Введение: Актуальность, цели и задачи исследования
В современных условиях российский финансовый рынок претерпевает радикальные трансформации, обусловленные геополитическим давлением, технологической революцией и беспрецедентным притоком розничных инвесторов. Система государственного регулирования, сформированная после реформы 2013 года (передача полномочий упраздненной Федеральной службе по финансовым рынкам (ФСФР) Центральному банку Российской Федерации), столкнулась с вызовами, которые требуют не только адаптации, но и структурного пересмотра подходов, поскольку стабильность финансовой инфраструктуры сегодня напрямую определяет экономический суверенитет страны.
Актуальность настоящего исследования продиктована не только фундаментальной значимостью биржевой деятельности как ключевого элемента экономики, но и необходимостью деконструировать и проанализировать новейшие регуляторные инструменты, внедренные Банком России в 2024–2025 годах. В частности, речь идет о механизмах защиты инвесторов в условиях санкционных ограничений, правовых основах для развития рынка Цифровых Финансовых Активов (ЦФА) и создании экспериментальных правовых режимов (ЭПР) для трансграничных расчетов.
Цель данной работы состоит в проведении комплексного теоретико-аналитического исследования механизма организации и современного государственного регулирования биржевой деятельности в Российской Федерации, уделяя особое внимание функциональной архитектуре мегарегулятора и его реакциям на актуальные экономико-правовые вызовы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- Раскрыть правовые основы и институциональную структуру регулирования, детализируя функциональные мандаты профильных департаментов Банка России.
- Проанализировать нормативно-правовые механизмы, используемые Банком России, и оценить роль саморегулируемых организаций (СРО) в концепции сорегулирования.
- Оценить динамику российского биржевого рынка (на примере Московской Биржи) в 2023–2024 годах и проанализировать регуляторные подходы к цифровизации (рынок ЦФА).
- Провести критический анализ ключевых проблем (санкции, защита неквалифицированных инвесторов) и сформулировать научно обоснованные перспективы совершенствования регуляторной практики.
Научная новизна исследования заключается в акценте на новейшей регуляторной практике 2024–2025 годов, включая детализацию полномочий структурных подразделений Банка России (ДИФР, ДИФП, ДКО) и анализ введения антикризисных мер и экспериментальных правовых режимов, которые остаются недостаточно освещенными в академической литературе. Понимание этой архитектуры является ключом к прогнозированию регуляторных решений.
Страховая премия и демпинг на рынке автострахования в России: ...
... услуг для населения. Законодательные нормы регулирования страховых тарифов Основой правового регулирования страховой премии и тарифов в России служат Гражданский кодекс РФ (в ... исследования будут рассмотрены экономические и правовые аспекты страховой премии, теоретические модели тарифообразования, специфика демпинга на рынках ОСАГО и Каско, существующие инструменты государственного регулирования ...
Теоретико-правовые основы и институциональная архитектура регулирования
Биржевая деятельность, являясь высокорисковым и общественно значимым видом экономической активности, требует жесткого государственного контроля и регулирования. В Российской Федерации правовой фундамент для этой деятельности заложен, прежде всего, в Федеральном законе от 21 ноября 2011 г. № 325-ФЗ «Об организованных торгах» (ФЗ-325), который определил единые требования к организаторам торгов на финансовом, товарном и (частично) валютном рынках.
ФЗ-325 устанавливает не только требования к организаторам и участникам торгов, но и базовые принципы государственного регулирования, включая требования к раскрытию информации, управлению рисками и порядку проведения торгов. Однако сам механизм регулирования обрел современную форму лишь после институциональных преобразований 2013 года, когда и было принято решение о создании мегарегулятора.
Эволюция системы регулирования и статус Банка России как мегарегулятора
Исторически российская система регулирования финансовых рынков была фрагментирована. Последовательно действовали Федеральная комиссия по ценным бумагам (ФКЦБ) и Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР), каждая из которых регулировала лишь часть рынка (исключая банковский сектор).
