Финансовые ресурсы Социального фонда России (СФР) в 2025 году: механизмы формирования, использования и перспективы развития

Курсовая работа

Современная социальная политика Российской Федерации находится в постоянной динамике, отвечая на вызовы времени и запросы общества. В этом контексте Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации (СФР) выступает центральным институтом, обеспечивающим реализацию государственных гарантий и мер социальной поддержки населения. От его финансовой устойчивости, эффективности формирования и использования ресурсов напрямую зависит благосостояние миллионов граждан — пенсионеров, инвалидов, семей с детьми, лиц, столкнувшихся с временной нетрудоспособностью или несчастными случаями на производстве. В условиях продолжающихся реформ и адаптации к новым экономическим реалиям, глубокое понимание механизмов функционирования СФР становится не просто актуальным, но и критически важным.

Целью данной курсовой работы является всесторонний анализ финансовых ресурсов Социального фонда России в 2025 году, охватывающий механизмы их формирования и использования, правовые основы деятельности фонда, а также современные проблемы и перспективы развития всей системы обязательного социального страхования. Структура работы последовательно раскрывает теоретические аспекты, детализирует правовую базу и хронологию реформ, глубоко анализирует доходную и расходную части бюджета СФР, а также предлагает взгляд на актуальные вызовы и пути совершенствования системы.

Теоретические основы функционирования государственных внебюджетных фондов и системы социального страхования

Понятие и функции государственных внебюджетных фондов

В основе любой развитой социальной системы лежит комплекс финансовых инструментов, призванных обеспечить стабильность и поддержку граждан в различных жизненных ситуациях. Государственные внебюджетные фонды (ГВФ) представляют собой одну из ключевых категорий таких инструментов. По своей сути, ГВФ — это специфическая форма перераспределения национального дохода, создаваемая государством для реализации конституционных прав граждан на социальное обеспечение. Они функционируют как автономные финансовые институты, имеющие целевое назначение и обособленные от федерального бюджета.

Социальное страхование — это система отношений по социальной защите работающих граждан и членов их семей от рисков, связанных с потерей заработка или дополнительных расходов вследствие наступления страховых случаев, таких как старость, болезнь, инвалидность, материнство, несчастные случаи на производстве или профессиональные заболевания. В Российской Федерации эта система носит обязательный характер, что закреплено законодательно.

6 стр., 2868 слов

Страхование в системе потребительского кредитования Российской ...

... и правовых аспектов страхования как инструмента минимизации рисков и фактора повышения эффективности в системе современного потребительского кредитования Российской Федерации в период 2024– ... более острым. Сравнительный анализ механизмов и экономическая роль страхования Индивидуальное страхование vs. Коллективное страхование (ДКС): Юридические и экономические особенности Переход кредитных ...

Социальный фонд России (СФР) — это один из крупнейших государственных внебюджетных фондов, объединивший с 1 января 2023 года функции Пенсионного фонда России (ПФР) и Фонда социального страхования (ФСС).

Его основная задача — управление средствами обязательного пенсионного и социального страхования.

Страховые взносы — это обязательные платежи, которые работодатели и индивидуальные предприниматели уплачивают за своих работников или за себя в СФР. Эти взносы являются главным источником формирования доходов фонда и предназначены для финансирования пенсионного обеспечения, обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также обязательного медицинского страхования.

Основные функции, выполняемые государственными внебюджетными фондами в социально-экономической системе страны, включают:

  • Аккумуляция средств: Сбор целевых взносов и других поступлений для формирования финансовой базы социальных программ.
  • Целевое финансирование: Строгое использование аккумулированных средств для выплаты пенсий, пособий, компенсаций и предоставления социальных услуг в соответствии с законодательством.
  • Перераспределение доходов: Осуществление межпоколенческого и внутрипоколенческого перераспределения финансовых ресурсов для обеспечения социальной справедливости и равенства.
  • Социальная защита: Реализация государственных гарантий по социальной поддержке населения, снижению рисков бедности и повышению качества жизни.
  • Стабилизация экономики: Частичная амортизация экономических шоков для граждан, обеспечение стабильного внутреннего спроса через социальные выплаты.
  • Что же из этого следует? Эффективное выполнение этих функций не только поддерживает население, но и укрепляет макроэкономическую стабильность страны, создавая подушку безопасности для миллионов граждан.

