Введение: Актуальность, цели и задачи исследования
Начиная с 2020 года, мировая экономика, а вместе с ней и инвестиционный ландшафт Российской Федерации, вошли в эпоху беспрецедентной турбулентности. С этой точки зрения, для современного академического анализа невозможно игнорировать критические вехи этого периода.
Согласно данным Центрального банка России, самое резкое падение чистого притока прямых иностранных инвестиций (ПИИ) было зафиксировано в I квартале 2022 года, когда показатель принял рекордное отрицательное значение в -21,918 млрд USD. Этот факт, ставший прямым следствием геополитического кризиса и массового исхода нерезидентов, демонстрирует глубину структурного шока, пережитого российской экономикой, а общий чистый отток ПИИ по итогам 2022 года составил 15,2 млрд USD.
В этих условиях классические методы привлечения капитала, основанные на глобальной интеграции и универсальности правовых гарантий, перестали работать. Актуальность данного исследования определяется острой необходимостью деконструкции традиционного понимания инвестиционного климата, переоценки эффективности существующих региональных институтов (ОЭЗ, ТОР) и разработки новой, прагматичной стратегии, ориентированной на капитал из «дружественных» юрисдикций. И что из этого следует? Только смена парадигмы позволит России не просто адаптироваться к внешнему давлению, но и обеспечить устойчивое развитие на новой инвестиционной основе.
Цель работы — разработка обновленной стратегической и институциональной модели привлечения ПИИ в регионы РФ, способной минимизировать геополитические риски и обеспечить достижение целевых показателей притока капитала из стран Азии, Ближнего Востока и Латинской Америки.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- Провести трансформацию ключевых теоретических понятий (ПИИ, инвестиционный климат) с учетом новых нефинансовых рисков.
- Проанализировать динамику, отраслевую и географическую структуру ПИИ в России за период 2020–2025 гг., выявив ключевые шоковые явления.
- Оценить эффективность институциональных механизмов (ОЭЗ, ТОР, САР) и критически проанализировать новые правовые барьеры (ФЗ № 624-ФЗ).
- Сформулировать приоритетные стратегические и институциональные рекомендации, включая детальный анализ нового механизма счетов типа «Ин».
Структура исследования соответствует поставленным задачам и позволяет последовательно перейти от теоретических основ и статистического анализа к разработке практических рекомендаций, имеющих целью достижение стратегического показателя в 1 трлн рублей иностранных дружественных инвестиций к 2030 году.
Кредитные операции коммерческих банков в современной России: ...
... и очерчивая контуры будущего развития. Цель исследования: Провести исчерпывающий анализ теоретических основ, видов и механизма организации кредитных ... проведя четкое разграничение с понятием «ссуда». Проанализировать актуальную нормативно-правовую базу регулирования кредитных операций ... планам Центрального банка РФ на 2025-2026 годы. Детально описать основные этапы организации процесса ...
Теоретико-методологические основы прямых иностранных инвестиций
Эволюция понятий «ПИИ» и «Инвестиционный климат»
Классическая экономическая теория долгое время опиралась на эклектичную парадигму Дж. Даннинга (OLI-парадигма), объясняющую ПИИ через владение собственными преимуществами (Ownership), преимуществами локализации (Location) и преимуществами интернационализации (Internalization).
Однако современные реалии требуют существенной корректировки этих подходов.
Прямые иностранные инвестиции (ПИИ) в современном контексте (2020–2025 гг.) сохраняют свое базовое определение (долгосрочные инвестиции, устанавливающие устойчивый интерес и влияние резидента одной страны на предприятие-резидента другой страны, обычно подразумевающие владение более 10% акций или долей), но их источник и мотивация претерпели фундаментальные изменения. На первый план вышло понятие «Дружественные ПИИ» — капиталы, поступающие из стран, не присоединившихся к западным санкционным коалициям, и ориентированные не столько на глобальную экспансию, сколько на обеспечение устойчивости цепочек поставок и обход вторичных ограничений.
Инвестиционный климат региона традиционно определялся как совокупность политических, экономических, правовых и социальных факторов, влияющих на привлекательность территории для инвесторов. Сегодня это понятие трансформировалось, включая в себя новые нефинансовые и неэкономические риски.
