С 1 января 2023 года в Российской Федерации вступила в силу масштабная реформа системы социального обеспечения, ознаменованная созданием Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации (Социального Фонда России, СФР) путем объединения Пенсионного фонда России (ПФР) и Фонда социального страхования (ФСС).
Это событие стало не просто административным слиянием, но и стратегическим шагом, направленным на унификацию процедур, внедрение принципа «единого окна» для граждан и бизнеса, а также на повышение эффективности управления государственными социальными средствами.
Актуальность настоящего Отчета по производственной практике обусловлена необходимостью анализа деятельности регионального Отделения СФР по Томской области в новых организационных и правовых реалиях. Устаревшие методические материалы и отчеты, описывающие работу ПФР, не отражают текущее состояние дел, что делает критически важным изучение современного функционала и достигнутых результатов.
Целью данной работы является проведение комплексного и документально подтвержденного анализа текущей деятельности Отделения СФР по Томской области в период 2023–2025 гг., оценка эффективности его работы и определение ключевых направлений развития.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи, соответствующие ключевым исследовательским вопросам:
- Определить ключевые нормативно-правовые и организационные изменения, произошедшие в системе социального обеспечения РФ после создания СФР.
- Изучить текущую структуру, общие функции и специфические инициативы Отделения СФР по Томской области.
- Проанализировать количественные показатели и результаты работы Отделения за 2024–2025 гг. по основным видам деятельности (пенсионное обеспечение, социальные выплаты, материнский капитал).
- Оценить степень внедрения цифровизации и проактивного предоставления услуг в региональном Отделении.
- Сформулировать выводы и предложения по повышению эффективности деятельности Отделения СФР по Томской области.
Структура Отчета отражает академический подход: работа последовательно раскрывает нормативно-правовую базу, организационное устройство, количественные результаты и, наконец, социальную миссию и перспективы регионального органа.
Глава 1. Нормативно-правовые и организационные основы деятельности СФР
Правовой статус и стратегические цели Фонда пенсионного и социального страхования РФ (СФР)
Создание Социального Фонда России стало одним из наиболее значимых событий в сфере социального права и государственного управления последних лет. Оно было зафиксировано Федеральным законом от 14.07.2022 № 236-ФЗ «О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации», который определил СФР как государственный внебюджетный фонд, находящийся в подчинении Правительства Российской Федерации.
Отчет о деятельности Отделения Социального фонда России по Чувашской ...
... регионе. Представить актуальные экономические и социальные показатели деятельности Отделения СФР по Чувашской Республике. Правовой статус и институциональные основы Фонда пенсионного и социального страхования Федеральный закон № ... к созданию Социального фонда России, закреплены в Федеральном законе от 14 июля 2022 г. № 236-ФЗ «О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации». Этот ...
Стратегические цели объединения ПФР и ФСС были продиктованы необходимостью устранения административных барьеров и повышения клиентоориентированности системы:
- 
Унификация и оптимизация: Слияние двух крупнейших социальных фондов позволило объединить многочисленные базы данных, что сократило дублирование функций и существенно упростило внутренние процессы администрирования. И что из этого следует? В результате консолидации значительно снизилась вероятность ошибок, связанных с передачей данных между ранее разрозненными ведомствами, гарантируя гражданам более точное и своевременное назначение выплат. 
- 
Принцип «Единого окна»: Ключевым достижением для граждан стало внедрение этого принципа. Теперь все федеральные выплаты — от пенсий и пособий по временной нетрудоспособности до материнского капитала и обеспечения техническими средствами реабилитации (ТСР) — предоставляются в единых офисах клиентского обслуживания СФР или через единую цифровую платформу «Госуслуги». Это значительно снизило бюрократическую нагрузку на получателей услуг. 
