В современном мире, где экономические ландшафты меняются с беспрецедентной скоростью, роль центрального банка становится критически важной для поддержания стабильности и обеспечения устойчивого развития. Центральный банк Российской Федерации, известный как Банк России, стоит в авангарде этого процесса, выступая гарантом финансовой стабильности и архитектором денежно-кредитной политики. Его влияние пронизывает все уровни кредитной системы, от крупнейших финансовых институтов до повседневных экономических решений граждан и бизнеса. Актуальность исследования роли Банка России в регулировании кредитной системы обусловлена не только его фундаментальными функциями, но и необходимостью адаптации к постоянно возникающим вызовам: от глобальной цифровизации и геополитических сдвигов до внутренних структурных трансформаций экономики.
Данная курсовая работа ставит своей целью провести комплексный и глубокий анализ деятельности Банка России, охватывая его конституционно-правовой статус, инструменты денежно-кредитной политики, регулирующие и надзорные функции, а также его взаимодействие с международными стандартами и способность реагировать на современные вызовы. Мы рассмотрим историческую эволюцию института центрального банка в России, чтобы понять, как формировалась его текущая роль и какие уроки были извлечены из прошлого. В конечном итоге, исследование направлено на всестороннее освещение ключевой роли Банка России как центрального звена в поддержании устойчивости и развития российской кредитной системы и финансового рынка.
Конституционно-правовой статус и независимость Банка России
Правовые основы статуса и целей деятельности
Сердцевина любой финансовой системы — ее центральный банк — обладает уникальным статусом, который формирует основу его независимости и эффективности. В Российской Федерации эта фундаментальная конструкция закреплена в статье 75 Конституции РФ, четко определяющей ключевую функцию Банка России: защиту и обеспечение устойчивости рубля. Именно эта конституционная норма подчеркивает его особую миссию и отличает его от других государственных институтов, а исключительное право на денежную эмиссию, находящееся в ведении Банка России, является неотъемлемым атрибутом любого современного центрального банка, обеспечивающего суверенитет над национальной валютой.
Кредит в рыночной экономике: теоретические основы, динамика и ...
... как инструмент сдерживающей ДКП В современной России кредитная система выступает прямым проводником денежно-кредитной политики, особенно в части регулирования инфляции. Ключевая ставка Банка России является основным инструментом ДКП, целью которой ...
Детальное определение статуса, целей, функций и полномочий Банка России содержится в Федеральном законе от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и ряде других федеральных законов. Эти нормативные акты формируют каркас, внутри которого Банк России действует как особый публично-правовой институт. Он не является традиционным органом государственной власти в привычном понимании, однако обладает широкими государственно-властными полномочиями. Эта уникальная природа позволяет ему сочетать макроэкономическое регулирование с операционной гибкостью, необходимой для реагирования на динамичные изменения в экономике.
Цели деятельности Банка России, как многогранный кристалл, отражают его стратегическую роль:
- Защита и обеспечение устойчивости рубля: это краеугольный камень его мандата, направленный на поддержание покупательной способности национальной валюты.
- Развитие и укрепление банковской системы РФ: Банк России стремится к созданию здоровой и конкурентоспособной банковской среды.
- Обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы: гарантия бесперебойности и безопасности финансовых расчетов.
- Развитие финансового рынка РФ: создание условий для эффективного функционирования всех его сегментов.
- Обеспечение стабильности финансового рынка РФ: предотвращение системных рисков и кризисов.
Каждая из этих целей взаимосвязана и направлена на общую задачу — создание условий для устойчивого экономического роста и повышения благосостояния граждан.
Принцип независимости Банка России
Принцип независимости — это не просто правовая декларация, а жизненно важный элемент, обеспечивающий способность Банка России принимать объективные и долгосрочные решения, свободные от краткосрочных политических или фискальных интересов. Эта независимость проявляется в нескольких ключевых аспектах:
- Функциональная независимость: Банк России самостоятельно определяет и реализует свою денежно-кредитную политику, выбирая инструменты и методы без прямого вмешательства со стороны исполнительной или законодательной власти.
- Инструментальная независимость: Он обладает полным контролем над своими инструментами и их применением для достижения поставленных целей.
- Финансовая независимость: Банк России осуществляет свои расходы за счет собственных доходов, а получение прибыли не является его основной целью. Это исключает зависимость от бюджетных ассигнований и потенциального политического давления через финансирование. Его имущество законодательно установлено как неделимое и неотчуждаемое без соответствующего федерального закона, что дополнительно укрепляет эту обособленность.
- Кадровая независимость: Процедура назначения и освобождения от должности ключевых руководителей Банка России (Председатель, члены Совета директоров) предусматривает участие законодательной власти, но обеспечивает определенную степень защиты от произвольных политических решений.
Несмотря на отсутствие права законодательной инициативы, Банк России играет важную роль в нормотворческом процессе. Согласно части 2 статьи 5 Федерального закона № 86-ФЗ, проекты федеральных законов и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие его функции, обязаны направляться на заключение в Банк России. Это обеспечивает учет его экспертного мнения и предотвращает принятие решений, которые могут негативно сказаться на финансовой стабильности.
Обязательные резервы Банка России как инструмент денежно-кредитной ...
... 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», установление обязательных резервных требований относится к основным инструментам и методам денежно-кредитной политики. Банк России (БР) наделен исключительным ... облегчить выполнение требований для региональных и небольших банков. Роль и динамика обязательных резервов в денежно-кредитной политике РФ (2015-2025 гг.) Структурная роль ...
Нормотворческие полномочия Банка России также весьма обширны. Он обладает исключительным правом по изданию нормативных актов — инструкций, указаний, положений, — которые обязательны для исполнения всеми органами государственной власти, юридическими и физическими лицами по вопросам, отнесенным к его компетенции (статья 7 Федерального закона № 86-ФЗ).
Это позволяет Банку России оперативно и гибко реагировать на изменения в финансовом секторе, устанавливая правила игры и обеспечивая их соблюдение. Таким образом, конституционно-правовой статус Банка России, вкупе с принципами его независимости и нормотворческими полномочиями, создает уникальную и прочную основу для выполнения его жизненно важной роли в регулировании кредитной системы страны.
Инструменты денежно-кредитной политики Банка России и их эффективность
Ключевая ставка как основной инструмент ДКП
В сердцевине денежно-кредитной политики (ДКП) Банка России находится ключевая ставка — своего рода пульс финансовой системы, отражающий и направляющий ее активность. ДКП, являясь неотъемлемой частью государственной экономической политики, призвана не только повышать благосостояние граждан, но и, что особенно важно, обеспечивать ценовую стабильность, то есть поддерживать стабильно низкую инфляцию. В этом контексте ключевая ставка выступает как главный рычаг воздействия на экономику.
Ключевая ставка представляет собой процент, по которому Центральный банк предоставляет кредиты коммерческим банкам и, наоборот, принимает от них средства на депозиты. Ее изменение запускает цепную реакцию, известную как «процентный канал» трансмиссионного механизма. Когда Банк России повышает ключевую ставку, это удорожает заимствования для коммерческих банков. В ответ, коммерческие банки вынуждены поднимать процентные ставки по своим кредитам для населения и бизнеса, а также по вкладам. Это, в свою очередь, снижает спрос на кредиты, охлаждает потребительскую и инвестиционную активность, что в долгосрочной перспективе способствует замедлению инфляции и достижению ценовой стабильности. И наоборот, снижение ключевой ставки стимулирует кредитование и экономический рост.
Помимо своего прямого экономического воздействия, ключевая ставка выполняет важную информационно-сигнальную роль. Ее уровень и динамика служат индикатором направленности денежно-кредитной политики, сигнализируя рынку о намерениях регулятора. Операционной целью Банка России является поддержание ставки денежного рынка вблизи ключевой ставки, что обеспечивает эффективность ее трансляции в реальный сектор экономики.
Ссудные операции коммерческого банка: анализ кредитной политики ...
