Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний: актуальные правовые и организационные основы (2024–2025 гг.)

Курсовая работа

Актуальность темы, цели и задачи исследования

В условиях динамичного развития трудовых отношений и постоянно меняющегося законодательства система обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (ОСС от НСПЗ) остается ключевым механизмом социальной защиты работников. Актуальность темы для юридической и экономической науки в 2024–2025 годах определяется двумя фундаментальными факторами, которые трансформируют административную практику и финансовые параметры системы.

Во-первых, это произошедшая с 1 января 2023 года масштабная организационная реформа — создание Социального фонда России (СФР) путем объединения Пенсионного фонда РФ и Фонда социального страхования РФ. Эта реформа, хотя и не изменила кардинально правовые нормы, регулирующие непосредственно выплаты по травматизму (ФЗ-125), внесла существенные коррективы в организацию и администрирование системы. Сохранение отдельной процедуры уплаты взносов на травматизм, в отличие от взносов, поступающих через Единый налоговый счет (ЕНС), подчеркивает специфический характер и высокую социальную значимость данного вида страхования. И что из этого следует? Это означает, что страхователи обязаны вести раздельный учет этих платежей, и любая ошибка в платежных поручениях на травматизм приведет к начислению пеней и штрафов со стороны СФР, даже если на ЕНС имеется профицит.

Во-вторых, ежегодная индексация и обновление предельных размеров выплат, установленных Федеральным законом от 24.07.1998 № 125-ФЗ, требуют постоянного мониторинга. Увеличение максимального размера единовременной страховой выплаты до 154 920,78 рубля и ежемесячной — до 119 118,52 рубля с февраля 2025 года, а также установление страховых тарифов на плановый период 2026 и 2027 годов (ФЗ-352 от 26.10.2024) делают необходимым глубокий анализ правовых норм, действующих именно в текущем периоде.

Цель настоящего исследования — провести исчерпывающий анализ правовых, организационных и экономических основ обязательного социального страхования от НСПЗ, выявить актуальные проблемы правоприменительной практики, в частности, в сфере регулирования отношений с лицами по ГПХ и самозанятыми, и оценить эффективность государственного контроля.

Объект исследования — общественные отношения, возникающие в связи с обязательным социальным страхованием от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Предмет исследования — нормы российского законодательства, регулирующие ОСС от НСПЗ, а также судебная и административная практика их применения.

5 стр., 2483 слов

Корпоративное страхование социальных рисков в РФ: Экономическое ...

... экономическое ограничение актуализирует роль бизнеса как стратегического партнера государства в управлении социальными рисками. Корпоративное страхование социальных рисков (КССР) выступает не как альтернатива, а как критически важный ... демонстрирует опережающий рост по сравнению с номинальным ВВП. Общий объем страховых взносов (премий) в 2024 году достиг 3,720 трлн рублей, увеличившись на 62,8% ...

Теоретико-правовые основы и принципы ОСС от НСПЗ в Российской Федерации

Система обязательного социального страхования от НСПЗ является неотъемлемой частью права социального обеспечения, направленной на защиту трудоспособного населения от специфического профессионального риска. В отличие от других видов социального страхования, ОСС от НСПЗ имеет четко выраженный компенсационный характер, основанный на принципе полной ответственности работодателя (страхователя) за риски, возникающие в процессе его экономической деятельности.

Ключевой принцип системы — принцип экономической заинтересованности субъектов в снижении профессионального риска. Страхователи стимулируются к улучшению условий труда через механизм дифференциации страховых тарифов (от 0,2% до 8,5% в зависимости от класса профессионального риска) и предоставления скидок/надбавок к ним. Именно этот принцип делает ОСС от НСПЗ уникальным инструментом, связывающим финансовую нагрузку предприятия напрямую с его усилиями по охране труда.

Правовая база системы (ФЗ-125 и подзаконные акты)

Фундаментом правового регулирования ОСС от НСПЗ выступает Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». Этот закон определяет: круг лиц, подлежащих страхованию; виды и размеры обеспечения; права, обязанности и ответственность субъектов; порядок расследования и учета страховых случаев.