Компоненты Инвестиционного Климата | Классический подход | Современный подход (2020-2025 гг.) |
---|---|---|
Экономический риск | Волатильность курса, инфляция, ставки | Сохраняется, но дополняется риском блокировки платежей через SWIFT и неконвертируемости валюты. |
Политический риск | Смена власти, экспроприация | Сохраняется, но дополняется риском вторичных санкций (Primary Risk) и риском заморозки активов (Asset Freezing Risk). |
Правовой риск | Несовершенство законодательства, коррупция | Дополняется высоким комплаенс-риском при проведении платежей и риском ограничения вывода средств (ФЗ № 624-ФЗ). |
Таким образом, если раньше инвестор оценивал вероятность получения прибыли, то теперь он в первую очередь оценивает вероятность сохранения и беспрепятственного вывода капитала, что делает нефинансовые риски ключевыми.
Методики оценки инвестиционной привлекательности регионов РФ
Оценка инвестиционной привлекательности остается критически важным инструментом для регионального управления. В Российской Федерации наиболее распространенными и авторитетными являются методики, основанные на интегральном подходе и факторном анализе.
Традиционно оценка строится на двух ключевых элементах:
- Инвестиционный потенциал: Совокупность объективных предпосылок для инвестирования (ресурсы, инфраструктура, институциональная среда, трудовые ресурсы).
- Инвестиционный риск: Вероятность возникновения непредвиденных потерь или недополучения прибыли.
В российских условиях наиболее широко применяются методики рейтинговых агентств (например, «Эксперт РА», АКРА), которые используют многофакторные модели. Эти модели обычно включают от 20 до 50 показателей, агрегированных в субиндексы.
Методологическая Корректность (Пример): Факторный Анализ Привлекательности
Для оценки влияния отдельных факторов на общий объем привлеченных ПИИ в регионе часто используется метод цепных подстановок. Хотя прямые расчеты в рамках данного исследования не проводятся, аналитический подход требует понимания формулы.
Объем ПИИ (I) можно представить как произведение трех ключевых факторов:
I = P * K * E
Где:
- P — Инвестиционный потенциал (например, ВРП региона).
- K — Коэффициент инфраструктурной готовности.
- E — Коэффициент эффективности (административные барьеры, коррупция).
В современных условиях, фактор E должен быть расширен за счет введения Коэффициента Геополитического Риска (G), который отражает вероятность попадания инвестора под вторичные санкции или правовые ограничения. Соответственно, инвестиционная привлекательность региона (A) сегодня может быть выражена как функция:
A = f(P, K, E, G)
При этом, для инвесторов из «недружественных» стран, фактор G является доминирующим и часто сводит к нулю привлекательность, даже при высоком потенциале P.
Динамика и региональная структура ПИИ в России в условиях геополитического кризиса (2020–2025 гг.)
Анализ макроэкономической динамики и шоков
Анализ динамики ПИИ в российскую экономику за последние пять лет показывает, что инвестиционные потоки полностью отражают нарастание геополитической напряженности.
До 2022 года приток ПИИ был волатильным, но оставался преимущественно положительным. Однако введение полномасштабных санкций в 2022 году вызвало критический отток капитала, не имевший аналогов в новейшей истории России.
Период | Чистый приток ПИИ (млрд USD) | Динамика (Год к Году) |
---|---|---|
2020 | Волатильный (+/-) | Средняя стабильность |
2021 | +15,6 | Рост после пандемии |
I кв. 2022 | -21,918 | Рекордный отрицательный шок |
2022 (Итог) | -15,2 | Чистый отток капитала |
2023 | Низкая волатильность | Восстановление за счет редомициляции и «дружественных» стран |
2024–2025 (Прогноз) | Положительный, но умеренный | Смещение структуры в сторону Азии и Центральной Азии |
Шок I квартала 2022 года был обусловлен не только прекращением новых проектов, но и фактическим выводом капитала иностранными компаниями, а также необходимостью списания активов. Этот период ознаменовал собой окончательный разрыв инвестиционных связей с западными юрисдикциями. В последующие годы, несмотря на чистый отток, наблюдалась тенденция к перекомпоновке инвестиционного баланса. Накопленный объем исходящих ПИИ российских инвесторов за рубежом сократился на 39,3% с начала 2022 года, что свидетельствует о репатриации отечественного капитала и его выводе из западных юрисдикций в «дружественные» и САР.
