Введение: Актуальность проблемы, цели и задачи исследования
Современная экономика Республики Беларусь функционирует в условиях беспрецедентной внешней волатильности, обусловленной глобальными геополитическими конфликтами, санкционным давлением и необходимостью стратегического перехода к многополярной системе международных расчетов. Эта среда создает повышенный спрос на точность и адаптивность денежно-кредитной политики (ДКП), что делает прогнозирование кредитно-денежных отношений критически важным элементом обеспечения макроэкономической стабильности.
Актуальность настоящего исследования продиктована рядом факторов. Во-первых, ДКП, реализуемая Национальным банком Республики Беларусь (НБРБ), должна обеспечивать достижение ключевых целей, сформулированных в статье 25 Банковского кодекса: поддержание ценовой стабильности, обеспечение финансовой стабильности и содействие устойчивому экономическому развитию. Во-вторых, высокая степень открытости белорусской экономики и ее тесная интеграция в финансовые системы ЕАЭС и Союзного государства требуют постоянной адаптации монетарных инструментов к внешним шокам. В-третьих, необходимо оценить, как фактически реализуемый монетарный режим НБРБ (плавающий курс сглаживания) справляется с задачей дедолларизации и контроля за инфляцией в условиях ограниченного доступа к традиционным западным финансовым инструментам. И что из этого следует? Это означает, что успешность ДКП напрямую зависит от способности регулятора не только реагировать на текущие шоки, но и проактивно формировать механизмы устойчивости, опираясь на интеграционные возможности восточных партнеров.
Цель работы состоит в детальном анализе теоретических основ, методологии прогнозирования и определении путей совершенствования денежно-кредитной политики Республики Беларусь на современном этапе (2023–2025 гг.).
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- Проанализировать эволюцию теоретических концепций регулирования кредитно-денежных отношений в контексте современных глобальных вызовов (санкции, дедолларизация).
- Описать методологический инструментарий, используемый для прогнозирования ключевых денежных агрегатов и инфляции, с акцентом на эконометрическом моделировании.
- Провести актуальный анализ динамики широкой денежной массы, ставки рефинансирования и уровня дедолларизации в Республике Беларусь за 2024–2025 гг.
- Выявить ключевые структурные проблемы и системные риски, ограничивающие эффективность ДКП.
- Сформулировать обоснованные предложения по совершенствованию ДКП НБРБ.
Объектом исследования выступают кредитно-денежные отношения в Республике Беларусь. Предметом исследования являются методы и инструменты прогнозирования, а также механизмы реализации денежно-кредитной политики НБРБ в 2024–2025 гг.
Ставка рефинансирования Национального банка Республики Беларусь: ...
... НБРБ, поскольку изменения в ставке рефинансирования могут напрямую повлиять на размер их ежемесячных платежей и общую стоимость кредита. Цели и задачи денежно-кредитной политики Национального банка Республики Беларусь Денежно-кредитная ... собой комплексное исследование сущности, функций, исторической динамики и особенностей применения ставки рефинансирования в Республике Беларусь. Цель заключается ...
Теоретические основы и современные вызовы кредитно-денежного регулирования
Ключевой тезис: Эволюция монетарных теорий и их синтез
Эволюция теоретических концепций регулирования кредитно-денежных отношений традиционно базируется на противостоянии двух доминирующих школ: Кейнсианства и Монетаризма.
Кейнсианский подход, зародившийся в 30-х годах XX века, основывается на приоритете фискальных инструментов и активном вмешательстве государства в экономику. В рамках этой парадигмы ДКП играет вспомогательную роль, направленную на поддержание совокупного спроса путем регулирования процентных ставок.
Монетаризм, разработанный Милтоном Фридманом, напротив, утверждает, что основная причина инфляции кроется в избыточном предложении денег. Монетаристы настаивают на жестком контроле за денежной массой и предсказуемости монетарных правил, считая, что рыночные механизмы способны самостоятельно регулировать экономические дисбалансы.