Несмотря на стабильность основного закона, его положения постоянно корректируются под влиянием структурных и экономических изменений. Сводная таблица ключевых регуляторов системы в 2024–2025 гг. включает:

Нормативно-правовой акт Предмет регулирования Роль в системе
ФЗ от 24.07.1998 № 125-ФЗ Общие основы, виды и размеры обеспечения Базовый закон, определяющий существование и механизм системы.
Трудовой кодекс РФ (раздел X) Порядок расследования несчастных случаев Определяет процедуру, сроки и состав комиссий по расследованию.
Постановление Правительства РФ от 16.10.2000 № 789 Правила установления степени утраты профтрудоспособности Определяет методику работы учреждений МСЭ.
ФЗ от 26.10.2024 № 352-ФЗ Установление страховых тарифов на 2025–2027 гг. Обеспечивает экономическую основу системы.
Приказы Минтруда России Формы документов, критерии определения УПТ Детализация процедур и методологии.

Функции Социального фонда России (СФР) как страховщика

Создание Социального фонда России (СФР) с 1 января 2023 года привело к централизации управления всеми видами социального страхования. СФР является единственным страховщиком по ОСС от НСПЗ.

Важнейшая организационная особенность, отличающая взносы на травматизм от других обязательных платежей, заключается в их администрировании. Взносы на пенсионное, медицинское и временное социальное страхование с 2023 года уплачиваются в Федеральную налоговую службу (ФНС) через Единый налоговый счет (ЕНС).

Однако взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве (взносы на травматизм) уплачиваются страхователями по-прежнему отдельной платежкой непосредственно в СФР.

Эта процедура сохраняется в силу следующих причин:

  1. Специфика тарифа: Тарифы (от 0,2% до 8,5%) зависят от класса профессионального риска, который присваивается исходя из основного вида экономической деятельности страхователя, и регулируются отдельным ежегодным федеральным законом.
  2. Целевое назначение: Средства, собранные в рамках ОСС от НСПЗ, имеют строго целевой характер и направляются не только на выплаты, но и на финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма.

Понятие страхового случая, несчастного случая на производстве и профессионального заболевания

Для возникновения обязательств СФР по выплате обеспечения требуется наступление страхового случая. ФЗ-125 дает четкие юридические определения ключевых понятий:

  1. Страховой случай: Это подтвержденный в установленном порядке факт повреждения здоровья застрахованного, повлекший временную или стойкую утрату профессиональной трудоспособности либо его смерть, вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания.
  2. Несчастный случай на производстве: Событие, которое привело к повреждению здоровья (травма, в том числе полученная третьим лицом) застрахованного при исполнении им обязанностей по трудовому договору или иных установленных законом действий (например, во время установленных перерывов, при следовании к месту работы на транспорте страхователя).

    Ключевое условие — связь события с исполнением трудовых обязанностей или действий в интересах работодателя.

  3. Профессиональное заболевание: Острое или хроническое заболевание, возникшее в результате воздействия на работника вредных производственных факторов (химических, физических, биологических), которые превышают установленные гигиенические нормативы. В отличие от травмы (несчастного случая), профессиональное заболевание часто имеет накопительный, хронический характер, требующий специальной процедуры установления причинно-следственной связи с трудовой деятельностью.

Степень утраты профессиональной трудоспособности (УПТ) является центральным правовым критерием для назначения ежемесячных и единовременных выплат. УПТ устанавливается в процентах и служит основой для расчета размера компенсации.

Механизм обеспечения по страхованию: виды выплат и процедура расчета

Система ОСС от НСПЗ призвана обеспечить полное возмещение вреда, причиненного здоровью работника. Это достигается не только денежными выплатами, но и оплатой восстановительных мероприятий. Вся процедура направлена на максимально возможное возвращение пострадавшего к полноценной жизни и трудовой деятельности.

Порядок установления степени утраты профессиональной трудоспособности (УПТ)

Степень утраты профессиональной трудоспособности (УПТ) — это ключевой показатель, который определяет право на получение постоянных страховых выплат. УПТ устанавливается федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы (МСЭ).

Процедура установления УПТ регулируется Постановлением Правительства РФ от 16.10.2000 № 789, а также детальными критериями, утвержденными Приказом Минтруда России от 30.09.2020 № 687н.

УПТ устанавливается в процентах и характеризует степень ограничения способности застрахованного лица выполнять работу определенной квалификации, объема и сложности.

