Данная курсовая работа связана с изучением теории и практики кредитной системы государства.
На поверхности экономических явлений кредит выступает как временное заимствование вещи или денежных средств. При помощи кредита приобретаются товарно-материальные ценности, различного рода машины, механизмы, покупаются населением товары с рассрочкой платежа. Объектом приобретения за счет кредита выступают разнообразные ценности (вещи, товары).
Однако «вещное» толкование кредита выходит за рамки политэкономического анализа. Экономическая наука о деньгах и кредите изучает не сами вещи, а отношения между субъектами по поводу вещей. В этой связи кредит как экономическую категорию следует рассматривать как определенный вид общественных отношений. Однако кредит — не всякое общественное отношение, а лишь такое, которое отражает экономические связи, движение стоимости.
В своей деятельности кредиты используют отдельные граждане и государства; мелкие и средние предприятия и крупные холдинги, и корпорации. Предоставлением кредитов занимаются разнообразные институты, которые в свою очередь входят в так называемую «кредитную систему».
Кредитная система, согласно одному из общепризнанных определений – это совокупность кредитных отношений, существующих в стране, методов и форм кредитования, банков или других кредитных учреждений, которые предоставляют подобные отношения.
Актуальность темы исследования определяется тем, что в современной экономике России банки играют неотъемлемую роль и являются основным элементом банковской системы. Кредит занимает ведущее место в деятельности многих банков и в экономике страны в целом.
В Российской Федерации банковская система, представляет собой двухуровневую структуру, верхний уровень которой представлен Центральным банком Российской Федерации, а нижний — коммерческими банками, а также филиалами и представительствами иностранных банков.
Целью курсовой работы является: рассмотрение кредитной системы России, ее исторических аспектов и тенденции развития.
Для реализации этой цели поставлен следующий ряд задач:
1) Охарактеризовать понятие и сущность системы кредитования
2) Рассмотреть исторические аспекты системы кредитования
Институт Экономики и Финансов. Кафедра «Финансы и кредит» . «Деньги, ...
... К сумма основного долга по кредиту, П сумма обязательств по уплате процентов за весь срок пользования кредитными ресурсами, Т срок кредитования. При использовании простой процентной ставки ... Задание 3 Рассчитать объем ежемесячных оборотов организации-заемщика по расчетам в Сберегательном Банке Российской Федерации. Объем ежемесячных оборотов организации-заемщика по счетам в Сбербанке России ...
3) Определить тенденции развития кредитной системы
4) Проанализировать систему кредитования в разных странах
5) Выявить проблемы системы кредитования России
6) Предложить пути совершенствования кредитования в России
Объектом исследования является коммерческие банки, а предмет исследования — кредитная система.
Методами исследования служат приёмы и методы, используемые в работе, системный и сравнительный анализ, статистический метод и наблюдения.
В работе использовались учебники и учебные пособия, Алексеева Д. Д., Асаевой О. Н., Плахотная Д. Г., Егорова С. Е., Жиркиной Н. И.., Ананьева Д.Н. а также Федеральные законы и подзаконные акты, научные журналы и материалы сети Интернет.
Указанные цели и задачи курсовой работы формируют ее структуру, которая состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
-
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОЦЕССА КРЕДИТОВАНИЯ
-
-
Кредитование: понятие и сущность
-
Кредитную систему можно охарактеризовать в соответствии с тремя аспектами: сущностным, институциональным и функциональным.
В сущностном аспекте кредитная система представляет собой систему кредитно-финансовых отношений.
Кредит- это система экономических отношений в связи с передачей от одного собственника другому во временное пользование ценностей в любой форме (товарной, денежной, нематериальной) на условиях возвратности, срочности, платности.
Кредит- это товар, продаваемый за специфическую цену, — ссудный процент и на специфических условиях — на срок, с возвратом.
Специфические условия, на которых предоставляется кредит, составляют основные принципы кредитования, которые перечислены ранее. Возвратность предполагает, что переданные в долг ценности в оговоренной заранее форме (кредитном соглашении), чаще всего денежной, будут возвращены продавцу кредита (кредитору).
Нарушение принципа возвратности может нанести непоправимый ущерб кредитору, поэтому в современных условиях в кредитных соглашениях принято оговаривать способы страхования кредитного риска, на условиях кредитного соглашения.
Кредитное соглашение — письменный договор кредитора и должника при предоставлении-получении кредита, подробно оговаривающий условия возвратности, срочности и платности.
Согласно ст. 819 ГК РФ по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее.[1]
Сущность и роль кредита в современных условиях
... операций . [12] 2 Условия предоставления и формы кредита 2.1 Условия кредитования Одной из наиболее серьезных проблем, ... из свойств – возвратность – становится необязательным для кредита как экономической категории. 3. Сущность кредита предполагает также ... хозяйствующих субъектов, соблюдение принципов кредитования. Это дало основание некоторым авторам говорить о присущей кредиту контрольной функции. ...
Кредитный договор должен быть заключен в письменной форме. Несоблюдение письменной формы влечет недействительность кредитного договора т.е. кредитный риск.
Кредитный риск — риск невозврата дебитором кредитору кредита. Страхование кредитного риска — система мер по обеспечению возврата кредитору ссуды в срок.
Срочность кредитования — это естественная форма обеспечения возвратности кредита.
Ссуда должна быть не просто возвращена, а возвращена в строго оговоренный в кредитном соглашении срок. Для этого в кредитном соглашении подробно разрабатывается график погашения кредита и уплаты процентов. Принцип платности кредита означает, что заемщик денег должен внести определенную единовременную плату за пользование кредитом или платить в течение оговоренного срока.Обеспеченность кредита- дополнительный принцип кредитования, который всегда включается в кредитное соглашение.
С принятием Федерального закона «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 N 395-1
Наиболее распространенными видами обеспечения ссуд являются:
-
Материальные ценности, оформленные залоговым обязательством;
-
гарантии посредников платежеспособных юридических и физических лиц;
-
страховые полисы, оформленные заемщиками в страховой компании по риску непогашения ссуды;
-
ликвидные ценные бумаги.
Дополнительным принципом кредитования является его целевая направленность, которая создает условия для соблюдения принципов возвратности и платности ссуд, а также в определенной степени и их срочности.
Этот принцип предполагает выдачу ссуды под четкую цель ее использования (оговаривается в кредитном соглашении).
Наиболее стабильным считается кредитование на производительные цели, когда вложенные деньги дают реальную отдачу- прибыль. Существует два принципа:
-
Принцип дифференцированного кредита означает различный подход к заемщикам в зависимости от их реальных возможностей погасить ссуду.
-
Принцип дифференцированного подхода к заемщикам в зависимости от их реальных возможностей погасить взятый кредит предполагает деление заемщиков на первоклассных и сомнительных.
Внутри этих групп обычно применяют более подробную дифференциацию, используя систему кредитных рейтингов.
Внутри кредитных рейтингов должники дифференцируются достаточно подробно с учетом целого комплекса критериев.
Совокупное применение на практике всех принципов банковского кредитования позволяет соблюсти как общегосударственные интересы, так и интересы обоих субъектов кредитной сделки банка и заемщика.
Кредит и кредитные отношения
... следует отметить, что кредитные отношения банка с клиентом строятся на принципах срочности, возврата, выплаты и гарантии кредита и оговариваются условно. Отличительные особенности банковского кредитования: 1) эти правоотношения ...
С институциональной точки зрения — это система кредитно-финансовых учреждений, обслуживающих кредитные отношения (банки, финансовые компании, фондовые и валютные биржи, страховые компании и т. п.).
Кредитная система в институциональном аспекте — совокупность кредитно-финансовых учреждений, обслуживающих всю сферу кредитных отношений.
Все кредитные учреждения взаимосвязаны и составляют определенную иерархическую структуру, которая представлена на рисунке 1.
Рисунок 1 — Структура кредитно-банковской системы
Ядро всей кредитной системы составляет банковская система. Банковская система предполагает использование в основном горизонтальных связей между банками, универсализацию проводимых ими операций и выполнение аналогичных функций.
Возникают отношения подчинения центральному банку как руководящему и регулирующему органу низовых звеньев системы, которая представлена на рисунке 2.
Рисунок 2- Двухуровневая банковская система
Кредитная система государства складывается из банковской системы и совокупности, так называемых небанковских банков, т. е. небанковских кредитно-финансовых институтов, способных аккумулировать временно свободные средства и размещать их с помощью кредита.
В мировой практике небанковские кредитно-финансовые институты представлены инвестиционными, финансовыми и страховыми компаниями, пенсионными фондами, сберегательными кассами, ломбардами и кредитной кооперацией. Вся совокупность банков в национальной экономике образует банковскую систему страны.
В настоящее время практически во всех странах с развитой рыночной экономикой банковская система имеет два уровня:
-
Первый уровень банковской системы образует Центральный банк. За ним законодательно закрепляются монополия на эмиссию национальных денежных знаков и ряд особых функций в области кредитно-денежной политики.
