Организация биржевой торговли и её участники

Курсовая работа

Биржа это организованный рынок для торговли заменимыми ценностями, на котором процесс образования цен протекает под общественным контролем. Задачи биржи — не снабжение экономики сырьем, капиталом, валютой, а организация, упорядочение, унификация рынков сырья, капитала и валюты.

Современный этап развития экономических отношений показывает, что биржи и биржевой механизм торговли прочно утвердились в качестве одного из самых главных механизмов совершения торговых операций. На самом деле любая биржа является лишь логическим развитием и упорядочением другой вспомогательной торговой структуры – рынка. Торговый механизм биржи построен таким образом, что для самого факта заключения сделки не обязательно наличие товара в непосредственной близости к покупателю и продавцу. Абстракционизм торговых отношений биржи развился настолько, что на практике (а на некоторых биржах часто только так и происходит) случается, что товаром, на который заключается сделка, не располагает продавец или этот товар вообще не существует в природе. Эта ключевая идея отсутствия продаваемого товара позволила увеличить торговые обороты бирж до потрясающих размеров, сравнимых с валовыми внутренними продуктами развитых капиталистических стран.

Без биржевой торговли, так же, как и без деления торговли товарами на оптовую и розничную, был бы невозможен прогресс в рыночных отношениях. А в настоящее время можно достаточно серьезно утверждать, что биржевая торговля — это главная форма торговли с точки зрения своих масштабов, объемов, участников. Но это совсем не означает второстепенности других организованных рынков, других товаров и услуг.

Целью курсовой работы является раскрытие сущности биржевой торговли, ее организации, рассмотрение ее участников.

Задачами курсовой работы является:

  1. Рассмотреть организацию биржевой торговли, её сущность и значение
  2. Ознакомится с лицензирование биржевой торговли
  3. Определить основных участников биржевой торговли
  4. Изучить отдельно брокерскую деятельность, как форму посредничества на рынке
  5. Рассмотреть процедуру проведения биржевых торгов и механизм биржевых операций

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

8 стр., 3608 слов

Биржевая торговля

... структурных подразделений биржи; порядок информирования участников биржевой торговли о предстоящих биржевых торгах; порядок регистрации и учета биржевых сделок; порядок котировки цен биржевых товаров; порядок информирования участников биржевой торговли о биржевых сделках на предшествующих биржевых торгах, в ...

1 СУЩНОСТЬ И НЕОБХОДИМОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ БИРЖЕВОЙ ТОРГОВЛИ

1.1 Организация биржевой торговли, её сущность и значение

Биржевая торговля — оптовая, розничная торговля, характеризующаяся заключением на биржевых торгах договора купли-продажи. При осуществлении биржевой торговли ее участники обязаны соблюдать требования Закона «О товарных биржах», иных актов законодательства, а также выполнять правила биржевой торговли, действующие на товарной бирже. [1]

Отношения, связанные с деятельностью товарных бирж (их филиалов и других обособленных подразделений) и биржевой торговлей, регулируются Законом «О товарных биржах и биржевой торговле» и иными актами законодательства, а также учредительными документами бирж, правилами биржевой торговли и другими внутренними документами бирж, принятыми в соответствии с законодательством.

Биржевая торговля осуществляется путем:

Сущность биржи заключается в том, что она – особый вид рынка, где производится торговля заменимыми ценностями, причем эти ценности и плата за них не предъявляются. Что такое заменимые ценности? Это свойство объясняется характером товаров, составляющих предмет торговли. Например, на рынке покупают определенную лошадь, определенный букет цветов, кусок мяса. Хозяйка покупает продукты определенного качества и сорта. Все эти вещи имеются налицо, их подробно осматривают. Кота в мешке никто не покупает. Затем следует оплата и передача. Характерный признак рынка состоит, следовательно, в присутствии покупателей и продавцов, денег и товара. На бирже чаще всего представлены другие лица, преимущественно торговцы. Первоначально здесь были производители и потребители, но они постепенно были вытеснены купцами. Торг на бирже идет не об определенном физически присутствующем товаре, скажем мешке ржи, а просто ржи, т.е. о виде товара, когда один мешок ржи можно заменить другим равнокачественным. Отсюда следует, что все товары на бирже – замещаемые или заменимые. Заменимость обращающихся на бирже товаров приводит к одному очень важному следствию: ценные бумаги или товары, обращающиеся, т.е. продаваемые или покупаемые, на бирже, могут отсутствовать. Это обстоятельство создает огромное преимущество для торговли и для биржи. Присутствие товаров превратило бы биржу снова в рынок и к его размерам были бы сведены обороты.

Из заменимости товаров и ценностей вытекает и второе следствие. Ценные бумаги или товары не только не должны быть к моменту покупки налицо, они не должны быть даже в распоряжении владельца. Эти операции составляют основу биржевой спекуляции. Она основана на том, что каждую покупку можно скомпенсировать продажей и каждую продажу – покупкой. Или, например, на сахарной бирже, сделки могут заключаться на поставку сахара, когда свекла, из которой будет получен этот сахар, еще посеяна.

