Реструктуризация имущественного комплекса акционерного общества путем выделения: правовые требования, учетная методология и налоговые риски (на основе практики 2020–2025 гг.)

Курсовая работа

На современном этапе развития корпоративного управления в Российской Федерации, реорганизация акционерных обществ (АО) выступает не только как инструмент юридической трансформации, но и как мощный механизм повышения экономической эффективности, структурирования активов и защиты бизнеса. Форма реорганизации в виде выделения, при которой из существующего АО образуется одно или несколько новых юридических лиц без прекращения деятельности основного общества, является наиболее востребованной для сегрегации профильных и непрофильных направлений, а также для привлечения инвестиций в отдельные бизнес-юниты.

Однако, высокая сложность процедуры, критическая зависимость от корректности финансового учета (в частности, от формирования Разделительного баланса) и ужесточение контроля со стороны налоговых органов, особенно в свете последних изменений в Налоговом кодексе РФ на 2025 год, требуют от специалистов не только безупречного знания корпоративного права, но и глубокого понимания финансово-учетной методологии и актуальной судебной практики. Именно поэтому, каждый этап процедуры должен быть тщательно спланирован и юридически обоснован, чтобы избежать претензий со стороны кредиторов и ФНС.

Цель настоящей работы состоит в разработке исчерпывающей академической базы по реструктуризации имущественного комплекса акционерного общества путем выделения, охватывающей теоретическое обоснование, актуализированную нормативно-правовую базу, детальную финансово-учетную методологию и анализ правоприменительной практики в РФ.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Раскрыть правовую сущность и пошаговый алгоритм выделения, опираясь на действующее законодательство (ГК РФ, Закон об АО).
  2. Детализировать методологию формирования Разделительного баланса, включая оценку активов и обязательств, а также расчет чистых активов.
  3. Проанализировать ключевые риски оспаривания реорганизации кредиторами и миноритарными акционерами, изучив практику применения норм о солидарной ответственности.
  4. Исследовать вопросы налогового правопреемства и проанализировать риски необоснованной налоговой выгоды, с учетом изменений налогового законодательства, вступающих в силу с 2025 года.
  5. Представить методику количественной оценки экономической эффективности процедуры выделения.

Структура работы включает четыре главы, последовательно раскрывающие теоретические основы, методологические аспекты, правовые риски и практический анализ эффективности реструктуризации.

6 стр., 2984 слов

Комплексный финансово-экономический анализ деятельности ПАО «БАНК ...

... Разработать стратегические рекомендации по снижению кредитного риска и повышению операционной эффективности, адаптированные к условиям 2025 года. Структура ... еще большей осторожности в управлении всеми видами розничных активов. Место ПАО «БАНК УРАЛСИБ» на финансовом рынке ... гг., определить ключевые риски и разработать конкретные предложения по оптимизации кредитных продуктов и процедур. Для достижения ...

Глава 1. Теоретико-правовые основы и процедурные требования к выделению акционерного общества

Понятие, экономические цели и правовая природа выделения

Реорганизация юридических лиц является фундаментальным институтом корпоративного права. Согласно пункту 4 статьи 57 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ), выделение определяется как создание одного или нескольких новых юридических лиц, к которым переходит часть прав и обязанностей реорганизуемого общества без прекращения деятельности последнего. С точки зрения правовой природы, выделение отличается от разделения тем, что реорганизуемое АО продолжает существовать, сохраняя свою правосубъектность, что в итоге обеспечивает большую гибкость в управлении капиталом.

Экономическая целесообразность выделения продиктована несколькими стратегическими целями:

  1. Сегрегация активов и рисков. Наиболее распространенная причина — обособление высокорисковых или, наоборот, наиболее ценных активов (например, интеллектуальной собственности или высокотехнологичного производства) от основного, более инертного бизнеса. Это позволяет защитить ключевые активы от потенциальных судебных претензий или банкротства других направлений деятельности, что является прямой мерой снижения операционных рисков.

