Международные финансово-кредитные организации

Курсовая работа
Содержание скрыть

1. Теоретические аспекты функционирования основных международных финансово-кредитных организаций

1.1 Виды международных финансово-кредитных организаций

Международные финансово-кредитные организации представляют собой организационную форму международного сотрудничества [14, с. 49]. Система международных финансовых организаций на 01.01.2012 г. насчитывает свыше 4 000 наименований., из которых более 300 — межправительственные [7, с. 65].

Все международные финансово-кредитные организации обычно подразделяются на две категории: межправительственные (межгосударственные), участниками которых являются непосредственно государства, и неправительственные, в состав которых входят объединения производителей, компании и фирмы, научные общества и другие организации [1, с. 42].

Под международными государственными финансовыми и кредитными организациями понимаются международные организации, членами которых были и которые созданы на основе соответствующих соглашений для достижения определенных целей. Эти организации имеют систему постоянно действующих органов и обладают международной правосубъектностью (способностью иметь права / обязанности или приобретать их посредством своих действий, например, право на заключение договоров, право на привилегии и иммунитета и т. д.).

В резолюции Экономического и Социального Совета ООН (ЭКОСОС) от 27 февраля 1950 г. содержится следующее определение международных неправительственных организаций: «Любая международная организация, не учрежденная на основании межправительственного соглашения, считается неправительственной организацией» [8, с. 15]. Эти организации в отличие от межгосударственных (межправительственных) организаций не являются субъектами международного (публичного) права, однако осуществляют свою деятельность в национальной, региональной и международной системе отношений межгосударственного или иного характера и имеют статус юридического лица. Конечно, их деятельность оказывает определенное влияние на политику государств и международных правительственных экономических организаций.

В настоящее время количество международных неправительственных организаций превысило 7000 (около 900 организаций имеют консультативный статус в ООН и ее специализированных учреждениях и прямо или косвенно воздействуют на процесс принятия решений, касающихся предмета их деятельности) [8, с. 15].

18 стр., 8626 слов

Учет доходов и расходов кредитной организации. финансовый результат ...

... одного предприятия. Учет доходов и расходов КО. 1.1. Понятие доходов кредитной организации. Право кредитной организации на получение дохода обусловлено конкретным договором или должно быть подтверждено ... и устойчивости обслуживаемых клиентов. Анализ доходов и расходов банка выступает основной составляющей финансового состояния банка. Анализ доходов и расходов коммерческого банка, строится на данных ...

Возможны различные классификации этих организаций. В современных условиях целесообразно выделять следующие их виды:

— Межгосударственные универсальные организации, цель и предмет деятельности которых представляют интерес для всех государств мира. Это, прежде всего, система ООН и специализированные учреждения ООН, которые являются независимыми международными экономическими организациями. Среди них можно выделить МВФ, МБРР и его дочерние организации — Международную финансовую корпорацию (МФК) и Международную ассоциацию развития (МАР), а также ВТО и Конференцию ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) [7, с. 65].

— Межгосударственные организации регионального и межрегионального характера, которые создаются государствами для решения различных вопросов, в том числе экономических и финансовых. Примером организаций первого типа служит ЕБРР. Эти организации также могут быть созданы на основе критериев экономического развития их государств-членов. Типичным примером здесь является Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), объединяющая промышленно развитые страны различных регионов мира (второй тип организаций).

— Международные экономические организации, функционирующие в отдельных сегментах мирового рынка. В этом случае они чаще всего выступают в форме соглашений) объединяющих широкий или узкий круг стран. Между понятиями «международные организации» и «соглашения» (здесь не имеются в виду двусторонние соглашения) не всегда существует четкое различие. Некоторые фактически международные организации формально являются соглашениями, и наоборот: на базе международного соглашения создается секретариат, выполняющий на постоянной основе организационные функции, регулярно созывающий представителей стран-членов, собирающий и обобщающий статистическую и другую информацию, периодически выпускающий печатные издания.

— Международные финансово-кредитные организации, представленные полуформальными объединениями типа «семерки» (США, Япония, Канада, ФРГ, Франция, Великобритания и Италия).

Экономическое «время» вокруг планеты во многом зависит от состояния экономики этих лидеров мировой экономики. Поэтому в ходе ежегодных конференций (с 1974 г.) они наряду с другими вопросами рассматривают наиболее актуальные проблемы мировой экономики и вырабатывают общую линию поведения. Эти решения часто определяют политику МВФ, МБРР и других международных экономических организаций. Как известно, Россия приняла участие в 24-м саммите (Бирмингем, май 1998 г.) как член «большой восьмерки» [8, с. 15].

К этому виду организаций также следует отнести Парижский клуб стран-кредиторов (действующий на межгосударственном уровне) и Лондонский клуб (действующий на межбанковском уровне).

  • Различные торгово-экономические, валютно-финансово-кредитные, производственные или специализированные хозяйственные и научно-технические организации.

Давайте подробнее рассмотрим такую ​​организацию, как Парижский клуб кредиторов.

Парижский клуб был образован в 1956 году. Причем, как только он был организован, то почти сразу же произошли и первые переговоры с официальными кредиторами в Париже, которые инициировало Правительство Аргентины, с целью выработки взаимоприемлемой основы для пересмотра графиков платежей по гарантированным государством экспортным кредитам. В течение следующих полутора десятилетий Бразилия, Чили и Турция призвали пересмотреть свои графики платежей. Однако наибольшая активность в деятельности Парижского клуба приходится на последние два десятилетия ХХ века, когда сто стран заключили более двухсот соглашений о реструктуризации долга на общую сумму 350 миллиардов долларов. долл.

14 стр., 6726 слов

Парижский клуб кредиторов

... кредитов. Особенность структурной организации Парижского Клуба состоит в том, что он являет собой собрание представителей суверенных государств-кредиторов под председательством высокопоставленного ... очередь, лишает страны-кредиторы Парижского клуба возможно­сти урегулировать финансовые отношения с такими странами. Чтобы вырваться из этого заколдованного круга, Парижский клуб разра­ботал ...

Особенность структурной организации Парижского клуба заключается в том, что это встреча представителей суверенных государств-кредиторов под председательством высокопоставленного чиновника Государственного казначейства Франции. Созданный не как постоянно действующий орган, а для решения конкретных задач по возврату кредитов отдельными заемщиками, клуб руководствуется рядом принципов, например, принципом согласия. Некоторые из принципов периодически пересматриваются.

