Введение: Актуальность, цели и методология исследования
Период с 2020 по 2025 год ознаменовался для российского рынка ипотечного жилищного кредитования (ИЖК) беспрецедентной волатильностью и глубокой структурной трансформацией. Если начало периода характеризовалось активным государственным стимулированием, призванным поддержать строительную отрасль и спрос в условиях пандемии, то конец периода был отмечен резким ужесточением денежно-кредитной политики и беспрецедентным ростом ключевой ставки Центрального банка РФ (КС), которая колебалась от исторического минимума в 4,25% (2020 г.) до пикового значения в 21% (октябрь 2024 — май 2025 гг.).
Ипотека, являясь системообразующим элементом финансовой системы и ключевым инструментом обеспечения жильем, требует постоянного мониторинга и критического анализа. На 01 января 2025 года совокупный ипотечный портфель банков достиг 20,1 трлн рублей, что свидетельствует о его колоссальной значимости для макроэкономической стабильности, поскольку любой сбой в этом секторе немедленно отражается на всей экономике.
Цель работы состоит в проведении комплексного анализа современного состояния, динамики развития, ключевых проблем и эффективности государственных механизмов регулирования ипотечного кредитования в Российской Федерации в период 2020–2025 гг., с акцентом на актуальные экономические и регуляторные вызовы.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи исследования:
- Раскрыть правовые и теоретические основы ипотечного кредитования в соответствии с законодательством РФ.
- Проанализировать динамику рынка ипотеки, выявив корреляцию между ключевой ставкой ЦБ и объемами выдачи ИЖК.
- Оценить структурные и ценовые эффекты государственных программ субсидирования ипотеки.
- Провести количественный анализ результативности макропруденциальной политики Банка России в части снижения кредитных рисков.
- Идентифицировать институциональные барьеры, препятствующие развитию вторичного рынка ипотечных ценных бумаг (ИЦБ).
Методология исследования основана на системном подходе и включает методы статистического анализа, сравнительного анализа, факторного анализа (для оценки влияния КС на ставки и объемы), а также анализ нормативно-правовой базы (документы ЦБ РФ, ФЗ № 102-ФЗ, ФЗ № 353-ФЗ).
Рынок ипотечного жилищного кредитования в РФ (2020–2025): Системные ...
... рынок ИЖК представляет собой сложное сочетание рыночных механизмов и прямого государственного вмешательства. Для корректного анализа необходимо определить ключевые термины и модели, объясняющие текущие процессы. Современные классификации ипотечного кредитования ... исследования является обновление устаревших теоретических представлений о рынке ... рынка ИЖК в период ужесточения ДКП (2024–2025 гг.) Период ...
В качестве информационной базы использованы официальные данные ЦБ РФ, АО «ДОМ.РФ» и Росстата.
Правовые и теоретические основы ипотечного кредитования
Понятие и классификация ипотеки в соответствии с законодательством РФ
Правовое регулирование ипотечных отношений в Российской Федерации базируется на фундаментальном принципе обеспечения исполнения обязательств. Ипотека, согласно российскому законодательству, представляет собой залог недвижимого имущества, обеспечивающий исполнение обязательств заемщика перед кредитором, при этом ключевым условием является сохранение права собственности на заложенное имущество за залогодателем (должником) (Федеральный закон от 16.07.1998 г. № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)»).
Понятие «ипотечное кредитование» является более узким и относится непосредственно к процессу предоставления денежных средств (кредита) банком под обеспечение в виде залога недвижимого имущества. Ипотека может возникать в двух основных формах:
- Ипотека в силу договора: Возникает на основании соглашения между залогодателем и залогодержателем.
- Ипотека в силу закона: Возникает автоматически при наступлении определенных юридических фактов, например, при покупке жилого помещения с использованием кредитных средств, что является наиболее распространенной практикой в сфере ИЖК.
Важно отметить, что, несмотря на специфику, к кредитному договору, обеспеченному ипотекой, применяются отдельные требования Федерального закона № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)». В частности, кредитор обязан раскрывать заемщику полную стоимость кредита (ПСК), что позволяет оценить совокупные расходы заемщика по обслуживанию долга, обеспечивая тем самым необходимый уровень финансовой прозрачности.