- 
Повышение качества обслуживания: За счет консолидации ресурсов и создания единой цифровой платформы повысилась скорость и прозрачность принятия решений по предоставлению мер социальной поддержки. Разве не является проактивный принцип высшей формой проявления этого повышения качества, когда государство инициирует помощь, не дожидаясь заявления? 
СФР аккумулирует и управляет средствами обязательного пенсионного, социального, медицинского страхования, а также средствами обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Таким образом, Фонд стал единым финансово-административным центром всей государственной системы социального обеспечения.
Нововведения в системе администрирования страховых взносов и отчетности (с 2023 года)
Объединение фондов повлекло за собой кардинальные изменения для страхователей (работодателей), связанные с администрированием страховых взносов и предоставлением отчетности. Эти изменения стали ключевым элементом реформы, обеспечивающим ее финансовую и операционную эффективность.
1. Единый тариф страховых взносов.
С 2023 года был введен единый тариф страховых взносов, который заменил раздельную уплату взносов в ПФР, ФСС и ФОМС. Для большинства страхователей этот тариф составляет:
- 30% с суммы выплат, не превышающей единую предельную базу (которая в 2025 году установлена на уровне 2 759 000 рублей).
- 15,1% с суммы выплат, превышающей предельную базу.
Это упрощение позволило страхователям перечислять средства одним платежом, что облегчило бухгалтерские и налоговые процедуры.
2. Единая форма отчетности (ЕФС-1).
Одним из наиболее значимых нововведений является внедрение единой формы сведений (ЕФС-1).
Эта форма стала универсальной и заменила собой сразу четыре ранее действовавшие формы, которые страхователи подавали в разные фонды:
- 4-ФСС(Отчетность по взносам на травматизм)
- СЗВ-ТД(Сведения о трудовой деятельности)
- СЗВ-СТАЖ(Сведения о стаже)
- ДСВ-3(Реестры застрахованных лиц, за которых перечислены дополнительные страховые взносы)
Форма ЕФС-1 является модульной и сдается в различные сроки в зависимости от содержащегося в ней раздела, что требует от работодателей высокой дисциплины и точности. Тем не менее, консолидация отчетности в одну форму существенно снизила риск ошибок при ее заполнении и сдаче.
| Старая форма (до 2023 г.) | Новая форма (с 2023 г.) | Назначение раздела | Периодичность | 
|---|---|---|---|
| СЗВ-ТД | Подраздел 1.1 | Сведения о трудовой деятельности | По мере необходимости (при приеме/увольнении) | 
| СЗВ-СТАЖ | Подраздел 1.2 | Сведения о страховом стаже | Ежегодно | 
| 4-ФСС | Раздел 2 | Сведения о взносах на травматизм | Ежеквартально | 
| ДСВ-3 | Раздел 3 | Сведения о доп. взносах на накопительную пенсию | Ежеквартально | 
Таким образом, создание СФР и сопутствующие ему нормативные акты не просто изменили вывеску, но и перестроили фундамент взаимодействия государства с гражданами и бизнесом, сделав акцент на интеграции и цифровизации.
Глава 2. Организационная структура и функции Отделения СФР по Томской области
Общая характеристика и структура ОСФР по Томской области
Региональные отделения СФР являются ключевым звеном в реализации государственной социальной политики на местах. Официальное наименование органа, на базе которого проходила практика, — Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Томской области (ОСФР по Томской области).
Организация находится по центральному адресу: г. Томск, пр. Кирова, 41/1. Управляющим Отделением СФР по Томской области является Мальцев Дмитрий Борисович.
Организационная структура ОСФР по Томской области адаптирована под принцип «единого окна» и обеспечивает экстерриториальное предоставление услуг. Для удобства граждан на территории региона действует 23 единых офиса клиентского обслуживания. Эти офисы заменили собой как бывшие клиентские службы ПФР, так и отделения ФСС, что позволяет жителям области обращаться за любой услугой, независимо от места их регистрации.
