Обязательное медицинское страхование в Российской Федерации: анализ организационно-правовых и финансовых проблем, перспективы развития (2021–2026 гг.)

Курсовая работа

Теоретико-правовые основы и современная организационная модель ОМС в РФ

Обязательное медицинское страхование (ОМС) представляет собой одну из ключевых государственных гарантий, обеспечивающих конституционное право граждан Российской Федерации на бесплатную и доступную медицинскую помощь. В контексте современной социальной политики, система ОМС выступает не только как механизм финансирования здравоохранения, но и как регулятор качества и объемов предоставляемых услуг, что является критически важным для поддержания здоровья нации и экономической стабильности.

Целью данного исследования является проведение глубокого и структурированного анализа действующей организационно-правовой модели ОМС в Российской Федерации, выявление ее текущих системных проблем (финансовых и управленческих) и определение стратегических направлений ее дальнейшего развития в период 2021–2026 годов.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Проанализировать эволюцию нормативно-правовой базы ОМС, сфокусировавшись на изменениях после 2021 года.
  2. Исследовать проблему финансовой сбалансированности системы, включая диспропорции в финансировании неработающего населения.
  3. Дать критическую оценку эффективности механизмов контроля качества и доступности медицинской помощи.
  4. Оценить потенциал цифровой трансформации системы ОМС и ее влияние на повышение прозрачности и эффективности.
  5. Провести сравнительный анализ объемов и качества услуг в рамках ОМС и Добровольного медицинского страхования (ДМС).

Система ОМС базируется на принципах солидарности и равенства, обеспечивая финансирование медицинских учреждений в зависимости от результатов оказания услуг, а также предполагая независимый контроль качества. Ключевыми концепциями являются страхователи (работодатели и органы исполнительной власти за неработающее население), застрахованные лица (все граждане РФ), а также базовая и территориальная программы государственных гарантий. Изменения, произошедшие в последние годы, направлены на более жесткую централизацию управления и повышение финансовой устойчивости системы, что обусловило необходимость анализа текущего положения дел.

7 стр., 3386 слов

Таможенные преференции в системе права ЕАЭС: актуальное регулирование, ...

... комиссии (ЕЭК). До создания Таможенного союза и ЕАЭС в Российской Федерации действовала собственная Национальная система преференций (НСП РФ), основанная на принципах, заложенных еще в ... -тарифного регулирования, но и его критической значимостью для внешнеэкономической деятельности Российской Федерации, особенно в контексте геополитической турбулентности и необходимости укрепления торговых связей ...

Эволюция нормативно-правовой базы ОМС: ключевые изменения последнего десятилетия

Фундаментальной основой системы ОМС остается Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации». Однако за последнее десятилетие, особенно после 2021 года, произошли существенные изменения, направленные на централизацию управления и повышение финансовой устойчивости.

Наиболее значимой стала реформа, вступившая в силу с 1 января 2021 года, которая существенно перераспределила полномочия в системе. Это изменение, предусмотренное поправками к ФЗ №326, наделило Федеральный фонд ОМС (ФФОМС) прямыми полномочиями страховщика для медицинских организаций федерального уровня.

Ключевое изменение 2021 года подтвердило работоспособность модели прямого государственного финансирования медицины, позволив ФФОМС напрямую контролировать и финансировать федеральные центры, минуя региональные фонды и СМО в данном сегменте.

Кроме того, был усилен контроль со стороны территориальных фондов ОМС (ТФОМС).

Именно ТФОМС, а не только Страховые медицинские организации (СМО), стали проводить медико-экономический контроль и направлять заключения по его результатам в медицинские организации, что стало шагом к концентрации контрольных функций в руках государства. В результате, контроль над использованием средств становится более централизованным, что, по замыслу реформаторов, должно повысить финансовую дисциплину.