-
Второй уровень занимают коммерческие банки. Они концентрируют основную часть кредитных ресурсов, осуществляют в широком диапазоне банковские операции и финансовые услуги для юридических и физических лиц. Эти банки организуются на паевых (акционерных) началах и по форме собственности делятся на государственные, акционерные и кооперативные.[9]
В национальных законодательствах понятие «кредитная система», как правило, не фигурирует, чаще используется понятие «банковская система». Логично считать банковскую систему сегментом кредитной в той части, в какой банки составляют ядро системы кредитных организаций. В самом широком смысле национальную кредитную систему можно рассматривать как сложившуюся в стране совокупность кредитных организаций и правовых норм, регулирующих их деятельность и устанавливающих порядок взаимосвязи с другими хозяйствующими субъектами.
Страхование в системе потребительского кредитования
... Данная тема особенно актуальна в настоящее время, так как популярность системы потребительского кредитования в последние годы становится все более и более популярна среди ... населению. При этом кредиторами могут выступать банки, торговые организации, кредитные учреждения небанковского типа (ломбарды, кредитные кооперативы, пенсионные фонды), строительные общества, кассы взаимопомощи, сами граждане, ...
Согласно вышеизложенным определениям системы кредитную систему можно рассматривать как:
-
Совокупность финансово-кредитных учреждений, организующих кредитные отношении. Представлена центральными и коммерческими банками, небанковскими финансово-кредитными учреждениями;
-
Совокупность кредитных отношений, форм и методов кредитования. Представлена различными формами кредита, методами кредитования, а также формами безналичных расчетов.
Первый аспект определения кредитной системы характеризует институциональную форму, а второй — функциональную форму кредитной системы.
Понятие функциональной системы связано с движением ссудного капитала в виде различных форм кредита, таких как коммерческий, банковский, государственный, ипотечный, потребительский, инвестиционный, инновационный и др. Основными являются коммерческий и банковский кредиты.
Понятие институциональной кредитной системы связано с функционированием кредитных учреждений, контролирующих их органов и различных организаций, таких как финансовые союзы, ассоциации, холдинги и др., связанных между собой определенными отношениями (корреспондентскими, конкурентными, расчетно-платежными и т.д.).
Более подробно на рисунке 3.
Рисунок 3 — Кредитная система государства
Понятие функциональной системы связано с движением ссудного капитала в виде различных форм кредита, таких как коммерческий, банковский, государственный, ипотечный, потребительский, инвестиционный, инновационный и др. Основными являются коммерческий и банковский кредиты.
Понятие институциональной кредитной системы связано с функционированием кредитных учреждений, контролирующих их органов и различных организаций, таких как финансовые союзы, ассоциации, холдинги и др., связанных между собой определенными отношениями (корреспондентскими, конкурентными, расчетно-платежными и т.д.).
Объектом кредитования не может быть всякая потребность заемщика, а только та, которая связана с его временными платежными затруднениями, вызвана необходимостью развития и обращения продукта.
Кредитование осуществляется при условии, что будут соблюдены и коммерческие интересы банка. Кредитование производиться на платной основе. Платность во многом определяется кредитным риском, уровнем учетной ставки Центрального банка, общим состоянием спроса и предложения кредита на рынке. Условием кредитования является заключение кредитного соглашения между банком и заемщиком. Кредитование базируется на договорной основе, предусматривающей определенные обязательства и права каждой стороны кредитной сделки, экономическую ответственность сторон.
Условия кредитования:
-
соблюдение требований, предъявляемых к базовым элементам кредитования;
14 стр., 6981 словПлатежные системы кредитных организаций
... непосредственно на центральный банк государства. Работа платежной системы тесно связана с реализацией основной цели деятельности центрального банка - обеспечением стабильности банковской системы. При этом центральный банк может выступать ... совершения платежа и погашения долга. При использовании же бумажных и кредитных денег появляется потребность в разработке особых правил их обращения и ...
-
совпадение интересов обеих сторон кредитной сделки;
-
наличие возможностей, как у банка-кредитора, так и у заемщика выполнять свои обязательства, соблюдение принципов кредитования;
-
возможность реализации залога и наличие гарантий;
-
обеспечение коммерческих интересов банка;
-
планирование взаимоотношений сторон кредитной сделки.
Указанные условия кредитования направлены на поддержание капиталистического способа производства, обеспечение функционирования экономической системы.
Созданию современной кредитной системы Российской Федерации предшествовал длительный исторический период, который определялся социально-экономическими условиями развития страны. Более подробно об этом в следующем пункте.
-
-
Исторические аспекты системы кредитования
-
В течение ХХ в. кредитная система России прошла несколько этапов формирования, но главными особенностями всего прошедшего периода была ориентация на административные методы руководства экономикой, максимальная концентрация финансовых ресурсов и властных функций у государственных органов и полное несоответствие кредитным системам промышленно развитых стран.
До 1917 г. она успешно развивалась в соответствии с потребностями России, которая была страной среднего уровня развития капитализма. По структуре, функциям и операциям она приближалась к модели кредитной системы ведущих капиталистических стран того времени.
В первые месяцы после революции 1917 г. была проведена национализация всех кредитных институтов (банков и страховых компаний), на базе Госбанка России был создан Народный банк. Начавшаяся в 1918г. гражданская война по существу ликвидировала кредитную систему, так как в условиях отсутствия товарно-денежных отношений кредит потерял свое значение. Это подтверждает факт слияния в те годы Народного банка с Наркомфином (министерством финансов).
Единственным источником доходов в стране стала неконтролируемая эмиссия так называемых денежных знаков, что привело к обесцениванию денег, натурализации хозяйственных отношений и ограничивало сферу товарно-денежных отношений.
В начале 20-х годов в рамках новой экономической политики было предпринято восстановление кредитной системы, но в довольно усеченной форме. Был создан Госбанк, стали функционировать акционерные и кооперативные коммерческие банки. К 1925 г. была восстановлена кредитная система. Особенность новой кредитной системы заключалась в том, что большая часть ее звеньев являлась государственной собственностью.
Организация и порядок предоставления банковских кредитов
... продукции или услуг, имеет важное значение при анализе кредитной заявки. О. И. Банковское Банки используют различные системы анализа кредитоспособности заемщика. Источниками информации при оценке ... деятельности коммерческих банков с точки зрения получения доходов является предоставление ссуд заемщикам. Ссуды, связанные с кредитными операциями, — самая важная часть банковских активов, а ...
Существовали также кредитные учреждения в кооперативной собственности. Незначительная часть кредитных институтов была в капиталистической собственности (общества взаимного кредита, которые к концу 20-хгг. прекратили свою деятельность).
При этом кредитная система была представлена главным образом отраслевыми специализированными банками и обществами по кредитованию.
В новой структуре кредитной системы отсутствовали страховые компании и учреждения, занимавшиеся операциями с ценными бумагами. Это объяснялось созданием государственной страховой компании, а также очень ограниченным рынком ценных бумаг в виде оборота акций между различными государственными организациями-акционерами.
Таким образом, аккумуляция и мобилизация денежных ресурсов практически осуществлялась банками в рамках государственной собственности.
В последующие годы кредитная система претерпела существенные изменения под влиянием кредитной реформы 30-х годов. Результатом проведения кредитной реформы 1930-1932 гг. явилось построение кредитной системы распределительного типа. Коммерческий кредит был заменен прямым кредитованием, и для его проведения впоследствии в нашей стране сложилась банковская система, состоящая из государственных банков.
В ходе реформы 1930-1932 гг. была сформирована сеть специализированных банков долгосрочного кредитования и финансирования капитальных вложений — Промбанка, Сельхозбанка, Цекомбанка и Торгбанка, которые были ориентированы на обслуживание отдельных секторов экономики.
Усилилась роль Госбанка, который должен был обеспечивать действенный контроль за ходом выполнения планов производства и обращения товаров, за выполнением финансовых планов и планов накоплений. Кредит Госбанка стал целевым, срочным, возвратным, обеспеченным товарно-материальными ценностями, а кредитование заемщиков должно было производиться в соответствии с выполнением ими планов. В Госбанке были сосредоточены все операции по краткосрочному кредитованию, и этот банк был превращен в расчетный центр страны.
Финансирование и кредитование капитальных вложений банки могли производить только на основе утвержденных для предприятий и хозяйственных организаций планов капитального строительства и планов финансирования.
Правительство подчеркивало, что важнейшей функцией специализированных банков является контроль за использованием отпущенных ими средств в соответствии с утвержденными планами и фактическим ходом строительства. Т.к. задачи новых специальных банков заключались только в финансировании и кредитовании капитальных вложений, то это позволяло использовать их в качестве аппарата государственного контроля за капитальным строительством.
Значительная реорганизация была проведена в 1959 — 1962 гг. В соответствии с Указом Верховного Совета СССР от 7 апреля 1959 г. была проведена новая реорганизация специальных банков. Были ликвидированы Цекомбанк, Торгбанк и Сельхозбанк, Промбанку переданы операции, выполнявшиеся ранее Цекомбанком. Промбанк был переименован во Всесоюзный банк финансирования капитальных вложений — Стройбанк СССР, Госбанку были переданы функции Сельхозбанка. Перед Стройбанком была поставлена задача добиваться усиления роли кредита и системы финансирования в повышении эффективности капитальных вложений, так как в конце 60-х гг. стало заметно проявляться снижение эффективности общественного производства.