Критическим моментом стала реформа 2013 года, в результате которой функции ФСФР были переданы Центральному банку Российской Федерации (Банку России), который, в соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», стал мегарегулятором. Это решение было обусловлено стремлением к консолидации надзора, минимизации регуляторного арбитража и повышению эффективности надзора за системно значимыми финансовыми институтами (например, биржи, клиринговые и расчетные организации).
Именно благодаря этому шагу удалось значительно повысить устойчивость финансовой системы в целом.
Статус Банка России как мегарегулятора означает, что он несет ответственность за все три ключевых сегмента финансовой системы:
- Денежно-кредитная политика и банковский надзор.
- Регулирование и надзор за некредитными финансовыми организациями (НФО), включая биржи, клиринговые организации, депозитарии и профучастников.
- Развитие финансового рынка и обеспечение его стабильности.
Организационная структура надзора: Детализация функциональных мандатов Банка России
Эффективность мегарегулятора зависит от четкого распределения функций внутри его структуры. Биржевая деятельность затрагивает несколько ключевых направлений, за которые отвечают специализированные департаменты Банка России. Понимание их мандатов критически важно для оценки механизма регулирования.
Структурное подразделение Банка России | Основной мандат в контексте биржевой деятельности | Объекты регулирования |
---|---|---|
Департамент инфраструктуры финансового рынка (ДИФР) | Регулирование, лицензирование и надзор за торгово-расчетной и учетной инфраструктурой рынка. | Организаторы торговли (Биржи, Торговые системы), Клиринговые организации (НКО-ЦК), Центральный депозитарий (НРД). |
Департамент инвестиционных финансовых посредников (ДИФП) | Регулирование и надзор за профессиональными участниками рынка ценных бумаг и рынком Форекс. | Брокеры, Дилеры, Управляющие компании, Форекс-дилеры, а также профильные СРО. |
Департамент корпоративных отношений (ДКО) | Контроль за соблюдением законодательства эмитентами, государственная регистрация выпусков ценных бумаг, контроль за корпоративным управлением и обеспечение прав инвесторов на уровне эмитента. | Эмитенты ценных бумаг, процедуры допуска ценных бумаг к обращению. |
ДИФР является ключевым регулятором для самой биржи (как организатора торговли).
Его мандат охватывает стабильность и надежность торгово-расчетной инфраструктуры, что включает клиринг и расчеты.
ДИФП контролирует тех, кто непосредственно взаимодействует с клиентами и совершает сделки на биржевом рынке (брокеров и дилеров).
ДКО обеспечивает, чтобы инструменты, которые торгуются на бирже, соответствовали требованиям законодательства (например, в части регистрации проспектов эмиссии и раскрытия информации).
Такое разделение труда позволяет осуществлять комплексный надзор за всем жизненным циклом биржевой операции — от регистрации ценной бумаги до исполнения сделки и расчетов.
Механизм регулирования и роль саморегулируемых организаций (СРО)
Регулирование биржевой деятельности в России представляет собой сложную систему, сочетающую прямое государственное управление (через законы и нормативные акты Банка России) и принцип сорегулирования (через СРО).
Нормотворческие и контрольно-надзорные полномочия Центрального банка
В соответствии с ФЗ «Об организованных торгах», Банк России наделен исчерпывающим перечнем полномочий, которые реализуются через нормотворчество, лицензирование и постоянный надзор.
1. Лицензирование и регистрация правил.
Банк России осуществляет лицензирование деятельности бирж и торговых систем. Кроме того, Банк России регистрирует правила организованных торгов и любые изменения, вносимые в них. Это гарантирует, что внутренние регламенты биржи не противоречат федеральному законодательству и обеспечивают честные и прозрачные условия для всех участников.
2. Установление требований к раскрытию информации.
Требования к раскрытию информации являются краеугольным камнем защиты инвесторов и обеспечения прозрачности рынка. Детализация этих требований осуществляется через нормативные акты Банка России, в частности, Положение Банка России от 17 октября 2014 г. № 437-П «О деятельности по проведению организованных торгов».
Согласно Положению № 437-П, организатор торгов обязан обеспечивать публикацию:
- Текущей информации о десяти лучших безадресных заявках (пять на покупку и пять на продажу) по торгуемому инструменту. Эта информация позволяет участникам оценить глубину рынка.
