Кредитная система РФ: общая характеристика, проблемы и пути их решения

Курсовая работа

Представленная работа посвящена теме «Кредитная система Российской Федерации: общая характеристика, проблемы и пути их решения».

Актуальность данной работы определяется, прежде всего, тем, что по мере продвижения России по пути формирования цивилизованной рыночной экономики возрастает роль кредитно-денежных отношений и их основных субъектов — кредитных организаций.

Оценивая степень развития темы «Кредитная система» в научной литературе, необходимо отметить, что большое количество отечественных и зарубежных ученых обратилось к изучению кредитной системы, к определению ее основных уровней. Общие вопросы развития и становления кредитной системы, основные понятия и категории элементов кредитной системы изложены в трудах Л.М.Максимовой, В.И. Колесникова, Б.А. Райзберга, Е.Б. Стародубцевой, О.И. Лаврушина, А.И.Полищук, Г.Н.Белоглазовой и др.

Целью данного курса является изучение особенностей кредитной системы Российской Федерации, ее становления и развития.

В рамках достижения поставленной цели автором были поставлены следующие задачи:

  • Раскрыть сущность кредитной системы России;
  • Анализ исторических аспектов развития кредитной системы РФ;
  • Изучение банковской системы и её элементов;
  • Исследование различных специализированных финансово — кредитных институтов и их функционирование;
  • Изучение проблем и перспектив развития кредитной системы России.

Объектом изучения данной курсовой работы является кредитная система и ее компоненты.

Предметом исследовательской курсовой работы является кредитная система России.

Теоретическую и методологическую основу исследования составили синтетический анализ, графический метод, системный, комплексный и исторический подходы к изучению кредитных проблем. Авторы классической школы А.Смит и Д.Рикардо рассматривали натуралистическую теорию кредита (кредит как форма движения производительного капитала).

Так же существовала капиталотворческая теория кредита авторами этой теории были шотландский экономист и финансист Дж. Ло и английский экономист Г. Маклеодом. Дальнейшее развитие капиталотворческая теория кредита получила в начале XX века в работах немецкого банкира А. Гана, английских экономистов Дж. М. Кейнса и Р. Хоутри, американского экономиста Э. Хансена.

Информационно — эмпирическую базу составили учебные издания таких авторов как Белоглазова Г.Н., Быков М.В., Корниенко О.В., Фетисов Г.Г., и др., а так же ресурсы Интернет и прочие актуальные источники информации.

3 стр., 1416 слов

Инвестиционная программа стратегического плана социально-экономического ...

... ]. Выводы Исследование основных проблем увеличения инвестиций для ускорения социально-экономического развития России показало, что есть возможности разработки и осуществления эффективных программ технологического ... Российской Федерации в развитии национальной инновационной системы на период до 2010 года и далее». «Инновационная активность крупного бизнеса в России: барьеры, механизмы, перспективы», ...

Нормативно — правовую базу составили Конституция РФ, Федеральные законы «О Центральном Банке РФ (Банке России)», «О банках и банковской деятельности» и др. нормативные акты.

Работа имеет традиционную структуру и включает введение, основную часть, состоящую из 3-х глав, заключение и библиографию.

Во введении обосновывается актуальность выбора темы, устанавливаются цель и задачи исследования, описываются методы исследования и источники информации.

Первая глава раскрывает общие вопросы, раскрывает исторические аспекты проблемы «Кредитная система Российской Федерации: общая характеристика, проблемы и пути их решения».

Во второй главе исследуется структура современной кредитной системы и различных специализированных финансово-кредитных учреждений.

Третья глава раскрывает перспективы развития кредитной системы России в посткризисный период, а также проблемы кредитной системы и способы их решения.

Глава 1. Теоретические основы функционирования кредитной системы Российской Федерации

1.1 Сущность кредитной системы

Кредитная система представляет собой особую ветку предпринимательской деятельности, которая направлена на привлечении и накопление свободных средств, а также распределение этих денежных средств между отдельными хозяйственными звеньями с условием платности, срочности и возвратности.

Современную кредитную систему можно представить следующим образом. Во-первых, это цепочка различных режимов, форм и принципов кредитования, а также различных кредитных коэффициентов. Все это вместе составляет кредитный механизм, без которого кредитная система не может функционировать.

Кредитный механизм это:

Система связей, накопления и привлечения денежного капитала между различными секторами экономики и кредитными организациями.

Отношения, которые действуют в сфере активного капитала и напрямую связаны с перераспределением денежного капитала между банками и кредитными учреждениями.

Отношения между иностранными клиентами и кредитными институтами.

Кредитный механизм также включает в себя все аспекты ссуды, инвестиций, фонда, брокерских услуг, консультирования, накопления, перераспределения кредитной системы в пользу ее учреждений.

Во-вторых, в кредитную систему входят не только специализированные финансово-кредитные учреждения, но также страховые компании и инвестиционные фонды. Они связывают отдельные звенья кредитной системы и существенно дополняют ее деятельность.

В российской и зарубежной литературе не существует единого мнения относительно понятия «кредитная система»:

Кредитная система — это совокупность различных кредитно-финансовых институтов, действующих на рынке ссудных капиталов и осуществляющих аккумуляцию и мобилизацию денежного капитала (Е. Ф. Жуков).

Кредитная система — это совокупность банков и других кредитных организаций, которые имеют кредитные отношения.

Кредитная система — (в широком смысле) совокупность кредитных отношений, форм и методов кредита, существующих в рамках той или иной социально-экономической формации; (в узком смысле) совокупность банков и других кредитно-финансовых учреждений, осуществляющих мобилизацию свободных денежных капиталов и доходов и предоставление их в ссуду (Л. М. Максимова).

