По итогам 2024 года объем страховых взносов в Российской Федерации достиг беспрецедентного значения в 3,7 трлн рублей, что на 62,8% превысило показатели предыдущего года и значительно опередило темпы роста национальной экономики. Этот взрывной рост, однако, сопровождается структурным парадоксом: более половины рынка (55%) теперь занимает страхование жизни, преимущественно за счет краткосрочных инвестиционных продуктов, что ставит под вопрос устойчивость и долгосрочную роль сектора как источника «длинных» денег.
Теоретико-методологические основы организации страхового дела
Актуальность исследования организации и развития страхового дела в Российской Федерации определяется ключевой ролью страхования в современной финансовой системе. Страхование выступает не только как механизм защиты имущественных интересов физических и юридических лиц от непредвиденных рисков, но и как важный институт, аккумулирующий значительные инвестиционные ресурсы, способствующий социальной стабильности и экономическому росту.
Предмет исследования — экономические отношения, возникающие в процессе формирования и функционирования страхового рынка в РФ, а также комплекс регуляторных мер, направленных на его совершенствование. Объект исследования — система страхового дела Российской Федерации в контексте трансформационных процессов 2020–2025 годов.
Методология исследования основана на сочетании общенаучных методов (анализ, синтез, индукция и дедукция) и специализированных экономических приемов. В работе использовались методы статистического и сравнительного анализа актуальных данных Центрального банка РФ и отраслевых рейтинговых агентств, а также метод системного подхода для оценки взаимосвязи между регуляторной средой и динамикой рынка. Особое внимание уделено нормативному анализу действующего федерального законодательства, поскольку именно правовые рамки определяют степень доверия и финансовую устойчивость всей системы.
Маркетинговый анализ конкурентной среды российского рынка страхования ...
... — провести исчерпывающий маркетинговый анализ конкурентной среды российского рынка страхования жизни (2023–2025 гг.) с ... требует единообразного толкования терминов. Конкурентная среда страхового рынка — это система экономических отношений, возникающих ... исследования соответствует поставленной цели и включает анализ теоретических основ, детализированный статистический обзор динамики рынка, ...
Ключевой тезис: Сущность и функции страхования в соответствии с законодательством РФ
Страхование по своей экономической сути представляет собой особый вид экономических отношений по защите имущественных интересов страхователей при наступлении определенных страховых случаев за счет денежных фондов (страховых резервов), формируемых из уплачиваемых ими страховых премий (взносов).
В соответствии с Федеральным законом от 27.11.1992 № 4015-I «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (в текущей редакции), ключевые функции страхования включают:
- Фискальная функция: Формирование страховых фондов и уплата налогов страховщиками в бюджет.
- Превентивная (предупредительная) функция: Направление части средств страхового фонда на мероприятия по уменьшению страхового риска и предотвращению наступления страховых случаев.
- Сберегательная (инвестиционная) функция: Аккумулирование значительных финансовых ресурсов, которые направляются на инвестиции в экономику (особенно характерно для долгосрочного страхования жизни).
- Рисковая (основная) функция: Перераспределение ущерба между участниками страхового сообщества, что является самой сутью страховой деятельности.
Закон № 4015-I устанавливает строгую классификацию страхования по объектам:
- Страхование жизни (включая накопительное и инвестиционное страхование).
- Страхование иное, чем страхование жизни (non-life), которое делится на имущественное страхование, личное страхование (кроме страхования жизни), и страхование ответственности.
Эволюция научного осмысления страхового рынка и теория рисков
Анализ страхового дела невозможен без обращения к фундаментальным теоретическим основам. Среди российских ученых, внесших существенный вклад в развитие теории страхования, традиционно выделяют В.К. Шахова, Л.А. Орланюк-Малицкую, Т.А. Федорову и А.А. Цыганова. Их работы охватывают как классические аспекты (правовое регулирование, финансовая устойчивость), так и современные вызовы (риск-менеджмент, InsurTech).
