«Лизинг в Российской Федерации» на сегодняшний день является весьма актуальной. Актуальность развития лизинга в России, обусловлена, прежде всего, неблагоприятным состоянием парка оборудования (значительный удельный вес морально устаревшего оборудования, низкая эффективность его использования, необеспеченность запасными частями и так далее).
Одним из вариантов решения этих проблем может быть лизинг, который объединяет элементы внешнеторговых, кредитных и инвестиционных операций.
Для стабильно растущей сбалансированной экономической системы необходим определенный уровень нормы накопления. Так, в 90-е годы данный показатель в странах Западной Европы составлял 19—21% и в США — 17— 18%. Однако на этапе формирования капитальных и структурных основ современного экономического роста норма накопления должна быть существенно выше. В новых индустриальных странах Восточной и Юго-Восточной Азии этот показатель не опускается ниже 30—35% ВВП. По расчетам специалистов, для преодоления нестабильности и вывода страны на траекторию устойчивого экономического роста (со среднегодовыми темпами около 5% в год) норма накопления в текущих ценах также должна составлять не менее 30—36% ВВП.
Сегодня российские предприятия стоят перед необходимостью существенного удешевления инвестиционной деятельности, причем для многих из них это уже не проблема развития, а вопрос выживания, поскольку в нынешней ситуации новые капиталовложения зачастую уже не компенсируют естественного выбытия основных фондов.
В современной экономике долгосрочная аренда (лизинг) оборудования и других основных активов является весьма крупным источником капитала, особенно для мелких и средних компаний. С этой точки зрения он уступает лишь публичным предложениям ценных бумаг. Поскольку малые фирмы неохотно идут на крупные капитальные затраты, лизинг рассматривается ими как более дешевый способ формирования основных фондов по сравнению с покупкой оборудования .
Целью данной работы является рассмотрение сущности лизинга и анализ состояния лизинга в России на современном этапе.
В связи с намеченной целью, поставлены следующие задачи исследования:
-
-
определение сущности лизинга;
3 стр., 1292 словЛизинг как капиталосберегающий способ развития производства
... операций права самостоятельно определять сроки амортизации оборудования и накопления амортизационных отчислений и вкладывать полученные средства ... 13 Оттавской конвенции по международному финансовому лизингу, где предусмотрена ответственность неплатежеспособного лизингополучателя. Известно, ... работы предприятия и источник его жизнедеятельности. Рост прибыли создает финансовую основу для ...
-
технологии лизинговых операций;
-
развитие лизинговых отношений в РФ;
-
развитие рынка лизинга;
-
определение отличий лизинга от кредита;
-
рассмотреть динамику рынка лизингового бизнеса в России.
-
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ ЛИЗИНГА
-
-
Сущность и понятие лизинга
-
Термин “лизинг” происходит от английского слова “to lease” — арендовать, брать в аренду.
Лизинг — это предпринимательская деятельность, которая направлена на инвестирование собственных или привлеченных финансовых средств и состоит в предоставлении лизингодателем в исключительное пользование на определенный срок лизингополучателю имущества, являющегося собственностью лизингодателя или приобретаемого им в собственность по поручению и согласованию с лизингополучателем у соответствующего продавца имущества, при условии уплаты лизингополучателем периодических лизинговых платежей ;
Лизинг — пользование средствами производства вместо приобретения их в собственность, т.е. долгосрочная аренда машин и оборудования, транспортных средств, сооружений производственного назначения и др.;
Лизинг — договор на право пользования оборудованием и имуществом на основе арендных отношений .
Лизингодатель и лизингополучатель оперируют с капиталом не в денежной, а в производственной форме, что сближает лизинг с инвестированием.
По мнению историков и экономистов, лизинговые сделки заключались еще в древнем государстве Шумер и датируются примерно 2000 годом до н. э. Так, глиняные таблички, обнаруженные в шумерском городе Ур, содержат сведения об аренде сельскохозяйственных орудий, земли, водных источников, волов и других животных.
Историки также утверждают, что Аристотель коснулся идеи лизинга в трактате «Богатство состоит в пользовании, а не в праве собственности», написанном около 350 г. до н.э.
Однако первое общество, для которого лизинговые операции стали основой его деятельности, было создано только в 1952 г. в Сан-Франциско американской компанией «United States Leasing Corporation», и таким образом, США стали родиной нового бизнеса. К середине 60-х годов лизинговые операции в США составляли 1 млрд. дол., а к концу 80-х годов они превысили 110 млрд. дол.2, т.е. за четверть века увеличились более чем в сто раз. Столь стремительный рост операций по аренде был вызван определенными преимуществами, получаемыми партнерами по лизинговой сделке. В настоящий период в странах с рыночной экономикой лизинговые операции для хозяйствующего субъекта становятся преимущественными при техническом перевооружении производства. В 80-е гг. в США приобрел распространение лизинг авиационной техники. В эти годы корпорация Дугласа сумела за счет новой финансовой политики с помощью лизинга завоевать рынок для своей модели самолета в конкуренции с Боингом. Предложенная Дугласом концепция была названа «Fly before buy».
Учет лизинговых операций
... и возможность выкупить его по окончании срока аренды. 1. Понятие лизинга. Правовые основы лизинга. Лизинговые операции в Российской Федерации совершаются в соответствии с Гражданским Кодексом РФ, ... гл. 34 «Аренда», в частности, § 6 «Финансовая аренда (лизинг)» и Федеральным законом ...
