Развитие страхования сельского хозяйства в России

Курсовая работа

Любая бизнес-деятельность осуществляется в условиях риска и неопределенности. Агропромышленное производство отличается особо рискованной средой, поскольку среди множества рисков есть один, очень опасный, который больше всего влияет на конечные результаты производственной и финансовой деятельности: природный и климатический риск.

Ежегодно сельскохозяйственное производство терпит колоссальные убытки из-за стихийных бедствий: града, ураганов, аномальных перепадов температур, проливных дождей, весенних паводков и других чрезвычайных ситуаций. Основной ущерб сельскохозяйственному производству наносят регулярно повторяющиеся периоды засух. При этом экономический ущерб в результате указанных обстоятельств не только сопоставим с масштабами финансовых результатов деятельности хозяйств, но и периодически превышает их. Вместе с тем помощь из федерального бюджета до 2004г. была несравнимо меньше экономического ущерба и имела, кроме того, постоянную тенденцию к сокращению. А начиная с 2004г., компенсация ущербов сельскохозяйственным организациям вообще отменена.

Комплексное воздействие как традиционных для любой коммерческой деятельности рисков (производственных, финансовых, коммерческих), так и специфичных обязывает сельскохозяйственные предприятия в системе своих интересов и приоритетов выставлять на первое место стабильность и гарантированный результат.

Весь период сельскохозяйственных реформ в России характеризовался разными методами антикризисного управления перечисленными рисками. Разработаны всевозможные схемы и варианты реорганизации сельскохозяйственных предприятий, реструктуризации их долгов и активов. На практике реализованы различные программы финансового оздоровления компаний. Все эти меры можно рассматривать как механизмы предотвращения, сдерживания или снижения сельскохозяйственных рисков, но не как их передачу. Страхование как эффективное средство передачи рисков мало использовалось, хотя оно важно для повышения финансовой стабильности и поддержания прибыльности сельскохозяйственных предприятий.

Эффективному развитию важнейшего инструмента регулирования агропромышленного производства — страхования способствует то, что его государственная поддержка не оказывает негативного влияния на эффективность международной торговли. Государственная поддержка страхования по правилам ВТО включена в группу «зеленой корзины» и, таким образом, освобождена от обязательств по сокращению. Несмотря на важность вопроса страхования сельскохозяйственных рисков, особенно агрострахования, и необходимость его государственной поддержки, существует множество проблем, которые тормозят, а зачастую просто искажают истинный смысл этой экономической категории. Пока не определены четкие цели и стратегии развития страхования в системе регулирования агропромышленного производства.

3 стр., 1307 слов

Страхование в системе финансово-кредитных отношениях

... страхования в системе финансово-кредитных отношениях. Проанализировать страховую деятельность. Изучить проблемы и перспективы страховой деятельности. Глава 1. Страхования в системе финансово-кредитных отношений. 1.1. Экономическая сущность страхования, ... собой ухудшение материального положения его или его близких (страховой риск), т.е. влекущее за собой финансовые потери, убытки (страховой случай). ...

Цель курса — изучить развитие агрострахования в России.

Задачи курсовой работы:

  • раскрыть теоретические аспекты страхования сельского хозяйства,
  • изучить развитие системы сельскохозяйственного страхования.

Объект курсовой — сельское хозяйство.

Предмет курсовой — процесс развития страхования в сельском хозяйстве.

ГЛАВА 1. Теоретические аспекты страхования сельского хозяйства

1.1 Основные понятия страхования

Страхование — экономическая категория, являющаяся частью финансов. Экономическая сущность страхования связана с созданием целевых фондов, которые формируются за счет денежных взносов юридических и физических лиц, их последующим использованием для возмещения ущерба, причиненного стихийными бедствиями и другими обстоятельствами. Формирование целевых страховых фондов, возмещение материальных потерь юридических и физических лиц осуществляется с помощью экономических отношений через оборот денежных средств. На практике это перераспределительные отношения, возникающие в процессе формирования и использования средств фондов, которые выражаются через страхование как финансовую категорию.

В Законе РФ от 27 ноября 1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» страхование определяется как отношения по защите интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных страховые случаев за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховых премий), а также иных средств страховщиков.

В более широком понимании страхование представляет собой систему экономических отношений, включающую создание за счет средств предприятий, организаций и населения специального резервного фонда денежных средств и его использование для возмещения ущерба, потерь, вызванных непредвиденными событиями, несчастными случаями, стихийными бедствиями и другими неблагоприятными явлениями, а также для выплаты гражданам страхового обеспечения при наступлении различных событий в их жизни (достижение определенного возраста, утрата трудоспособности, смерть и т. д.).

Объектами страхования могут выступать: жизнь, здоровье людей; имущество граждан и предприятий; транспортные средства, грузы; риски; ответственность.

В страховании должно быть две стороны: страховщик и застрахованный. Страховщик — это государственная, акционерная или другая страховая организация, ответственная за создание и использование страхового фонда. В качестве страхователей выступают юридические лица любой формы собственности (государственной, муниципальной, кооперативной, акционерной, частной) и физические лица.

Страхование имеет характерные черты:

  • целевое назначение аккумулированных средств в фондах. На практике существуют три основные и формы страховых фондов: фонд самострахования (или его модификация — фонды риска);
  • централизованные общегосударственные резервные фонды;
  • фонды страхования (страховщиков).
    2 стр., 897 слов

    Понятие страховой выплаты

    ... средств страховых фондов, формируемых за счет обязательных взносов работодателей. Также государством предусмотрено обязательное страхование военнослужащих и лиц, приравненных к ним, т.к. их работа связана с повышенным уровнем риска ... сфере страхования или Гражданского кодекса РФ. Источником денежных средств, предназначенных для произведения страховых выплат, являются страховые резервные фонды, ...

