Компенсационные выплаты в системе права социального обеспечения РФ: доктрина, правовая природа и проблемы правового регулирования (2014–2025 гг.)

Курсовая работа

С 2023 года общие выплаты по Единому пособию, имеющему выраженный компенсационный характер и заменившему ряд ранее действовавших мер поддержки, превысили один триллион рублей, что свидетельствует о колоссальном финансовом объеме и стратегической значимости компенсационных мер в системе социального обеспечения Российской Федерации. Этот факт подчеркивает не только масштаб финансового бремени государства, но и острую необходимость в юридически безупречном и кодифицированном правовом регулировании данного института, который до сих пор страдает от системной неопределенности и фрагментации. И что из этого следует? Без четкой кодификации и унификации правоприменения столь значительные средства рискуют быть потрачены неэффективно, а граждане — столкнуться с бюрократическими барьерами, лишающими их конституционных гарантий.

Введение в проблему и актуальность исследования

Социальное обеспечение в Российской Федерации является конституционной гарантией (ст. 7, 39 Конституции РФ) и представляет собой сложную, динамично развивающуюся систему, включающую пенсии, пособия, социальные услуги и компенсационные выплаты (КВ).

В условиях непрерывного реформирования социальной сферы, особенно в период 2014–2025 годов, институт компенсационных выплат приобрел особое значение, выступая механизмом оперативного реагирования на социальные риски, не покрываемые или не полностью покрываемые классическими системами страхования и обеспечения.

Актуальность настоящего исследования обусловлена двумя ключевыми факторами. Во-первых, правовое регулирование КВ отличается громоздкостью и бессистемностью, поскольку нормы рассеяны по множеству отраслевых федеральных законов и подзаконных актов, что, в свою очередь, неизбежно создает коллизии и правовую неопределенность. Во-вторых, ключевые законодательные изменения 2025 года (в частности, в сфере обеспечения техническими средствами реабилитации), а также новейшие Постановления Конституционного Суда РФ (КС РФ) требуют немедленного доктринального осмысления, так как они фундаментально меняют подходы к реализации компенсационной функции права социального обеспечения (ПСО).

Целью работы является проведение глубокого, научно-правового анализа компенсационных выплат, определение их места в системе ПСО, выявление юридической природы и критическая оценка актуальных проблем правового регулирования и правоприменения в свете обновленной нормативно-правовой базы 2025 года.

6 стр., 2552 слов

Институт льгот в системе социального обеспечения РФ: теоретико-правовой ...

... обеспечения. Монетизация — это процесс замены социальных льгот, которые ранее предоставлялись в натуральной форме (бесплатный проезд, бесплатное лечение), компенсационными выплатами денежных средств. Правовой ... выплатами (ЕДВ), что должно было обеспечить адресность, прозрачность и финансовую управляемость социальной поддержки. Актуальность ... существовавшая до 2005 года, была крайне непрозрачной. ...

Задачами исследования являются: определение доктринального отличия КВ от смежных категорий; анализ ключевых реформ 2025 года, включая переход к натуральному обеспечению; оценка проблемы кодификации; и изучение роли судебной доктрины (КС РФ и ВС РФ) в обеспечении прав граждан.

Теоретические основы и сущность компенсационных выплат в праве социального обеспечения

Компенсационные выплаты в системе ПСО представляют собой денежные суммы, которые предоставляются гражданам для возмещения понесенных ими расходов, восполнения утраченного дохода или для гарантирования надлежащего уровня материального обеспечения в связи с наступлением социально значимых обстоятельств.

Ключевая особенность КВ заключается в механизме компенсационности, то есть в стремлении государства полностью или частично восстановить материальное положение гражданина, которое было нарушено в результате наступления социальных рисков (инвалидность, уход за нетрудоспособным, нуждаемость, последствия катастроф и т.д.).