Основные подразделения Отделения включают:
- Управление по назначению и выплате пенсий;
- Управление социальных выплат;
- Управление по персонифицированному учету и администрированию страховых взносов (взаимодействие со страхователями);
- Управление по работе с обращениями граждан и контрольно-ревизионный отдел;
- Отдел по обеспечению техническими средствами реабилитации (ТСР).
В марте 2024 года, в рамках расширения доступности, был открыт новый, полностью адаптированный для маломобильных граждан офис клиентской службы Томского района по адресу: г. Томск, ул. Белинского, 61а, оснащенный современной цифровой зоной самообслуживания.
Основные направления деятельности и предоставления государственных услуг
Деятельность ОСФР по Томской области охватывает весь спектр социальных обязательств государства перед гражданами, объединяя бывшие функции двух фондов. Ключевые направления включают:
| Направление деятельности | Краткое описание функций | 
|---|---|
| Пенсионное обеспечение | Назначение, перерасчет и выплата всех видов пенсий (страховые, социальные, по государственному обеспечению). Ведение индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц (персонифицированный учет). | 
| Социальные выплаты | Предоставление ежемесячных денежных выплат (ЕДВ), федеральных социальных доплат, выплат по временной нетрудоспособности, пособий по беременности и родам, единых пособий на детей, пособий по уходу за детьми. | 
| Материнский капитал | Выдача государственных сертификатов, контроль за целевым использованием средств, перечисление средств по заявкам граждан. | 
| Обеспечение ТСР и санаторно-курортное лечение | Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, включая протезно-ортопедические изделия. Предоставление путевок на санаторно-курортное лечение. | 
| Взаимодействие со страхователями | Администрирование страховых взносов, прием отчетности ЕФС-1, проведение камеральных и выездных проверок. | 
Инициативы по повышению доступности услуг в регионе
ОСФР по Томской области демонстрирует проактивный подход к повышению доступности услуг, внедряя региональные инициативы, выходящие за рамки федерального стандарта:
1. Расширение графика приема граждан.
С марта 2024 года в Отделении был расширен график работы клиентских служб. Введена практика приема граждан в дополнительный выходной день — каждую последнюю субботу месяца. Эта мера позволяет работающим гражданам получить личную консультацию или оформить документы без отрыва от основной занятости. За первые четыре месяца работы в этом режиме специалисты приняли более 2500 человек, что подтверждает высокий спрос на данную услугу.
2. Региональная программа компенсации за ТСР.
С 1 июля 2024 года в Томской области заработал уникальный региональный механизм компенсации стоимости технических средств реабилитации (ТСР).
Эта программа, реализуемая ОСФР совместно с региональными властями, направлена на предоставление компенсаций за ТСР, которые не включены в федеральный перечень, но необходимы инвалидам для улучшения качества жизни. Какой важный нюанс здесь упускается? Финансирование из областного бюджета (25 миллионов рублей в 2024 году) указывает на то, что региональное Отделение успешно использует принцип софинансирования, чтобы максимально адаптировать федеральные полномочия к уникальным локальным потребностям населения.
- Примеры компенсируемых средств: смарт-часы для людей с нарушением слуха, смартфоны с голосовым сопровождением и специализированные приспособления.
- На реализацию данной программы из областного бюджета в 2024 году было выделено 25 миллионов рублей.
Эта инициатива подчеркивает социальную ответственность регионального Отделения и его способность адаптировать федеральные полномочия к локальным потребностям населения.
Глава 3. Анализ количественных показателей и цифровизации деятельности (2024–2025 гг.)
Проведение анализа количественных показателей является ключевым методом оценки эффективности деятельности регионального Отделения СФР. Представленные ниже данные отражают результаты работы ОСФР по Томской области в 2024–2025 годах.
Динамика и структура пенсионного обеспечения в регионе
Пенсионное обеспечение остается крупнейшим блоком работы ОСФР. Статистика региона демонстрирует стабильно высокую нагрузку на систему, а также значительные объемы финансовых потоков, направляемых на выплаты.