В начале 60-х годов американские предприниматели «перевезли» лизинг через океан в Европу, где в 1962 году в Дюссельдорфе появилась лизинговая компания «Deutsche lising GMbH». В Англии первопроходцем современного лизингового бизнеса стала компания «Mercantile Leasing Corporation», упрежденная в 1960 г. Однако развитие лизинговых операций сдерживалось неопределенностью их статуса с позиций гражданского, торгового и налогового законодательства. Лишь после того как в налоговом законодательстве нашло отражение правовое закрепление статуса лизинговых договоров, их рост начинает характеризоваться высокими темпами. С начала 60-х годов лизинговый бизнес получил свое развитие и на Азиатском континенте.
В настоящее время основная часть мирового рынка лизинговых услуг сосредоточена в треугольнике «США — Западная Европа – Япония». В Западной Европе лизингодателями выступают преимущественно специализированные лизинговые компании, которые в 75-80% случаев контролируются банками или считаются их дочерними обществами.
В России лизинг применялся до начала 90-х гг. в сравнительно небольших масштабах и лишь в международной торговле. Лизинг рассматривался советскими внешнеторговыми организациями, прежде всего, как одна из форм приобретения или реализации такого оборудования, как крупногабаритные универсальные и дорогостоящие станки, поточные линии, дорожно-строительное, энергетическое оборудование, а также ремонтные мастерские, самолеты, морские суда, ЭВМ с использованием специальной (формы) кредита.
Начало активного развития лизинговых операций на отечественном внутреннем рынке можно определить 1990 годом, в связи с переводом предприятий на арендные формы хозяйствования. Заметным документом в определении начальных правил применения лизинга стало письмо Госбанка СССР от 16 февраля 1990 г. №270 «О плане счетов бухгалтерского учета», в котором был представлен порядок отражения лизинга в бухгалтерском учете. Развитие сети коммерческих банков способствовало внедрению лизинговых операций в банковскую практику.
Правительство России приняло ряд постановлений, способствующих развитию лизинговых операций. Указ Президента РФ от 17 сентября 1994 г. № 1929 «О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности» определил приоритеты развития лизинга. Затем был принят федеральный закон от 29 октября 1998 №164-ФЗ «О лизинге».
Сегодня в XXI веке лизинг является одним из самых эффективных способов приобретения дорогостоящих основных средств, обновления существующих основных фондов. В развитых странах на долю операций лизинга приходится до 30-40% реальных инвестиций в экономику.
-
-
Основные формы и виды лизинга
13 стр., 6282 словЛизинговые компании: сущность и современное состояние
... лизингового имущества несет лизингодатель; лизингополучатель обеспечивает сохранность лизингового имущества, его страхование, несет все расходы по содержанию лизингового имущества в рабочем состоянии, техническому обслуживанию и ремонту этого имущества, если иное не предусмотрено договором лизинга; ... операций финансового лизинга, включая международный, в т.ч. путем содействия лизинговым ...
-
К основным
При осуществлении внутреннего лизинга лизингодатель, лизингополучатель и продавец (поставщик) являются резидентами Российской Федерации.
Плюсы внутреннего лизинга:
-
Лизингодатель покупает оборудование за 100% оплаты до поставки.
-
Лизингодатель оплачивает НДС, который подлежит вычету или возврату.
-
Проценты насчитываются с момента получения оборудования в РФ, прошедшего таможенную очистку и практически готового к эксплуатации.
Минусы внутреннего лизинга:
-
Включение в лизинговые платежи налога на имущество и других обязательных платежей (с владельцев транспортных средств).
-
Начисление НДС и на налоги.
При осуществлении международного лизинга лизингодатель или лизингополучатель является нерезидентом Российской Федерации.
Плюсы международного лизинга:
-
Для лизингополучателя:
-
лизинг предполагает 100-процентное финансирование инвестиционного проекта и не требует немедленного начала платежей, что позволяет без резкого финансового напряжения обновлять производственные фонды, приобретать дорогостоящее имущество;
-
уменьшается риск морального и физического износа и устаревания имущества, т.к. имущество не приобретается в собственность, а берется во временное пользование;
-
лизинговые платежи относятся на издержки производства и обращения (себестоимость) лизингополучателя и, соответственно, снижают налогооблагаемую базу.
-
Для лизингодателя:
-
инвестирование в форме имущества, в отличие от денежного кредита, снижает риск невозврата средств, т.к. за лизингодателем сохраняется право собственности на переданное имущество, которое, в отличие от денег, выступает в качестве залога;
Для обеих сторон очевидным преимуществом договора лизинга является его гибкость, позволяющая сторонам выработать наиболее удобную схему выплат.
У лизинга существует и ряд объективных недостатков.
В частности, лизингодатель несет риск морального старения имущества и получения лизинговых платежей, а для лизингополучателя в конечном итоге стоимость лизинга оказывается больше, чем цена покупки или банковского кредита.
Лизинговый и ипотечные кредиты как виды коммерческого кредита
... оборудования, машин, новых технологий, сооружений промышленного назначения через особую форму предпринимательской деятельности - лизинг. В настоящее время на рынке лизинговых ... Лизинговый и ипотечные кредиты как виды коммерческого кредита”. Цель курсовой работы: раскрыть сущность лизингового и ипотечного кредитов, рассмотреть развитие лизинговых ... 80% общего объема лизинговых операций. По мнению ...
