Актуальность деятельности Накопительных Пенсионных Фондов в Республике Казахстан объективно обусловлена проблемами поэтапного реформирования пенсионной системы. Кризис пенсионной системы усугубился состоянием экономики, снижением занятости трудоспособного населения и общей тенденцией для всех стран мира — «старением» населения. В результате возникновения объективных трудностей в системе пенсионного обеспечения в Казахстане, вызванных увеличением доли престарелых граждан в общей численности населения возникла необходимость в безотлагательном реформировании пенсионной системы страны. 1 июля 1997 года в Казахстане введен в действие закон «О пенсионном обеспечении в Республики Казахстан».
Накопительная пенсионная система в Казахстане действует девять лет и достигла высоких результатов. Но всё же существуют и определенные моменты при переходе к новой системе, которые кроются в развитии Накопительных Пенсионных Фондов. Это общая неосведомленность вкладчиков о сути пенсионной системы, проблемы выбора пенсионного фонда, трудности связанные с перечислением пенсионных взносов и другие немаловажные проблемы.
В силу недостаточной разработанности теоретических и практических аспектов реформирования пенсионной системы существует необходимость изучения теоретических вопросов деятельности Накопительных Пенсионных Фондов. Обоснование необходимости реформы пенсионной системы в республике Казахстан, а также проведение сравнительного анализа опыта зарубежных стран позволят выявить особенности казахстанской модели реформирования пенсионной системы.
Разнонаправленные тенденции по доходности на рынке инвестирования пенсионных активов свидетельствуют о том, что Пенсионные Фонды Казахстана находятся в поиске наилучших способов сохранения и приумножения денег вкладчиков. Поэтому изучение проблем и перспективы развития Накопительных Пенсионных Фондов приобретают актуальное значение.
1. История пенсионного фонда Республики Казахстан
Республика Казахстан — первая из стран Содружества Независимых Государств, осуществившая реформу пенсионного обеспечения населения. Главным в пенсионной реформе стал постепенный переход от распределительной системы социального обеспечения, основанной на солидарности поколений, к накопительной пенсионной системе, предусматривающей индивидуальные пенсионные сбережения в накопительных пенсионных фондах.
Развитие пенсионной системы Казахстана и пути ее совершенствования
... управлению пенсионными активами пенсионных активов в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан. Каждый накопительный пенсионный фонд (НПФ) работает согласно собственным правилам и является самостоятельной юридической системой пенсионного обеспечения населения. значение накопительных пенсионных фондов в пенсионной системе трудно ...
На этапе становления особая стратегическая роль, заключавшаяся в стимулировании развития новой накопительной пенсионной системы, была отведена специально созданному в сентябре 1997 года постановлением Правительства РК институту — Государственному накопительному пенсионному фонду. Государственный накопительный пенсионный фонд стал своеобразной стартовой площадкой пенсионной реформы в стране: он стал первым накопительным фондом страны, принял первый пенсионный взнос и первым среди пенсионных фондов получил право на самостоятельное управление пенсионными активами.
В течение продолжительного — в масштабе одного десятилетия — периода времени с 1998 по 2002 год, ГНПФ обладал особым статусом «фонда по умолчанию», который позволял включать в число его вкладчиков всех тех граждан, которые по какой-либо причине самостоятельно не принимали решения по выбору пенсионного фонда. Таким образом реализовывалась задача по максимальному вовлечению населения в накопительную пенсионную систему и формированию базы вкладчиков накопительной пенсионной системы. Но этот же статус не позволял ГНПФ вплоть до 2003 года быть полноценным и конкурентным участником пенсионного рынка, какими были другие существовавшие негосударственные накопительные пенсионные фонды.
Спустя еще два года в 2005 году Фонд сменил свое официальное название с АО «Государственный накопительный пенсионный фонд» на АО «Накопительный пенсионный фонд «ГНПФ», где за аббревиатурой уже прежнее содержание не сохраняется. ГНПФ выполнил возложенную на него историческую миссию по формированию доверия к новой пенсионной системе со стороны населения, созданию основ пенсионного рынка и конкурентной среды.
Сегодня ГНПФ — один из крупнейших пенсионных фондов страны, занимающий лидирующие позиции по многим ключевым показателям.