Поскольку Парижский клуб не имеет фиксированного членства, любое государство-кредитор, держатель облигаций, для которого может потребоваться пересмотр условий погашения, может участвовать в переговорном процессе внутри Клуба. При этом, поскольку большую часть кредитов и займов развивающиеся государства и страны с переходной экономикой Центральной и Восточной Европы получают от членов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), то поэтому последние почти всегда участвуют в переговорах. В его рамках страны, испытывающие трудности с погашением внешних обязательств перед другими государствами и частными учреждениями, ведут переговоры со своими кредиторами о пересмотре условий и сроков платежей. Возможно, даже само название «Парижский клуб» не совсем корректно, хотя это неформальная организация, а не официальная международная организация. У него нет своей штаб-квартиры, у него нет устава, иными словами, этот Клуб не имеет статуса юридического лица.

В то же время Парижский клуб мало известен широкой публике, что отчасти связано с его политикой конфиденциальности. Кредиторы стараются не разглашать информацию, касающуюся их оценки экономического и финансового положения конкретного должника и размера ожидаемых выгод по погашению долга. При этом решение о том, следует ли предоставлять такую ​​информацию третьим лицам и в какой степени, принимает сам должник.

Рассмотрим подробнее такую ​​организацию, как Лондонский клуб кредиторов. Лондонский клуб кредиторов — это неофициальная организация коммерческих банков и иностранных финансовых институтов, созданная ими для ведения переговоров со странами-должниками, сталкивающимися с серьезными проблемами в обслуживании и погашении своих соответствующих внешних долговых обязательств. При этом предметом переговоров с Лондонским клубом являются только долги перед частными банками, не покрытые госгарантиями. Первое заседание Лондонского клуба состоялось в 1976 году, когда обсуждались «проблемы Заира», то есть трудности, с которыми эта страна столкнулась с выплатами по внешним долгам.

Лондонский клуб на неформальной основе объединяет около 600 крупнейших коммерческих банков. В конце 1985 года начала применять новая стратегия урегулирования долга стран со средним доходом (План Бейкера), который предполагал проведение анализа программы финансового выравнивания страны-должника, в результате чего возрос объем банковских кредитов в поддержку программной деятельности.

36 стр., 17935 слов

Внешний долг Российской Федерации: проблемы управления

... этого вопроса обусловлена ​​тем, что проблема государственного долга в настоящее время является ключом к макроэкономической стабилизации страны. От его решения зависит состояние федерального бюджета, золотовалютных резервов, ...

Реструктуризация долга в Лондонском клубе проходит в семь этапов. Должник сначала объявляет мораторий на платежи, формирует группу по урегулированию долга и составляет информационный меморандум. Параллельно кредиторы формируют консультативный комитет по банковскому делу. Стороны созывают совещание по изучению положения. Затем они согласовывают ключевые условия и, наконец, документально оформляют соглашения о реструктуризации долга.

Подобно Парижскому клубу, Лондонский клуб стремится облегчить бремя обслуживания прямого внешнего долга развивающихся стран. Однако ни один из этих клубов не является официальной международной организацией. Их членство нестабильно, и у них нет официального мандата. В каждом клубе есть набор правил и процедур для проведения проверки долга. В Лондонском клубе интересы банков-кредиторов представляют руководящий комитет тех банков, на долю которых приходится наибольшая доля долга страны. Однако в Парижском клубе чаще проводятся переговоры, на которых кредиторы представлены наиболее влиятельными банками, независимо от их доли в этом пересмотренном долге. При этом руководящие принципы Парижского клуба в отношении неизбежных дефолтов, условий кредитования и совместного списания долга в равной степени применимы к Лондонскому клубу. Несмотря на это структурное и процедурное сходство, между двумя клубами есть существенные различия.

Основная из них заключается в том, что Лондонский клуб занимается реструктуризацией долгов перед коммерческими структурами, а Парижский клуб рассматривает долги перед официальными кредиторами. Лондонский клуб не имеет президента или постоянного секретариата, его процедуры и организация более свободны, чем у Парижского клуба. Поэтому правила проведения встреч Лондонского клуба сильно различаются от страны к стране. При этом, при отсутствии формальных рамок пересмотра сроков погашения долга в Лондонском клубе, коммерческие банки, несущие максимальные риски в отношении страны, добивающейся реструктуризации своей задолженности, образуют единый руководящий комитет под названием банковский консультативный комитет для защиты интересов коммерческих банков, предоставляющих займы той или иной стране.

Клубы кредиторов Парижа и Лондона являются ведущими международными финансовыми ассоциациями.

Парижский клуб кредиторов — важнейшее неформальное финансовое объединение лидеров мировой экономики. Парижский клуб более влиятельный, чем Лондонский клуб, который объединяет представителей банков-кредиторов из 19 стран.

Таким образом, между Лондонским и Парижским клубами кредиторов есть как сходства, так и отличия.

1.2 Международные финансово-кредитные организации и их роль в международном кредитном сообществе

В международных экономических отношениях особенно важна роль международных финансово-кредитных организаций.

Основная экономическая проблема современности, которую решают международные финансово-кредитные организации, — это неприемлемо высокие уровни задолженности развивающихся стран как симптом более серьезной проблемы, которой являются низкие темпы экономического роста.

Преодоление долгового кризиса, с которым столкнулись многие страны с низкими доходами, само по себе не поставит эти страны на путь сокращения бедности. Списание долга должно быть составной частью более комплексной стратегии развития. Благое управление, создание стабильных институтов и содействие экономическому росту остаются ключевыми факторами сокращения бедности в развивающихся странах. Основная причина возникновения долговых проблем в этих странах заключается в том, что экономический рост в течение длительного времени был медленным.

17 стр., 8115 слов

Внешний долг России, проблемы его погашения

... том числе: 111001 задолженность официальным кредиторам Парижского клуба 111002 задолженность кредиторам - не членам Парижского клуба 111003 задолженность бывшим странам СЭВ 112000 По кредитам иностранных ... собой группировку государственных внешних долговых обязательств Российской Федерации, внешнего долга субъектов Российской Федерации, а также долговых обязательств правительств иностранных ...

Всемирный банк и Международный валютный фонд (МВФ) работают над новой основой анализа устойчивости долговой ситуации в развивающихся странах. Задолженность развивающихся стран продолжает увеличиваться. По мнению экспертов Всемирного банка, вместо того чтобы предоставлять странам с низкими доходами займы на льготных условиях, необходимо увеличить объем выделяемых им грантов, с тем чтобы обеспечить устойчивость долговой ситуации в этих бедных странах, в то же время стараясь достичь Целей в области развития на рубеже тысячелетия, одной из которых является искоренение бедности во всех ее проявлениях к 2015 году.