Процесс экспертизы включает:

  1. Анализ клинико-функциональных данных и характера повреждения здоровья.
  2. Оценку трудового прогноза и возможности возвращения к прежней или иной трудовой деятельности.
  3. Установление причинной связи между утратой трудоспособности и несчастным случаем/профессиональным заболеванием.

Стойкая утрата профессиональной трудоспособности (УПТ) является необходимым условием для назначения единовременной и ежемесячной страховой выплаты.

Виды и размеры обеспечения (единовременные и ежемесячные выплаты)

Федеральный закон № 125-ФЗ предусматривает исчерпывающий перечень обеспечения по страхованию, который делится на денежные выплаты и оплату дополнительных расходов:

1. Денежные выплаты:

  • Пособие по временной нетрудоспособности: Выплачивается в размере 100% среднего заработка за весь период временной нетрудоспособности до выздоровления или установления стойкой УПТ.
  • Единовременная страховая выплата: Назначается при установлении стойкой утраты профессиональной трудоспособности (пропорционально степени УПТ) или в случае смерти застрахованного лица.
  • Ежемесячные страховые выплаты: Назначаются при стойкой утрате профессиональной трудоспособности.

2. Оплата дополнительных расходов:

Это ключевой элемент, обеспечивающий принцип полного возмещения вреда. Сюда включается оплата медицинской, социальной и профессиональной реабилитации, в том числе: лечение и лекарства, протезирование, обеспечение специальными транспортными средствами, санаторно-курортное лечение, переобучение и освоение новых профессий.

Актуальные размеры выплат на 2025 год:

В соответствии с ежегодной индексацией, проводимой с 1 февраля 2025 года на прогнозируемый коэффициент инфляции (1,095), максимальные размеры выплат составляют:

Вид выплаты Условие назначения Максимальный размер (с 01.02.2025)
Единовременная страховая выплата (для застрахованного) Установление стойкой УПТ (пропорционально проценту) 154 920,78 рубля
Единовременная страховая выплата (в случае смерти) Смерть застрахованного лица 2 000 000 рублей
Ежемесячная страховая выплата Стойкая УПТ 119 118,52 рубля

Алгоритм расчета ежемесячной страховой выплаты

Ежемесячная выплата рассчитывается индивидуально и прямо пропорциональна степени утраты профессиональной трудоспособности и размеру среднемесячного заработка работника.

Этап 1: Определение среднемесячного заработка (СЗ)

Среднемесячный заработок определяется как общая сумма заработка за 12 календарных месяцев работы, предшествовавших месяцу наступления страхового случая, деленная на 12.

Формула расчета среднемесячного заработка (СЗ):

СЗ = ΣЗ / 12

Где ΣЗ — общая сумма заработка за расчетный период (12 месяцев), на которую начислялись страховые взносы. Важно отметить, что при расчете учитываются все виды выплат и вознаграждений, на которые начислялись страховые взносы, в суммах до удержания налогов.

Этап 2: Расчет ежемесячной выплаты (ЕВ)

Размер ежемесячной выплаты равен среднемесячному заработку, умноженному на процент утраты профессиональной трудоспособности, установленный МСЭ.

Формула расчета ежемесячной выплаты (ЕВ):

ЕВ = СЗ * (УПТ / 100)

Где УПТ — степень утраты профессиональной трудоспособности в процентах (от 10% до 100%).

Если расчетный размер превышает максимальный установленный лимит (119 118,52 рубля на 2025 год), выплата ограничивается этим лимитом.

Пример расчета:

Предположим, работник получил травму в сентябре 2025 года. Его суммарный заработок за 12 месяцев (с сентября 2024 по август 2025 года) составил 960 000 рублей. По заключению МСЭ, работнику установлена УПТ в размере 40%.

  1. Расчет среднемесячного заработка (СЗ):
    СЗ = 960 000 руб. / 12 = 80 000 рублей.
  2. Расчет ежемесячной выплаты (ЕВ):
    ЕВ = 80 000 руб. · (40 / 100) = 80 000 руб. · 0,4 = 32 000 рублей.

Поскольку рассчитанная сумма (32 000 руб.) не превышает максимального лимита (119 118,52 руб.), ежемесячная страховая выплата составит 32 000 рублей.