Структура и функции субъектов системы ОМС: ФФОМС, ТФОМС и СМО

Система ОМС в России имеет многоуровневую структуру, включающую ключевых субъектов, каждый из которых выполняет строго определенную функцию:

  1. Федеральный фонд ОМС (ФФОМС): Высший орган управления, отвечающий за аккумулирование финансовых средств, формирование федерального бюджета ОМС, распределение субвенций между ТФОМС и, с 2021 года, выступающий страховщиком для федеральных медицинских учреждений.
  2. Территориальные фонды ОМС (ТФОМС): Осуществляют государственную политику ОМС в субъектах РФ. Они отвечают за формирование территориальной программы ОМС, финансовое обеспечение ее выполнения и контроль над деятельностью медицинских организаций и СМО на территории региона.
  3. Страховые медицинские организации (СМО): До недавнего времени являлись ключевым звеном, обеспечивающим защиту прав застрахованных, выдачу полисов, оплату медицинской помощи и, что наиболее важно, проведение медико-экономической экспертизы и экспертизы качества медицинской помощи (ЭКМП).
Субъект Основные функции до 2021 г. Основные функции после 2021 г. (Ключевые изменения)
ФФОМС Аккумулирование средств, распределение субвенций. Добавление функции страховщика федеральных МО.
ТФОМС Финансирование региональных программ. Усиление контрольных функций (вместе с СМО), проведение МЭК.
СМО Выдача полисов, оплата услуг, полный цикл контроля (МЭК, МЭЭ, ЭКМП), защита прав застрахованных. Функции контроля могут быть ограничены/переданы ТФОМС (в случае принятия законопроекта о "Едином страховщике").

Организационные и финансовые проблемы системы ОМС: критический анализ

Несмотря на структурные реформы и централизацию управления, система ОМС сталкивается с рядом хронических проблем, основными из которых являются дефицит финансирования и методологические недостатки в расчетах, а также риски, связанные с дальнейшей централизацией контрольных функций. Почему же, несмотря на постоянные реформы, финансовая устойчивость системы остается под вопросом?

Проблема финансовой сбалансированности: дефицит бюджета и диспропорция взносов

Ключевым фактором, препятствующим полноценному развитию системы ОМС, остается хронический дефицит финансирования, обусловленный недостаточной базой взносов и диспропорцией между количеством неработающего населения и объемом средств, выделяемых на их страхование.

По оценкам экспертов, база взносов ОМС с заработной платы в РФ примерно на 20% ниже, чем в развитых странах ОЭСР. Это напрямую влияет на доходы Фонда.

Анализ бюджета ФФОМС (2025 год)

Прогнозируемый общий объем доходов бюджета Федерального фонда ОМС на 2025 год составляет 4,3 трлн рублей. При этом расходы запланированы в размере 4,47592 трлн рублей, что формирует плановый дефицит в сумме 136,62 млрд рублей.

Дисбаланс становится очевиден при анализе структуры доходов:

Источник финансирования Прогнозируемый объем (2025 г., трлн руб.) Доля в общем объеме доходов
Страховые взносы (работающее население) 2,93 67,6%
Поступления взносов (неработающее население) 1,251 28,9%
Прочие доходы 0,149 3,5%
Итого доходов 4,33930 100%

Несмотря на то, что неработающие граждане (пенсионеры, дети, официально безработные) составляют более 60% населения страны, их страхование обеспечивает лишь около 29% всех доходов системы. Таким образом, страховые взносы работающих граждан, составляя меньшинство населения, являются основным источником финансирования (около 86,5% от общего объема страховых взносов), покрывая расходы на неработающих. Иными словами, солидарность здесь означает, что работающий гражданин оплачивает львиную долю медицинских расходов неработающего.

Этот дисбаланс стал причиной резонансных инициатив. В 2026 году в Совете Федерации, например, была выдвинута инициатива об обязательном ежегодном взносе для трудоспособных, но официально неработающих граждан в размере около 45 000 рублей. Эта сумма базируется на среднем размере взноса, который работодатель платит за одного работника. Мэр Москвы Сергей Собянин привел убедительные данные, подтверждающие проблему: столичный бюджет ежегодно направляет 180 миллиардов рублей в ФФОМС на неработающее население, что, по его мнению, мотивирует граждан, не имеющих ограничений, уклоняться от официального трудоустройства. Если эта инициатива будет реализована, она кардинально изменит принцип солидарности, переложив часть финансового бремени с региональных бюджетов на самих неработающих граждан, что может существенно оздоровить финансовый контур ОМС, но потребует глубокого социального и юридического обоснования.