Место ипотечного кредитования в финансовой системе России
Ипотечное кредитование занимает центральное место в финансовой системе страны, выполняя тройную функцию:
- Социальная функция: Обеспечение доступности жилья для населения, что напрямую влияет на уровень жизни и социальную стабильность.
- Экономическая функция: Стимулирование спроса на первичном рынке, что, в свою очередь, обеспечивает развитие строительной и смежных отраслей, выступая драйвером экономического роста.
- Финансовая функция: Является одним из наиболее надежных и крупных активов на балансе банковской системы благодаря низкому уровню риска, обеспеченному залогом.
В России ипотека рассматривается как особая разновидность кредитного договора, отличающаяся долгосрочным характером и высокой капиталоемкостью. Надежность ипотечных активов традиционно выше, чем у необеспеченных потребительских кредитов. Это подтверждается статистикой: на начало ноября 2024 года доля просроченной задолженности свыше 90 дней (NPL 90+) по ипотечным ссудам составляла всего 0,6%, что критически ниже, чем по потребкредитам (8,4%).
Данный факт подчеркивает высокое качество ипотечного портфеля, несмотря на макроэкономические шоки, поэтому банки продолжают рассматривать этот сегмент как стратегически важный.
Динамика и макроэкономическое воздействие на ипотечный рынок (2020–2025 гг.)
Влияние ключевой ставки ЦБ РФ на объемы выдачи и процентные ставки
Период 2020–2025 гг. стал яркой иллюстрацией тесной корреляции между денежно-кредитной политикой Центрального банка и динамикой ипотечного рынка. В начале пандемии, в июле 2020 года, ключевая ставка была снижена до минимального уровня 4,25%, что стало мощным стимулом для рынка. Однако, начиная с 2022 года, в ответ на геополитические риски и инфляционное давление, ЦБ РФ приступил к резкому ужесточению политики. Кульминацией стало повышение ставки до 21% в конце 2024 — начале 2025 года. По состоянию на сентябрь 2025 года, ставка была стабилизирована на уровне 17% годовых.
Волатильность КС немедленно отразилась на объемах выдачи ИЖК. Так, в 2024 году, на фоне высоких ставок и ужесточения условий льготных программ, объем выдачи ипотечных кредитов замедлился до 4,9 трлн рублей, и этот объем оказался на 37% ниже, чем в рекордном 2023 году, что демонстрирует прямое влияние стоимости фондирования на активность заемщиков.
| Показатель | 2023 г. (факт) | 2024 г. (факт) | Изменение, % | Примечание |
|---|---|---|---|---|
| Объем выданных ИЖК (всего), трлн руб. | ~7,8 | 4,9 | -37,1% | Снижение из-за высоких рыночных ставок и сворачивания программ. |
| Объем выдачи льготных ИЖК, трлн руб. | 4,8 | 3,6 | -25,0% | Снижение доли массовых льготных программ. |
| Совокупный ипотечный портфель (на 01.01), трлн руб. | 16,5 | 20,1 | +21,8% | Рост обусловлен накоплением долга прошлых лет. |
Сравнительный анализ средневзвешенных ставок и сроков кредитования
Рыночная ипотека стала заложником высокой ключевой ставки. К концу 2024 года средневзвешенная ставка на вторичном рынке жилья увеличилась до 11,5% (+1,4 п.п. за год).
Однако в первом квартале 2025 года, когда КС была на пике, средняя рыночная ставка по ипотеке достигала 28% годовых. В то же время, благодаря государственному субсидированию, средняя ставка на первичном рынке оставалась искусственно низкой — около 6,2% в 2024 году. Это привело к структурному разрыву и фактическому "раздвоению" ипотечного рынка: рыночный сегмент был парализован, а льготный — перегрет.
Следствием роста цен и необходимости снижения ежемесячного платежа стало значительное увеличение сроков кредитования. Статистика показывает, что около 50% ипотечных кредитов выдается на максимальный срок — 25–30 лет. Это имеет критическое социальное последствие: на начало 2025 года 62% заемщиков планировали полностью закрыть свой кредит после достижения ими возраста 60 лет. Как можно ожидать от домохозяйств, вступающих в пенсионный возраст, столь долгосрочного обслуживания долга без значительного снижения качества жизни?