Минусы международного лизинга:
-
максимальный срок временного ввоза или вывоза товара не может превышать двух лет, что меньше обычного срока действия договора лизинга (три — пять лет);
-
большое количество споров с таможенными органами о порядке определения таможенной стоимости предмета лизинга;
-
ставка 3%, ежемесячно уплачиваемая при данном режиме, может меняться, что, в свою очередь, может повлечь увеличение затрат на осуществление лизингового проекта;
-
в день, когда истекает срок временного ввоза, лизингодатель или лизингополучатель должен заявить о смене таможенного режима на другой или поместить товар на склады временного хранения, что весьма проблематично при условии, что предмет лизинга — это стационарное или используемое в непрерывном технологическом процессе оборудование.
К основным типам лизинга относятся:
-
долгосрочный лизинг — лизинг, осуществляемый в течение трех и более лет;
-
среднесрочный лизинг — лизинг, осуществляемый в течение от полутора до трех лет;
-
краткосрочный лизинг — лизинг, осуществляемый в течение менее полутора лет.
Виды лизинга
К основным видам лизинга относятся финансовый лизинг, возвратный лизинг и оперативный лизинг.
Финансовый лизинг
При этом срок, на который предмет лизинга передается лизингополучателю, соизмерим по продолжительности со сроком полной амортизации предмета лизинга или превышает его. Предмет лизинга переходит в собственность лизингополучателя по истечении срока действия договора лизинга или до его истечения при условии выплаты лизингополучателем полной суммы, предусмотренной договором лизинга, если иное не предусмотрено договором лизинга.
Возвратный лизинг
Оперативный лизинг
Объединяя различные классификационные признаки, можно выделить следующие виды лизинга
-
По типу операции (В зависимости от продолжительности сделок, объему обязанностей лизингодателя и степени окупаемости):
-
-
финансовый лизинг
4 стр., 1610 словЛизинг медицинского оборудования
... на все недостатки, лизинг в сфере медицины набирает силу и помимо стоматологического и косметического оборудования. Объектами лизинговых операций становится сложное оборудование, такое как ... объем работы Лизинг в инвестиционной деятельности Лизинг Курсовая работа 34 стр. Экономическая сущность лизинга Лизинг Курсовая работа 34 стр. Договор лизинга Лизинг Диплом 92 стр. Договор лизинга Лизинг Диплом ...
-
возвратный лизинг
-
оперативный лизинг
-
-
По типу имущества:
-
Лизинг движимого имущества (оборудование, техника, автомобили), в том числе нового и бывшего в употреблении
-
Лизинг недвижимости (здания, сооружения, суда, самолеты).
-
По характеру лизинговых платежей:
-
Компенсационный лизинг — предусматривает платежи в форме готовой продукции, произведенной на лизинговом оборудовании, или оказания встречных услуг
-
Комбинированный лизинг — основан на сочетании денежных и компенсационных платежей, т.е. оплата обязательств лизингополучателем может осуществляться частично в денежной форме и в форме товаров и встречных услуг.
-
По условиям замены имущества:
-
Возобновляемый (револьверный) лизинг — в рамках одного договора лизинга лизингополучатель по истечении определённого срока, в зависимости от износа, имеет право обменять предмет лизинга на другой более современный и совершенный. Количество объектов лизинга и сроки их использования по возобновляемому лизингу заранее могут не оговариваться. При замене оборудования на другое все расходы несет лизингополучатель. Потребность в таком виде лизинга возникает, например, когда лизингополучателю по технологии последовательно требуется различное оборудование.
Разновидностью возобновляемого лизинга выступает генеральный лизинг — предоставление лизинговой линии, по которой лизингополучатель может брать дополнительное оборудование без заключения каждый раз нового договора. Это очень важно для предприятий, которые осуществляют непрерывный производственный цикл. Генеральный лизинг становится идеальным вариантом решения проблем, которые могут возникнуть со срочной поставкой или заменой уже полученного по лизингу оборудования, так как времени на проработку и заключение нового лизингового контракта, как всегда, нет.
1.3 Методы участия банковского капитала в лизинговом бизнесе
Создаваемые отечественные лизинговые фирмы, особенно на первых порах, в значительной мере в своей деятельности зависят от внешнего источника привлечения ресурсов в виде банковского кредита. Это обстоятельство в полной мере подтверждается зарубежным опытом. Так, за рубежом для осуществления своих операций лизинговые компании преимущественно используют заемные средства; за их счет формируется до 75 процентов всех их ресурсов. Кредитные взаимоотношения коммерческих банков и лизингодателей могут строиться по-разному. Банки предоставляют гарантированные кредиты, которые выдаются отдельно по каждой операции после изучения платежеспособности клиента и по срокам обычно совпадают со сроками лизингового договора, и негарантированные кредиты, представляющие собой обычные банковские кредиты компании, как и любому заемщику.
Договор международного лизинга
... 7. - С. 29 - 35. 53.Харитонова Ю.С. Правовой статус лизинговой компании // Законодательство. - 2002. - N 7. - С. 15 - 18. 54.Цыбулько А. Лизинг как механизм инвестирования // Упр. капиталом. - 2006. - N ... и экономика. - 2006. - N 5-6. - С. 43 - 49. 3.Бельская Н. Лизинг персонала развивает рынок труда // Служба кадров. - 2002. - N 11. - С. 93 - 97. 4.Блинков О.Е. ...