Принципы обязательного социального страхования

Система обязательного социального страхования в Российской Федерации базируется на ряде фундаментальных принципов, обеспечивающих ее функционирование и направленность на достижение социальных целей:

  • Всеобщность и обязательность: Страхованию подлежат все работающие граждане (и их работодатели), а уплата страховых взносов является обязательной. Это гарантирует охват максимально широкого круга лиц и формирование достаточной финансовой базы.
  • Целевое назначение средств: Все поступления в фонды социального страхования имеют строго целевой характер и могут быть использованы только на предусмотренные законом социальные выплаты и мероприятия. Это предотвращает нецелевое расходование и обеспечивает прозрачность.
  • Солидарность поколений: Текущие поступления от работающего населения направляются на выплаты пенсий и пособий нынешним получателям. Этот принцип лежит в основе распределительной пенсионной системы, где взносы одного поколения обеспечивают выплаты другому.
  • Эквивалентность (частичная): Размер страховых выплат (например, пенсий) в определенной степени зависит от размера и продолжительности уплаты страховых взносов. Это стимулирует легальную занятость и полную уплату взносов. Однако эквивалентность не является полной, поскольку система включает элементы социальной справедливости и поддержки нуждающихся.
  • Государственные гарантии: Государство гарантирует соблюдение прав застрахованных лиц на получение предусмотренных законодательством видов социального обеспечения и страховых выплат, а также финансовую устойчивость системы социального страхования.
  • Административная автономия: Государственные внебюджетные фонды обладают определенной степенью самостоятельности в управлении своими финансовыми ресурсами, что позволяет им оперативно реагировать на изменения в социально-экономической ситуации.
  • Прозрачность и контроль: Деятельность фондов подлежит государственному и общественному контролю для обеспечения эффективности расходования средств и соблюдения законодательства.

Эти принципы формируют основу, на которой строится вся архитектура социального страхования, позволяя СФР эффективно выполнять свою миссию по обеспечению социальной защиты населения.

7 стр., 3373 слов

Страхование потребительских кредитов в Российской Федерации: ...

... предполагаемое событие, на случай наступления которого проводится страхование. В контексте потребительского кредита такими рисками ... средств. Ключевым понятием в страховании является страховой риск. Согласно Закону РФ от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации», страховой риск — это ...

Правовые основы деятельности Социального фонда России и хронология реформ

Актуальная нормативно-правовая база СФР на 2025 год

Деятельность Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации (СФР) регулируется разветвленной системой нормативно-правовых актов, краеугольным камнем которой является Федеральный закон от 14 июля 2022 г. № 236-ФЗ «О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации». Этот закон стал фундаментом для создания СФР и определил его место в системе государственных институтов.

Согласно данному закону, СФР выступает не просто как финансовый оператор, но как ключевой государственный институт, отвечающий за реализацию комплекса мер по:

  • Пенсионному обеспечению: Обязательное пенсионное страхование, включая назначение и выплату страховых и государственных пенсий.
  • Обязательному социальному страхованию: На случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
  • Социальному обеспечению и мерам социальной защиты (поддержки): Предоставление различных видов пособий, компенсаций и других мер социальной поддержки отдельным категориям граждан.

Функции и полномочия учредителя СФР от имени Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации. Это подчеркивает государственный характер фонда и его значимость для реализации социальной политики страны. Правительство определяет основные направления деятельности фонда, утверждает его бюджет и контролирует исполнение поставленных задач.

Важно отметить, что бюджет Фонда пенсионного и социального страхования относится к бюджетной системе РФ согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 14 июля 2022 года № 236-ФЗ. Это означает, что бюджет СФР является частью консолидированного бюджета страны, подлежит утверждению Федеральным Собранием и находится под контролем органов государственной власти, обеспечивая тем самым государственные гарантии и ответственность за его исполнение.

7 стр., 3377 слов

Правовые, Экономические и Социальные Механизмы Жилищной Поддержки ...

... регулятора: от антикризисной поддержки застройщиков к социальной поддержке конкретных категорий граждан. Доля льготных программ в объеме выдач по итогам 2024 года достигла 70–75%, ... Помимо субсидирования процентных ставок в рамках ипотечного кредитования, государство предоставляет гражданам безвозмездную социальную поддержку в виде сертификатов и субсидий. Государственный Жилищный Сертификат (ГЖС): ...