Современная практика центральных банков, включая НБРБ, представляет собой синтез этих подходов. Учитывая высокий уровень неопределенности и быстрые изменения в глобальной экономике, регуляторы отказываются от догматического следования какой-либо одной теории. Так, в качестве основной цели часто используется таргетирование инфляции (постулат, близкий монетаризму), но при этом сохраняется гибкость в использовании процентных ставок и валютных интервенций для сглаживания шоков (элемент кейнсианской гибкости).
Каков же важный нюанс здесь упускается? Суть в том, что в малых открытых экономиках, таких как Беларусь, этот синтез должен быть особенно гибким, поскольку эффективность таргетирования инфляции значительно снижается под влиянием внешних ценовых шоков, не поддающихся контролю внутренних монетарных инструментов.
Трансформация глобальной финансовой системы под влиянием санкций
Второе десятилетие XXI века ознаменовалось превращением международных экономических санкций из инструмента внешней политики в мощнейшее оружие экономического регулирования, способное парализовать целые финансовые системы.
Анализ основных каналов распространения санкционных шоков:
- Ограничение доступа к глобальным платежным системам (SWIFT): Отключение от SWIFT (Системы всемирных межбанковских финансовых телекоммуникаций) критически затрудняет трансграничные расчеты, особенно в резервных валютах. Для национальных финансовых систем это означает вынужденное смещение расчетов в альтернативные, часто менее ликвидные и развитые, системы (например, российская СПФС или китайская CIPS), что увеличивает транзакционные издержки и сроки расчетов.
- Замораживание валютных резервов: Этот механизм напрямую ограничивает возможности центрального банка по проведению валютных интервенций и выполнению внешних обязательств, подрывая доверие к национальной валюте и финансовой системе в целом.
- Лимиты на доступ к технологиям и рынкам капитала: Санкции ограничивают возможность привлечения долгосрочного финансирования и импорта критически важных технологий, что напрямую влияет на инвестиционную активность, производственные затраты и, как следствие, на инфляционные ожидания.
- Использование резервных валют как инструмента конкурентной борьбы: Глобальное доминирование доллара США и евро позволяет странам-эмитентам использовать их в качестве «экономического оружия», что вынуждает страны-объекты санкций ускорять процесс дедолларизации.
Дедолларизация и формирование многополярной платежной архитектуры
В ответ на внешние вызовы и угрозу блокировки платежей активно предпринимаются стратегические шаги по снижению зависимости от доллара и созданию многополярной системы международных расчетов.
Этот процесс наиболее ярко проявляется в рамках межгосударственных объединений, таких как ЕАЭС и БРИКС. Согласно актуальным данным, доля расчетов в национальных валютах во взаимной торговле России со странами ЕАЭС превысила 93%, а со странами БРИКС по итогам 2024 года достигла 65%.
Направление расчетов | Доля расчетов в национальных валютах (2024 г.) | Стратегическое значение для Беларуси |
---|---|---|
ЕАЭС (РФ, РБ и др.) | > 93% | Обеспечение стабильности внешней торговли с ключевым партнером (РФ).
Снижение валютных рисков. |
БРИКС (РФ, КНР и др.) | ≈ 65% | Диверсификация рынков, доступ к новым источникам финансирования и импорта. |
Ключевые инициативы, поддерживающие формирование многополярной архитектуры, включают:
- Развитие трансграничных операций с использованием национальных платежных систем (например, взаимное признание карт «Мир» и UnionPay).
- Углубление сотрудничества между российским аналогом SWIFT (СПФС) и китайской CIPS.
- Тестирование трансграничных расчетов с использованием цифровых валют центральных банков (CBDC), запуск пилотных проектов по которым в рамках БРИКС ожидается в 2026 году.
Для Республики Беларусь активное участие в этих процессах — это не только защита от внешнего давления, но и структурное изменение кредитно-денежных отношений, требующее от НБРБ разработки новых инструментов прогнозирования потоков капитала и валютной ликвидности. Стоит ли недооценивать скорость, с которой традиционные западные финансовые каналы теряют свое монопольное влияние?