Основные виды банковских кредитов: особенности предоставления и погашения
... банка. Банковские кредиты подразделяются на активные и пассивные. В первом случае банк дает кредит, т.е. выступает кредитором, во втором берет кредит, т.е. является заемщиком. Банк может входить в кредитные ...
Банковская система в 60-70-е годы являлась жестко централизованной, так как Стройбанк СССР лишь по форме был независим от Госбанка СССР. Объемы кредитных вложений определялись только для сбалансирования планов развития с имеющимися бюджетными средствами. Госбанк СССР не только выполнял функции единого кредитного центра страны, но и осуществлял операционно-кассовое обслуживание бюджета. Он аккумулировал все поступления в бюджет и выдавал ассигнования из бюджета. Взаимоотношения между предприятиями и бюджетом строились на запланированных отчислениях в бюджет и ассигнований из него.
В случае отклонения от плана поступлений денег в бюджет Госбанк автоматически предоставлял кредит.
В результате ежегодно возрастали темпы инфляции, размеры которой скрывались от населения.
В результате осуществленных преобразований сложилась государственная кредитная система СССР, включающая Госбанк, Стройбанк, Внешторгбанк, гострудсберкассы и ломбарды, которая просуществовала до перестройки народного хозяйства, начавшейся в середине 1980-х гг. Кредитная система СССР была представлена в основном банковскими учреждениями. Кредитные организации небанковского типа и парабанковские кредитные организации, такие как кредитные кооперативы, общества взаимного кредита и другие, были ликвидированы в процессе социалистических преобразований кредитной сферы
Характер и структура кредитной системы СССР в целом соответствовали принципам централизованной плановой экономики. Кредитные отношения носили плановый характер, формы их организации были подчинены задачам общегосударственного контроля за движением денежных потоков в экономике. Кредитная система полностью была государственной и имела одноуровневую структуру, поскольку денежно-кредитное регулирование (которое осуществлялось путем составления кредитных и кассовых планов) и кредитование предприятий и организаций проводились одним банком — Госбанком СССР.
Необходимо отметить, что длительное командно-административное функционирование кредитной системы показало ее низкую эффективность. Большая часть кредитов предприятиями не возвращалась, и банки практически выполняли функцию не кредитования, а финансирования предприятий. Переход к рынку потребовал радикальных изменений в кредитной сфере.
Реформирование государственной кредитной системы началось в рамках проведения радикальной экономической реформы 1987 г. Оно предусматривало изменение организационной структуры банковской системы, повышение роли банков в экономике и усиление их влияния на развитие народного хозяйства. Концепция реорганизации банковской системы, разработанная в 1987 г., предусматривала решение следующих задач.
-
Создание двухуровневой банковской системы, верхний уровень которой должен был занять Госбанк СССР как центральный банк страны, а нижний — вновь созданные государственные специализированные банки (Промстройбанк, Жилсоцбанк, Агропромбанк, Внешэкономбанк, Сбербанк).
3 стр., 1307 словСтрахование в системе финансово-кредитных отношениях
... расширения и углубления товарно-денежных отношений в Российской Федерации. финансово-кредитную систему В финансовой системе Российской Федерации в последние годы произошли существенные изменения в связи ... имущественное и личное страхование; – кредит (государственный, муниципальный и банковский). Названные звенья финансовой системы существуют как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов ...
На эти банки возлагалось кредитно-расчетное обслуживание соответствующих народно-хозяйственных комплексов. Госбанк должен был осуществлять функции координатора деятельности специализированных банков и проводника единой государственной денежно-кредитной политики.[8]
-
Перевод государственных специализированных банков на хозрасчет и самофинансирование, повышение заинтересованности их низовых звеньев в эффективном и качественном обслуживании предприятий различных отраслей экономики.
-
Внедрение новых форм и методов кредитных отношений с предприятиями и организациями (кредитование по совокупности материальных запасов и производственных затрат, вексельные расчеты, факторинг, лизинг и др.)
В результате реорганизации системы банков усилились их связи с народным хозяйством, повысилась роль кредита в инновационном процессе, улучшилась структура кредитных вложений. Однако принципиальных изменений в кредитной сфере не произошло (на самом деле они и не предполагались): сохранилось централизованное распределение ресурсов, не была ликвидирована монопольная структура банковской системы, поскольку сферы влияния между банками были распределены административным путем по ведомственному принципу, не были созданы условия для свободного перелива капитала и развития финансового рынка. Госбанк СССР, подчиняясь Правительству, оставался административным органом и не мог проводить самостоятельную денежно-кредитную политику.
Госбанк не сумел овладеть присущим центральному банку инструментарием воздействия на денежно-кредитную сферу. Проблемы экономического управления денежным оборотом страны, регулирования деятельности низовых звеньев банковской системы, развития конкуренции между банками обусловили потребность в углублении реформ в банковской сфере.
В 1988 г. начался второй этап банковской реформы, который ознаменовался созданием коммерческих банков на паевой и акционерной основах. На этом этапе необходимо было решить две основные задачи:
-
создать новый механизм денежно-кредитного регулирования, который позволял бы правительству воздействовать на основные макроэкономические пропорции в условиях отказа от централизованного планирования;
-
сформировать институциональную структуру финансового рынка и обеспечить условия для свободного перелива капитала, мотивируемого рыночными критериями.
К августу 1990 г. в стране действовало 202 коммерческих банка. Для этого периода характерен крайне либеральный подход к созданию новых банков. В 1990 — 1991 гг. процедура открытия банка в России практически ничем не отличалась от процедуры открытия кооператива.
Создание негосударственных коммерческих банков означало преодоление монополии в банковской сфере, отказ от отраслевой специализации банков, развитие коммерческих начал в банковской деятельности. Таким образом, были заложены основы двухуровневой банковской системы с присущей ей возможностью саморегулирования. Коммерческие банки сыграли позитивную роль в становлении и развитии экономической рыночной системы в стране, создании инновационной среды, ломающей традиционные структуры и открывающей путь к дальнейшим преобразованиям.
Радикальные изменения, которые произошли в банковской системе, были закреплены в разработанном на этом этапе специальном банковском законодательстве. Принятые Верховным Советом РСФСР «О банках и банковской деятельности» в РСФСР стали законодательной основой новой банковской системы, базирующейся на рыночных принципах. В тот момент они оценивались как наиболее прогрессивные в блоке принятых экономических законов, что ознаменовало утверждение либеральных рыночных отношений в денежно-кредитной сфере.
В настоящее время действуют новые редакции этих законов — Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10.07.2002 N 86-ФЗ (СЗ РФ. 2002. № 28. Ст.2790; 2003. № 2. Ст.157.) и «О банках и банковской деятельности» (в редакции Федерального закона от 3 февраля 1996 года N 17-ФЗ) (с изменениями на 26 июля 2019 года).
[3]
Вступление их в действие стало итогом реформирования банковской системы страны в связи с переходом к экономической системе, основанной на рыночных принципах.
В экономике кредитные организации играют важную роль финансовых посредников, поэтому общество и рынки остро реагируют на возникающие у них проблемы, связанные с недостатками корпоративного управления. Таким образом, вопросы совершенствования корпоративного управления актуальны не только для отдельных кредитных организаций, но и для мировой финансовой системы в целом и заслуживают особого внимания, а также нуждаются в регулировании со стороны надзорных органов.
Базельский комитет по банковскому надзору. О рекомендациях Базельского комитета по банковскому надзору (далее — БКБН) на протяжении длительного времени работает над развитием надлежащих методов корпоративного управления в банковском секторе. Первый документ, содержащий соответствующие Рекомендации, был опубликован в 1999 году, а в 2006 году он был пересмотрен и переиздан в виде Принципов «О рекомендациях Базельского комитета по банковскому надзору «
Рекомендации БКБН представляют собой основу, опираясь на которую национальные надзорные органы могут способствовать обеспечению надлежащего корпоративного управления в кредитных организациях своих стран.
Принципы служат ориентиром и для самих кредитных организаций, предпринимающих усилия для совершенствования своего корпоративного управления.
Базельский комитет по банковскому надзору- организация, действующая при Банке международных расчётов, разрабатывающая единые стандарты и методики регулирования банковской деятельности, принимаемые в различных странах.
Основными задачами комитета являются внедрение единых стандартов в сфере банковского регулирования, в связи с чем организация разрабатывает директивы и рекомендации для органов регулирования государств-членов.
Эти рекомендации не являются обязательными к выполнению, однако, в большинстве случаев находят своё отражение в национальных законодательствах государств-членов.
Разработка директив и рекомендаций осуществляется в сотрудничестве с банками и органами регулирования всего мира и поэтому они используются не только в государствах-участниках, так, например, работы по внедрению рекомендаций «Базель II» ведутся более чем в 100 странах.
В Европейском союзе рекомендации комитета также используются для взаимной интеграции государств-членов союза.
Комитет отчитывается перед президентами центральных банков и руководителями ведомств по контролю за банковской деятельностью десяти крупнейших промышленно развитых стран и активно сотрудничает со странами, не являющимися его членами.
Основными документами Базельского комитета считаются:
— «Основные принципы надзора эффективного» (1997 год, пересмотрены в 2006 году);
— Базель-I (1988), согласно которому капитал банка для регулятивных целей должен быть подразделен на две категории — капитал первого и второго уровня, а все активы банка для регулятивных целей разделяются на 5 групп в зависимости от степени риска.