Помимо Федерального закона № 236-ФЗ, деятельность СФР регламентируется многочисленными подзаконными актами, постановлениями Правительства РФ, приказами Министерства труда и социальной защиты, а также другими федеральными законами, регулирующими конкретные виды социального обеспечения и страхования. Например, вопросы установления и взимания страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также на обязательное медицинское страхование неработающего населения, регулируются отдельными законами, а не главой 34 Налогового кодекса РФ, что подчеркивает специфику и самостоятельность этих направлений.

Реформа системы социального страхования: объединение ПФР и ФСС в СФР (2023 год)

Одним из наиболее значимых событий в истории российской системы социального страхования стало объединение Пенсионного фонда России (ПФР) и Фонда социального страхования (ФСС) в единый Социальный фонд России (СФР) с 1 января 2023 года. Эта масштабная реформа была обусловлена назревшей необходимостью повышения эффективности, прозрачности и доступности государственных услуг в социальной сфере.

Причины объединения были многогранны:

  • Устранение дублирующихся процедур: Функции двух фондов во многом пересекались, что приводило к излишней бюрократии, усложнению процессов для граждан и бизнеса, а также неэффективному расходованию административных ресурсов.
  • Повышение качества обслуживания граждан: Единое окно для обращения должно было упростить получение различных видов социальной поддержки, сократить время ожидания и исключить необходимость взаимодействия с несколькими ведомствами.
  • Снижение административной нагрузки на бизнес: Работодатели ранее сдавали отчетность в два разных фонда по разным формам и срокам, что создавало дополнительную нагрузку.
  • Расширение категорий граждан, обеспеченных социальным страхованием: Унификация системы позволила более гибко подходить к вопросам охвата и предоставления мер поддержки.

Цели объединения были четко сформулированы:

  • Создание универсального центра социальной поддержки, способного оперативно адаптироваться к изменениям законодательства и потребностям граждан.
  • Упрощение процессов и снижение бюрократии за счет автоматизации и цифровизации.
  • Создание единой информационной системы для аккумулирования данных, что значительно улучшает аналитику и контроль.
  • Оптимизация ресурсов и расширение спектра услуг.

Последствия реформы ощущаются уже сейчас:

6 стр., 2939 слов

Развитие и совершенствование системы сельскохозяйственного страхования ...

... страхование с государственной поддержкой. НСА выполняет ряд критически важных функций, которые обеспечивают методологическую, финансовую и регуляторную стабильность рынка: Стандартизация и методология: НСА разрабатывает единые, обязательные ... застрахованных площадей по программам (2024–2025 гг.) Показатель Мультирисковое страхование (традиционное) Страхование на случай ЧС Застрахованная площадь в ...

  • Единое окно: СФР стал единой точкой входа для большинства вопросов, связанных с пенсиями, пособиями по временной нетрудоспособности, материнству, выплатами при несчастных случаях и другими мерами социальной поддержки.
  • Преемственность обязательств: Все выплаты, услуги и обязательства, находившиеся в компетенции ПФР и ФСС, были полностью унаследованы СФР, что обеспечило бесперебойность получения гражданами положенных им средств.
  • Упрощение отчетности для работодателей: До 2023 года работодатели сдавали в ПФР формы СЗВ-ТД, СЗВ-СТАЖ, СЗВ-М, ДСВ-3, а в ФСС — отчет 4-ФСС. С 1 января 2023 года введена единая форма отчетности ЕФС-1, которая заменила все эти формы, значительно сократив бюрократическую нагрузку. Актуальная на 2025 год форма ЕФС-1 утверждена Приказом СФР от 17 ноября 2023 года № 2281, а также важен приказ СФР от 23 ноября 2023 года № 2315, регулирующий форматы сведений и технические требования к ее представлению.
  • Единая информационная база: Информация, собранная ранее ПФР и ФСС, теперь консолидирована в единой базе персонифицированного учета СФР, что повышает оперативность обработки данных и адресность предоставления услуг.
  • Пенсионные накопления: Объединение фондов не повлияло на условия формирования пенсионных накоплений, они по-прежнему формируются в выбранной управляющей компании или НПФ.