По мнению экспертов Всемирного банка, необходимо анализировать долговую проблему не только в странах с низкими доходами, но и в странах со средними доходами. В то время как уровень внешнего долга стран со средним уровнем дохода в целом снизился, их внутренний долг увеличился довольно значительно. Таким образом, общая сумма государственной задолженности увеличилась» [31, с. 42]. Рост внутреннего долга в странах со средним уровнем дохода — это «явление, требующее тщательного изучения.

По мнению экспертов Всемирного банка, многие развивающиеся страны страдают от вооруженных конфликтов и проблем управления и имеют большие отставания от многосторонних организаций по развитию. Для того чтобы повысить уровень жизни населения планеты в XXI веке, необходимо как можно скорее решить проблему глобального неравенства между богатыми и бедными странами — В этом мире, население которого составляет 6 миллиардов человек, одному миллиарду человек принадлежит 80 процентов глобального ВВП, а еще один миллиард человек стараются выжить, зарабатывая менее одного доллара в день. В течение следующих 25 лет население богатых стран увеличится на 50 миллионов, в то время как население бедных стран, по прогнозам, увеличится на полмиллиарда. Многих ожидают бедность, безработица и глубокое разочарование этим несправедливым миром» [3, с. 42].

По мнению экспертов Всемирного банка, если эти глобальные дисбалансы не будут устранены, они могут создать угрозу миру и процветанию будущих поколений как в бедных, так и в богатых странах.

Развитые страны обязались принять меры по увеличению помощи, открыть свои рынки для экспорта товаров из развивающихся стран и помочь бедным странам в наращивании потенциала.

Развивающиеся страны обязались улучшить управление, создать благоприятный для инвестиций деловой климат, создать прозрачные правовые и финансовые системы и бороться с коррупцией. [3, с. 42].

По мнению экспертов Всемирного банка, безопасность и развитие являются взаимодополняющими задачами, и главная цель на данном этапе — обеспечить взаимосвязь между этими задачами и более эффективно координировать усилия. Доноры не могут позволить себе систематически ничего не предпринимать, дожидаясь, пока эти страны зарекомендуют себя с хорошей стороны Промедление лишь изолирует испытывающие проблемы страны и повышает риск краха институциональной системы, обострения проблемы бедности, экстремизма и терроризма. именно по этим причинам мир должен продолжать участвовать в решении проблем, с которыми сталкиваются уязвимые страны.

10 стр., 4601 слов

Развитие системы потребительского кредита в России и за рубежом

... развитие системы потребительского кредитования в России и за рубежом на примере нескольких стран 3. Исследовать развитие системы потребительского кредитования на примере ООО «ХКФ Банк» в России и ... за рубежом. Глава 1. Теоретические аспекты развития системы потребительского ...

Мировое сообщество не может мириться с ситуацией, когда некоторые части мира останутся в невыгодном положении и не смогут воспользоваться плодами большего глобального процветания. По мнению экспертов Всемирного банка, нельзя допустить, чтобы развитие было столь несбалансированным, когда некоторые страны стабильны и процветают, в то время как их соседи не могут вырваться из порочного круга бедности и конфликтов [14, с. 49].

По мнению экспертов Всемирного банка, помощь не должна предоставляться непоследовательно и бессистемно, отмечая, что периодическое «включение и выключение крана» — это неправильный способ, который помешает донорам достичь своих целей. [11, с. 42].

По мнению экспертов Всемирного банка, помогать развивающимся странам сложно, и что, в конечном итоге, путь к улучшению ситуации должен быть вымощен проводимыми в странах реформами. Однако доноры могут оказывать помощь на стабильной основе и с учетом политической реальности в странах, поэтому международные финансово-кредитные организации не отказываются от реализации программ, которые могут иметь жизненно важное значение для людей или поддерживать усилия, прилагаемые странами в процессе реформ. [31, с. 42].

1.3 Роль международных финансово-кредитных организаций в экономическом развитии России

После распада СССР предполагалось, что каждая бывшая союзная республика будет нести свою долю ответственности по внешнему долгу страны, однако ввиду их неплатёжеспособности все долги по взаимному согласию взяла на себя Россия в обмен на отказ бывших республик от причитавшейся им доли внешних активов СССР. Сумма долга СССР, взятого на себя Россией, составляла тогда около 90 миллиардов долларов., в том числе по обязательствам перед иностранными коммерческими банками — членами Лондонского клуба порядка 30 млрд долл.

После распада СССР только Россия могла обслуживать свои обязательства, поэтому по взаимному согласию было объявлено, что Россия в обмен на отказ бывших союзных республик от причитающейся им доли активов, принимает на себя все их долги.

При этом Россия оказалась четвертой в списке должников Лондонского клуба, который, кстати, предоставлял кредиты в основном развивающимся и коммунистическим странам. По размеру долга Россию превышала лишь Бразилия, Мозамбик и Аргентина.

В 1995 году Россия вступила в Парижский клуб в качестве кредитора. Членство в Парижском клубе в то время имело для России неоспоримые преимущества. Парижский клуб имеет большое влияние на развивающиеся страны. Только Парижский клуб может при желании списать все долги и выдать столько займов, сколько пожелает. И поэтому именно от него больше всего зависит экономическая политика развивающихся стран.

Итак, вступив в Парижский клуб, Россия, прежде всего, получила реальную возможность влиять на мировую экономику. Во-первых, проверьте экономическую политику развивающихся и постсоциалистических стран, которые обязаны клубу. Во-вторых, на равных разговаривать с МВФ. Вступление в клуб позволило России повысить кредитный рейтинг и еще более успешно разместить еврооблигации.

6 стр., 2550 слов

Банковская система Великобритании

... контроля, управление золотовалютными резервами страны от имени Казначейства. Осуществление надзора за кредитными учреждениями, валютными и кредитными рынками- в целом за банковской системой. Банк Англии - член Европейского Валютного ...

Крупнейших должников у России в рамках Парижского клуба было лишь пять. Это Алжир, Вьетнам, Йемен, Мозамбик и Эфиопия.

Когда Россия присоединилась к Парижскому клубу в качестве страны-кредитора, большие надежды возлагались на погашение задолженности развивающихся стран перед Россией. Сегодня трудно сделать однозначный вывод о том, насколько это оказалось выгодным. В настоящее время более двух третей всех поступлений России от зарубежных должников приходится на Индию, отношения с которой урегулированы на особых условиях. Ещё в 1993 году между Россией и Индией было подписано соглашение, где был определён общий размер индийской задолженности в индийских рупиях и порядок её погашения в форме поставок традиционных товаров индийского экспорта (чай, кофе, медикаменты, изделия лёгкой промышленности).