Теория рисков в современном контексте рассматривает страхование как институциональный механизм управления неопределенностью. Особое значение имеет концепция модели жизненного цикла страхового рынка, которая предполагает, что рынок проходит стадии зарождения, бурного роста, зрелости и стагнации. Российский рынок, по мнению ряда экспертов, находится на стадии перехода от бурного, но незрелого роста (характеризующегося доминированием обязательных и краткосрочных видов) к более зрелой фазе, требующей повышения финансовой грамотности и развития долгосрочных продуктов.
В контексте современных финансовых рынков, все большее значение приобретает риск-ориентированное управление капиталом (ROA), которое легло в основу новой регуляторной парадигмы Банка России, требующей от страховщиков не просто соответствия минимальным капитальным требованиям, но и способности самостоятельно оценивать и покрывать свои риски (Enterprise Risk Management, ERM).
Этот подход означает, что чем выше риски, принимаемые компанией, тем больше капитала она должна резервировать.
Современная регуляторная и законодательная база страхового дела в РФ (2013–2025 гг.)
Ключевым этапом в истории современного российского страхового дела стала передача надзорных функций Центральному банку Российской Федерации в 2013 году. Этот шаг ознаменовал отказ от фрагментированной системы надзора и переход к модели мегарегулятора, что было необходимо для повышения стабильности финансового рынка в целом. Целью Банка России как регулятора является обеспечение финансовой устойчивости субъектов страхового дела, прозрачности их деятельности, а также защита прав и законных интересов страхователей.
Трехуровневая структура законодательства и роль Банка России
Нормативно-правовая база, регулирующая страховое дело в РФ, представляет собой иерархическую систему, включающую три основных уровня:
Уровень регулирования | Документы | Роль и значение |
---|---|---|
I уровень (Общее право) | Гражданский кодекс РФ (Глава 48), Налоговый кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ. | Устанавливают общие понятия, принципы договора страхования, налогообложение и правосубъектность страховщиков. |
II уровень (Специальное право) | Федеральный закон «Об организации страхового дела в РФ» № 4015-I, ФЗ об ОСАГО, ФЗ о сельскохозяйственном страховании. | Определяют специфику страховой деятельности, лицензирование, требования к уставному капиталу и правила надзора. |
III уровень (Ведомственное регулирование) | Акты, положения, инструкции и указания Центрального банка РФ. | Детализируют требования к финансовой отчетности, формированию страховых резервов, инвестиционной деятельности и процедурам риск-менеджмента. |
Ведомственные акты Банка России (Указания, Положения) являются наиболее динамичной частью законодательной базы, поскольку именно через них реализуется оперативное управление рынком и внедряются новые стандарты. В 2024 году наблюдается дальнейшее усиление регулирования, направленное на повышение прозрачности и соответствия международным стандартам.
Внедрение риск-ориентированного надзора (ROA) и его международная основа
Современное регулирование в России активно переходит от формального подхода, основанного на соблюдении минимальных нормативов, к риск-ориентированному надзору (Risk-Oriented Approach, ROA).
Модель ROA, внедряемая Банком России, строится по аналогии с международной практикой Solvency II (Европейский стандарт регулирования платежеспособности страховщиков), хотя и адаптирована под российские реалии. Главная цель ROA — гарантировать, что капитал страховщика достаточен для покрытия рисков, которые он принимает, а также стимулировать компании к более качественному внутреннему управлению рисками.
Внедрение риск-ориентированных подходов осуществляется поэтапно:
- С января 2023 года были введены новые требования к расчету страховых резервов, обязательствам и активам, принимаемым для их покрытия.
- С июля 2025 года вступят в силу требования к оценке величины страхового риска для сегмента страхования жизни. Этот этап предусматривает использование более точной внутренней модели оценки рисков, что требует от компаний значительных инвестиций в IT-инфраструктуру и квалификацию актуариев.