  2. Разделение профильных направлений. Выделение позволяет сформировать самостоятельные, сфокусированные бизнес-юниты, что повышает их управляемость, прозрачность и дает возможность внедрять специализированные системы менеджмента, оптимизируя бизнес-процессы.

  3. Привлечение инвестиций. Инвестору, как правило, интересна конкретная, прибыльная часть бизнеса. Выделение позволяет представить инвесторам или потенциальным покупателям чистый, финансово прозрачный объект, что существенно упрощает процесс оценки (due diligence) и повышает капитализацию конкретного направления.

  4. Оптимизация налогообложения. В некоторых случаях, выделение части бизнеса с последующим применением специального налогового режима (например, УСН для вновь созданного малого предприятия) может выступать в качестве легального инструмента налогового планирования, при условии соблюдения критериев добросовестности (подробнее в Главе 3).

Актуальное нормативно-правовое регулирование процедуры

Правовой каркас реорганизации в форме выделения основан на положениях ГК РФ (статьи 57–60.1) и детализирован Федеральным законом от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (Закон об АО).

Ключевым органом, принимающим решение о реорганизации, является Общее собрание акционеров (ОСА) реорганизуемого АО. Согласно пункту 3 статьи 19 Закона об АО, в компетенцию ОСА входит утверждение:

  • порядка и условий выделения;
  • решения о выпуске (размещении) акций нового АО;
  • порядка конвертации акций;
  • устава вновь создаваемого АО;
  • ключевого финансового документа — Разделительного баланса.

Утверждение решения о реорганизации требует квалифицированного большинства голосов акционеров. При этом, корпоративное законодательство предусматривает обязательные гарантии для миноритарных акционеров: те, кто голосовал против или не участвовал в голосовании по вопросу реорганизации, имеют безусловное право требовать выкупа принадлежащих им акций обществом по рыночной стоимости (статья 75 Закона об АО).

Пошаговый алгоритм и процедурные сроки реорганизации

Процедура выделения строго регламентирована и требует неукоснительного соблюдения сроков, установленных федеральными законами. Нарушение этих сроков является основанием для отказа в государственной регистрации или, в дальнейшем, для оспаривания реорганизации. Насколько часто небольшие компании недооценивают критическую важность соблюдения сроков уведомления ФНС и кредиторов, что впоследствии приводит к судебным искам?

Таблица 1. Сводный пошаговый алгоритм и процедурные сроки выделения АО

Этап процедуры Обязательные действия Нормативное основание Сроки исполнения
1. Решение Принятие решения ОСА о реорганизации, утверждение условий, устава нового АО и Разделительного баланса. П. 3 ст. 19 Закона об АО Определяется внутренним регламентом
2. Уведомление ФНС Письменное уведомление регистрирующего органа (ФНС) по форме Р12003 о начале процедуры. П. 1 ст. 13.1 Закона № 129-ФЗ В течение 3 рабочих дней с даты принятия решения ОСА.
3. Уведомление кредиторов Письменное уведомление всех известных кредиторов. П. 2 ст. 13.1 Закона № 129-ФЗ В течение 5 рабочих дней после направления уведомления в ФНС.
4. Публикация в СМИ Публикация сообщения о реорганизации в журнале «Вестник государственной регистрации». Ст. 60 ГК РФ, п. 2 ст. 13.1 Закона № 129-ФЗ Дважды, с периодичностью один раз в месяц.
5. Регистрация Подача документов в ФНС для регистрации вновь созданного АО. П. 4 ст. 57 ГК РФ, п. 1 ст. 15 Закона № 129-ФЗ Не ранее, чем через 30 дней после даты опубликования последнего (второго) сообщения.

Критически важным является соблюдение минимального срока процедуры: регистрация вновь созданного юридического лица возможна не ранее, чем через тридцать дней после даты опубликования второго сообщения. Учитывая время на подготовку, согласование и сами публикации, общая минимальная процедурная длительность составляет около двух месяцев, и это при идеальном сценарии.