Спорные вопросы правового статуса субъектов и анализ судебной практики

В условиях современного рынка труда, характеризующегося широким применением гражданско-правовых договоров (ГПХ) и стремительным ростом института самозанятости, правовой статус этих категорий работников в системе ОСС от НСПЗ становится предметом ожесточенных споров и судебных разбирательств. Стоит ли заказчику рисковать, экономя на страховых взносах, если в конечном итоге суд может признать его работодателем со всеми вытекающими обязательствами?

Правовой статус застрахованных лиц по договорам ГПХ и самозанятых

1. Лица, работающие по трудовому договору:

Автоматически являются застрахованными лицами. Страхователь (работодатель) обязан уплачивать взносы на травматизм в безусловном порядке.

2. Лица, работающие по договорам ГПХ (договорам подряда, оказания услуг):

Согласно ФЗ-125, они подлежат ОСС от НСПЗ только в том случае, если обязанность страхователя (заказчика) по уплате взносов прямо предусмотрена этим договором. Если в договоре ГПХ пункт об обязательном страховании отсутствует, заказчик не обязан уплачивать взносы, и исполнитель в случае травмы не имеет права на получение обеспечения от СФР.

3. Самозанятые (плательщики НПД):

Граждане, применяющие специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», не имеют работодателя и, по общему правилу, не обязаны страховаться. Однако законодательство предоставляет им возможность добровольного вступления в правоотношения по ОСС от НСПЗ путем подачи заявления в СФР и уплаты фиксированного годового взноса. Этот механизм позволяет самозанятым обеспечить себе социальную защиту, хотя практика его широкого применения пока ограничена.

Судебная практика по переквалификации договоров ГПХ в трудовые

Ключевой риск для заказчиков, активно использующих ГПХ и самозанятых, заключается в возможности судебной или административной переквалификации этих отношений в трудовые. Если контролирующие органы (СФР, ФНС, Роструд) или сам исполнитель докажут в суде, что отношения фактически носили трудовой характер, это влечет серьезные правовые последствия:

  1. Доначисление всех видов страховых взносов (включая взносы на травматизм) за весь период действия отношений.
  2. Начисление пеней и штрафов.
  3. Признание права работника на все социальные гарантии, включая выплаты по ОСС от НСПЗ.

Углубленный правовой анализ критериев разграничения (Постановление Пленума ВС РФ № 15):

Основным ориентиром для судов при решении вопроса о переквалификации является Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2018 г. № 15. Данный акт четко формулирует признаки, которые указывают на наличие именно трудовых отношений, даже если стороны оформили договор как ГПХ:

Признак трудовых отношений Описание (согласно Пленуму ВС РФ № 15)
Выполнение личной трудовой функции Выполнение работы определенного рода, а не разового задания (как по ГПХ).
Подчинение внутреннему распорядку Подчинение работника правилам внутреннего трудового распорядка, наличие контроля со стороны работодателя (рабочее время, место, регламент).
Систематический характер оплаты Регулярная оплата (как правило, дважды в месяц), которая является основным источником дохода исполнителя.
Обеспечение условий труда Предоставление работодателем рабочего места, инструментов, материалов, оборудования.
Отсутствие предпринимательского риска Исполнитель не несет рисков, связанных с невыполнением или ненадлежащим выполнением работы (риск лежит на работодателе).

Вывод из судебной практики: Суды придерживаются принципа приоритета сущности над формой. Если исполнитель систематически выполняет работу, подчиняясь контролю заказчика, и его доход не зависит от предпринимательского риска, отношения будут признаны трудовыми, что автоматически обяжет страхователя (работодателя) нести полную ответственность по ОСС от НСПЗ.

Государственный контроль и критический анализ тенденций производственного травматизма

Эффективность системы ОСС от НСПЗ напрямую зависит от качества государственного надзора и контроля за соблюдением норм охраны труда и полнотой уплаты страховых взносов. Почему же, несмотря на снижение общего числа травм, проблема сокрытия случаев остается настолько острой?

Государственный надзор и контроль (Роструд, СФР)

Контроль в сфере ОСС от НСПЗ осуществляется двумя основными государственными структурами, каждая из которых выполняет свои специфические функции:

  1. Федеральная служба по труду и занятости (Роструд):
    Осуществляет государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, через Государственные инспекции труда (ГИТ).