За рубежом государство, как правило, стремится создать благоприятные условия для использования лизинговыми компаниями заемных средств.
Использование лизинговыми компаниями в широких масштабах для успешной деятельности заемных средств свидетельствует о тесной взаимосвязи банковского кредита, выдаваемого лизинговым компаниям в денежной форме, и лизинга, представляющего собой особую форму кредита лизингополучателям в товарной форме; по сути дела, происходит трансформация одной формы кредита в другую.
Вместе с тем использование лизинговой фирмой в значительных размерах кредитов делает ее слишком зависимой от этого источника и потому уязвимой. Эффективность деятельности фирмы в этих условиях зависит от возможности получения банковских кредитов, колебаний размера ссудного процента и других обстоятельств, определяемых общими установками банковской политики.
Привлечение отечественными лизинговыми фирмами заемных средств сталкивается и с другой серьезной проблемой. Дело в том, что основной их формой в настоящее время являются краткосрочные кредиты коммерческих банков, тогда как классические лизинговые операции носят характер долгосрочных. Необходимость преодоления этого противоречия создает определенные трудности в коммерческой деятельности лизинговой фирмы, а также в формировании ее стратегии и тактики поведения на лизинговом рынке. Эти обстоятельства вынуждают лизинговую фирму при заключении лизингового соглашения просчитывать все его параметры с целью согласования суммы лизинговых платежей с производственными расходами по привлечению средств, а также обеспечения требуемого уровня ликвидности и выполнения своих платежных обязательств.
Удовлетворяя значительные кредитные потребности лизинговых компаний, кредитные учреждения тем самым получают возможность воздействовать на масштабы, направления и развитие конкретных видов лизинга. В результате сильной зависимости лизинговых компаний от финансирующих их банковских учреждений возникает косвенный метод участия банковского капитала в лизинговом бизнесе.
При организации кредитных отношений с лизинговыми фирмами коммерческие банки могут воспользоваться общепринятым порядком кредитования и рассматривать эти кредитные операции как обычные активные операции по выдаче ссуд клиентам. Но может быть разработан и особый механизм выдачи и погашения кредитов для этого типа заемщиков, выделены специфические принципы ценообразования на заемные средства и определены новые подходы к установлению платежеспособности лизинговых предприятий.
Получение кредита для организации нового бизнеса с нуля
... подтверждение от покупателя. Схемы с лизингом отличный вариант для начинающих предприятий и тех, у кого недостаточно средств в обороте. Как правило, лизинговые компании становятся дочерними кредитными организациями ... указывать на действительно важные моменты. Кредит под бизнес-план Здесь важно с самого начала изучить некоторые особенности рынка, спрос и предложение в интересующей должности. Проверка ...
ГЛАВА 2 ТЕХНОЛОГИИ ЛИЗИНГОВЫХ ОПЕРАЦИЙ, АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ЛИЗИНГОВОГО БИЗНЕСА В РФ
2.1 Технологии лизинговых операций
Организация и техника проведения лизинговых операций определяются особенностями законодательства отдельных стран. Мы рассмотрим наиболее распространенные способы осуществления лизинговых сделок.
Порядок проведения наиболее типичной лизинговой операции может быть представлен следующими этапами (рис. 1):
1. Предприятие, нуждающееся в новом оборудовании, обращается к коммерческому банку с просьбой о предоставлении лизинга. Банк требует и изучает финансовое положение предприятия за 3 года.
2. Банк обращается к поставщику, согласует цену оборудования, необходимого для клиента, покупает его.
3. Поставщик оборудования передает права собственности покупателю оборудования.
4. Поставка и монтаж оборудования поставщиком предприятию-пользователю.
5. Платежи предприятия-пользователя собственнику оборудования, осуществляемые согласно договору о лизинге.
Лизинговый договор зависит от вида лизинговой операции. В обобщенном виде лизинговый договор состоит из следующих разделов:
1. Стороны договора. В лизинговом договоре участвуют две стороны: лизингодатель — собственник оборудования и лизингополучатель — пользователь оборудования.
2. Предмет договора. Указывается тип, модель, марка оборудования, предоставляется техническая документация. Здесь же указывается поставщик оборудования, срок, к которому лизингополучатель обязуется вернуть технику.
3. Срок действия договора. Договор вступает в силу с даты ввода объекта сделки в эксплуатацию и действует в течение установленного срока.
4. Права и обязанности сторон. Перечисляется подробный перечень обязанностей лизингодателя и лизингополучателя.
5. Условия лизинговых платежей. Здесь определяются форма, размер, вид, способ платежа по лизинговой сделке.
6. Страхование объекта сделки. В зависимости от вида лизинга страхование осуществляет либо лизингодатель, либо лизингополучатель.
7. Порядок расторжения договора. В этом пункте оговариваются условия досрочного расторжения договора, например, не произведен монтаж оборудования, возникли форс-мажорные обстоятельства, одна из сторон договора не выполняет свои обязанности.
Все изменения в договор могут быть изменены только с согласия сторон и оформляются в письменном виде.
Рис 1. Общая схема лизинговых операций.