Методология прогнозирования ключевых денежно-кредитных показателей
Ключевой тезис: Необходимость синтеза методов
Прогнозирование в сфере кредитно-денежных отношений — это сложный аналитический процесс, требующий сочетания фундаментального экономического анализа с точными количественными методами. Поскольку такие ключевые показатели, как инфляция и денежная масса, являются многофакторными экономическими явлениями, традиционные, простые методы (например, экстраполяция или метод скользящей средней) оказываются недостаточно надежными.
Центральные банки, включая НБРБ, активно применяют синтез методов, отдавая предпочтение многофакторным моделям, которые способны не только предсказать динамику показателя, но и оценить вклад каждого влияющего фактора.
Формализованное описание факторной эконометрической модели инфляции
Для прогнозирования Индекса потребительских цен (ИПЦ), который является основным индикатором ценовой стабильности, применяются эконометрические модели, основанные на корреляционно-регрессионном анализе. Эти модели позволяют установить количественные характеристики и прочность связи между прогнозируемым показателем и экзогенными (внешними) факторами.
Формализованное описание факторной эконометрической модели прогнозирования инфляции может быть представлено в следующем общем виде:
yt = f(x1, x2, ..., xn, t) + E
Где:
yt
— прогнозируемый показатель (например, темп роста ИПЦ) в периодt
.f(...)
— функция, описывающая связь между переменными (чаще всего линейная или логарифмическая регрессия).xi
— влияющие (факторные) переменные в периодt
илиt-1
.t
— временной тренд, отражающий неформализованные структурные изменения.E
— случайная ошибка (остаточный член).
Для Республики Беларусь, в силу высокой степени зависимости от импорта и внешних рынков, в моделях прогнозирования ИПЦ в качестве ключевых инфлятогенных факторов xi
традиционно используются:
- Динамика обменного курса (
x1
): Из-за высокой доли импорта в структуре потребления и привязки цен к доллару США, ослабление национальной валюты немедленно транслируется в рост потребительских цен. - Денежная масса (M3) (
x2
): В соответствии с монетаристским подходом, избыточное денежное предложение является ключевым фактором, вызывающим инфляционное давление. - Мировые цены на нефть/сырье (
x3
): Влияют на транспортные и производственные издержки, являясь шоковым фактором предложения. - Темпы инфляции в России (
x4
): Как основной торговый партнер, Россия оказывает прямое влияние на импортную инфляцию и инфляционные ожидания в Беларуси.
Использование корреляционно-регрессионного анализа в прогнозировании денежных агрегатов
Корреляционно-регрессионный анализ (КРА) является наиболее распространенным и удобным для практического использования при прогнозировании на краткосрочную перспективу.
Практическое применение КРА:
Метод позволяет построить уравнение регрессии спроса на деньги, где в качестве зависимой переменной выступает денежный агрегат (например, M3), а в качестве независимых — макроэкономические показатели (ВВП, номинальные доходы населения, ставка процента, инфляция).
Например, для прогнозирования спроса на широкую денежную массу (M3) может использоваться следующая функция (после применения логарифмирования для линеаризации данных):
ln(M3t) = β0 + β1 ⋅ ln(ВВПt) + β2 ⋅ Rt + β3 ⋅ πt + Et
Где Rt
— ставка процента (ставка рефинансирования), а πt
— ожидаемый уровень инфляции.
КРА позволяет экономистам НБРБ не только спрогнозировать необходимый объем денежной массы для обеспечения экономического роста (с учетом целевого уровня инфляции), но и оценить значимость каждой из экзогенных переменных (βi
).
Если коэффициент β2
(влияние ставки рефинансирования) оказывается статистически незначимым, это может указывать на слабость трансмиссионного механизма ДКП.
Анализ и прогнозирование денежно-кредитной политики Республики Беларусь (2024-2025 гг.)
Ключевой тезис: Монетарный режим и трансмиссия ДКП
В 2024–2025 годах Национальный банк Республики Беларусь продолжает реализацию режима плавающего валютного курса с элементами сглаживания. Это означает, что курс белорусского рубля формируется рыночно под влиянием спроса и предложения, но НБРБ оставляет за собой право проведения валютных интервенций для предотвращения резких скачков курса, которые могут дестабилизировать финансовый рынок или инфляционные ожидания.