- Запланировано дальнейшее расширение ROA для сегмента иного, чем страхование жизни (non-life), что позволит регулятору получать более точное представление о реальной платежеспособности страховщиков, работающих в сегментах ОСАГО, КАСКО и имущественного страхования.
Обеспечение финансовой устойчивости: Капитализация и инвестиционная деятельность
Финансовая устойчивость страховщика определяется его способностью своевременно и в полном объеме выполнять свои обязательства перед страхователями. Одним из ключевых инструментов обеспечения устойчивости являются требования к минимальному размеру уставного капитала (УК).
Важным регуляторным событием последних лет стал Федеральный закон № 631-ФЗ от 25.12.2023 г., который скорректировал сроки повышения минимального уставного капитала. Первоначально запланированное на 2024 год повышение было перенесено на 1 января 2025 года.
Тип страховщика | Минимальный УК (Текущий, млн руб.) | Минимальный УК (С 01.01.2025 г., млн руб.) |
---|---|---|
Универсальный страховщик (non-life) | 240 | 300 |
Страховщик жизни | 380 | 450 |
Перестраховщик | 520 | 600 |
Перенос сроков обусловлен необходимостью поддержки стабильности рынка в условиях высокой экономической неопределенности и сложной макроэкономической конъюнктуры, позволяя компаниям-аутсайдерам подготовиться к новым требованиям или принять решение о слиянии/поглощении.
Структурный анализ и динамика развития страхового рынка РФ (2020–2025 гг.)
Ключевой тезис: Анализ актуальных статистических показателей
Страховой рынок РФ продемонстрировал впечатляющую динамику в 2024 году. Объем страховых взносов увеличился на 62,8%, достигнув 3,7 трлн рублей. Этот рост значительно превзошел ожидания и был обеспечен преимущественно одним сегментом — страхованием жизни.
Макроэкономические показатели страхового рынка РФ (2024 г.)
Показатель | Значение (2024 г.) | Динамика (г/г) |
---|---|---|
Объем страховых премий | 3,7 трлн руб. | +62,8% |
Коэффициент проникновения (Премии/ВВП) | 1,9% | +0,6 п.п. |
Чистая прибыль | 462,8 млрд руб. | Рост в ~1,5 раза |
Рентабельность капитала (ROE) | 30,8% | +6,1 п.п. |
Несмотря на рекордный рост премий, коэффициент проникновения страхования остается низким (1,9%), что указывает на неполное использование потенциала рынка и его отставание от среднемировых показателей (менее 7%).
Как же достичь уровня, сопоставимого с развитыми экономиками, если не стимулировать долгосрочное страхование?
Структура рынка и уровень концентрации
Российский страховой рынок характеризуется высокой степенью концентрации и олигополистической структурой. По состоянию на 2024 год, количество действующих субъектов страхового дела продолжает сокращаться, а доминирующая позиция принадлежит ограниченному кругу крупнейших игроков.
Концентрация страхового рынка РФ (2024 г.)
Показатель концентрации | Доля в общем объеме премий |
---|---|
Доля пяти крупнейших страховщиков (ТОП-5) | 57,2% |
Доля десяти крупнейших страховщиков (ТОП-10) | 75,3% |
Такой высокий уровень концентрации может создавать системные риски, связанные с эффектом «too big to fail» (слишком крупный, чтобы рухнуть), а также ограничивать конкуренцию, что потенциально сказывается на качестве услуг и ценообразовании для конечного потребителя.
Парадокс роста: Доминирование краткосрочного страхования жизни (НСЖ/ИСЖ)
Анализ структуры рынка 2024 года выявляет уникальный парадокс: феноменальный рост рынка практически полностью обеспечен сегментом страхования жизни, сборы по которому превысили 2 трлн рублей (рост в 3,5 раза), и его доля на рынке выросла с 34% до 55%.