Прирост и структура нового бизнеса в 2009 году
Лизинг и его роль в развитии малого бизнеса
... работы, имеют квалифицированный персонал. К ним относятся лизинговая компания «Лизингбизнес» (Мосбизнесбанк), ООО «Сбербанкинвестстрой» (Сбербанк), АОЗТ «Балтийский лизинг» (Промстройбанк), инвестиционный банк ЗАО «Восток-Запад», ... рядом их преимуществ по сравнению с крупным производством: близость к местным рынкам и приспособление к запросам клиентуры; производство малыми партиями (что невыгодно ...
В 2005 г. лизинг продемонстрировал значительные и даже неожиданные темпы роста. Казалось бы, чем больше становится объем рынка, тем меньше прирост в процентном выражении. Однако создается впечатление, что ежегодные темпы прироста рынка лизинга более 50% в течение после кризисных лет были лишь разминкой, а настоящий рост только начинается. Рынок вступает в новую фазу развития: когда правовое поле относительно устоялось, технологии сделок отработаны, накопилась арбитражная практика, выросло поколение специалистов по лизингу. На смену пионерам-первопроходцам лизингового бизнеса приходят российские и международные компании-тяжеловесы.
В 2005 г. объем всего российского рынка лизинга составил 10 млрд. долл. Выручка лизинговых компаний за год составила несколько меньшую сумму — 4 млрд. долл. по всему рынку. За год суммарная стоимость новых сделок выросла на 79% (за 2004 г. — на 71%), а объем выручки — на 82%, за 2004 г.- на 57%.
Таким образом, темпы роста лизинговых компаний опережают практически все основные секторы финансовой системы страны и существенно превосходят темп роста экономики в целом. Поэтому растет не только абсолютный размер лизинговых сделок, но и их роль в экономике России.
Россия становится одной из ведущих лизинговых стран; если по итогам 2004 г. в мировом рейтинге она заняла 11-е место, то по результатам 2005 г., она вошла в первую десятку, обогнав Австрию и Австралию.
В 2001 г. доля лизинга в ВВП составляла 0,5%, а в инвестициях в основные средства — 3%, к 2005 г. эти цифры выросли в 2,5 раза, достигнув 1,3 и 8,2% соответственно.
Лизинг все более прочно занимает подобающее ему место в качестве одного из главных финансовых механизмов обновления основных фондов в экономике. Уже сейчас лизинг в России стал главным каналом приобретения ряда важнейших видов основных средств, таких как сельскохозяйственная техника, племенная продукция, авиация, авто- и железнодорожный транспорт.
Подтверждением роли лизинга в экономике страны стал тот факт, что лизинг, хотя и косвенно, оказался включен в приоритетные национальные проекты. Основным оператором по реализации приоритетного нацпроекта «Развитие АПК» стало ОАО «Росагролизинг». В соответствии с главной задачей этого проекта — развитием молочного животноводства _ «Росагролизинг» передает в лизинг племенной скот и животноводческие комплексы. Выбор именно лизинга как основного финансового механизма реализации нацпроекта неслучаен: данный финансовый инструмент уже доказал свою высокую надежность и гарантию контроля за целевым использованием бюджетных средств.
На рынок выходят и новые российские лизинговые компании. В 2005 г. о начале работы заявили Лизинговая компания малого бизнеса Республики Татарстан, лизинговые компании «Камаз» и «Прадо» (при одноименной финансово-консалтинговой группе), компания «Интеграл Лизинг» (при банке «Интеграл»), Однако эти компании не располагают таким ресурсом, как «дочки» иностранных гигантов, и вряд ли окажут заметное влияние на рынок лизинга.
Высокая конкуренция на рынке лизинга иллюстрируется значением индекса Херфиндаля-Хиршмана. Его значение составляет 0,03. То есть компаний на рынке достаточно много, и доля каждой из них не очень высока.
Для российского рынка лизинга по показателю объема новых сделок суммарная доля 10% крупнейших компаний составляет около 50% рынка. По сравнению с рынками лизинга европейских стран такой уровень концентрации невысок.
Так, 75% российского рынка лизинга принадлежит 61 компании, в то время как в Европе количество компаний, на чью долю приходится 75% рынка лизинга, — от 2 до 33 компаний, в зависимости от страны. В среднем в развитых странах Европы 75% рынка приходится лишь на 11 компаний.
Растущая конкуренция заставила лизинговые компании искать новые рыночные ниши. И многие в этом заметно преуспели. Если раньше оперативный лизинг упоминался преимущественно в дискуссиях о зарубежном опыте, то в 2005 г. он появился в ассортименте многих лизинговых компаний От традиционного для России финансового лизинга он отличается тем, что по окончании договора финансовой аренды объект лизинга не переходит в собственность лизингополучателя, а возвращается лизингодателю. В связи с этим договоры оперативного лизинга обычно более краткосрочны, чем финансового.
Оперативный лизинг имеет определенную и довольно обширную рыночную нишу. Во-первых, это поставки высокотехнологичного оборудования, которое быстро устаревает, и поэтому для клиента выгоднее обновлять его каждые 2-3 года, чем получать в собственность. Во-вторых, это поставки оборудования для выполнения разовых или сезонных работ, например, в строительстве или в сельском хозяйстве. Особенно высок спрос на краткосрочную аренду транспортных средств, что весьма актуально в контексте острой конкуренции в автолизинге.
