Кредитование малого и среднего предпринимательства ПАО «Сбербанк» в 2023-2025 годах: Анализ проблем, государственной поддержки и роли цифровой экосистемы

Курсовая работа

Текущая экономическая конъюнктура в Российской Федерации, характеризующаяся высокими инфляционными ожиданиями, ужесточением денежно-кредитной политики Банка России и внешним санкционным давлением, оказывает существенное влияние на финансовое состояние субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП).

Кредитование данного сегмента является одним из ключевых драйверов экономического роста. Однако с конца 2023 года рынок столкнулся с проблемой беспрецедентно высоких ставок и снижением доступности заемных средств.

Настоящая работа представляет собой комплексное академическое исследование, направленное на актуализацию и анализ механизмов кредитования МСП в 2023–2025 годах на примере крупнейшего игрока финансового рынка — ПАО «Сбербанк». Целью исследования является не только анализ объемов и структуры портфеля, но и критическая оценка эффективности государственной поддержки (Программа 1764, «ПСК»), а также выявление роли цифровой экосистемы «СберБизнес» как проприетарного инструмента минимизации рисков и повышения лояльности клиентов.

В ходе работы будут рассмотрены теоретико-правовые основы сегмента МСП, проанализированы статистические данные, выявлены актуальные проблемы (рост NPL, проблема «квазиМСП») и сформулированы стратегические перспективы развития кредитной политики Сбербанка до 2027 года.

Глава 1. Теоретико-правовые основы и трансформация государственной поддержки кредитования МСП

Нормативно-правовая база регулирования субъектов МСП

В Российской Федерации ключевым нормативным актом, регулирующим деятельность малого и среднего предпринимательства, является Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (в редакции 2024–2025 гг.).

Законодатель устанавливает четкие критерии для отнесения хозяйствующего субъекта к категории МСП. Эти критерии носят кумулятивный характер и включают два основных показателя: среднесписочную численность работников и предельный размер дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год.

Критерии сегментации МСП, действующие на 2025 год, представлены в Таблице 1.

6 стр., 2904 слов

Кредитование субъектов малого и среднего предпринимательства ...

... 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (ст. 4). Критерии отнесения к субъектам МСП Правовой статус субъекта МСП присваивается ... рассматриваться в контексте стратегических национальных целей: целевой ориентир Национального проекта «Малое и среднее предпринимательство» предусматривает доведение доли МСП в ВВП до 32,5% по итогам ...

Таблица 1. Критерии отнесения хозяйствующих субъектов к категориям МСП (на 2025 г.)

Категория субъекта МСП Среднесписочная численность работников Предельный размер дохода (млн руб.)
Микропредприятия До 15 человек включительно До 120 млн рублей
Малые предприятия От 16 до 100 человек включительно До 800 млн рублей
Средние предприятия От 101 до 250 человек включительно До 2 млрд рублей

Актуализация этих критериев имеет критическое значение для банков, поскольку принадлежность клиента к определенной категории МСП не только определяет его налоговые льготы (например, продление налоговых каникул для ИП до 1 января 2027 года, согласно Закону № 259-ФЗ), но и является обязательным условием для участия в льготных программах кредитования, субсидируемых государством, которые являются фундаментом кредитной политики Сбербанка в отношении малого бизнеса, поскольку без них стоимость кредита часто становится неподъемной.

Анализ актуализированных программ льготного кредитования (2023–2025)

В условиях высокой ключевой ставки Банка России (которая большую часть 2024 года оставалась на уровне выше 16%), доступность кредитных ресурсов для МСП без государственной поддержки стала критически низкой. Поэтому центральным элементом поддержки предпринимательства остаются льготные программы, в первую очередь, Программа стимулирования кредитования (ПСК) и Программа субсидирования, утвержденная Постановлением Правительства РФ № 1764.

Программа 1764: Основа субсидирования

Программа 1764, действующая с 2019 года, претерпела ряд существенных изменений в 2023–2025 годах, сместив приоритеты в сторону инвестиционных целей и импортозамещения.