- Текущей информации о заключенных договорах, включая объем, количество и ценовые параметры сделок.
3. Требования к капиталу и финансовой устойчивости.
Для снижения системных рисков Банк России устанавливает строгие требования к собственным средствам организаторов торговли.
В соответствии с действующим законодательством, организатор торговли обязан соблюдать норматив достаточности собственных средств в размере 100 процентов. Минимальный размер собственных средств установлен дифференцированно:
Тип организатора торговли | Минимальный размер собственных средств | Примечание |
---|---|---|
Биржа | 100 миллионов рублей | |
Торговая система | 50 миллионов рублей | |
Товарная торговая система (с низким объемом) | 5 миллионов рублей | Действует с 1 сентября 2025 года |
Такие нормативы служат финансовым буфером для покрытия операционных рисков и поддержания доверия к рыночной инфраструктуре.
Институт сорегулирования: Базовые стандарты и функции СРО
В России действует концепция сорегулирования, закрепленная в Федеральном законе от 13 июля 2015 г. № 223-ФЗ «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка». Эта модель предполагает разделение ответственности между государственным регулятором (Банком России) и профессиональным сообществом (СРО).
Для большинства видов профессиональной деятельности на финансовом рынке действует принцип «двух ключей»: для законной работы необходима не только лицензия Банка России, но и обязательное членство в соответствующей профильной СРО.
Роль СРО (например, НАУФОР):
- Разработка стандартов: СРО устанавливают базовые и внутренние стандарты деятельности своих членов. Базовые стандарты, обязательные для всех участников рынка, определяют общие правила, например, порядок взаимодействия с клиентами, стандарты управления конфликтами интересов и финансовой отчетности.
- Контроль за поведением: СРО осуществляют оперативный надзор за поведением своих членов, то есть за их взаимодействием с клиентами и соблюдением профессиональной этики. Это позволяет регулятору сконцентрироваться на системных рисках.
- Дисциплинарное воздействие: СРО имеют право применять меры дисциплинарного воздействия к своим членам, вплоть до исключения из организации, что влечет за собой аннулирование лицензии Банком России.
Таким образом, СРО, такие как Национальная ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР), выступают в роли эффективного фильтра, обеспечивая первичный контроль и повышая уровень профессионализма участников рынка в соответствии с требованиями мегарегулятора. Однако насколько эффективен этот фильтр в отношении массового притока неквалифицированных инвесторов?
Динамика рынка и вызовы цифровизации в условиях санкционных ограничений
Эффективность регулирования проверяется способностью рынка к росту, адаптации и внедрению инноваций в условиях внешних шоков. Российский биржевой рынок за последние годы продемонстрировал впечатляющую устойчивость и рост, несмотря на геополитические сложности.
Количественная динамика биржевого рынка (2023–2024 гг.)
Консолидация инфраструктуры вокруг Московской Биржи (MOEX) и приток розничных инвесторов стали ключевыми факторами роста. Анализ статистических данных подтверждает рекордную активность:
Показатель | 2021 год (трлн руб.) | 2023 год (трлн руб.) | 2024 год (трлн руб.) | Динамика 2023/2024 |
---|---|---|---|---|
Совокупный объем торгов MOEX | 1,01 квадриллиона | 1,3 квадриллиона | 1,49 квадриллиона | +13,8% |
Объем торгов на Фондовом рынке | Н/д | 50,05 | 71,42 | +42,7% |
Объем торгов акциями и паями | Н/д | Н/д | Рост на 43,1% |
Рекордный совокупный объем торгов MOEX в 2024 году, достигший 1,49 квадриллиона рублей, свидетельствует о высокой ликвидности и смещении фокуса на внутренний рынок. Важную роль в этом сыграло инфраструктурное решение: расширение времени торгов (с 10:00–18:00 до 7:00–00:00).
Обеспечение доступа к биржевым операциям инвесторам из всех регионов России, что способствовало притоку более 5 миллионов новых розничных инвесторов в 2024 году, было ключевой задачей.