3 стр., 1307 слов

Страхование в системе финансово-кредитных отношениях

... отраслей народного хозяйства; имущественное и личное страхование; – кредит (государственный, муниципальный и банковский). Названные звенья финансовой системы существуют как на федеральном уровне, так и ... расширения и углубления товарно-денежных отношений в Российской Федерации. финансово-кредитную систему В финансовой системе Российской Федерации в последние годы произошли существенные изменения в ...

Через кредитную систему реализуются сущность и функции кредита. Кредит: происходит движение ссудного капитала, который ссужается на условиях возврата под определенный процент. Кредит выполняет следующие функции:

  • аккумуляцию и мобилизацию денежного капитала;
  • перераспределение денежного капитала;
  • экономию издержек;
  • ускорение концентрации и централизации капитала;
  • регулирование экономики.

С функциональной точки зрения кредитная система представлена ​​банковскими, потребительскими, коммерческими, государственными и международными займами. Все эти виды финансирования характеризуются конкретными формами взаимоотношений и способами распределения.

Коммерческий заем предоставляется одной операционной компанией другой в форме отсроченной продажи активов. Инструментом этой ссуды является переводной вексель, оплачиваемый через коммерческий банк. Объектом коммерческого кредитования обычно является товарный капитал, служащий для обращения промышленного капитала, для движения товаров из сферы производства в сферу потребления. Особенность коммерческого кредита в том, что здесь ссудный капитал сливается с производственным. Основная цель этого кредита — ускорить процесс продажи активов и прибыли, содержащейся в них. Проценты по коммерческой ссуде, включенные в цену товаров и сумму счета, как правило, ниже, чем по банковской ссуде. Размер коммерческого кредита ограничен размером резервного капитала, доступного промышленным и коммерческим компаниям.

Банковский кредит предоставляется банками и другими кредитно-финансовыми институтами юридическим лицам (промышленным, транспортным, торговым компаниям), населению, государству, иностранным клиентам в виде денежных ссуд.

В настоящее время существуют несколько форм банковского кредита:

Потребительские кредиты обычно предоставляются коммерческими компаниями, банками и специализированными кредитно-финансовыми учреждениями для приобретения населением товаров и услуг в рассрочку. Обычно с помощью такого кредита реализуются товары длительного пользования (автомобили, холодильники, мебель, бытовая техника).

Ипотечный кредит выдается на покупку или строительство жилья, покупку земли. Предоставляют его банки (кроме инвестиционных) и специализированные кредитно-финансовые институты. Кредит выдается также в рассрочку. Наиболее высокий уровень ипотечного кредита — в США, Канаде, Англии. Проценты по кредиту варьируются в зависимости от экономической ситуации — от 15 до 30 и более.

Государственный кредит следует разделить на собственно государственный кредит и государственный долг. В первом случае кредитные институты государства (банки и другие кредитно-финансовые институты) кредитуют различные секторы экономики. Во втором случае государство заимствует средства у банков и других кредитно-финансовых организаций на рынке капитала для финансирования дефицита бюджета и государственного долга. При этом кроме кредитных институтов, государственные облигации покупают население, юридические лица, т.е. различные предприятия и компании.

Реализуют и организуют эти отношения специализированные учреждения, образующие кредитную систему во втором (институциональном) понимании. Банки являются основным звеном институциональной структуры кредитной системы. Кредитная система — это более широкое понятие, чем банковская система, которая включает только набор банков, действующих в стране.

Кредит играет важную роль в решении проблемы продажи товаров и услуг на рынке. Стремительный рост потребительских и жилищных ипотечных кредитов населению значительно расширил рынок потребительских товаров длительного пользования и сыграл значительную роль в быстром развитии смежных отраслей и строительства.

Современная кредитная система включает два основных понятия: совокупность кредитно-расчетных и платежных отношений, которые базируются на определенных, конкретных формах и методах кредитования; совокупность функционирующих кредитно-финансовых институтов (банков, страховых компаний и др.).

Первое понятие обычно связано с обращением ссудного капитала в форме различных форм кредита. Второй означает, что кредитная система через свои многочисленные институты аккумулирует свободные средства и направляет их предприятиям, населению и правительству.

Кредитная система основана на реализации сложных экономических отношений, прошедших долгий исторический путь развития и играющих консолидирующую роль в структуре всех экономических отношений в период перехода России к рынку.

С точки зрения институционального подхода кредитная система состоит из нескольких звеньев, каждое из которых выполняет определенные функции по накоплению и распределению средств. Разделение функций между связями объективно связано с различиями в методах и средствах их деятельности, а также с разными ролями. Организационная структура современной кредитной системы представлена в таблице 1.

Таблица 1 Организационная структура современной кредитной системы

Ярус

Сектор, институт

Система

1

Центральный банк

Банковская система

2

Банковский сектор

коммерческие банки

— сберегательные банки

— инвестиционные банки

— ипотечные банки и др.

3

Парабанковская система

— страховые компании

— пенсионные фонды

4

Специализированные небанковские кредитно-финансовые институты (СКФИ)

— инвестиционные компании

— финансовые компании

— благотворительные фонды

— кредитные союзы и пр.

Эта система типична для большинства промышленно развитых стран. Ее называют четырех или трех ярусной.

В Российской Федерации кредитная система складывается из двух уровней: первый уровень — Центральный банк РФ (Банк России); второй уровень — коммерческие банки и другие финансово-кредитные учреждения, осуществляющие отдельные банковские операции, т.е. ко второму уровню отнесены банки и небанковские кредитные организации.