Сделки возвратного лизинга также заняли достойное место в портфелях лизинговых компаний (рис.3).
Рис. 3. Стоимость новых сделок возвратного лизинга
В соответствии с договором возвратного лизинга лизинговая компания выкупает у клиента основные фонды, имеющиеся у него в наличии, а затем передает их ему в финансовую аренду. Это особенно востребовано теми компаниями, которые уже располагают оборудованием, необходимым для производства, но испытывают дефицит свободного капитала.
Высокая конкуренция ведет к расширению региональных сетей лизинговых компаний. О тенденции развития бизнеса в регионах говорит сокращение доли московских офисов лизинговых компаний в общем их количестве и увеличение их доли в других регионах. Так, по количеству офисов лизинговых компаний Москва все же остается на 1-м месте (18% от общего количества).
Незначительно отстает Приволжский федеральный округ, на который приходится 17,7% офисов. Довольно равномерно распределены центральные офисы и филиалы лизинговых компаний по другим регионам России.
Увеличению стоимостного объема суммарного портфеля сделок лизинга железнодорожного транспорта способствовал и рост цен на него более чем вдвое в течение последних двух лет. Развитию лизинга подвижного состава послужили также изменения в законодательстве, позволившие сократить сроки амортизации на подвижной состав. С учетом коэффициента ускорения это сделало его доступным для лизингового оборота. Именно благодаря быстрому росту этого сегмента в лидеры рынка выдвинулись относительно недавно созданные компании, такие как «Магистраль Финанс», «Ханса Лизинг», «Брансвик Рейл Лизинг». На этот сегмент делают ставку и крупные участники рынка — Русско-германская лизинговая компания, «Альфа Лизинг». Новые компании, выходящие на рынок лизинга, особенно иностранные, также собираются сделать акцент на лизинге железнодорожного и автотранспорта.
Рейтинг по показателю объема нового бизнеса за год позволяет отслеживать изменения в положении компаний на рынке именно в этот период. Такой анализ демонстрирует, каким компаниям удалось в течение года заключить наибольший объем сделок.
Однако недостаток данного методического подхода состоит в том, что в таком рейтинге на самую вершину могут подняться ранее никому не известные лизингодатели, заключившие в течение года большие сделки.
Именно так произошло в 2006 году с компаниями «Магистраль Финанс» и «Петербургская лизинговая компания». Опыт прошлых лет показывает, что такие взлеты обычно носят конъюнктурный характер и уже через год позиции этих компаний в рейтинге опять оказываются невысокими.
Чтобы нивелировать подобные взлеты и падения в рейтинге, мы составляем рейтинг и по другому показателю _ объем полученных за год лизинговых платежей (т.е. выручки лизинговых компаний).
Этот показатель представляет более комплексную и фундаментальную оценку бизнеса и устойчивости лизинговой компании, поскольку получаемые сейчас лизинговые платежи являются результатом ее деятельности за последние 3-5 лет. Данный рейтинг в существенно меньшей степени отражает успехи компаний в течение отдельно взятого 2005 г. В то же время нельзя сказать, что имеются радикальные отличия в составе лидеров рейтингов по двум разным показателям. В рейтинге по показателю объема полученных лизинговых платежей несколько выше оказались позиции компаний, имеющих более длительную историю на рынке и крупные объемы бизнеса в прошлом. Это такие компании, как «РТК Лизинг», «Авангард Лизинг», «Центр Капитал», КАМАЗ, «Промсвязьлизинг».
Приход зарубежных гигантов — это не только встряска лидеров лизингового рынка, но и начало принципиально нового этапа развития российского рынка лизинга. Дело в том, что до сих пор лизинговые компании действовали преимущественно «под банками». Привлекая ресурсы от банков, они обслуживали отдельные сегменты рынка, по ряду причин труднодоступные для самих банков. Предоставляя кредит, банки часто оценивали не лизинговую компанию как заемщика, а конечного лизингополучателя. Это ставило лизинговые компании в неприглядное положение агентов при банках.
Однако в последние годы постепенно стала формироваться новая парадигма лизингового бизнеса. Ведущие лизинговые компании уже достигли объемов бизнеса, позволяющих им выйти из подчиненного положения по отношению к банкам и конкурировать сними на равных. Важнейшее значение в этом смысле имеет размер собственного капитала, поскольку он является главным ориентиром для инвесторов. По этому показателю многие лизинговые компании уже не уступают банкам (рис. 4).
(рис 4)
(рис 3)
Во-первых существенный дефицит инвестиций в российскую экономику, и соответственно высокий уровень неудовлетворенного спроса на долгосрочное долговое финансирование, обусловливают устойчивый спрос на лизинговые услуги. Во-вторых, недостаток конкурентоспособных мощностей производства почти во всех отраслях промышленности является одним из ключевых факторов, сдерживающих рост экономики России, в результате чего лизинг, как оптимальный финансовый инструмент для обновления основных производственных фондов, будет стабильно востребован. Рост объемов профинансированных средств, который был зафиксирован в последние годы, повлечет за собой и рост объемов полученных лизинговых платежей, конечно, с некоторым временным лагом (график 3)
К 2009-2010 годам, согласно первому сценарию, можно ожидать завершения третьей волны развития рынка и снижения темпов роста.
2.3
В условиях экономического кризиса инструмент лизинга способен оказать положительное влияние на стимулирование инвестиционного спроса и в целом на экономику страны.