С точки зрения регулирования, этот рост требует от Банка России усиления контроля за операционными рисками и обеспечения непрерывности торгов (business continuity), особенно в условиях повышенной нагрузки на торговые системы, включая системы, использующие высокочастотную торговлю (HFT).
MOEX, например, использует специализированные интерфейсы (ASTS Bridge, FIX/FAST) для обеспечения low-latency доступа, что является предметом пристального надзора ДИФР.
Регулирование рынка Цифровых Финансовых Активов (ЦФА)
Цифровизация финансовых рынков, особенно развитие ЦФА, представляет собой один из главных вызовов для регулятора. ЦФА (токены, цифровые права) занимают промежуточное положение между традиционными ценными бумагами и криптовалютами.
Российский рынок ЦФА продемонстрировал многократный рост, достигнув в 2024 году объема 346,5 миллиарда рублей. Крупнейшими платформами по объему размещения стали Мастерчейн, Сбербанк и А-Токен.
MOEX и ее дочерние структуры (такие как Национальный расчетный депозитарий — НРД) активно участвуют в этом процессе, выступая в качестве операторов обмена ЦФА. Роль Банка России в данном сегменте двояка:
- Стимулирование инноваций: Создание правовой базы для легального выпуска, учета и обращения ЦФА.
- Минимизация рисков: Обеспечение прозрачности и защита инвесторов, поскольку ЦФА могут обладать сложной юридической природой и несут повышенные риски.
Регулирование ЦФА находится в стадии активного развития. При этом регулятор должен сбалансировать потенциал цифровых активов для привлечения капитала с необходимостью защиты неопытных розничных инвесторов от мошенничества и высоких потерь, а это означает, что регулятору предстоит решить трудную задачу сохранения баланса между инновационной привлекательностью и безопасностью.
Актуальные проблемы и перспективы совершенствования регуляторной практики
Современное регулирование биржевой деятельности в РФ сталкивается с двумя главными осями напряжения: внутренняя (защита неквалифицированных инвесторов) и внешняя (санкционное давление и поиск альтернативных инструментов расчетов).
Защита прав неквалифицированных инвесторов (НКВ)
Массовый приток розничных инвесторов (более 5 миллионов новых счетов в 2024 году) обострил проблему низкой финансовой грамотности. Незащищенность НКВ перед сложными и высокорисковыми продуктами стала приоритетом для Банка России.
Основные механизмы защиты НКВ:
- Обязательное тестирование: С октября 2021 года введен обязательный механизм тестирования. Без прохождения теста НКВ может приобретать лишь ограниченный перечень простых и наименее рискованных финансовых продуктов (например, акции из первого и второго котировальных списков, ОФЗ).
- Ограничения по иностранным ЦБ: В целях минимизации инфраструктурных рисков, связанных с потенциальной блокировкой активов иностранными институтами, Банк России поэтапно вводил ограничения на покупку НКВ ценных бумаг эмитентов из недружественных стран.
Новейшие инициативы (2025 г.):
- Регулирование IPO: Банк России предложил ввести новые правила проведения IPO, которые включают обязательное создание краткого резюме проспекта и предоставление не менее двух независимых аналитических отчетов. Это направлено на повышение качества раскрытия информации и улучшение процесса принятия решений розничными инвесторами.
- Доступ к ЦФА: В рамках совершенствования законодательства о ЦФА, рассматривается законопроект (апрель 2025 г.), кот��рый предлагает ограничить доступ НКВ к цифровым финансовым активам через биржи, за исключением тех, которые по своей природе схожи с облигациями (то есть, имеют понятную структуру доходности и рисков).
Правовые последствия санкций и антикризисные регуляторные меры
Введение блокирующих санкций против ключевых элементов российской финансовой инфраструктуры в 2024 году потребовало от регулятора немедленной и решительной реакции.
Непосредственный эффект санкций:
Введение санкций США против Московской Биржи, Национального клирингового центра (НКЦ) и Национального расчетного депозитария (НРД) 12 июня 2024 года привело к приостановке торгов долларом США (USD), евро (EUR) и гонконгским долларом (HKD) с 13 июня 2024 года. Это потребовало оперативного переноса расчетов по этим валютам на внебиржевой рынок.