Процентная политика НБРБ направлена на поддержание процентных ставок в экономике на положительном уровне в реальном выражении (ставка выше инфляции), что стимулирует сбережения в национальной валюте и обеспечивает финансовую стабильность.
Целевые показатели и инструменты ДКП на 2024–2025 гг.
ДКП Республики Беларусь формируется на основе утвержденных ежегодных "Основных направлений денежно-кредитной политики".
Целевые ориентиры по инфляции и денежной массе:
Показатель | Цель на 2024 год | Цель на 2025 год | Комментарий |
---|---|---|---|
Инфляция (ИПЦ, год к году) | Не выше 6% | Не превышающая 5% | Основной приоритет ДКП – ценовая стабильность. Цель на 2025 год отражает стремление к уровню, характерному для стран с развитой экономикой. |
Рост широкой денежной массы (ШДМ, М3, средняя) | 11–15% | 11–15% | Ориентир, необходимый для финансирования экономического роста без создания избыточного инфляционного давления. |
Среднегодовая Ставка рефинансирования | Прогнозно 9,5–10% | 9,0–9,3% годовых | Планируется постепенное снижение ставки по мере замедления инфляции. |
Ставка рефинансирования (СР) является ключевым инструментом процентной политики НБРБ. Она определяет стоимость привлечения ресурсов для коммерческих банков и служит ориентиром для ставок по кредитам и депозитам.
По состоянию на июнь 2025 года, Ставка рефинансирования составляла 9,75% годовых. Прогнозируемое на 2025 год снижение СР до 9,0–9,3% свидетельствует об ожиданиях НБРБ по дальнейшему замедлению инфляции и необходимости поддержания доступности кредитов для реального сектора. Процентная ставка по новым кредитам юридическим лицам в национальной валюте в среднем за 2025 год прогнозируется на уровне 8,5–9,8% годовых, что находится в комфортном коридоре относительно целевой СР.
Динамика широкой денежной массы и тенденции дедолларизации (2024-2025)
Анализ динамики широкой денежной массы (ШДМ, М3) и ее структуры позволяет оценить эффективность ДКП и уровень доверия к национальной валюте. ШДМ — это совокупный объем всех видов денег, включая наличные, переводные депозиты и срочные вклады в национальной и иностранной валюте.
Динамика широкой денежной массы (М3):
Показатель | На 01.01.2024 (млн руб.) | На 01.01.2025 (млн руб.) | На 01.07.2025 (млн руб.) | Прирост за 2024 г. |
---|---|---|---|---|
Широкая денежная масса (М3) | 75 668,5 | 88 750,4 | 94 399,4 | +17,3% |
Фактический рост ШДМ за 2024 год составил 17,3%, что превысило верхнюю границу целевого ориентира НБРБ (11–15%).
Это превышение было обусловлено рядом факторов, включая активное директивное кредитование, сезонные факторы (выплаты бонусов в конце года) и рост рублевых депозитов населения на фоне укрепления белорусского рубля. К июню 2025 года прирост средней ШДМ в годовом выражении составил 16,9%, что все еще находится выше целевого коридора, но демонстрирует тенденцию к замедлению по сравнению с предыдущим годом (21,2%).
Тенденции дедолларизации:
В 2024–2025 годах в Республике Беларусь наблюдается устойчивая тенденция дедолларизации, что является прямым результатом ценовой и финансовой стабильности и стимулирующей процентной политики НБРБ.
- Рост рублевой составляющей: Доля рублевой составляющей в средней широкой денежной массе (ШДМ) по итогам 2024 года возросла до 60%.
- Сокращение валютных депозитов: Объем срочных валютных депозитов физиче��ких лиц за 2024 год сократился на 16,7%, в то время как срочные рублевые депозиты населения увеличились на 36,2%.
- Переломный момент: В результате этих тенденций к концу 2024 года валютные сбережения населения впервые стали меньше рублевых (8,8 млрд рублей в эквиваленте против 10,9 млрд рублей).