Влияние Парижского клуба всё шире сказывается на российской политике по управлению российскими зарубежными активами в виде долгов иностранных государств. Парижский клуб не признаёт военных долгов. А их доля в российских активах составляет по некоторым странам от 60 до 90 %. Поэтому существует точка зрения об ошибочности вступления в Парижский клуб, поскольку клуб проводит политику списания долгов наименее развитым странам (в размере 60-80 %), к которым относятся многие российские должники. Вступление в Парижский клуб снизило оценку долгов российских должников, имеющих с ним соглашения об облегчении долгового бремени с 52 млрд. долларов до 10-12 млрд долларов, то есть в 4-5 раз.

С другой стороны, используя международные механизмы Парижского клуба, Россия добилась оценки признанной части своей задолженности по курсу 0,6 рубля за 1 доллар. Она получила возможность использовать механизмы международного давления на должников. Некоторые страны, имеющие отношения с клубом, получили кредиты МВФ, Всемирного банка, из которых расплачивались с Россией. Возможности давления на страны-дебиторы у Парижского клуба гораздо обширнее, чем у независимого кредитора. Парижский клуб тесно взаимодействует с международными финансовыми организациями, в частности с МВФ и Всемирным банком. Так что для стран-должников урегулирование задолженности членам клуба, в том числе МВФ, всегда выступает необходимым условием получения новых кредитов МВФ и МБ, а также распространения на них программ облегчения бремени задолженности.

Рассмотрим деятельность международных финансово-кредитных организаций по реформированию финансового сектора за период 1992-2002 гг.

Всемирный банк начал операции по кредитованию России в середине 1992 г. сразу после того, как она стала членом Банка. Несколько отчетов и займов, выполненных в течение последующих шести лет с 1992 по 1998 гг., полностью или частично были посвящены содействию реформам в финансовом секторе. Кредитные операции включали предоставление восстановительных займов I и II, утвержденных в 1992 и 1995 годах соответственно, а также предоставление средств в рамках Проекта развития финансовых учреждений (ПРФУ), Проекта поддержки предприятий (ППП), Проекта подготовки финансовых и управленческих кадров (ППФУК) (все проекты 1994 года), Проекта развития фондового рынка (ПРФР) 1996 года [1, с. 42].

С самого начала основной акцент в стратегии деятельности и программах поддержки Всемирный Банк делал на поддержке развития частного сектора, учреждений и политики, необходимых для создания фундамента стабильной и растущей рыночной экономики. Развитие устойчивой, коммерчески ориентированной финансовой системы, и в частности банковского сектора, рассматривалось как ключевой элемент стратегии. В начале 1990-х годов российский финансовый сектор столкнулся с серьезными проблемами развития, во многом аналогичными проблемам, испытываемым другими экономиками переходного периода. Кроме того, резкое открытие системы для создания кооперативных и других негосударственных банковских учреждений привело к быстрому распространению финансовых организаций, создаваемых разными путями отраслевыми министерствами, государственными предприятиями, кооперативными предприятиями и частными финансово-промышленными группами (ФПГ).

2 стр., 879 слов

Пенсионное обеспечение в системе МЧС России (для всех категорий ...

... военнослужащий утрачивает право на льготную пенсию по смешанному стажу. Пенсионное обеспечение в системе МЧС России (для всех категорий сотрудников и работников) Вид денежного обеспечения по инвалидности ... работу в гражданских компаниях – в этой ситуации он будет переходить в систему общей пенсионной страховки. Выработка наименьшего гражданского стажа пенсии предоставляет право на обретение ...

К 1994 году лицензии получили почти 3000 новых банков, при этом оценка эффективности и контроль качества их операций и управления либо были на минимальном уровне, либо отсутствовали совсем. В то же время имел место быстрый рост объема торговых операций по долговым обязательствам и акциям. Однако мошенничество было обычным явлением, и эмиссии акций использовались в первую очередь для установления контроля над активами существующих предприятий, а не для обеспечения новых инвестиций [8, с. 15].

В дополнение к политической и экономической неопределенности, являющейся неотъемлемой характеристикой 90-х годов в России, становлению здоровой ориентированной на рынок финансовой системы мешали серьезные недостатки институционального характера, среди которых необходимо отметить сохранение мягких бюджетных ограничений как для государственных предприятий, так и для государственных банков, отсутствие и сопротивление введению адекватных стандартов бухгалтерского учета и отчетности, непонимание того, что собой представляют банковские риски в условиях рыночной экономики, и отсутствие навыков управления такими рисками, отсутствие движения в сторону создания эффективной системы надзора за банковской системой и рынком ценных бумаг, слабые идентификация и защита прав собственника, акционера и кредитора, неэффективные системы банковского и корпоративного управления, отсутствие прозрачных и эффективных технологий принятия решений по обанкротившимся банкам, сопротивление иностранному участию в банковском секторе и политическая власть финансово-промышленных групп, заинтересованных в сохранении всех вышеперечисленных препятствий [1, с. 42].

В рамках, по меньшей мере, еще двух проектов (Проект управления окружающей средой (1995 г.) и Проект передачи ведомственного жилого фонда (1996 г.) были открыты опосредованные кредитные линии Всемирный Банк, другие международные финансовые организации (МФО) и доноры в течение 1990-х годов стремились поддержать усилия российских властей по преодолению данных недостатков и содействию развитию финансовой системы. Деятельность Всемирного Банка по оказанию помощи в финансовом секторе до 1996 года была сосредоточена на технической поддержке, предоставлении аппаратных средств для информационных систем, предоставлении консультаций политического характера, направленных на создание основ законодательной, регулирующей и институциональной базы для рыночной банковской системы. В рамках стратегии деятельности Всемирного банка в России 1997 года был провозглашен отказ от такой «приземленной» технологии для того, чтобы воспользоваться преимуществом представившегося «удобного момента» для начала углубленного политического диалога и ускорения структурных реформ. Программа включала в себя большую часть реформ финансового сектора, обозначенных с момента начала деятельности Всемирного Банка по оказанию помощи в реформировании этого сектора [14, с. 49].

17 стр., 8274 слов

Банковская система современной России

... исключением банков, а также банков, кредитующих предприятия, организации и население, характерна для всех развитых стран с рыночной экономикой. Банковская система России является одной из самых важных для развития экономики страны систем ...