Таким образом, реформа по созданию СФР стала важным шагом к модернизации системы социальной защиты, направленным на повышение ее эффективности и удобства для граждан.

Ключевые законодательные изменения и нововведения в деятельности СФР в 2025-2026 годах

2025-2026 годы ознаменованы рядом значимых законодательных изменений и нововведений, которые существенно влияют на деятельность Социального фонда России и условия получения гражданами мер социальной поддержки. Эти изменения направлены на повышение прозрачности, эффективности и доступности социальной системы, а также на упрощение процедур взаимодействия граждан и бизнеса с фондом.

Перечислим ключевые из них:

  • Мониторинг качества ухода за инвалидами: С 9 октября 2025 года СФР будет регулярно, не реже одного раза в полгода, осуществлять мониторинг качества и объема ухода, предоставляемого неработающими трудоспособными гражданами за детьми-инвалидами до 18 лет и инвалидами с детства I группы. Эта проверка будет проводиться в форме опросов, в том числе через портал «Госуслуги». Это нововведение призвано усилить контроль за качеством предоставляемого ухода и обеспечить адекватную поддержку людям, нуждающимся в помощи.
  • Возобновление индексации пенсий работающим пенсионерам: Одним из наиболее ожидаемых изменений является возобновление индексации страховых пенсий работающим пенсионерам с 1 января 2025 года, на тех же условиях, что и неработающим. Повышение будет рассчитываться от суммы, которую работающий пенсионер мог бы получать, если бы не работал, учитывая все пропущенные индексации за периоды трудовой деятельности. Это решение направлено на восстановление социальной справедливости и стимулирование трудовой активности пенсионеров.
  • СФР как «единое окно» для пособия на погребение: С 1 января 2025 года Социальный фонд станет единым окном для обращения граждан за получением социального пособия на погребение, минуя расчеты с работодателем. Это упростит процедуру получения пособия, сократит административные барьеры и ускорит процесс выплаты.
  • Переход на Единую платформу для информации о маткапитале: С 2 августа 2025 года информация о материнском капитале может быть запрошена из Единой платформы в социальной сфере, что заменит ранее используемый федеральный регистр лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки. Это шаг к дальнейшей цифровизации и интеграции информационных систем, повышающий удобство доступа к данным.
  • Изменения в сроках подачи реестров для медицинских работников: С 1 января 2026 года вступают в силу изменения, касающиеся реестров работников, имеющих право на специальную социальную выплату для медицинских работников. Теперь для декабря реестр необходимо будет направлять в территориальный орган СФР до 15 декабря. Это изменение требует от медицинских учреждений заблаговременного планирования и подготовки отчетности.

Эти законодательные инициативы отражают стратегию государства по совершенствованию системы социальной защиты, делая ее более адресной, прозрачной и клиентоориентированной, а также адаптируя к современным цифровым технологиям.

Формирование финансовых ресурсов Социального фонда России (доходы)

Источники формирования бюджета СФР

Бюджет Социального фонда России, как и любого государственного внебюджетного фонда, формируется из строго определенных источников, обеспечивающих его финансовую устойчивость и способность выполнять свои социальные обязательства. Эти источники можно условно разделить на основные и дополнительные.

Основными источниками формирования бюджета СФР являются:

  • Обязательные страховые взносы: Это главный и наиболее значимый источник доходов. Взносы уплачиваются работодателями (за лиц, получающих зарплату или вознаграждение по гражданско-правовым договорам) и индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами, арбитражным�� управляющими (за себя) на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также на обязательное медицинское страхование. Важно отметить, что сбор этих взносов осуществляет Федеральная налоговая служба (ФНС), а затем аккумулированные средства передаются в СФР.
  • Добровольные взносы: К ним относятся платежи граждан, которые по собственному желанию участвуют в системе социального страхования (например, самозанятые граждане, желающие получать пособия по временной нетрудоспособности).
  • Доходы от инвестирования временно свободных средств: Часть средств фонда, которые не используются немедленно для выплат, может быть инвестирована в разрешенные законодательством финансовые инструменты для получения дополнительного дохода и сохранения покупательной способности накоплений.
  • Суммы пеней и финансовых санкций: Поступающие от плательщиков за несвоевременную или неполную уплату страховых взносов.