... высокие процентные ставки и регуляторные ограничения ЦБ РФ. Стратегические приоритеты и финансовые результаты ПАО «ВТБ» ПАО «ВТБ» (Группа ВТБ) — второй по величине банк России, стремящийся сохранить ... заключается в теоретическом обосновании сущности и принципов ссудных операций, анализе актуальной кредитной политики ПАО «ВТБ» и разработке научно обоснованных предложений по ее совершенствованию с ...
Другие инструменты денежно-кредитной политики
Помимо ключевой ставки, Банк России использует целый арсенал инструментов для тонкой настройки денежно-кредитной политики:
- Обязательные резервные требования: Этот инструмент подразумевает установление нормы обязательных резервов – доли обязательств коммерческого банка по привлеченным депозитам, которую банк обязан хранить либо в виде депозита в Центральном банке, либо в виде наличности в своем распоряжении. Банк России определяет не только размер этих резервов в процентном отношении к обязательствам, но и коэффициенты усреднения обязательных резервов, а также порядок их депонирования. Чем выше норма, тем меньше средств коммерческие банки могут направить на кредитование, что напрямую влияет на объем денежной массы в экономике и позволяет регулировать структурный дефицит или избыток ликвидности в банковском секторе.
- Операции на открытом рынке: Эти операции включают куплю-продажу различных ценных бумаг, таких как казначейские векселя, государственные облигации, прочие государственные ценные бумаги, а также облигации самого Банка России. К ним также относятся операции репо (соглашения об обратном выкупе) с этими ценными бумагами. Основная цель таких операций — предоставить экономике дополнительные деньги (покупка ценных бумаг) или, наоборот, изъять избыток ликвидности (продажа ценных бумаг).
Это позволяет Банку России оказывать рыночное воздействие на объем свободных ресурсов коммерческих банков, гибко управляя ликвидностью в системе.
- Рефинансирование кредитных организаций: Банк России выступает в роли «кредитора последней инстанции» для кредитных организаций, что означает, что он предоставляет им займы в случае нехватки ликвидности, когда они не могут получить финансирование из других источников. Эта функция критически важна для поддержания стабильности банковской системы, предотвращая системные кризисы и обеспечивая непрерывность расчетов.
- Валютные интервенции: Операции по покупке или продаже иностранной валюты на валютном рынке с целью влияния на курс национальной валюты и объем денежной массы.
- Установление ориентиров роста денежной массы: Хотя этот инструмент менее активно используется в условиях таргетирования инфляции, он может применяться для индикативного планирования.
- Прямые количественные ограничения: В исключительных случаях Банк России может вводить прямые лимиты на объем кредитования или другие банковские операции.
- Эмиссия облигаций от своего имени: Выпуск собственных облигаций для изъятия избыточной ликвидности из экономики.
Эффективность таргетирования инфляции
С 2014 года Банк России официально перешел к режиму таргетирования инфляции, установив своей целью сохранение годовой инфляции вблизи 4%. Эта стратегия признана одной из наиболее эффективных в мире для обеспечения ценовой стабильности и улучшения перспектив экономического роста. В рамках этой политики Банк России придерживается режима плавающего валютного курса, что позволяет ему проводить независимую денежно-кредитную политику и сглаживать воздействие внешних факторов на экономику.
Кредитная система российского коммерческого банка: Анализ динамики, ...
... макропруденциального регулирования, вмешивается в управление рисками крупных корпоративных портфелей. Введение 20% надбавки означает, что для таких кредитов банкам придется резервировать существенно больше капитала, делая ... резервов на возможные потери по ссудам (РВПС), являются Положение Банка России от 28.06.2017 № 590-П и Положение Банка России № 611-П. Положение № 590-П устанавливает детальный ...
Важнейшей составляющей успеха таргетирования инфляции является коммуникационная политика. Банк России активно разъясняет причины своих решений по ключевой ставке и ожидаемые результаты, повышая их действенность и доверие общества. Открытость и предсказуемость макроэкономических условий, обеспечиваемые этой стратегией, создают более благоприятную среду для инвестиций и долгосрочного планирования.
Однако эффективность ключевой ставки как основного инструмента не всегда линейна. Исследования, в том числе с использованием модели линейной регрессии, показывают, что в условиях профицита ликвидности в банковском секторе, влияние ключевой ставки на объем денежной массы в обращении может быть ослабленным, а ее автономный эффект не всегда ярко выражен. Это означает, что для достижения целей ДКП Банку России может потребоваться более комплексное использование всех доступных инструментов, а также глубокое понимание специфики текущего состояния экономики и особенностей трансмиссионного механизма. Тем не менее, общая направленность на таргетирование инфляции подтверждает преимущества этой стратегии для долгосрочной стабильности и роста.
Регулирующие и надзорные функции Банка России и их влияние на кредитную систему
Цели и принципы банковского регулирования и надзора
Банк России — не просто эмиссионный центр и орган, определяющий стоимость денег в экономике. Он также является столпом, на котором держится вся архитектура банковской системы страны, выполняя функции органа банковского регулирования и надзора. Эта двойная роль — регулятора и надзирателя — прописана в Федеральном законе № 86-ФЗ и является фундаментом для обеспечения финансовой стабильности.
Главные цели банковского регулирования и надзора, как маяки в неспокойном море финансов, четко определены: поддержание стабильности банковской системы Российской Федерации и, что не менее важно, защита интересов вкладчиков и кредиторов. Эти цели взаимосвязаны: стабильная банковская система сама по себе является лучшей гарантией для тех, кто доверяет ей свои средства. Надзор осуществляется постоянно, контролируя соблюдение кредитными организациями, филиалами иностранных банков и банковскими группами законодательства РФ, нормативных актов Банка России и установленных обязательных нормативов.
Важнейший принцип, которым руководствуется Банк России в своей надзорной деятельности, — это невмешательство в оперативную деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, прямо предусмотренных федеральными законами. Это гарантирует коммерческим банкам необходимую свободу в принятии бизнес-решений, одновременно обеспечивая соблюдение общих правил и стандартов. Для координации и эффективности своих надзорных функций Банк России использует постоянно действующий Комитет банковского надзора, который является ключевым звеном в этой системе.
Инструменты регулирования и надзора
Для достижения своих целей Банк России использует широкий спектр инструментов регулирования и надзора:
Институт страхования в России: теоретические основы, правовое ...
... но и стратегически важным источником капитала для национальной экономики. В России, несмотря на более низкий уровень ... виды страхования, выявив их особенности и правовое регулирование. Детально рассмотреть порядок заключения, изменения и прекращения ... предупредительных мер. Государственные регуляторы, такие как Центральный банк РФ, также осуществляют надзор за деятельностью страховщиков, ...
- Нормотворческие полномочия: Банк России устанавливает обязательные для кредитных организаций и банковских групп правила проведения банковских операций, нормативы бухгалтерского учета и отчетности, правила организации внутреннего контроля, составления и представления бухгалтерской и статистической отчетности. Это закреплено в статье 57 Федерального закона № 86-ФЗ.
- Обязательные финансовые нормативы: Эти нормативы являются количественными ограничениями, направленными на минимизацию рисков и повышение устойчивости банков. К ним относятся:
- Предельный размер имущественных (неденежных) вкладов в уставный капитал.
- Максимальный размер риска на одного заемщика.
- Нормативы ликвидности, обеспечивающие способность банка выполнять свои обязательства.
- Нормативы достаточности собственных средств (капитала), которые являются подушкой безопасности для поглощения убытков.
- Размеры валютного, процентного и иных финансовых рисков.
- Минимальный размер резервов под возможные потери.
- Нормативы использования собственных средств для приобретения акций других юридических лиц.
- Максимальный размер кредитов, банковских гарантий и поручительств, предоставленных своим участникам.
- Надзорные меры: Для контроля за соблюдением законодательства и нормативов Банк России имеет право:
- Проводить инспекционные проверки деятельности кредитных организаций.
- Применять меры предупредительного характера, такие как выдача предписаний о необходимости устранения нарушений, требований о представлении планов мер по финансовому оздоровлению.