История в датах:
12 мая 1997
20 июня 1997 года
24 сентября 1997 года
* В 1998 — 2002 годы ГНПФ осуществляет деятельность в режиме «Фонд по умолчанию»: обязательные пенсионные взносы перечисляются работодателем в ГНПФ, если работник не определился с выбором и не заключил договор с другим пенсионным фондом
В 1998 году
19 января 1998 года
11 августа 1999 года
В 2003 году
В октябре 2004 года
В 2005 году
С 1 февраля 2005 года, В ноябре 2005 года
25 ноября 2005 года
С января 2006 года
31 мая 2007 года
В июле 2007 года
В августе 2007 года, В декабре 2008 года, В декабре 2008 года — январе 2009 года
На 1 марта 2010 года
За 8 месяцев 2010 года
1997 — 1999 гг.: Сулейменов Серик Жусупович, Генеральный директор
1999 — 2000 гг.: Султанкулов Ерик Ахметханович, Генеральный директор
Добровольное пенсионное страхование
... пенсии граждане могут самостоятельно накапливать в негосударственных пенсионных фондах. Пенсионными основаниями для выплаты пенсии негосударственным пенсионным фондом, как правило, являются основания для назначения трудовой пенсии. ... случай», но о них мы более подробно поговорим позже. Негосударственные пенсионные фонды среди всех альтернатив представляются самым надежным вложением средств, так как ...
2000 — 2002 гг.: Сулейменов Серик Жусупович, Генеральный директор
2002 — 2006 гг.: Курманов Жанат Бостанович, Генеральный директор
2006 — 2009 гг: Секенов Алгазы Сергазиевич, Председатель Правления
2009 г. — по настоящее время:
2.Пенсионный фонд, назначение и функции
Поскольку накопительные пенсионные фонды являются главным звеном системы пенсионного обеспечения, в этой главе речь пойдет именно о них. Пенсионный фонд создан как самостоятельная финансово-банковская система, и его средства не входят в состав государственного бюджета. Пенсионный фонд не подменяет, не дублирует органы социального обеспечения: за ними остается задача назначения и выплата пенсий, пособий. Пенсионный фонд создает резервы, чтобы можно было перечислять средства на территорию, по той или иной причине оказавшуюся в трудном финансовом положении — при нехватке средств на выплату пенсий и пособий. Пенсионному фонду разрешено помещать резервы в краткосрочные и долгосрочные государственные ценные бумаги, заниматься коммерческой деятельностью, что позволит наращивать средства фонда. Накопительные пенсионные фонды вправе также открывать филиалы и представительства по согласованию с уполномоченным органом, но накопительный фонд не может выступать в качестве учредителя другого накопительного пенсионного фонда.
Руководящий орган Пенсионного фонда — правление во главе с председателем. В Казахстане существуют два вида накопительных пенсионных фондов Государственный, самый крупный, но единственный и Негосударственные. Государственный накопительный пенсионный фонд создается в форме закрытого акционерного общества, учредителем которого является Правительство Республики Казахстан.
Государственный пенсионный фонд финансирует:
1)государственные пенсии состоявшимся пенсионерам и получателям пенсионных выплат, в пользу которых производились пенсионные взносы в указанный фонд;
2)социальные пособия в виде доплат, если размер пенсии ниже минимально установленного законодательством уровня.
Данный фонд осуществляет инвестиционную деятельность путем размещения пенсионных активов в государственные ценные бумаги, депозиты банков, ценные бумаги международных финансовых организаций в порядке, определяемом уполномоченным органом по регулированию рынка ценных бумаг.
Негосударственные накопительные пенсионные фонды создаются в форме закрытого акционерного общества. Его учредителями могут быть юридические и физические лица, являющиеся резидентами Республики Казахстан. Учредителями и акционерами корпоративного накопительного пенсионного фонда являются юридические лица РК. Но государственное предприятие и предприятие с пакетом акций или долей государства не могут быть учредителями и акционерами негосударственных накопительных пенсионных фондов. ННПФ подразделяются:
1)открытыми;
2)корпоративными.
Открытые накопительные пенсионные фонды осуществляют прием пенсионных взносов от вкладчиков независимо от места работы и жительства получателя. Корпоративные накопительные пенсионные фонды создаются для получателей — работников одного или нескольких юридических лиц, являющихся учредителями и акционерами данного фонда. 1 В соответствии со статьей 36 Закона «О пенсионном обеспечении в РК», в период учреждения и действия открытого накопительного пенсионного фонда ни одно лицо не вправе прямо или косвенно владеть, распоряжаться или управлять более чем 25 процентами акций с правом голоса такого накопительного пенсионного фонда. Но данные ограничения не распространяются на корпоративный накопительный пенсионный фонд.