Географическая и отраслевая концентрация ПИИ
Исторической проблемой инвестиционной политики РФ всегда была крайняя географическая концентрация ПИИ. Эта тенденция, несмотря на кризис, сохраняется. По данным на 2019 год, на Москву приходилось до половины всех накопленных ПИИ в России, достигая 247,6 млрд USD.
Причины концентрации:
- Институциональная и Инфраструктурная Готовность: Москва и Санкт-Петербург обладают лучшей деловой инфраструктурой, минимальными административными барьерами (по сравнению с другими регионами) и высокой концентрацией квалифицированных кадров.
- Эффект Хаба: Многие крупные инвестиции, предназначенные для региональных проектов (например, в Сибири или на Дальнем Востоке), юридически оформляются через головные офисы, расположенные в столице, что статистически искажает картину.
- Отраслевая Структура: Основные ПИИ до 2022 года направлялись в финансовый сектор, оптовую и розничную торговлю, а также добычу полезных ископаемых. Эти секторы традиционно тяготеют к федеральным центрам принятия решений.
В условиях санкций, концентрация может даже усилиться, поскольку новые инвесторы из «дружественных» стран, особенно в сфере торговли и логистики, также предпочитают работать в максимально предсказуемой и развитой среде, которой остаются федеральные центры. Но не приведет ли это к еще большему дисбалансу и стагнации периферийных регионов?
Изменение вектора инвестиций и роль «дружественных» юрисдикций
Геополитический кризис спровоцировал тектонический сдвиг в географии инвестиционных потоков. Страны-инвесторы, традиционно занимавшие лидирующие позиции (Кипр, Нидерланды, Люксембург — в значительной степени за счет реинвестирования российского капитала), уступили место партнерам из Азии и СНГ.
Трансформация инвестиционного вектора:
Направление | До 2022 г. (Основной поток) | После 2022 г. (Растущий поток) |
---|---|---|
Входящие ПИИ | Западная Европа (через офшоры), США | Китай, Индия, Центральная Азия, Турция, ОАЭ. |
Исходящие ПИИ | Западная Европа (активы, холдинги) | Центральная Азия (Киргизия, Казахстан), АСЕАН. |
Этот сдвиг подтверждается конкретными фактами. Например, объем накопленных прямых инвестиций из Китая в Россию продемонстрировал рост на 75% за первую половину 2022 года. Аналогично, исходящие российские прямые инвестиции в Киргизию в 2024 году выросли примерно на 46%. Это указывает на активное создание новых логистических, производственных и финансовых хабов в странах, выступающих посредниками в торговле с Россией, или на прямое инвестирование в сырьевые и инфраструктурные проекты.
Институциональные и правовые барьеры привлечения ПИИ
Эффективность особых экономических зон (ОЭЗ, ТОР) и Специальных Административных Районов (САР)
Институциональные механизмы, такие как ОЭЗ, ТОР и САР, являются ключевыми инструментами региональной инвестиционной политики, направленными на создание локальных «оазисов» с преференциальными режимами.
Особые Экономические Зоны (ОЭЗ) и Территории Опережающего Развития (ТОР):
ОЭЗ и ТОР предоставляют резидентам налоговые льготы (снижение налога на прибыль, обнуление налога на имущество и землю), снижение арендной платы и упрощенные административные процедуры. Их общий вклад в привлечение инвестиций является значимым, хотя и не решающим для макроэкономического потока ПИИ. Общий объем накопленных инвестиций резидентов в ОЭЗ с момента создания превысил 1,8 трлн рублей, при этом только за 2023 год было привлечено более 660 млрд рублей, а на конец 2023 года в ОЭЗ России работало более 1200 резидентов, создавших более 66 тыс. рабочих мест.
Специальные Административные Районы (САР): Новый фокус на редомициляцию
САР, созданные на островах Октябрьский (Калининград) и Русский (Приморье), стали ответом на необходимость репатриации бизнеса, особенно в условиях угрозы ареста активов в западных юрисдикциях. САР функционируют как внутренние офшоры.
Ключевые преференции САР:
- Налоговые льготы: Снижение налога на прибыль (до 5%), полное обнуление транспортного налога и налога на имущество.
- Льготы по дивидендам: Нулевая ставка налога на доходы (в виде дивидендов, процентов) по акциям и долям участия, выплачиваемые иностранным лицам (при соблюдении условий).