Ключевые показатели пенсионного обеспечения (на сентябрь 2025 года):
| Показатель | Значение | Примечание | 
|---|---|---|
| Общая численность пенсионеров | 283 000 человек | Общее количество получателей всех видов пенсий. | 
| Доля получателей страховой пенсии по старости | 88% (252 000 человек) | Основная категория получателей. | 
| Средний размер страховой пенсии по старости | 25 700 рублей | Отражает уровень пенсионного обеспечения в регионе. | 
| Количество граждан, впервые вышедших на пенсию (2024 г.) | 10 400 человек | Показатель демографического и трудового замещения. | 
Индексация пенсий в 2024–2025 гг.:
- Страховые пенсии неработающих пенсионеров: С 1 января 2024 года проиндексированы на 7,5%. Индексация коснулась более 255,5 тысяч жителей региона.
- Социальные пенсии: С 1 апреля 2024 года увеличены на 7,5%. Выплаты повышены для 27,9 тысяч жителей региона.
- Перерасчет работающим пенсионерам: С 1 августа 2025 года произведен ежегодный перерасчет страховых пенсий для более 65,2 тысяч работающих пенсионеров на основе накопленных ими пенсионных баллов за предыдущий год.
Реализация социальных выплат и программы материнского капитала
Одной из важнейших функций СФР является предоставление мер социальной поддержки семьям с детьми и отдельным категориям граждан.
1. Пособия и родовые сертификаты:
В 2024 году ОСФР по Томской области активно реализовывало меры поддержки семей. Общая сумма выплат по пособиям по временной нетрудоспособности родителям, осуществляющим уход за детьми до 8 лет, превысила 630 млн рублей, назначено 58 579 пособий.
Программа родовых сертификатов также является значимым направлением. С начала 2025 года оплачены медицинские услуги по родовым сертификатам для 5153 женщин, на что направлено более 52 млн рублей. Эти средства покрывают услуги женской консультации, роддома и патронаж ребенка в первый год жизни.
2. Материнский (семейный) капитал (МСК):
В рамках программы МСК, размер выплат ежегодно индексируется. С 1 февраля 2025 года произошло увеличение МСК на 9,5%:
| Направление МСК | Размер выплаты (с 01.02.2025 г.) | 
|---|---|
| На первого ребенка (рожденного с 2020 г.) | 690 266,95 рублей | 
| На второго ребенка (если не было права на первого) | 912 162,09 рублей | 
Использование средств МСК в регионе остается традиционным. С начала 2025 года более 780 семей направили средства на образование детей. Всего за время действия программы на эти цели средства использовали 14 281 житель региона.
Внедрение проактивного принципа и оценка цифровизации
Ключевым индикатором эффективности реформы СФР стала реализация проактивного (беззаявительного) принципа предоставления услуг, основанного на максимальном использовании цифровых технологий и межведомственного взаимодействия.
Объем проактивно оказанных услуг:
В 2023 году Отделением СФР по Томской области было проактивно оказано свыше 250 тысяч услуг более чем 230 тысячам жителей региона. Это означает, что гражданам не требовалось подавать заявление для получения положенной им меры поддержки.
Виды проактивных услуг:
- Сертификаты на материнский капитал: Оформляются автоматически после получения данных из ЗАГС о рождении ребенка.
- СНИЛС для новорожденных: С начала 2024 года проактивно открыто свыше 1800 лицевых счетов (СНИЛС) для младенцев.
- Повышенная фиксированная выплата к пенсии: Устанавливается автоматически пенсионерам по достижении ими 80 лет.
- Пособия по беременности и родам: Назн��чаются автоматически на основании данных электронного листка нетрудоспособности.