Важно заметить и то, что в случае уменьшения реальной стоимости пенсионных накоплений акционеры корпоративных накопительных пенсионных фондов несут солидарную ответственность и возмещают потерю инвестиционного дохода в порядке, установленном Правительством РК.
Таким образом, демонополизация государственной пенсионной системы создала условия для формирования рыночной среды в пенсионной сфере. Активы пенсионных фондов являются важной составляющей инвестиционных ресурсов и уже являются своеобразным стабилизатором финансовой системы страны. Помимо этого накопительные пенсионные фонды выполняют одну из наиболее важных функций — инвестиционная деятельность. С момента реформирования пенсионной системы, предполагалось, что активы пенсионных фондов будут одной из составляющих процессов реформы рынков капитала РК. Двумя другими неотъемлемыми процессами стратегии экономического развития Казахстана должно стать развитие рынка ценных бумаг и приватизация. Также планировалось, что активы частных пенсионных фондов будут стимулировать развитие рынка ценных корпоративных бумаг. Однако по результатам первого года пенсионной реформы 99,3% активов были вложены в те или иные государственные ценные бумаги: еврооблигации — 15,53%, в краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные ценные бумаги Минфина — 81, 78%, ноты Нацбанка — 2%.
Таким образом, вся пенсионная деятельность государственного и негосударственных фондов на сегодняшний день сводится к тому, что по указанию Правительства граждане перечисляют 10% от дохода в накопительные пенсионные фонды. Эти деньги инвестируются, 90% инвестиционного дохода поступает на индивидуальный пенсионный счет вкладчика, а 10% — на нужды фонда.
пенсионный фонд накопительный
3.Источники формирования и направления использования средств пенсионных фондов
Накопительный пенсионный фонд является самостоятельной банковской системой, что подразумевает собой независимость от государственного бюджета, т.е. его средства не входят в состав бюджета. Источниками же формирования средств данного фонда являются:
1)ежемесячные перечисления в форме обязательных пенсионных взносов 10% от оплаты труда;
2)добровольные пенсионные взносы граждан, а также пенсионные взносы в пользу третьего лица;
— Что касается направлений использования средств пенсионных фондов, то можно отметить то обстоятельство, что за 3,5 года пенсионная реформа зашла в своеобразный тупик. На начальном этапе пенсионной реформы фонды дружно инвестировали собранные накопления в государственные ценные бумаги. Сегодня экономическая ситуация в стране складывается так, что новые заимствования на внутреннем рынке правительство особо не интересуют. В итоге финансовая система Казахстана с конца 2000 года и, особенно на протяжении 2001 года столкнулась с проблемой избыточной ликвидности: реальный сектор экономики не успевает использовать привлеченные в неё деньги, в том числе в силу недостатка качественных финансовых инструментов.
Накопительные пенсионные фонды сконцентрировали более одного миллиарда долларов США, которому в нашей стране практически нет применения. Между тем цель-то реформы была ведь не только в механическом накоплении вкладов, но и в их разумном инвестировании, что на долгие годы гарантировало бы будущим пенсионерам дивиденды. Суть накопительной пенсионной системы — это инвестиции в реальное производство. Не в ценные бумаги Министерства Финансов Республики Казахстан и даже не в банковские депозиты, а именно в те материальные объекты, которые сами не только не потеряют стоимость, но и могут создать новую стоимость. Например, взяли сегодня отчисления от зарплаты вкладчиков пенсионных фондов и вложили их в строительство газопровода или нефтепромысел, которые и через 20 лет будут рентабельными. Пока же почти 67% накоплений вложены в государственные ценные бумаги. То есть вложены в государственный долг, и, по существу, само государство препятствует инвестиционной доходности накопительных пенсионных фондов, т.е. выполнению пенсионных обязательств. Такие накопления рано или поздно обрушатся.
Для того, чтобы восстановить пошатнувшуюся систему «сдержек и противовесов», в течение 2001 года принимается ряд мер по изменению нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность институциональных инвесторов с целью создания более выгодных условий их функционирования.