— Базель II (принят 26 июня 2004 года) — трёхкомпонентный стандарт, вводящий минимальные требования к капиталу (на основе Базель I), процедуры надзора и рыночную дисциплину;
— Базель III (принят в декабре 2010 года) — нормативы, усиливающие требования к капиталу и вводящие нормативы требований к ликвидности.
Поэтому, можно сделать вывод о том, что Базельский комитет по банковскому надзору играет важную роль в мировом банковском сообществе, выступая при этом основателем принципов эффективного надзора и регулирования банковской деятельности не только стран членов Комитета, но и за его пределами.
Таким образом, из данного пункта можно сделать вывод о том, что кредитная система играет важную роль финансовых посредников.
Радикальные изменения, которые произошли в банковской системе повлияли на экономику в данное время. В следующем пункте будут рассмотрены тенденции развития кредитной системы
-
-
Тенденции развития кредитной системы
-
Одним из возможных направлений развития кредитной системы России в среднесрочной перспективе может являться повышение транспарентности кредитных операций и прозрачности капитала кредитных организаций.
Транспарентность — раскрытие банком всем заинтересованным лицам (кредиторам, инвесторам, общественности) целей деятельности, правовых, институциональных и экономических основ, принципиальных решений и их обоснования, данных и информации, прямо или косвенно связанных с деятельностью банка, а также условий подотчетности в полном объеме, в доступной форме и на своевременной основе.
Действия Банка России могут способствовать трансформации кредитной системы в прозрачную сферу банковских операций и развитию института кредитных историй. В перспективе кредитная система должна трансформироваться в полностью прозрачную сферу банковской деятельности, в которой кредитные истории заемщиков имеют повышенный приоритет перед результатами оценки их кредитоспособности, что, однако, не преуменьшает значение такой оценки, а лишь упрощает ее процедурные аспекты. Кроме того, необходимо расширение применения методологического обеспечения кредитования малого предпринимательства. Текущая ситуация в России характеризуется активным развитием малого бизнеса, который, однако, испытывает определенные затруднения в доступе к кредитным ресурсам банков. Поэтому определенные перспективы развития кредитной системы России связаны с расширением кредитования малых предприятий, в особенности, с формированием особого подхода к ним по сравнению с крупными и средними корпоративными заемщиками.[11]
В целях повышения качества оценки кредитоспособности при кредитовании юридических лиц кредитные организации часто расширяют сферу оценки, однако, системный подход зачастую ограничивается вариациями показателей оценки кредитоспособности. Следует отметить, что в кредитных отношениях с юридическими лицами особое значение имеет управленческий механизм кредитования, предполагающий совершение определенных действий кредитных работников, по оценке заемщика.
Поэтому перспективным направлением развития кредитной системы в современных российских условиях является совершенствование организационно-управленческих аспектов в рамках кредитования корпоративных клиентов банков.
Ключевой тенденцией в сфере российского потребительского кредитования в последние шесть лет стало развитие индивидуальных подходов к кредитным предложениям для частных лиц. Однако, большинство российских банков, предлагая якобы индивидуальные кредитные продукты, лишь незначительно изменяло условия, т.е. реальной ценности такие предложения для частных лиц не имели.
В рамках этого, представляется актуальным и перспективным направление развития специализированных кредитных программ на основе диверсифицированного подхода и дифференциации кредитных продуктов на основе групповых признаков частных клиентов.
Примером такого подхода за последние годы является широкое распространение разнообразных образовательных кредитных предложений и кредитования жителей сельской местности на особых условиях. Развитие кредитной системы отличается повышенным интересом со стороны коммерческих банков к внедрению инновационных кредитных продуктов. Это позволяет удовлетворить предпочтения клиентов и повысить их мотивации, однако фактор взаимного влияния кредитных предложений на отношения между банком и клиентами предопределяет склонность банков уделять повышенное внимание крупным заемщикам при предложении специальных программ кредитования. [8]
Таким образом, можно сделать вывод о необходимости реализации мер, направленных на совершенствование кредитной системы в России. Для этого определены основные направления развития кредитной системы в среднесрочной перспективе, включая меры по совершенствованию правовых механизмов, регулирующих кредитование, организационно-структурному развитию, а также решение прикладных проблем кредитной системы.
Учитывая объективный характер существующих тенденций развития кредитной системы и возможных направлений ее дальнейшего совершенствования, реализация рассмотренных мер позволит использовать их для совершенствования кредитной системы в современных российских условиях.
Эффективная кредитная система за счет предоставления финансовых ресурсов создает необходимые условия для нормального функционирования экономики. В соответствии с этим представляются чрезвычайно важными аспекты совершенствования банковской кредитной системы в целом. При этом основными критериями эффективности кредитной системы являются объемы кредитования, показатели прибыльности и минимизация риска невозврата ссуд. Современные условия предъявляют повышенные требования к кредитной системе, использованию банками механизмов управления кредитным процессом, что в итоге должно обеспечивать преодоление негативных явлений в банковской отрасли и стимулировать развитие национальной экономической системы в целом.
Можно справедливо полагать, что рациональная организация функционирования кредитной системы обеспечит эффективное использование банковских финансовых ресурсов, так как финансово-кредитная сфера взаимосвязана с ростом национальной экономики, а процедуры и меры, направленные на совершенствование кредитного процесса, позволят банкам более эффективно использовать свои возможности. Поскольку уровень экономического развития страны находится на том уровне, когда кредитование предприятий и физических лиц является очень востребованным банковским продуктом, необходимо более основательно походить к организации кредитной системы на уровне коммерческих банков и применять наиболее эффективные и современные методы при работе с заемщиками.
Исходя из этого, можно сделать вывод, что в настоящее время кредитованием населения и предприятий страны занимается абсолютное большинство российских банков, поэтому растущая конкуренция и необходимость повышения доходности на кредитном рынке обуславливает необходимость реализации мер, направленных на совершенствование кредитной системы.
Из главы 1 делаем вывод, что в сущностном аспекте кредитная система представляет собой систему кредитно-финансовых отношений. Целевая направленность, которая создает условия для соблюдения принципов возвратности и платности ссуд, а также в определенной степени и их срочности- служит дополнительным принципом кредитования. Изменения, которые произошли в банковской системе повлияли на экономику в настоящее время.
Далее будет рассмотрена кредитная система России в целом, ее особенности и пути ее совершенствования.
-
КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА РОССИИ
-
-
Особенности кредитной системы на современном этапе
-
Современная кредитная система России функционирует в соответствии с двумя специализированными федеральными законами: Законом «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 N 395-1. С последующими дополнениями и изменениями, и Законом «О Центральном банке Российской Федерации» (Банке России) (с изменениями на 2 августа 2019 года) (редакция, действующая с 1 октября 2019 года) с учетом дополнений и изменений, а также Гражданским кодексом РФ и другими нормативными актами.[2]
Согласно этим нормативным актам кредитная организация — это юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) ЦБ имеет право осуществлять банковские операции.
По состоянию на 1 апреля 2009 г. в РФ действовали 1263 кредитные организации, из них банков — 1199, небанковских кредитных организаций — 32.
Обособленным звеном кредитной системы можно считать Федеральную службу почтовой связи и государственную корпорацию «Агентство по реструктуризации кредитных организаций» (АРКО), банковские операции которых регулируются специальными федеральными законами.
Процесс становления кредитной системы выявил определенные проблемы и недостатки во всех ее структурных звеньях.
К основным можно отнести следующие:
-
существование мелких коммерческих банков, которые из-за слабой финансовой базы не могут справиться с потребностями клиентов;
-
монопольное, ничем не ограниченное положение на банковском рынке продолжает занимать Сберегательный банк;
-
отсутствие закона о собственности на землю в качестве основы для создания ипотечных банков;
-
отсутствие реальных условий для развития рынка корпоративных ценных бумаг в качестве основы для функционирования инвестиционных банков;
Все эти проблемы существенным образом тормозят развитие кредитной системы России в ее скорейшем приближении к состоянию кредитных систем промышленно развитых стран.
В настоящее время структура кредитной системы России выглядит следующим образом:
Рисунок 4- структура кредитной системы России с настоящее время
Современная банковская система РФ пережила уже два крупных кризиса. Первый – в августе 1995г., второй – в августе 1998г.
В целях восстановления нормального функционирования банковской системы и ее реструктуризации в 1999г. было создано Агентство по реструктуризации кредитных организаций.
Под реструктуризацией кредитных организаций понимается комплекс мер, применяемых к кредитным организациям, направленных на преодоление их финансовой неустойчивости и восстановления платежеспособности либо на осуществление процедур ликвидации.
Рассмотрим перспективные направления совершенствования кредитной системы современной России. Данные мероприятия включают в себя комплекс мер по трем направлениям совершенствования кредитной системы.
Во-первых, необходимы меры по совершенствованию кредитования малого бизнеса: внедрение персонифицированных процентных ставок для малых предприятий; внедрение специальных программ кредитования малых предприятий на основе кооперационных схем.
Во-вторых, необходимы меры, направленные на совершенствование управленческого механизма кредитования юридических лиц: внедрение системы управления жизненным циклом заемщика; включение анализа деловой репутации руководства предприятия в процедуры оценки заемщика и результатов оценки деловой репутации в структуру кредитного заключения.