- В случае недостаточных мер или серьезных нарушений Банк России может прибегнуть к принудительным мерам воздействия, которые имеют градацию по степени жесткости:
- Наложение штрафа до 1% от уставного капитала.
- Требование о проведении санации и реорганизации.
- Изменение действующих нормативов на срок до полугода.
- Запрет на проведение отдельных видов банковских операций или открытие филиалов.
- Назначение временной администрации (внешнего управляющего).
- Запрет на реорганизацию.
- Требование к учредителям увеличить взносы в уставной капитал.
- �� крайнем случае – отзыв лицензии на осуществление банковских операций.
Влияние на структуру и развитие кредитной системы
Воздействие регулирующих и надзорных функций Банка России трудно переоценить. Его деятельность привела к значительному оздоровлению банковского сектора. Если в 2013 году в России насчитывалось 956 банков, то к 2021 году их число сократилось до 406. Это сокращение произошло в результате реорганизации, консолидации и, в значительной степени, отзыва лицензий у нежизнеспособных или нарушающих законодательство организаций. Этот процесс, хоть и болезненный для некоторых участников, позволил очистить рынок от «слабых» игроков и повысить общую устойчивость системы.
Важно отметить, что Банк России является не просто регулятором банков. Его роль как мегарегулятора распространяется на весь финансовый рынок. Он регулирует не только деятельность банков, но и небанковских кредитных организаций (НКО), таких как платежные НКО, депозитно-кредитные НКО и НКО, осуществляющие денежные переводы. Надзор за НКО осуществляется территориальными учреждениями Банка России по аналогии с банками, но с учетом специфики их ограниченного перечня операций (например, большинство НКО не имеют права привлекать денежные средства физических лиц во вклады).
Эволюция и трансформация пенсионного обеспечения в России: от ...
... от западных систем, где пенсионные реформы часто строятся на эволюционных изменениях, Россия прошла через два масштабных, почти революционных преобразования (2002 и 2015 годы). Реформа 2002 года (ФЗ № ... ее пришлось заменить. Механизм конвертации пенсионных прав 2002–2014 гг. в баллы Система ИПК, введенная в 2015 году, требовала обеспечить преемственность пенсионных прав, накопленных гражданами до ...
Кроме того, Банк России осуществляет регулирование, контроль и надзор за деятельностью некредитных финансовых организаций (НФО), включая страховые компании, негосударственные пенсионные фонды, брокеров, дилеров, управляющие компании и микрофинансовые организации. Эта широта полномочий позволяет Банку России системно подходить к вопросам финансовой стабильности, создавая условия для развития всех секторов финансового рынка и поддерживая доверие вкладчиков и инвесторов к российской финансовой системе в целом.
Банк России и международные стандарты регулирования
Внедрение Базельских принципов в российскую практику
В условиях глобализации финансовых рынков гармонизация национального регулирования с международными стандартами становится необходимостью. Банк России активно участвует в этом процессе, внедряя в российскую банковскую практику нормативные акты, основанные на стандартах Базельского комитета по банковскому надзору (БКБН), в частности, на принципах Базеля III.
Базельские соглашения — это международные стандарты банковского регулирования и надзора, разработанные для укрепления финансовой устойчивости банков и обеспечения стабильности всей мировой банковской системы. История Базельских соглашений включает три основные редакции: Базель I, Базель II и Базель III. Последний, Базель III, был утвержден в 2010–2011 годах как ответ на недостатки в финансовом регулировании, которые проявились в ходе мирового финансового кризиса конца 2000-х годов.
Россия, будучи членом «Большой двадцатки» (G20), приняла на себя обязательства по внедрению положений Базеля III. Цель этого внедрения четко отражена в стратегии развития банковского сектора Российской Федерации. Банк России, как участник Базельского комитета по банковскому надзору, не только следует этим стандартам, но и активно участвует в их разработке и одобрении.
Внедрение Базеля III включает в себя ряд ключевых изменений, направленных на повышение устойчивости банков:
- Усиление требований к капиталу: Это предполагает не только увеличение объема капитала, но и улучшение его качества, а также формирование так называемых буферов капитала. К ним относятся:
- Буфер поддержания капитала: Дополнительный объем капитала, который банки должны накапливать в периоды экономического роста, чтобы использовать его для поглощения убытков в стрессовых ситуациях.
- Антициклический буфер капитала: Динамический буфер, размер которого меняется в зависимости от фазы экономического цикла, чтобы сглаживать его колебания и предотвращать чрезмерное кредитование в периоды бумов.
- Новые стандарты ликвидности: Введение нормативов, таких как норматив краткосрочной ликвидности (Liquidity Coverage Ratio — LCR), призванного обеспечить банкам достаточный запас высоколиквидных активов для покрытия оттока средств в течение 30 дней в условиях стресса.
- Более жесткие стандарты раскрытия информации и организации систем риск-менеджмента: Повышение прозрачности и улучшение внутренних процессов управления рисками.
Особенности и перспективы применения международных стандартов
Несмотря на активное внедрение Базельских принципов, российская регуляторная практика имеет свои особенности. В ряде областей требования Банка России могут быть даже более жесткими, чем у Базельского комитета. Например, текущие нормативы достаточности капитала, установленные Банком России, на 25% выше принятых Базельским комитетом. Это отражает стремление российского регулятора к дополнительной стабильности и устойчивости национальной банковской системы.
Бухгалтерский учет расчетов по социальному страхованию и обеспечению ...
... системы социального страхования в РФ Эволюция системы: от ПФР/ФСС к Социальному Фонду России (СФР) Реформа социального страхования, кульминацией которой стало создание Социального Фонда России (СФР) 1 января 2023 года, ... порядок и сроки уплаты СВ. Ключевые законодательные акты, регулирующие систему расчетов в 2023–2025 годах, представлены в таблице: Нормативный акт Сфера регулирования Примечание ( ...
Также стоит отметить выборочное применение Базельских стандартов. Например, для расчета кредитного риска в российском регулировании используются стандартизированный подход и упрощенный стандартизированный подход. При этом, из четырех возможных подходов, предложенных Базельским комитетом (включая также подходы на основе внутренних рейтингов), два наиболее продвинутых пока не внедрены. Это может быть связано с особенностями российского рынка, готовностью банковского сектора к более сложным методологиям и необходимостью постепенной адаптации. Неужели эти подходы не смогут быть реализованы в России в ближайшем будущем?
В последние годы Банк России активно работает над развитием риск-чувствительного стимулирующего регулирования. Это направление призвано не только обеспечивать стабильность, но и поддерживать приоритетные для экономики проекты. В частности, речь идет о поддержке кредитования проектов технологического суверенитета и структурной адаптации экономики. Эти меры включают существенное снижение нагрузки на капитал для банков – от 10% до 70% от стандартного кредитного риска – по целевым кредитам, выданным на такие проекты. Более того, предусмотрена возможность рефинансирования уже выданных кредитов и применение пониженного риск-веса в 65% для высококачественных проектов. Это демонстрирует гибкость регулятора, который, с одной стороны, придерживается международных стандартов, а с другой – адаптирует их для решения национальных стратегических задач.
Наряду с этим, Банк России актуализирует подходы к резервированию ссуд юридических и физических лиц. Особое внимание уделяется использованию официальных документов для подтверждения доходов заемщиков-физических лиц, а также повышению резервов для кредитов, выданных без такого подтверждения. Также разрабатывается концепция надзорного стресс-тестирования, новые подходы к оценке экономического положения банков, включая более широкое применение портфельной оценки для МСП и факторинга, и повышенные резервы для ипотеки с высоким риском. Эти шаги направлены на повышение риск-чувствительности регулирования и укрепление финансовой устойчивости банковского сектора.
Таким образом, взаимодействие Банка России с международными стандартами – это динамичный процесс адаптации и совершенствования, где глобальные принципы сочетаются с национальными особенностями и стратегическими приоритетами.
Ипотечное кредитование в России (2022–2025 гг.): критический ...