Дополнительными источниками доходов выступают:

  • Средства, поступившие из федерального бюджета: Межбюджетные трансферты из федерального бюджета играют ключевую роль в сбалансировании бюджета СФР, особенно в части финансирования социальных выплат, не связанных напрямую со страховыми взносами (например, социальные пенсии, некоторые пособия).
  • Деньги и имущество, конфискованные за коррупцию: Эти средства, а также деньги от продажи конфискованного имущества, полученного в результате коррупционных правонарушений, направляются в бюджет СФР, что подчеркивает социальную направленность борьбы с коррупцией.

Такая многоканальная система формирования доходов призвана обеспечить надежность и устойчивость финансовой базы СФР для выполнения его обширных социальных функций.

Система страховых взносов: тарифы и плательщики в 2025 году

Система страховых взносов является стержнем формирования доходной части бюджета СФР. С 1 января 2023 года в Российской Федерации действует единый тариф страховых взносов в размере 30% на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также на обязательное медицинское страхование. Однако для стимулирования определенных секторов экономики и поддержки социальных групп законодательством предусмотрены пониженные тарифы.

Рассмотрим детализированные тарифы и категории плательщиков на 2025 год:

1. Общий тариф:

  • На выплаты в пределах предельной базы для исчисления страховых взносов (в 2025 году она составляет 2 759 000 рублей) применяется ставка 30%.
  • На выплаты сверх этой суммы применяется ставка 15,1%.

2. Пониженные тарифы для отдельных категорий плательщиков:

  • Субъекты малого и среднего предпринимательства (МСП):
    • На суммы выплат, не превышающие 1,5 × МРОТ (минимальный размер оплаты труда), применяется ставка 30%.
    • На суммы выплат, превышающие 1,5 × МРОТ, применяется ставка 15%.
    • Важно: МРОТ на 2025 год составляет 22 440 рублей, таким образом, 1,5 × МРОТ = 33 660 рублей.
    • Эти тарифы действуют в пределах предельной базы. Сверх предельной базы на суммы до 1,5 × МРОТ ставка составляет 15,1%, а на суммы свыше 1,5 × МРОТ — 15%.
    • Пример: Если зарплата сотрудника МСП составляет 40 000 рублей, то 33 660 рублей облагаются по ставке 30%, а оставшиеся 6 340 рублей (40 000 — 33 660) — по ставке 15%.
  • IT-компании и предприятия радиоэлектронной промышленности:
    • С 2025 года для них применяется единая ставка 7,6% ко всем выплатам сотрудникам, независимо от превышения предельной базы. Это мера поддержки высокотехнологичных отраслей.
  • Централизованные религиозные организации и организации в их структуре, а также некоторые некоммерческие и благотворительные организации на УСН:
    • Для этих категорий также установлен пониженный тариф 7,6%.
  • Прокуроры, сотрудники Следственного комитета РФ, федеральные и мировые судьи:
    • Они платят 8% (2,9% на обязательное социальное страхование и 5,1% на обязательное медицинское страхование).

      Однако с их выплат не исчисляются взносы на обязательное пенсионное страхование, поскольку их пенсионное обеспечение регулируется специальными законами.

  • Члены экипажей судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов (РМРС):
    • За исключением судов, используемых для хранения и перевалки нефтепродуктов и сжиженного газа, для них действует ставка 0%. Это мера поддержки морского флота и судоходства под российским флагом.

Мораторий на накопительную пенсию:
Важно отметить, что в 2023-2025 годах продолжает действовать «мораторий» на направление страховых взносов на финансирование накопительной пенсии. Все страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в этот период направляются исключительно на формирование страховой части пенсии.

Такая дифференцированная система тарифов позволяет государству не только формировать необходимую финансовую базу СФР, но и использовать механизм страховых взносов как инструмент регулирования экономической активности и социальной поддержки.

Динамика доходов бюджета СФР за 2023-2025 годы

Анализ динамики доходов бюджета Социального фонда России за последние годы позволяет выявить ключевые тенденции и структурные изменения в формировании его финансовой базы.

2023 год:

  • Прогнозируемый бюджет СФР по доходам составлял 13 711 223 371,4 тыс. рублей (то есть около 13,71 трлн рублей).
  • Из этой суммы значительную часть формировали межбюджетные трансферты из федерального бюджета, прогнозируемый объем которых достигал 5 076 182 463,6 тыс. рублей (около 5,08 трлн рублей).

