Все вышеперечисленные методы финансового контроля используются Федеральной службы страхового надзора (далее ФССН), являющейся специальной службой осуществляющей финансовый контроль на страховом рынке. Однако следует отметить, что другие государственные органы — фискальный, антимонопольный, Центральный банк Российской Федерации — также участвуют в регулировании страхования, находящегося в их ведении.
Федеральная служба страхового надзора (ФССН) — федеральный орган исполнительной власти, находящийся в ведении Министерства финансов .
Федеральная служба страхового надзора является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере страховой деятельности (страхового дела).
Федеральная служба страхового надзора образована в соответствии с Указом Президента РФ № 314 от 9 марта 2004 года «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» и Постановлением Правительства РФ № 330 от 30 июня 2004 года «Об утверждении Положения о Федеральной службе страхового надзора».
Основными функциями ФССН, обуславливающие особенности финансового контроля на страховом рынке, являются:
- принятие решений о выдаче или отказе в выдаче лицензий, об аннулировании, ограничении, приостановлении, восстановлении действия и отзыве лицензий;
- выдача и отзыв квалификационных аттестатов;
- ведение единого государственного реестра субъектов страхового дела и реестра объединений субъектов страхового дела;
- осуществление контроля за соблюдением субъектами страхового дела страхового законодательства, в том числе путем проведения проверок их деятельности;
- осуществление контроля за соблюдением субъектами страхового дела, в отношении которых принято решение об отзыве лицензии, сведений о прекращении их деятельности или об их ликвидации;
- выдача предписаний субъектам страхового дела при выявлении нарушений ими страхового законодательства;
- получение, обработка и анализ отчетности, представляемой субъектами страхового дела;
- обращение в случаях предусмотренных законом в суд с исками о ликвидации субъекта страхового дела — юридического лица или о прекращении субъектом страхового дела — физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;
- обобщение практики страхового надзора, разработка и представление в установленном порядке предложений по совершенствованию страхового законодательства, регулирующего осуществление страхового надзора.
Однако регулирующая и контрольная роль органов государственного страхового надзора предусматривает выполнение в основном трех функций, с помощью которых обеспечивается надежная защита страхователей:
Развитие страхового дела в России
... страхового дела. На первом этапе преобразования страхового дела была сохранена коммерческая основа старых форм страхования. С введением государственного контроля ... страхового дела относятся: проведение единой государственной политики в сфере установление принципов и формирование механизмов страхования, обеспечивающих экономическую безопасность граждан и хозяйствующих субъектов ... имущества. Деятельность ...
а) регистрация и лицензирование;
- б) обеспечение гласности;
- в) поддержание правопорядка в страховой отрасли.
Государственное регулирование начинается на этапе допуска страховых компаний на рынок. Средством регулирования выступают процедуры регистрации и лицензирования страховщиков. Регистрация страховых организаций принципиально отличается от обычной процедуры регистрации юридических лиц. Это происходит в два этапа. Во-первых, страховая компания регистрируется как бизнес-структура. Затем его необходимо зарегистрировать и внести в реестр в органах страхового надзора, где авторизация проводится параллельно с регистрацией.
Лицензирование деятельности страховых компаний — это процедура получения государственного разрешения на осуществление страховой деятельности определенных видов. Лицензирование страховщиков, осуществляющих свою деятельность на территории РФ, носит обязательный характер и осуществляется ФССН [7,c.108].
Необходимым условием для получения лицензии является наличие у страховой организации полностью оплаченного до начала деятельности уставного капитала.
При обращении страховой организации в ФССН за получением лицензии на проведение страховой деятельности необходимо документальное подтверждение того, что оплаченный уставный капитал и иные собственные средства будущего страховщика обеспечивает проведение планируемых видов страхования и выполнение принимаемых страховщиком обязательств по договорам страхования. Минимальный размер уставного капитала, сформированного за счет денежных средств, на день подачи юридическим лицом документов для получения лицензии на осуществление страховой деятельности должен быть не менее 25 тыс. минимальных размеров оплаты труда — при проведении видов страхования иных, чем страхование жизни; не менее 35 тыс. минимальных размеров оплаты труда — при проведении страхования жизни и иных видов страхования; не менее 50 тыс. минимальных размеров оплаты труда — при проведении исключительно перестрахования.
ФССН обязан выдать лицензию в течение 60 дней со дня получения всех необходимых документов или, в случае отказа в выдаче лицензии, в течение того же срока сообщить страховой организации о причинах отказа[15,c.60].
Если финансовая устойчивость страховых операций не обеспечена, ФГИС может потребовать от страховой организации увеличить размер этих средств в рублях и иностранной валюте в зависимости от вида, объема и валюты страховых операций. При принятии решений об отказе, приостановлении и аннулировании лицензий Департамент руководствуется заключением экспертной комиссии с обязательным привлечением уполномоченной организации. За выдачу лицензии со страховщика взимается специальный сбор.
Деятельность агентства по страхованию вкладов и его роль в банковской системе
... банковского регулирования и надзора, также Государственную корпорацию «Агентство по страхованию вкладов». Актуальность темы обусловлена необходимостью совершенствования деятельности агентство по страхованию вкладов. Нередко заимствование ... п. 2 ст. 19 Закона о страховании вкладов). Следует отметить, что право Агентства устанавливать ставку страховых взносов банков ограничено максимальным размером ...