Глава 2. Бухгалтерский учет и методология формирования Разделительного баланса

Ключевым методологическим элементом, определяющим правопреемство при выделении, является Разделительный баланс. Его корректное составление гарантирует соблюдение прав кредиторов и акционеров, а также минимизирует риски оспаривания, предотвращая применение солидарной ответственности.

Назначение и принципы составления Разделительного баланса

Назначение Разделительного баланса юридически закреплено в пункте 4 статьи 58 ГК РФ: он должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного АО в отношении всех его кредиторов и должников, включая те обязательства, которые оспариваются сторонами. Если Разделительный баланс не позволяет определить правопреемника по обязательству, вновь возникшие общества несут солидарную ответственность, что является прямым риском для бизнеса, поскольку все компании становятся отвечать за чужой долг.

Методологическая основа составления Разделительного баланса в России устанавливается Методическими указаниями по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций, утвержденными Приказом Минфина России от 20.05.2003 № 44н.

Принципы составления:

  1. Непрерывность учета: Разделительный баланс формируется на основе данных бухгалтерского учета реорганизуемого АО, которые должны быть предварительно проверены и сверены (проведена инвентаризация).
  2. Дата составления: Рекомендуется приурочивать составление к концу отчетного периода (квартала, года), чтобы обеспечить максимальную достоверность и сопоставимость данных (п. 6 Приказа Минфина № 44н).
  3. Справедливое распределение: Распределение активов и обязательств должно быть обосновано и отражать экономический смысл выделения, а не преследовать цели ущемления интересов кредиторов.

Учет и оценка передаваемого имущества и обязательств

Согласно пункту 7 Приказа Минфина № 44н, оценка передаваемого имущества и обязательств производится по данным бухгалтерского учета реорганизуемой организации, то есть по балансовой стоимости (первоначальная стоимость за вычетом амортизации).

Переоценка активов для целей реорганизации не требуется, если иное не установлено решением ОСА.

Отражение Нематериальных активов (НМА)

В условиях цифровой экономики, НМА (патенты, лицензии, программное обеспечение) часто составляют значительную часть имущественного комплекса. Передача НМА требует особого внимания, учитывая введение ФСБУ 14/2022 «Нематериальные активы».

При передаче НМА новому юридическому лицу:

  • Первоначальная стоимость и накопленная амортизация переносятся в Разделительный баланс в порядке правопреемства.
  • Учетная политика нового АО в отношении НМА может отличаться от политики реорганизуемого АО, но передача должна осуществляться в соответствии с утвержденным порядком и условиями выделения.
  • Передача должна сопровождаться соответствующей документацией, подтверждающей переход прав на исключительные результаты интеллектуальной деятельности.

Передаваемые обязательства отражаются в полной сумме, включая суммы убытков, причитающихся возмещению кредиторам (п. 12 Приказа Минфина № 44н).

Расчет чистых активов для целей размещения акций

Определение стоимости чистых активов (ЧА) является критически важным для соблюдения норм корпоративного и налогового законодательства. Расчет ЧА необходим для определения стоимости акций, которые получат акционеры в результате реорганизации, что регулируется пунктом 5 статьи 277 Налогового кодекса РФ (НК РФ).

Методика расчета стоимости чистых активов регламентируется Приказом Минфина России от 28.08.2014 № 84н. Чистые активы определяются как разность между активами, принимаемыми к расчету, и обязательствами, принимаемыми к расчету.

Формула расчета чистых активов (ЧА) по данным бухгалтерского баланса:

ЧА = (Активы − Задолженность учредителей по взносам в УК) − (Обязательства)

При детализации по строкам бухгалтерского баланса (Форма № 1):

ЧА = (Строка 1600 Баланса − Задолженность учредителей по взносам в УК) − (Строка 1400 + Строка 1500 Баланса − Доходы будущих периодов, связанные с гос. помощью)

Данный расчет, утвержденный в Разделительном балансе, служит основанием для определения рыночной стоимости имущества, передаваемого вновь созданному АО, и, соответственно, для определения стоимости размещаемых акций.