В-третьих, необходимы меры, направленные на совершенствование потребительского кредитования: расширение перечня специальных программ кредитования; проведение банками регулярной реструктуризации потребительских ссуд за счет увеличения доли краткосрочного кредитования.
Внедрение комплекса данных мероприятий по совершенствованию кредитной системы России будет характеризоваться качественным и количественным улучшением кредитной деятельности коммерческих банков.
Реализация данных мер является целесообразным, так как они соответствуют текущему состоянию кредитной системы России и отвечают современным условиям, в которых функционируют российские коммерческие баки.
Таким образом,
Если внести мероприятия по совершенствованию кредитной системы России, то она будет характеризоваться улучшением кредитной деятельности коммерческих банков в целом
-
-
Сравнительный анализ кредитных систем
-
Банковская система — это ключевой элемент современной экономики. Первые финансово-кредитные организации, появились в западной Европе в XV веке, а затем в первой половине XVIII века банки появились в России и США.Банковская система представляет собой совокупность различных видов национальных банков, банковских институтов и кредитных учреждений, действующих в рамках общего денежно-кредитного механизма. Дж. М. Кейс проводил аналогию между банковской и кровеносной системами, где капитал заменял кровь, доставляющую питание к различным частям организма.
Хранение и сосредоточение, а также предоставление во временное распоряжение денежных средств, кредитование, денежная эмиссия — все это важнейшие функции банковской системы. В национальной экономике банковская система является важнейшим институтом, обеспечивающим общую экономическую стабильность и безопасность ее развития. В настоящее время состояние банковского сектора во многом определяется процессами, происходящими в экономике. На сегодняшний день в России существуют ряд проблем, связанных с кризисом в экономике, основными факторами которого являются санкции, касающиеся в области ограничения импорта некоторых товаров, а также падение цен на нефть, преобладающая инфляция в стране, интенсивный рост курса доллара и снижение рубля на международном рынке.
В условиях рыночной инфраструктуры банки занимают важное место, так как управляют кредитно-денежными отношениями и финансами в целом, за счёт чего поддерживают активность и стабильность экономики в целом. Сегодня активно происходят качественные изменения в развитии банковской системы. Кредитные организации двигаются по пути совершенствования банковской деятельности.
Внедрение банками передовых бизнес — моделей, новых банковских технологий, различных видов кредитования, увеличение общего времени обслуживания при сокращении времени банковских операций способствуют повышению качества обслуживания клиентов и развитию банковской системы.
Итак, сколько банков и не банковских КО в России и сколько из них мелких банков? В соответствии с данными Банка РФ по состоянию на 01.01.2018 года количество коммерческих банков и не банковских организаций в России составляет – 561, из которых 230 (41%) можно отнести к крупным банкам. А на 01.01.2017 года количество коммерческих банков и не банковских организаций в России составляло – 623, из них — 246 (39,5%) можно твердо отнести к крупным и соответствующим требованиям по величине уставного капитала. Из общего количества банков и не банковских КО на начало 2018 года — 277, или 49,4% зарегистрированы и имеют головной офис в Москве. При таком количестве банков в Москве и при ориентировочной численности населения Москвы за 2016 год — 12 300 000 человек получается, что на каждые 44,4 тысячи населения столицы приходится один банк.
Количество банков на 01.01.2018 года составило 561, то есть за прошедший 2017 год сократилось еще на 62 банка (623-561).
А количество банков, начиная с 2008 г. сократилось уже на 575 банков (1 136 -561) что составляет 50,6%, и что самое неприятное — быстрыми темпами происходит сокращение банков практически по всем Федеральным округам. Далее мы рассмотрим динамику действующих банков в России, которая представлена в таблице 1.
Таблица 1 — Динамика общего количества действующих банков России в разрезе Федеральных округов, за последние 3 года
Количество действующих банков в России на 01.01.2018 года составило 561, т.е. за 2017 год их число сократилось на 62. Тогда как за 2016 год банков сократилось на 110 единиц. [18]
Из таблицы видно, что основное количество банков зарегистрировано в европейской части страны, и очень мало региональных банков за Уралом. Особо обращает на себя внимание незначительное количество региональных коммерческих банков на территории огромных по площади Дальневосточного, Северного и Уральского Федеральных округов, которое к тому же существенно снизилось за анализируемый период, а ведь основные богатства России находятся именно на этих территориях страны.Статистика по количеству банков за последние годы говорит о том, что сокращение банков продолжается высокими темпами. Так же, как и отзыв лицензий.
Основной причиной отзывов банковских лицензий остается высоко рискованная кредитная политика, или бизнес-модель, — размещение средств в низкокачественные активы, финансирование проектов собственников, неадекватная оценка рисков и недоформирование резервов. [8] Второе место делят такие факторы, как проблемы с достаточностью капитала (существенное снижение, утеря собственных средств, нарушение норматива достаточности капитала Н1<2 %) и несоблюдение требований законодательства в области противодействия легализации (отмыванию)доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Причины банковских лицензий более подробно рассмотрим на рисунке 5.
Рисунок 5- Причины отзыва банковских лицензий в 2017 году
Те же причины наиболее часто фигурировали в пресс-релизах Центробанка и в последующих годах. Более подробно на рисунке 6.
Рисунок 6 — Причины отзыва банковских лицензий в 2018 году
Прошедший год стал переходным этапом в лицензировании кредитных организаций. В 2018 году все банки должны были определиться с лицензией — универсальной или базовой. [18]
Минимальный размер капитала для универсальных банков с 1 января 2018 года составляет 1 млрд рублей, для банков с базовой лицензией – 300 млн рублей (но не более 3 млрд рублей).
Банки с базовой лицензией могут осуществлять основные операции: привлекать вклады, осуществлять денежные переводы, покупать и продавать иностранную валюту, открывать и вести счета, выдавать кредиты гражданам и организациям, – но не смогут открывать за границей дочерние организации или филиалы, а также счета в иностранных банках. При этом к ним будет применяться упрощенное регулирование. Банки с универсальными лицензиями не получат регуляторных послаблений, но смогут открывать филиалы или представительства за рубежом (с разрешения регулятора), а также осуществлять все остальные операции, в которых закон ограничивает кредитные организации с базовыми лицензиями.
Из 440 банков, действовавших на 1 января 2019 года, 291 банк получил универсальную лицензию, и только 149 – базовую.
Крупнейшим банкам легко удалось компенсировать уход с рынка двух участников, входивших в топ-50 по размеру активов (банк «Югра» и Татфондбанк).
На 1 января 2018 года чистые активы банковского сектора составили 83,2 трлн. рублей (расчеты Банки.ру без учета банков, не публиковавших отчетность).
Более подробная информация представлена на рисунке 7.
Рисунок 7- Концентрация чистых активов российских кредитных организаций (в зависимости от величины активов)
Доля чистых активов пяти крупнейших банков за 2018 год выросла до 55,8 %, доля топ-50 до 90,0 %, а доля 200 крупнейших кредитных организаций —до 98,5 % от общей суммы активов российских банков. Удельный вес активов уже небольшого числа кредитных организаций, не входящих в топ-500, уменьшился до 0,03 % в общем объеме.
Всего доля активов крупнейших, входящих в топ-100, «госбанков» (с контролирующей долей в капитале государства, госструктур и госкорпораций, в том числе АСВ и ФКБС) превысила 71 % в общей сумме активов банковского сектора к 1 января 2018 года. Удельный вес госбанков будет продолжать расти и в 2018 году, но без столь существенного «неорганического» роста, как в 2017-м. Концентрация на крупнейших банках с доминированием «госбанков» продолжает вести рынок к снижению конкуренции и возможным новым проблемам, приводящим к вливаниям существенных объемов государственных средств для поддержки таких кредитных организаций.
Динамика активов, капитала, совокупного кредитного портфеля и клиентских средств по итогам 2018 года в целом по банковской системе кардинально отличается от аналогичных показателей года предшествующего.
Если общая сумма капитала кредитных организаций в 2016 году показала неплохой рост (на 7,9 %, согласно данным рейтинга Банки.ру), то в 2017-м этот показатель уже отрицательный. Чистая прибыль сектора в 2017 году также оказалась ниже прошлогодней (789,7 млрд. против 929,7 млрд. рублей в 2016 году).
С активами же, кредитами и средствами клиентов российских банков ситуация обратная: за год совокупные активы выросли на 7,3 %, кредитный портфель — на 6,1 %, клиентские средства — на 6,7 %. [11]
На сегодняшний день в нашей стране банковская система представляет собой иерархическую двухуровневую структуру. Первый уровень представляет собой Центральный Банк Российской Федерации. Второй уровень включает: коммерческие и иностранные банки и их филиалы, кредитные организации.
Однако некоторые экономисты считают, что банковская система в России имеет некоторые черты трехуровневой системы. [10]
В США, в свою очередь, ядром является Федеральная резервная система, включающая 12 резервных федеральных банков и огромное число банков-членов.