Теперь к продаже на КАSE в качестве почина с 03 февраля 2001 года допущены евроноты Международного банка реконструкции и развития.
А накопительные пенсионные фонды могут с полным основанием считать себя глобальными инвесторами — ведь упомянутые организации ведут свои операции по всему миру. Казахстан отныне — экспортер не только сырья, но и капиталов, причем не теневых, а вполне легальных — пенсионных.
Ежегодно будущим пенсионерам вполне по силам скупать иностранные ценные бумаги примерно на 250 млн долларов США. Следует отметить и то, что с 10 июля 2001 года введено в действие постановление НКЦБ «О внесении изменений и дополнений в постановление НКЦБ «О нормативных актах по вопросам компаний по управлению пенсионными активами» от 13 августа 1998 года № 11, которым изменены нормы, регулирующие инвестирование пенсионных активов. Нормативный акт устанавливает следующее:
1)разрешить КУПА инвестировать пенсионные активы негосударственных накопительных пенсионных фондов в ипотечные облигации, установив минимальный лимит такого инвестирования на уровне 5% при условии, что эти облигации включены в официальный список КASE вне зависимости от категорий листинга;
2)увеличить для КУПА максимальный лимит на приобретение негосударственных ценных бумаг организаций РК за счет пенсионных активов ННПФ с 40% до 45%;
3)увеличить для КУПА максимальный лимит на приобретение негосударственных ценных бумаг иностранных организаций за счет пенсионных активов ННПФ с 10% до 15%. 1
Но все же, несмотря на все принимаемые меры по решению проблемы дефицита финансовых инструментов пенсионные фонды, накопившие уже более одного миллиарда долларов, не имеют ни высокодоходных объектов для вложения средств, ни адекватного разнообразия финансовых инструментов. Приведем некоторые данные по сумме активов накопительных пенсионных фондов. По состоянию на 01 ноября 2001 года совокупные чистые пенсионные активы НПФ по данным Департамента по регулированию рынка ценных бумаг Национального Банка РК составили 168,135 млрд тенге, в том числе совокупный инвестиционный доход — 43,8 млрд тенге (26% в совокупных пенсионных активах).
сумма чистых пенсионных |
доля на рынке |
дохоность по |
пенсионным активам |
|||||
наименование НПФ |
активов по состоянию |
по состоянию |
с нарастаю |
щим итогом |
||||
на 01.11.01г, в млн тг. |
на 01.11.01г. |
с начала 2001г. |
В % годовых |
|||||
1 квартал |
2 квартал |
3 квартал |
||||||
ЗАО «ГНПФ» |
55714,55 |
33,10% |
15,55 |
13,79 |
13,76 |
|||
ЗАО «НПФ «Народного Банка К,» |
35715,15 |
21,20% |
21,74 |
16,45 |
14,98 |
|||
ЗАО «НПФ «УларУмiт» |
28583,69 |
17,00% |
17,7 |
16,58 |
14,2 |
|||
ЗАО «АБН АМРО-КаспийМунайГаз НПФ» |
11045,09 |
6,60% |
14,06 |
14,8 |
14,2 |
|||
ЗАО «НПФ «Сенiм» |
8370,95 |
5,00% |
16,42 |
15,2 |
15,96 |
|||
ЗАО «ННПФ «Казахмыс» |
6081,96 |
3,60% |
15,98 |
15,25 |
15,23 |
|||
ЗАО «НОНПФ «Курмет» |
5900,33 |
3,50% |
20,03 |
17,7 |
16,6 |
|||
ЗАО «ННПФ «Казахстан» |
4263,37 |
2,50% |
20,12 |
18,28 |
16,8 |
|||
ЗАО «ОННПФ «НефтеГаз-Дем» |
3607,21 |
2,10% |
23,88 |
17,76 |
16,04 |
|||
ЗАО «ННП «Валют-транзит Фонд» |
3527,24 |
2,10% |
12,59 |
13,92 |
13,22 |
|||
АОЗТ «Народный пенсионный фонд» |
2541,06 |
1,50% |
13,62 |
16,62 |
15,36 |
|||
ЗАО «НПФ «Коргау» |
1939,34 |
1,20% |
17,6 |
15,26 |
16,02 |
|||
ЗАО «ННПФ имени Д.А. Кунаева» |
477,66 |
0,30% |
14,65 |
15,1 |
14,71 |
|||
ЗАО «КНПФ «Филип Моррис Казахстан» |
367,39 |
0,20% |
— |
— |
— |
|||
Итого по НПФ: |
168134,99 |
100,00% |
17,48 |
15,37 |
14,21 |
|||
По данным, приведенным в таблице 1, можно увидеть, что средне-взвешенная рыночная доходность и доходность по всем НПФ в течение 2001 года постоянно снижалась за редким исключением некоторых НПФ, которые имеют прирост доходности в 3 квартале по сравнению с предыдущим кварталом. Но в целом разрыв в доходности по пенсионным активам среди НПФ постепенно сокращается и выравнивается, т.к. инвестиционные портфели НПФ практически состоят из одинакового набора финансовых инструментов.