    Они расходуются лишь на покрытие потерь (предоставление помощи) при наступлении заранее оговоренных случаев;

  • вероятностный характер отношений, поскольку заранее неизвестно, когда наступит соответствующее событие, какова будет его сила и кого из страхователей оно затронет;
  • ¦ возвратность средств, так как они предназначены для выплат всей совокупности страхователям (но не каждому страхователю в отдельности).

Главный стимул к страхованию — это рискованность общественного производства и жизни человека. В процессе социально-экономического развития существует опасность разрушительного воздействия элементарных сил природы и деятельности самого человека в процессе воспроизводства.

Страхование является основным средством снижения риска неблагоприятного исхода при наступлении определенных событий, если они произойдут. Страховые риски бывают родовые, финансовые, экономические, политические, природные. Имущественный риск — возможность случайной гибели или повреждения имущества в результате пожара, наводнения, землетрясения и других стихийных бедствий. Финансовый риск — риск в кредитной сделке, риск, связанный с непредвиденным ростом издержек обращения, затрат производства вследствие инфляционного процесса и др. Экономический риск — возможность понести убытки из-за случайности принятых решений или совершенных сделок. Например, в инвестиционной сфере риск экономический — это вероятность понести убытки в результате вложение капитала в неперспективный объект, а также в ценные бумаги (акции, облигации).

Политический риск — это опасность, которая угрожает организации со стороны государственных органов или организованных групп по политическим мотивам. Политический риск включает, в частности, военные действия, народные волнения, запрет на торговые и валютные операции и др. К природным рискам относятся такие явления, как засуха, наводнение, градобитие и др.

Вышеуказанные риски могут нанести определённый ущерб человечеству. Ущерб может быть не только имущественным, связанным с потерями в материальной сфере, но и физическим, в виде аварии. Поэтому человечество всегда стремится застраховать риски как самый дешевый способ защитить свои интересы.

Роль страхования проявляется в следующих основных направлениях:

  • в снижении степени риска неблагоприятного исхода oпeраций;
  • в экономической стабильности за счет возмещения ущерба и потерь;
  • в участии временно свободных средств страховых фондов в инвестиционной деятельности;
  • ¦ в пополнении доходов государственного бюджета за счет части прибыли страховых организаций.

Поэтому страхование является неотъемлемой составляющей экономической и социальной сферы, важным элементом рыночной инфраструктуры, напрямую затрагивает интересы компании и коммерческих субъектов, обеспечивая защиту их интересов.

Страхование играет роль в социальном воспроизводстве. Как известно, стихийные бедствия и несчастные случаи могут прервать процесс размножения на любом этапе, в любом районе. Сельскохозяйственное производство особенно часто находится под влиянием стихийных сил природы.

66 стр., 32680 слов

Страхование и управление рисками

... объекта управления, куда относится организация разрешения риска; рисковых вложений капитала; работ по снижению величины риска; процесса страхования рисков; экономических отношений и связей между субъектами ... управленческих действий. управления имеются в виду направления и способы использования средств для достижения поставленной цели. Каждому способу соответствует определенный набор правил ...

В борьбе с ущербом от стихийных бедствий и аварий на общественном производстве используются три группы методов: превентивные, репрессивные и компенсационные.

Под превентивными методами борьбы с ущербом понимаются мероприятия, направленные на предупреждение нежелательных событий (например, противопожарные мероприятия, мероприятия по борьбе с инфекционными болезнями).

Эти мероприятия проводятся с целью снижения риска, поскольку не допустить ущерб всегда выгоднее, чем возмещать его. Компания заинтересована в профилактических мероприятиях, в снижении риска. Но для этого возникает потребность в создании резервных фондов.

Репрессивные мероприятия направлены на подавление нежелательного события (например, на борьбу с пожаром, наводнением, ураганом и т. д.).

Для финансирования репрессивных мер необходимо создание резервных фондов. Компенсационные меры включают страхование, которое компенсирует часть ущерба или весь ущерб наличными из страхового фонда. Таким образом, страхование позволяет снизить зависимость общественного производства от стихийных бедствий и несчастных случаев. Страховая защита охватывает все элементы производительных сил: средства труда (основные фонды, оборудование), предметы труда (сырье, материалы, товары) и рабочую силу.

Страхование в Российской Федерации развивалось в различных формах и видах. Попов А.А. Агропромышленный комплекс России: проблемы и решения. — М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2011

1.2 Значение и виды страхования в сельском хозяйстве

Сельское хозяйство в нашей стране, как и любая другая отрасль, подвержено влиянию климатических условий, которые во многих сферах развития сельского хозяйства зависят от случайных явлений. Оптимальные погодные условия с непредсказуемой периодичностью сменяются засухой, продолжительными осадками, морозами и другими неблагоприятными факторами. Надежный метод прогнозирования в этой области еще не разработан. Фермеры постоянно подвергаются риску, и гарантированный сбор запланированного дохода всегда под вопросом, поскольку возврат понесенных затрат, обычно в начале сезона, не может быть гарантирован в конце сезона. Следовательно, необходим механизм компенсации этих рисков. такие проблемы, как известно, решает страхование. Поэтому агрострахование в настоящее время является одной из приоритетных задач.

По сложившейся практике в сельском хозяйстве применяют следующие виды страхования:

  • сельскохозяйственных культур;
  • многолетних насаждений;
  • поголовья животных;
  • зданий, сооружений, машин, инвентаря и оборудования сельскохозяйственных предприятий.

Страхование сельскохозяйственных культур и многолетних насаждений заключается в следующем.

Страховые организации заключают договоры добровольного страхования многолетних и сельскохозяйственных культур сельскохозяйственных товаропроизводителей всех организационно-правовых форм, предусмотренных законодательством Российской Федерации. На страхование принимаются:

  • урожай сельскохозяйственных культур, в том числе плодово-ягодных, виноградных и других многолетних насаждений;
  • деревья (кусты) плодово-ягодных и других искусственных многолетних древесно-кустарниковых насаждений.