Однако, детальный анализ показывает, что этот рост обусловлен не классическим накопительным страхованием жизни (НСЖ), которое является источником «длинных» инвестиционных ресурсов, а краткосрочными, некредитными продуктами (НСЖ и ИСЖ).
Критический анализ краткосрочных продуктов:
По итогам 2024 года, доля премий по договорам со сроком действия не более 12 месяцев в некредитном страховании жизни выросла до 44%.
Этот тренд имеет две основные причины:
- Высокая ключевая ставка ЦБ РФ: Высокие ставки делают краткосрочные инвестиционные продукты, часто предлагаемые через банковский канал, привлекательными для граждан как альтернатива банковским вкладам.
- Налоговые преимущества: Краткосрочные продукты часто структурируются таким образом, чтобы использовать существующие налоговые льготы, привлекая клиентов, ориентированных на быстрый, а не долгосрочный доход.
Таким образом, рекордный рост российского страхового рынка носит структурно-неустойчивый характер. Он не способствует выполнению долгосрочной сберегательной функции и превращению страховщиков в крупнейших институциональных инвесторов, поскольку средства быстро выводятся с рынка, сводя на нет его макроэкономическое значение.
Сегмент non-life: Драйверы роста (ДМС, КАСКО) и их зависимость от экономической конъюнктуры
Сегмент страхования иного, чем страхование жизни (non-life), является традиционной основой рынка, но его рост в 2024 году был значительно скромнее — всего 2,8%, достигнув 1,8 трлн рублей.
Основные драйверы роста в non-life сегменте:
- ДМС (Добровольное медицинское страхование): Рост обусловлен расширением корпоративных социальных программ, а также инфляцией медицинских услуг.
- Добровольное автострахование (КАСКО): Рост связан с увеличением продаж новых автомобилей, особенно в кредит и лизинг.
Этот сегмент рынка крайне зависим от макроэкономической конъюнктуры: объемы кредитования, ставки рефинансирования, доходы населения и объемы импорта (влияющие на стоимость запчастей и, следовательно, на убыточность КАСКО).
Системные проблемы, вызовы и перспективы совершенствования страхового дела
Макроэкономические и структурные вызовы
Несмотря на рекордный рост сборов, системной проблемой, сдерживающей развитие страхового дела в России, остается низкий уровень проникновения страхования (1,9% к ВВП в 2024 г.).
Показатель проникновения (Премии/ВВП) | Значение |
---|---|
Россия (2024 г.) | 1,9% |
Среднемировой показатель (ОЭСР, 2019 г.) | ~7–9% |
Такое отставание сигнализирует о том, что страхование не является широко распространенным инструментом управления рисками для большинства населения и бизнеса. Ключевые вызовы:
- Низкая финансовая грамотность: Недостаточное понимание населением преимуществ долгосрочного страхования и инвестиционных продуктов.
- Доминирование «коротких» денег: Преобладание краткосрочных страховых продуктов (ИСЖ/НСЖ до 1 года) не позволяет рынку стать стабильным источником долгосрочных инвестиций, необходимых для реализации национальных проектов.
- Зависимость от кредитования: Значительная часть страховых премий (кредитное страхование жизни, ОСАГО, КАСКО) генерируется через банковский канал, что делает рынок уязвимым к изменениям денежно-кредитной политики Банка России.
Защита прав потребителей и Базовые стандарты
Обеспечение доверия потребителей является критически важным для развития рынка. Банк России активно работает над повышением прозрачности и защитой прав страхователей.
Ключевым инструментом стали Базовые стандарты Всероссийского союза страховщиков (ВСС), утвержденные ЦБ 10 августа 2018 года и ставшие обязательными к применению с 7 мая 2019 года. Эти стандарты регламентируют пор��док заключения договора, сроки выплат, требования к раскрытию информации и механизмы досудебного урегулирования споров.