Для осуществления возложенных задач ФССН имеет право:
— проводить проверки отдельных сторон финансово-хозяйственной деятельности страховых организаций, касающихся действующего законодательства о страховании, установленных правил и предписаний;
— получать от страховых организаций необходимые сведения, справки и иную информацию, подтверждающую достоверность получаемых сведений, а также обращаться за получением информации к банкам и другим учреждениям и организациям;
— осуществлять контроль за создаваемыми в страховых организациях необходимыми резервами для обеспечения соответствия между принятыми страховыми организациями обязательствами и имеющимися у них средствами;
— контролировать размещение страховыми организациями временно свободных средств с целью определения степени надежности капиталовложений и ликвидности активов этих организаций. В случае выявления нарушений по результатам проверок отдельных сторон финансово-хозяйственной деятельности ФССН имеет право давать предписание страховым организациям об увеличении размера резервных фондов, изменении тарифов, ставок, страховых взносов (премии), правил и условий страхования, характера вложений временно свободных средств. Могут даваться также предписания о введении или изменении схемы перестрахования[13,c.200].
Помимо лицензирования страховой деятельности и регулирования единого страхового рынка, органы государственного страхового надзора в центре и на местах осуществляют контроль соблюдения прав и интересов
Следующая функция – обеспечение гласности.Любой, кто профессионально занимается страховым бизнесом, должен опубликовать проспект, содержащий полную, правдивую и четкую информацию о финансовом положении страховщика. Принцип рекламы реализуется через положения законодательных актов о страховом деле. В целях предотвращения ограничений конкуренции орган государственного страхового надзора должен проверить достоверность предоставленной информации. Прозрачность информации о финансовом положении страховщиков помогает поддерживать конкуренцию.
Третья функция – поддержание правопорядка в отрасли.Орган государственного страхового надзора может начать расследование нарушений закона, принять административные меры в отношении тех, кто действует вопреки интересам страхователей, или передать дело в суд. Орган государственного страхового надзора наделен многочисленными полномочиями по контролю операционной и финансовой деятельности страховщиков.
1.2. Правовое регулирование финансового контроля на страховом рынке
Рынок страховых услуг является одним из важнейших сегментов финансового рынка, обеспечивающим стабильность экономического и социального развития общества. Рынок страховых услуг позволяет заинтересованным лицам минимизировать вредоносные последствия непредвиденных событий путем равномерного перераспределения рисков между многими лицами, что обеспечивает стабильность оборота.
Финансовые аспекты деятельности Фонда социального страхования РФ
... государственному социальному страхованию. Средствами государственного социального страхования Российской Федерации управляет Фонд социального страхования ... страхования, индивидуальных накоплений и благотворительной деятельности ... социального страхования, предусматривающего создание страховых фондов ... страхового обеспечения, устанавливает права и обязанности субъектов обязательного социального страхования ...
В развитой экономической системе рынок страховых услуг занимает важное место, пронизывая все сферы предпринимательской деятельности, гражданского оборота, быта и социальной сферы общественной жизни, внося в них стабильность и планомерность, обеспечивая людям уверенность в будущем.
В настоящее время идет процесс становления как страхового права как неотъемлемой части российской правовой системы, так и страхового законодательства. Таким образом, в России пока нет последовательной и иерархической законодательной системы в сфере страхования.
В Российской Федерации действует трехступенчатая система регулирования страхового рынка.
- Первый этап, который включает в себя гражданский кодекс страны, некоторые законы и правовые акты, имеющие статус кодекса.
- Вторая ступень — специальные законы по страховому делу.
- Третья ступень — нормативные акты министерств и служб по страховому делу [10,c.68].
На страховом рынке наиболее защищенными являются страховщики, а наименее защищенными – страхователи, поэтому вся система государственного права должна обеспечить равенство прав и обязанностей участников страховой сделки через приоритетную защиту интересов покупателей и потребителей страховых услуг. Правовая определенность страховых компаний может быть гарантирована только хорошими законами, не противоречащими актам всех уровней регулирования страховых отношений.
Гражданское право является исходной основой (первой ступенью); оно выполняет функцию генерального регулятора всех сфер жизни общества и определяет регулировочные функции всех законодательных актов второй и третьей ступени.
Так, главная роль в регулировании общих вопросов заключения и исполнения договоров страхования принадлежит Гражданскому кодексу РФ (гл. 48 «Страхование»).
Гражданский кодекс РФ определяет: В качестве страховщиков договоры страхования могут заключать юридические лица, имеющие разрешения (лицензии) на осуществление страхования соответствующего вида.
Требования, которым должны соответствовать страховые организации, порядок разрешения их деятельности и осуществление государственного надзора за этой деятельностью определяются законодательством о страховании. Страховщиком не может быть физическое лицо или отдельный владелец бизнеса.
Ст. 6 Закона о страховании запрещает страховым организациям непосредственно самим заниматься производственной, торгово — посреднической и банковской деятельностью. Общие правила лицензирования страховой деятельности определены ст. 32 Закона о страховании. Ниже приводится ее текст:
Анализ деятельности Страховой Компании «Альянс РОСНО Жизнь»
... страхования или перестрахования. Страховой портфель представляет собой основу, на которой базируется вся деятельность страховщика и которая определяет финансовую устойчивость страховых операций. От величины и качества страхового портфеля зависят поступления страховых ...
«1. Лицензии на осуществление страховой деятельности выдаются Федеральной службой России по надзору за страховой деятельностью:
а) страховщикам на основании их заявлений с приложением:
- учредительных документов;
- свидетельства о регистрации;
- справки о размере оплаченного уставного капитала;
- экономического обоснования страховой деятельности;
- правил по видам страхования;
- расчетов страховых тарифов;
- сведений о руководителях и их заместителях;
- б) страховщикам, предметом деятельности которых является исключительно перестрахование, на основании их заявлений с приложением:
- учредительных документов;
- свидетельства о регистрации;
- справки о размере оплаченного уставного капитала;
- экономического обоснования страховой деятельности;
- сведений о руководителях и их заместителях.