1.2 Историческое развитие кредитной системы России

Созданию современной кредитной системы Российской Федерации предшествовал длительный исторический период, который определялся социально-экономическими условиями развития нашей страны.

История кредитной системы прошла несколько этапов формирования. До 1917 года наша кредитная система развивалась по капиталистическим законам, которые отражали соответствующую социально-экономическую формацию. По структуре, функциям и операциям он приближался к модели кредитной системы основных капиталистических стран того времени. В Российской империи существовала трехъярусная кредитная система, состоявшая из следующих звеньев, которая показана в таблице 2.

Таблица 2 Структура кредитной системы Российской империи до 1917 г.

Ранг

Наименование (сектор, институт, банк)

Представители

I

Государственный банк

Государственный банк

II

Банковский сектор

Представленный в основном коммерческими и сберегательными банками.

III

Специализированные кредитные институты

Страховые компании, кредитные товарищества и др.

В отличие от западных стран, в России в основном развиты два уровня: Государственный банк и частный банковский сектор. Третий уровень был относительно недоразвит из-за низкого уровня развития рынков капитала и ценных бумаг.

Начавшаяся в начале 1918 г. гражданская война по существу ликвидировала кредитную систему, так как в условиях отсутствия товарно-денежных отношений кредит потерял свое значение. В начале 1920-х годов новая экономическая политика привела к восстановлению кредитной системы, но в довольно урезанном виде. Был создан Государственный банк, начали функционировать кооперативные и акционерные коммерческие банки. К 1925 г. была восстановлена кредитная система, структура которой отражена в таблице 3.

Таблица 3 Структура кредитной системы СССР в 1925 году

Ранг

Наименование (сектор, банк, институт)

Виды

I

Государственный банк

II

Банковский сектор

акционерные банки;

  • кооперативные банки;
  • коммунальные банки;

Центральный сельхозбанк,

республиканские сельхозбанки.

III

Специализированные и кредитно — финансовые учреждения

общества сельскохозяйственного кредита;

  • общества взаимного кредита;
  • сберегательные кассы;
  • кредитная кооперация.

Структура кредитной системы была представлена ​​тремя уровнями и отражала новые социально-экономические отношения, сложившиеся в стране в начале 1930-х годов. Особенность новой кредитной системы заключалась в том, что большая часть ее звеньев являлась государственной собственностью, затем шли кооперативная и самая незначительная — капиталистическая (в основном с обществами взаимного кредита).

При этом кредитная система в основном была представлена ​​отраслевыми и специализированными банками и кредитными компаниями.

В последующие годы кредитная система претерпела дальнейшие изменения под влиянием кредитной реформы 1930-х годов, когда были ликвидированы все виды собственности, кроме государственной. Кредитная система была преобразована в монистическую или монистическую систему, выражающую социально-экономические потребности того времени, связанные с реализацией планов индустриализации и коллективизации. В результате такой реорганизации она выглядела так:

  • Государственный банк — помимо эмиссионной и расчетно-кассовой деятельности, взял на себя предоставление краткосрочных кредитов промышленности, транспорту, связи и другим отраслям хозяйства, а также долгосрочных кредитов сельскому хозяйству;
  • Стройбанк — сосредоточил свою деятельность на предоставлении долгосрочных кредитов и финансировании капиталовложений в различных отраслях хозяйства, кроем сельского хозяйства;
  • Банк для внешней торговли — занимался кредитованием внешней торговли, международными расчетами, а также операциями с иностранной валютой, золотом и драгоценными металлами;
  • Система сберегательных касс — обслуживала широкие слои населения путем привлечения денежных сбережений, оплаты услуг и реализации выигрышных государственных займов;

— Госстрах монополизировал страховые операции юридических и физических лиц внутри страны, Ингосстрах осуществлял операции по иностранному страхованию (страхование имущества иностранцев, советского имущества за рубежом, экспортно-импортные грузы, транспортные средства).

Долгосрочное командно-административное функционирование кредитной системы показало ее слабую эффективность, особенно в контексте обострения финансовых и экономических проблем страны в начале 1980-х годов. Кредит практически перестал играть роль активного инструмента воздействия на научно-техническое обновление экономики. Поэтому в середине 80-х годов в связи с реорганизацией управления экономикой была проведена банковская реформа, которая выразилась в создании крупных отраслевых специализированных банков:

  • Государственный банк (Госбанк СССР);
  • Промышленно-строительный банк (Промстройбанк);
  • Агропромышленный банк (Агропромбанк СССР);
  • Банк жилищно-коммунального хозяйства и социального развития (Жилсоцбанк СССР);
  • Банк трудовых сбережений и кредитования населения (Сберегательный банк СССР);
  • Банк внешнеэкономической деятельности СССР.

Особенность данной реорганизации заключалась в том, что специализированным банкам сектора было предоставлено право кредитования как на краткосрочный, так и на долгий срок. Значительные кредитные ресурсы Госбанка были выделены специализированным банкам. Госбанк сохранил свои функции по выдаче, расчету, контролю, а также кредитованию непроизводственной сферы. Система сберегательных касс была преобразована в единую сберегательную кассу с многочисленными отделениями и отделениями.

Однако, как показала дальнейшая практика, такая реорганизация носила больше негативный, нежели позитивный характер, поскольку монополия трех банков (Госбанка, Стройбанка, Внешэкономбанка) по существу была заменена монополией вновь созданных, реорганизованных, специализированных банков.