Рост рублевой составляющей в структуре М3 указывает на повышение доверия населения и бизнеса к национальной валюте как средству сбережения. Это критически важно для эффективности трансмиссионного механизма, поскольку позволяет НБРБ более уверенно управлять ликвидностью и процентными ставками.
Структурные проблемы, системные риски и направления совершенствования ДКП НБРБ
Ключевой тезис: Ограничители эффективности
Несмотря на успехи в контроле инфляции и дедолларизации, эффективность прогнозирования и реализации ДКП НБРБ по-прежнему ограничена рядом структурных проблем и системных рисков. Каков важный нюанс здесь упускается? То, что многие из этих проблем носят не монетарный, а системный характер, и их решение требует не только действий НБРБ, но и скоординированных фискальных мер.
Ключевые структурные проблемы и риски:
- Директивное кредитование. Сохранение практики льготного и директивного кредитования государственного сектора и приоритетных проектов искажает трансмиссионный механизм ДКП. Директивные кредиты увеличивают денежную массу, не всегда опираясь на рыночные принципы окупаемости, что создает скрытое инфляционное давление и повышает кредитные риски для банковской системы.
- Высокая зависимость от внешнеторговых партнеров. Чрезмерная концентрация торговых потоков на одном или двух ключевых партнерах (Россия) делает экономику уязвимой к внешним шокам (например, к инфляции в РФ или изменению таможенных правил), снижая автономию ДКП.
- Влияние санкций. Санкционные ограничения, особенно в отношении доступа к технологиям и международным расчетам, увеличивают неопределенность и усложняют прогнозирование потоков капитала и валютной ликвидности. Это требует от НБРБ поддержания более высокого уровня ликвидности, чем в нормальных условиях.
- Ограниченность вторичного финансового рынка. Недостаточно развитый рынок государственных и корпоративных ценных бумаг ограничивает возможности НБРБ по проведению операций на открытом рынке, что является наиболее гибким инструментом регулирования ликвидности.
Пути повышения эффективности прогнозирования и минимизации рисков
Совершенствование ДКП и повышение точности прогнозирования должны идти по пути устранения структурных дисбалансов и адаптации методологии к новым глобальным реалиям.
1. Совершенствование методологии прогнозирования:
- Внедрение стресс-тестирования монетарных моделей: Необходимо регулярно проводить стресс-тесты эконометрических моделей инфляции с учетом внезапных внешних шоков (например, резкое изменение мировых цен на нефть или новые санкционные пакеты).
- Расширение факторной базы: В эконометрические модели следует активнее включать индикаторы, отражающие влияние немонетарных факторов и специфических шоков, таких как индекс ожиданий бизнеса, показатели кредитных рисков банковского сектора и динамику цен на критический импорт.
- Усиление анализа трансмиссионных лагов: Необходимо более точно оценивать временные задержки (лаги), с которыми изменение Ставки рефинансирования влияет на инфляцию и экономическую активность, что позволит НБРБ принимать более своевременные решения.
2. Усиление каналов трансмиссионного механизма:
- Постепенный отказ от директивного кредитования: Для повышения эффективности ДКП необходимо постепенно переводить кредитование на рыночные принципы. Чем меньше доля директивных кредитов, тем сильнее влияние Ставки рефинансирования на общие ставки в экономике.
- Развитие внутреннего финансового рынка: Активизация рынка краткосрочных государственных ценных бумаг и расширение круга участников операций на открытом рынке позволит НБРБ использовать более тонкие инструменты управления ликвидностью, чем прямое изменение СР.
3. Дальнейшее снижение долларизации:
- Поддержание привлекательности рублевых активов: Продолжение политики поддержания положительных реальных процентных ставок по рублевым депозитам остается ключевым условием для дальнейшего роста доверия к национальной валюте.
- Использование национальных валют в расчетах: Активное продвижение расчетов в национальных валютах в рамках ЕАЭС и БРИКС (как демонстрируют факты, доля расчетов в нацвалютах ЕАЭС уже > 93%) снижает потребность белорусских предприятий в иностранной валюте, уменьшая валютный риск и способствуя стабилизации курса.