... ставки и объемы выдачи рыночной ипотеки С 2023 года Банк России последовательно ужесточал денежно-кредитную политику, что привело к ... далее, массовое государственное субсидирование ипотеки в России в 2022–2025 гг. существенно ослабило эффективность этого механизма. Следовательно, ... а также основания и процедуру обращения взыскания на заложенное имущество. Актуализация 2024 года: В ответ на увеличение ...
Современные вызовы и стратегические направления развития Банка России
Ключевые вызовы для кредитной системы и регулятора
Современная экономика России функционирует в условиях беспрецедентной турбулентности, сталкиваясь с многоплановыми вызовами, которые требуют от Банка России постоянной адаптации и инновационных решений. Российская экономика продемонстрировала значительную устойчивость, сумев адаптироваться к внешним ограничениям через переориентацию на внутренний спрос и рост таких секторов, как строительство, обрабатывающая промышленность, ИТ и государственное управление. Однако, на горизонте уже маячат новые, порой еще более сложные, вызовы.
- Цифровизация: Это не просто тренд, а фундаментальное изменение способов производства, управления и взаимодействия. Стремительное вхождение искусственного интеллекта во все отрасли экономики создает как колоссальные возможности, так и серьезные риски. Россия находится на передовых позициях в цифровизации финансовых услуг: доля безналичных платежей составляет впечатляющие 87,5%, а 88,5% финансовых услуг приобретаются в цифровом виде. Однако это сопровождается экспоненциальным ростом киберугроз и мошенничества, включая фишинговые сайты и финансовые пирамиды, что требует от регулятора постоянного совершенствования систем защиты.
- Геополитические факторы: Неопределенность геополитической ситуации и усиление санкционного давления оказали глубокое влияние на финансовый рынок. Уход иностранных инвесторов, сокращение валютной ликвидности и усиление курсовой волатильности стали новой реальностью. Отключение ряда крупных российских банков, таких как ВТБ, Банк Россия, Новикомбанк, ВЭБ, Совкомбанк, Банк Открытие, Промсвязьбанк, от системы SWIFT, хотя и стимулировало развитие национальных платежных систем, создало значительные сложности для международных расчетов. Эти факторы не только накладывают дополнительные ограничения на российскую экономику и финансовый рынок, но и осложняют взаимодействие с дружественными странами, увеличивают сроки и издержки реализации проектов.
- Структурные изменения в экономике: Переключение экономики на внутренний спрос, уменьшение доли внешнего сектора (экспорта, импорта) и изменение отраслевой структуры с увеличением значимости строительства, обрабатывающей промышленности, ИТ и госуправления создают новые паттерны финансовых потоков. Российская экономика вынуждена опираться на внутренние источники финансирования, поскольку модель дешевого зарубежного финансирования ушла в прошлое. Это требует перестройки механизмов кредитования и инвестирования.
- Финансовая стабильность: Риски, связанные с высокими процентными ставками (например, ключевая ставка ЦБ РФ варьировалась от 5,5% в сентябре 2013 года до 17% в декабре 2014 года, 18% в июле 2024 года и 17% в сентябре 2025 года), трансформацией процентного риска заемщика в кредитный риск, а также концентрацией капитала банков на крупнейших компаниях, остаются серьезными.
- Конкуренция: Ожесточенная конкуренция на финансовом рынке, особенно между крупными игроками и нишевыми банками, требует от регулятора поддержания баланса и создания равных условий для всех участников, стимулируя инновации и предотвращая монополизацию.
Стратегические направления развития Банка России
В ответ на эти вызовы Банк России определяет четкие стратегические направления своего развития, направленные на обеспечение устойчивости и роста:
- Обеспечение ценовой стабильности: Поддержание годовой инфляции на уровне 4% остается центральной задачей денежно-кредитной политики. Это фундамент для долгосрочного планирования и повышения благосостояния.
- Развитие финансового рынка:
- Повышение роли рынка капитала: Стимулирование использования рынка капитала как ключевого источника долгосрочного финансирования для бизнеса.
- Совершенствование инструментов сбережений и инвестиций: Разработка и продвижение продуктов, позволяющих гражданам формировать долгосрочные накопления.
- Укрепление доверия и защита инвесторов: Повышение прозрачности рынка и усиление правовой защиты всех участников.
- Повышение доступности цифровых услуг и кибербезопасности: Развитие онлайн-каналов обслуживания и создание надежных систем защиты от киберугроз.
- Расширение доступа МСП к финансовым ресурсам: Развитие специализированных инструментов долевого финансирования и кредитования для малого и среднего бизнеса.
- Цифровизация финансового рынка и развитие платежной инфраструктуры:
- Поэтапное внедрение цифрового рубля: Хотя массовое внедрение цифрового рубля, изначально планировавшееся с 1 июля 2025 года, было отложено на неопределенный срок для доработки деталей пилотного проекта и проведения консультаций с банками, пилотный проект продолжается с участием 15 банков, 1700 граждан и около 30 компаний. Более ранние планы предусматривали старт массового внедрения с 1 сентября 2026 года для крупнейших банков и торговых компаний с выручкой свыше 120 млн рублей, с поэтапным подключением остальных участников до 1 сентября 2028 года.
- Развитие Единой биометрической системы (ЕБС) и Открытых API: Расширение возможностей удаленной идентификации и интеграции финансовых сервисов.
- Создание единого цифрового пространства: Объединение платежей, обмена данными и удаленной идентификации для повышения удобства и эффективности.
- Реализация экспериментальных правовых режимов: Создание «песочниц» для пилотирования инновационных финансовых продуктов и технологий.
- Развитие системы внешнеторговых платежей и расчетов: Переориентация на рынки дружественных стран и активное использование их валют в расчетах с целью снижения зависимости от доллара США и евро, а также повышения значимости национальных валют, включая рубль, во внешнеторговых операциях.
- Противодействие недобросовестным практикам: Усиление борьбы с легализацией преступных доходов, финансовыми пирамидами, мошенничеством, инсайдерской торговлей и манипулированием рынком для защиты потребителей и инвесторов.
- Совершенствование регулирования и надзора: Пересмотр подходов к резервированию ссуд физических и юридических лиц (включая требование официального подтверждения доходов для физлиц и обсуждение индивидуального формирования резервов по реструктурированным корпоративным кредитам при соблюдении условий), развитие макропруденциального регулирования и регулирования рисков концентрации для укрепления системной устойчивости.
- Поддержка приоритетных секторов экономики: Продление программ льготного рефинансирования и стимулирования кредитования малого и среднего бизнеса, а также проектов технологического суверенитета и структурной адаптации экономики. Эти меры потенциально могут увеличить объем кредитования до 10 триллионов рублей, направляя финансовые ресурсы в наиболее важные для страны области.
Эти стратегические направления демонстрируют, что Банк России активно реагирует на вызовы современности, стремясь не только сохранить финансовую стабильность, но и стать катализатором устойчивого и инновационного развития российской экономики.
Историческая эволюция роли Центрального банка России
Период Российской империи
История центрального банка в России – это зеркало эволюции всей финансовой системы страны, отражающее как периоды бурного роста, так и эпохи глубоких потрясений. Задолго до появления современного Банка России, в Российской империи существовал институт, заложивший основы централизованного денежного регулирования.
Переломным моментом стал 1860 год. Указом императора Александра II от 31 мая (12 июня по новому стилю) был учрежден Государственный банк Российской империи, возникший на базе реорганизованного Государственного коммерческого банка. Это событие знаменовало собой важный шаг к формированию современной банковской системы. В Уставе Государственного банка, утвержденном одновременно с указом, были закреплены его основные задачи: регулирование денежного обращения в стране, а также способствование «оживлению торговых оборотов и упрочению денежной кредитной системы».
Первые годы существования Государственного банка были отмечены активным краткосрочным коммерческим кредитованием. Значительная часть его ресурсов – до 28% в 1866-1875 годах (и до 63% к 1890-м) – направлялась на поддержку торгово-промышленного оборота. Помимо этого, банк выполнял важную социальную функцию, отслеживая поступление выкупных платежей от крестьян после отмены крепостного права в 1861 году, и к 1885 году выдал выкупных ссуд на внушительную сумму в 892,1 миллионов рублей.