Как ответ на негативные последствия банковской реформы в 1988-1989 гг. стали создаваться коммерческие и кооперативные банки в основном на базе денежных накоплений различных отраслей промышленности. В течение первого периода 1988-1989 гг. было создано около 150 коммерческих и кооперативных банков. Начала формироваться новая двухуровневая структура банковской системы: Государственный банк и специализированные банки — первый уровень, коммерческие и кооперативные банки — второй уровень.

Исполнительные и законодательные органы страны рассматривали альтернативную программу перехода к рынку — «500 дней», предлагавшую создать трехъярусную банковскую систему, которая помимо Госбанка и коммерческих банков дополнялась сетью специализированных кредитно-финансовых учреждений в лице страховых компаний, земельных банков, инвестиционных фондов, кредитных товариществ, пенсионных фондов, брокерских и лизинговых компаний.

К 1990 г., т.е. к моменту принятия «Закона о банках и банковской деятельности», в стране начинает складываться трехъярусная кредитная система. К концу 1991 г. в связи с образованием Российской Федерации как самостоятельного государства формируется новая структура кредитной системы, которая складывается из следующих трех ярусов:

  • Центральный банк;

Банковская система:

  • коммерческие банки;
  • сберегательный банк РФ;

Специализированные небанковские кредитные институты:

инвестиционные фонды и др.

Текущая структура кредитной системы FR близка к модели кредитной системы промышленно развитых стран. Но дело в том, что самым слабым звеном новой кредитной системы является третий уровень. в основном он представлен страховыми компаниями, и для развития других типов специализированных кредитных организаций необходимо полноценное функционирование рынка капитала и его второго элемента — рынка ценных бумаг.

Новая банковская система пока развивается сложно и противоречиво. К началу 1992 г. в РФ действовало 1414 коммерческих банков, из них 767 созданы на базе бывших специализированных банков и 646 вновь образованы. Характерными негативными сторонами всей банковской системы являются нехватка квалифицированных кадров; слабая материально-техническая база; отсутствие конкуренции; недоступность услуг для ряда клиентов из-за высокого уровня процента. 1993-1994 годы характеризовались дальнейшим ростом числа коммерческих банков и других кредитно-финансовых институтов, что было обусловлено расширением масштабов приватизации, развитием рынка ценных бумаг, дальнейшим продвижением рыночных реформ.

К концу 1994 г. в России действовало около 2400 коммерческих банков, более 2 тыс. страховых компаний, большое количество инвестиционных фондов (компаний), одновременно стали создаваться ипотечные банки, негосударственные пенсионные фонды, финансово-строительные компании, частные сберегательные банки и ряд других кредитных учреждений.

На конец 1994 г. структура кредитной системы России значительно отличается от 1991 — 1992 гг., это показано в таблице 4.

Таблица 4 Структура кредитной системы Российской Федерации на конец 1994 года

Ранг

Наименование (банк, система, институт)

Виды

I

Центральный банк

II

Банковская система:

коммерческие банки;

  • сберегательные банки;
  • ипотечные банки;

III

Специализированные небанковские кредитно — финансовые институты:

инвестиционные фонды;

  • пенсионные фонды;
  • финансово — строительные компании;

Новая структура кредитной системы стала лучше отражать потребности рыночной экономики и все больше и больше адаптироваться к процессу новых экономических реформ.

Глава 2. Современная кредитная система России

2.1 Центральный Банк РФ

Центральный банк Российской Федерации (Банк России) — главный банк первого уровня, главный эмиссионный, денежно — кредитный институт Российской Федерации, разрабатывающий и реализующий совместно с Правительством России единую государственную кредитно — денежную политику и наделенный особыми полномочиями, в частности, правом эмиссии денежных знаков и регулирования деятельности банков.

Статус, задачи, функции, полномочия и принципы организации и деятельности Банка России законодательно определяются Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами.

Банк России, как главный координирующий и регулирующий орган всей кредитной системы страны, действует как орган управления экономикой. Кроме того, ЦБ контролирует деятельность кредитных организаций, выдает и отзывает у них лицензии на осуществление банковских операций, а кредитные организации уже работают с другими юридическими и физическими лицами.

Согласно ст. 71 Конституции Российской Федерации определено, что правом денежной эмиссии обладает Российская Федерация, а ст. 75 конкретизирует, что денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации и оговорена его основная функция — защита и обеспечение устойчивости рубля.

Банк России является юридическим лицом и функционирует на основе принципа независимости, т.е. не входит в структуру федеральных органов государственной власти. Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью. Банк России обладает финансовой независимостью, т.е. осуществляет свои расходы за счет собственных доходов и не регистрируется в налоговых органах. Государство не отвечает по обязательствам государства Банка России и Банка России — по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства. Органы власти всех уровней не имеют права вмешиваться в деятельность ЦБ РФ.

Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, которая назначает на должность и освобождает от должности Председателя Банка России (по представлению Президента Российской Федерации) и членов Совета директоров Банка России, а также назначает аудитора Банка России и утверждает годовой отчет Центрального банка Российской Федерации и аудиторское заключение.

Целями деятельности Банка России являются:

  • Защита и обеспечение устойчивости рубля;
  • Развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;
  • Обеспечьте эффективное и бесперебойное функционирование платежной системы.

Реализация этих целей осуществляется Банком России независимо от органов государственной власти (ст. 75 Конституции Российской Федерации и ст. 5 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»).

Получение прибыли не входит в цели деятельности Банка России.

Комплекс основных функций Банка России закреплен в ст. 4 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», в соответствии с которой Банк России:

  • во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно — кредитную политику;
  • монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;
  • является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;
  • устанавливает правила осуществления расчетов в РФ;
  • осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ;
  • осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами ЦБ РФ;
  • принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает им лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;
  • осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп;
  • организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством РФ.