Заключение
Прогнозирование кредитно-денежных отношений в Республике Беларусь в период 2024–2025 гг. осуществляется в условиях высокой экономической неопределенности, требующей от Национального банка гибкого сочетания монетарных теорий и продвинутых аналитических методов.
Исследование подтвердило, что НБРБ эффективно использует синтез монетарных и кейнсианских подходов, реализуя режим плавающего курса и таргетируя инфляцию. Целевая задача по ограничению инфляции до 5% в 2025 году и прогнозируемое снижение Ставки рефинансирования до 9,0–9,3% свидетельствуют об уверенности регулятора в сохранении макроэкономической стабильности.
Анализ актуальных данных за 2024–2025 гг. показал значительные успехи в дедолларизации: рублевая составляющая в ШДМ достигла 60%, а рублевые депозиты впервые превысили валютные. При этом фактический рост широкой денежной массы (+17,3% в 2024 году) превысил целевой ориентир (11–15%), что требует от НБРБ пристального контроля за ликвидностью. И что из этого следует? Пересмотр целевых ориентиров по денежной массе должен сопровождаться более жестким контролем за директивным кредитованием, чтобы избежать накопления дисбалансов в будущем.
В методологическом плане, прогнозирование ключевых показателей базируется на многофакторных эконометрических моделях, учитывающих высокую чувствительность белорусской экономики к внешним шокам, таким как динамика обменного курса, инфляция в России и мировые цены на сырье. Для повышения эффективности ДКП и минимизации рисков необходимо сосредоточиться на устранении структурных ограничений, прежде всего, на постепенном снижении доли директивного кредитования и развитии отечественного финансового рынка. Дальнейшая интеграция в многополярную платежную систему (БРИКС, ЕАЭС) через использование национальных валют обеспечит дополнительную устойчивость к внешнему санкционному давлению. Достижение поставленных целей по инфляции и финансовой стабильности напрямую зависит от способности НБРБ адаптировать свои инструменты и модели прогнозирования к быстро меняющимся глобальным и региональным условиям.
Список использованной литературы
- Алехин Б. И. Кредитно-денежная политика: учебное пособие. Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. 378 с.
- Алпатов Г. Е. [и др.]. Деньги. Кредит. Банки: учебник / под ред. В. В. Иванова, Б. И. Соколова. Москва: ТК Велби, Проспект, 2003. 517 с.
- Базылев Н. И. [и др.]. Экономическая теория / под ред. Н. И. Базылева, С. П. Гурко. Минск: Меркаванне, 2004. 438 с.
- Банковский кодекс Республики Беларусь от 25 октября 2000 г. №441-З. Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь.
- Библиотека электронных ресурсов Национального банка Республики Беларусь [Электронный ресурс].
- Бриштелев А. С. Взаимодействие центрального и коммерческих банков (методы и механизмы монетарной политики): монография. Минск: Изд. центр БГУ, 2007. 208 с.
- Бриштелев А. С. Целевые ориентиры монетарной политики в Республике Беларусь // Банковский вестник. 2012. №1. С. 26–28.
- Бузгалин А. В. Переходная экономика. Москва: Таурус, 2002. 417 с.
- Вешкин Ю. С. Банковские системы зарубежных стран. Москва: Экономистъ, 2004. 268 с.
- Жарковская Е. П. Банковское дело: учебник. 4-е изд., испр. и доп. Москва: Омега-Л, 2006. 283 с.
- Имамутдинов Ю. Г., Асанович В. Я. Механизм денежной трансмиссии в экономике Республики Беларусь на основе нелинейной динамической модели долгосрочного развития // Белорус. Экон. журн. 2005. №2. С. 41–52.
- Исследования эконометрических моделей для анализа, прогнозирования и оценки вариантов денежно-кредитной политики / В. И. Малюгин [и др.]; редкол.: П. В. Каллаур [и др.]. Библиотека электронных ресурсов Национального банка Республики Беларусь [Электронный ресурс].