Примечательно, что вплоть до 1897 года Государственный банк не обладал эмиссионным правом, имея лишь разрешение на временные выпуски небольших объемов кредитных билетов. Это отличало его от классических центральных банков того времени. Однако в 1897 году, в рамках денежной реформы 1895-1897 годов, Госбанк получил право выпуска бумажных денег, что окончательно приблизило его по задачам и функциям к центральному банку.
К началу XX века Государственный банк Российской империи превратился в одно из крупнейших и наиболее влиятельных европейских кредитных учреждений. Он активно регулировал денежное обращение и валютные расчеты, а также играл ключевую роль в кредитовании промышленности и торговли. К началу 1917 года его структура включала 11 контор, 133 постоянных и 5 временных отделений, а также 42 агентства при зернохранилищах, при основном капитале в 50 миллионов рублей.
С началом Первой мировой войны деятельность банка претерпела кардинальные изменения. Его усилия были направлены на финансирование армии путем массового выпуска кредитных билетов, что привело к полному прекращению операций на рынке коммерческого кредита. «Счета казны» стали основной статьей активов банка, увеличившись в 1914-1916 годах более чем в 150 раз, а к осени 1917 года кредиты, связанные с войной, составляли свыше 90% его баланса. Этот период показал, как центральный банк может быть мобилизован для решения важнейших государственных задач в условиях чрезвычайных обстоятельств.
До 1861 года банковская система России была представлена преимущественно дворянскими банками, банкирскими фирмами и ростовщичеством. После отмены крепостного права банковская система получила бурное развитие: был создан государственный банк, возникли общества взаимного кредита, городские общественные банки, учреждения ипотечного кредита, кредитная кооперация, сберегательные кассы и ломбарды.
Советский период
Октябрьская революция 1917 года радикально изменила весь ландшафт российской экономики, включая банковскую систему. Декретом Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета «О национализации банков» от 14 (27) декабря 1917 года банковское дело было объявлено государственной монополией. Государственный банк был национализирован и преобразован в Народный банк РСФСР, что ознаменовало переход к совершенно новой, централизованной модели управления финансами.
Однако период «военного коммунизма» и гиперинфляции показал неэффективность полного отказа от рыночных механизмов. С переходом к новой экономической политике (НЭП) в 1921 году началось возрождение государственного банковского дела. Декретом СНК от 4 октября 1921 года был воссоздан Государственный банк РСФСР, который начал свои операции 16 ноября 1921 года. Вскоре он был переименован в Государственный банк СССР. Изначально банк выполнял кредитные и расчетные операции, а уже в ноябре 1921 года ему было предоставлено монопольное право на операции с валютой. Ключевым этапом стало получение Госбанком эмиссионного права Декретом СНК от 11 октября 1922 года, что позволило ему выпускать банковские билеты и восстановить стабильность денежного обращения.
На протяжении советского периода Госбанк СССР являлся единым эмиссионным, кассовым и расчетным центром СССР, а также основным банком кредитования и финансирования народного хозяйства и населения. Его основные функции включали:
- Плановое краткосрочное кредитование хозяйства.
- Организация денежного обращения и расчетов.
- Кассовое исполнение государственного бюджета.
- Осуществление международных расчетов.
В 1987 году была проведена значительная реорганизация банковской системы СССР. Помимо Госбанка, с 1 января 1988 года появились специализированные банки: Промстройбанк (для промышленности и строительства), Агропромбанк (для агропромышленного комплекса), Жилсоцбанк (для жилищного и социального строительства), Внешэкономбанк (для внешнеэкономической деятельности) и Сбербанк (для сбережений населения).
Эта реформа была призвана повысить эффективность кредитования отдельных секторов.
Дальнейшее ослабление централизованного контроля произошло с принятием Закона СССР «О кооперации в СССР» от 26 мая 1988 года, который разрешил создание коммерческих банков на кооперативной основе. Уже 24 августа 1988 года был зарегистрирован первый кооперативный банк «Союз-банк». К концу 1990 года общее количество коммерческих и кооперативных банков в СССР достигло 1357, что свидетельствовало о начале формирования двухуровневой банковской системы и возрождении рыночных принципов.
Современный период (Российская Федерация)
Начало 1990-х годов стало эпохой радикальных перемен и для российской банковской системы. 13 июля 1990 года было учреждено новое центральное финансовое учреждение – Центральный банк Российской Федерации (Банк России). Он был создан на базе Российского республиканского банка Госбанка СССР Постановлением Верховного Совета РСФСР «О Центральном банке РСФСР (Банке России)», заложив основу современного регулятора.
Кульминацией этого процесса стало упразднение Государственного банка СССР 20 декабря 1991 года, когда все его активы и пассивы на территории РСФСР были переданы Центральному банку РСФСР. Официально Госбанк СССР прекратил свою деятельность 1 марта 1992 года, уступив место новому регулятору в условиях становления независимой России.
В период с 1991 по 1992 годы под руководством Банка России была сформирована обширная сеть коммерческих банков. Это произошло в основном за счет коммерциализации филиалов специализированных советских банков. К 1 января 1992 года только в Российской Федерации число банков достигло 1360, что свидетельствовало о бурной децентрализации и развитии рыночных отношений. Банк России стал единственным на территории республики органом государственного денежно-кредитного и валютного регулирования.
В постсоветский период банковская система России окончательно трансформировалась в двухуровневую: верхний уровень представлен Центральным банком РФ, а нижний – кредитными организациями РФ и представительствами иностранных банков. Эта структура характерна для большинства развитых рыночных экономик.
Важным этапом в истории Банка России стало введение ключевой ставки 13 сентября 2013 года как основного инструмента денежно-кредитной политики. Этот шаг ознаменовал переход к современному режиму инфляционного таргетирования, сделав ДКП более прозрачной и предсказуемой. В том же 2013 году Банк России получил статус мегарегулятора, когда ему были переданы полномочия по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков. Это расширило его мандат за пределы традиционного банковского сектора, охватив страховые компании, пенсионные фонды, брокеров и другие некредитные финансовые организации, что позволило осуществлять более системный и комплексный надзор за всей финансовой системой страны.
Таким образом, историческая эволюция Центрального банка России – это путь от фискального агента империи к централизованному инструменту плановой экономики, а затем к независимому мегарегулятору, призванному обеспечивать стабильность и развитие рыночной кредитной системы в условиях глобальных вызовов.
Заключение
Роль Центрального банка России в регулировании кредитной системы является многогранной и фундаментальной для обеспечения экономической стабильности и устойчивого развития страны. Проведенный анализ позволяет сформулировать несколько ключевых выводов.
Во-первых, особый конституционно-правовой статус Банка России, закрепленный в статье 75 Конституции РФ и Федеральном законе № 86-ФЗ, является краеугольным камнем его независимости. Эта независимость, проявляющаяся в функциональной, инструментальной, финансовой и кадровой обособленности, позволяет Банку России принимать объективные, долгосрочные решения, свободные от краткосрочных политических конъюнктур. Его нормотворческие полномочия и роль в согласовании законодательных инициатив дополнительно укрепляют его способность влиять на формирование правил игры в финансовом секторе.
Во-вторых, инструменты денежно-кредитной политики, такие как ключевая ставка, обязательные резервные требования, операции на открытом рынке и рефинансирование, доказали свою эффективность в достижении макроэкономической стабильности. Ключевая ставка, действуя через «процентный канал», остается основным рычагом воздействия на экономику, несмотря на то что исследования показывают нюансы ее автономного эффекта и слабость влияния на денежную массу в условиях профицита ликвидности. Режим таргетирования инфляции (цель 4%), подкрепленный прозрачной коммуникационной политикой, способствует предсказуемости макроэкономических условий и повышению доверия.
В-третьих, регулирующие и надзорные функции Банка России сыграли решающую роль в оздоровлении и укреплении кредитной системы. Детализированный набор обязательных финансовых нормативов и комплекс надзорных мер, включающий предупредительные и принудительные санкции (от штрафов до отзыва лицензий), позволил значительно сократить число недобросовестных или нежизнеспособных участников рынка (с 956 банков в 2013 году до 406 в 2021 году).