- Корпоративное право: Возможность использования иностранного корпоративного права до 2039 года.
По итогам 2024 года в САР было зарегистрировано 488 компаний, из которых 190 переехали из иностранных юрисдикций в течение года. Совокупный объем инвестиций участников САР в российскую экономику за период 2019–2023 годов составил 85 млрд рублей. САР оказались высокоэффективным инструментом для редомициляции российского капитала, но их вклад в привлечение нового иностранного капитала, особенно из «недружественных» юрисдикций, пока ограничен из-за сохраняющихся барьеров.
Критический анализ новых правовых рисков и технологической зависимости
В условиях кризиса, правовая система РФ вынужденно ввела ряд контрсанкционных мер, которые, с одной стороны, защищают национальные интересы, но с другой — создают новые, критические барьеры для потенциальных инвесторов.
ФЗ № 624-ФЗ и риск судебной защиты:
Одним из ключевых нефинансовых рисков является снижение надежности судебной защиты прав инвесторов, особенно из «недружественных» стран. Федеральный закон № 624-ФЗ от 29.12.2022 года установил, что средства, взысканные по исполнительным документам, должны поступать только на счета взыскателя, открытые в российских кредитных организациях или на казначейские счета.
Последствия для инвестора: Иностранный инвестор может выиграть судебный процесс, получить исполнительный лист и даже взыскать средства с должника, но не сможет беспрепятственно перевести эти средства за пределы России. Это создает юридический тупик, фактически обесценивая судебные гарантии и повышая восприятие правового риска, что является ключевым нюансом, упускаемым при оценке правового климата.
Долгосрочный риск технологической зависимости:
Уход западных компаний и ограничение доступа к технологиям создают долгосрочную угрозу для конкурентоспособности экономики, которая напрямую влияет на привлекательность инвестиций. Уровень зависимости от импорта критичен в ряде высокотехнологичных отраслей. В сфере цифровых продуктов он достигает 90%, а в станкостроении в 2024 году 98,3% станков были импортными. В то же время, в топливно-энергетическом комплексе наблюдается высокий уровень локализации технологий, достигший 80%.
Это неравенство создает дисбаланс: инвесторы из «дружественных» стран видят привлекательность в секторах с высокой локализацией (ТЭК, сельское хозяйство), но избегают инвестиций в высокотехнологичные обрабатывающие отрасли, где сохраняются риски деградации производственной базы из-за отсутствия доступа к критическому оборудованию и ПО.
Обновленные стратегические и институциональные рекомендации для работы с «дружественными» инвесторами
Для достижения амбициозной цели, поставленной Правительством РФ, — привлечь 1 трлн рублей иностранных дружественных инвестиций к 2030 году — требуется не просто косметический ремонт, а коренное институциональное реформирование, ориентированное на специфические потребности инвесторов из стран, не присоединившихся к санкциям.
Меха��изм счетов типа «Ин» как ключевой инструмент либерализации
Ключевым шагом в либерализации инвестиционного климата стал Указ Президента РФ № 436 от 1 июля 2025 года, вводящий специальный режим инвестирования через счета нового типа – «Ин». Этот механизм представляет собой наиболее значимую институциональную реформу последнего времени, направленную на привлечение нового иностранного капитала.
Суть режима счетов «Ин»:
Счета типа «Ин» позволяют иностранным инвесторам (в том числе из «недружественных» стран), которые заводят новые средства в российский контур, приобрести ключевые российские активы (акции, ОФЗ, облигации, паи ПИФов).
Главное: средства, зачисленные на счета «Ин», освобождаются от действия большинства российских контрсанкционных ограничений, введенных в 2022–2023 годах.
Аспект | Обычный режим (до 2025 г.) | Режим счета «Ин» |
---|---|---|
Вывод дохода | Ограничен, требует спецразрешений | Беспрепятственный вывод полученного дохода за пределы РФ. |
Покупка валюты | Ограничения Банка России (Указ № 81, № 138) | Отмена ограничений Банка России на покупку иностранной валюты. |
Применимость | Ко всем нерезидентам и старому капиталу | Только к новому капиталу, специально заведенному на счет «Ин». |
Введение счета «Ин» создает прецедент «инвестиционной амнистии» для нового капитала. Инвестор, рискующий вложиться в российский рынок, получает гарантию, что его средства и доходы не будут заблокированы или ограничены в выводе контрсанкционными мерами. Это является прямым ответом на ключевой нефинансовый риск — риск заморозки и неконвертируемости, и должно стать краеугольным камнем в работе с инвесторами из «дружественных» стран.