В отличие от компенсаций в трудовом или гражданском праве (где компенсация, как правило, привязана к ущербу или конкретным трудовым издержкам), КВ в ПСО имеют публично-правовую природу, основаны на принципах социальной справедливости и являются одним из видов государственного социального обеспечения.

Отграничение компенсационных выплат от смежных категорий (пособия, пенсии, субсидии)

Дискуссия о правовом отграничении КВ от пособий является одной из центральных в доктрине ПСО. Пенсии, как правило, являются ежемесячными выплатами, призванными замещать утраченный заработок в связи с длительным страховым стажем или наступлением инвалидности. Пособия (например, пособия по временной нетрудоспособности или по беременности и родам) жестко привязаны к конкретным страховым случаям и, чаще всего, рассчитываются как процент от среднего заработка.

Кандидат юридических наук Т. С. Гусева в своих работах подчеркивает, что ключевое отличие КВ от пособий состоит в том, что:

  1. Назначение: КВ, в идеале, предназначены для возмещения конкретных затрат (расходов) или восполнения стоимости непредоставленной натуральной услуги.
  2. Расчет: Размер КВ должен быть сопоставим со стоимостью возмещаемых расходов, тогда как размер пособий, как правило, определяется по правилам обязательного социального страхования и не привязан к конкретным затратам.

Однако законодатель не всегда соблюдает эту юридическую технику, что порождает системную правовую неопределенность. Ярким примером нарушения юридической техники является использование термина «пособие» к выплатам, которые по своей сути являются компенсационными. Например, единовременная денежная компенсация реабилитированным жертвам политических репрессий за лишение свободы (Закон РФ от 18.10.1991 № 1761-1) по своей природе является компенсационной, поскольку призвана возместить ущерб от государственного произвола. Она выплачивается из расчета 75 рублей за каждый месяц лишения свободы (но не более 10 тысяч рублей).

6 стр., 2723 слов

Гарантии и компенсации в трудовом праве Российской Федерации: ...

... обеспечения прав. Широкий (материальный и нематериальный). Сохранение рабочего места, предоставление дополнительного учебного отпуска (ст. 173 ТК РФ). Компенсации Денежные выплаты для возмещения затрат. Узкий (денежный, возмещающий). Возмещение расходов ... ТК РФ фактически использует термин «компенсация» в двух разных, взаимоисключающих значениях: как возмещение расходов (Раздел VII) и как элемент ...

По мнению доктрины, это должно быть четко классифицировано как компенсационная, а не пособие, выплата.

Юридическая природа компенсационного правоотношения

Юридическая природа компенсационного правоотношения в ПСО чаще всего рассматривается как производная от «первичного» правоотношения, а не как чисто самостоятельный вид обеспечения, основанный только на социальном риске.

Эта производность проявляется в следующем:

  1. Производность от публично-правового статуса: Компенсация расходов на проезд к месту отдыха для лиц, работающих в районах Крайнего Севера (Постановление Правительства РФ от 15.02.2025 № 164), производна от трудового правоотношения и особого территориального статуса работника.
  2. Производность от обязанности по уходу: Ежемесячные компенсационные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы или лицом старше 80 лет, производны от фактического правоотношения по уходу.
  3. Производность от правоотношения по возмещению вреда: Ежемесячная денежная компенсация военнослужащим и инвалидам, полученным вследствие военной травмы (ФЗ № 306-ФЗ), производна от первичного правоотношения по возмещению вреда здоровью, причиненного при исполнении воинских обязанностей.

Таким образом, компенсационное правоотношение в ПСО выступает в качестве вторичного механизма, который активизируется для восполнения пробелов в первичном обеспечении или для возмещения расходов, вызванных уникальными социально значимыми обстоятельствами. Если это так, какой важный нюанс здесь упускается? Упускается тот факт, что вторичность не означает меньшую значимость: именно эти механизмы обеспечивают гибкость системы и позволяют государству реагировать на те нужды граждан, которые не могут быть учтены стандартными страховыми выплатами.