Официальная информация о накопительных пенсионных фондах на 1.09.01.
наименование НПФ |
кол-во |
оплач. |
соб-й |
кол-во |
пенсионные |
накопления |
пенсион. |
|
филиалов |
устав. |
капитал |
вкладчиков |
выплаты |
||||
и пред-в |
капитал |
млн.тг |
чел. |
всего |
В т.ч. инв.доход |
млн.тг |
||
ЗАО «ГНПФ» |
1 |
180 |
847,2 |
2018399 |
51794,4 |
21600,6 |
2964,8 |
|
ЗАО «НПФ «Народного Банка К,» |
17 |
183 |
249,2 |
722291 |
32627,6 |
7858,3 |
1380,8 |
|
ЗАО «НПФ «Улар» |
3 |
222 |
207,0 |
310069 |
12723,4 |
2829,1 |
347,3 |
|
ЗАО «АБН АМРО-КаспийМунайГаз НПФ» |
2 |
180 |
210,5 |
83336 |
9888,5 |
1242,0 |
219,8 |
|
ЗАО «НПФ «Сенiм» |
187 |
198,8 |
100974 |
7796,4 |
1299,3 |
353,4 |
||
ЗАО «ННПФ «Казахмыс» |
50 |
80489 |
5757,6 |
1904,5 |
227,3 |
|||
ЗАО «НОНПФ «Курмет» |
180 |
98,0 |
168929 |
5391,4 |
739,1 |
131,7 |
||
ЗАО «ННПФ «Казахстан» |
4 |
220 |
233,6 |
57631 |
3912,6 |
999,2 |
166,3 |
|
ЗАО «ОННПФ «НефтеГаз-Дем» |
3 |
180 |
179,2 |
78753 |
3342,7 |
771,9 |
166,6 |
|
ЗАО «ННП «Валют-транзит Фонд» |
8 |
200 |
227,9 |
146235 |
3170,4 |
676,9 |
154,7 |
|
АОЗТ «Народный пенсионный фонд» |
14 |
180 |
144,0 |
106248 |
2298,3 |
628,0 |
120,4 |
|
ЗАО «НПФ «Коргау» |
180 |
171,1 |
38306 |
1716,5 |
156,1 |
13,8 |
||
Итого по НПФ: |
61 |
4293291 |
154891,0 |
43753,7 |
6743,2 |
|||
Обобщая вышесказанное, можно сделать выводы, что характерной особенностью рынка пенсионных активов является ограниченность круга инструментов, в которые могут быть инвестированы средства вкладчиков. В первую очередь — это государственные ценные бумаги. На сегодняшний день это наименее рискованный инструмент в стране. Однако из-за такого «перекоса» у фондов отсутствует возможность диверсификации рисков. В итоге судьба пенсионных вкладов полностью зависит от «поведения» государственных ценных бумаг. Очевидно, предпринимательская деятельность фонда явилась бы выходом из положения. Если учесть, что пенсионные взносы долгосрочные, то нет опасности, что накопительный пенсионный фонд не сможет выплатить свои финансовые обязательства перед вкладчиками. Поэтому необходимо разрешить фондам заниматься предпринимательской деятельностью хотя бы до стабилизации экономики страны.
4.Структура рынка накопительных пенсионных фондов
4.1 Краткая информация о пенсионной системе Республики Казахстан
Пенсионное обеспечение Казахстана в настоящее время представляет собой систему из трех уровней (пилларов), сочетающих одновременно механизмы солидарной и накопительной систем:
Первый уровень — это унаследованная солидарная пенсионная система и основанная на «солидарности поколений», в которой источником пенсионных выплат становится государственный бюджет за счет налоговых отчислений работающей части населения и других поступлений. Размер пенсионных выплат определяется трудовым стажем. В настоящее время в рамках этого уровня формируются пенсионные выплаты для тех, чей трудовой стаж на момент выхода на пенсию по состоянию на 1 января 1998 года составляет не менее шести месяцев.
