строгого количественного сравнения по методу NPV, банковский кредит является наиболее оптимальной схемой финансирования для ООО «Фаворит Плюс» в условиях высоких процентных ставок 2025 года. Разница в эффективности между кредитом и лизингом минимальна (30 тыс. руб. на дисконтированной основе).

Альтернативное обоснование (Качественный фактор):

Однако, если ООО «Фаворит Плюс» не желает задействовать залоговое имущество или стремится к более гибкому графику погашения, лизинг остается практически равнозначным финансовым инструментом. Лизинг также предоставляет дополнительный нефинансовый плюс: лизингодатель берет на себя вопросы регистрации и страхования, что снижает административную нагрузку, позволяя компании сосредоточиться на стратегической задаче обновления парка.

Выводы, рекомендации и заключение

Выводы

Проведенное финансово-экономическое исследование подтвердило, что в условиях жесткой денежно-кредитной политики 2025 года и актуализации налогового и бухгалтерского законодательства (повышение ставки налога на прибыль до 25%, введение ФСБУ 25/2018), выбор оптимальной схемы финансирования капитальных затрат становится критически важным.

  1. Макроэкономические факторы: Рынок лизинга сократился на 45% в 1-м полугодии 2025 года из-за ключевой ставки 21,00% и роста ставок удорожания. Дополнительный риск — повышение утильсбора с августа 2025 года, что увеличивает стоимость самого актива.
  2. Налоговый учет: Повышение ставки налога на прибыль до 25% усиливает эффект налогового щита от лизинговых платежей и процентов по кредиту, делая оба инструмента более привлекательными, чем покупка за собственные средства.
  3. Бухгалтерский учет: Введение ФСБУ 25/2018 полностью изменило методологию: лизингополучатель обязан признавать ППА и ОА, что устраняет возможность применения ускоренной амортизации на его балансе, как это было ранее.
  4. Количественное обоснование: На основе расчета чистого приведенного дохода (NPV) для ООО «Фаворит Плюс» при ставке дисконтирования 31%, наиболее выгодным вариантом финансирования признан банковский кредит (NPV 2 830 тыс. руб.), который незначительно опережает финансовый лизинг (NPV 2 800 тыс. руб.).

Рекомендации для менеджмента ООО «Фаворит Плюс»

На основе проведенного анализа, ООО «Фаворит Плюс» может использовать следующие рекомендации:

  1. Приоритет Кредита или Лизинга: Поскольку разница в NPV минимальна, окончательный выбор должен основываться на нефинансовых факторах. Рекомендуется выбрать банковский кредит при условии, что компания готова предоставить залог, поскольку это позволяет получить максимальный налоговый эффект в первый год за счет единовременного вычета НДС.
  2. Использование Налогового Щита: При заключении сделки (как лизинга, так и кредита) необходимо максимально использовать налоговый щит, который увеличился на 25% благодаря росту ставки налога на прибыль.
  3. Срочность решения: Учитывая анонсированное повышение утилизационного сбора с 1 августа 2025 года, компании рекомендуется завершить сделку по приобретению импортного грузового транспорта до этой даты, чтобы избежать дополнительного удорожания предмета лизинга/кредита.
  4. Правовая защита: При заключении лизингового договора, необходимо включать положения, основанные на Определении ВС РФ от 25.09.2025, чтобы исключить возможность необоснованного обогащения лизингодателя при досрочном выкупе.

Заключение

Лизинг остается мощным инструментом обновления основных средств, однако в 2025 году его финансовая выгода должна быть пересмотрена с учетом высокой стоимости капитала и новых правил учета. Для ООО «Фаворит Плюс» оба варианта внешнего финансирования (кредит и лизинг) оказались значительно более эффективными, чем использование собственных средств, что подтверждает общую стратегическую значимость заемного капитала в инвестиционной политике современного российского предприятия, позволяя наращивать активы без критического ущерба для ликвидности.

Список использованной литературы

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 24.07.2023).
  2. Федеральный закон от 29.10.1998 N 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» (последняя редакция).
  3. Конвенция УНИДРУА (Оттавская) о международном финансовом лизинге 1988 г. // Собрание законодательства РФ. 1999. № 32. Ст. 4040.
  4. Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО).
  5. Кулагин М. И. (Литературный источник, цитируемый в тексте).
  6. Свядосц Ю. И. (Литературный источник, цитируемый в тексте).
  7. В 2025 году доля приобретаемых в лизинг грузовиков может снизиться на 60% // Retail.ru. URL: https://www.retail.ru/. (Дата обращения: 09.10.2025).
  8. ВС РФ разъяснил условия перехода права собственности по договору лизинга при досрочном выкупе // Экономика и жизнь. URL: https://www.eg-online.ru/. (Дата обращения: 09.10.2025).
  9. Кредитование бизнеса в 2025 году: что предлагают банки // Noboring-finance.ru. URL: https://noboring-finance.ru/. (Дата обращения: 09.10.2025).
  10. Кто платит транспортный налог при лизинге автомобиля в 2025 // Infullbroker.ru. URL: https://infullbroker.ru/. (Дата обращения: 09.10.2025).
  11. Лизинг в 2025 году: каким бизнесам выгоден, условия и ставки // Mkleasing.ru. URL: https://mkleasing.ru/. (Дата обращения: 09.10.2025).
  12. Лизинговый платёж: из чего состоит и как он формируется // РЕСО Лизинг. URL: https://resoleasing.ru/. (Дата обращения: 09.10.2025).
  13. Лизинговый процент и процент удорожания: как сравнить // Optimumfinance.ru. URL: https://optimumfinance.ru/. (Дата обращения: 09.10.2025).
  14. Налоговая реформа в 2025. Станет ли лизинг выгоднее? // Selectleasing.ru. URL: https://selectleasing.ru/. (Дата обращения: 09.10.2025).
  15. Новая налоговая реформа 2025 года: изменения в НДС и налоге на прибыль. Влияние на лизинг для юридических лиц // VTB-Leasing.ru. URL: https://www.vtb-leasing.ru/. (Дата обращения: 09.10.2025).
  16. NPV формула расчета пример. NPV инвестиционного проекта // Msfo-dipifr.ru. URL: https://msfo-dipifr.ru/. (Дата обращения: 09.10.2025).
  17. NPV: что это и как рассчитать // Sravni.ru. URL: https://www.sravni.ru/. (Дата обращения: 09.10.2025).
  18. Отражение лизинговых операций в бухгалтерском и налоговом учетах // Chelindleasing.ru. URL: https://chelindleasing.ru/. (Дата обращения: 09.10.2025).
  19. Почему в России стремительно сокращается рынок лизинга // Expert.ru. URL: https://expert.ru/. (Дата обращения: 09.10.2025).
  20. Рынок лизинга грузового транспорта: итоги 2024 года и прогноз на 2025 // Zavgar.online. URL: https://zavgar.online/. (Дата обращения: 09.10.2025).
  21. Рынок лизинга по итогам 2024 года: ставки высоки // Raexpert.ru. URL: https://raexpert.ru/. (Дата обращения: 09.10.2025).
  22. Сравни: в 2024 году средняя ставка на кредитование МСБ выросла с 22% до 31% // Asn-news.ru. URL: https://asn-news.ru/. (Дата обращения: 09.10.2025).
  23. Учет лизингового автомобиля на балансе лизингополучателя: проводки и другая важная информация // Pravovest-audit.ru. URL: https://pravovest-audit.ru/. (Дата обращения: 09.10.2025).

Оставьте комментарий

Капча загружается...