Урожай может быть застрахован на случай гибели или повреждения от засухи, недостатка тепла, излишнего увлажнения, вымокания, заморозка, вымерзания, града, бури, урагана, наводнения и т.д.

7 стр., 3449 слов

Взаимодействие банков и страховых компаний

... требующая времени и затрат. 1. Взаимодействие банков и страховых компаний 1.1 Сущность и роль страхования Термин «страхование», по мнению западных философов, имеет латинское происхождение. В ... его жизни либо покрытия дополнительных, важных единовременных расходов. Сущность способа страхования (страховой защиты) имущественных интересов юридического, физического лица при так называемых рисковых видах ...

К необычным метеорологическим природным явлениям (на случай гибели или повреждения), от которых страхуется урожай, относятся продолжительные дожди и ветры, снег, иней, туман, ледяная корка, оползни и т.д.

При страховании сельскохозяйственных культур возмещаются потери от уменьшения количества полученной основной продукции по сравнению со средним урожаем с одного гектара за последние пять лет. Размер ущерба рассчитывается исходя из покупной цены, указанной в договоре страхования.

Урожай сельскохозяйственных культур и многолетних растений по желанию застрахованного может быть обеспечен только в случае полной потери урожая или части посевных площадей. Размер ущерба определяется исходя из страховой суммы на гектар и размера потерянной посевной площади.

При гибели поголовья животных размер ущерба определяется из их балансовой (инвентарной) стоимости на день гибели. В случае принудительного убоя животных стоимость съедобного мяса и кожи вычитается из суммы ущерба.

Страхованию подлежат находящиеся в личной собственности граждан строения (дачи, хозяйственные постройки), животные (крупный рогатый скот, лошади и т.д.).

Страхование строений и животных осуществляется на случай разрушения или повреждения по тем же причинам, что и сельскохозяйственные предприятия.

Обязательное и добровольное страхование в сельском хозяйстве

Обязательное государственное страхование также относится к обязательному — за счет государственных средств. «Обычное» обязательное страхование отличается от государственного тем, что наступает по требованию нормативного акта (а не по усмотрению сторон), но не за

счет государственного бюджета.

Для обязательного государственного страхования законодательством установлено несколько важных принципов: а) законом или иным нормативным актом устанавливаются не только сами виды обязательного страхования, но и размеры оплаты этого страхования; б) страхование осуществляется из бюджета соответствующего уровня. Таким образом, обязательное страхование из федеральных денежных средств регулируется федеральными нормативными актами; страхование из денежных средств субъекта РФ регулируется законодательством субъекта РФ, на основе принципов, установленных федеральным законодательством; в) правила, предусмотренные ГК РФ, применяются к обязательному государственному страхованию, если иное не предусмотрено законами и иными правовыми актами о таком страховании и не вытекает из существа соответствующих отношений по страхованию.

Одним из основных видов обязательного страхования является страхование урожая сельскохозяйственных культур (ст. 16 Федерального закона «О государственном регулировании агропромышленного производства»).

При таком страховании сельскохозяйственные товаропроизводители за счет собственных средств уплачивают страховщикам 50% страховых взносов; остальные 50% перечисляются из средств федерального бюджета. То есть это смешанный вид обязательного страхования, не полностью принадлежащий государству. При этом Правительство РФ может дифференцировать размер уплаты страховых взносов за счет средств федерального бюджета по зерновым культурам и регионам.

13 стр., 6322 слов

Организация страхового дела в страховой компании ООО «Согласие»

... направленных на совершенствование нормативной базы российского страхования. СК «Согласие» является членом ведущих отраслевых объединений и пулов. Партнеры страховой компании «Согласие»: «Спасибо от Сбербанка» ... по вовлечению их в страхование, оформление вновь заключенных и возобновленных договоров. СК «Согласие», являясь одной из крупнейших страховых компаний России, целенаправленно проводит ...

Для обеспечения устойчивости агрострахования создается федеральный резерв агрострахования, формируемый за счет отчислений в размере пяти процентов от общей суммы страховых премий, полученных по договорам агрострахования. Положение о федеральном сельскохозяйственном страховом резерве утверждается Правительством РФ.

Кроме того, Правительством РФ устанавливаются: 1) порядок и условия организации и проведения страхования сельскохозяйственных товаропроизводителей, обеспеченного государственной поддержкой, включая перечень страховых рисков; 2) порядок определения страховой стоимости урожая принимаемых на страхование сельскохозяйственных культур; 3) сроки действия договора страхования; 4) условия формирования дополнительных страховых резервов.

Уплата страховых взносов производится сельскохозяйственными товаропроизводителями после уплаты основных обязательных платежей — налогов и иных платежей в бюджеты всех уровней, взносов в Пенсионный фонд РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Государственный фонд занятости населения РФ и Фонд социального страхования РФ. В этом случае суммы страховых взносов сельхозпроизводителей, уплаченных за свой счет, относятся к себестоимости сельскохозяйственной продукции.

Если средства федерального правительства участвуют в страховании сельскохозяйственного бизнеса, государственное агентство должно нести ответственность за организацию такого страхования. Согласно постановлению Правительства РФ «О государственном регулировании страхования в сфере агропромышленного производства» от 27 ноября 1998 г. таким органом стало Федеральное агентство по регулированию страхования в сфере агропромышленного производства при Минфине РФ.

Тем же постановлением введены правила заключения договора о страховании урожая сельскохозяйственных культур, которые применяются наряду с нормами ГК. Так, установлено, что договоры страхования урожая сельскохозяйственных культур заключаются на срок не менее пяти лет; страховая стоимость определяется ежегодно исходя из размеров посевных площадей, урожайности, сложившейся за предыдущие пять лет, и прогнозируемой рыночной цены урожая сельскохозяйственных культур на соответствующий год, а страховая сумма — в размере 70% страховой стоимости; тарифы страховых взносов устанавливаются на пять лет с учетом сложившегося колебания урожайности сельскохозяйственных культур по годам в зависимости от погодных и других природных условий.