Ключевые условия Программы 1764 (2024 г.):

  1. Целевое назначение: Фокус смещен на инвестиционные кредиты, направленные на расширение производства, приобретение основных средств и строительство.
  2. Приоритетные отрасли: Ключевыми приоритетами остаются обрабатывающее производство, сельское хозяйство, торговля, а также стратегически важные сектора, такие как логистика, IT, научная и техническая деятельность, и туризм (гостиничный бизнес).
  3. Ставка: Формула ставки для конечного заемщика определяется как «Ключевая ставка ЦБ РФ + не более 2,75%». При ключевой ставке 16%, конечная ставка составляла около 18,75%, что все еще выше докризисного уровня, но существенно ниже рыночных 24%.
  4. Лимит: Максимальная сумма кредита может достигать 2 млрд рублей.

Трансформация в «ПСК + 1764» (2025 год): Фиксированные ставки

В 2025 году был запущен новый механизм поддержки, объединяющий возможности Корпорации МСП и субсидирование (Программа «ПСК + 1764»).

Эта объединенная инвестиционная программа стала ответом на запрос рынка о большей предсказуемости стоимости заемных средств. Как же малому бизнесу гарантировать устойчивость планов, если ставка плавает?

Инновационная особенность «ПСК + 1764»:

В отличие от плавающей формулы, привязанной к ключевой ставке, новая программа устанавливает конкретные, фиксированные ставки, что дает предприятиям возможность долгосрочного планирования инвестиций.

Категория МСП Фиксированная ставка (годовых) Срок кредита Цель
Микро- и Малые предприятия До 4,0% До 10 лет Инвестиционные проекты в приоритетных отраслях
Средние предприятия До 2,5% До 10 лет Инвестиционные проекты в приоритетных отраслях

Эта программа, которая охватывает около 11% субъектов МСП, является высокоцелевой и направлена на стимулирование глубокой модернизации и импортозамещения, особенно в обрабатывающем производстве и IT. Сбербанк, как крупнейший агент государства, активно участвует в реализации этих программ, что позволяет ему формировать значительную часть своего портфеля за счет льготных, субсидированных кредитов.

Глава 2. Анализ динамики, структуры и рыночного положения ПАО «Сбербанк» в сегменте МСП

Объем, темп роста и рыночная доля Сбербанка (2024 год)

ПАО «Сбербанк» традиционно занимает лидирующие позиции на рынке корпоративного кредитования, и сегмент малого и среднего бизнеса не является исключением. Анализ результатов 2024 года демонстрирует уверенный рост портфеля, несмотря на общее замедление кредитной активности в стране. На конец 2024 года кредитный портфель клиентов малого и среднего бизнеса (МСБ) ПАО «Сбербанк» достиг впечатляющей отметки в 6,7 трлн рублей. Этот результат был достигнут за счет высоких темпов роста:

  • Темп роста портфеля МСБ Сбербанка за 2024 год составил 19%.
  • Темп прироста по объему выданных кредитов МСБ Сбербанка за тот же период составил 9,9%.

Такие показатели позволяют Сбербанку сохранять доминирующее положение на рынке. По итогам 2024 года доля Сбербанка на рынке кредитования МСБ выросла до 45,9%.

Для сравнения, совокупный кредитный портфель всего банковского сектора РФ в сегменте МСП на 01.07.2024 составил 14,4 трлн рублей, при этом годовой прирост замедлился до 25,8% (против 33,4% годом ранее).

Таким образом, практически половина всех кредитов, выданных малому и среднему бизнесу в России, приходится на Сбербанк, что делает его ключевым индикатором состояния всего сегмента. Следовательно, любая корректировка его кредитной политики моментально отражается на состоянии всего российского малого и среднего предпринимательства.

Критический анализ отраслевой структуры портфеля (Эффект «КвазиМСП»)

При поверхностном анализе структуры кредитного портфеля МСП в России складывается впечатление о доминировании строительной отрасли. Однако академическая строгость требует проведения синтетического анализа для исключения искажающего влияния так называемых «квазиМСП».