Эти усилия увенчались лишь скромными успехами, а общая видимость прогресса исчезла в результате финансового кризиса 1998 года, лишившего платежеспособности финансовые учреждения, на долю которых приходилась основная часть активов системы, и разрушившего доверие населения к банкам. Выплаты по займам Всемирного Банка были прекращены, новые займы, находившиеся на стадии подготовки, были отложены на неопределенное время, одновременно с этим начали предприниматься усилия по сбору фрагментов стратегии и реструктурированию непогашенного долгового портфеля. После показных реформ, длившихся более десяти лет, становление стабильной рыночной саморазвивающейся финансовой системы по-прежнему виделось лишь в неопределенно отдаленной перспективе. Сам кризис 1998 года, возможно, помог укрепить намерения власти предпринять усилия, необходимые для построения именно такой системы, но эффективные действия еще впереди.

Рассматривая деятельность Всемирного Банка по реформированию экономики сектора России в 1991-2002 гг., трудно сделать вывод с какой-либо степенью уверенности о том, что если бы Всемирный Банк не был вовлечен в эту деятельность, многое бы произошло по-другому. Можно предположить, что любая стратегия помощи экономике России, скорее всего, была бы подавлена макроэкономической и политической нестабильностью, которой характеризуется период 90-х годов.

2. Анализ функционирования международных финансово-кредитных организаций на современном этапе

2.1 Международный валютный фонд

Международный валютный фонд (МВФ) — одна из ведущих международных финансово-кредитных организаций, учреждена в 1944 г. на валютно-финансовой конференции в Бреттон-Вудсе (США) для решения задач стабилизации международной валютной сферы, выравнивания платежных балансов и финансового содействия в развитии экономики, реально начала функционировать в 1946 г. Местопребывание — Вашингтон. В МВФ входят 182 страны, в том числе Россия (с 1 июля 1992 г.).

В Бреттон-Вудсе (США, 1944 г.) [14, с. 49].

СССР принял участие в Бреттон-Вудской конференции. Однако впоследствии в связи с «холодной войной» между Востоком и Западом он не ратифицировал Статьи соглашения МВФ. По той же причине на протяжении 50-60-х годов из МВФ вышли Польша, Чехословакия и Куба. В результате глубоких социально-экономических и политических реформ, имевших целью переход от централизованно планируемой экономики к рыночной и интегрирование национальных экономик в мировое хозяйство, в начале 90-х годов бывшие социалистические страны (за исключением Корейской Народно-Демократической Республики и Республики Кубы), а также государства, входившие ранее в состав СССР, вступили в Фонд. Россия стала членом МВФ с 1 июня 1992 г., остальные страны, СНГ и страны Балтии — на протяжении периода с апреля по сентябрь 1992 г. (Таджикистан — в апреле 1993 г.) [31, с. 42].

В 1999 г. (по состоянию на январь) число стран — членов МВФ составляло 182. Кроме того, после завершения всех требуемых процедур место бывшей Социалистической Федеративной Республики Югославии может занять Федеративная Республика Югославия (в составе Сербии и Черногории).

Постоянное местопребывание руководящих органов — Вашингтон (США).

Помимо того, имеются отделения в Париже (Франция), Женеве (Швейцария), Токио (Япония) и при ООН в Нью-Йорке.

Цели МВФ следующие [14, с. 49].

Содействие международному сотрудничеству в валютной сфере;

  • Содействие расширению сбалансированному росту международной торговли и соответственно росту занятости и улучшению экономических стран-членов;
  • Обеспечение функционирования международной валютной системы путем согласования и координации валютной политики и поддерживания валютных курсов и обратимости валют стран-членов;
  • обеспечивать упорядоченные отношения в валютной области между странами-членами;
  • Определение паритетов и курсов валют;
  • не допускать конкурентного обеспечения валют;
  • Оказание содействия в создании многосторонней системы платежей по текущим операциям между странами-членами и в устранении валютных ограничений;
  • Оказание помощи странам-членам путем предоставления займов и кредитов в иностранной валюте для урегулирования платежных балансов и стабилизации валютных курсов;
  • Сокращение длительности и уменьшение степени неуравновешенности международных платежных балансов стран-членов;
  • Предоставление консультационной помощи по финансовым и валютным вопросам странам-членам;
  • Осуществление контроля за соблюдением странами-членами кодекса поведения в международных валютных отношениях.

Ресурсы МВФ формируются за счет взносов стран-членов Фонда (в 2005 г. 28,8 млрд. долл.) [28, с. 15].

Устав МВФ изменялся в 1969 г. (с введением специальных прав заимствования — СДР’), в 1976-1978 гг. (с ликвидацией Бреттон-Вудской валютной системы и созданием Ямайской валютной системы) и в ноябре 1992 г. (с включением санкции — приостановлением права голосования по отношению к государствам, не погасившим свою задолженность перед МВФ).

Предоставление кредитов МВФ осуществляется в форме продажи Фондом СКВ на национальную валюту страны-должника, а погашается кредит посредством выкупа нац. валюты заемщиком за СКВ или СДР. Базой кредитных сумм является квота Уставного Фонда МВФ, которая приходится на страну-члена организации (квота России — 2,99 % или 4,3 млрд. СДР; квота США = 18,2 % или 26,5 млрд. СДР) [14, с. 49].

МВФ оказывает воздействие на экономические процессы в России через реализацию программ финансовой стабилизации и корректировок платежного баланса. В своей деятельности МВФ руководствуется принципом обусловленности, согласно которому страны-члены могут получить от него кредиты лишь при условии, что они обязуются проводить определенную экономическую политику (сокращение бюджетного дефицита, снижение темпов роста денежной массы и поднятие процентных ставок по кредитам выше уровня инфляции).

Высший руководящий орган — Совет управляющих, состоящий из представителей стран-членов (обычно ответственного за проведение валютной политики министра или главы центрального банка вместе с заместителем), назначенных на 5 лет; он собирается 1 раз в год. За исключением ряда полномочий (определение условий и прием новых членов, пересмотр квот, изменение валютных паритетов и др.) Совет управляющих может делегировать исполнение своих задач Исполнительному совету.

Исполнительный совет (Директорат) отвечает за текущие дела МВФ. 7 из 24 исполнительных директоров назначаются странами с наибольшими квотами (Германия, Великобритания, Китай, Франция, Саудовская Аравия, США и Япония), остальные избираются управляющими из других стран с соблюдением принципов регионального представительства. Среди исполнительных директоров представлена и Россия. Назначение и выборы производятся 1 раз в 2 года. Заседания Исполнительного совета проходят несколько раз в неделю.