Высокий показатель проактивности свидетельствует о том, что ОСФР по Томской области успешно интегрировало информационные системы ПФР и ФСС и перешло к клиентоориентированной модели, где государство само инициирует предоставление положенных выплат, а не ждет обращения гражданина. Однако, если мы посмотрим на проблемы и вызовы, с которыми сталкивается Отделение, становится очевидно, что даже высокая степень автоматизации не устранила полностью необходимость личного взаимодействия, особенно среди пожилого населения.
Глава 4. Социальная миссия, вызовы и перспективы развития ОСФР по Томской области
Социальная инфраструктура: Развитие Центров общения старшего поколения (ЦОСП)
Деятельность СФР не ограничивается исключительно финансовыми выплатами и административными процедурами. Важной частью социальной миссии Фонда является работа по борьбе с социальной изоляцией пожилых людей и их вовлечению в активную жизнь.
В Томской области ОСФР активно развивает сеть Центров общения старшего поколения (ЦОСП). На сентябрь 2025 года в регионе действует 9 таких Центров, последний из которых был открыт в сельском поселении Тегульдет.
Функции ЦОСП:
- Коммуникационная площадка: Организация досуга, кружков, лекций и мастер-классов.
- Информационная поддержка: Проведение консультаций по вопросам пенсий, социальных выплат и цифровой грамотности.
- Социальная активность: Вовлечение пенсионеров в волонтерскую деятельность и общественные проекты.
С начала 2025 года в ЦОСП региона было проведено более 360 мероприятий, в которых приняло участие около 1 тысячи пенсионеров. Эти центры выполняют важнейшую психосоциальную функцию, подтверждая, что СФР является не только финансовым институтом, но и элементом социальной инфраструктуры. Кроме того, ОСФР продолжает обеспечивать реабилитацию и оздоровление граждан. С начала 2025 года более 710 жителей региона получили путевки на санаторно-курортное лечение через Отделение.
Основные проблемы и перспективы развития Отделения СФР
Несмотря на очевидные успехи в интеграции и цифровизации, ОСФР по Томской области сталкивается с рядом системных вызовов, характерных для постреформенного периода:
Проблемы и вызовы:
- Сопротивление цифровизации у отдельных категорий граждан: Хотя принцип проактивности упрощает получение услуг, значительная часть пожилых граждан по-прежнему предпочитает личное обращение. Об этом свидетельствует высокий спрос на прием в дополнительный день (субботу).
- Качество данных и интеграция систем: Полное устранение устаревших или дублирующих данных, накопленных в ПФР и ФСС, требует длительного времени и постоянной работы по верификации сведений. От этого зависит бесперебойность проактивного предоставления услуг.
- Повышение квалификации персонала: Специалистам клиентских служб теперь необходимо владеть знаниями по двум крупным блокам законодательства (пенсии и социальное страхование), что требует непрерывного обучения и адаптации.
Перспективы развития:
- Дальнейшая автоматизация: Полный переход к проактивному назначению всех возможных видов пособий и пенсий, включая автоматическое назначение социальных пенсий по инвалидности.
- Расширение сети ЦОСП: Открытие новых Центров общения старшего поколения в отдаленных и сельских районах Томской области для охвата максимального числа пожилых жителей.
- Развитие региональных инициатив: Продолжение сотрудничества с областной администрацией по расширению перечня и финансированию мер поддержки, таких как компенсация за ТСР, не входящие в федеральный список.
Заключение
Прохождение производственной практики в Отделении Социального Фонда России по Томской области позволило получить глубокое представление о функционировании обновленной системы социального обеспечения Российской Федерации. Реформа 2023 года, инициированная Федеральным законом № 236-ФЗ, успешно создала единый орган, призванный повысить эффективность и доступность государственных социальных услуг.
Ключевые выводы по итогам практики:
- Организационная Трансформация: ОСФР по Томской области успешно завершило этап интеграции, консолидировав функции ПФР и ФСС, внедрив единый тариф страховых взносов и унифицировав отчетность через форму ЕФС-1.