В настоящее время установлен еще один вид обязательного страхования — при осуществлении лизинговых операций в сельском хозяйстве. Так, в соответствии с правилами, установленным нормативно, гарантии уплаты лизинговых платежей должны включать обязательное страхование объектов лизинга (за счет средств лизингополучателя), с уплатой страховых платежей в соответствии с договорами страхования.

Конечно, помимо отдельных статей агрострахования в сельском хозяйстве, есть еще и обязательные государственные страховки, общие для всего государства. Так, граждане, занятые в сельском хозяйстве, подлежат обязательному социальному страхованию, которое регулируется федеральными законами «Об обязательном социальном страховании» и «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». При этом видами социальных страховых рисков являются: 1) необходимость получения медицинской помощи; 2) временная нетрудоспособность; 3) трудовое увечье и профессиональное заболевание; 4) материнство; 5) инвалидность; 6) наступление старости; 7) потеря кормильца; 8) признание безработным; 9) смерть застрахованного лица или нетрудоспособных членов его семьи, находящихся на его иждивении. То есть одним из видов социального страхования является общеизвестное обязательное медицинское и пенсионное страхование. Яковлева Т.А., Шевченко О.Ю. Страхование: Учеб. пособие — М.: Юристъ, 2013.

1.3 Методы определения ущерба и страхового возмещения

Для обоснованного решения вопроса о выплате страхового возмещения первостепенное значение имеет установление факта наступления стихийного явления и вызванной им гибели или повреждения посевов (посадок).

Исходным моментом для этой работы служит получение страховой организацией письменного сообщения о гибели (повреждении) сельскохозяйственных культур.

Основным документом для решения вопроса о выплате страхового возмещения является акт смерти или повреждения посевов и многолетних насаждений.

Страховые органы составляют акты по всем страховым случаям потери или повреждения урожая, о которых сообщили хозяйства.

Акт состоит из трех разделов. В первом приводятся уточненные данные о гибели (повреждении) сельскохозяйственных культур: какая культура погибла или повреждена; в результате какого стихийного бедствия; когда оно произошло; площадь, на которой произошла гибель (повреждение) культуры.

Во втором разделе по каждой культуре показываются планировавшееся хозяйственное назначение; посевная и уборочная площадь, при этом выделяется площадь, на которой был произведен посев и подсев той же или другой культурой, а также площадь культуры, использованной не по первоначальному назначению (например, посевы на зерно использованы после повреждения на зеленый корм или для выпаса скота); полученный урожай основной продукции.

В третьем разделе акта отражаются дополнительные данные о площадях культур, пересеянных и подсеянных другими культурами, стоимость затрат на пересев (подсев) и др.

Причины гибели или порчи сельскохозяйственных культур при составлении актов уточняются на основании материалов о влиянии погодных и других природных условий данной местности на состояние сельскохозяйственных культур и насаждений. В необходимых случаях берутся заключения организаций и предприятий, принимающих и перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию (хлопкоочистительные, табачно-ферментационные и другие заводы, элеваторы, хлебоприемные пункты и т.д.).

Фактическая площадь посева (посадки) сельскохозяйственных культур при составлении акта определяется по данным отчетов сельскохозяйственных предприятий о сборе урожая сельскохозяйственных культур, о ходе уборки урожая, сева озимых и вспашки зяби, заключительного отчета об итогах сева под урожай данного года, о севе яровых культур, производственно-финансового плана хозяйств на текущий год и других материалов.

Количество фактически полученной продукции устанавливается на основании данных бухгалтерского учета хозяйства по сбору и учету продукции в текущем году. Урожайность сельскохозяйственных культур записывается в акт в том же измерении, в котором она учитывалась при определении средней урожайности для исчисления страховых платежей (первоначально оприходован ном, зачетном весе и т.п.).

В акте на отдельные виды многолетних насаждений или группы приводятся уточненные данные о причинах гибели насаждений, год посадки, год ввода насаждений в эксплуатацию, количество полностью погибших деревьев (кустов) или площадь полностью погибших насаждений, сведения о балансовой (инвентарной) стоимости насаждений за вычетом амортизации, а также об остатках после раскорчевки их. Площадь посадок многолетних насаждений определяется по данным годового от чета, инвентаризационной описи этих насаждений, отчета об их закладке, инвентарных карточек учета основных средств и т.д. Страховое дело. Курс лекций / Сост.: М.И.Басаков — М.: ПРИОР, 2011.

Ущерб, подлежащий возмещению, определяется на основании условий страхования, основным из которых является уровень средней доходности по страховой ответственности. Для страхования сельскохозяйственных культур в аграрном секторе принята в основном средняя урожайность за предшествующие годы.

Средняя урожайность определяется на всю площадь посева (посадки) сельскохозяйственных культур под урожай данного года, т.е. включая ту площадь, где произошли повреждение и гибель и уборка не производилась.

В зависимости от того, произошла ли полная гибель урожая или его снижение и как использовалась поврежденная культура — для получения планировавшейся основной продукции или для других целей — выбирается соответствующая формула для расчета ущерба. Курносов А.П., Камалян А.К., азаренко К.Н. Проблемы страхования рисков в сельском хозяйстве. Реформы в России: состояние и тенденции развития. Мат. межвуз. науч. — практ. конф. — Воронеж: ВФ МГЭИ, 2011

При полной гибели урожая культуры на всей площади ущерб рассчитывается по формуле

У = С 3 * П

Где У — ущерб в расчете на всю площадь посева (посадки);

С 3 — средняя стоимость застрахованного урожая культуры с 1 га;

  • П — общая площадь посева под урожай текущего года.