Директорат назначает директора-распорядителя (по традиции — это представитель Европы), который не может быть ни управляющим, ни исполнительным директором. Директор-распорядитель председательствует на заседаниях Директората (без права голоса, за исключением случаев, когда голоса разделяются поровну) и возглавляет административный аппарат фонда.

Требования, с выполнением которых МВФ обычно связывает предоставление своих кредитов, подразделяются на три группы: осуществление мер с целью достижения макроэкономической и финансовой стабилизации;

  • приватизация и другие структурные преобразования экономической системы; либерализация внешнеэкономической деятельности. По этим трем направлениям можно проследить и условия кредитов, которые МВФ предоставлял России.

Членство в МВФ налагает на Россию и другие страны СНГ обязательство выполнять требования, зафиксированные в Статьях соглашения МВФ. Интегрирование национальных экономик этих стран в мировое хозяйство требует от них соблюдения правил, регулирующих международные валютно-финансовые отношения.

Во-первых, в соответствии со статьей VIII устава обязанностью стран — членов МВФ является устранение валютных ограничений, поддержание конвертируемости национальных валют в сфере международных текущих валютных операций, неучастие в дискриминационных валютных соглашениях. Однако введение конвертируемости валют не рассматривается в качестве предварительного условия вступления страны в Фонд. Статья XIV позволяет вновь принятым странам в течение «переходного периода» (продолжительность его не зафиксирована) сохранять или устанавливать вновь те или иные валютные ограничения.

Во-вторых, статья VIII требует от стран-членов не прибегать к практике множественности валютных курсов. Согласно этому требованию, Россия установила с июля 1992 г. единый рыночный курс рубля по отношению к доллару и другим иностранным валютам. Валютный курс рубля не привязан к какой-либо западной валюте или валютной «корзине» и является плавающим, т. е. складывается под воздействием соотношения спроса и предложения на валютных биржах, прежде всего на Московской межбанковской валютной бирже (ММВБ), а также на внебиржевом межбанковском рынке. Официальный курс рубля к доллару определялся в то время Центральным банком по результатам межбанковского фиксинга на торгах ММВБ [14, с. 49].

В-третьих, непременным условием членства России и других государств бывшего СССР в МВФ является установление их информационной открытости. Страны-члены должны регулярно предоставлять Фонду статистические данные о своей экономике, платежном балансе, золотовалютных резервах и т. п. Помимо того, они обязаны принимать у себя представителей МВФ для изучения на месте состояния хозяйственного механизма и характера макроэкономической политики.

Исходя из монетаристской модели макроэкономического равновесия национальной экономики, основной источник нарушения этого равновесия МВФ традиционно видит в дефиците государственного бюджета. Соответственно, главным стержнем всех стабилизационных программ, которые он согласовывал с Россией, была установка на возможно большее сокращение этого дефицита.

Другая категория требований МВФ к России — ужесточение денежно-кредитной политики, в особенности ограничение кредитования государства. В расширении кредитов Центрального банка МВФ усматривал основную причину роста инфляции в стране. Другим постоянным направлением требований МВФ к России является приватизация государственной собственности и проведение структурных реформ в экономике. Помимо собственно приватизации, наиболее важные конкретные условия в рамках данного направления, с выполнением которых МВФ связывает предоставление России кредитов, таковы [8, с. 15]:

  • всемерное поощрение частного сектора в промышленности и других отраслях национального хозяйства;
  • усиление роли рыночных сил в распределении и перемещении производственных и финансовых ресурсов;
  • полное устранение административного контроля за ценами и уровнем прибыли предприятий, за исключением, на первых порах, нескольких естественных монополий;
  • радикализация земельной и сельскохозяйственной реформы, отмена ограничений на куплю и продажу земли;
  • укрепление банковского сектора — усиление эффективности надзора над коммерческими банками со стороны Центрального банка, повышение уровня ликвидности банков, совершенствование платежной системы;
  • формирование и развитие финансовых рынков, что предполагает создание более действенной правовой и организационной основы для функционирования рынка ценных бумаг, в частности долгов предприятий путем введения новых финансовых инструментов, в первую очередь стандартизированных векселей;
  • обеспечение для иностранных инвесторов равных с национальными предпринимателями возможностей участия в приватизации собственности.

2.2 Всемирный банк и группа Всемирного банка

Созданный во время Второй мировой войны в Бреттон-Вудс (штат Нью-Гэмпшир), Всемирный банк на начальном этапе своего существования оказывал содействие в послевоенном восстановлении Европы [14, с. 49].

Сегодня группа учреждений Всемирного банка состоит из пяти тесно связанных между собой учреждений, владельцами которых являются страны-члены, обладающие правом принятия окончательных решений. Как будет объяснено ниже, каждое из этих учреждений играет определенную роль в решении задач борьбы с бедностью и повышения уровня жизни населения развивающихся стран. Термин «Группа учреждений Всемирного банка» охватывает все пять учреждений. Термин «Всемирный банк» относится лишь к двум из них — МБРР и МАР [27, с. 65].

Всемирный банк не является «банком» в обычном значении этого слова, это не банк, а, скорее, специализированное агентство. Он представляет собой одно из специализированных учреждений Организации Объединенных Наций, включающее 184 государства-члена. Эти государства-члены совместно отвечают за то, как финансируется учреждение и как расходуются средства. Со временем «Всемирным банком» так же стали называть Международный банк реконструкции и развития (МБРР) и Международную ассоциацию развития (МАР).

Эти организации совместно предоставляют займы по низким ставкам, беспроцентные кредиты и гранты развивающимся странам.

Всемирный Банк превратился в более крупную, широкомасштабную и гораздо более сложную по своей структуре организацию. Он стал Группой Всемирного банка, в которую входят пять тесно связанных между собой организаций развития: Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Международная ассоциация развития (МАР), Международная финансовая корпорация (МФК), Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям (МИГА) и Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИ) [14, с. 49].

Международный банк реконструкции и развития

Год основания: 1945 Количество членов: 184

Совокупный объем кредитования: 394 млрд. долл. США

Объем кредитования в 2004 финансовом году: 11 млрд. долл. США на 87 новых операций в 33 странах

Членами Международного банка реконструкции и развития (МБРР) являются 184 государства, т. е. почти все страны мира. В Международную ассоциацию развития (МАР) входят 163 государства, в Международную финансовую корпорацию (МФК) — 175 государств, в Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям — 158 государств, а в Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИ) — 134 государства. Россия входит во все организации группы Всемирного банка, кроме МЦУИ [8, с. 15].