Второй отличительный признак биржи – организация. Биржа – организованный рынок, т.е. в ней есть органы для определенных функций, связанных с управлением, поддержанием порядка, нормировкой биржевых сделок и т.д. Рынок такого устройства не знает. Единственный орган, который свойственен рынку, занимается поддержанием порядка. Продавцы и покупатели на рынке представляют собой большую неорганизованную массу. Но всюду, где рынок поднимается до уровня биржи, появляются органы. Однако эти органы не везде одни и те же. Каждая биржа имеет свое организационное строение, но все имеет, по крайней мере, биржевой комитет – главный и высший орган биржи. На рисунке 1 представлена примерная организационная

12 стр., 5759 слов

Биржевая торговля

... формах экономических отношений. 1. Исторические сведения о возникновении биржевой торговли Современные биржи и принципы, лежащие в основе биржевой торговли товарами, имеют многовековую историю становления и развития. ... поведения и расчетов, порядка разрешения споров, процедуры улаживания разногласий. А в начале ХХ века с образованием новых товарных бирж фьючерсная торговля стала разрастаться все ...

Рисунок 1 — Примерная организационная

Помимо четкой организационной структуры каждая биржа также использует принцип саморегулирования, т.е. имеет внутри биржевые нормативные акты, которые являются основой биржевой деятельности конкретной биржи. К ним относят Учредительный договор, Устав и Правила проведения торгов.

В Учредительном договоре перечисляются учредители биржи, определяется цель ее создания и способы реализации поставленной задачи, устанавливается ответственность учредителей по обязательствам биржи, первоначальный размер уставного фонда, деление его на акции и порядок их распределения между учредителями, права и обязанности учредителей, порядок распределения прибыли и учреждения резервного фонда, оговариваются условия прекращения деятельности биржи, указываются местонахождение и реквизиты биржи.

Как правило, Устав биржи включает следующие разделы:

  1. общие положения;
  2. задачи создания биржи;
  3. деятельность биржи;
  4. размер, порядок образования и изменения уставного капитала, фондов и прибыли биржи;
  5. права и обязанности членов биржи;
  6. управление биржей;
  7. учет и отчетность биржи;
  8. прекращение деятельности биржи.

В Правилах проведения торгов находят отражение такие вопросы, как участники биржевых торгов и порядок их проведения; биржевой товар, порядок выставления и снятия его с торгов; биржевые сделки, их виды, порядок регистрации, оформления, расторжения и признания их недействительными; разрешение споров и санкции за нарушение правил биржевой торговли.

Биржа – организация, имеющая своей целью не только торговлю заменимыми ценностями, на также и установление цен. Установление цен на бирже происходит регулярно и под общим контролем, т.е. прикрывается авторитетом всего собрания или его правления. Где нет такой официальной котировки цен, там нет и биржи. Благодаря бирже каждая ценная бумага, каждый товар и т.д., котирующийся на ней, получает точную отметку своей меновой стоимости, и эта отметка становится для коммерческого мира тем уровнем, на который ориентируются также те, кто заключает сделки вне биржи.[10]

Основой биржевой деятельности является биржевая торговля. Возникновение биржевой торговли объясняется потребностями развития, как производства, так и торговли. При этом торговлю следует рассматривать в качестве связующего звена между производством и внешней средой. Четкая и слаженная организация производства предусматривает обеспечение его всеми необходимыми элементами: рабочей силой, предметами и средствами труда. В то же время производство никогда не организуется ради самого процесса производства. Оно служит для удовлетворения потребностей общества, следовательно, произведенный продукт должен быть доведен до конечного потребления. Связь производства с торговлей можно представить следующим образом (рис.2).

Рисунок 2 — Связь производства с торговлей

Производство и торговля тесно взаимосвязаны между собой. Можно сказать, что торговля начинает и заканчивает производство. Поэтому производство и торговля предъявляют друг другу определенные требования. Производству необходимо, чтобы определенные товары в согласованном объеме, ассортименте и нужного качества были поставлены к установленному сроку.

12 стр., 5508 слов

Биржевые спекуляции и их влияние на курс ценных бумаг

... от рекомендаций совета директоров: акционерное общество может направить всю прибыль на расширение производства, и там будет без дивидендов. Ликвидационная стоимость также заранее не определена (т.е. ... является изучение не финансового рынка в целом, а только такого явления, как биржевые спекуляции, которые являются неотъемлемой частью любого фондового рынка. 1. ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ КУРС ...

В то же время торговля определяет: какую продукцию производить, в каком объеме, и к какому сроку, для какого потребителя и т.д.

Как правило, с производством связана оптовая торговля, основными функциями которой являются:

1) изучение экономической конъюнктуры рынка и прогнозирование основных тенденций ее изменения;

2) работа с продукцией по достаточно широкой номенклатуре;

3) разбивка партий товаров на более мелкие по желанию потребителя;

4) упаковка партий товара;

5) хранение товара;

6) его доставка (транспортировка) до места назначения;

7) предоставление кредита клиентам и товарной форме;

8) предоставление арендных услуг;

9) предоставление информации и консультационных услуг ( например, ценовой и технической информации, рекомендаций по установке, обслуживанию и продаже изделий).

[6]

В зависимости от особенностей товарных рынков и степени развития оптовой торговли диапазон функций может меняться.

В сфере торговли средствами производства функции оптовой торговли зачастую выполняют сами фирмы-производители. Однако, компании производящие широкий ассортимент продукции с учетом масштабов и сложностей функционирования товарного рынка, стремятся воспользоваться посредническими услугами независимых оптовых торговых фирм и агентов.