Реформа «Единого страховщика» и риск конфликта интересов

В экспертном сообществе и органах власти активно обсуждается концепция «единого страховщика», которая может стать следующим шагом после централизации федерального финансирования. Законопроект-спутник к проекту бюджета ФФОМС на 2026–2028 годы предоставляет главам регионов право передавать функции страховщиков ОМС от СМО территориальным фондам ОМС (ТФОМС) сроком не менее чем на три года.

Сторонники реформы, в первую очередь Минздрав РФ, утверждают, что это решение не только не ограничивает права пациентов, но и усиливает правовые механизмы их защиты, поскольку ответственность за реализацию этих прав возлагается на государственные структуры (ТФОМС), а не на частные компании.

Однако противники, включая Всероссийский союз страховщиков (ВСС), видят в этом серьезный риск возникновения конфликта интересов.

Позиция ВСС заключается в том, что передача функций контроля и оплаты в руки ТФОМС замыкает весь страховой контур ОМС (выдачу полиса, оплату, контроль) в одной государственной структуре. Это разрушает механизм независимой экспертизы, поскольку ТФОМС будет одновременно оплачивать медицинские услуги и оценивать их качество. По сути, ликвидируется независимый «адвокат пациента».

Таким образом, реформа может привести к монополизации контроля, что, по мнению критиков, снизит его объективность и повысит вероятность формального подхода к проверкам, в то время как Минздрав обещает повышение гарантий за счет прямого государственного надзора. В конечном счете, насколько объективным может быть контроль, когда контролер является одновременно и плательщиком?

Эффективность контроля качества: от экспертизы к формализму

Механизмы контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи в системе ОМС строго регламентированы и включают:

  1. Медико-экономический контроль (МЭК): Проверка соответствия счетов на оплату условиям договора.
  2. Медико-экономическая экспертиза (МЭЭ): Проверка объемов и сроков оказания помощи.
  3. Экспертиза качества медицинской помощи (ЭКМП): Самый глубокий вид контроля, который проводится независимым экспертом (врачом с высоким стажем и специальной подготовкой).

    ЭКМП оценивает правильность выбора методов диагностики, лечения и степень достижения запланированного результата (ФЗ №323-ФЗ).

В 2024 году СМО провели свыше 30 млн экспертиз (МЭК, МЭЭ, ЭКМП).

Однако проблема заключается не в количестве проверок, а в их качестве и направленности. Критики системы регулярно указывают на то, что контрольная деятельность часто носит формальный характер. Вместо выявления и устранения реальных ошибок в лечении, экспертиза фокусируется на формальных дефектах заполнения медицинской документации, что приводит к штрафным санкциям, но не улучшает качество лечения.

Эмпирические индикаторы формализма контроля:

  • Нецелевые расходы: В региональных отчетах ТФОМС по итогам 2024 года фиксируются финансовые нарушения, связанные с оплатой услуг, не имеющих отношения к ОМС. Примеры включают оплату «приобретения новогодних гирлянд» или оплату услуг по охране труда на рабочем месте кассира платных услуг. Подобные случаи свидетельствуют о неэффективном использовании средств и недостатках финансового контроля.
  • Рост жалоб: В 2024 году количество обоснованных жалоб пациентов на нарушения при оказании медицинской помощи и приписки увеличилось почти на треть по сравнению с предыдущим периодом. Этот показатель является прямым индикатором того, что, несмотря на миллионы проведенных экспертиз, качество и доступность услуг не удовлетворяют потребности граждан.

Таким образом, система контроля, хотя и является многоуровневой и обязательной, требует переориентации: от поиска формальных ошибок в документации к оценке клинической эффективности и устранению реальных дефектов, влияющих на здоровье пациента. Именно здесь соотношение ОМС и ДМС показывает, что граждане готовы платить за гарантированное качество.

Перспективы развития системы ОМС: цифровая трансформация и укрепление потенциала

Стратегические направления развития системы ОМС в Российской Федерации четко обозначены в государственных программах и концепциях и фокусируются на повышении прозрачности, эффективности использования средств и доступности услуг через цифровизацию.