Анализ финансово-поведенческого риска заемщиков
Высокая ключевая ставка и, как следствие, высокие рыночные ставки (28% в 2025 г.) сформировали новый тип финансово-поведенческого риска для банковского сектора, связанный с досрочным погашением. Заемщики, оформившие кредиты по низким льготным ставкам (например, 6%), в условиях, когда рыночная ставка превышает 15–20%, не имеют экономического стимула досрочно погашать свои обязательства. Это объясняется тем, что альтернативные инвестиции (даже простое размещение средств на депозите) могут принести более высокий доход, чем экономия на ипотечных процентах.
Этот эффект подтверждается статистикой:
- Средневзвешенный темп досрочного погашения закладных (CPR — Conditional Prepayment Rate) по ипотечным ценным бумагам (ИЦБ) ДОМ.РФ снизился с 14,3% в 2023 году до 11% по итогам 2024 года.
- По льготным кредитам падение было еще более резким: CPR снизился с 9,4% до 5,9% в 2024 году.
- По прогнозам аналитиков, общая доля досрочных погашений ипотеки в 2025 году может упасть до рекордно низкого уровня — 2% от ипотечного портфеля.
Резкое падение темпов досрочного погашения означает, что ипотечный портфель банков будет «жить» дольше, чем планировалось, снижая приток ликвидности и увеличивая процентный риск, особенно в случае, если банку потребуется рефинансировать пассивы под более высокие ставки. Это ключевой индикатор того, что высокая стоимость фондирования «заморозила» средства в долгосрочных активах, то есть банки столкнутся с проблемами управления ликвидностью в долгосрочной перспективе.
Эффективность государственного регулирования и макропруденциальной политики ЦБ РФ
Критический анализ льготных программ и их ценового эффекта
В период 2020–2025 гг. государственное субсидирование ипотеки стало доминирующим фактором, определяющим структуру рынка. После сворачивания широкой льготной ипотеки в середине 2024 года, драйвером стали адресные программы, такие как «Семейная ипотека» (до 75% от всех новых выдач в I квартале 2025 года) и «IT-ипотека». В 2024 году доля жилищных кредитов с господдержкой достигла рекордных 70% от общего объема выдачи.
Ключевые условия адресных программ (2025 г.):
| Программа | Ставка (max) | Первоначальный взнос (min) | Лимит кредита (Москва/СПб/обл.) | Требования к заемщику |
|---|---|---|---|---|
| Семейная ипотека | 6% | 20% | 12 млн руб. | Семьи с детьми, рожденными после 2018 г. (продлена до 2030 г.) |
| IT-ипотека | 6% | 20% | 9 млн руб. | Сотрудники аккредитованных IT-компаний с доходом от 90/150 тыс. руб. |
Несмотря на социальную значимость, льготные программы подвергаются жесткой критике со стороны Банка России за их структурное влияние на ценообразование. Глава ЦБ РФ неоднократно указывала, что программы льготной ипотеки с начала 2020 года способствовали удвоению цен на жилье при росте объемов строительства всего на 10%. Это произошло вследствие искусственного накачивания спроса, который значительно опережал предложение. Таким образом, льготная ипотека, хотя и сделала кредит «доступным», фактически не привела к повышению доступности жилья в целом, так как вся субсидия была абсорбирована застройщиками через рост цен, что ставит под вопрос эффективность бюджетных расходов.
Результативность макропруденциальных надбавок (МПН) ЦБ РФ
Для борьбы с перегревом рынка и снижения системных рисков, связанных с закредитованностью населения, Банк России активно применяет инструменты макропруденциального регулирования. Ключевые кредитные риски традиционно концентрируются в сегменте ипотеки с высоким показателем долговой нагрузки (ПДН) и низким первоначальным взносом (ПВ).
С 2023 года ЦБ последовательно ужесточал макропруденциальные надбавки (МПН), заставляя банки резервировать значительно больше капитала под рискованные кредиты. Наиболее радикальное ужесточение произошло с 1 марта 2025 года:
В отношении наиболее рискованных ипотечных кредитов (ПДН свыше 80% и первоначальный взнос менее или равен 15%) Банк России установил макропруденциальные надбавки к коэффициентам риска в размере 900% (9,0).