Проблема «КвазиМСП»:

«КвазиМСП» — это крупные заемщики, которые формально подпадают под критерии МСП по численности или доходу, но по сути являются крупными игроками, часто аффилированными с крупными холдингами или участвующими в масштабных государственных проектах (например, в сфере жилищного строительства через проектное финансирование).

Согласно аналитическим данным, более 80% прироста кредитного портфеля МСБ в 2024 году было обеспечено именно этими крупными заемщиками. На 01.01.2025 года на долю «квазиМСП» приходилось около 50% общей задолженности всего сегмента.

Если рассматривать отраслевую структуру портфеля с учетом «квазиМСП», то наибольшая доля задолженности приходится на «стройку». Более того, в самом сегменте «квазиМСП» задолженность, связанная со строительством, составляет 63% от их общего долга. Это отражает масштабное финансирование девелоперских проектов.

Анализ «Чистого» Портфеля МСП:

Для получения объективной картины о реальных потребностях и рисках именно малого и микробизнеса, необходимо исключить влияние «квазиМСП».

При исключении этих крупных игроков, структура «чистого» кредитного портфеля МСП в Сбербанке и в целом по рынку выглядит иначе:

  1. Торговля (25,5%): Занимает лидирующее положение, что отражает фундаментальную потребность малого бизнеса в пополнении оборотных средств (товарных запасов).
  2. Обрабатывающее производство: Сохраняет значительную долю, но уступает торговле.
  3. Строительство: Его доля резко снижается, поскольку основные объемы финансирования перетекают к крупным застройщикам.

Фокусировка Сбербанка на торговле и обрабатывающем производстве в «чистом» портфеле соответствует стратегическим приоритетам поддержки именно малого бизнеса, тогда как рост портфеля в целом (19%) во многом объясняется работой с высокомаржинальными крупными клиентами, формально отнесенными к МСП.

Глава 3. Актуальные проблемы, риски и оценка кредитного качества в сегменте МСП (2024-2025)

Проблема стоимости заемных средств и спреда в ставках

Ключевой проблемой, доминирующей на рынке кредитования МСП в 2024–2025 годах, является беспрецедентно высокая стоимость заемных средств, обусловленная жесткой политикой Банка России.

В декабре 2024 года средневзвешенные процентные ставки по кредитам МСП достигли исторического рекорда:

  • Краткосрочные кредиты (до 1 года): 24,21%
  • Долгосрочные кредиты (свыше года): 19,92%

Такие ставки делают большинство инвестиционных проектов малорентабельными или вовсе невозможными для реализации без прямого государственного субсидирования. Это привело к резкому «охлаждению» кредитной активности: темп прироста выдач кредитов МСП в 2024 году замедлился до +7,2%, по сравнению с критически высокими +39,6% в 2023 году.

Критический разрыв (Спред) в ставках:

Высокая ставка не только снижает доступность кредитов, но и усиливает дискриминацию сегмента МСП по сравнению с крупным корпоративным бизнесом. Разница в стоимости заемных средств (спред) по долгосрочным кредитам между крупными предприятиями (~11,55%) и МСП (~19,92%) достигла критических 8,37 процентных пунктов.

Этот спред отражает более высокие кредитные риски, присущие малому бизнесу (недостаток обеспечения, высокая волатильность выручки), а также более высокую операционную стоимость обслуживания большого количества мелких заемщиков для банка. Но если этот разрыв сигнализирует о фундаментальных проблемах ликвидности и риска, то какие системные меры необходимо предпринять, чтобы снизить базовый риск МСП, а не просто субсидировать ставки?

Динамика просроченной задолженности (NPL) и реструктуризаций

Ужесточение денежно-кредитной политики неизбежно ведет к ухудшению качества кредитного портфеля. Предприятия, обслуживающие дорогие кредиты, сталкиваются с ростом финансовой нагрузки, что приводит к увеличению просроченной задолженности (Non-Performing Loans, NPL).