Расширение мандата до статуса мегарегулятора, охватывающего небанковские кредитные и некредитные финансовые организации, обеспечивает комплексный надзор за всей финансовой системой.
В-четвертых, гармонизация с международными стандартами, такими как Базель III, демонстрирует приверженность Банка России лучшим мировым практикам. При этом российская регуляторная практика не слепо копирует, а адаптирует эти стандарты, порой устанавливая более жесткие требования (например, нормативы достаточности капитала на 25% выше) и выборочно применяя подходы с учетом национальных особенностей. Особенно важен переход к риск-чувствительному стимулирующему регулированию, направленному на поддержку приоритетных проектов технологического суверенитета и структурной адаптации экономики, что свидетельствует о гибкости и стратегической направленности регулятора.
Наконец, историческая эволюция центрального банка в России – от Государственного банка Российской империи, через централизованную систему Госбанка СССР, к современному Банку России – показывает его способность адаптироваться к радикальным социально-экономическим трансформациям. Каждый исторический этап формировал текущую роль регулятора, обогащая его инструментарий и опыт.
В условиях современных вызовов – от угроз цифровизации (киберугрозы, мошенничество) и геополитического давления (санкции, отключение от SWIFT) до структурных изменений в экономике (переориентация на внутренний спрос) – Банк России активно определяет стратегические направления развития. Это включает не только обеспечение ценовой стабильности и развитие финансового рынка (рост роли рынка капитала, долгосрочные сбережения), но и углубленную цифровизацию (внедрение цифрового рубля, развитие ЕБС и Открытых API), переориентацию внешнеторговых расчетов, борьбу с недобросовестными практиками и дальнейшее совершенствование регулирования и надзора с учетом поддержки приоритетных секторов экономики.
Таким образом, Центральный банк России является не просто институтом, а живым организмом, постоянно эволюционирующим и адаптирующимся к изменяющимся условиям. Его роль в регулировании кредитной системы критически важна для поддержания финансовой стабильности, стимулирования экономического роста и обеспечения устойчивого развития страны в условиях глобальных и внутренних трансформаций. Перспективы его дальнейшего совершенствования лежат в углублении риск-ориентированного подхода, активном использовании цифровых технологий и сохранении стратегического фокуса на национальных приоритетах при интеграции в мировую финансовую систему.
Список использованной литературы
- Конституция Российской Федерации: принята все народным голосованием 12 дек. 1993 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2009. – № 4, ст. 445.
- О Центральном банке Российской Федерации (Банке России): Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
- О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О банках и банковской деятельности в РСФСР»: федеральный закон Рос. Федерации от 3 февраля 1996 г. N 17-ФЗ // Российская газета. № 27, 10.02.1996.
- О порядке предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных активами или поручительством: положение ЦБ РФ от 12 ноября 2007 г. N 312-П // Вестник Банка России, N 69, 17.12.2007.
- О порядке предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных залогом (блокировкой ценных бумаг): положение ЦБ РФ от 4 августа 2003 г. N 236-П // Вестник Банка России, N 62, 19.11.2003.
- О порядке получения предварительного согласия Банка России на приобретение и (или) получение в доверительное управление акций кредитной организации: инструкция ЦБ РФ от 21.02.2007 № 130-И // Вестник Банка России, N 16, 28.03.2007.
- О размере ставки рефинансирования Банка России: указание ЦБ РФ от 19 февраля 2010 г. N 2399-У // Вестник Банка России, N 10, 25.02.2010.
- Большой экономический словарь / под ред. А.Н. Азрилияна. – М.: Институт новой экономики, 2008. 1426 с.
- Братко А.Г. Центральный банк в банковской системе России. – М.: Спарк, 2001. 335 с.
- Банки и банковские операции: учебник для вузов / под ред. Е.Ф. Жукова. – М.: Банки и биржи, Юнити, 1997. 471 с.
- Залесский В.В. Основы законодательства капиталистических стран о банковской системе. – М.: Известия, 1992. 353 с.
- Макарова Я.М. Проблемы правового положения Центрального Банка Российской Федерации как юридического лица: автореф. дис. … канд. юрид. наук. – М., 2001.
- Симановский А.Ю. Надзорные и контрольные функции Банка России: краткий экскурс // Деньги и кредит. – 2001. – № 5.
- Хохленкова М.А. Банк России как орган банковского регулирования и надзора // Банковское дело. – 2002. – №8.
- Правовой статус и функции. Банк России. URL: https://www.cbr.ru/about_br/status_functions/ (дата обращения: 08.10.2025).
- О Банке России. Банк России. URL: https://www.cbr.ru/about_br/ (дата обращения: 08.10.2025).
- Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (с изменениями и дополнениями).
Документы системы ГАРАНТ. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/12027204/ (дата обращения: 08.10.2025).
- Федеральный закон от 10 июля 2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. URL: http://council.gov.ru/activity/documents/13106/ (дата обращения: 08.10.2025).
- Тема: «Особенности правового статуса Банка России. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38139598 (дата обращения: 08.10.2025).
- Норма обязательных резервов. Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0_%D0%BE%D0%B1%D1%8F%D0%B7%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D1%85_%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%B5%D1%80%D0%B2%D0%BE%D0%B2 (дата обращения: 08.10.2025).
- Статья 35. КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37559/359a35e4e73f4786720f78a7f1a30704040f7b9c/ (дата обращения: 08.10.2025).
- Система инструментов денежно-кредитной политики. Банк России. URL: https://www.cbr.ru/dkp/instruments_dkp/ (дата обращения: 08.10.2025).
- Денежно-кредитная политика. Банк России. URL: https://www.cbr.ru/dkp/ (дата обращения: 08.10.2025).
- Денежно-кредитная политика. Сравни.ру. URL: https://www.sravni.ru/enciklopediya/denezhno-kreditnaya-politika/ (дата обращения: 08.10.2025).
- Операции Банка России по покупке/продаже ценных бумаг на открытом рынке. Банк России. URL: https://www.cbr.ru/hd_base/open_market_operations/ (дата обращения: 08.10.2025).
- Статья 39. КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37559/a2d3e1b712854992524a87a275768297f6c3214a/ (дата обращения: 08.10.2025).
- Организация деятельности центрального банка. Лекция 13: Политика открытого рынка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-deyatelnosti-tsentralnogo-banka-lektsiya-13-politika-otkrytogo-rynka (дата обращения: 08.10.2025).
- Ключевая ставка в России. Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BB%D1%8E%D1%87%D0%B5%D0%B2%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B2%D0%BA%D0%B0_%D0%91%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D0%B0_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8 (дата обращения: 08.10.2025).
- Ключевая ставка: основной инструмент денежно-кредитной политики. Финансы Mail. URL: https://finance.mail.ru/2025-09-12/klyuchevaya-stavka-osnovnoi-instrument-denezhno-kreditnoi-politiki-tsb-rf/ (дата обращения: 08.10.2025).
- Как принимаются решения по ключевой ставке. Банк России. URL: https://www.cbr.ru/dkp/how_decisions_made/ (дата обращения: 08.10.2025).
- Выбор показателя для таргетирования инфляции. Банк России. URL: https://www.cbr.ru/Content/Document/File/156826/wp_2023_22.pdf (дата обращения: 08.10.2025).
- Эффективность таргетирования инфляции по сравнению с другими стратегиями денежно-кредитной политики. КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_398031/e15f60877995a97576f3f019623e1f7a075d9e50/ (дата обращения: 08.10.2025).
- Введение. КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_431713/a5d625d80b7e4663a83350289069d30560a63816/ (дата обращения: 08.10.2025).
- Ключевая ставка Банка России как инструмент регулирования банковской ликвидности: проблемы и возможности в условиях режима инфляционного таргетирования. КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/klyuchevaya-stavka-banka-rossii-kak-instrument-regulirovaniya-bankovskoy-likvidnosti-problemy-i-vozmozhnosti-v-usloviyah-rezhima (дата обращения: 08.10.2025).