Центральный банк России — главный банк страны. Его статус регулируется Конституцией РФ, федеральным законом № 86-ФЗ от 10 июля 2002 г. «О Центральном банке РФ (Банке России)», федеральным законом от 2 декабря 1990 г. «О банках и банковской деятельности» и другими федеральными законами.

Прибыль Банка России после ее направления на увеличение ресурсов Банка перечисляется в федеральный бюджет. Банк России и его учреждения освобождаются от уплаты налогов, сборов, пошлин и других аналогичных платежей.

Денежно-кредитная политика ЦБ представляет собой совокупность мероприятий, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов. Ее цель регулирование экономики посредством воздействия на состояние совокупного денежного оборота, он включает в себя наличную денежную массу в обращении и безналичные деньги, находящиеся на счетах в банках.

Денежное обращение регулируется Центральным банком в процессе осуществления кредитной политики, выражаемой в кредитной экспансии или кредитной рестрикции. Кредитная экспансия ЦБ РФ увеличивает ресурсы коммерческих банков, которые в результате выдаваемых кредитов повышают общую массу денег в обращении. Кредитная рестрикция влечет за собой ограничение возможностей коммерческих банков по выдаче кредитов и тем самым по насыщению экономики деньгами.

Инструментами кредитной экспансии или рестрикции являются учетная ставка Центрального банка и некоторые неэкономические меры. Официальная учетная ставка — это проценты по ссудам, используемым Центральным банком при кредитовании коммерческих банков.

Основными инструментами денежно-кредитной политики ЦБ являются:

  • изменение норм обязательных резервов, размещаемых коммерческими банками в Центральном Банке России;
  • регулирование официальной учетной ставки;
  • проведение операций с ценными бумагами и иностранной валютой.

Определение размера учетной ставки — один из наиболее важных аспектов кредитно-денежной политики, а изменение учетной ставки выступает показателем изменений в области кредитно-денежного регулирования. Размер учетной ставки обычно зависит от уровня ожидаемой инфляции и в то же время оказывает на инфляцию большое влияние. Когда ЦБ РФ намерен смягчить кредитно-денежную политику или ее ужесточить, он снижает или повышает учетную (процентную) ставку.

Определение приоритетности инструментов денежно-кредитной политики зависит от тех целей, которые решает Центральный Банк на том или ином этапе развития страны.

2.2 Банковская система РФ

Банковская система — совокупность различных видов национальных банков и кредитных учреждений, действующих в рамках общего денежно—кредитного механизма.

Российская банковская система — двухуровневая. На первом уровне находится Центральный Банк (Банк России), который работает в основном с кредитными организациями, на втором — коммерческие банки и небанковские кредитные организации.

Рассмотрим более подробно второй уровень системы, а именно коммерческие банки.

Коммерческие банки — основное звено двухуровневой банковской системы. Сегодня к группе коммерческих банков в разных странах относится целый ряд институтов с различной структурой и разными отношениями собственности. Главным их отличием от центральных банков является отсутствие права эмиссии банкнот. Среди коммерческих банков различают два типа — универсальные и специализированные.

Универсальный банк осуществляет все или почти все виды банковских операций: предоставление как краткосрочных, так и долгосрочных кредитов; операции с ценными бумагами; прием вкладов всех видов; оказание всевозможных услуг и т. п.

Специализированный банк, напротив, специализируется на одном или нескольких видах банковской деятельности. В отдельных странах банковское законодательство препятствует или просто запрещает банкам осуществлять широкий круг операций. К специализированным банкам относятся: инвестиционные, ипотечные, сберегательные и другие банки.

Первым и основополагающим принципом деятельности коммерческого банка является работа в пределах реально имеющихся ресурсов. Это означает, что коммерческий банк должен обеспечивать не только количественное соответствие между своими ресурсами и кредитными вложениями, но и добиваться соответствия характера банковских активов специфике мобилизованных им ресурсам. Прежде всего, это относится к срокам тех и других. Если банк привлекает средства главным образом на короткие сроки, а вкладывает их преимущественно в долгосрочные ссуды, то его ликвидность оказывается под угрозой.

Вторым принципом является экономическая самостоятельность, подразумевающая и экономическую ответственность банка за результаты своей деятельности. Это предполагает свободу распоряжения собственными средствами банка и привлеченными ресурсами, свободный выбор клиентов и вкладчиков, распоряжение доходами банка. По своим обязательствам коммерческий банк отвечает всеми принадлежащими ему средствами и имуществом, на которые может быть наложено взыскание. Весь риск от своих операций коммерческий банк берет на себя.

Третий принцип заключается в том, что взаимоотношения коммерческого банка со своими клиентами строятся как обычные рыночные отношения. Предоставляя ссуды, коммерческий банк исходит, прежде всего, из рыночных критериев прибыльности, риска и ликвидности.

Четвертый принцип работы коммерческого банка заключается в том, что регулирование его деятельности может осуществляться только косвенными экономическими (а не административными методами).

Государство определяет лишь «правила игры» для коммерческих банков, но не может давать им приказов.