По состоянию на январь 2024 года, доля NPL в кредитном портфеле МСП в РФ выросла до 5,2%. Ситуация особенно критична в сегменте микробизнеса и ИП, где в наиболее закредитованных отраслях просрочка может достигать 13–24%.

Индикаторы растущего давления (IV квартал 2024 г.):

Два ключевых статистических индикатора свидетельствуют о растущем давлении на кредитное качество, особенно в сегменте малого и микробизнеса:

  1. Рост проблемных заемщиков: За IV квартал 2024 года число субъектов МСБ с просроченной задолженностью выросло на 54% (почти до 95 тыс. предприятий).

    Основной вклад в этот рост внес сегмент микробизнеса, который наименее устойчив к росту операционных расходов и процентных платежей.

  2. Рост реструктуризаций: Объем реструктуризаций кредитов МСБ за IV квартал 2024 года увеличился на 78% (с 93 млрд до 166 млрд рублей).

    Увеличение числа и объема реструктуризаций является прямым следствием высоких ставок и неспособности бизнеса генерировать достаточный денежный поток для обслуживания долга в прежнем графике.

Для Сбербанка, как лидера рынка, эта статистика является прямым вызовом, требующим оперативного пересмотра скоринговых моделей и повышения внимания к финансовому мониторингу. Именно поэтому возрастает роль цифровой экосистемы.

Механизмы минимизации залогового риска

Традиционной проблемой для малого и среднего бизнеса является нехватка или полное отсутствие ликвидного залогового обеспечения, что является основным барьером для получения крупных инвестиционных и оборотных кредитов.

Для решения этой проблемы Сбербанк активно использует механизм «зонтичных» поручительств Корпорации МСП. Данный механизм позволяет банку выдавать кредиты без требования полного обеспечения, поскольку часть риска берет на себя Корпорация МСП.

Параметры «Зонтичного» Поручительства:

  • Поручительство покрывает до 50% суммы кредита.
  • Максимальная сумма кредита с поручительством: до 1 млрд рублей.
  • Срок кредита: до 10 лет.

Сбербанк является безусловным лидером по объему выдач таких кредитов. В 2024 году было выдано 22 тысячи кредитов с «зонтичным» поручительством на сумму 181,1 млрд рублей. Этот инструмент является критически важным для реализации инвестиционных проектов в условиях дефицита собственного залога.

Глава 4. Стратегическое развитие Сбербанка и роль цифровой экосистемы в кредитовании

Трансформация продуктовой линейки: от «Онлайн-кредита» до Инвестиционного кредита

Продуктовая линейка Сбербанка для МСП характеризуется высокой степенью цифровизации и адаптацией к потребностям различных сегментов бизнеса.

Ключевые продукты:

  1. Цифровой «Онлайн-кредит»: Предназначен для микро- и малого бизнеса с невысокой потребностью в финансировании.
    • Сумма: до 5 млн рублей.
    • Срок: до 3 лет.
    • Условия: Без залога и без подтверждения целевых трат. Оформление полностью в день обращения через платформу «СберБизнес».
  2. Овердрафт: Используется для оперативного покрытия кассовых разрывов и краткосрочных потребностей в ликвидности.
  3. Кредит на пополнение оборотных средств: Классический продукт для обеспечения непрерывности производственного цикла (закупка сырья, товаров).
  4. Инвестиционный кредит: Направлен на долгосрочное развитие бизнеса (покупка недвижимости, оборудования, модернизация).

    Именно этот вид кредитов активно субсидируется государством через программы «1764» и «ПСК + 1764».

Система скидок и лояльности:

Сбербанк стимулирует клиентов к комплексному использованию своих сервисов, предоставляя существенные скидки на процентную ставку. Общая скидка может достигать 3%, из которых:

  • До 2% — за активный оборот и использование цифровых сервисов платформы «СберБизнес».
  • 1% — за страхование жизни заемщика.

Эта система скидок является частью более широкой стратегии, основанной на экосистеме.