Увеличение числа лизинговых сделок и расширение их масштабов в структурообразующих отраслях (добывающей, энергетической, металлургической, транспортной) способствуют повышению их технической оснащённости, переходу на инновационные технологии, что в конечном итоге приводит к преодолению сложившихся диспропорций в экономике.
В свою очередь, использование основных средств, полученных в лизинг, позволяет бизнесу увеличить предложение и ассортимент товаров услуг. Относительная доступность лизинга в сравнении с другими способами инвестирования в основной капитал стимулирует рост спроса на средства производства, что приводит к возникновению мультипликативного эффекта и цепной реакции роста спроса на продукцию многих производственных и инфраструктурных отраслей. Одновременно с этим создаются новые рабочие места, растёт уровень занятости.
Перспективы развития рынка лизинга в РФ во многом зависят от формирования
потребительской ценности этой услуги, в достаточной мере гибко и своевременно отвечающей макроэкономическим тенденциям.
Сегодня лизинг является одной из перспективных форм обновления материально
-технической базы предприятий всех отраслей экономики.
Основными преимуществами лизинга в настоящее время являются возможность применения ускоренной амортизации, минимальный объём вложений на инвестиционной стадии, учёт предмета лизинга как на балансе лизингополучателя, так и лизингодателя, возможность реализации проекта «под ключ» от разработки технического задания до передачи готового объекта, введенного в эксплуатацию.
На фоне негативных макроэкономических тенденций рынок лизинга РФ находится в стадии стагнации в связи с низким инвестиционным спросом со стороны крупнейших клиентов, сворачиванием ряда инвестиционных проектов на фоне удорожания заёмных средств, роста долговой нагрузки предприятий.
Однако, за счёт запуска комплексной программы поддержки
отраслей промышленности и реализации концепции импортозамещения, в том числе с участием механизма лизинга, начиная с 2016 г. можно ожидать некоторого восстановления объёмов нового бизнеса лизинга. Так, в 2016 г. по первому варианту прогноза при мировых ценах на нефть на уровне 35 US $/баррель, темп роста объёма рынка лизинга составит 15%, по второму варианту–при мировых ценах на нефть на уровне 50 US $/баррель можно ожидать роста рынка лизинга на 20%. В последующем периоде 2017-2019 гг. темпы роста рынка лизинга несколько снизятся, однако динамика объёмов рынка останется позитивной.
Потребительская ценность лизинга по целевым клиентским сегментам будет формироваться за счёт смещения акцентов с предоставления финансирования к предоставлению услуги по эффективному управлению активами аналогично моделям развитых рынков лизинга.
Факторами сохранения спроса на лизинг в условиях стагнации экономики РФ на период до 20-19г. будут являться: развитие направления и увеличение объёмов государственной поддержки лизинговой деятельности; сохранение высокого уровня износа основных фондов предприятий и наличие потребности в их модернизации; низкий уровень финансовой автономии предприятий, обусловленный их закредитованностью; сохранение потребности в участии лизинговых компаний в проектах частно — государственного партнёрства. Относительно невысокая доля лизинга в структуре инвестиций в основной капитал по сравнению с Рынок лизинга РФ: состояние, перспективы 3 развитыми странами свидетельствует о наличии потенциала развития рынка лизинга в РФ.
Кроме того, доля операционного лизинга находится в РФ на уровне 10-15% против 30% в ЕС.
В сегменте малого и среднего бизнеса ожидается дальнейшее развитие лизинга как
инструмента инвестиций в основной капитал предприятий малого и среднего бизнеса в регионах РФ в первую очередь за счёт доступности лизинга. Кроме того, продуктовое предложение лизинговых компаний будет усложняться за счёт развития сервисного лизинга в розничном сегменте (грузовой и легковой автотранспорт, строительная и дорожно — строительная техника).
В сегменте крупного бизнеса можно ожидать смещения акцента с предоставления
финансирования к предоставлению полнофункционального лизинга-услуги по эффективному управлению активами. Факторами поддержки объёмов рынка в сегменте будут являться: ожидаемое восстановление роста объёмов промышленного производства в 2016 г. и последующих периодах, а также сохранение заинтересованности государства в поддержании занятости, обеспечение роста объёмов господдержки.
Стратегическая политика в сфере лизинга должна быть согласована с промышленной и инвестиционной политикой, реализуемой в РФ. Концепция, положенная в основу стратегии развития лизингового бизнеса в России, должна основываться на системе организационных мер, способствующих обновлению основных фондов отраслей промышленности и сельского хозяйства. В свою очередь, это приведёт к увеличению производства высококачественных товаров, развитию предпринимательства, росту занятости населения, увеличению доходов участников лизинговой сделки, налоговых поступлений в бюджет.