Создание Государственной информационной системы ОМС (ГИС ОМС) и «бесшовный» клиентский путь

Ключевым инструментом модернизации является цифровая трансформация. Целью является создание Государственной информационной системы ОМС (ГИС ОМС), которая объединит все информационные потоки системы на базе Федерального единого регистра застрахованных лиц (ЕРЗЛ) и Единой цифровой платформы «Гостех».

Основными достижениями в этой сфере стали:

  1. Цифровой полис ОМС: По состоянию на ноябрь 2024 года, более 17 миллионов застрахованных лиц имеют полис исключительно в цифровом виде (на основе номера ЕРЗЛ/штрих-кода), что позволило полностью отказаться от выпуска бумажных и пластиковых носителей.
  2. Единый цифровой профиль пациента: Внедрение этого профиля, интегрированного с электронными медицинскими картами и ЕГИСЗ, позволяет точнее отслеживать маршруты пациентов, минимизировать дублирующие обследования и обеспечить врачей полной историей болезни.

Стратегическая цель цифровизации — создание «бесшовного» клиентского пути. Это означает технологическое объединение всех видов медицинской помощи — ОМС, ДМС и платной медицины — в единой цифровой среде. Такой подход позволит гражданину быстрее записываться на прием, получать информацию о доступных услугах по всем видам страхования и, как ожидается, снизит операционные расходы системы за счет автоматизации.

Инновационные региональные практики и телемедицина

Успех цифровизации во многом зависит от способности регионов внедрять инновационные решения. Некоторые субъекты РФ уже демонстрируют значительный прогресс:

  • Проект «Умная поликлиника» (Татарстан, с 2022 года): Этот проект внедрил не только электронную очередь и запись, но и активно использует телемедицинские консультации. Результатом стало снижение количества жалоб пациентов на недоступность амбулаторной помощи.
  • Дистанционный мониторинг: В рамках цифровых проектов, например, в Набережных Челнах, введена система «Персональные медицинские помощники». Она предназначена для дистанционного мониторинга пациентов с хроническими заболеваниями (артериальная гипертония, постинсультное состояние).

    Врачи получают объективные данные в реальном времени, что позволяет им проактивно корректировать лечение, предотвращая обострения и снижая нагрузку на стационары.

Эти кейсы подтверждают, что цифровая трансформация, направленная на оптимизацию маршрутизации и проактивное ведение пациентов, является ключевым фактором повышения доступности и качества медицинской помощи в рамках ОМС. Именно проактивное ведение пациента, а не реактивная оплата факта лечения, должно стать основой новой системы.

Соотношение ОМС и ДМС в контексте повышения социальных гарантий

Сопоставление ОМС и ДМС позволяет оценить, насколько эффективно государственные гарантии покрывают реальные потребности граждан в медицинской помощи. ОМС, являясь государственной программой, гарантирует предоставление базовых медицинских услуг в рамках государственных стандартов. ДМС, напротив, представляет собой платный вид страхования, обеспечивающий расширенный набор услуг, включая более оперативный доступ, свободный выбор клиник и высокий уровень сервиса.

Структура расходов граждан на здравоохранение

Несмотря на наличие полиса ОМС, который гарантирует бесплатное лечение, значительная часть медицинских ��асходов ложится на плечи самих граждан.

Показатель Значение Источник и контекст
Доля личных расходов граждан Около 35% от общего объема финансирования здравоохранения. Включает ДМС и прямую оплату услуг, подтверждает высокую финансовую нагрузку на население.
Объем трат на дополнительные услуги Около 1,5 трлн рублей ежегодно. Траты на услуги, не входящие в базовую программу ОМС (например, дорогостоящая стоматология, сервисные палаты, улучшенные материалы).
Объем страховых премий ДМС Более 300 млрд рублей в год. Указывает на активное использование ДМС для повышения качества и доступности услуг.

Высокая доля личных расходов граждан (35%) свидетельствует о том, что базовая программа ОМС не в состоянии полностью удовлетворить спрос на высококачественные и сервисные медицинские услуги. Именно этот разрыв стимулирует рост рынка ДМС. Объем страховых премий ДМС в 2024 году продемонстрировал впечатляющий прирост на 29,5% по сравнению с 2023 годом, что подчеркивает растущую потребность населения в расширенных медицинских гарантиях.