Приоритеты региональной политики и институциональное реформирование
Для того чтобы механизм счетов «Ин» заработал на региональном уровне, необходимо усилить работу региональных институтов и создать правовую инфраструктуру, соответствующую новому вектору инвестиций.
1. Заключение новых двусторонних соглашений о защите инвестиций (СЗИ):
Приоритетным направлением должно стать юридическое закрепление гарантий для инвесторов из ключевых «дружественных» стран. Обновление и заключение новых СЗИ (например, обновленное соглашение с Китаем в I квартале 2025 года, новое соглашение с Мьянмой) должны включать более жесткие гарантии, чем классические СЗИ, учитывая специфику геополитических рисков и обеспечивая юридическую защиту от экспроприации и дискриминации.
2. Институциональное реформирование региональных агентств развития:
Региональные фонды и агентства развития должны переориентироваться с работы с традиционными европейскими инвесторами на специализированное сопровождение азиатского и ближневосточного капитала. Требуется создание в региональных Агентствах развития отделов, специализирующихся на юридическом и культурном сопровождении инвесторов из Китая, Индии и стран СНГ (например, знание специфики китайского законодательства и налогообложения).
Ускоренная подготовка инвестиционных площадок (ТОР, ОЭЗ) с готовой инфраструктурой и разрешительной документацией, или «Прединвестиционная готовность», критически важна, поскольку для региональных проектов ключевой барьер — это административные процедуры и сроки получения разрешений.
3. Минимизация административных барьеров на региональном уровне:
Несмотря на наличие федеральных механизмов (ОЭЗ, ТОР), внутренние факторы, такие как высокий уровень коррупции и сложность налогового администрирования, остаются сдерживающими. Регионы должны внедрять полностью цифровые платформы, которые позволяют инвестору получить все необходимые разрешения (земля, строительство, подключение к сетям) без прямого контакта с чиновниками. Также необходимо введение системы региональных инвестиционных соглашений (РИС), предусматривающих стабильность налоговых условий, даже если федеральное законодательство меняется в сторону ужесточения (в рамках предоставленных регионам полномочий).
Успешная реализация этих мер, в совокупности с либерализующим эффектом счетов типа «Ин», позволит создать необходимые условия для перераспределения инвестиционных потоков в пользу регионов, которые демонстрируют высокий инвестиционный потенциал в секторах, критически важных для импортозамещения и технологического суверенитета.
Заключение
Проведенное аналитическое исследование подтвердило, что привлечение прямых иностранных инвестиций в регионы Российской Федерации переживает период фундаментальной трансформации, обусловленной геополитическим кризисом 2022 года.
Анализ динамики ПИИ выявил критический шок: рекордный отрицательный чистый приток в -21,918 млрд USD в I квартале 2022 года и общий чистый отток в 15,2 млрд USD по итогам года. Эти данные подчеркивают масштаб исхода западного капитала и острую необходимость в новых источниках финансирования, что привело к неизбежной переориентации на «дружественные» юрисдикции (Китай, Центральная Азия).
Концептуально, понятие «инвестиционный климат» было расширено за счет включения новых нефинансовых рисков — рисков вторичных санкций и, что критично для правовых гарантий, ограничения на вывод взысканных средств, установленного Федеральным законом № 624-ФЗ от 29.12.2022 года. Это требует от региональных властей не только экономических, но и правовых гарантий.
В оценке институциональных механизмов установлено, что ОЭЗ и ТОР продолжают играть важную роль (накопленные инвестиции > 1,8 трлн рублей), но ключевым инструментом для репатриации стал САР, где только в 2024 году редомицилировались 190 компаний.
Главный вывод исследования состоит в том, что достижение стратегической цели по привлечению 1 трлн рублей иностранных дружественных инвестиций к 2030 году возможно только при условии системного институционального реформирования. Ключевым элементом этой стратегии является Указ Президента РФ № 436 от 01.07.2025 года о введении счетов типа «Ин».