Актуальное правовое регулирование и ключевые реформы в институте компенсационных выплат (2014–2025 гг.)

Период 2014–2025 годов ознаменовался фундаментальными изменениями, которые затронули как принцип предоставления КВ, так и их финансовую составляющую.

Критический анализ перехода от денежной компенсации к натуральному обеспечению (2025 год)

Наиболее значимой правовой реформой, напрямую затрагивающей компенсационную функцию, стало изменение порядка обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации (ТСР).

До 2025 года гражданин имел право либо получить ТСР напрямую от государства, либо приобрести его самостоятельно, после чего государство обязано было компенсировать расходы в пределах стоимости аналогичного ТСР, определенной по государственному контракту. Это был классический пример компенсационного правоотношения.

С 1 января 2025 года, согласно Федеральному закону от 29.10.2024 № 367-ФЗ, этот механизм был кардинально изменен:

  1. Отмена компенсации: Была отменена возможность компенсации расходов за самостоятельно приобретенные ТСР (за исключением зубных протезов).

    Закон сохраняет право на компенсацию только для ТСР, купленных до 01.01.2025.

  2. Замена механизмом сертификата: Механизм денежной компенсации заменен на использование электронных сертификатов.

С доктринальной точки зрения, этот переход означает смещение акцентов: государство отказывается от классической компенсационной функции (возмещение уже понесенных расходов) в пользу функции социального обслуживания и натурального обеспечения (предоставление средств по сертификату).

В теории ПСО это событие вызывает критику, поскольку сужает сферу применения денежной компенсации, которая часто была более гибким инструментом для граждан, нуждающихся в специфических или срочных ТСР. Но разве не рискует государство, отказываясь от гибкости денежных компенсаций, замедлить процесс получения необходимой помощи?

Индексация и актуализация подзаконной базы в 2025 году

Законодательство о КВ, установленных в твердой сумме, продолжает развиваться по пути ежегодной индексации. С 1 февраля 2025 года в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23.01.2025 № 33, произведена индексация отдельных социальных выплат, пособий и компенсаций на коэффициент 1,095 (9,5%). Это подтверждает, что институт индексации КВ является обязательной конституционной гарантией, направленной на сохранение покупательной способности денежных выплат.

Кроме того, наблюдается активное обновление подзаконной базы, регулирующей компенсации, связанные с трудовой деятельностью:

  • Постановление Правительства РФ от 11.02.2025 № 140 утвердило новые Правила возмещения расходов при переезде на работу в другую местность для работников федеральных госорганов.
  • Постановление Правительства РФ от 15.02.2025 № 164 утвердило новые Правила компенсации расходов на оплату проезда к месту отпуска и обратно для лиц, работающих в районах Крайнего Севера.

Эти акты демонстрируют, что КВ активно используются для регулирования специфических трудовых и служебных отношений, где они выполняют функцию возмещения специфических издержек.

Особое внимание уделяется компенсациям военнослужащим и их семьям. Законодательство (Федеральный закон № 306-ФЗ) и подзаконные акты устанавливают сложную систему дифференцированных выплат.

Например, для семей погибших (умерших) военнослужащих в 2025 году установлены следующие ключевые компенсации:

  1. Единовременная выплата: 5 159 344 рубля.
  2. Ежемесячная денежная компенсация (ЕМДК): Рассчитывается по формуле, основанной на ЕМДК, установленной для инвалида I группы (которая в 2025 году составляет 22 474,85 рубля).

    ЕМДК делится на количество членов семьи (включая погибшего) и выплачивается каждому члену семьи.

Этот механизм демонстрирует высокую степень дифференциации и привязку к базовым социальным нормативам, что характерно для наиболее значимых компенсационных мер.