Антикризисные регуляторные меры (Решение от 24.12.2024):
Для защиты некредитных финансовых организаций (НФО) от вторичных санкций и обеспечения их устойчивости, Банк России принял Решение Совета директоров от 24 декабря 2024 года. Данное решение позволяет НФО и лицам, оказывающим профессиональные услуги на финансовом рынке (ЛОПУФР), не раскрывать определенную чувствительную информацию до 31 декабря 2025 года.
Перечень сведений, которые разрешено не раскрывать, включает:
- Структуру и состав акционеров (участников).
- Информацию о дебиторах и кредиторах.
- Сведения о рисках и сделках, раскрытие которых может спровоцировать введение мер ограничительного характера со стороны иностранных государств.
Это является ярким примером адаптивного регулирования, когда регулятор временно смягчает требования к прозрачности в пользу сохранения финансовой стабильности и минимизации геополитических рисков для участников рынка.
Перспективы регулирования трансграничных расчетов цифровыми валютами
Одним из наиболее инновационных и стратегически важных ответов на санкционное давление стало создание правовой базы для использования цифровых валют в международной торговле.
Федеральный закон от 08.08.2024 № 223-ФЗ «Об экспериментальных правовых режимах (ЭПР) в сфере цифровых инноваций» заложил основу для легализации операций с цифровыми валютами, которые будут проводиться, в частности, для трансграничных расчетов по внешнеторговым договорам.
Суть этого механизма заключается в следующем:
- Создание «регуляторной песочницы»: В рамках ЭПР можно временно отступать от действующих норм ФЗ-325, позволяя проводить торги цифровой валютой в качестве товара.
- Целевое использование: ЭПР направлен не на внутренний розничный рынок, а на обеспечение внешнеэкономической деятельности, предоставляя российским компаниям альтернативный канал расчетов в условиях отключения от традиционных систем.
- Роль биржи: В перспективе биржевая площадка может стать ключевым оператором в рамках ЭПР, предоставляя регулируемую и прозрачную платформу для обмена цифровых валют, используемых в международном товарообороте.
Этот подход свидетельствует о том, что Банк России активно использует гибкие правовые инструменты для обеспечения экономической суверенности и поддержания функционирования биржевого механизма в совершенно новых геополитических реалиях.
Заключение
Проведенное исследование подтверждает, что механизм государственного регулирования биржевой деятельности в Российской Федерации, основанный на модели мегарегулятора, демонстрирует высокую адаптивность к беспрецедентным внешним и внутренним вызовам 2024–2025 годов.
Модель мегарегулирования, закрепленная за Банком России, доказала свою эффективность в период консолидации рынка и бурного роста розничного инвестирования. Детализированный анализ внутренней архитектуры ЦБ РФ (ДИФР, ДИФП, ДКО) позволил установить, что надзор за биржевой деятельностью является комплексным и распределенным, охватывая как инфраструктуру, так и поведение участников. Принцип сорегулирования с СРО (НАУФОР) гармонично дополняет государственное регулирование, обеспечивая оперативный контроль за соблюдением базовых стандартов.
Ключевые выводы и предложения по совершенствованию:
- Высокая адаптивность к внешним шокам: Регулятор оперативно отреагировал на санкционное давление. Введение временных антикризисных мер (Решение ЦБ РФ от 24.12.2024 о нераскрытии информации) и приостановка торгов USD/EUR на MOEX являются вынужденными, но логически обоснованными шагами для минимизации вторичных рисков и сохранения устойчивости НФО.
- Прогресс в цифровизации и внешнеторговых расчетах: Внедрение ФЗ-223 об ЭПР для легализации цифровых валют в трансграничных расчетах (с 08.08.2024) является ключевым стратегическим решением.
- Предложение 1 (Совершенствование ЭПР): Для обеспечения успеха ЭПР необходимо в кратчайшие сроки разработать детальные подзаконные акты, определяющие механизмы клиринга и расчетов в цифровых валютах, а также четкие критерии допуска к торгам для избежания регуляторной неопределенности.