    Это подчеркивает значительную роль федеральной поддержки в обеспечении финансовой стабильности фонда после его объединения.

2024 год:

  • Прогнозируемые доходы бюджета СФР выросли до 16 019,34 млрд рублей (или 16,02 трлн рублей).
  • В 2024 году бюджет СФР, как и в предыдущие годы, пополнялся в основном за счет страховых взносов, что является базовым принципом системы социального страхования.

2025 год (прогноз и фактические данные за I полугодие):

  • На 2025 год Государственная Дума прогнозирует доходы фонда в сумме 16,623 трлн рублей. Это свидетельствует о поступательном росте доходной части бюджета.
  • Более конкретные данные за первое полугодие 2025 года показывают, что СФР получил 7,9 трлн рублей доходов.
  • Структура доходов подтверждает доминирующую роль страховых взносов: из общей суммы доходов 5,7 трлн рублей (71,8%) составили именно страховые взносы.
  • Объем межбюджетных трансфертов из федерального бюджета для СФР в 2025 году, по прогнозу, составит 4,022 трлн рублей. Эта сумма, хотя и является существенной, демонстрирует тенденцию к снижению доли федеральных вливаний относительно общего объема доходов по сравнению с 2023 годом, что может свидетельствовать об укреплении собственной страховой базы фонда.

Сводная таблица динамики доходов СФР, 2023-2025 гг.

Показатель 2023 год (прогноз) 2024 год (прогноз) 2025 год (прогноз/факт I полугодия)
Общие доходы СФР 13,71 трлн руб. 16,02 трлн руб. 16,623 трлн руб. (прогноз)
Доходы I полугодия 2025 7,9 трлн руб. (факт)
Страховые взносы (в I полугодии) 5,7 трлн руб. (71,8% от доходов)
Межбюджетные трансферты из ФБ 5,08 трлн руб. 4,022 трлн руб. (прогноз)

Тенденции показывают уверенный рост общего объема доходов СФР, при сохранении страховых взносов как основного источника. Снижение доли межбюджетных трансфертов при росте абсолютных значений свидетельствует о планомерном развитии страховой системы и ее постепенной автономизации.

Влияние переходной кампании из негосударственных пенсионных фондов на доходы СФР

Динамика формирования пенсионных накоплений в различных институтах – Социальном фонде России и негосударственных пенсионных фондах (НПФ) – оказывает непосредственное влияние на финансовые потоки СФР. Переходные кампании, в рамках которых граждане могут менять страховщика по обязательному пенсионному страхованию, являются индикатором доверия населения и эффективности работы фондов.

В рамках переходной кампании 2023 года был отмечен нетто-отток застрахованных из негосударственных пенсионных фондов (НПФ) в СФР. Это означает, что число граждан, решивших вернуться под управление СФР, значительно превысило количество тех, кто выбрал переход в НПФ.

Конкретные цифры подтверждают эту тенденцию:

  • Число граждан, перешедших из СФР в НПФ, составило всего 6,2 тыс. человек.
  • В то же время, количество граждан, вернувшихся из НПФ в СФР, достигло 68,7 тыс. человек.

Такое соотношение (почти 11 человек вернулись в СФР на каждого, кто ушел в НПФ) свидетельствует о нескольких возможных факторах:

  • Укрепление доверия к СФР: Объединение ПФР и ФСС в единый фонд могло повысить воспринимаемую надежность и стабильность государственной системы.
  • Недостаточная информированность или активность НПФ: Возможно, НПФ не смогли достаточно эффективно донести свои преимущества до застрахованных лиц или их условия были менее привлекательными.
  • Упрощение процедур: Единое окно СФР могло сделать процесс перехода обратно в государственную систему более простым и понятным.

В результате этого нетто-оттока, а также естественного выбытия клиентов по причине смерти, число лиц, формирующих пенсионные накопления в НПФ, сократилось до 36,1 млн человек к концу I квартала 2024 года. Это означает уменьшение на 126,4 тыс. человек с начала года.