- Региональная Специфика и Доступность: Отделение демонстрирует клиентоориентированный подход, выраженный в расширении графика приема граждан (субботний день) и реализации уникальных региональных программ, таких как компенсация за технические средства реабилитации вне федерального перечня, на что в 2024 году было выделено 25 млн рублей.
- Высокие Количественные Показатели: Региональный офис эффективно справляется с основной нагрузкой. На сентябрь 2025 года выплаты получают 283 тысячи пенсионеров при среднем размере страховой пенсии 25 700 рублей. Значительные объемы средств направляются на поддержку семей (более 630 млн рублей на пособия по уходу за детьми).
- Успех Цифровизации: Внедрение проактивного принципа стало ключевым индикатором эффективности. Оказание свыше 250 тысяч проактивных услуг в 2023 году (СНИЛС, Маткапитал) свидетельствует о высоком уровне автоматизации процессов.
- Социальная Миссия: Развитие сети из 9 Центров общения старшего поколения в регионе подтверждает, что СФР выходит за рамки административных функций, активно работая над социальной адаптацией и борьбой с изоляцией пожилых граждан.
Рекомендации по улучшению деятельности Отделения СФР по Томской области:
- Усиление информирования о проактивных услугах: Разработать целевые информационные кампании, ориентированные на пожилое население, для повышения доверия к автоматизированным услугам и снижения нагрузки на клиентские службы.
- Оптимизация консультационного процесса: Внедрить систему «Умный колл-центр» с интеграцией ИИ-решений для первичной обработки типовых запросов, что позволит специалистам сосредоточиться на сложных, индивидуальных кейсах, повышая качество консультирования.
- Развитие удаленных рабочих мест: Рассмотреть возможность организации периодических выездных консультационных пунктов в отдаленных населенных пунктах, где отсутствуют стационарные клиентские службы, для обеспечения максимальной территориальной доступности.
Отчет подтверждает, что Отделение СФР по Томской области является современным, высокотехнологичным и социально ориентированным органом, успешно выполняющим свою миссию в условиях новой организационной структуры.
Список использованной литературы
- Федеральный закон от 14.07.2022 N 236-ФЗ «О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации». Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».
- В 2024 году Отделение СФР по Томской области назначило выплаты из средств пенсионных накоплений 10 800 жителям региона // Literia.ru. URL: [Электронный ресурс].
- В Томской области в 2024 году выплачено более 630 млн рублей на пособия по уходу за детьми до 8 лет // BFM.ru. URL: [Электронный ресурс].
- Отделение СФР по Томской области проактивно открыло более 1800 СНИЛС новорожденным в 2024 году // Социальный фонд России. URL: [Электронный ресурс].
- С 1 августа Отделение СФР по Томской области увеличило страховые пенсии 65,2 тысяч работающих пенсионеров региона // Социальный фонд России. URL: [Электронный ресурс].
- Более 230 тысяч жителей региона проактивно получили услуги Отделения СФР по Томской области в 2023 году // BezFormata.com. URL: [Электронный ресурс].
- Клиентская служба Томского района: новый адрес — г. Томск, ул. Белинского, 61а // Социальный фонд России. URL: [Электронный ресурс].
- С 1 апреля 2024 года Отделение СФР по Томской области на 7,5% проиндексировало социальные пенсии более 27,9 тысячи жителей региона // BezFormata.com. URL: [Электронный ресурс].
- Соцфонд в Томской области выплатил в текущем году более 50 млн рублей по родовым сертификатам // GT-Tomsk.ru. URL: [Электронный ресурс].
- Каждую последнюю субботу месяца клиентские службы Отделения СФР по Томской области приглашают жителей региона на прием // Социальный фонд России. URL: [Электронный ресурс].
- План мероприятий на 2025 год — Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Томской области // Социальный фонд России. URL: [Электронный ресурс].
- Свыше 10 400 жителей Томской области вышли на пенсию в 2024 году // Социальный фонд России. URL: [Электронный ресурс].