На этом фоне целесообразной является реализация таких мероприятий, как: принятие программы субсидирования затрат на лизинг на федеральном уровне, а также дальнейшее закрепление роли лизинга в целевых программах развития отраслей как одного из основных механизмов модернизации материально-технической базы предприятий; совершенствование нормативно-правовой базы лизинговой деятельности; разработка стандартов лизинговой деятельности и создание саморегулирующей организации в лизинговой отрасли; развитие вторичного рынка техники и оборудования; создание благоприятных условий для функционирования лизинга в сегменте МСБ путём обеспечения комплексной государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в различных направлениях, включая правовое, информационное, консультационное, финансовое, организационное , имущественное, социальное; совершенствование налогообложения лизинговой деятельности
и обеспечение льгот для субъектов лизинговых отношений
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, проблемы изыскания источников средств для внедрения в производство новой техники и ускорения темпов ее обновления, преодоления барьера неплатежей и стимулирования сбыта затоваренной продукции могут быть решены за счет использования лизинга. Лизинг имеет массу преимуществ и интересен не только для клиентов с ограниченными возможностями, но и для сильных в финансовом отношении предприятий, т.к. при определенных налоговых условиях он обеспечивает им получение экономических льгот.
Недостаточная инвестиционная активность продолжает оставаться одним из основных препятствий на пути стабилизации отечественной экономики. В то же время мировой опыт подтверждает прямую зависимость между развитием лизинга и привлечением капиталовложений. По имеющимся данным, до 25% общего объема инвестиций в США, Японии и других развитых странах финансируется на условиях лизинга. При этом в развивающихся странах темпы роста лизинговых операций достигают 50 и более % в год. Причины этого “бума” заключены в высокой эффективности и чрезвычайной гибкости лизинга как инвестиционного инструмента.
До недавнего времени не было достаточных условий для развития лизинга в нашей стране и тем более участия банков в лизинговых отношениях. Сейчас уже разработаны методики проведения основных видов лизинговых сделок в соответствии с последними достижениями мировой банковской практики.
Сегодня очевидно, что выход страны из кризиса невозможен без повышения инвестиционной активности. Поэтому надо инициировать развитие лизинга в России и решать как можно скорее возникшие проблемы. Остается надеяться, что в нашей стране лизинговые операции найдут достойное применение и будут способствовать преодолению экономических проблем.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
[Электронный ресурс]//URL: https://ex-zaim.ru/kursovaya/lizingovyiy-kredit-2/
-
Газман В.Д. Лизинг: статистика развития. — М.: ГУ ВШЭ,20012. — 356 с.
-
Долгушина Ю.Б. Лизинг. — М.: Бератор-Пресс, 2012. — 128 с.
-
Кирилловых А.А. Правовые основы лизинга. — М.: Юстицинформ, 2013. — 112 с.
-
Ковалев В.В. Лизинг: финансовые, учетно-аналитические и правовые аспекты. — М.: Проспект , 2011. — 448 с.
-
Лещенко М.И. Основы лизинга. — М.: Финансы и статистика, 2012. — 334 с.
-
Трушкевич Е.В. Лизинг. — М.: Амалфея, 2011. — 224 с.
-
Харитонова Ю.С. Договор лизинга. — М.: Юрайт-М, 2010. — 225 с.
-
Финансы, денежное обращение и кредит / Под ред. Проф. Н.Ф.Самсонова — М.: Инфра-М, 2010.
-
Финансы, денежное обращение и кредит / Под ред. Романовского. — М.: Юрайт-Издат, 2012.
-
Федеральные Законы о Федеральном бюджете на 2010-2013 гг.
-
Финансы и кредит. Практикум. Учебное пособие: Л. В. Перекрестова, Н. М. Романенко, Е. С. Старостина — Санкт-Петербург, Academia, 2013 г.- 224 с.
-
Финансы и кредит. Практикум: Л. В. Перекрестова, Н. М. Романенко, Е. С. Старостина — Москва, Academia, 2012 г.- 224 с.
-
Денежное обращение, финансы, кредит и налоговая система: М. М. Купцов — Москва, РИОР, 2011 г.- 128 с.
-
Финансы, денежное обращение и кредит: А. С. Нешитой — Санкт-Петербург, Дашков и Ко, 2011 г.- 640 с.
-
Финансы, денежное обращение и кредит: В. А. Галанов — Санкт-Петербург, Форум, 2011 г.- 416 с.
-
Финансы, деньги, кредит и банки: В. Е. Леонтьев, Н. П. Радковская — Москва, Знание, ИВЭСЭП, 2012 г.- 384 с.
-
Финансы. Денежное обращение. Кредит: — Москва, Юнити-Дана, 2014 г.- 512 с.
-
Финансы. Денежное обращение. Кредит: Е. И. Кузнецова — Санкт-Петербург, Юнити-Дана, 2012 г.- 688 с.
-
Финансы: Н. Г. Кабанцева — Санкт-Петербург, Феникс, 2012 г.- 348 с.
-
Шпаргалка. Финансы, денежное обращение, кредит: — Санкт-Петербург, ЭКОЛИТ, 2012 г.- 32 с.
-
Общая теория денег и кредита / Под ред. Е.Ф. Жукова — М.: ЮНИТИ, 2012.
-
Финансы / Под ред. Поляка Г.Б. — М., ЮНИТИ-ДАНА — 2012.
-
Банковское дело: — Санкт-Петербург, Финансы и статистика, 2012 г.- 592 с.
-
Банковское дело: Н. Б. Глушкова — Санкт-Петербург, Академический Проект, Ку, 2015 г.- 432 с.
-
Банковское право: Н. Д. Эриашвили — Санкт-Петербург, Юнити-Дана, Закон и прав, 2012 г.- 608 с.
-
Государственные и муниципальные финансы: И. Н. Мысляева — Санкт-Петербург, Инфра-М, 2012 г.- 400 с.