Глава 3. Анализ рисков, правопреемства и судебной практики при выделении АО

Защита прав кредиторов и риски оспаривания реорганизации

Корпоративное право РФ уделяет особое внимание защите прав кредиторов при реорганизации, поскольку именно в процессе выделения существует наибольший риск недобросовестного перераспределения пассивов, что может ухудшить финансовое положение реорганизуемого общества.

Основания для оспаривания решения о реорганизации установлены пунктом 1 статьи 60.1 ГК РФ. Решение может быть признано недействительным по требованию участников или иных лиц, если их право на оспаривание предусмотрено законом.

Ключевой гарантией для кредиторов является их право требовать досрочного исполнения обязательства или его прекращения с возмещением убытков, если их требования возникли до опубликования первого уведомления о реорганизации (п. 2 ст. 60 ГК РФ).

Однако это право блокируется, если реорганизуемое АО в течение 30 дней с даты предъявления требования предоставит кредитору достаточное обеспечение исполнения обязательства.

Критерии достаточного обеспечения (п. 4 ст. 60 ГК РФ) являются строгими:

  1. Кредитор дал прямое согласие.
  2. Кредитору выдана независимая безотзывная гарантия кредитной организацией, обладающей необходимой кредитоспособностью, со сроком действия, превышающим срок исполнения обязательства не менее чем на три месяца.

Если кредитор докажет, что Разделительный баланс не позволяет определить правопреемника по обязательству или что распределение активов и пассивов было несправедливым и нарушило его интересы, он может требовать признания реорганизации недействительной как злоупотребления правом (ст. 10 ГК РФ).

Солидарная ответственность: анализ правоприменительной практики

В случае невыполнения обществом требований кредиторов или при недобросовестном распределении обязательств в Разделительном балансе, наступает институт солидарной ответственности.

Общее правило солидарной ответственности (п. 5 ст. 60 ГК РФ) гласит: если Разделительный баланс не содержит положений о правопреемстве по обязательству реорганизованного юридического лица, или если невозможно определить правопреемника, вновь возникшие организации, а также само реорганизованное общество (при выделении) несут солидарную ответственность по этому обязательству.

Кейс из судебной практики (Определение ВС РФ 2020 г.)

Судебная практика Верховного Суда РФ после 2020 года четко демонстрирует нетерпимость к попыткам недобросовестного использования выделения для уклонения от долгов.

В Определении Верховного Суда РФ от 20.02.2020 № 304-ЭС19-19176 по делу № А46-13491/2018 был подтвержден подход, согласно которому суды активно применяют п. 5 ст. 60 ГК РФ, устанавливая солидарную ответственность, когда:

  • Разделительный баланс был утвержден в период, когда реорганизуемое общество уже имело значительную просроченную задолженность.
  • Активы, необходимые для погашения долгов, были переданы вновь созданному обществу, в то время как основная часть кредиторской задолженности осталась на реорганизуемом АО.

Суды рассматривают такие действия как злоупотребление правом, направленное на ущемление интересов кредиторов, и привлекают все участвующие в выделении общества к солидарной ответственности, даже если в Разделительном балансе формально указан правопреемник. И что из этого следует? Это означает, что формальная юридическая чистота документа не спасет от претензий, если экономическое содержание сделки очевидно направлено на вывод активов.

Налоговое правопреемство и критерии необоснованной налоговой выгоды

В отличие от гражданского права, налоговое законодательство устанавливает специальные правила правопреемства при выделении.

Общее правило налогового правопреемства (п. 8 ст. 50 НК РФ) гласит: при выделении вновь созданное юридическое лицо не является правопреемником реорганизованного АО в части исполнения его обязанностей по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов. Все эти обязанности остаются на реорганизованном АО. Это является ключевым отличием выделения от других форм реорганизации (например, слияния, присоединения).

Однако, для целей налога на прибыль, имущество, полученное правопреемником в результате реорганизации, не включается в состав его доходов, что исключает немедленное налогообложение переданных активов (п. 3 ст. 251 НК РФ).