Работа регулятора по защите прав потребителей:
- АИС страхования: Запуск Автоматизированной информационной системы страхования в 2024 году направлен на централизованный сбор данных, позволяя Банку России более эффективно выявлять недобросовестные практики и анализировать рыночные тенденции.
- Снижение жалоб: В 2024 году зафиксировано снижение количества жалоб потребителей, поступивших в Центробанк, на 30%. Основной причиной снижения стало улучшение процедуры оспаривания коэффициента бонус-малус (КБМ) в ОСАГО.
- Структура проблем: Несмотря на общее снижение, в I полугодии 2025 года ОСАГО (54,8%) и добровольное страхование жизни (13,3%) остаются лидерами по числу обращений, что указывает на сохранение системных проблем в этих сегментах (например, навязывание, некорректный расчет КБМ).
Цифровая трансформация и регуляторные инновации (InsurTech)
Цифровая трансформация (InsurTech) — это магистральное направление совершенствования страхового дела. Внедрение технологий искусственного интеллекта (AI), больших данных (Big Data) и блокчейна позволяет страховщикам персонализировать продукты, оптимизировать андеррайтинг и снижать операционные расходы.
Российский рынок обладает сильной базой для развития InsurTech: наличие квалифицированных IT-специалистов и активная разработка отечественного программного обеспечения. Перспективными направлениями являются экосистемные решения, интеграция страховых продуктов в нефинансовые сервисы и развитие новых видов покрытия, например, страхование от киберрисков.
Кейс: Автоматизация контроля ОСАГО
Одним из наиболее ярких примеров интеграции технологий и обязательного страхования является проект по автоматизации контроля наличия полисов ОСАГО с использованием камер фотовидеофиксации.
- Цель: Усилить контроль за соблюдением Федерального закона об ОСАГО, повысить дисциплину автовладельцев и снизить количество незастрахованных транспортных средств.
- План внедрения: Пилотный проект запланирован на конец 2025 года, а полноценное внедрение автоматизированного контроля с камер — с 1 сентября 2026 года.
- Регуляторный эффект: Автоматизированный контроль предусматривает потенциальный штраф (до 10 тыс. рублей за повторное нарушение), что должно привести к росту сборов по ОСАГО и, как следствие, к повышению социальной роли обязательного страхования.
Этот кейс демонстрирует, как регуляторные инновации, опирающиеся на цифровые технологии, могут стать мощным драйвером развития и повышения эффективности обязательных видов страхования.
Заключение
Современный этап развития страхового дела в Российской Федерации (2020–2025 гг.) характеризуется двумя доминирующими тенденциями: глубокой регуляторной трансформацией под эгидой Центрального банка и беспрецедентным, но структурно неустойчивым ростом.
Основные выводы:
- Регуляторная зрелость: Передача надзорных функций Банку России в 2013 году и последующее внедрение риск-ориентированного подхода (ROA), построенного по аналогии с Solvency II, обеспечили повышение финансовой устойчивости и прозрачности рынка. Нормативные новации, включая перенос сроков повышения минимального капитала на 2025 год, отражают стремление регулятора к балансу между стабильностью и адаптивностью в условиях экономической волатильности.
- Парадокс роста: Рекордный рост объема премий (3,7 трлн руб. в 2024 г.) был практически полностью обеспечен краткосрочными, некредитными продуктами страхования жизни (НСЖ/ИСЖ).
Доминирование договоров сроком до 12 месяцев (44% в некредитном страховании жизни) не позволяет рынку полноценно реализовать свою долгосрочную инвестиционную функцию.
- Системные вызовы: Низкий уровень проникновения страхования (1,9% к ВВП) остается ключевым структурным ограничением. Несмотря на снижение общего числа жалоб благодаря работе ЦБ и внедрению Базовых стандартов, проблемы в сегментах ОСАГО и добровольного страхования жизни сохраняются.