- Необходимость усиления защиты НКВ: Несмотря на введение тестирования, рост рынка ЦФА и усложнение продуктов требуют дальнейшего ужесточения протекционистских мер.
- Предложение 2 (Защита НКВ): Следует не только ограничить доступ НКВ к высокорисковым ЦФА, но и закрепить в Положении № 437-П и стандартах СРО обязанность брокеров по предоставлению НКВ максимально упрощенного, стандартизированного и легко читаемого "Паспорта продукта" для каждого сложного инструмента, включая четкое указание максимального потенциального убытка.
В заключение, российская система регулирования биржевой деятельности находится на критическом этапе, трансформируясь из системы, ориентированной на западные модели, в модель, основанную на принципах суверенности, цифровизации и защиты внутреннего инвестора. Успех этой трансформации будет зависеть от способности Банка России сохранять баланс между инновациями (ЦФА, ЭПР) и жестким контролем рисков.
Список использованной литературы
- Федеральный закон от 20.02.1992 N 2383-I «О товарных биржах и биржевой торговле».
- Постановление Правительства РФ от 11.05.1993 № 452 «О мерах по стимулированию роста организационного товарооборота биржевых товаров через товарные биржи».
- Федеральный закон от 22.04.1996 N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг».
- Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».
- Федеральный закон от 21.11.2011 N 325-ФЗ «Об организованных торгах».
- Резго Г.Я., Кетова И.А. Биржевое дело. Москва : Финансы и статистика, 2003. 272 с.
- Свиридов О.Ю. Деньги, кредит, банки. Москва : МарТ, 2004. 480 с.
- Колтынюк Б.А. Рынок ценных бумаг. Санкт-Петербург : Изд-во Михайлова В.А., 2004. 336 с.
- Тертышный С.А. Рынок ценных бумаг. Санкт-Петербург : Питер, 2004. 220 с.
- Рынок ценных бумаг и биржевое дело / под ред. О.И. Дегтяревой, Н.М. Коршунова, Е.Ф. Жукова. Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2004. 501 с.
- Маренков Н.Л. Ценные бумаги. Ростов-на-Дону : Феникс, 2005. 602 с.
- Новашина Т.С., Криворучко С.В. Операции банков с ценными бумагами. Москва : Московская финансово-промышленная академия, 2005. 367 с.
- Рынок ценных бумаг / под ред. В.А. Галанова, А.И. Басова. Москва : Финансы и статистика, 2006. 448 с.
- Стародубцева Е.Б. Рынок ценных бумаг. Москва : ИНФРА-М, 2006. 176 с.
- Корчагин Ю.А. Рынок ценных бумаг. Ростов-на-Дону : Феникс, 2007. 496 с.
- Коротков А.В. Биржевое дело и биржевой анализ. Москва : ЕАОИ, 2008. 176 с.
- Криничанский К.В. Рынок ценных бумаг. Москва : Дело и сервис, 2007. 512 с.
- Лялин В.А., Воробъёв П.В. Рынок ценных бумаг. Москва : Проспект, 2007. 384 с.
- Мишарев А.А. Рынок ценных бумаг. Санкт-Петербург : Питер, 2007. 256 с.
- Жуков Е.Ф. Рынок ценных бумаг. Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2009. 567 с.
- Ключников И.К., Молчанова О.А., Ключников О.И. Фондовые биржи: вводный курс. Москва : Финансы и статистика, 2009. 200 с.
- Прянишникова M.В. Рынок ценных бумаг. Саратов : Саратовский государственный социально-экономический университет, 2009. 232 с.
- Сребник Б.В. Рынок ценных бумаг. Москва : КноРус, 2009. 288 с.
- Ческидов Б.М. Рынок ценных бумаг и биржевое дело. Москва : Эксмо, 2009. 240 с.
- Ивасенко А.Г., Никонова Я.И., Павленко В.А. Рынок ценных бумаг. Москва : КноРус, 2010. 272 с.
- Ломатидзе О.В., Львов М.И., Болотин А.В. [и др.]. Базовый курс по рынку ценных бумаг. Москва : КНОРУС, 2010. 448 с.