    Роль Роструда критически важна в процедуре расследования несчастных случаев на производстве. Инспекторы труда участвуют в работе комиссий, контролируют правильность квалификации события и имеют право требовать устранения нарушений, в том числе, связанных с сокрытием несчастных случаев.

  2. Социальный фонд России (СФР):
    Отвечает за финансовый контроль системы. СФР проводит камеральные и выездные проверки страхователей на предмет правильности исчисления, своевременности и полноты уплаты страховых взносов на травматизм. В случае выявления нарушений, СФР имеет право доначислять взносы, пени и применять штрафные санкции.

Дополнительную роль в защите прав застрахованных играют профсоюзы. Их представители имеют право участвовать в расследовании несчастных случаев и оказывать юридическую помощь пострадавшим, обеспечивая общественный контроль.

Статистика травматизма и проблема сокрытия несчастных случаев

Анализ официальной статистики за 2023 год позволяет оценить уровень профессионального риска в стране. На 48 млн работников приходится около 7 млн, занятых в условиях с вредными или опасными производственными факторами.

Динамика производственного травматизма (2023 год):

Показатель Количество случаев (приблизительно) Комментарий
Общее число несчастных случаев (НС) 35 000 – 36 000 Включая легкие, тяжелые и смертельные случаи.
Тяжелые несчастные случаи 5 134 Требуют длительной реабилитации и часто ведут к стойкой УПТ.
НС со смертельным исходом 1 666 Наиболее трагичные последствия профессионального риска.
Впервые диагностированные профзаболевания 4 643 Указывает на длительное воздействие вредных факторов.

С 2013 года наблюдается общая положительная динамика: число несчастных случаев с легким исходом сократилось в 1,6 раза, а профзаболеваний — в 1,4 раза. Это может свидетельствовать об эффективности государственных мер по охране труда.

Однако, критический анализ выявляет и негативные, тревожные тенденции.

Критический анализ проблемы сокрытия несчастных случаев:

По данным Роструда и СФР, в 2023 году выявлено 1316 фактов сокрытия несчастных случаев на производстве. Это означает, что работодатели не оформляли или не сообщали о произошедших событиях, чтобы избежать расследования, уплаты страховых взносов и применения штрафных санкций.

Скрытая тенденция: Рост выявленных фактов сокрытия НС по сравнению с 2022 годом составил 210%.

Этот показатель является тревожным сигналом. Рост выявлений может быть связан как с улучшением работы контрольно-надзорных органов (Роструд), так и с реальным увеличением числа сокрытий. В любом случае, массовое сокрытие несчастных случаев подрывает экономическую основу ОСС от НСПЗ, лишает пострадавших работников законного обеспечения и, что самое главное, искажает реальную картину профессионального риска в стране. Нерасследованный несчастный случай — это упущенная возможность предотвратить аналогичные инциденты в будущем.

Заключение

Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Российской Федерации в 2024–2025 годах представляет собой сложную, но функциональную систему социальной защиты, закрепленную Федеральным законом № 125-ФЗ.

Ключевые выводы исследования:

  1. Правовая и Организационная Основа: Система демонстрирует стабильность основного законодательства при сохранении специфических организационных особенностей. Создание Социального фонда России (СФР) с 2023 года централизовало управление, но администрирование взносов на травматизм осталось отделенным от ЕНС, подчеркивая их целевой характер. Актуальные максимальные размеры выплат, проиндексированные на 2025 год, обеспечивают необходимый уровень компенсации вреда, причиненного здоровью.
  2. Механизм Обеспечения: Обеспечение по страхованию является комплексным, включая не только денежные выплаты (единовременные и ежемесячные), но и оплату реабилитационных мероприятий. Центральным элементом расчета компенсации является степень утраты профессиональной трудоспособности (УПТ), установленная МСЭ, что требует четкого следования правилам, установленным Постановлением Правительства РФ № 789.
  3. Проблемы Правоприменения: Наиболее острая проблема лежит в области разграничения трудовых и гражданско-правовых отношений. Судебная практика, основанная на разъяснениях Пленума Верховного Суда РФ № 15, демонстрирует приоритет сущности отношений над их формой. Это требует от страхователей особой бдительности при оформлении договоров ГПХ и сотрудничестве с самозанятыми, чтобы избежать рисков переквалификации и доначисления взносов на травматизм.
  4. Государственный Контроль и Риски: Государственный надзор, осуществляемый Рострудом и СФР, имеет решающее значение для функционирования системы. При общей положительной динамике снижения травматизма, критический анализ выявляет серьезную негативную тенденцию: значительный рост фактов сокрытия несчастных случаев, что указывает на необходимость усиления административной и уголовной ответственности за подобные действия и совершенствования механизмов оперативного контроля.