- Перспективы: Стратегическое совершенствование страхового дела связано с дальнейшей цифровой трансформацией (InsurTech). Кейс автоматизации контроля наличия полисов ОСАГО с помощью камер (внедрение с 1 сентября 2026 г.) является примером того, как технологии и регуляторная воля могут повысить проникновение и дисциплину в обязательном страховании, тем самым усиливая социальную роль отрасли.
Таким образом, для повышения роли страхования в финансовой системе РФ необходимо не только продолжать курс на риск-ориентированный надзор, но и стимулировать развитие долгосрочных накопительных продуктов, а также повышать финансовую грамотность населения, смещая фокус с краткосрочных спекулятивных инструментов на устойчивые механизмы управления рисками.
Список использованной литературы
- Федеральный закон от 27.11.1992 № 4015-I «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (с изм. и доп.) // Официальный сайт АГУ. URL: https://asu-edu.ru/images/files/kafedry/Finansy/discipliny/uchebniki/Osnovi_strahovaniya_2025.pdf
- Приказ Росстрахнадзора «Об утверждении «Положения о порядке дачи предписания, ограничения, приостановления и отзыва лицензии на осуществление страховой деятельности» от 19.06.1995 г. № 02-02/17.
- Агеев Н.Р. Страхование: теория, практика и зарубежный опыт. Москва: Юность, 1998. 371 с.
- Александров А.А. Страхование. Москва: ПРИОР, 1998. 137 с.
- Анализ рынка страховых услуг в России: проблемы, перспективы: научное издание // Журнал СФУ. URL: https://journal.sfu-kras.ru/article/10850
- Архипов А.Г. Страхование и региональная экономика // Финансы. 1998. №8. С. 25–31.
- Архипов А.Г. Структура региональных страховых рынков // Финансы. 1997. №3. С. 10–19.
- Базовые стандарты защиты прав потребителей финансовых услуг: решения Банка России // Банк России. URL: https://www.cbr.ru/press/event/?id=19430
- Гвозденко Я.Р. Основы страхования. Санкт-Петербург: ПРЕСС, 1999. 135 с.
- Доля премий физлиц в страховых сборах в РФ в 2024 году выросла до 75,8% // СТРАХОВАНИЕ СЕГОДНЯ. URL: insur-info.ru/press/190848/
- Ефимов С.Л. Деловая практика страхового агента и брокера. Москва: ЮНИТИ, 1996. 416 с.
- Жесткая денежно-кредитная политика затормозит рост страхового рынка в 2024 году // АКРА. URL: https://www.acra-ratings.ru/research/2759/
- Жиров А.Ю. Застрахован — на душе спокойно: законодательные и нормативные документы. Москва: ПРИОР, 1996. 224 с.
- Зернов А.А. Экономическая эффективность страхования // Финансы. 1997. №10. С. 25–28.
- Зубец А.Н. Влияние экономического кризиса на страховой рынок // Финансы. 1998. №9. С. 5–8.
- Зубец А.Н. Страховой маркетинг. Москва: АНКИЛ, 1998. 256 с.
- Зубец А.Н., Ковалев А.Н. Экономический кризис и страховой рынок // Финансы. 1998. №12. С. 11–19.
- Итоги 2024 года на страховом рынке и прогноз на 2025-й: короткие продукты двигают рынок // Эксперт РА. URL: https://raexpert.ru/researches/insurance/strah_itogi_1k2025/
- Комитет по финрынку Госдумы рекомендовал к I чтению законопроект о риск-ориентированном регулировании страховщиков // Финмаркет. URL: http://www.finmarket.ru/news/6474160
- МГИМО представил прогноз развития страхового рынка России на 2024 год // МГИМО. URL: https://mgimo.ru/about/news/main/mgimo-prognoz-razvitiya-strakhovogo-rynka-rossii-2024/
- Николенко Н.П. Развитие страхования в России // Финансы. 1999. №3. С. 31–42.