Введение этих мер доказало свою высокую эффективность. Статистика ЦБ РФ наглядно демонстрирует переход банков к более консервативной политике кредитования:
| Показатель риска | II квартал 2023 г. (до ужесточения) | II квартал 2025 г. (после ужесточения) | Снижение, п.п. |
|---|---|---|---|
| Доля ипотеки с ПДН > 80% | 42% | 6% | -36 п.п. |
| Доля ипотеки с ПВ < 20% | 52% | 5% | -47 п.п. |
Таким образом, макропруденциальная политика ЦБ РФ обеспечила количественное снижение системных рисков, переведя высокорисковый сегмент в маргинальное положение, что является примером эффективного регуляторного вмешательства. С 1 января 2025 года также вступил в силу так называемый «Ипотечный стандарт», направленный на пресечение рисковых практик, таких как субсидирование процентной ставки застройщиками (так называемая «околонулевая ипотека») и выдача ипотеки с кэшбэком. Эти схемы искажали рыночные цены и маскировали реальную стоимость жилья, что ЦБ успешно пресек.
Макропруденциальные лимиты (МПЛ) в сегменте ИЖС и потребительских кредитов
Управление рисками распространяется и на смежные сегменты. На фоне повышенного спроса на индивидуальное жилищное строительство (ИЖС), с октября 2025 года ЦБ РФ планирует ввести новые макропруденциальные лимиты (МПЛ) и в этом сегменте. Эта мера направлена на предотвращение переноса рискованных практик из сегмента многоквартирного жилья в сектор ИЖС. В целом, политика ЦБ РФ в период 2024–2025 гг. была направлена на охлаждение рынка ипотеки, приведение объемов выдачи в соответствие с реальной макроэкономической ситуацией (высокая инфляция и КС) и снижение уровня закредитованности населения, достигнутого в годы активного субсидирования.
Институциональные барьеры и перспективы развития рынка ипотечных ценных бумаг
Рынок ИЦБ: Объем, роль ДОМ.РФ и фондирование банков
Секьюритизация ипотечных активов — выпуск ипотечных ценных бумаг (ИЦБ) — является ключевым инструментом для повышения ликвидности банков и диверсификации источников фондирования ипотечного кредитования. Этот механизм позволяет банкам переуступать права требования по кредитам, привлекая средства с фондового рынка и снижая нагрузку на собственный капитал. Ключевую роль в развитии российского рынка ИЦБ играет АО «ДОМ.РФ», которое выступает в качестве института развития жилищной сферы и гарантирующего агента. Наличие поручительства ДОМ.РФ по стандартным ИЦБ повышает их надежность и привлекательность для консервативных инвесторов.
Несмотря на активное развитие, рынок ИЦБ по-прежнему составляет незначительную долю в общем ипотечном портфеле. Совокупный объем выпущенных в обращение ипотечных облигаций с поручительством АО «ДОМ.РФ» достиг 1,8 трлн рублей по итогам 2024 года. При общем ипотечном портфеле в 20,1 трлн рублей, это составляет примерно 8,96% от портфеля. Хотя это значительный рост по сравнению с предыдущими годами, данный показатель существенно ниже, чем в развитых странах, где секьюритизация может покрывать до 50–70% ипотечного фондирования. Стратегия развития жилищного рынка прогнозирует, что к 2025 году 10–15% ипотечных кредитов будут фондироваться за счет облигаций с ипотечным покрытием, что отражает сдержанный оптимизм, но требует дальнейших структурных изменений.
Институциональные и методологические барьеры
Развитие вторичного рынка ИЦБ в России сталкивается с рядом системных институциональных и методологических барьеров:
- Осторожность инвесторов и низкая прозрачность: Ипотечные ценные бумаги до сих пор с осторожностью воспринимаются крупными инвесторами (пенсионными фондами, страховыми компаниями) как способ диверсификации портфеля. Это связано с недостаточной прозрачностью базовых активов (пулов ипотечных кредитов) и потенциальными юридическими рисками, связанными с изменением регуляторики.
- Высокие транзакционные издержки: Процесс секьюритизации остается сложным и дорогостоящим для небольших и средних банков, что ограничивает круг участников рынка.
- Регуляторный риск: Частые и резкие изменения в условиях ипотечного кредитования (например, введение новых льготных программ или макропруденциальных надбавок) усложняют прогнозирование денежных потоков по ИЦБ, делая их менее привлекательными для долгосрочных инвесторов.