В случаях, когда произошло снижение среднего урожая (хотя на отдельных участках может быть гибель), формула расчета ущерба другая:

У = (С 3 -Ст. г) П

Где Ст. г — средняя стоимость урожая с 1 га в текущем году.

Однако этот показатель должен быть исчислен исходя из валового сбора основной продукции. Поэтому формула усложняется, приобретая следующий вид:

У = (С 3 — (Ц + В) / П) П

Где В — валовой сбор основной продукции культуры в текущем году;

  • Ц — закупочная цена с 1 ц основной продукции данной культуры.

ГЛАВА 2. Развитие системы сельскохозяйственного страхования

2.1 Современная система агрострахования в России

Глубокие перемены в современной России затронули все сферы экономики, в том числе, финансовый рынок и страхование. Повышенный интерес к страховому делу объясняется рядом факторов: во-первых, это сужение сферы государственного воздействия на процессы производства и распределения материальных благ, но, в большей степени, появление самостоятельных хозяйствующих субъектов, которые должны действовать на свой страх и риск в условиях конкуренции. Одновременно идет процесс формирования страхового рынка, взамен отмененной государственной монополии в страховом деле.

Развитие страхования, как части финансового рынка, требует четкости, как в определении самого явления, так и его категорий. К определению понятия страхования проявляют интерес представители экономической и правовой науки.

По определению экономиста Адольфа Вагнера страхование это «хозяйственное учреждение, которое устраняет или, по крайней мере, уменьшает вредные последствия отдельных непредвиденных событий для имущества отдельного лица таким способом, что оно распределяет их на ряд случаев, которым угрожает одинаковая опасность, еще в действительности не наступившая». Страховое дело. Курс лекций / Сост.: М.И.Басаков — М.: ПРИОР, 2011.

В теории Гобби страхование рассматривается как распределение между множеством лиц будущей, неизвестной и случайной потребности. В.И.Серебровский, рассматривая теорию Гобби как фундаментальную идею, считал, что основная цель страхования — удовлетворение случайной потребности. В действительности, как показывает страховая практика, страхование призвано, прежде всего, удовлетворять имущественные и денежные потребности граждан и юридических лиц, возникающие при наступлении определенных случайных обстоятельств.

К.А. Граве и Л.А. Лунц под страхованием в широком смысле слова понимали, прежде всего, совокупность мероприятий по созданию ресурсов материальных и (или) денежных средств, за счет которых производится исправление вреда, восстановление потерь в общественном хозяйстве при стихийных бедствиях или несчастных случаях.

Основой организации и правого регулирования страховых отношений в РФ является Закон «Об организации страхового дела в Российской Федерации» № 4015-1 от 27.11.1992.

В статье 2 данного закона дано определение страхования как «отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при наступлении определенных страховых случаев за счет денежных фондов, формируемых страховщикам из уплаченных страховых премий (страховых взносов), а также за счет иных средств страховщиков». «Применение обязательной формы страхования в сельском хозяйстве» Соколова И. А. заведующий кафедрой финансов и кредита Красноярского государственного аграрного университета, кандидат экономических наук. Проблемы современной экономики, N 2 (34), 2011

Страхование как вид коммерческой деятельности возникло к ХIII-ХIV вв. Специалисты выделяют несколько этапов в его развитии.

первый — ХIII-ХIV вв. — возникновение и становление страхования;

  • второй — ХV-ХVII вв. — правовая регламентация основ организации страхового дела;
  • третий — ХVIII-ХIХ вв. — развитие страхового дела и появление отличных от морского видов страхования;
  • четвертый — ХIХ — середина ХХ вв. — интернационализация страхования, появление государственного страхования;
  • пятый — появление крупнейших страховых монополий (конец ХХ века по настоящее время).

В России первоначально наибольшее распространение получило

страхование от огня. К концу ХIХ и началу ХХ века сложилось государственное страхование, которое распространялось на два вида: страхование лиц и страхование от пожара. Был накоплен опыт взаимного страхования, в том числе, в сельском хозяйстве. После февраля 1917 года Временное правительство полностью сохранило дореволюционную систему страхования. В первые дни после революции В.И. Ленин и М.Т. Елизаров (комиссар по делам страхования) также отстаивали необходимость сохранения системы страхования. В марте 1918 года было дано правительственное указание, прекратить самочинные действия против страховых компаний и земских страховых обществ. Но уже в ноябре 1918 года был принят декрет Совнаркома «Об организации страхового дела в Российской республике» и страхование во всех формах и видах стало государственной монополией. За период с 1918 года до конца 80-х институт страхования претерпел множество изменений, но все в рамках государственного монополизма. Только в постановлении Совета Министров СССР от 16 августа 1990 г. № 835 «О мерах по демонополизации народного хозяйства» было указано, что на страховом рынке могут действовать государственные, акционерные, взаимные и кооперативные общества. На этой основе началось формирование новой системы страхования и в ней страхование сельскохозяйственной деятельности оказалось наименее развитой отраслью. Это связано с тем, что страхование урожая является самым дорогим из массовых видов страхования в силу высокого уровня рисков, а финансовое положение большинства сельхозпроизводителей не позволяет им увеличивать затраты на производство. После демонополизации страхования такая сфера хозяйственной деятельности с высокой степенью риска, как сельское хозяйство, оказалась менее интересной для страховых организаций.

В становлении современной системы агрострахования можно выделить несколько периодов:

  • с 1995 до 2001 гг.;
  • с 2002 до 2003 гг.;
  • с 2004 до2008 гг.;
  • с 2009 г.