- ОБЗОР КЛЮЧЕВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТРАХОВЩИКОВ // Банк России. 2024. URL: https://www.cbr.ru/Collection/Collection/File/49603/obs_ins_2024-4.pdf
- Объем страховых премий по итогам 2024 года может достигнуть 3,4 трлн рублей // korins.ru. URL: https://korins.ru/news/obem-strakhovykh-premiy-po-itogam-2024-goda-mozhet-dostignut-34-trln-rubley/
- ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РЫНКА СТРАХОВАНИЯ В РОССИИ // Вестник Алтайской академии экономики и права, ВАК. URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=3294
- Пастухов Б.И. Современное состояние страхового рынка и пути выхода из кризиса // Финансы. 1998. №10. С. 12–21.
- ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СТРАХОВОГО РЫНКА В РОССИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ // cyberleninka.ru. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-i-perspektivy-razvitiya-strahovogo-rynka-v-rossii-v-sovremennyh-usloviyah
- Ржанов А.А. Заинтересованность и/или безвыходность — условия развития страхования в России // Финансы. 1998. №5. С. 5–9.
- СВЫШЕ 20% РОСТА СТРАХОВОГО РЫНКА РФ // Национальное рейтинговое агентство. URL: https://www.ra-national.ru/sites/default/files/analytics/strahovoy_rynok_itogi_2023_prognoz_2024_0.pdf
- Силласте Г. Рынок страховых услуг и его потребитель // Финансы. 1997. №10. С. 36–37.
- Словарь страховых терминов / Под ред. Е.В. Коломина. Москва: Финансы и статистика, 1991. 48 с.
- Служба по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России // fedfond.ru. URL: https://fedfond.ru/cb-rf/sluzhba-po-zashchite-prav-potrebitelej-i-obespecheniyu-dostupnosti-finansovyx-uslug/
- Соловьев П.А. О последствиях финансового кризиса для страхового рынка // Финансы. 1998. №11. С. 34–36.
- Страховое дело: учебное пособие. Екатеринбург: УрФУ, 2016. URL: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/43798/1/978-5-7186-0797-4_2016.pdf
- Страховой рынок в 2024 году «на плаву» поддержит только сегмент автострахования // logirus.ru. URL: https://logirus.ru/news/transport/strahovoy_rynok_v_2024_godu_na_plavu_podderzhit_tolko_segment_avtostrahovaniya.html
- Страховой рынок в 2024 году: 85% позитива // Эксперт РА. URL: https://raexpert.ru/researches/insurance/strah_rynok_2024_85_pozitiva/
- Страховой рынок и Центральный банк Российской Федерации: взаимодействие или противостояние? // Elibrary. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42701255
- Страховой рынок: итоги 2024 года // Банк России. URL: https://www.cbr.ru/press/event/?id=19105
- Усиление регулирования и надзора в страховой отрасли России: Важные изменения и их влияние // ingos.ru. URL: https://www.ingos.ru/company/press/news/usilenie-regulirovaniya-i-nadzora-v-strakhovoy-otrasli-rossii/
- ЦБ утвердил базовые стандарты защиты прав потребителей услуг страховщиков // СТРАХОВАНИЕ СЕГОДНЯ. URL: insur-info.ru/press/150066/
- ЦБ: результаты страхового рынка в 2024 году // Calmins. URL: https://calmins.com/analitika/cb-rezultaty-strahovogo-rynka-v-2024-godu/
- ЦБ: страховые премии за III квартал 2024 г. превысили 1,1 трлн р. // АСН. URL: https://www.asn-news.ru/news/92403
- Шахов В.В. Введение в страхование. Москва: АНКИЛ, 1996. 97 с.
- Шахов В.В. Некоторые итоги и перспективы развития страхового рынка России // Финансы. 1997. №3. С. 21–22.
- Юргенс И.Ю. Проблемы развития национальной системы страхования // Финансы. 1998. №11. С. 12–17.
- Защита прав потребителей финансовых услуг // Банк России. URL: https://www.cbr.ru/protection/