Системные проблемы правового регулирования и необходимость кодификации

Ключевой проблемой института компенсационных выплат остается отсутствие единой, систематизированной законодательной базы. Нормы о КВ «рассеяны» по десяткам федеральных законов (о ветеранах, о социальной защите инвалидов, о денежном довольствии военнослужащих и др.) и сотням подзаконных актов.

Аргументы «за» и «против» кодификации законодательства о социальном обеспечении

Громоздкость законодательства и перегруженность подзаконными актами являются основным аргументом в пользу кодификации, то есть создания единого Кодекса социального обеспечения РФ.

Аргумент «ЗА» Кодификацию Аргумент «ПРОТИВ» Кодификации (или в пользу частичной)
Устранение коллизий и пробелов, унификация терминологии (например, четкое отграничение КВ от пособий). Сложность динамики: Право социального обеспечения постоянно меняется; единый Кодекс будет сложно оперативно изменять.
Систематизация источников: Обеспечение прозрачности и доступности правовых норм для граждан и правоприменителей. Различная природа отношений: Социальное страхование (обязательное) и социальное обеспечение (государственное) имеют различную финансовую и правовую базу.
Реализация принципа адресности: Единая база позволяет внедрить общие критерии нуждаемости и порядка предоставления. Тенденция к частичной кодификации: Предпочтительнее систематизировать отдельные институты.

Научная доктрина (в частности, Сафонова Е.В., Михайленко А.А.) давно указывает на необходимость разработки Кодекса социального обеспечения РФ. Однако на федеральном уровне прослеживается тенденция к частичной кодификации. Например, Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» унифицировал предоставление социальных услуг, но не охватил всю систему денежных выплат.

В условиях федерального бездействия в вопросе полной кодификации, некоторые субъекты РФ продемонстрировали региональный опыт систематизации. Так, в Волгоградской области (Социальный кодекс от 31.12.2015 № 246-ОД) и в Калининградской области (Социальный кодекс от 07.10.2019 № 318) были приняты региональные Социальные кодексы, которые систематизировали меры социальной поддержки, включая региональные КВ, на принципах адресности и критериях нуждаемости. Этот опыт доказывает, что систематизация и унификация норм о КВ возможна и необходима для устранения правовой неопределенности.

Роль судебной доктрины (КС РФ и ВС РФ) в обеспечении прав граждан на компенсационные выплаты (фокус на 2025 г.)

В условиях фрагментарности законодательства ключевая роль в обеспечении прав граждан на компенсационные выплаты принадлежит судебной доктрине, прежде всего решениям Конституционного Суда РФ, которые восполняют пробелы и формируют конституционно-правовые гарантии.

Конституционно-правовые гарантии возмещения вреда

Судебная практика 2025 года продемонстрировала решимость КС РФ укреплять компенсационную функцию ПСО, особенно в части возмещения вреда здоровью и защиты прав уязвимых категорий граждан.

  1. Недопустимость снижения уровня возмещения вреда.

    В Постановлении КС РФ от 04.02.2025 № 5-П Суд подтвердил конституционный принцип недопустимости снижения ранее признанного государством уровня возмещения вреда, особенно при индексации ежемесячной денежной компенсации инвалидам вследствие военной травмы. Это решение обеспечивает соблюдение принципа поддержания доверия граждан к закону, требуя от законодателя четких, предсказуемых и соразмерных механизмов индексации, которые не могут приводить к фактическому уменьшению реального объема обеспечения.

  2. Приоритет восстановления нарушенных прав.

    В Постановлении КС РФ от 03.07.2025 № 27-П КС РФ рассмотрел вопрос о сроках обращения за ежемесячной денежной компенсацией. Суд фактически указал на приоритет принципа восстановления нарушенных прав над формальными сроками, если гражданин не знал и не мог предполагать о наличии у него права на выплату. Это решение является важнейшей гарантией для граждан, позволяющей не лишать их компенсации из-за бюрократических проволочек или недостаточной информированности.

  3. Возмещение обоснованных расходов на платное лечение вне ОМС.