В целом, современная система ОСС от НСПЗ в России обладает достаточной правовой базой для защиты прав застрахованных. Однако ее эффективность будет определяться дальнейшим совершенствованием правоприменительной практики, особенно в части обеспечения прозрачности учета несчастных случаев и строгого контроля за отношениями, маскирующими трудовой договор под гражданско-правовой.

Список использованной литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 01.07.2020 № 1-ФКЗ).
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая. Главы 1064, 1079–1101.
  3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 06.10.2006) // Российская газета. 2006.
  4. Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ (ред. от 28.12.2024) «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».
  5. Постановление Правительства РФ от 24.12.2007 «Правила возмещения работодателем вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей» // Российская газета. 2007.
  6. Постановление Правительства РФ от 16.10.2005 № 627 (ред. от 21.01.2014) «Об утверждении Правил установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» // Собрание законодательства РФ. 2005. № 43. Ст. 4247.
  7. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 24.02.2005 № 160 «Об определении степени тяжести повреждения здоровья при несчастных случаях на производстве» // Собрание законодательства РФ. 2005.
  8. Положение об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях (утв. Постановлением Минтруда РФ от 24.10.2004 № 73) // Издательство «Проспект». 2005.
  9. Положение об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве (утв. Постановлением Минтруда РФ от 24.12.2002 № 653) // Издательство «НЦ ЭНАС». 2003.
  10. Буянова М.О. Право социального обеспечения: учебное пособие. М.: 2008. 441 с.
  11. Вигдорчик Н.А. Теория и практика социального страхования. Теоретические основы социального страхования. М., 2004.
  12. Комментарий к Федеральному закону «Об обязательном социально страховании» / под ред. Е.Н. Сидоренко. М.: Юрайт-Издат, 2008.
  13. Мамедов А.А. Правовое регулирование страхования и теория страхового фонда // Страховое дело. 2008. №10. С. 24–29.
  14. Социальное страхование как организационно-правовая форма социальной защиты населения: проблемы правового регулирования / М.Ю. Федорова. Омск, 2006.
  15. Страховое право: учебник для вузов / под ред. профессора В.В. Шахова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2008.
  16. Теория и практика страхования: учебное пособие. М.: Анкил, 2006. 430 с.
  17. Шихов А.К. Страхование: учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. 431 с.
  18. Критерии признания несчастного случая на производстве, повлекшего временную утрату трудоспособности работника, страховым случаем // cyberleninka.ru.
  19. Динамика производственного травматизма в 2023 году* // eepir.ru.
  20. Порядок исчисления и осуществления страховых выплат по обязательному социальному страхованию // klerk.ru.
  21. Страховые взносы в 2025 году в ФНС и СФР // b-kontur.ru.
  22. Страховые взносы в 2025 году: что это, расчёт и тарифы // sberbank.com.
  23. Сокращение производственного травматизма в России в 2023 году: статистика и меры профилактики // mostrudexpert.ru.
  24. Несчастный случай на производстве // sfr.gov.ru.
  25. Установление страховых тарифов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2025 год // sfr.gov.ru.
  26. Судебная защита прав самозанятых — в какой суд можно обращаться // jump.finance.
  27. Судебная практика переквалификации договоров с самозанятыми в трудовые // kontur.ru.
  28. Споры по вопросам сотрудничества компаний с самозанятыми: на чьей стороне суды // buh.ru.
  29. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации. Результаты мониторинга условий и охраны труда в Российской Федерации в 2020 году // vcot.info.
  30. Статистика по охране труда. Часть 1. Условия труда, производственный травматизм и профзаболевания // ecostandard.ru.
  31. Страховой случай в связи с профессиональным заболеванием, понятия и признаки // consultant.ru.
  32. Производственный травматизм: статистика, меры профилактики // indpages.ru.

Оставьте комментарий

Капча загружается...