Этот механизм, отменяющий контрсанкционные ограничения на вывод доходов для нового капитала, представляет собой мощнейший инструмент либерализации и сигнал доверия для инвесторов из «дружественных» стран. Для регионов приоритетными должны стать меры по заключению новых двусторонних СЗИ (особенно с Китаем и странами Азии), минимизации административных барьеров и специализированному институциональному сопровождению азиатского капитала. Только комплексное применение правовых, институциональных и региональных мер, построенных вокруг принципа беспрепятственного вывода доходов, позволит России эффективно работать в условиях новой геополитической реальности.
Список использованной литературы
- Агапова Т.Н. Иностранные инвестиции: курс лекций. Вологда, 2005.
- Астахова К.Д. Возникновение и развитие в Российской Федерации регионального законодательства об иностранных инвестициях. СПб., 2005.
- Безпрозванных А.С. Налоговое законодательство как инструмент привлечения иностранных инвестиций: сб. ст. Казань: Новое знание, 2005. 19 с.
- Бочкарев В.А., Поварич И.П. Привлечение прямых иностранных инвестиций в регион / под науч. ред. В. С. Сурнина. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2005. 169 с.
- Воронин В.П. Иностранные инвестиции в условиях глобализации: учеб. пособие. Воронеж, 2005.
- Горецкая Е.О. Международные инвестиционные связи: региональный аспект. Краснодар: КубГУ, 2005. 382 с.
- Губайдуллина Ф.С. Прямые иностранные инвестиции в экономике переходного периода. Екатеринбург: ИЭ, 2002. 216 с.
- Дудченко-Дудко В.М. Иностранные инвестиции: учеб. пособие. Дубна, 2005.
- Игнатов И.В. Размещение инвестиционных ресурсов зарубежных компаний. М.: МАКС Пресс, 2005. 17 с.
- Каравашкин И.П. Региональная привлекательность иностранных инвестиций: учеб. пособие. Н. Новгород, 2004.
- Пивоваров И.С. Иностранные инвестиции в экономике России: учеб. пособие. СПб., 2005.
- Правовая поддержка иностранных инвестиций / [ред. и сост. И. Г. Шаблинский]. М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. 120 с.
- Смирнов Т.В. Прямые иностранные инвестиции в системе факторов экономического роста. М.: МАКС Пресс, 2004. 61 с.
- Стопочев А.Ю. Стимулирование отечественных и иностранных инвестиций в условиях современной российской экономики / под ред. И. П. Фаминского. М.: МАКС Пресс, 2004. 117 с.
- Выгодные территории: как устроены САР, ОЭЗ и ТОР — экономические зоны в РФ. URL: https://bcs-express.ru/
- Инвестиции в основной капитал. URL: https://rosstat.gov.ru/
- Инструменты развития территорий. ОЭЗ. ТОР. Моногорода. URL: http://government.ru/
- Иностранцы снова могут инвестировать в РФ — Аналитика. URL: https://nsplaw.com/
- Как свободные экономические зоны привлекают иностранные инвестиции | Ступино квадрат. URL: https://gdpquadrat.com/
- Курс на Юг и Восток. URL: https://vedomosti.ru/
- Международная инвестиционная позиция России в условиях санкций. URL: https://1economic.ru/
- Международная инвестиционная позиция Российской Федерации (основные агрегаты) — Статистика внешнего сектора. URL: https://cbr.ru/
- Новые рубежи защиты инвестиций: права иностранных инвесторов в Российской Федерации. URL: https://level-legal.com/
- Особые экономические зоны как инструмент привлечения иностранных инвестиций // Cyberleninka. URL: https://cyberleninka.ru/
- Прямые инвестиции — Статистика внешнего сектора. URL: https://cbr.ru/
- Прямые иностранные инвестиции в России. URL: https://tadviser.ru/
- С чистого листа: что обещает «недружественным» инвесторам новый указ Путина. URL: https://forbes.ru/
- Санкции, уход иностранных компаний и деловая активность в регионах России // Cyberleninka. URL: https://cyberleninka.ru/
- С 1 августа в России вступили в силу новые правила допуска иностранных инвесторов к финансовому рынку через спецсчета типа Ин. URL: https://smart-lab.ru/
- Эффективность особых экономических зон для социально-экономического развития региона // Cyberleninka. URL: https://cyberleninka.ru/
- Юрист назвал новый риск для иностранных инвестиций в Россию. URL: https://geoinform.ru/