    Наиболее революционным стало Постановление КС РФ от 31.01.2025 № 4-П. Суд разъяснил конституционно-правовой смысл статьи 1085 ГК РФ (объем и характер возмещения вреда), указав, что она не дает оснований для формального отказа в возмещении обоснованных расходов на платное медицинское лечение, если вынужденное ожидание бесплатного лечения в рамках ОМС могло повлечь неблагоприятные последствия для здоровья. Таким образом, КС РФ укрепил компенсационную функцию возмещения вреда, распространив ее на сферу здравоохранения, в случаях, когда государственные гарантии (ОМС) не способны оперативно обеспечить необходимое лечение.

Судебная пр��ктика по вопросам, выходящим за рамки классического ПСО

Компенсационные механизмы настолько универсальны, что судебная практика часто применяет их для разрешения споров, которые формально выходят за рамки классического права социального обеспечения.

Так, в Определении СКЭС ВС РФ от 28.05.2025 № 305-ЭС22-3321(14) Верховный Суд рассматривал спор о правомерности выплаты компенсации региональным Фондом защиты прав дольщиков правопреемнику залогового кредитора застройщика-банкрота. Хотя этот спор касается преимущественно гражданского и арбитражного права, он демонстрирует, что компенсационные институты (в данном случае, компенсация за утрату имущественного права) используются государством для защиты прав кредиторов и граждан в рамках процедур банкротства. Этот факт подтверждает широту юридической конструкции «компенсация» в современном российском праве.

Статистический и финансовый анализ мер компенсационного характера

Анализ статистики Социального фонда России (СФР) показывает, что, несмотря на структурные проблемы регулирования, компенсационные меры занимают значительный, а иногда и доминирующий объем в системе социальной поддержки.

Консолидация выплат и рост компенсационной составляющей

С 2023 года был введен механизм Единого пособия, который консолидировал несколько ранее действовавших выплат семьям с детьми и беременным женщинам. Хотя Единое пособие сочетает в себе черты пособия и субсидии (так как привязано к критериям нуждаемости), его функция по восполнению недостающего дохода является ярко выраженной компенсационной мерой.

Статистика СФР (2023 г.):

  • Единое пособие назначено родителям более 10,8 млн детей до 17 лет.
  • Общий объем выплат по Единому пособию за первый год превысил 1 триллион рублей.

Этот триллионный объем свидетельствует о том, что компенсации, направленные на повышение адресности и обеспечение прожиточного минимума, являются одним из самых значимых направлений финансовых расходов государства в социальной сфере.

Другой важный индикатор – рост компенсационной составляющей в сфере обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве. В соответствии с Федеральным законом от 03.04.2023 № 98-ФЗ, размер единовременной страховой выплаты в случае смерти из-за несчастного случая на производстве или профзаболевания был увеличен вдвое — до 2 миллионов рублей. Этот резкий рост демонстрирует, что государство стремится увеличить возмещающую (компенсационную) функцию в рамках страхового обеспечения, признавая, что прежние суммы не соответствовали масштабу социального риска.

Заключение и выводы

Институт компенсационных выплат в системе права социального обеспечения РФ представляет собой динамичную, но фрагментированную систему, критически важную для реализации конституционных гарантий социальной защиты.

Основные выводы:

  1. Правовая природа и отграничение: Компенсационные выплаты отличаются от пенсий и пособий своей целевой установкой — возмещением понесенных расходов или восполнением стоимости непредоставленной услуги. Их юридическая природа часто является производной от первичных правоотношений (трудовых, правоотношений по возмещению вреда).

    Доктрина справедливо критикует законодателя за нарушение юридической техники, что требует унификации терминологии.