Корпоративное ДМС как инструмент социальной политики

Рынок ДМС в России имеет ярко выраженную корпоративную направленность. По оценкам, основной объем рынка (около 90% в 2023 году) приходится на корпоративное страхование, а не на индивидуальные договоры.

Корпоративное ДМС выступает не просто как страховой продукт, но как важный инструмент социальной политики работодателей. Предлагая расширенный пакет ДМС, компании компенсируют недостаточный уровень сервиса, оперативности и выбора, характерный для системы ОМС. Это позволяет работодателям привлекать и удерживать квалифицированные кадры, улучшая их социальные гарантии и, как следствие, повышая лояльность и производительность труда. Таким образом, ДМС фактически является надстройкой над базовой государственной системой ОМС, функционирующей как механизм повышения доступности и качества для тех граждан, чьи работодатели готовы инвестировать в социальный пакет, или кто готов оплачивать эти услуги самостоятельно. Повышение качества услуг в рамках ДМС создает дополнительное давление на ОМС, подталкивая его к более эффективной работе.

Заключение

Система Обязательного медицинского страхования в Российской Федерации находится на этапе глубокой трансформации, направленной на централизацию управления, финансовую стабилизацию и цифровизацию. Анализ показал, что, несмотря на значительные реформы (в том числе передачу ФФОМС полномочий страховщика федеральных клиник с 2021 года), система сталкивается с тремя ключевыми системными вызовами:

  1. Хронический финансовый дисбаланс: Прогнозируемый дефицит бюджета ФФОМС (136,62 млрд рублей в 2025 году) и критическая диспропорция, при которой более 60% населения (неработающие) финансируется за счет работающего меньшинства. Обсуждение инициативы о введении обязательного взноса в 45 000 рублей для трудоспособных неработающих граждан подчеркивает острую необходимость пересмотра методики расчета страховых взносов.
  2. Угроза независимости контроля: Законопроект о праве глав регионов передавать функции СМО территориальным фондам ОМС (ТФОМС) несет риск возникновения конфликта интересов. Совмещение функций оплаты и контроля в руках одной государственной структуры может привести к монополизации и потере независимой экспертизы, что может негативно сказаться на защите прав пациентов.
  3. Формализм контрольной деятельности: Механизмы МЭК/МЭЭ/ЭКМП часто ориентированы на выявление формальных дефектов документации, а не на устранение реальных ошибок лечения. Рост обоснованных жалоб пациентов (почти на треть в 2024 году) указывает на низкую эффективность контроля в части обеспечения доступности и качества.

Рекомендации по совершенствованию системы ОМС:

  1. Ревизия механизма финансирования неработающего населения: Необходимо провести методологическую ревизию расчета страховых взносов за неработающих. Если введение прямого взноса для трудоспособных неработающих граждан признается социально нецелесообразным, требуется значительное повышение нормативов отчислений из региональных бюджетов и повышение ответственности регионов за сбалансированность своих территориальных программ.
  2. Сохранение принципа независимой экспертизы: При реализации реформы «Единого страховщика» необходимо сохранить или создать независимый контрольный орган, отделенный от ТФОМС, который будет осуществлять ЭКМП. Это позволит избежать конфликта интересов, при котором плательщик является одновременно и контролером качества.
  3. Ускорение цифровизации для повышения прозрачности: Необходимо ускорить внедрение ГИС ОМС и региональных цифровых систем (по типу «Умная поликлиника»), сфокусировавшись на создании «бесшовного» клиентского пути. Цифровизация должна быть использована для объективной оценки качества лечения на основе клинических результатов, а не формальных данных.
  4. Стимулирование интеграции ОМС и ДМС: Государству следует рассмотреть меры налогового стимулирования корпоративного ДМС, признавая его важным элементом повышения социальных гарантий. Это позволит снизить нагрузку на ОМС и повысить общий уровень медицинского обслуживания населения за счет частных инвестиций.