- Академическое предупреждение о системном риске: В научном сообществе существует критическое мнение о том, что чрезмерное стимулирование секьюритизации в условиях продолжающегося перегрева первичного рынка может привести к повторению «американской модели» ипотечного кризиса (2007–2008 гг.).
Суть в том, что поспешное увеличение секьюритизации, особенно на фоне продолжающегося роста цен и стимулирования заемщиков с низким уровнем доходов (через льготы), может создать системный риск, при котором низкое качество активов маскируется за государственными гарантиями.
Для устойчивого развития рынка ИЦБ необходимо не только наращивать объемы, но и повышать качество базовых активов, а также обеспечивать их юридическую и финансовую прозрачность.
Выводы и предложения по совершенствованию системы ипотечного кредитования
Период 2020–2025 годов стал для российского ипотечного рынка временем критических испытаний, продемонстрировавших как силу государственного стимулирования, так и эффективность макропруденциального регулирования.
Ключевые выводы исследования:
- Дисбаланс рынка: Ипотечный рынок претерпел структурное «раздвоение». Рыночный сегмент был практически парализован высокими процентными ставками (до 28% в 2025 г.), в то время как льготный сегмент, доминируя в выдачах (до 70%), стал основным источником роста цен на жилье.
- Неэффективность субсидирования в отношении доступности: Несмотря на социальный характер, программы льготного кредитования не решили проблему доступности жилья для населения. Прямое заявление ЦБ РФ о том, что льготы привели к удвоению цен при минимальном росте предложения, подтверждает, что субсидии трансформировались в прибыль застройщиков, а не в выгоду конечного потребителя.
- Эффективность макропруденциальной политики: Ужесточение регуляторных мер, в особенности введение надбавок до 900% для высокорисковых кредитов, привело к быстрому и количественно измеримому снижению системного кредитного риска. Доля кредитов с ПДН > 80% сократилась с 42% до 6%.
- Рост финансово-поведенческого риска: Высокая ключевая ставка привела к резкому падению досрочных погашений (CPR до 2% по портфелю), что увеличивает процентный риск для банков и подтверждает долгосрочную долговую нагрузку на домохозяйства.
- Институциональная недоразвитость ИЦБ: Рынок ипотечных ценных бумаг, несмотря на рост объемов (1,8 трлн руб.), остается второстепенным источником фондирования (~9% портфеля) из-за институциональных барьеров, низкой прозрачности и регуляторных рисков.
Предложения по совершенствованию системы ипотечного кредитования:
Уточнение механизма субсидирования ипотеки
- Адресность и привязка к себестоимости: Требуется переход от программ, стимулирующих спрос, к программам, стимулирующим предложение и привязанным к реальной себестоимости строительства. Введение «потолка» по цене квадратного метра для льготного кредитования, который не позволит застройщикам абсорбировать субсидию через завышение цен.
- Ограничение льготы по количеству: Ограничить возможность получения льготного кредита одним заемщиком (или семьей) только одним разом, чтобы пресечь использование программ как инвестиционного инструмента.
Совершенствование макропруденциального регулирования
- Дифференциация ПДН по типу кредита: Применить более строгие требования по показателю долговой нагрузки (ПДН) к заемщикам, приобретающим инвестиционное жилье (второе и последующее), по сравнению с теми, кто приобретает первое жилье.
- Интеграция поведенческих факторов: Внедрение механизмов мониторинга финансово-поведенческого риска, в частности, установление лимитов на рост просроченной задолженности в разрезе регионов, где наблюдается наиболее резкое падение CPR.
Стимулирование вторичного рынка ИЦБ
- Повышение прозрачности пулов: Ввести обязательные стандарты раскрытия информации о кредитном качестве ипотечных пулов, обеспечивающих ИЦБ, для повышения доверия институциональных инвесторов.
- Снижение регуляторных барьеров для инвесторов: Пересмотр требований к капиталу для страховых компаний и пенсионных фондов при инвестировании в высокорейтинговые ИЦБ с поручительством ДОМ.РФ, чтобы сделать эти инструменты более конкурентными по сравнению с государственными облигациями.
- Развитие рынка небанковских финансовых институтов: Стимулирование деятельности специализированных ипотечных агентов для повышения конкуренции с ДОМ.РФ и диверсификации рынка секьюритизации.