Второй уровень — это обязательная накопительная пенсионная система с фиксированным 10-процентным размером пенсионных отчислений от ежемесячного дохода для граждан Казахстана, иностранцев и лиц без гражданства, постоянно проживающих в Казахстане.
Третий уровень — накопительная система, основанная на добровольных и добровольных профессиональных пенсионных взносах. Преобразование отечественной пенсионной системы носит долгосрочный характер: полный переход к накопительной пенсионной системе прогнозируется до 2040 года.Казахстанская модель пенсионной системы основополагается на следующих принципах:
- предоставление вкладчикам и получателям права выбора накопительного пенсионного фонда;
- персонифицированный учет пенсионных накоплений вкладчиков, предполагающий;
- присвоение социального индивидуального кода каждому, кто имеет право на пенсионное обеспечение, и дальнейшее перечисление пенсионных взносов согласно присвоенному социальному индивидуальному коду вкладчика;
- начисление пенсионных взносов и хранение формируемых накоплений на индивидуальных пенсионных счетах;
- гарантия сохранности пенсионных накоплений за счет;
- гарантии государством сохранности пенсионных накоплений в размере фактически внесенных обязательных пенсионных взносов с учетом уровня инфляции на момент выхода вкладчика на пенсию;
— государственного регулирования деятельности участников накопительной пенсионной системы (накопительных пенсионных фондов (НПФ), банков-кастодианов и организаций, осуществляющих инвестиционное управление пенсионными активами (ООИУПА)), включающего: лицензирование и пруденциальное регулирование НПФ, ООИУПА, банков — кастодианов,
мониторинг их деятельности на основе финансовой и статистической отчетности, а также ежегодного аудита годовых финансовых отчетов; введение обязательных для исполнения требований по управлению и диверсификации пенсионных активов;
- хранение денег и ценных бумаг в банке-кастодиане, который не может быть аффилиированным с НПФ либо ООУИПА;
- дифференцированный учет собственных и пенсионных активов в накопительном пенсионом фонде;
- невозможность обращения взысканий на пенсионные активы по долгам вкладчика, НПФ, банка-кастодиана и ООУИПА, включая случаи ликвидации или банкротства;
- Кроме того, в течение всего переходного этапа к накопительной пенсионной системе государство нес?т обязательства перед гражданами, имевшими трудовой стаж до начала пенсионной реформы, а также гарантирует состоявшимся пенсионерам право на получение пенсий и сохранение их получаемого размера из Государственного центра по выплатам пенсий с учетом уровня инфляции;
— Накопительная пенсионная система обязывает задействованное в ней население нести самостоятельную ответственность за уровень своего дохода после выхода на пенсию, так как источником пенсионных выплат станут сформированные ими на индивидуальных пенсионных счетах накопления. Кроме того, каждому гражданину предлагается возможность за счет добровольных пенсионных взносов увеличить свои накопления и тем самым обеспечить себе более высокий доход после завершения трудовой деятельности (третий уровень).Дальнейшее исправное функционирование пенсионной системы будет способствовать решению важных социальных и экономических задач, среди которых:
- снятие с государства и налогоплательщиков части обязательств по социальному обеспечению граждан пенсионного возраста;
- обеспечение более эффективной и справедливой системы пенсионного обеспечения вкладчиков после достижения ими пенсионного возраста с учетом размера их заработной платы в течение трудовой деятельности, длительности уплаты пенсионных взносов и эффективности инвестирования пенсионных накоплений;
- развитие отечественного фондового рынка;
4.2 Количество пенсионных фондов.
По состоянию на 01.11.2010г. в Казахстане
Осуществляет лицензированную деятельность 13 накопительных пенсионных фондов (далее — фонды).
Лицензии на инвестиционное управление пенсионными активами фондов имеют 15 компаний, из них 12 фондов имеют лицензию на самостоятельное управление пенсионными активами. 10 банков осуществляют кастодиальную деятельность, 6 банков осуществляют кастодиальное обслуживание фондов: АО «HSBC Банк Казахстан», АО «Банк Центр Кредит», АО Народный Сберегательный Банк Казахстана», АО «Евразийский банк», АО «АТФ Банк» и АО «Ситибанк Казахстан».