Риск необоснованной налоговой выгоды (Статья 54.1 НК РФ)

Основной налоговый риск при выделении связан не с правопреемством, а с потенциальным признанием сделки совершенной с целью получения необоснованной налоговой выгоды (или «дробления бизнеса»), что регулируется статьей 54.1 НК РФ.

Налоговая выгода признается необоснованной, если:

  1. Основной целью сделки является неуплата (неполная уплата) налога.
  2. Сделка не имела реального экономического смысла (т.е. отсутствовала реальная возможность ее исполнения: нет персонала, активов, производственных мощностей).

ФНС при выделении, как правило, обращает внимание на следующие признаки недобросовестности:

  • Немедленный переход выделенного предприятия на специальный налоговый режим (например, УСН).
  • Сохранение единой инфраструктуры (общий склад, персонал, поставщики, администрация).
  • Передача активов (например, недвижимости) новому лицу с последующей сдачей их в аренду реорганизованному АО по завышенным ценам.
  • Отсутствие у выделенного общества самостоятельных управленческих решений и экономической функции.

Налоговые последствия выделения с учетом изменений 2025 года

Самый критичный аспект для курсовой работы, актуальной на 2025 год, — это кардинальные изменения в налогообложении, касающиеся упрощенной системы налогообложения (УСН).

С 1 января 2025 года значительно повышаются риски, связанные с попыткой налоговой оптимизации через выделение с целью перехода на УСН:

  1. Новые лимиты УСН. Чтобы избежать утраты права на УСН, вновь созданное предприятие должно соблюдать следующие лимиты (п. 4 ст. 346.13 НК РФ):

    • Доход не более 450 млн рублей.
    • Средняя численность сотрудников не более 130 человек.
    • Остаточная стоимость ОС не более 200 млн рублей.
  2. НДС для УСН с 2025 года. Это ключевое изменение. Если годовой доход налогоплательщика на УСН превышает 60 млн рублей, он обязан уплачивать НДС.

    • Риск восстановления НДС: В случае, если выделенное общество переходит на УСН, оно может быть обязано восстановить суммы НДС, ранее принятые к вычету реорганизуемой компанией по переданному имуществу (ст. 162.1 НК РФ).
    • Риск уплаты НДС: Если доход выделенного АО (или ООО) превысит 60 млн рублей, оно будет платить НДС по льготной (5% или 7% без права вычета) или стандартной ставке (20% с правом вычета).

      Это сводит на нет значительную часть налоговой экономии, которая была основной причиной «дробления бизнеса» через выделение. Какой важный нюанс здесь упускается? Упускается то, что для большинства средних компаний, ранее использовавших выделение для перехода на УСН, этот инструмент налоговой оптимизации с 2025 года становится неэффективным или чрезвычайно рискованным.

Таким образом, стратегическое решение о выделении, принятое в 2025 году, должно базироваться на крайне осторожном прогнозе доходов вновь созданной компании, чтобы оценить реальную налоговую выгоду.

Глава 4. Экономическая целесообразность: оценка эффективности выделения (Практическая часть)

Для обоснования экономической целесообразности реорганизации необходимо провести количественный анализ, подтверждающий достижение заявленных стратегических целей.

Сравнительный финансовый анализ: выбор ключевых показателей

Оценка эффективности реструктуризации должна проводиться на основе сравнения финансово-экономических показателей АО до выделения и совокупных/индивидуальных показателей АО и выделенного предприятия после.

Для целей анализа выбираются следующие ключевые показатели эффективности (КПЭ):

Категория КПЭ Показатель Формула Экономический смысл при выделении
Рентабельность Рентабельность активов (ROA) ROA = (Чистая прибыль / Средняя стоимость активов) × 100% Оценка эффективности использования активов. Выделение низкорентабельных активов должно повысить ROA основного АО.
Рентабельность продаж (ROS) ROS = (Чистая прибыль / Выручка) × 100% Оценка доли прибыли в выручке.
Ликвидность Коэффициент текущей ликвидности (КТЛ) КТЛ = Оборотные активы / Краткосрочные обязательства Платежеспособность компании. Выделение может быть направлено на повышение КТЛ основного АО путем передачи высоколиквидных активов новому предприятию, что может вызвать вопросы у кредиторов.
Деловая активность EBITDA Прибыль до вычета процентов, налогов и амортизации Показатель операционной эффективности, используемый инвесторами, независимый от структуры капитала и учетной политики.