Согласно федеральному закону РФ «О Центральном банке Российской Федерации» (Банке России) (с изменениями на 2 августа 2019 года) (редакция, действующая с 1 октября 2019 года) его имущество является федеральной собственностью, при этом сам банк обладает правом пользования и распоряжения; в то время как Федеральная резервная система, по сути, независимая организация.[2]
ЦБ РФ подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, а ФРС находится под руководством Совета управляющих (президент назначает семь членов Совета после одобрения их кандидатур конгрессом).
Банк России имеет большое воздействие на коммерческие банки путем поддержания средней нормы резервирования в 4-7% на 2016 год, что значительно ниже этого значения в прошлые годы. Однако оно все еще высоко по сравнению с другими развитыми странами, где показатель составляет около 1%.
В последнее время, государство все больше влияет на размещение активов крупных банков, регулирует участие во внешнеполитических акциях и крупных инвестициях. При этом вложения могут и не иметь экономической целесообразности для банка, тогда имеет место государственная помощь для покрытия потенциальных убытков.[10]
В Соединенных Штатах Америки аналогичным образом наблюдается усиление вмешательства государства в банковскую систему. Однако при этом, федеральные резервные банки, не являясь государственными, сами активно вкладывают средства как раз в государственные ценные бумаги. Безусловно, у любой системы есть свои недостатки, особенно в кризисных условиях, так что трудно однозначно решить, какая система является более совершенной. Однако обеспечение экономической стабильности является первостепенной задачей, для которой необходимо перенимать опыт других стран с развитой банковской системой, как США. Это поможет избежать дополнительных рисков и достаточно быстро выйти на передовой уровень экономического развития.
Кроме того, обязательным является повышение уровня экономического образования до западного. Это приведет к увеличению денежной массы, вложенной в финансовые рынки, а соответственно и к развитию экономики в целом.
Таким образом, главной проблемой для российских банков является наличие высокой конкуренции с другими банками, обладающие большой долей иностранного капитала и имеющие вполне стабильное положение, и репутацию на мировом рынке банковских услуг, тем самым, это позволяет им диктовать свои условия и предложения в изменение банковской деятельности в своих интересах. Для того чтобы решить данную проблему государству необходимо повлиять на создание новых банков или усовершенствовать уже имеющиеся для выгодных условий нашей страны, а также ограничить деятельность иностранных конкурентов, которые мешают развиваться российской банковской системе, диктуя свои условия не на пользу нашим.
В целях поддержания и усиления конкурентных процессов в отрасли Банк России с 2018 года перешел на пропорциональное регулирование банковской деятельности, которое призвано обеспечить более соразмерное распределение регулятивной и надзорной нагрузки на банки. В том числе преимущества наиболее крупных банков, не связанные с усилиями менеджмента по повышению эффективности деятельности организаций, должны быть в известной степени компенсированы дополнительными нагрузками по линии регулирования и надзора. [10]
Можно сделать вывод, что одновременно для небольших банков данный подход облегчит административное регулятивное и надзорное бремя, способствуя тем самым развитию конкуренции. О проблемах кредитной системы России, более подробно в следующем пункте.
-
-
Выявление проблем кредитной системы России
-
Проблемы надежного развития банковского сектора в современных условиях отечественной экономики весьма актуальны. Прежде всего, это связано с потребностью в повышении эффективности государственного регулирования денежно-кредитных отношений в условиях финансово-экономического кризиса и негативных тенденций в международных отношениях, в том числе и в банковской сфере.
В сложившейся ситуации перед финансовой системой России встают новые задачи и возникают новые условия дальнейшего развития. Важнейшим вопросом в современных геополитических и экономических условиях является обеспечение стабильности национальной валюты, общие условия достижения устойчивого развития банковской системы страны.
Огромную роль в развитии экономики и банковского сектора в перспективе будут играть механизмы банковского надзора, контроля за банковскими группами, холдингами и т.д. Все это свидетельствует, в том числе, и о повышении роли Центрального Банка Российской Федерации как надзорного, а также регулирующего органа в определении дальнейших направлений функционирования банковской системы страны.
Можно выделить следующие проблемы банковской системы в настоящее время:
-
нарастающее сокращение числа кредитных организаций в экономике
Российской Федерации.
-
снижение обеспеченности населения большинства регионов страны
банковским обслуживанием. В частности, число кредитных организаций на территории РФ с 2016 и по настоящий момент сократилось примерно в 2,3 раза, количество филиалов кредитных организаций снизилось примерно в 2,2 раза.
Для этого периода характерны следующие особенности:
сокращение институционального представительства на рынке банковских услуг;
− укрупнение кредитных организаций на территории субъектов РФ посредством рационализации внутренней структуры и совокупного предложения банковских продуктов;
повышение ответственности функционирующих в РФ коммерческих
банков в осуществлении целевой деятельности за развитие экономики регионов;
рост управляемости развития банковской системы, и пр.
На основе вышеуказанных данных можно выделить следующие типичные явления развития отечественной банковской системы:
повышение роли кредитных организаций в развитии экономики РФ с
помощью регулирования реализуемых финансовых потоков;
внедрение через банковскую систему в экономику РФ инновационных
технологий управления, организации и ведения бизнеса;
− продвижение кредитными организациями мировоззренческих трансформаций по вопросам организации отношений с финансами, и др.
в) значительное участие банковской системы в активизации потребительского спроса в экономике страны. Поэтому можно выделить следующие проявления особенностей функционирования и развития банковской системы:
− ориентированность развития банковской системы на поддержание высокого уровня потребления в стране;
− поддержка банковской системой разбалансированности развития экономики в сфере производства и потребления;
− участие кредитных организаций в увеличении финансовой нагрузки на экономику страны, не поддержанную соответствующими темпами промышленного производства, вызывающей инфляционные процессы;
− увеличение роли банковской системы в решении задач социально-экономического развития страны с одновременным ростом «закредитованности» населения и др.
г) недостаточное участие банковской системы в инвестиционных процессах, протекающих в современной российской экономике, что проявляется как:
− недостаточная связь между кредитными и производственными предприятиями приводит к абстрагированности банковских продуктов от нужд реальной экономики;
кредитные организации ограничены в реализации программ поддержки
инвестиционной активности в экономике страны, что вызвано политикой проводимой Центральным Банком РФ;
− кредитные организации в недостаточной мере пользуются инструментами софинансирования совместно с органами государственной власти и бизнесом инновационных проектов как на федеральном, так и на региональном уровнях, и др.
д) ограниченная возможность привлечения средств банковской системы
промышленными предприятиями к реализации задач обновления основных производственных фондов.
За период с 2016-2018 гг. стоимость основных производственных фондов в экономике увеличилась в 2,9 раза, из них по видам экономической деятельности тенденции были следующие: на предприятиях добычи полезных ископаемых − в 3,9 раза, на предприятиях обрабатывающих производств — в 3,1 раза.
В связи с этим, наблюдаются некоторые проявления функционирования
банковской системы:
-
кредитные организации в России пока не в достаточной степени обеспечивают свободный доступ производственным предприятиям к финансовым ресурсам для технологической модернизации экономики;
-
современные механизмы кредитования юридических лиц не дают возможности производственным предприятиям рассматривать кредитные организации как партнеров в реализации инновационных проектов;
-
«вливаемые» в банковскую систему в настоящее время финансовые ресурсы страны в полной мере не используются для модернизации отечественной экономики, а направляются на поддержание развития самой банковской системы, и др.
В условиях наблюдаемых высоких ставок на кредиты, ориентации организаций банковской системы в большей степени на расширение потребительского спроса, нежели на инновационную модернизацию экономики страны с одной стороны и ориентации производственных предприятий при решении вопросов технологической модернизации на собственные ресурсы при значительной доле убыточных предприятий с другой, создают все увеличивающийся разрыв между реальной экономикой и ее финансовым сектором.
Данные особенности современного развития банковской системы в течение последних лет предполагают необходимость формирования и реализации
приоритетных направлений развития банковской системы, ориентированных на углубление связи с производственными предприятиями и процессами модернизации реальной экономики. Без выполнения данного условия представительство кредитных организаций для целей технологической модернизации будет лишь номинальным и скорее будет оказывать негативное влияние посредством увеличения инфляционной нагрузки, как это показано в рамках теории стагнации.
Подводя итоги можно сделать вывод о том, что современные актуальные
тенденции развития банковского сектора и экономики страны в целом позволяют говорить о необходимости дальнейшего тщательного исследования вопросов регулирования функционирования банковской системы в современной российской экономике.
Вывод, что актуальные тенденции ставят перед банковской системой страны в частности, и перед ее финансовой системой в целом, новые стратегические и тактические задачи. Все это обуславливает необходимость мониторинга функционирования банковской системы и регулярного анализа тенденций ее развития.
В следующей главе мы найдем пути по совершенствованию кредитной системы в России
2.4 Рекомендации по совершенствованию кредитной системы России
Устойчивость банковской системы — это залог развития экономики государства в целом. В ней заинтересованы как граждане, так и предприятия, как общество, так и правительство, как надзорные органы, так и организации, непосредственно составляющие саму банковскую среду.
Хорошо отлаженный механизм оборота капитала, что, собственно, и представляет собой цель функционирования банковского сектора, обеспечивает финансовую стабильность в обществе и позволяет направлять кредиты и инвестиции на развитие рыночной экономики. Именно поэтому необходимо постоянно совершенствовать систему мер, направленных на обеспечение устойчивости банковского сектора. Банковские институты должны отвечать общественным потребностям и выполнять определенные социальные обязательства, ведь капиталы на их счетах — это средства, принадлежащие обществу, конкретным юридическим и физическим лицам.