- Банковское регулирование и надзор в России. КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/bankovskoe-regulirovanie-i-nadzor-v-rossii (дата обращения: 08.10.2025).
- Банковское регулирование и надзор: определение термина простыми словами. Сравни.ру. URL: https://www.sravni.ru/enciklopediya/bankovskoe-regulirovanie-i-nadzor/ (дата обращения: 08.10.2025).
- Банковское регулирование и банковский надзор. Банки.ру. URL: https://www.banki.ru/wikibank/bankovskoe_regulirovanie_i_bankovskiy_nadzor/ (дата обращения: 08.10.2025).
- О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) от 02 декабря 1990 — Глава 10. Банковское регулирование и надзор (статьи 55-76).
docs.cntd.ru. URL: https://docs.cntd.ru/document/9002221/ (дата обращения: 08.10.2025).
- Статья 56. КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37559/99a4c5a03429819fc726058097b693240d0494d4/ (дата обращения: 08.10.2025).
- Центральный банк: что это, его функции и структура, последние новости. Банки.ру. URL: https://www.banki.ru/news/bankpress/?id=10959441 (дата обращения: 08.10.2025).
- Основные вопросы банковского регулирования и банковского надзора. КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-voprosy-bankovskogo-regulirovaniya-i-bankovskogo-nadzora (дата обращения: 08.10.2025).
- Нормативно-правовое регулирование надзорной деятельности в банковской сфере Российской Федерации. КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/normativno-pravovoe-regulirovanie-nadzornoy-deyatelnosti-v-bankovskoy-sfere-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 08.10.2025).
- Регулирование и надзор в сфере корпоративных отношений и раскрытия информации. Банк России. URL: https://www.cbr.ru/finmarket/supervision/corp_relations/ (дата обращения: 08.10.2025).
- Банк России как орган контроля и надзора. КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/bank-rossii-kak-organ-kontrolya-i-nadzora (дата обращения: 08.10.2025).
- О допустимых сочетаниях банковских операций небанковских кредитных организаций, осуществляющих депозитно-кредитные операции, об обязательных нормативах небанковских кредитных организаций, осуществляющих депозитно-кредитные операции, и об осуществлении Банком России надзора за их соблюдением от 21 ноября 2017. docs.cntd.ru. URL: https://docs.cntd.ru/document/556111306 (дата обращения: 08.10.2025).
- Влияние Банка России на развитие банковской системы. КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-banka-rossii-na-razvitie-bankovskoy-sistemy (дата обращения: 08.10.2025).
- Роль центрального банка в регулировании кредитного рынка. Третий Рим. URL: https://3rim.ru/articles/rol-tsentralnogo-banka-v-regulirovanii-kreditnogo-rynka/ (дата обращения: 08.10.2025).
- Обзор финансовой стабильности. Банк России. URL: https://www.cbr.ru/analytics/fin_stab/ (дата обращения: 08.10.2025).
- Базельские соглашения. Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B0%D0%B7%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D1%81%D0%BE%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F (дата обращения: 08.10.2025).
- Базель III в России: новые подходы к определению капитала. Фундаментальные исследования (научный журнал).
URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=33610 (дата обращения: 08.10.2025).
- Стандарт Базель III. Финансового университета. URL: https://www.fa.ru/fil/cheb/news/Documents/Basel_III_studenti.pdf (дата обращения: 08.10.2025).
- Базельские соглашения: капитал, риски и ликвидность банков. Hexn. URL: https://hexn.ru/bazelskie-soglasheniya-kapital-riski-i-likvidnost-bankov/ (дата обращения: 08.10.2025).
- О сроках внедрения Базеля III. Банк России. URL: https://www.cbr.ru/press/event/?id=1411 (дата обращения: 08.10.2025).
- Внедрение рекомендаций «Базеля II» и «Базеля III» в России. Банк России. URL: https://www.cbr.ru/Content/Document/File/20700/lobanov_141015.pdf (дата обращения: 08.10.2025).
- IV. Основные направления совершенствования банковского регулирования и надзора в Российской Федерации. КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_122606/5e73e970a2f47051a66e4e5e408544d677d291e6/ (дата обращения: 08.10.2025).
- Стандарты банковского надзора в России. Портал ФИНАНСЫ-КРЕДИТ. Sci.House. URL: https://sci.house/bankovskoe-delo-finansyi-scihouse/standartyi-bankovskogo-nadzora-rossii-63236.html (дата обращения: 08.10.2025).
- Базель III. Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B0%D0%B7%D0%B5%D0%BB%D1%8C_III (дата обращения: 08.10.2025).
- Перспективные направления развития банковского регулирования и надзора: текущий статус и новые задачи. Банк России. URL: https://www.cbr.ru/Content/Document/File/164741/on_rbrn_2024.pdf (дата обращения: 08.10.2025).
- Международные стандарты банковской деятельности Базель III: реформа продолжается. Статья в журнале «Молодой ученый». URL: https://moluch.ru/archive/241/55836/ (дата обращения: 08.10.2025).
- История Банка России. Банк России. URL: https://www.cbr.ru/about_br/history/ (дата обращения: 08.10.2025).
- Государственный банк Российской империи. Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%B1%D0%B0%D0%BD%D0%BA_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%B8%D0%BC%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%B8 (дата обращения: 08.10.2025).
- Учреждён Государственный банк Российской империи. Президентская библиотека. URL: https://www.prlib.ru/history/619736 (дата обращения: 08.10.2025).
- Государственный банк СССР. Агентство ВЭП. URL: https://www.vep.ru/about/history/gosbank-sssr.html (дата обращения: 08.10.2025).
- История Государственного банка Российской империи. Журнал ТКБ Инвестмент Партнерс. URL: https://tkbip.ru/blog/istoriya-gosudarstvennogo-banka-rossiyskoy-imperii/ (дата обращения: 08.10.2025).
- Государственный банк Российской империи. Агентство ВЭП. URL: https://www.vep.ru/about/history/gosbank.html (дата обращения: 08.10.2025).
- Роль и значение Центрального банка России в кредитной системе. КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-i-znachenie-tsentralnogo-banka-rossii-v-kreditnoy-sisteme (дата обращения: 08.10.2025).
- Государственный банк СССР. Большая российская энциклопедия. URL: https://bigenc.ru/economics/text/2372559 (дата обращения: 08.10.2025).
- Госбанк, Война и Деньги. Банковское обозрение. URL: https://bosfera.ru/bo/gosbank-voyna-i-dengi (дата обращения: 08.10.2025).
- Государственный банк СССР. Большая российская энциклопедия. URL: https://old.bigenc.ru/economics/text/2372559 (дата обращения: 08.10.2025).
- Центральный банк Российской Федерации. Агентство ВЭП. URL: https://www.vep.ru/about/history/tsb.html (дата обращения: 08.10.2025).
- Банковская система СССР. Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B0_%D0%A1%D0%A1%D0%A1%D0%A0 (дата обращения: 08.10.2025).
- Государственный банк СССР. Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%B1%D0%B0%D0%BD%D0%BA_%D0%A1%D0%A1%D0%A1%D0%A0 (дата обращения: 08.10.2025).
- Советские банки. Финансовая грамотность на уроках Всеобщей истории и Истории России. URL: https://fincult.info/articles/sovetskie-banki/ (дата обращения: 08.10.2025).
- Банковская система России. Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B0_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8 (дата обращения: 08.10.2025).
- История развития российской банковской системы с конца 1990-х до начала 2000-х годов. Статья в журнале «Молодой ученый». URL: https://moluch.ru/archive/416/91196/ (дата обращения: 08.10.2025).
- История Банка России. Как работают финансовые регуляторы. URL: https://fincult.info/articles/istoriya-banka-rossii/ (дата обращения: 08.10.2025).
- История банковского дела в России. Калужская областная научная библиотека им. В.Г. Белинского. URL: https://kaluga-lib.ru/kraevedenie/ekonomika/istoriya-bankovskogo-dela-v-rossii.html (дата обращения: 08.10.2025).