Методика оценки эффективности до и после выделения

Сравнительный финансовый анализ проводится в три этапа:

Этап 1. Расчет базовых показателей (До реорганизации). Используются данные бухгалтерской отчетности реорганизуемого АО за период, предшествующий принятию решения о выделении (например, за последний год).

Этап 2. Прогнозные расчеты (После реорганизации). На основе утвержденного Разделительного баланса и финансовых моделей прогнозируются:

  • Финансовые показатели реорганизуемого АО (АОосн) без переданных активов/обязательств.
  • Финансовые показатели вновь созданного АО (АОнов).

Этап 3. Сравнительный анализ. Оценка эффективности проводится путем сравнения:

ROAАО осн после > ROAАО до

Если стратегическая цель заключалась в сегрегации низкорентабельного, но капиталоемкого направления, успешность выделения подтверждается существенным ростом ROA основного АО после реструктуризации. Если цель — повышение ликвидности для основного АО, рост КТЛ подтвердит достижение цели. Если АО передало новому предприятию значительную часть долгосрочных кредитов (Строка 1400) и низколиквидных запасов, но сохранило высокорентабельные операционные активы, его Коэффициент текущей ликвидности и ROA должны вырасти, что подтвердит положительный эффект сегрегации. Таким образом, количественное измерение является единственным объективным доказательством успеха.

Выводы и рекомендации по минимизации рисков

Успешное проведение процедуры выделения и минимизация рисков требуют комплексного подхода:

  1. Юридическая безупречность: Необходимо строго соблюдать процедурные сроки (3 и 5 рабочих дней для уведомлений) и обеспечить юридическую чистоту Разделительного баланса, четко прописав правопреемство по всем, даже спорным, обязательствам.
  2. Защита от кредиторов: Для предотвращения требований кредиторов о досрочном исполнении, АО должно быть готово предоставить независимую безотзывную гарантию (п. 4 ст. 60 ГК РФ).
  3. Учетная методология: Особое внимание следует уделить корректному переносу НМА в соответствии с ФСБУ 14/2022 и точному расчету чистых активов для целей размещения акций.
  4. Снижение налоговых рисков (Дробление бизнеса): Если выделение преследует цель перехода на УСН (для АОнов), необходимо обеспечить доказательства самостоятельной экономической деятельности, наличие собственного административного и производственного персонала, а также избегать критического превышения лимита дохода в 60 млн рублей в год (с 2025 г.), чтобы исключить обязательство по уплате НДС, что подорвет всю экономическую целесообразность.
  5. Финансовое обоснование: Решение о выделении должно быть подтверждено расчетами, демонстрирующими прогнозный рост ключевых показателей эффективности (ROA, EBITDA) по совокупному или основному бизнесу.

Заключение

Реструктуризация имущественного комплекса акционерного общества путем выделения является многогранным и сложным процессом, требующим синтеза знаний корпоративного права, финансового учета и налогового планирования. Проведенное исследование позволило достигнуть поставленной цели, разработав актуальную и глубокую академическую базу для анализа данной процедуры.

В ходе работы были раскрыты теоретико-правовые основы выделения, подчеркнута роль Общего собрания акционеров и критическая значимость соблюдения процедурных сроков, включая минимальный двухмесячный период реорганизации. Детализированная методология формирования Разделительного баланса акцентировала внимание на принципах оценки имущества по учетным данным и необходимости строгого учета НМА по новым ФСБУ.

Ключевой аналитический вывод касается рисков. С одной стороны, судебная практика (после 2020 г.) усилила защиту прав кредиторов, подтвердив применение солидарной ответственности при недобросовестном распределении пассивов. С другой стороны, критически проанализированы налоговые риски. Изменения в НК РФ с 2025 года (новые лимиты УСН и обязательство по уплате НДС при доходе свыше 60 млн рублей) существенно усложняют налоговое планирование через выделение, требуя от менеджмента особой осмотрительности для предотвращения претензий по статье 54.1 НК РФ.