Комплекс взаимосвязанных мероприятий государственного регулирования, поддерживающих стабильность и устойчивость национальной банковской системы, и обеспечивающих эффективное функционирование финансового рынка, а также защиту интересов кредиторов и вкладчиков, называют банковским регулированием. Каковы же факторы финансовой устойчивости банковского сектора? Есть мнение, что факторы финансовой устойчивости являются исключительно финансово-экономическими, макро (внешними) или микро (внутренними), но все же относящимися к категории цифр.
Это частично подтверждается тем, что наиболее развиты пруденциальные меры, представляющие собой требования, к соблюдению нормативов, ограничивающих риски, то есть величины расчетные.
Так, например, в целях обеспечения стабильности функционирования банковского сектора, Банком России установлены обязательные нормативы — показатели предельно-допустимых рисков — экономически обоснованные требования, предъявляемые к банкам для повышения их финансовой устойчивости.
На основании предоставляемой кредитными организациями отчетности Центральный Банк России анализирует показатели их деятельности в виде информации о соблюдении банками обязательных экономических нормативов, то есть осуществляет банковский надзор, и оценивает показатели устойчивости банковского сектора в целом. [9]
Это позволяет надзорному органу выявлять признаки возникновения банковских рисков и разрабатывать предупредительные меры, то есть осуществлять банковское регулирование, которое в свою очередь, заключается в своевременном и оперативном реагировании на нарушения установленных требований, а также иные возникающие проблемы в банковском секторе. [14]
К макропруденциальным показателям деятельности банковской системы относятся:
-
достаточность капитала;
-
оценка кредитного риска;
-
оценка ликвидности;
-
рыночный риск;
-
финансовый результат банков за отчетный период.
Действительно, такой подход может обеспечивать стабильность банковского сектора, так как финансовая устойчивость, а скорее, стабильность — это соблюдение экономических нормативов, но нельзя согласиться с тем, что этого достаточно.
Факторы, обеспечивающие финансовую устойчивость банковской системы, а тем более, влияющие на ее развитие в современных условиях, имеют не только финансовый характер, а представляют собой целый комплекс, в котором, помимо экономических, можно условно выделить следующие направления:
-
законодательство и право, и не только банковское;
-
техническая база и технологии, применяемые среди участников банковской сферы;
-
квалификация персонала и деловая репутация, как сотрудников, так и непосредственно владельцев банков.
Рассмотрим вкратце тенденции их развития. Законодательное регулирование, реализуемое нормативно-правовыми актами, которые носят, как правило, пруденциальный характер, является фундаментом банковского регулирования и надзора, осуществляемого Банком России с целью обеспечения устойчивости банковской системы. За относительно небольшой промежуток времени сделан огромный шаг в этом направлении обеспечения устойчивости банковской системы.
Так, например, всего лишь пятнадцать лет назад с принятием Федерального закона от 23.12.2003 N 177-ФЗ (ред. от 28.11.2018) «О страховании вкладов в банках Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019) [5] начал формироваться такой важный в обеспечении устойчивости банковского сектора механизм, как система страхования вкладов. Постоянно актуализируются основополагающие законодательные акты.
Согласно Отчету о развитии банковского сектора и банковского надзора, в 2017 году были внесены изменения в Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» касающиеся вариации регулятивной нагрузки на банк в зависимости от размера его собственного капитала. [3]
Также нормативная база развивается в направлении регулирования взаимодействия — корректировки Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» направлены на создание информационного ресурса — личных кабинетов кредитных организаций, и унифицирование требований информационного обмена между ними и Банком России. [2]
Не остается без внимания регулятора и такое направление, как профессионализм и качественная репутация банковского сообщества. Совершенствуются требования к контролю деловой репутации руководителей и владельцев кредитных организаций, расширяется перечень должностных лиц, подлежащий такому контролю.
Таким образом, можно отметить существующую тенденцию совершенствования механизмов банковского регулирования, применяемых Центральным Банком в целях создания наиболее благоприятных условий для устойчивости банковского сектора. Но банковское регулирование не способно полностью исключить вероятность банкротства, и кроме того, на функционирование банковской системы зачастую влияют факторы, не поддающиеся регулированию государством.
В таких случаях задача Банка России спрогнозировать ситуацию и составить комплекс мер, способствующих минимизации банковских рисков и предупреждающих банкротство кредитных организации, то есть сохраняющих устойчивость банковской системы. В рамках этой задачи немаловажной является оценка устойчивости банковского сектора. Относительно новым и динамично развивающимся инструментом для реализации указанного мероприятия считается стресс-тестирование.
Стресс-тестирование — это механизм, позволяющий мониторить устойчивость банковского сектора, выявить банки, наиболее подверженные рискам, показать «слабые места», которые нужно поддержать при возникновении форс-мажора в экономике. Оно проводится надзорным органом на базе сценарного анализа с использованием макромоделирования. Необходимо отметить, что результаты стресс-тестирования являются не совсем прогнозом, а представляют собой возможные сценарии негативных событий.
Кроме того, из-за постоянно изменяющихся показателей, применяемых в качестве индикаторов, а именно: ВВП, курс рубля к инвалютам, инфляция, агрегированные доходы населения, инвестиции в капитал, цена на нефть и другие, варианты реализации событий постоянно меняются.
Такой инструмент, как стресс-тестирование, применяется Банком России с 2003 года. Так, в 2017 году регулятором на постоянной основе проводилась аналитическая работа по выявлению негативных тенденций и потенциальных проблем в деятельности банков.
А именно: еженедельно анализировались индикаторы, которые в ряде случаев сигнализировали о возможных негативных событиях в деятельности отдельных банков. В рамках этого мониторинга проводилась оценка потенциального влияния рисков на соблюдение банками пруденциальных норм, прежде всего нормативов достаточности капитала и снижения ликвидности. При этом банки, в деятельности которых достаточно часто выявлялись негативные тенденции, дополнительно анализировались на предмет необходимости ужесточения надзорного режима.
Тема устойчивости финансовой системы и ее институтов открыто обсуждается в мировом сообществе и не ограничивается узким кругом экономистов и банкиров. Банк России принимал участие в Программе оценки российского финансового сектора, проводимой Международным валютным фондом и Всемирным банком. По ее итогам Банк России приступил к разработке методики макропруденциального стресс-теста для финансового сектора с использованием макросценариев. [10]
Данный вид стресс-тестирования имеет ряд принципиальных отличий от ранее применяемых Банком России, например, расширенный круг объектов, а не только кредитные организации; различные временные горизонты — от двух дней до двух лет в зависимости от вида риска; максимально возможная детализация показателей, в том числе по источникам получения; оценка эффектов обратной связи между экономикой и финансовым сектором и другие.
Частично совершенствование данного инструмента было реализовано уже в прошлом году. Например, при оценке кредитного риска в модели в качестве объектов были включены не отдельные кредитные организации, а однородные группы банков. Также совершенствовалась методика стресс-теста риска ликвидности — применялся горизонт 30 дней, реализована более высокая детализация оттоков. Курс на развитие и совершенствование надзорно-регулятивной функции поддерживается Банком России и в ближайшем будущем. [12]
Согласно Основным направлениям развития финансового рынка Российской Федерации на период 2019–2021 годов (Проект, версия от 18.10.2018г.) в целях поддержания стабильности банковского сектора планируется продолжить поэтапное реформирование законодательства, а также внедрение новых регулятивных подходов, важным инструментом в которых станет стресс-тестирование, и моделирование бизнес-процессов в отдельных банках. Кроме того, для повышения качества надзора продолжится его централизация и внедрение новых стандартов. [10]
Одновременно с этим, продолжится развитие института профессиональных суждений, что совместно с совершенствованием методики проведения стресс-тестирования (в том числе макропруденциального), и распространением практики его использования, обеспечит превентивность надзору, оперативность надзорному реагированию и будет способствовать выявлению проблем на ранних стадиях, как в деятельности отдельных кредитных организаций, так и потенциальных системных рисков банковского сектора в целом.
Дополнительно, устойчивость инфраструктуре банковской системы планируется придать внедрением новых режимов восстановления финансовой устойчивости. Так, например, в 2017 году уже претерпел изменения такой инструмент банковского регулирования, как оздоровление банков — усовершенствован механизм санации: данная функция передана от Агентства по страхованию вкладов специально созданной организации — Фонду консолидации банковского сектора.
Таким образом, на фоне положительной динамики в развитии системы мер, обеспечивающих устойчивость банковской системы и с учетом намеченных Банком России направлений развития финансового рынка России на ближайшие три года, явно прослеживается приоритетная необходимость развития и применения такого инструмента как макропруденциальное стресс-тестирование. Причем, «устойчивость» и «стабильность» не совсем равнозначные понятия, и целью стресс-тестирования, на наш взгляд, необходимо обозначить именно достижение устойчивости, то есть устойчивого развития банковского сектора, нежели стабильности или, другими словами, неизменности в развивающейся экономике.