По мере развития этого сегмента страхового рынка выявились основные проблемы в агростраховании:

  • все мероприятия не представляют собой совокупность экономических мер, обеспечивающих активное участие сельхозпроизводителей в страховании и высокий уровень страховой защиты;
  • низкий интерес сельхозпроизводителей к страхованию, как инструменту страховой защиты;
  • несовершенство механизма государственного участия в этом процессе;
  • недостаточное правовое обеспечение;
  • несоответствие инструментария института страхования современным требованиям.

Началом формирования новой системы страхования можно считать принятие Федерального Закона «Об организации страхового дела в Российской федерации» № 4015-1 от 27.11.1992. Но сих пор идет поиск форм и методов, которые бы соответствовали интересам всех участников страхового процесса.

Высокая доля растениеводства в сельском хозяйстве России привела к тому, что большее внимание уделено страхованию урожая. Из-за высокой цены добровольное страхование сельхозпроизводителям недоступно и применение получил вариант страхования урожая, осуществляемый с государственной поддержкой. В этом виде страхования предпринята попытка сочетать рыночный принцип — хозяйственную самостоятельность товаропроизводителя с инструментами государственного регулирования.

За 15 лет применения такого метода страхования выявились его основные недостатки. Отказ от государственного обязательного страхования «лег» на неподготовленную почву: слабые в финансовом отношении сельхозпроизводители не проявили страхового интереса, так как этот интерес возникает и развивается в тесной взаимосвязи с другими экономическими процессами, но его основой является имущественный интерес, который, в свою очередь, обусловлен отношениями собственности. Но вопросы собственности на землю остаются в сельском хозяйстве весьма острыми и сложными на протяжении ряда лет. Нечеткое законодательство и бюрократическая машина создали такие условия, что попытка сельхозпроизводителя существенно расширить земельные ресурсы или оформить собственность превращается в подвиг.

Специалисты считают, что земельные отношения в России настоящее время зашли в тупик. С одной стороны, большая часть земель сельскохозяйственного назначения находится в долевой собственности, и государство ищет пути ее ликвидации, с другой — происходит их сверхконцентрация со всеми негативными проявлениями этого процесса.

Более половины земельных долей, переданных в собственность граждан при реорганизации колхозов и совхозов, в настоящее время являются невостребованными. Высокие затраты на выполнение кадастровых работ приводят к тому, что сельскохозяйственные организации исключаются из процесса оформления прав на используемые земельные участки в соответствии с законом. Неопределенный правовой статус таких земель не позволяет им участвовать в экономических сельскохозяйственных отношениях. Между тем земли сельскохозяйственного назначения должны быть основой таких отношений. Сведение отношений собственности только к юридической форме недостаточно. Как отмечал В.С. Соловьев, эта категория «более принадлежит к области права, нравственности и психологии, нежели к области отношений хозяйственных». Недостаточная легитимность отношений собственности на средства производства, сложившихся в результате приватизации 90-х годов, также является причиной сложностей в решении проблем землепользования. Решение их возможно на федеральном уровне и на уровне субъекта РФ.

Для России господдержка страхования особенно актуальна, так как сельское хозяйство ведется в рискованных условиях, а высокие риски предполагают высокую цену страховой услуги: страховые взносы могут превышать 15% страховой суммы. Наши биоклиматические условия в 2-3 раза хуже, чем в Европе и Америке, а значит, требуются совершенно иные затраты на производство единицы продукции. С учетом этого фактора в России применяется программа страхования, в которой предусмотрена компенсация части страховых взносов из бюджетов.

В действительности страхование в сельском хозяйстве должно развиваться в нескольких направлениях — с государственной поддержкой, на коммерческой основе и на основе взаимного страхования.

Формирование системы страхования сельскохозяйственной деятельности неразрывно связано с реформированием всего сельского хозяйства. Рассматривая агрострахование как элемент аграрной политики, видим, что мероприятия, направленные на укрепление сельского хозяйства и обеспечение продовольственной безопасности страны, требуют взаимосвязи всех составляющих аграрной политики. Основные мероприятия, осуществляемые в рамках аграрной политики, в разной степени находят отражение на организации страхования сельскохозяйственной деятельности (табл.1).

Таблица 1. Основные мероприятия, отразившиеся на системе сельскохозяйственного страхования РФ за период 1969-2010 гг.

1969-1990 гг.

Действует система обязательного государственного страхования имущества колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий

1992 г.

Принят Федеральный Закон «Об организации страхового дела в Российской федерации» № 4015-1 от 27.11.1992.

1993 г.

Первый опыт введения государственной поддержки сельхозпредприятий

1997 г.

Принят Федеральный закон № 100-ФЗ от 14 июля 1997 года «О государственном регулировании агропромышленного производства»

2001 г.

Принято Постановление Правительства РФ «О государственной поддержке страхования в сфере агропро-мышленного производства» от 1.11.2001 г.№758

2003 г.

При Минсельхозе России создано ФГУ «Федеральное агентство по государственной поддержке страхования в сфере агропромышленного производства»

2004-2010 гг.

Страхование сельскохозяйственных культур с господдержкой регулируется ежегодными приказами Минсельхоза России

2006 г.

Принят Федеральный закон № 264-ФЗ от 22.12.06 «О развитии сельского хозяйства»

2007 г.

Создан «Национальный союз агростраховщиков» НСА

13.08.2007

Принята Государственная Программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг.

2007 г.

Принят закон «О взаимном страховании» № 286-ФЗ от 29.11.2007.

2008 г.

Принят Федеральный закон «О внесении изменений в статью 12 Федерального закона «О развитии сельского хозяйства»№ 83-ФЗ от 11.06.2008.

2009 г.

Разработана «Концепция совершенствования сельскохозяйственного страхования, осуществляемого с госу-дарственной поддержкой, на период до 2020 г.»

2009 г.

Предложено два варианта проекта закона «О сельскохозяйственном страховании, осуществляемом с государственной поддержкой»

2009 г.