- Кандаурова Г. А. Прогнозирование и планирование экономики: Учеб. пособие / В. И. Борисевич, Г. А. Кандаурова, Н. Н. Кандауров и др.; Под общ. ред. В. И. Борисевича, Г. А. Кандауровой. Минск: Интерпрессервис; Экоперспектива, 2001. 476 с.
- Козлов А. Н. [и др.]. Деньги. Кредит. Банки / под ред. Г. Н. Белоглазовой. Москва: Юрайт — Издат, 2006. 413 с.
- Козлова О. Монетарная политика Европейского центрального банка // Вест. Ассоц. белорус. банков. 2004. №8. С. 28–35.
- Корчагин О. Модели трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики // Банк. Вестн. 2006. №31. С. 40–44.
- Кравцова Г. И. [и др.]. Деньги, кредит, банки / под ред. Г. И. Кравцовой. Минск: БГЭУ, 2003. С. 47–52.
- Крючкова И. П. Трансмиссионный механизм денежно-кредитной политики и особенности его функционирования // Банк. дело. 2007. №9. С. 6–13.
- Лаврушин О. И. [и др.]. Деньги, кредит, банки: учебник / под ред. О. И. Лаврушина. Москва: КНОРУС, 2006. 273 с.
- Лобкович Э. И. Переходная экономика: сущность, проблемы, особенности в Беларуси: научно-метод. пособие. Минск: БГЭУ, 2000. 367 с.
- Макконнелл К. Р., Брю С. Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика / пер. с англ. 16-ого изд. Москва: ИНФРА-М, 2006. 654 с.
- Миллер Р. Л., Ван-Хауз Д. Д. Современные деньги и банковское дело: пер. с англ. Москва: ИНФРА-М, 2000. 386 с.
- Морозова Т. Г. [и др.]. Прогнозирования и планирование в условиях рынка: Учеб. пособие / под ред. Т. Г. Морозовой, А. В. Пикулькина. Москва: ЮНИТИ — Диана, 1999. 352 с.
- Румянцева О. И. [и др.]. Денежно-кредитное регулирование: учебное пособие / под ред. О. И. Румянцевой. Минск: БГЭУ, 2011. 461 с.
- Тарасов В. И. Денежно-кредитная политика и инфляция // Финансы, учет, аудит. 2000. №9. С. 43–49.
- Харрис Л. Денежная теория. Москва: Прогресс, 1990. 472 с.
- Фридмен М. Основы монетаризма / под ред. Д. А. Козлова. Москва: ТЕИС, 2002. 613 с.
- Шимов В. Н. Экономическое развитие Беларуси на рубеже веков: проблемы, итоги, перспективы: моногр. 2-е изд. Минск: БГЭУ, 2003. 228 с.
- Алехин К. Борьба за рубль // Экономическая газета. 2014. №5 (1717) от 21.01.2014 [Электронный ресурс].
- Оценка изменчивости параметров финансового состояния Республики Беларусь в 2000-2020 годах [Электронный ресурс] // BSUIR.BY. URL: https://libeldoc.bsuir.by/bitstream/123456789/425208/1/Ocenka_izmenchivosti_parametrov.pdf (дата обращения: 08.10.2025).
- Эконометрический анализ инфляции в Республике Беларусь: обусловливает необходимость применения синтеза методов прогнозирования [Электронный ресурс] // BSEU.BY. URL: https://bseu.by/sites/default/files/lib/nauka/v_2_18/p15.pdf (дата обращения: 08.10.2025).
- Санкции как оружие [Электронный ресурс] // IMF.ORG. 11.04.2022. URL: https://www.imf.org/ru/News/Articles/2022/04/11/blog-the-sanctions-weapon (дата обращения: 08.10.2025).
- Эволюция международных санкций и их последствия для Российской Федерации в контексте международных экономических отношений [Электронный ресурс] // Cyberleninka.ru. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/evolyutsiya-mezhdunarodnyh-sanckiy-i-ih-posledstviya-dlya-rossiyskoy-federatsii-v-kontekste-mezhdunarodnyh-ekonomicheskih (дата обращения: 08.10.2025).