Поэтому требуется не только изменять круг объектов стресс-тестов — от системно значимых банков до ассоциаций и иных финансовых союзов, и расширять перечень учитываемых в стресс-тестировании показателей, вводя в большей степени макроэкономические и дополняя их, так называемыми, «системными», такими как: ‒ достаточность нормативно-правовой базы и ее соответствие текущей ситуации и действующим нормам законодательства, ‒ технический и технологический уровень обеспеченности банковской сферы и ее элементов, ‒ профессионализм и деловая репутация сотрудников банков и банковского сообщества в целом.
Следует также варьировать периодичность применения стресс-тестов в зависимости от условий возникновения признаков нестабильности, скачков отдельных показателей и тем более при возрастании вероятности наступления форс-мажора в экономике либо иных критических ситуаций.
Таким образом, можно сделать вывод о том, хорошо отлаженный механизм оборота капитала, что, собственно, и представляет собой цель функционирования банковского сектора, обеспечивает финансовую стабильность в обществе и позволяет направлять кредиты и инвестиции на развитие рыночной экономики.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе написания курсовой работы была проанализирована кредитная система государства в целом, которая имеет огромное значение в банковской системе. Кроме того, были рассмотрены основные функции кредитной системы Российской Федерации в истории и в современных условиях в целом, а также раскрыта сущность кредитной системы.
Кредитная система, согласно одному из общепризнанных определений – это совокупность кредитных отношений, существующих в стране, методов и форм кредитования, банков или других кредитных учреждений, которые предоставляют подобные отношения. В Российской Федерации банковская система, представляет собой двухуровневую структуру, верхний уровень которой представлен Центральным банком Российской Федерации, а нижний — коммерческими банками, а также филиалами и представительствами иностранных банков.В сущностном аспекте кредитная система представляет собой систему кредитно-финансовых отношений.
В процессе написания 1 главы было выявлено, что ядро всей кредитной системы составляет банковская система. Одноуровневая банковская система предполагает использование в основном горизонтальных связей между банками, универсализацию проводимых ими операций и выполнение аналогичных функций. Объектом кредитования не может быть всякая потребность заемщика, а только та, которая связана с его временными платежными затруднениями, вызвана необходимостью развития и обращения продукта.
Кредитование осуществляется при условии, что будут соблюдены коммерческие интересы банка. Кредитование производиться на платной основе. Платность во многом определяется кредитным риском, уровнем учетной ставки Центрального банка, общим состоянием спроса и предложения кредита на рынке. Условием кредитования является заключение кредитного соглашения между банком и заемщиком.[15]
Во 2 главе курсовой работы пришли к вводу о том, что современная кредитная система России функционирует в соответствии с двумя специализированными федеральными законами: Законом «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 N 395-1. [3] С последующими дополнениями и изменениями, и Законом «О Центральном банке Российской Федерации» (Банке России) (с изменениями на 2 августа 2019 года) (редакция, действующая с 1 октября 2019 года) с учетом дополнений и изменений, а также Гражданским кодексом РФ и другими нормативными актами. В национальной экономике банковская система является важнейшим институтом, обеспечивающим общую экономическую стабильность и безопасность ее развития. [2]
В настоящее время состояние банковского сектора во многом определяется процессами, происходящими в экономике. На сегодняшний день в России существуют ряд проблем, связанных с кризисом в экономике, основными факторами которого являются санкции, касающиеся в области ограничения импорта некоторых товаров, а также падение цен на нефть, преобладающая инфляция в стране, интенсивный рост курса доллара и снижение рубля на международном рынке.
Была проанализирована информация о концентрации чистых активов российских кредитных организаций (в зависимости от величины активов) и причины отзыва банковских лицензий.
Таким образом, в пункте рассмотрели рекомендации по совершенствованию кредитной системы в России. Предполагая, что хорошо отлаженный механизм оборота капитала, что, собственно, и представляет собой цель функционирования банковского сектора, обеспечивает финансовую стабильность в обществе и позволяет направлять кредиты и инвестиции на развитие рыночной экономики. Факторы, обеспечивающие финансовую устойчивость банковской системы, а тем более, влияющие на ее развитие в современных условиях, имеют не только финансовый характер, а представляют собой целый комплекс.
Банки являются неотъемлемым элементом современной экономической системы. Сущность банковского дела состоит в извлечении дохода из распоряжения временно свободными денежными средствами. Банки являются основой экономики, своеобразной кровеносной системой экономического общества. Без них не может существовать современное общество, так, как именно банки, являясь центром через которые осуществляются платежи, формируют нормальное функционирование предприятий, проведение платежей и расчетов.
Таким образом, поставленная цель, «Рассмотрение кредитной системы России, исторические аспекты и тенденции развития» а также анализ деятельности кредитной системы в современном этапе и его роль в нем» выполнена, задачи реализованы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
[Электронный ресурс]//URL: https://ex-zaim.ru/kursovaya/kreditnaya-sistema-rossii-i-ee-osobennosti/
-
Гражданский кодекс Российской Федерации. федеральный закон от 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ // СПС КонсультантПлюс. — Электрон. текст дан. – Режим доступа: локальная сеть ПОУ «Уральский региональный колледж»: Дата обращения 10.10.2019.
-
О Центральном банке Российской Федерации (Банке России): федеральный закон от 10.07.2002 №86-ФЗ // СПС КонсультантПлюс. – Электрон. текст. дан. – Режим доступа: Локальная сеть ПОУ «Уральский региональный колледж». – Дата обращения: 10.10.2019.
-
О банках и банковской деятельности [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 02.12.1990llг. N 395-1 ФЗ. // СПС КонсультантПлюс. – Электрон. текст. дан. – Режим доступа: локальная сеть ПОУ «Уральский региональный колледж». — Дата обращения: 10.10.2019.
-
О потребительском кредите [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 21.1l2.20l13 N 353-ФЗ. // СПС КонсультантПлюс. – Электрон. текст. дан. – Режим доступа: локальная сеть ПОУ «Уральский региональный колледж». – Дата обращения: 10.10.2019.
-
) «О страховании вкладов в банках Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019) [Электронный ресурс]: Федеральный закон// СПС КонсультантПлюс. – Электрон. текст. дан. – Режим доступа: локальная сеть ПОУ «Уральский региональный колледж». – Дата обращения: 10.10.2019.
-
Плахотная Д. Г. Кредитные потребительские кооперативы граждан (кредитные союзы).
[Текст] учеб ://Деньги и кредит – №11, 2015. – 13.
-
Егоров С. Е. О состоянии банковской системы и путях ее укрепления. [Текст] : учеб //Деньги и кредит. – №4, 2009г. – 14 с. – Дата обращения 20.10.2019
-
Жиркина Н. И. Кредитный портфель — стратегия и тактика кредитной политики банка [Текст] : учеб // Финансы, денежное обращение и кредит. — 2011. — № 5 (78).- Дата обращения: 01.11.2019
-
Ананьев Д.Н. Банковский сектор России: итоги и перспективы развития[Текст] : учеб //Деньги и кредит №3, 2009 г.- Дата обращения 01.11.2019
-
Центральный Банк Российской Федерации: официальный сайт. [Электрон. ресурс]. – Электрон. текст. дан. — Режим доступа: https://www.cbr.ru/. — Дата обращения: 15.10.2019.
-
Алексеев Д. Д. Тенденции и перспективы развития банковской системы России [Электронный ресурс] // Молодой ученый. — 2016.- № 25.- .227–230. Электрон. текст. дан. — Режим доступа: https://moluch.ru/archive/236/54865/. — Дата обращения:29.10.2019
-
Асаева О. Н. Развитие и совершенствование системы мер обеспечения устойчивости банковской системы Российской Федерации: [Электронный ресурс] // Молодой ученый. — 2018. — №50. — С. 111-114. — Электрон. текст. дан. — Режим доступа: https://moluch.ru/archive/236/54865/. — Дата обращения:29.10.2019
-
Банк России: официальный сайт. Обзор банковского сектора. [Электронный ресурс]. — Электрон. текст. дан. — Режим доступа: www.banki.ru – Дата обращения: 20.10.2019
-
Мейтарджян Д. А. «Деятельность государства по обеспечению стабильности банковской системы», 2015г. Отчет о развитии банковского сектора и банковского надзора в 2017 году, [Электронный ресурс]. – Электрон. текст. дан. — Режим доступа: http://www.cbr.ru – Дата обращения: 20.10.2019
-
Функции Банка России. Война и Мир: официальный сайт. [Электронный ресурс]. — Электрон. текст. дан. — Режим доступа: https://www.warandpeace.ru/ru/reports/view/52565/- Дата обращения 01.10.2019
-
Банковская система России. Мировая экономика финансы и инвестиции официальный сайт [Электронный ресурс]. — Электрон. текст. дан. — Режим доступа: http://www.globfin.ru/articles/banks/russia.htm — Дата обращения: 01.10.2019
-
Банки.Ру. Обзор: банковский сектор в 2018 году [Электронный ресурс]. — Электрон. текст. дан. — Режим доступа: https://www.banki.ru/news/research/?id=10890092 _Дата обращения 15.11.2019
-
Банкирша. com [Электронный ресурс]. — Электрон. текст. дан. — Режим доступа: https://bankirsha.com/ -Дата обращения 15.11.2019