Наименование НП |
Банки-Кастодиан |
||
1 |
АО НПФ «ГНПФ |
АО «Ситибанк Казахстан» |
|
2 |
АО НПФ Народного банка Казахстана — ДО АО «Народный Банк Казахстана |
АО «Ситибанк Казахстан» |
|
3 |
АО НПФ «БТА Казахстан» — ДО АО «БТА Банк» |
АО «Евразийский Банк» |
|
4 |
АО НПФ «Капитал» — ДО АО «Банк ЦентрКредит» |
АО «АТФ Банк» |
|
5 |
АО НПФ «Казахмыс |
АО «Народный Банк Казахстана» |
|
6 |
АО НПФ «Отан» — ДО АО АТФ Бан |
АО «Банк ЦентрКредит» |
|
7 |
АО НПФ «НефтеГаз-Дем |
АО «АТФ Банк» |
|
8 |
АО НПФ «Аманат Казахстан» |
АО «АТФ Банк» |
|
9 |
АО НПФ «Улар Умiт» |
АО «Народный Банк Казахстана» |
|
10 |
АО НПФ «Грантум» — ДО АО «Казкоммерцбанк |
ДБ АО «HSBC Банк Казахстан» |
|
11 |
АО «Евразийский НПФ |
ДБ АО «HSBC Банк Казахстан |
|
12 |
АО НПФ «Атамекен» — ДО АО «Нурбанк |
АО «Народный Банк Казахстана» |
|
13 |
13 АО НПФ «Республика |
АО «Евразийский Банк» |
|
Количество филиалов по стране 76 и 49 представительств фондов.
На этапе становления особая стратегическая роль, заключавшаяся в стимулировании развития накопительной пенсионной системы, была отведена Государственному накопительному пенсионному фонду (ГНПФ).
ГНПВ стал своеобразной стартовой площадкой пенсионной реформы в стране: он стал первым накопительным фондом страны, принял первый пенсионный взнос и первым среди пенсионных фондов получил право на самостоятельное управление пенсионными активами. В настоящее время ГНПФ работает в конкурентной борьбе НФП, имеет разветвленную филиальную сеть по всему Казахстану — 18 филиалов во всех областных центрах, 97 агентских пунктов, 2 центра персонального обслуживания (г.г.Алматы и Астана)Сегодня ГНПФ — один из крупнейших пенсионных фондов страны, занимающий лидирующие позиции по количеству вкладчиков, по объемам пенсионных накоплений и осуществленных выплат.
Заключение
По состоянию на 1 мая 2010 года в республике функционируют 14 накопительных пенсионных фондов, которые имеют в регионах республики 76 филиалов и 75 представительств.
Инвестиционное управление пенсионными активами накопительных пенсионных фондов осуществляют 10 организаций, из них 3 накопительных пенсионных фонда, имеющие лицензию на самостоятельное управление пенсионными активами. Пенсионные активы всей системы на 01.05.2010 г. составляют 92 101 528 тыс. тенге [8].