- В Беларуси утвердили основные направления денежно-кредитной политики на 2024 год [Электронный ресурс] // NEWS.CN. 24.10.2023. URL: http://russian.news.cn/20231024/762512d7b43f4955b2d71343715c0e7b/c.html (дата обращения: 08.10.2025).
- Утверждены Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2024 год [Электронный ресурс] // PADATAK.BY. URL: https://padatak.by/publication/utverzhdeny-osnovnye-napravleniya-denezhno-kreditnoy-politiki-respubliki-belarus-na-2024-god (дата обращения: 08.10.2025).
- Утверждены Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2024 год [Электронный ресурс] // AQUARELLMEDIA.BY. URL: https://aquarellmedia.by/news/utverzhdeny-osnovnye-napravleniya-denezhno-kreditnoy-politiki-respubliki-belarus-na-2024-god (дата обращения: 08.10.2025).
- Утверждены основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2024 год [Электронный ресурс] // NORMATIVKA.BY. URL: https://normativka.by/document/utverzhdeny-osnovnye-napravleniya-denezhno-kreditnoy-politiki-respubliki-belarus-na-2024-god (дата обращения: 08.10.2025).
- Утверждены основные направления кредитно-денежной политики Беларуси в 2024 году [Электронный ресурс] // BELMARKET.BY. URL: https://belmarket.by/utverzhdeny-osnovnye-napravleniya-kreditno-denezhnoi-politiki-belarusi-v-2024-godu/ (дата обращения: 08.10.2025).
- Якубович С. М. Эконометрическое моделирование динамики индекса потребительских цен в республике беларусь // BSU.BY. 2024. URL: https://elib.bsu.by/bitstream/123456789/281696/1/Yakubovich_2024_ЭМ_динамики_ИПЦ.pdf (дата обращения: 08.10.2025).
- Рост широкой денежной массы ускоряется: смотрим на действия регулятора [Электронный ресурс] // NEG.BY. 19.07.2024. URL: https://neg.by/novosti/makroekonomika/2024/07/19/rost-shirokoy-denezhnoy-massy-uskoryaetsya-smotrim-na-deystviya-regulyatora/ (дата обращения: 08.10.2025).
- «Об утверждении Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2025 год» – тематические подборки НПА на Pravo.by [Электронный ресурс] // PRAVO.BY. 2024. URL: https://pravo.by/novosti/obshchestvenno-politicheskie/2024/oktyabr/90799/ (дата обращения: 08.10.2025).
- Широкая денежная масса в Беларуси начала снижаться, но наличных в обороте все больше [Электронный ресурс] // MYFIN.BY. URL: https://myfin.by/wiki/term/shirokaya-denezhnaya-massa-v-belarusi-nachala-snizhatsya (дата обращения: 08.10.2025).
- Достичь финансовой независимости: в Вышке обсудили развитие расчетов в национальных валютах БРИКС [Электронный ресурс] // HSE.RU. 2024. URL: https://www.hse.ru/news/edu/937402804.html (дата обращения: 08.10.2025).
- Расчеты в национальных валютах БРИКС: рубль, юань и дедолларизация в 2025 году [Электронный ресурс] // TATCENTER.RU. 2025. URL: https://tatcenter.ru/finance/raschety-v-natsionalnyh-valyutah-briks-rubl-yuan-i-dedollarizatsiya-v-2025-godu/ (дата обращения: 08.10.2025).
- Широкая денежная масса в июне выросла на 3,8 процента [Электронный ресурс] // BELMIR.BY. 14.07.2025. URL: https://belmir.by/2025/07/14/shirokaya-denezhnaya-massa-v-iyune-vyrosla-na-38-procenta/ (дата обращения: 08.10.2025).
- Широкая денежная масса – последние новости [Электронный ресурс] // NEG.BY. 15.07.2025. URL: https://neg.by/novosti/makroekonomika/2025/07/15/shirokaya-denezhnaya-massa-poslednie-novosti/ (дата обращения: 08.10.2025).