Однако на современном этапе Банк уделяет все больше внимания работе, направленной на достижение главной цели его деятельности — сокращениe бедности. Когда-то в Банке работали практически исключительно инженеры и финансовые аналитики, причем исключительно в штаб-квартире Банка в Вашингтоне. Сегодня Банк располагает многопрофильным и разнообразным по своему составу штатом сотрудников, в том числе экономистов, экспертов по вопросам государственной политики, отраслевых экспертов и социологов. Сорок процентов сотрудников работают в постоянных представительствах Банка в странах.

Цель деятельности МБРР заключается в том, чтобы, содействуя устойчивому развитию, сократить бедность в странах со средними доходами, а также в более бедных кредитоспособных странах, посредством предоставления займов, гарантий и оказания услуг, не связанных с кредитованием, в том числе аналитических и консультационных. МБРР не стремится к максимизации прибыли, однако, начиная с 1948 года, ежегодно получает чистый доход. За счет прибыли финансируются некоторые виды деятельности в области развития и обеспечивается финансовая стабильность МБРР, что позволяет мобилизовать средства на рынках капитала под низкий процент и предоставлять такие средства заемщикам на выгодных для них условиях. Поскольку МБРР принадлежит государствам-членам, количество голосов, на которые имеет право каждое из государств-членов, определяется размером их подписки на акционерный капитал, что, в свою очередь, связано с относительным уровнем экономического развития страны.

В настоящее время Всемирный Банк финансирует более 1 800 проектов практически во всех секторах и развивающихся странах. Финансируются самые различные проекты — от развития системы микрокредитования в Боснии-Герцеговине и кампаний информирования общественности о проблеме СПИДа в Гвинее до поддержки образования девочек в Бангладеш, усовершенствования системы медицинского обслуживания в Мексике и оказания помощи получившему независимость Восточному Тимору.

2.3 Европейский банк реконструкций и развития

Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) — третья влиятельная кредитная организация после МВФ и МБРР. Создан в 1991 г. (приступил к операциям в апреле 1991 г.) специально для оказания помощи странам Центральной и Восточной Европы и бывшего СССР на этапе рыночных преобразований. Местопребывание — Лондон.

Предложение о создании ЕБРР было высказано в Европейском Парламенте тогдашним президентом Франции Франсуа Миттераном 25 октября 1989 года [8, с. 15].

Несколько месяцев спустя оно было поддержано Европейским Советом в Страсбурге, а в мае 1990 года в Париже подписано соглашение о создании Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР).

Это международное финансовое учреждение появилось для содействия переходу к рыночной экономике стран, расположенных на гигантском пространстве — от Центральной Европы до Центральной Азии. ЕБРР находится в собственности 60 государств, Европейского инвестиционного банка и Европейского Союза [11, с. 42].

Россия — один из основателей ЕБРР, на ее долю приходится 4 процента капитала (800 миллионов евро), она представлена в Совете директоров. Сейчас ЕБРР занял положение ведущего индивидуального инвестора в Восточной Европе и СНГ, где он действует через 30 своих представительств. Cотрудники ЕБРР обладают необходимой подготовкой и глубокими знаниями политических, экономических и социальных условий тех стран, где они работают. Банк отличается гибким подходом к требованиям частных инвесторов и благодаря ориентации на долгосрочные проекты готов к политическим рискам в различных государствах и секторах экономики.

В ЕБРР входит 59 стран, акционерный капитал составляет 10 млрд. евро, или 13 млрд. долл. (евро является офиц. валютой банка, все его активы, обязательства и финансовые отчеты выражаются в евро) и разделен на 1 млн. акций номинальной стоимостью в 10 000 евро. Руководящими органами ЕБРР являются Совет управляющих и Совет директоров. Каждый член банка представлен в Совете управляющих и Совете директоров [27, с. 65].

ЕБРР — универсальное учреждение и объединяет различные направления: предоставляет кредиты правительствам 25 стран и одновременно уделяет внимание поддержке частного сектора в этих странах.

ЕС по праву считается ведущим партнером этого международного учреждения. Он предоставляет безвозмездные финансовые ресурсы в форме технического содействия. Эти инвестиции способствовали проведению процесса приватизации, развитию малых и средних предприятий частного сектора.

3. Перспективы развития взаимодействия России и международных финансово-кредитных организаций

Президент Группы Всемирного банка Джим Ён Ким в ходе своего визита в Российскую Федерацию в феврале 2013 г., обсудил с руководством РФ дальнейшее развитие партнёрских отношений с Россией, история которых насчитывает уже два десятилетия; вопросы улучшение делового климата и диверсификации экономики. Он также принял участие во встречах «Группы Двадцати», которую впервые принимала Российская Федерация.

Вместе с другими лидерами «Группы Двадцати» Джим Ён Ким принимал участие во встрече с Президентом РФ Владимиром Путиным в Кремле, где обозначил приоритеты Группы Всемирного банка.

«Россия взяла на себя роль председателя в «Группе Двадцати» в очень важный момент», — заявил Дж. Ким, выступая перед Президентом РФ Путиным и лидерами «Группы Двадцати». — «Худшая часть мирового экономического кризиса уже позади. Однако, необходимо обеспечить стабильность, приступить к закреплению темпов экономического роста и достижению его устойчивости посредством создания новых рабочих мест. Россия послала весьма важный сигнал, включив тему создания рабочих мест в повестку «Группы Двадцати» на этот год».

Днем ранее в ходе прошедших встреч Джим Ён Кима с Министром экономического развития Андреем Белоусовым и Министром финансов Антоном Силуановым была достигнута договорённость о создании в Москве «центра по распространению накопленных знаний и опыта», в целях улучшения делового климата и стимулировании инноваций в России. В своей работе центр будет опираться на текущий опыт Группы Всемирного банка, связанный с оказанием консультационных услуг 30 российским регионам и федеральным органам власти в области улучшения делового климата. За последние годы Россия улучшила свои позиции в рейтинге в рамках исследования Группы Всемирного банка «Ведение бизнеса», и намерена к 2018 году войти в 20-ку лучших стран мира по данному показателю.