Экосистема «СберБизнес» как проприетарный инструмент скоринга и лояльности

Стратегическим преимуществом ПАО «Сбербанк» является его развитая цифровая экосистема «СберБизнес». Это не просто набор финансовых услуг; это проприетарный инструмент сбора данных, скоринга, минимизации рисков и повышения лояльности, который недоступен большинству конкурентов. Не просто набор финансовых услуг представляет собой эта цифровая экосистема, а проприетарный инструмент сбора данных, скоринга, минимизации рисков и повышения лояльности, который недоступен большинству конкурентов.

Механизм использования экосистемы для кредитования:

Клиент, подключенный к «СберБизнес», использует широкий спектр нефинансовых услуг: расчетно-кассовое обслуживание (РКО), эквайринг, зарплатные проекты, а также специализированные цифровые сервисы, разработанные самим Сбербанком:

  1. SaluteRPA (Robotic Process Automation): Платформа для роботизации рутинных бизнес-процессов (бухгалтерия, документооборот).
  2. SaluteJazz (ВКС-платформа): Корпоративная платформа видеоконференцсвязи с функциями ИИ (шумоподавление, расшифровка).

Использование этих сервисов позволяет банку получить обширный, глубокий массив данных о реальном финансовом здоровье и операционной эффективности клиента:

  • Реальный оборот (через РКО и эквайринг).
  • Средний чек и динамика продаж.
  • Уровень автоматизации и, как следствие, эффективность управления (через SaluteRPA).
  • Стабильность корпоративных коммуникаций (через SaluteJazz).

Автоматический скоринг:

На основе этих «больших данных» (Big Data) и моделей машинного обучения банк может проводить высокоточный, автоматический скоринг, который значительно превосходит традиционный финансовый анализ. Это позволяет банку автоматически формировать для клиента предодобренные кредитные предложения. Вероятность одобрения таких предложений, базирующихся на реальной транзакционной активности, составляет практически 100%.

Таким образом, комплексное предложение (финансовые + нефинансовые сервисы) формирует единую инфраструктуру, которая не только повышает лояльность, но и позволяет Сбербанку управлять кредитным риском более эффективно, что является ключевым фактором в условиях роста NPL.

Корректировка стратегии до 2027 года в условиях регуляторных вызовов

Руководство ПАО «Сбербанк» заявило о необходимости корректировки своей стратегии развития до 2027 года. Это решение продиктовано не только быстро меняющейся экономической ситуацией (высокие ставки, санкции), но и ужесточением регуляторных норм со стороны Банка России.

Основные вызовы:

  1. Регуляторное ужесточение: Банк России вводит меры по «охлаждению» рынка, что может включать повышение коэффициентов риска по отдельным сегментам кредитования.
  2. Конкуренция с депозитами: Высокая ключевая ставка привела к высокой доходности корпоративных депозитов. Компании предпочитают сохранять средства на счетах под высокий процент, а не инвестировать в развитие, что снижает спрос на кредиты.

Сбербанк признает, что выполнение планов по выдаче корпоративных кредитов (включая МСБ) на 2025 год (на уровне 9-11%) будет непростым. Тем не менее, стратегический фокус остается на:

  • Инвестиционном кредитовании: Активное участие в льготных государственных программах («ПСК + 1764»), направленных на поддержку обрабатывающего производства и импортозамещения.
  • Цифровой трансформации: Дальнейшее развитие экосистемы «СберБизнес» для снижения операционных издержек и минимизации кредитных рисков через более точный проприетарный скоринг.

Заключение и стратегические перспективы

Кредитование малого и среднего предпринимательства в России в 2023–2025 годах столкнулось с серьезным дисбалансом, вызванным жесткой монетарной политикой. С одной стороны, наблюдается рекордный рост стоимости заемных средств (до 24,21% по краткосрочным кредитам), с другой — значительное ухудшение кредитного качества (рост NPL до 5,2%, увеличение числа проблемных заемщиков на 54%).