Дальнейшее развитие системы ОМС должно строиться на принципах финансовой ответственности, прозрачности контроля и технологической интеграции, что позволит перейти от модели минимальных гарантий к системе, эффективно обеспечивающей высокий уровень доступности и качества медицинской помощи для всех граждан.

Список использованной литературы

  1. ДОСТИЖЕНИЯ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОМС. URL: https://pltf.ru/ (дата обращения: 08.10.2025).
  2. ДМС и ОМС: в чем отличия, плюсы и минусы полисов. URL: https://cmclinic.ru/ (дата обращения: 08.10.2025).
  3. Развитие системы ОМС в России: ключевые изменения и перспективы здравоохранения. URL: https://avelonbeta.ru/ (дата обращения: 08.10.2025).
  4. ОМС и ДМС: плюсы и минусы двух видов медицинского страхования. URL: https://www.banki.ru/ (дата обращения: 08.10.2025).
  5. Организация контроля качества медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования. URL: https://docs.cntd.ru/ (дата обращения: 08.10.2025).
  6. Цифровая трансформация системы ОМС в Российской Федерации. URL: https://tfomsrk.ru/ (дата обращения: 08.10.2025).
  7. Информационные аспекты совершенствования нормативно-правовой базы обязательного медицинского страхования. URL: https://natszdrav.ru/ (дата обращения: 08.10.2025).
  8. ОМС И НЕ ТОЛЬКО: НОВЫЕ ТРАЕКТОРИИ РАЗВИТИЯ СТРАХОВОЙ МЕДИЦИНЫ. URL: https://consult-cct.ru/ (дата обращения: 08.10.2025).
  9. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОМС В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. URL: https://akusherstvo.ru/ (дата обращения: 08.10.2025).
  10. Законопроект об отказе от услуг медстраховщиков собрал больше 1,3 тыс. негативных отзывов // Медвестник. URL: [Не указан] (дата обращения: 08.10.2025).
  11. Здоровье не для тунеядцев: начнут ли в России брать деньги за медицину // АБН 24. URL: [Не указан] (дата обращения: 08.10.2025).
  12. Почему системе ОМС не хватает денег: сравнение базы и ставок взносов. URL: https://vshouz.ru/ (дата обращения: 08.10.2025).
  13. В Совфеде предложили собирать с неработающих россиян на ОМС по 45 тыс. рублей в год // Медвестник. URL: [Не указан] (дата обращения: 08.10.2025).
  14. КЛЮЧЕВЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ПОЛНОМОЧИЯХ УЧАСТНИКОВ СИСТЕМЫ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ В 2021 ГОДУ // Cyberleninka. URL: https://cyberleninka.ru/ (дата обращения: 08.10.2025).
  15. Основные проблемы и направления совершенствования обязательного медицинского страхования в России // Cyberleninka. URL: https://cyberleninka.ru/ (дата обращения: 08.10.2025).
  16. АНАЛИЗ НОРМАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ В СИСТЕМЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ // Cyberleninka. URL: https://cyberleninka.ru/ (дата обращения: 08.10.2025).
  17. КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ В УСЛОВИЯХ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦ // bashgmu.ru. URL: https://bashgmu.ru/ (дата обращения: 08.10.2025).
  18. Страховое сообщество готовит предложения по трансформации медицинского страхования // Korins.ru. URL: https://korins.ru/ (дата обращения: 08.10.2025).
  19. Минздрав: изменения в системе ОМС усилят защиту прав граждан // Восток-Медиа. URL: [Не указан] (дата обращения: 08.10.2025).
  20. Страховщики выступили против передачи их полномочий территориальным фондам ОМС // Forbes.ru. URL: [Не указан] (дата обращения: 08.10.2025).
  21. Эксперты неоднозначно оценили инициативу передать полномочия страховщиков ОМС территориальным фондам // Серебряный Дождь. URL: [Не указан] (дата обращения: 08.10.2025).
  22. Сенаторы предложили обязать неработающих граждан платить взносы на ОМС // eastrussia.ru. URL: [Не указан] (дата обращения: 08.10.2025).
  23. Минздрав объяснил планы по реформе ОМС // sakhaparliament.ru. URL: [Не указан] (дата обращения: 08.10.2025).