«Президент Путин чётко обозначил своё желание видеть Россию среди ведущих стран мира с точки зрения создания условий для ведения бизнеса, что нашло свое отражение в ходе всех встреч, в которых я принимал участие на прошлой неделе», — отметил Ким. — «Российские органы власти хотели бы улучшить деловой климат, чтобы привлекать инвестиции, обеспечивать рост компаний и создавать рабочие места для россиян. Создание в Москве нового «центра по распространению накопленных знаний и опыта» позволило бы растиражировать уроки, полученные при работе в успешных российских регионах, на другие районы страны, которые продолжают решать задачу совершенствования делового климата. Например, Ульяновская область заняла первое место в рейтинге российских регионов, поскольку она претворила в жизнь многочисленные реформы в данной сфере. Этот факт доказывает, что деловую среду можно также улучшать как на местном, так и региональном уровнях».

В рамках своего первого официального визита в Россию в качестве Президента Банка Джим Ён Ким встретился со многими партнёрами Группы Всемирного банка в стране, в том числе с: руководителями ряда субъектов Российской Федерации, где Группа Всемирного банка реализует инвестиционные проекты и оказывает консультационные услуги; а также с представителями частного сектора; гражданского общества и научных кругов; со студентами и представителями государственной власти. Во время этих встреч обсуждались различные темы, включая дальнейшие перспективы развития партнёрских отношений Банка с Российской Федерацией, история которых насчитывает уже 21 год, и охватывающих все уровни, в том числе: с Россией — как с глобальным партнёром; со страной — председательствующей в «Группе Двадцати»; а также — как с новым международным официальным донором в области развития и ключевым игроком в регионе.

В ходе встречи с Министром финансов Антоном Силуановым стороны пришли к соглашению о том, что экономическое развитие российских регионов имеет первостепенное значение для будущего страны, и потому Всемирному банку следует расширять масштабы своей работы на уровне субъектов Российской Федерации. В рамках совместно разработанной «Стратегии партнёрства Группы Всемирного банка и Российской Федерацией», которая была принята в декабре 2011 года, Группа Всемирного банка углубляет сотрудничество с российскими регионами — особенно с наименее благополучными с точки зрения экономического развития. В рамках «Стратегии партнерства» предусмотрен ряд уникальных инициатив в области сотрудничества, среди которых: прямое кредитование регионов со стороны Всемирного банка и Международной финансовой корпорации (МФК) — подразделения Группы Всемирного банка, работающего с частным сектором; оказание консультационных услуг на возмездной основе; а также разработка совместных подходов МФК и Международным агентством по гарантированию инвестиций (МИГА), благодаря которым значительно возрастает их роль в развитии частного сектора.

Заключение

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.

Международные финансово-кредитные организации представляют собой организационную форму международного сотрудничества. Система международных финансовых организаций на 01.01.2012 г. насчитывает свыше 4 000 наименований., из которых более 300 — межправительственные.

Все международные финансово-кредитные организации обычно подразделяются на две категории: межправительственные (межгосударственные), участниками которых являются непосредственно государства, и неправительственные, в состав которых входят объединения производителей, компании и фирмы, научные общества и другие организации.

Под международными государственными финансовыми и кредитными организациями понимаются международные организации, членами которых были и которые созданы на основе соответствующих соглашений для достижения определенных целей. Эти организации имеют систему постоянно действующих органов и обладают международной правосубъектностью (способностью иметь права / обязанности или приобретать их посредством своих действий, например, право на заключение договоров, право на привилегии и иммунитета и т. д.).

Возможны различные классификации этих организаций. В современных условиях целесообразно выделять следующие их виды:

1. Межгосударственные универсальные организации, цель и предмет деятельности которых представляют интерес для всех государств мира.

  • Межгосударственные организации регионального и межрегионального характера, которые создаются государствами для решения различных вопросов, в том числе экономических и финансовых. Примером организаций первого типа служит ЕБРР.
  • Международные экономические организации, функционирующие в отдельных сегментах мирового рынка. В этом случае они чаще всего выступают в форме соглашений) объединяющих широкий или узкий круг стран.
  • Международные финансово-кредитные организации, представленные полуформальными объединениями типа «семерки» (США, Япония, Канада, ФРГ, Франция, Великобритания и Италия).

— Различные торгово-экономические, валютно-финансово-кредитные, производственные или специализированные хозяйственные и научно-технические организации.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://ex-zaim.ru/kursovaya/finansovo-kreditnyie-organizatsii/

международный кредитный валютный банк

1. Абрамова М.А., Финансы, денежное обращение и кредит: Учеб. Пособие / Абрамова М.А. — М.: Институт международного права и экономики, 2011. — 250 с.

Антонов В.А., Мировая валютная система и международные расчеты. / Антонов В.А. — М.: Центр, 2012. — 350 с.

Александрович А.А. Финансы, денежное обращение и кредит. / Александрович А.А. С-Пб, «Питер», 2011. — 410 с.

Бабченко Т.Н. Учет внешнеэкономической деятельности. / Бабченко Т.Н. — М.: Экзамен, 2011. — 280 с., Балабанов И.Т. Экономика банковского дела. С-Пб, «Питер», 2011. — 410 с.

6. Бандурин В.В., Касаткин В.В., Торопов С.В. Проблемы реформирования системы управления банками. М., Полиграфресурсы, 2011. — 410 с.

7. Вершинин А.П. Внешнеэкономическое право: Крат. Учеб. Курс. / Вершинин А.П.М.: Изд-во НОРМ А, 2011. — 239 с.

8. Грачев. Ю.Н. Внешнеэкономическая деятельность: Орг. и техника внешнеторг. операций: Учеб. — практ. пособие. / Грачев Ю.Н. — М.: Бизнес-школа Интел-Синтез, 2011. — 310 с.

Герчикова И.Н. Международное коммерческое дело: Учебник для вузов. / Герчикова И.Н. — М.: Банки и биржи, 2009. — 210 с.

10. Журавлев Ю.М., Экономика банковского дела (теория и практика), / Журавлев Ю.М. — М., Анкил, 2009. — 480 с.

Журавлев Ю.М., Банки в России (теория и практика), / Журавлев Ю.М — М., 2011 г. — 560 с., Журавлев Ю.М., Проблемы банковского бизнеса, / Журавлев Ю.М. — М., 2012. — 160 с., Ивасенко А.Г. Безналичный расчет. Ивасенко А.Г /.-М.:ЮНИТИ. 2011. — 360 с

14. Киреев А. Международная микроэкономика: движение товаров и факторов производства. / Киреев А. — М.: Международные отношения, 2009. -140 с.

15. Киреев А. Международная экономика. В 2-х частях. / Киреев А. — М.; Международные отношения, 2009. — 250 с.