Функции коммерческого банка:

  • посредничество в кредите — осуществляют путем перераспределения денежных средств, временно высвобождающихся в процессе кругооборота фондов предприятий и денежных доходов частных лиц;
  • стимулирование накоплений в хозяйстве — коммерческие банки, выступая на финансовом рынке со спросом на кредитные ресурсы, должны не только максимально мобилизовать имеющиеся в хозяйстве сбережения, но и формировать достаточно эффективные стимулы к накоплению средств (стимулы к накоплению и сбережению денежных средств формируются на основе гибкой депозитной политики коммерческих банков;
  • помимо высоких процентов, выплачиваемых по вкладам, кредиторам банка необходимы гарантии высокой надежности помещения ресурсов в банк и доступность информации о деятельности коммерческих банков)

посредничество в платежах между отдельными самостоятельными субъектами.

Элементы, составляющие банковскую систему, не ограничиваются органами, которые непосредственно осуществляют банковские операции. В число элементов входят органы, которые регулируют деятельность банковской системы. Сущность деятельности банковской системы заключается в выполнении определенных функций, которые отличают банки от других органов.

К основным функциям банковской системы относятся:

  • организация безналичного оборота;
  • организация налично-денежного оборота;
  • аккумуляция средств для функционирования кредитования отраслей экономики;
  • расчетно-кассовое исполнение государственного бюджета;
  • организация хранения сбережений населения.

Большое значение имеют принципы организации банковской системы, к ним относятся:

  • государственная монополия на осуществление регулирования и надзора за банковской деятельностью (она позволяет проводить в государстве единую эмиссионную политику и надзирать за банковской деятельностью);
  • централизация банковской системы. Обязательность государственного регулирования деятельности кредитных организаций ЦБ РФ;
  • самостоятельность банков в совершении банковских операций.

Банк согласно российскому законодательству — это кредитная организация, которая имеет исключительное право в совокупности осуществлять следующие банковские операции:

  • привлекать во вклады денежные средства физических и юридических лиц;
  • размещать эти средства от своего имени и за свои счет на условиях возвратности, платности и срочности;
  • открывать и вести банковские счета физических и юридических лиц.

Особенность современной банковской системы России заключается в преобладании в ней мелких и средних банков, в то время как в основных отраслях национальной экономики по-прежнему господствуют крупные предприятия, требующие больших объемов внешнего финансирования. Одним из возможных путей преодоления противоречия между структурами банковской системы и реального сектора экономики является создание банковских групп и банковских холдингов, что предусмотрено действующим законодательством.

Банковская группа — это не являющееся юридическим лицом объединение кредитных организаций, в котором одна (головная) из них оказывает прямо или косвенно (через третье лицо) существенное влияние на решения, принимаемые органами управления других кредитных организаций.

Банковский холдинг — это не являющееся юридическим лицом объединение юридических лиц с участием кредитных организаций, в котором юридическое лицо (головная организация банковского холдинга), не представляющее кредитную организацию, имеет возможность оказывать прямо или косвенно (через третье лицо) существенное влияние на решения, принимаемые органами управления кредитных организаций.

О создании банковских групп и банковских холдингов их головные организации обязаны уведомить Банк России. Поскольку согласно действующему законодательству кредитным организациям запрещено заключать соглашения и совершать согласованные действия, направленные на монополизацию рынка банковских услуг и ограничение конкуренции в банковском деле, то приобретение акций (долей) кредитных организаций, а также заключение соглашений, предусматривающих осуществление контроля над их деятельностью, не должно противоречить антимонопольным правилам. Банк России следит за соблюдением последних совместно с Министерством РФ по антимонопольной политике и предпринимательству.

2.3 Парабанковская система РФ

Парабанковская система — представлена специализированными кредитно-финансовыми институтами (СКФИ).

Эти институты, как правило, специализируются на выполнении одной или двух банковских операций или же на определенном сегменте рынка.

Парабанковская система РФ включает в себя кредитные союзы, инвестиционные фонды, негосударственные пенсионные фонды.

Кредитные союзы — это некоммерческие финансовые организации, специализированные на финансовой взаимопомощи путем предоставления ссудо-сберегательных услуг своим членам.

Кредитные союзы стали неотъемлемой частью финансовой системы, дополняющей банковскую систему, они взяли на себя функцию обслуживания финансов домашнего хозяйства и тем самым дополнили банковскую систему. По своей социально-экономической природе кредитный союз представляет собой потребительский кооператив, члены которого объединяют свои сбережения в общий фонд, из чего они обеспечивают себя дешевым и легкодоступным кредитом.

Для вступления в кооператив необходимо внести пай, который дает право получать кредит и другие финансовые услуги от кредитного союза, а также участвовать в управлении, осуществляемом на основании кооперативного принципа «один человек — один голос». Деятельность кредитного союза не направлена на получение прибыли. Доходы кредитного союза распределяются между пайщиками или идут на удешевление услуг кредитного союза. В официальной статистике кредитные союзы относятся к категории неприбыльных организаций.

Кредитные союзы в России являются потребительскими кооперативами и предоставляют кредиты на потребительские цели, а не на производственные или финансовые инвестиции. Это обусловлено тем, что кредитные союзы, основой которых служат финансы домашнего хозяйства, не склонны использовать эти финансы для рисковых вложений. Кредиты или займы, представляемые только своим членам, относятся к категории «спокойных» финансовых вложений. Их возврат гарантирован не только традиционными формами обеспечения (поручительство, залог, заклад), но и личной репутацией заемщика, тем, что он живет и работает рядом с такими же, как он, членами кредитного союза.

Это вид финансовых вложений в современной России оказывается наиболее устойчивым, хотя и не высокодоходным. Но поскольку доходы этих займов поступают самим же пайщикам, интересы пайщиков как заемщиков и как сберегателей всегда можно сбалансировать при грамотном финансовом управлении и при грамотном использовании демократических процедур управления в кредитном союзе.