С первого полугодия 2009 г. показатель «сельскохозяйственное страхование» выделен в разделе «Добровольное страхование имущества» в статистике Федеральной службы страхового надзора

2010 г.

Утверждена «Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации» от 30.01.2010 №120

2010 г.

Принят в первом чтении проект закона «О сельскохозяйственном страховании, осуществляемом с государственной поддержкой»

2010 г.

Создана Комплексная многоцелевая информационная система мониторинга опасных природных процессов, управления рисками и экспертизы в АПК РФ

В 2001-2003 гг. стало внедряться страхование урожая однолетних культур с государственной поддержкой. В этот период быстро росло число страхователей, увеличивалась площадь застрахованных посевов. Соответственно, росла сумма собранных страховых взносов, в том числе, за счет увеличения субсидий из федерального бюджета. По мере использования страхования сельскохозяйственной деятельности с государственной поддержкой проявились недостатки в практике его применения. Это:

  • несовершенство страхового законодательства;
  • высокая цена страхования для сельхозпроизводителя;
  • низкая страховая культура страхователей и недостаточный уровень квалификации работников страховых компаний;
  • недоверие потенциальных страхователей к страховым компаниям;
  • отсутствие постоянной, прозрачной и доступной информации относительно деятельности страховых компаний.

В первую очередь, весь механизм агрострахования не соответствует специфике отрасли. Он не обеспечил самого главного — эффективную и надежную страховую защиту процесса воспроизводства: размер и сроки выплаты страхового возмещения не учитывают краткосрочность и сезонность процесса производства, например в растениеводстве. Нет дифференциации страховых тарифов внутри региона. Растянутый во времени процесс выплаты не позволяет принять меры по снижению ущерба. В результате сократилось количество хозяйств, заключивших договоры страхования, подлежащие субсидированию, с 10 725 в 2006 году до 5 742 в 2009 году, охват посевных площадей страхованием не достигает 20% (по данным ФАГПССАП).

Отсутствие должной страховой культуры и низкий страховой интерес можно объяснить рядом причин как исторического, так и экономического характера. Предложенное добровольное страхование, даже с государственной поддержкой, не привлекает потенциальных страхователей, так как одни рассчитывают на помощь из бюджета, у других нет денег на оплату собственной части страховой премии, третьи не уверены в том, что получат субсидии на компенсацию страховых взносов. «Схемное» страхование, как вид мошенничества, существенно подорвало доверие сельхозпроизводителей к страхованию.

Порядок предоставления субсидий на компенсацию части страховых взносов имеет большое значение для привлечения страхователей. До 2004 г. страхователи оплачивали только 50% страховых взносов, остальная часть в виде субсидии из бюджета поступала непосредственно страховой компании. С 2004 г. порядок изменился: страхователь оплачивал все 100% страхового взноса, затем подавал пакет документов на получение компенсации. Такой порядок субсидирования искажал суть страхования, скорее он выступал как скрытая форма господдержки сельхозпроизводителя. Но главным его недостатком явилось развитие «схемного» страхования. По правилам страхования заключить договор и уплатить страховой взнос полностью, надо было до окончания посевных работ, что для большинства сельхозпроизводителей неосуществимо. Это и стало почвой для создания мошеннического варианта страхования — «схемы». Кроме того, субсидии из бюджета поступали не в полном объеме и через такой промежуток времени, когда уже было упущено время для снижения ущерба. Все это привело к снижению страхового интереса.

В борьбе с «серыми» схемами в 2009 году были утверждены новые ограничения в страховании урожая, как для сельхозпроизводителей, так и для страховых организаций. Для страхователей предоставление субсидий ограничено условиями, от них не зависящими, например, отказ региональных властей в финансовой поддержке страхования, для страховщиков повышены требования к уставному капиталу и другим показателям, которые ограничивают их участие в агростраховании. Но основные условия страхования сельскохозяйственной деятельности с государственной поддержкой, установленные в 2004 г., в документах 2009-2010 гг. остаются без существенных изменений.

Такая практика субсидирования, что применялась в России с 2001 по 2004 гг., когда субсидии перечислялись непосредственно страховщикам, более удобна сельхозпроизводителям. Такой порядок субсидирования применяется и в других странах.

Хотя обязательное страхование и противоречит принципам рыночной системы, но его применение возможно как метод воспитания страховой культуры. Опыт применения ОСАГО в автостраховании весьма показателен в этом отношении, хотя и не лишен недостатков.

В рамках реализации «Концепции совершенствования сельскохозяйственного страхования, осуществляемого с государственной поддержкой, на период до 2020 года» в начале 2009 года было предложено два варианта законопроекта «О сельскохозяйственном страховании, осуществляемом с государственной поддержкой» (далее Законопроект).

Один вариант подготовлен группой депутатов Государственной Думы ФС РФ (Г. Кулик и др.), другой — специалистами ФГУ «ФАГПССАП» Минсельхоза России совместно с Институтом социального страхования, национальным союзом агростраховщиков и другими организациями. После длительного обсуждения в октябре 2010 года в первом чтении Законопроект был принят.

В этом варианте есть предложение ввести норму обязательного страхования для тех сельхозпроизводителей, которые претендуют на получение государственной поддержки за счет средств федерального бюджета. Такое вмененное страхование применяется во многих странах. Оно дает доступ к бюджетным или льготным кредитным ресурсам только тем сельхозпроизводителям, которые застраховали свои риски.

Потери от засухи в 2009 г. составили 13 млрд рублей, гибель сельскохозяйственных культур произошла на площади 4,425 млн гектаров, пострадали 8152 хозяйства. Засуху 2009 года признали самой масштабной по потерям, но засуха 2010 года опровергла это заключение — в 2010 году засухой было повреждено 9,5 млн гектаров посевов, пострадавшими признаны 25 035 хозяйств в 893 районах 43 субъектов страны, общая сумма ущерба составила 41,2 млрд рублей (данные на конец сентября 2010 г.) Такой ущерб нарушает воспроизводственный процесс, последствия засухи отразятся не только на растениеводстве, но и на других отраслях сельского хозяйства и всей экономики. При таких катастрофических рисках необходимо участие государства не только для защиты сельского хозяйства, но и для сохранения самого института страхования.