- Маховикова Г.А., Селищев А.С., Мирзажанов С.К. Рынок ценных бумаг. Москва : Эксмо, 2010. 208 с.
- Николаева И.П. Рынок ценных бумаг. Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2010. 224 с.
- Объем торгов Мосбиржи в 2024 году вырос на 14% до рекордных 1,49 квадриллиона рублей // Интерфакс. URL: https://www.interfax.ru (дата обращения: 09.10.2025).
- Финансовые показатели Мосбиржи // TAdviser. URL: https://www.tadviser.ru (дата обращения: 09.10.2025).
- Объем торгов на Мосбирже с начала года достиг рекордной отметки // Министерство финансов Российской Федерации. URL: https://minfin.gov.ru (дата обращения: 09.10.2025).
- Государственное регулирование деятельности СРО профессиональных участников рынка ценных бумаг осуществляет Центральный банк России // СРО All-SRO. URL: https://all-sro.ru (дата обращения: 09.10.2025).
- саморегулирование на российском финансовом рынке. анализ эффективности и вопросы совершенствования существующей модели // Банк России. URL: https://www.cbr.ru (дата обращения: 09.10.2025).
- СРО на финрынке: роль и функции в регулировании // Kvaal. URL: https://kvaal.ru (дата обращения: 09.10.2025).
- Саморегулирование: общие положения // НИУ ВШЭ. URL: https://hse.ru (дата обращения: 09.10.2025).
- Саморегулирование и регулирование на основе принципов // НАУФОР. URL: https://naufor.ru (дата обращения: 09.10.2025).
- Банк России ограничивает продажу неквалифицированным инвесторам ценных бумаг недружественных стран // Кодекс. URL: https://kodeks.ru (дата обращения: 09.10.2025).
- ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ СИСТЕМЫ ЗАЩИТЫ НЕКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ИНВЕСТОРОВ // Cyberleninka. URL: https://cyberleninka.ru (дата обращения: 09.10.2025).
- Банк России предложил новые правила проведения IPO 14.07.2025 // Finam.ru. URL: https://www.finam.ru (дата обращения: 09.10.2025).
- В новой редакции представлен законопроект об ограниченном доступе неквалифицированных инвесторов к цифровым финансовым активам через биржи // КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru (дата обращения: 09.10.2025).
- Центральный банк России в 2025 году: кому принадлежит и на чем зарабатывает // Mail.ru. URL: https://mail.ru (дата обращения: 09.10.2025).
- Цифровые платформы, обеспечивающие совершение биржевых сделок: вопросы теории и практики // APNI.ru. URL: https://apni.ru (дата обращения: 09.10.2025).
- Закон для «неквалов»: защита с ограничениями // НАУФОР. URL: https://naufor.ru (дата обращения: 09.10.2025).
- Цифровые Финансовые Активы // Московская Биржа. URL: https://moex.com (дата обращения: 09.10.2025).
- Технологические решения // Московская Биржа. URL: https://moex.com (дата обращения: 09.10.2025).
- Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2025 год и период 2026 и 2027 годов // Банк России. URL: https://www.cbr.ru (дата обращения: 09.10.2025).
- Меры поддержки банков в 2025 году: завершение, временное продление, интеграция в регулирование // Банк России. URL: https://www.cbr.ru (дата обращения: 09.10.2025).
- Информационные технологии в Московской бирже // TAdviser. URL: https://www.tadviser.ru (дата обращения: 09.10.2025).
- Официальное разъяснение Банка России от 12.02.2025 № 1-ОР о применении Указа Президента РФ от 5 марта 2022 года № 95 // НАУФОР. URL: https://naufor.ru (дата обращения: 09.10.2025).
- Проект Указания Банка России “О внесении изменений в Положение Банка России от 17 октября 2014 года N 437-П «О деятельности по проведению организованных торгов» // Гарант. URL: https://garant.ru (дата обращения: 09.10.2025).
- Организаторы торговли // Банк России. URL: https://www.cbr.ru (дата обращения: 09.10.2025).