- Роль центрального банка в банковской системе РФ. КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-tsentralnogo-banka-v-bankovskoy-sisteme-rf (дата обращения: 08.10.2025).
- Эволюция банковской системы России. Арсенал Бизнес Решений. URL: https://arsenal-br.ru/articles/evolyuciya-bankovskoj-sistemy-rossii (дата обращения: 08.10.2025).
- Каковы этапы развития банковской системы в Российской Федерации? URL: https://www.kazgmu.ru/education/faculties/faculty_of_social_work_and_higher_nursing_education/departments/department-of-management-and-economics/metodicheskie-materialy/10292/ (дата обращения: 08.10.2025).
- Центральный банк: что это, зачем он нужен и как влияет на экономику. Газпромбанк. URL: https://www.gazprombank.ru/personal/credits/articles/centralnyy-bank-chto-eto-zachem-on-nuzhen-i-kak-vliyaet-na-ekonomiku/ (дата обращения: 08.10.2025).
- Четыре этапа развития банковской системы Российской Федерации. КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/chetyre-etapa-razvitiya-bankovskoy-sistemy-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 08.10.2025).
- Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2025 год и период 2026 и 2027 годов (утв. Банком России).
КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_431713/ (дата обращения: 08.10.2025).
- В ЦБ перечислили структурные изменения, бросающие новые вызовы экономике РФ. Seldon.pro. URL: https://seldon.pro/news/finansy-i-rynki/v-tsb-perechislili-strukturnye-izmeneniya-brosayushchie-novye-vyzovy-ekonomike-rf/2944626/ (дата обращения: 08.10.2025).
- Банк России определил основные направления развития финансового рынка до 2027 года. Ассоциация ФинТех. URL: https://fintech.ru/news/bank-rossii-opredelil-osnovnye-napravleniya-razvitiya-finansovogo-rynka-do-2027-goda/ (дата обращения: 08.10.2025).
- Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики. Банк России. URL: https://www.cbr.ru/dkp/ondkp/ (дата обращения: 08.10.2025).
- В Банке России рассказали о признаках структурных изменений экономики. Lenta.ru. URL: https://lenta.ru/news/2025/09/24/v-banke-rossii-rasskazali-o-bolee-uspeshnoy-rabote-orientirovannogo-na-vnutrenniy-rynok-biznesa/ (дата обращения: 08.10.2025).
- Трансформация российской экономики и финансовой системы: первые итоги. Итоги работы Банка России 2023: коротко о главном. Банк России. URL: https://www.cbr.ru/Content/Document/File/160163/res_2023_03.pdf (дата обращения: 08.10.2025).
- Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2024 год и период 2025 и 2026 годов (утв. Банком России).
КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_461141/ (дата обращения: 08.10.2025).
- Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2026-2028 годы. YouTube. URL: https://www.youtube.com/watch?v=N6K22IuH0-o (дата обращения: 08.10.2025).
- Основные направления развития финансового рынка Российской Федерации. Банк России. URL: https://www.cbr.ru/finmarket/development/ (дата обращения: 08.10.2025).
- Основные направления развития финансового рынка Российской Федерации на 2023-2025. Банк России. URL: https://www.cbr.ru/Content/Document/File/144933/onrfr_2023-2025.pdf (дата обращения: 08.10.2025).
- Геополитические факторы. КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_461141/53006a6c22662c161580f4f9f479d2ecb7dd1c14/ (дата обращения: 08.10.2025).
- Регулирование кредитной политики российских коммерческих банков в условиях обострения геополитической ситуации. КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/regulirovanie-kreditnoy-politiki-rossiyskih-kommercheskih-bankov-v-usloviyah-obostreniya-geopoliticheskoy-situatsii (дата обращения: 08.10.2025).
- Банк России в базовом сценарии еще не учитывает урегулирование конфликта с Украиной. Интерфакс. URL: https://www.interfax.ru/business/945952 (дата обращения: 08.10.2025).
- Банки и инновации: о чем говорила Набиуллина на Финополисе. Финансы Mail. URL: https://finance.mail.ru/2025-10-08/banki-i-innovatsii-o-chem-govorila-nabiullina-na-finopolise-2025/ (дата обращения: 08.10.2025).
- Банк России. Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B0%D0%BD%D0%BA_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8 (дата обращения: 08.10.2025).
- Структурные изменения в экономике России в 2022–2024 годах. АКРА. URL: https://www.acra-ratings.ru/research/2812/ (дата обращения: 08.10.2025).
- Банк России принял решение снизить ключевую ставку на 100 б.п., до 17,00% годовых. Банк России. URL: https://www.cbr.ru/press/pr/?file=12092025_ddkp.htm (дата обращения: 08.10.2025).
- Основные направления развития финансового рынка Российской Федерации на 2024 год и период 2025 и 2026 годов (разработаны Банком России).
КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_461141/ (дата обращения: 08.10.2025).
- Герман Греф: Сильный игрок несёт бремя инноваций и пробивает дорогу, а за ним следуют остальные. Архыз 24. URL: https://arkhyz24.ru/germa-gref-silnyy-igrok-neset-bremya-innovatsiy-i-probivaet-dorogu-a-za-nim-sleduyut-ostalnye/ (дата обращения: 08.10.2025).
- Противодействие недобросовестным практикам. Банк России. URL: https://www.cbr.ru/financial_security/pnp/ (дата обращения: 08.10.2025).
- Стратегия на IV квартал 2025 года. Ставка на избирательность. Альфа-Банк. URL: https://alfabank.ru/investments/recommendations/strategy/strategy-2025-q4/ (дата обращения: 08.10.2025).
- Банковское регулирование: обзор за II квартал 2024 года. Банк России. URL: https://www.cbr.ru/analytics/bank_regulation/ (дата обращения: 08.10.2025).
- Итоги работы Банка России 2024: коротко о главном. Банк России. URL: https://www.cbr.ru/Content/Document/File/160163/res_2024_03.pdf (дата обращения: 08.10.2025).
- Противодействие отмыванию денег и валютный контроль. Банк России. URL: https://www.cbr.ru/financial_security/aml/ (дата обращения: 08.10.2025).
- ЦБ раскрыл четыре сценария развития мировой и российской экономики до 2027 года. Forbes. URL: https://www.forbes.ru/finansy/515545-cb-raskryl-cetire-scenariya-razvitiya-mirovoi-i-rossiiskoi-ekonomiki-do-2027-goda (дата обращения: 08.10.2025).
- Какие вызовы стоят перед банковским сектором в 2025 году. Ведомости. URL: https://www.vedomosti.ru/finance/articles/2024/12/27/1012353-kakie-vizovi-stoyat-pered-bankovskim-sektorom-v-2025-godu (дата обращения: 08.10.2025).
- Цифровизация финансового рынка: вызовы и возможности. КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovizatsiya-finansovogo-rynka-vyzovy-i-vozmozhnosti (дата обращения: 08.10.2025).
- Федеральная служба по финансовому мониторингу. URL: http://www.fedsfm.ru/ (дата обращения: 08.10.2025).
- Меры поддержки от ЦБ: чего ждать в 2025 году. Юридический портал Сфера. URL: https://sfera.fm/articles/mery-podderzhki-ot-tsb-chego-zhdat-v-2025-godu (дата обращения: 08.10.2025).
- Современные вызовы и перспективы развития банковской системы России в условиях цифровизации. Издательская группа ЮРИСТ. URL: https://law-journal.ru/scientific/article/2607 (дата обращения: 08.10.2025).
- Характеристика независимости Центрального Банка Российской Федерации. КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/harakteristika-nezavisimosti-tsentralnogo-banka-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 08.10.2025).
- К вопросу о конституционно-правовом статусе Центрального банка Российской Федерации. КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-konstitutsionno-pravovom-statuse-tsentralnogo-banka-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 08.10.2025).
- Полномочия центрального Банка Российской Федерации. КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/polnomochiya-tsentralnogo-banka-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 08.10.2025).