  2. Ключевые реформы 2025 года: Наиболее значимым событием стал переход от денежной компенсации к натуральному/сертифицированному обеспечению ТСР, что свидетельствует о сужении классической компенсационной функции в пользу функции социального обслуживания. При этом государственная политика сохраняет механизмы ежегодной индексации (на 9,5% с 01.02.2025) и активно актуализирует подзаконную базу, регулирующую компенсации, связанные с трудовыми отношениями и воинской службой.
  3. Проблема кодификации: Громоздкость и системная неопределенность законодательства о КВ остается нерешенной. Несмотря на успешный региональный опыт систематизации (Социальные кодексы Волгоградской и Калининградской областей), на федеральном уровне доминирует тенденция к частичной кодификации.
  4. Роль судебной доктрины: Судебная практика, особенно решения КС РФ 2025 года (Постановления № 5-П, № 27-П, № 4-П), играет решающую роль в восполнении пробелов. КС РФ не только гарантировал недопустимость снижения уровня возмещения вреда и приоритет восстановления нарушенных прав, но и революционно укрепил право на возмещение обоснованных расходов на платное лечение вне ОМС, когда это необходимо для предотвращения неблагоприятных последствий для здоровья, тем самым существенно расширив границы компенсационной функции ПСО.

Рекомендации:

Для устранения правовой неопределенности и обеспечения единообразия правоприменения настоятельно рекомендуется:

  1. Ускорить процесс частичной кодификации законодательства о компенсационных выплатах, выделив их в отдельный раздел или главу в рамках концепции Кодекса социального обеспечения РФ, четко разграничив их с пособиями.
  2. Внести изменения в действующее законодательство, унифицировав порядок расчета и предоставления КВ, привязанных к возмещению расходов, с учетом необходимости обеспечения соразмерности возмещения и его актуальности.

Список использованной литературы

  1. Конституция Российской Федерации: официальный текст. – М.: Айрис Пресс, 2008. – 62 с.
  2. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 188-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2005. N 1 (ч. 1).

    Ст. 14.

  3. Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2001. N 52 (1 ч.).

    Ст. 4920.

  4. Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 № 166-ФЗ (ред. от 22.07.2008).

    РГ. № 247. 20.12.2001.

  5. Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19.05.1995 № 81-ФЗ (ред. от 24.07.2009).

    РГ. № 99. 24.05.1995.

  6. Федеральный закон «Об основах обязательного социального страхования» от 16.07.1999 № 165-ФЗ (ред. от 05.03.2004).

    РГ. № 139. 21.07.1999.

  7. Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 02.08.1995 № 122-ФЗ (ред. от 22.08.2004).

    РГ. № 150. 04.08.1995.