В заключение, практическая значимость работы подтверждается разработкой методики количественной оценки эффективности выделения через сравнительный анализ КПЭ (ROA, КТЛ), позволяющей оценить, было ли достигнуто повышение управляемости и финансовой прозрачности, заявленное в качестве стратегической цели реструктуризации. Данный комплексный подход обеспечивает студентам и практикующим специалистам надежный инструментарий для анализа и проведения процедуры выделения в актуальных правовых и экономических условиях 2025 года.

Список использованной литературы

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации.
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации.
  3. Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах».
  4. Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».
  5. О некоммерческих организациях: Федеральный закон.
  6. О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках: Закон РФ.
  7. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств: утв. Приказом Минфина России от 13.06.1995 № 49.
  8. Методические указания по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций: утв. Приказом Минфина России от 20.05.2003 № 44н.
  9. ЦЕЛЬ И ВИДЫ ПРОВЕДЕНИЯ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ [Электронный ресурс] // mir-nayka.com. URL: https://mir-nayka.com.
  10. Реорганизация в форме выделения: цели, налоги и претензии кредиторов [Электронный ресурс] // audit-it.ru. URL: https://www.audit-it.ru.
  11. Налоговые последствия реорганизации [Электронный ресурс] // delo-press.ru. URL: https://www.delo-press.ru.
  12. Как правопреемник должен сдать налоговые декларации по налогу на прибыль при реорганизация в форме преобразования АО в ООО [Электронный ресурс] // ao-journal.ru. URL: https://ao-journal.ru.
  13. Акционерное общество [Электронный ресурс] // consultant.ru. URL: https://www.consultant.ru.
  14. Какие могут быть налоговые последствия после выделения из ООО нового юридического лица в форме ООО или АО? [Электронный ресурс] // alpwind.ru. URL: https://alpwind.ru.
  15. Реструктуризация организационной структуры предприятия [Электронный ресурс] // bii.by. URL: https://bii.by.
  16. Краткий алгоритм выделения ООО из акционерного общества [Электронный ресурс] // gestion.ru. URL: https://gestion.ru.
  17. Сроки корпоративных процедур [Электронный ресурс] // befl.ru. URL: https://befl.ru.
  18. Как уведомить регистрирующий орган и кредиторов общества о принятии решения о ликвидации [Электронный ресурс] // nalog.gov.ru. URL: https://nalog.gov.ru.
  19. Вестник государственной регистрации.
  20. Обзор арбитражной практики по реорганизации юридических лиц [Электронный ресурс] // fd.ru. URL: https://fd.ru.
  21. Оспоримость реорганизации юридических лиц [Электронный ресурс] // ao-journal.ru. URL: https://ao-journal.ru.
  22. Когда за обязательство отвечает реорганизуемое в порядке выделения юрлицо, а не его правопреемник? [Электронный ресурс] // advgazeta.ru. URL: https://advgazeta.ru.
  23. Финансовый анализ предприятия: методы, показатели и практика 2025 [Электронный ресурс] // fd.ru. URL: https://fd.ru.
  24. 4 критерия определения необоснованной налоговой выгоды [Электронный ресурс] // garant.ru. URL: https://www.garant.ru.
  25. Необоснованная налоговая выгода и применение ст. 54.1 НК РФ [Электронный ресурс] // arbitr-praktika.ru. URL: https://arbitr-praktika.ru.
  26. Энциклопедия решений. Формирование разделительного баланса (сентябрь 2025) [Электронный ресурс] // garant.ru. URL: https://www.garant.ru.
  27. Минфин России рассказал, когда составлять разделительный баланс при реорганизации компании [Электронный ресурс] // garant.ru. URL: https://www.garant.ru.
  28. Справедливое разделение имущества при реорганизации компании [Электронный ресурс] // cfin.ru. URL: https://www.cfin.ru.