Основная роль государства в страховании должна выражаться в создании правовой основы, в разработке «правил поведения», создании единых, обязательных для исполнения предписаний в отношении страховых продуктов, условий страхования, формирования тарифов и урегулирования убытков.

Несмотря на то, что в 2004 году отменена прямая помощь сельхозпроизводителям из госбюджета, государство продолжает выделять субсидии на покрытие ущерба, нанесенного опасными природными явлениями и эта практика, которую В. Путин назвал «устаревшей и архаичной», сдерживает распространение страхования в сельском хозяйстве. По мнению А. Злочевского, президента Российского зернового союза, основной причиной низкого уровня страхования в сельском хозяйстве является несовершенство страховой системы: «Крестьяне привыкли к компенсациям из бюджета, которые гарантировано и надежно покрывают все издержки, и не доверяют страховым компаниям».

Еще одной проблемой в агростраховании является размер страховых тарифов. Он должен соответствовать уровню риска, но быть посильным для страхователя и позволить страховщику сформировать необходимый для выплаты страхового возмещения фонд. Использовать актуарные расчеты для каждого договора не представляется возможным из-за сложности и дороговизны процесса, поэтому применяется один тариф на каждую культуру на весь регион. Но внутри региона, например, такого большого по площади как Красноярский край, районы значительно отличаются по уровню риска, по урожайности, по затратам на производство, что это ставит страхователей в неравные условия.

В стремлении урегулировать страховые тарифы за 1995-2000 гг. их меняли 4 раза, в 2001-2003 гг. их снизили на 30%, в 2004 — еще на 30%, но при этом ввели безусловную франшизу в 30%. В 2009 году в рамках Концепции утвердили новые тарифы, которые обеспечивают покрытие ущерба до 90-95% с применением франшизы. Безусловная (вычитаемая) франшиза сокращает страховые выплаты (иногда до 0) и способствует формированию избыточного фонда у страховой компании.

Агрострахование относится к имущественному страхованию, при страховании имущества юридических лиц тариф укладывается в 0,5-1,5% от страховой суммы и зависит от количества рисков, вероятности их наступления, вида и параметров страхуемого имущества и др. При страховании урожая страховые тарифы гораздо выше, хотя рентабельность сельскохозяйственной деятельности ниже, чем в других отраслях. Например, в Красноярском крае при страховании посевов зерновых тариф составляет

6,48% от страховой суммы, масличных культур — 8,09%.

Как отметил Д. Медведев: «Аграриев не придется подталкивать к страхованию, если взносы будут посильными, а гарантии страховых компаний будут выглядеть солидными. Сейчас нет ни того, ни другого».

Однако не только размер субсидирования определяет эффективность

страхования — сам механизм государственной поддержки страхования нуждается в реформировании.

Механизм страховой выплаты не доведен до соответствующего уровня и позволяет страховым компания затягивать процесс или вообще уклоняться от своих обязательств и требует «ручного» управления, то есть вмешательства со стороны власти.

Одним из организационных недостатков страхования в сельском хозяйстве оказалось то, что Правила страхования с государственной поддержкой принимаются ежегодно.

Страхование в сельском хозяйстве должно быть долгосрочным, правила — длительного действия, хотя при этом не исключается возможность их модернизации. Система страхования, кредитная система, экспортная инфраструктура относятся к мерам «зеленой корзины», которая при вступлении в ВТО не свяжет Россию обязательствами по ее сокращению. В развитых странах эту возможность активно используют. Так, например, в период с 1995 по 2012 гг. затраты на «зеленую корзину» в ЕЭС возросли на 56%, в США — на 26%, в Австралии — на 53%, в России же, наоборот, эти затраты сократились более, чем вдвое. Гордеев А. Эконом. механизмы регулирования агропромышленного пр-ва. // Экономист, № 6, 2012.

Часть этих проблем можно решить законодательным путем, другие требуют времени и продуманной экономической политики.

В Минсельхозе России под руководством заместителя министра Дмитрия Юрьева состоялось селекторное совещание по вопросу сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой в 2013 году.

Минсельхоз России в еженедельном режиме осуществляет мониторинг ситуации по сельхозстрахованию с господдержкой и фиксирует снижение объемов страхования посевной площади в сравнении с предыдущим годом в отдельных регионах.

Так, по данным аграрного ведомства, на 1 августа 2013 года застраховано 7,7 млн. га. «Наблюдается снижение на 10% объема застрахованной посевной площади по сравнению с прошлым годом, однако застраховано в 1,5 раза больше от планируемой площади яровых культур», — отметил замглавы Минсельхоза России. В программе сельхозстрахования с господдержкой приняли участие 3,5 тыс. сельхозтоваропроизводителей на общую сумму 135,7 млрд рублей. В среднем на 15 — 20% вырос объем страховой суммы и начисленной страховой премии.

Удельный вес застрахованных площадей в общей площади посева сельскохозяйственных яровых культур в 2013 году в Приволжском федеральном округе составил — 18%, Северо-Кавказском и Северо-Западном — по 17%, Сибирском — 16%, Уральском и Центральном — по 14%, Южном — 11%, Дальневосточном — 2%.

Руководители региональных органов АПК представили свои отчеты о ходе заключения договоров сельхозстрахования.

Подводя итоги совещания, Дмитрий Юрьев напомнил, что в срок до 1 сентября регионам необходимо разработать план мероприятий по увеличению доли застрахованных площадей и увеличению количества сельхозпроизводителей, вовлеченных в систему страхования с господдержкой.