  8. Указ Президента РФ от 30 мая 1994 г. N 1110 «О размере компенсационных выплат отдельным категориям граждан» // Собрание законодательства РФ. 1994. N 6. Ст. 589.
  9. Постановление Правительства РФ от 14 декабря 2005 г. N 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» // Собрание законодательства РФ. 2005. N 51. Ст. 5547.
  10. Постановление Конституционного Суда РФ от 04.02.2025 N 5-П «По делу о проверке конституционности положений частей 13 и 16 статьи 3 и части 2 статьи 5 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат»…». URL: https://www.consultant.ru/ (Дата обращения: 08.10.2025).
  11. Постановление Конституционного Суда РФ от 03.07.2025 N 27-П «По делу о проверке конституционности абзаца второго пункта 18 Правил выплаты ежемесячной денежной компенсации…». URL: https://www.consultant.ru/ (Дата обращения: 08.10.2025).
  12. Алексеев С.С. Право: азбука – теория – философия: Опыт комплексного исследования. М., 2013. С. 108–109.
  13. Васильева Ю.В. Пенсионное право Российской Федерации. Пермь, 2010. С. 19–31.
  14. Гонтмахер Е., Трубин В. Эволюция системы социальной поддержки населения // Проблемы теории и практики управления. 2012. №6. С. 24–27.
  15. Гусева Т.С. Правовая природа компенсационных выплат в праве социального обеспечения // Социальное и пенсионное право. 2011. N 3. С. 11–13.
  16. Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России: Учебник. М., 2014. С. 447.
  17. Кобзева С.И. Источники права социального обеспечения России: монография. – М.: Проспект, 2009. – 246 с.
  18. Курс права социального обеспечения / М.В. Лушникова, А.М. Лушников. М., 2009. С. 461–463.
  19. Право социального обеспечения России: Учебник / Под ред. К.Н. Гусова. М.: Проспект, 2012. С. 8–10.
  20. Право социального обеспечения России: Учебник / Под ред. К.Н. Гусова. М.: Проспект, 2012. С. 560–561.
  21. Право социального обеспечения России: сборник нормативных правовых актов / Под ред. проф. Э.Г. Тучковой. – М.: Проспект, 2009. – 640 с.
  22. Право социального обеспечения: Учебник / Под ред. В.Ш. Шайхатдинова. М., 2012. С. 304.
  23. Право социального обеспечения: Учебник / Под ред. К.Н. Гусова. – М.: ПБОЮЛ Грачев С.М., 2014. – 328 с.
  24. Право социального обеспечения: Учебное пособие / Под ред. К.В. Добромыслова, Е.Е. Мачульской. – М.: Новый диск, 2013. – 256 с.
  25. Пыхно Н.А. Льготы как регулирующий механизм права социального обеспечения // Материалы Международной научно–практической конференции «Гарантии реализации прав граждан в сфере труда и социального обеспечения. Практика применения трудового законодательства и законодательства о социальном обеспечении». М., 2013. С. 633.
  26. Годовой отчет Социального фонда России за 2023 год. URL: https://sfr.gov.ru/ (Дата обращения: 08.10.2025).
  27. Изменения в законодательстве РФ по вопросам социальной защиты граждан: основные нововведения на 2025 год. URL: https://xn--c1akapipp.xn--p1ai/ (Дата обращения: 08.10.2025).
  28. К ВОПРОСУ О КОДИФИКАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О СОЦИАЛЬНОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ. URL: https://msal.ru/ (Дата обращения: 08.10.2025).
  29. Проблема кодификации источников права социального обеспечения в Российской Федерации. URL: https://cyberleninka.ru/ (Дата обращения: 08.10.2025).
  30. Проблемы кодификации права социального обеспечения в России. URL: https://moluch.ru/ (Дата обращения: 08.10.2025).
  31. Россияне смогут компенсировать лечение вне ОМС. URL: https://ura.news/ (Дата обращения: 08.10.2025).
  32. С 1 февраля 2025 г. отдельные социальные выплаты, пособия и компенсации будут проиндексированы на 9,5%. URL: https://www.consultant.ru/ (Дата обращения: 08.10.2025).
  33. СОЦИАЛЬНО-ОБЕСПЕЧИТЕЛЬНЫЕ КОМПЕНСАЦИОННЫЕ ВЫПЛАТЫ И КОМПЕНСАЦИОННАЯ ФУНКЦИЯ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ: ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ. URL: https://cyberleninka.ru/ (Дата обращения: 08.10.2025).
  34. Статистика — Социальный фонд России. URL: https://sfr.gov.ru/ (Дата обращения: 08.10.2025).
  35. ВС РФ рассмотрел спор о взыскании компенсации в пользу правопреемника залогового кредитора застройщика-банкрота. URL: https://legalbulletin.online/ (Дата обращения: 08.10.2025).
  36. Выплаты семьям погибших участников СВО: все виды и размер выплат в 2025 году. URL: https://domsovet.tv/ (Дата обращения: 08.10.2025).
  37. Новые правила предоставления выплат и компенсаций вводятся с 1 сентября. Новости: ГАРАНТ. РУ. (Дата обращения: 08.10.2025).
  38. Постановления Конституционного Суда Российской Федерации, определения Конституционного Суда Российской Федерации и иные решения. URL: http://publication.pravo.gov.ru/ (Дата обращения: 08.10.2025).