Основные выводы по Сбербанку:

  1. Доминирование на рынке: Сбербанк сохранил позицию лидера, увеличив кредитный портфель МСБ до 6,7 трлн рублей и достигнув рыночной доли 45,9%.
  2. Искажение структуры портфеля: Значительная часть роста (более 80%) обеспечена сегментом «квазиМСП», особенно в строительстве. В «чистом» портфеле малого бизнеса доминирует Торговля (25,5%), что требует более прицельной поддержки именно этого сектора.
  3. Эффективность господдержки: Активное участие Сбербанка в льготных программах (Программа 1764) и внедрение новой программы «ПСК + 1764» с фиксированными ставками (до 4% для малых) позволяет бизнесу планировать долгосрочные инвестиции, несмотря на высокие рыночные ставки.
  4. Управление рисками: Проблема залогового обеспечения решается за счет широкого использования «зонтичных» поручительств Корпорации МСП.

Конкурентное преимущество — Экосистема:

Ключевым стратегическим преимуществом Сбербанка остается его цифровая экосистема «СберБизнес». Интеграция нефинансовых сервисов (SaluteRPA, SaluteJazz, РКО) позволяет банку собирать критически важные данные для проприетарного скоринга. Это обеспечивает высокую точность оценки кредитоспособности, минимизирует риски и позволяет формировать предодобренные кредитные предложения, что является залогом удержания высокой доли рынка.

Стратегические перспективы до 2027 года:

С учетом текущих экономических вызовов, стратегия Сбербанка будет направлена на:

  • Усиление фокуса на высокотехнологичное инвестиционное кредитование (в рамках льготных программ) для поддержки импортозамещения.
  • Дальнейшую роботизацию процессов кредитования и скоринга на базе ИИ.
  • Привлечение новых клиентов через комплексное предложение, где нефинансовые услуги (экосистема) выступают инструментом повышения лояльности и снижения кредитного риска.

В целом, Сбербанк демонстрирует высокую адаптивность к регуляторным и рыночным условиям, выступая не только финансовым институтом, но и ключевым агентом государства в реализации стратегических программ поддержки МСП.

Список использованной литературы

  1. Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
  2. Козлов А.И., Пряничников С.Б. Деньги. Кредит. Банки: Учебное пособие. Н.Новгород: Нижегородский институт менеджмента и бизнеса, 2002. 108 с.
  3. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник / Под редакцией В.К. Сенчакова, А.И. Архипова. М.: Проспект, 2001. 496 с.
  4. Аналитический обзор рынка кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства по итогам первого полугодия 2024 года.
  5. Как в 2024 году подорожали кредиты для малого и среднего бизнеса.
  6. Кредитный портфель клиентов малого и среднего бизнеса (МСБ) составил 6,7 трлн руб. – Сокращенные результаты МСФО Q4 2024 год.
  7. Кредитование и поддержка финансирования МСП в 2024: временное охлаждение.
  8. Кредитование МСП: рекорды во время турбулентности.
  9. Кредитные каникулы для самозанятых и субъектов МСП.
  10. Критерии малого предприятия в 2024 году.
  11. Критерии отнесения бизнеса к субъектам МСП.
  12. Кредит на открытие и развитие малого бизнеса.
  13. Льготное кредитование субъектов малого и среднего предпринимательства.
  14. Малый бизнес получил в Сбере более 180 млрд рублей без залога по программе Корпорации МСП.
  15. Онлайн-кредит для бизнеса от СберБизнеса.
  16. Продукты СберБанка для бизнеса.
  17. Рынок кредитования МСБ по итогам 2024 года и прогноз на 2025-й: ставки сделаны, ставок меньше нет.
  18. Сбер: «Мы предлагаем МСП комплексную поддержку совместно с государством».
  19. Сбербанк в 2024 году увеличил корпоративное кредитование по МСФО на 19%, розничное – на 12,7%.
  20. Сбербанк готов корректировать стратегию развития до 2027 года.
  21. У малого бизнеса начались «прыжки отчаяния»: на форуме Scoring Day обсудили свежие ветры на рынке кредитования МСБ.
  22. Условия отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства.
  23. http://www.filialbanka.ru/sberbank
  24. http://www.sbrf.ru/moscow/ru