Деятельность кредитного союза в отличие от банка и иных кредитных организаций не носит публичной деятельности, отношения пайщиков и кредитного союза не являются отношениями клиентов и банка, они строятся на основе членства, а не на основе публичного договора.

Инвестиционный фонд — учреждение, осуществляющее коллективные инвестиции. Суть его в аккумулировании сбережений частных и юридических лиц для совместного инвестирования через покупку ценных бумаг, а не реальных производственных активов. При этом за счёт того, что приобретение ценных бумаг осуществляет профессиональный участник рынка, это позволяет минимизировать риски частных инвесторов.

На современном этапе произошло возрождение некогда популярных паевых инвестиционных фондов (ПИФ).

Образуется он за счет аккумулирования средств участников с последующим их инвестированием в различные финансовые активы. Данный фонд не является юридическим лицом. Доверительное управление им в интересах инвесторов осуществляет управляющая компания паевого инвестиционного фонда. Согласно российскому законодательству ПИФ может быть открытым или интервальным. В открытом управляющая компания принимает на себя обязанность осуществлять выкуп выпущенных ею инвестиционных паев по требованию инвестора в срок, не превышающий 15 дней с даты его предъявления. В интервальном — выкуп проводится не реже одного раза в год.

Покупателями инвестиционных паев могут быть: физические лица — резиденты и нерезиденты РФ; юридические лица — резиденты и нерезиденты РФ. Инвесторы-нерезиденты не могут покупать паи за валюту, т. к. те могут продаваться только за рубли. Поэтому могут возникнуть трудности.

Преимущества паевых инвестиционных фондов:

  • доступность, так как сумма инвестиций может начинаться от 1-3 тыс. руб.;
  • жёсткий контроль над деятельностью со стороны государства;
  • прозрачная инфраструктура: средства пайщиков отделены от средств управляющей компании и хранятся в специализированном депозитарии;
  • отсутствие налогообложения текущих операций фонда (в том числе отсутствует налог на прибыль), уплата подоходного налога или налога на прибыль производится лишь инвестором и только при продаже пая (согласно действующему законодательству налог платят сами пайщики в случае получения дохода, то есть в момент продажи пая;
  • во время владения паем налоговых платежей не производится);
  • профессиональное управление;
  • высокая ликвидность пая (для открытых фондов).

Негосударственный пенсионный фонд (НПФ) — особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения. Обеспечивают финансовое содержание пенсионеров за счет их добровольных вложений. Они занимаются обязательным пенсионным страхованием и негосударственным (дополнительным) пенсионным обеспечением.

Негосударственные пенсионные фонды, осуществляя эффективное инвестирование пенсионных накоплений и резервов, позволяют гражданам по достижении пенсионного возраста значительно увеличить размер собственной пенсии.

Виды негосударственных пенсионных фондов

Открытый пенсионный фонд — негосударственный пенсионный фонд, участниками которого могут быть любые физические лица независимо от их места и характера работы;

— Корпоративный пенсионный фонд — негосударственный пенсионный фонд, основателем которого является юридическое лицо — работодатель или несколько юридических лиц — работодателей и к которому могут присоединяться работодатели — плательщики. Участниками этого фонда могут быть исключительно физические лица, которые находятся в трудовых отношениях с работодателями — основателями и работодателями — плательщиками этого фонда.

Профессиональный пенсионный фонд — негосударственный пенсионный фонд, основателями которого могут быть объединения юридических лиц — работодателей, объединения физических лиц, включая профессиональные союзы или физические лица, связанные по роду деятельности. Участниками такого фонда могут быть исключительно физические лица, связанные по роду их профессиональной деятельности, определенной в уставе фонда.

На данном этапе развития в нашей стране рынок НПФ еще недостаточно развит. Закон «О негосударственных пенсионных фондах», регулирующий деятельность НПФ, принят с большим трудом менее полутора лет назад. Не хватает подзаконных актов, положений, нормативов, регулирующих и разъясняющих действие того или иного закона. Кроме того, данный закон регулирует лишь вопросы создания и деятельности НПФ. Полностью отсутствует законодательная база, определяющая правовые аспекты негосударственного пенсионного обеспечения.

Глава 3. Перспективы развития кредитной системы России в посткризисный период

Экономика России, как неотъемлемая часть глобальной экономики, подверглась неизбежному отрицательному влиянию мирового финансового кризиса. Кредитная система, являющаяся первым звеном в цепочке, отвечающей за стабильность всей социально-экономической системы, в первую очередь оказалась под ударом глобальной экономической нестабильности. Капитализация многих банков значительно снизилась, а некоторые кредитные организации были вынуждены признать свое банкротство. Таким образом, несмотря на антикризисные меры Правительства РФ в финансовой сфере, необходимо совершенствование банковских институтов, что позволит отечественным банкам соответствовать требованиям современной глобальной финансовой системы.

Преодолев кризис, банковский сектор во втором полугодии 2010 г. вновь вышел на траекторию поступательного развития. Наблюдается «размораживание» кредитования, стабилизация доли плохих активов и восстановление рентабельности.

Среди позитивных последствий кризиса следует отметить укрепление капитальной базы банков, повышение качества риск-менеджмента, оптимизацию издержек, рост инвестиций в новые технологии, совершенствование банковского надзора и законодательства.

2011 год характеризуется созданием условий для дальнейшего увеличения вклада кредитных организаций в повышение эффективности и конкурентоспособности российской экономики. Однако сохраняется ключевая проблема: банковская система не адекватна потребностям национальной экономики и не в состоянии обеспечить ресурсами модернизацию страны.