Реализация этих предложений позволит сместить фокус государственной политики с чистого наращивания объемов на обеспечение устойчивости рынка и реальное повышение доступности жилья для граждан со средними доходами, минимизируя при этом системные риски, накопленные в период высокой волатильности 2020–2025 гг.
Список использованной литературы
- Довдиенко И.В. Ипотека. Управление. Организация. Оценка. Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
- Косарева Н.Б. Основы ипотечного кредитования. Москва : ИНФРА-М, 2007.
- Шелков О.В. Ипотечное кредитование: история, теория, перспективы, практические рекомендации для заемщиков. Москва : Дикта, 2007.
- Астапов К.Л. Ипотечное кредитование в России и за рубежом (законодательство и практика) // Деньги и кредит. 2004. № 4.
- Грузицкий Ю.Л. Ипотека в Российской империи (из истории становления ипотечных банков) // Деньги и кредит. 2005. № 1.
- Журкина Н. Современная ипотека: состояние, проблемы, решения // Финансы. 2002. № 6.
- Зельднер А.Г., Южелевский В.К. Жилищное строительство и ипотека в России // ЭКО. 2004. № 8.
- Логинов М.П. Ипотечное жилищное кредитование в России // ЭКО. 2008. № 1.
- Нугаев Р.А., Кириченко Е.Г. Региональные схемы ипотечного кредитования и проблемы их дальнейшего развития // Деньги и кредит. 2007. № 3.
- Павлова И.В. Основные элементы системы ипотечного жилищного кредитования // Деньги и кредит. 2003. № 3.
- Петров В. Проблемы и перспективы обращения ипотечных ценных бумаг на торговых площадках // Рынок ценных бумаг. 2007. № 8.
- Радченко И. Анализ банковских ипотечных программ // Ведомости. 2007. № 177.
- Сергеев Д. Система массового ипотечного кредитования в РФ: адаптация мирового опыта // Рынок ценных бумаг. 2003. № 4.
- Ипотека: законы, термины и определения // bn.ru. URL: https://bn.ru (дата обращения: 08.10.2025).
- Правовое регулирование: Что такое ипотека и ипотечное кредитование? // admsosnovo.ru. URL: https://admsosnovo.ru (дата обращения: 08.10.2025).
- Правовое регулирование ипотечного кредитования в жилищной сфере // Garant.ru. URL: https://garant.ru (дата обращения: 08.10.2025).
- Эксперты: в 2025 году выдача ипотеки сократится до 3,8 трлн руб. // erzrf.ru. URL: https://erzrf.ru (дата обращения: 08.10.2025).
- Ключевая ставка ЦБ РФ на сегодня // domclick.ru. URL: https://domclick.ru (дата обращения: 08.10.2025).
- Ключевая ставка ЦБ: что это и как изменится в 2025 году // sberbusiness.live. URL: https://sberbusiness.live (дата обращения: 08.10.2025).
- Средние ставки по ипотеке в России // frankrg.com. URL: https://frankrg.com (дата обращения: 08.10.2025).
- Обзор рынка ипотечного жилищного кредитования // Банк России. URL: https://cbr.ru (дата обращения: 08.10.2025).
- Ипотека в 2025 году: стоит ли брать и какие риски существуют // kontur.ru. URL: https://kontur.ru (дата обращения: 08.10.2025).
- Как меняется ипотечный рынок, что ждет цены на жилье и как ЦБ управляет рисками // Банк России. URL: https://cbr.ru (дата обращения: 08.10.2025).
- Информационное сообщение Банка России от 14.02.2025 «Банк России принял решения по макропруденциальным надбавкам по ипотечным кредитам…» // КонсультантПлюс. URL: https://consultant.ru (дата обращения: 08.10.2025).
- Ипотека для IT-специалистов — специализированная ипотечная программа // Банк ДОМ.РФ. URL: https://domrfbank.ru (дата обращения: 08.10.2025).
- Льготная IT-ипотека в 2025 году: условия, преимущества и недостатки // domrbn.ru. URL: https://domrbn.ru (дата обращения: 08.10.2025).
- Ипотечные ценные бумаги // Московская Биржа. URL: https://moex.com (дата обращения: 08.10.2025).
- Рынок ипотечной секьюритизации в России: перспективы и проблемы // ruinformer.com. URL: https://ruinformer.com (дата обращения: 08.10.2025).