В исследованиях западных экспертов, обобщающих опыт стран мирового сообщества в проведении пенсионных реформ, основанных на накопительной системе, деятельность Казахстана признана одной из наиболее перспективных.Самым важным достижением накопительной пенсионной реформы не смотря на критику в ее адрес, раздающихся с разных сторон, явилось упрочившееся доверие население по отношению к накопительным пенсионным фондам и всей накопительной пенсионной системе, заинтересованность людей в судьбе своих пенсионных накоплений.Существуют также проблемы, связанные с проведением пенсионной реформы. Это, прежде всего защита интересов вкладчиков накопительных пенсионных фондов, это не всегда здоровая конкуренция между пенсионными фондами, давление работодателей при выборе работником пенсионного фонда, в результате многие вкладчики имеют накопления в нескольких фондах, что идёт в разрез с Законом и создаёт трудности в поиске пенсионных вкладов.Учитывая то, что накопительная пенсионная система одна из важнейших сфер социальной защиты населения страны, государственное регулирование должно быть неотъемлемой частью системы.Система имеет сложную структуру, основанную на трёхстороннем кастодиальном договоре. И если Государство лицензирует деятельность накопительных пенсионных фондов, то оно обязано строго контролировать и регулировать их деятельность. В целях защиты интересов вкладчиков и получателей пенсий прежде всего необходимо: установить жёсткий контроль за деятельностью Накопительных пенсионных фондов, банков-кастодианов и организаций, осуществляющих инвестиционное управление; исключить возможность нецелевого использования пенсионных накоплений накопительными пенсионными фондами посредством их полномочий по распоряжению активами; обеспечение сохранности пенсионных накоплений посредством инвестирования их в активы по ограниченному перечню, исходя из их надёжности ;исключение обесценения пенсионных накоплений в результате инфляции за счёт создания условий для инвестирования их в активы, включая государственные ценные бумаги Республики Казахстан, обеспечивающие реальную доходность; публичность и прозрачность информации финансового состояния накопительных пенсионных фондов и организаций осуществляющих инвестиционное управление; внешний аудит, оценку активов и состояние баланса накопительных пенсионных фондов и организаций осуществляющих инвестиционное управление; введение механизмов резервирования и страхования средств для защиты от возможных банкротов пенсионных накопительных фондов в период деятельности; обеспечение возможности свободного перевода вкладчиком пенсионных накоплений из одного фонда в другой; обеспечение возможности перевода пенсионных активов фондом из одного банка-кастодиана в другой по его выбору, а также в случае банкротства кастодиана; к организациям осуществляющие инвестиционное управление должны предъявляться следующие требования: надёжность и требовательность, диверсификация рисков, предельные ограничения на маркетинговые и административные расходы, строгое регулирование и контроль со стороны соответствующего надзорного органа.
Значение государственного регулирования пенсионной системы для общества становится всё более существенным.
Кризис на мировом финансовом рынке оказал свое негативное влияние на деятельность накопительной пенсионной системы. Сегодняшняя ситуация — серьезный экзамен накопительных пенсионных фондов. На деле проявляется надежность, которое некоторое время назад многие связывали в первую очередь с масштабами того или иного фонда. Практика показывает, что в кризисной ситуации такие ориентиры оказались не совсем верными. Как раз самые большие потери понесли фонды, входящие по числу вкладчиков в сумме пенсионных активов в первую пятерку.
Подведя итог семестровой работы, можно сделать вывод, что создание новой пенсионной реформы, адекватной рыночной экономике является неотложной задачей реальной защиты населения в новых экономических условиях. В то же время реализация этой задачи возможна при условии проведения государственной реформы всей системы социальной защиты. Была определена основная цель пенсионной реформы — построение финансово устойчивой, учитывающий экономический рост, и справедливой системы, соразмеряющий трудовой вклад с пенсией через персонифицированный учет пенсионных взносов.
Список литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://ddmfo.ru/semestrovaya/pensionnyie-fondyi-v-rk/
1.Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу -«Новый Казахстан в новом мире» от 28 февраля 2007 года.
2. Постановление Правительства Республики Казахстан от 27 октября 2006 года 223. Об утверждении инструкции о нормативных значениях пруденциальных нормативов, методике их расчетов для организаций, осуществляющих инвестиционное управление пенсионными активами.
3. Постановление Правительства Республики Казахстан от 31 августа 2004 года 917. О среднесрочном плане социально-экономического развития Республики Казахстан на 2005-2007 годы.
4. Закон РК от 20.06.1997г. 136-I «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 05.06.2006г.)
5. Закон РК «О социальной защите граждан в РК» от 18 декабря 1992года
6. Абду А. Растут активы накопительных пенсионных фондов. — // Арка Атары. — 2002. — 28 марта. — 35
7. Абсалямова Н. Социальной защите — адресность: (о концепции социальной защиты населения).
— // Казахстанская правда. — 2002. — 29 октября
8. Адамбекова А. Анализ пенсионного рынка Казахстана. — // Банки Казахстана. — 2006. — 7
9. Баймуратов У.Б., Тулепбаев К.М. Пенсионная реформа Казахстана: итоги, проблемы. — // Банки Казахстана. — 2002.
10. Бакирова А. Реформирование пенсионного фонда в Казахстане. — // Саясат. — 2003. — 3 — 4
11. Бельгибаева И.Н. Анализ современного состояния пенсионного обеспечения в РК: пенсионная система.-//Труд в Казахстане. Проблемы. Факты. Комментарии. — 2004. — 4