Кредитная деятельность банков в России в посткризисный период должна основываться не только на рыночных, но и директивно регулируемых условиях организации общественного производства. Для преодоления негативных последствий кризиса необходимо расширить кредитование реального сектора экономики. Государство должно стимулировать развитие национальной экономики, расширяя спрос и экспортные производства. Крайне важным для банковской системы является снижение ставки рефинансирования, проводимое Центробанком. Это положительно повлияло на тренд по снижению процентной ставки при кредитовании в коммерческих банках. Однако уменьшение стоимости кредитов происходит слишком медленно. Сейчас в среднем реальная величина процентных ставок — 14-15%.

При разработке стратегии развития кредитной системы России следует учитывать, что в силу финансового кризиса банки вступили в новый этап развития, содержание которого будут определять следующие факторы:

  • сокращение внешнего рынка капитала;
  • замещение внешнего долга внутренним, прежде всего перед государством;
  • дефицит внутренних ресурсов, удорожание пассивов;
  • увеличение доли централизованных кредитов в пассивах банковской системы;
  • рост влияния государственных субсидий нефинансовому сектору, реализуемую через банковскую систему;
  • снижение спроса на кредит со стороны нефинансового сектора, резкое падение темпов роста кредитования, в отдельные периоды снижение объемов кредитования предприятий и населения.

Для российской кредитной системы существуют угрозы двух видов. Во-первых, вовлеченность России в процессы финансовой глобализации, которая помимо положительных моментов имеет и негативные — в частности, речь идет о влиянии финансового кризиса на отечественную кредитную систему. Во-вторых, существуют противоречия в развитии кредитной системы России, которые делают ее неспособной адекватно ответить на потребности экономики и могут привести к замещению отечественных банков иностранными, что создает ряд угроз:

  • отечественные банки перестают развиваться, поскольку отсутствует спрос на их услуги, удовлетворяемый иностранными банками;
  • ограничиваются возможности государственного регулирования банковской деятельности;
  • государство теряет рычаги влияния на кредитную систему, что чревато финансовой зависимостью и невозможностью противостоять внешним кризисам.

Однако главную угрозу для отечественной кредитной системы представляет не только кризис, но и лежащее в его основе глобальное замедление экономического роста. В этих условиях угроза замещения отечественных банков иностранными отошла на второй план.

Исходя из вышесказанного, необходима, реализация следующих мер по управлению капитализацией российской кредитной системы, нацеленных на обеспечение ее стабильности и укрепление национальной финансовой безопасности в целом:

  • изменение концепции аккумулирования источников ресурсной базы банков;
  • усиление роли государства и предоставляемых им средств для обеспечения стабильности российской банковской системы;
  • эффективная деятельность Агентства по страхованию вкладов и развитие финансовых инструментов страхования рыночных рисков.

В условиях нарастающей финансовой глобализации России необходима новая государственная политика ускоренного развития кредитной системы, которая содержала бы — совершенствование системы рефинансирования, повышение уровня капитализации, вовлечение средств населения в банковский оборот; развитие банковского обслуживания в регионах, совершенствование надзора, улучшение качества управления, включение иностранного капитала в деятельность отечественных кредитных организаций, обеспечение защиты прав кредиторов, расширение масштабов кредитования предприятий и населения, внедрение банковского регулирования.

Несмотря на многочисленные побочные эффекты от деятельности госбанков, в ближайшей перспективе принципиально изменить структуру собственности в банковском секторе не представляется возможным. Директивные органы должны выделить ключевую группу банков, считающихся системообразующими, установить для них более высокие стандарты регулирования и надзора. Необходимо также определить степень ответственности руководства, акционеров и кредиторов за факты неплатежесносо6ности.

Основные перспективы развития кредитной системы заключаются в расширении ее возможностей регулировать экономическую ситуацию в стране, а также влиять на уровень жизни населения страны. Абсолютно новая кредитная система, которая появилась в стране, позволила достичь определенных успехов в экономике России, а также в государственном управлении РФ.

По итогам нескольких последних лет, благодаря стабильному состоянию кредитной системы, в экономике страны не только не наметилось негативных тенденций, спровоцированных общим экономическим кризисом, но также и просматриваются определенные положительные тенденции.

При сохранении достаточно невысокого уровня инфляции в стране, а также стабильности курса рубля, который поддерживается Центральным Банком РФ, медленный прогресс в экономическом положении продолжает наблюдаться. При этом сохраняется ряд проблем, которые необходимо решать при непосредственной поддержке со стороны государства:

  • продолжают существовать мелкие коммерческие банки, которые из-за слабой финансовой базы не могут справиться с потребностями клиентов;
  • отсутствие реальных условий для развития рынка корпоративных ценных бумаг в качестве основы для функционирования инвестиционных банков;
  • отсутствие реальной законодательной базы для регламентации рынка специализированных небанковских институтов.

Основные цели денежно-кредитной политики, по-прежнему состоят в удержании стабильности национальной валюты страны, а также в стабильном экономическом росте. Необходимо систематически регулировать деятельность существующей в России банковской системы со стороны государства.

Все эти проблемы существенным образом тормозят развитие кредитной системы России в ее скорейшем приближении к состоянию кредитных систем промышленно развитых стран.

В России при решении в настоящее время задач реструктуризации банковской системы предполагается более активное участие государства в этом процессе, в том числе стимулирование процесса кредитования банками реального сектора экономики. Данное направление развития кредитного регулирования предполагает сохранение отдельных крупных многофилиальных банков, которые могли бы выполнять функции проводников государственной структурной и инвестиционной политики в сфере кредитования, прежде всего агропромышленного производства, а также в индустриальной и строительной сфере.