Последствия для СФР:

  • Рост активов под управлением: Увеличение числа застрахованных лиц, формирующих накопления в СФР, потенциально ведет к росту объема пенсионных средств, находящихся под управлением государственного фонда.
  • Укрепление финансовой базы: Хотя «мораторий» на накопительную часть пенсии в 2023-2025 годах означает, что новые поступления идут в распределительную систему, сам факт возвращения граждан в СФР способствует его укреплению как основного оператора пенсионной системы.
  • Повышение ответственности: Концентрация значительного числа застрахованных в СФР налагает на фонд еще большую ответственность за эффективное управление и инвестирование средств для обеспечения будущих пенсионных выплат.

Этот тренд указывает на консолидацию пенсионных накоплений в государственной системе, что может рассматриваться как фактор повышения стабильности и предсказуемости в долгосрочной перспективе, хотя и требует от СФР постоянного совершенствования инвестиционной политики и качества обслуживания.

Использование финансовых ресурсов Социального фонда России (расходы)

Основные направления расходования средств СФР

Средства бюджета Социального фонда России имеют строго целевое назначение, что является одним из фундаментальных принципов функционирования государственных внебюджетных фондов. Каждый рубль, поступающий в СФР, направляется на реализацию определенных социальных гарантий и обязательств перед гражданами.

Ключевые направления расходования средств включают:

  • Выплата страхового обеспечения: Это основная и наиболее объемная статья расходов. Она охватывает:
    • Обязательное пенсионное страхование: Назначение и регулярная выплата страховых пенсий (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца).
    • Обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством: Выплата пособий по временной нетрудоспособности (больничные), пособий по беременности и родам, единовременных пособий при рождении ребенка, ежемесячных пособий по уходу за ребенком, а также единого пособия на детей до 17 лет и беременным женщинам.
    • Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний: Выплата единовременных и ежемесячных страховых выплат пострадавшим на производстве, оплата дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию.
  • Назначение и выплата пенсий, социальных выплат, пособий и компенсаций: Помимо страховых выплат, СФР администрирует и выплачивает различные виды государственных пенсий (например, социальные пенсии, пенсии по государственному пенсионному обеспечению), а также широкий спектр социальных выплат и компенсаций, предусмотренных законодательством для отдельных категорий граждан (ветеранов, инвалидов, многодетных семей и др.).
  • Организация и ведение индивидуального учета: Значительная часть средств направляется на поддержание и развитие системы персонифицированного учета сведений о застрахованных лицах. Это включает сбор, хранение и обработку данных о стаже, заработке, уплаченных взносах, что критически важно для корректного назначения и перерасчета пенсий и пособий.
  • Инвестирование средств пенсионных накоплений: Средства, формирующие накопительную часть пенсии (для тех, у кого она формируется), инвестируются для получения дохода. СФР (или выбранные НПФ) несет ответственность за эффективное управление этими активами, а расходы на управление также предусмотрены в бюджете.
  • Предоставление государственных гарантий и мер социальной защиты: Финансирование различных программ и мероприятий, направленных на реализацию государственных гарантий в сфере социальной защиты населения, включая обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, финансирование санаторно-курортного лечения, оплата проезда к месту лечения и обратно.
  • Организация медицинской, социальной и профессиональной реабилитации: Важное направление расходов, связанное с восстановлением здоровья, трудоспособности и социальной адаптации граждан, пострадавших в результате несчастных случаев на производстве или получивших профессиональные заболевания. Также сюда входят предупредительные меры по сокращению производственного травматизма.

Таким образом, структура расходов СФР отражает комплексный подход государства к обеспечению социальной защиты, охватывая как прямые денежные выплаты, так и организацию широкого спектра социальных услуг и реабилитационных мероприятий.

Динамика и прогноз дефицита/профицита бюджета СФР

Финансовая устойчивость Социального фонда России напрямую зависит от баланса между его доходами и расходами. Анализ динамики дефицита или профицита бюджета СФР дает представление о его текущем состоянии и прогнозируемых перспективах.

  • 2024 год:
    • Дефицит бюджета СФР на 2024 год был определен в объеме 158,8 млрд рублей. Это означает, что расходы фонда превысили его доходы на указанную сумму, что потребовало дополнительных источников покрытия (например, межбюджетных трансфертов из федерального бюджета).
  • 2025 год:
    • Прогноз на 2025 год показывает дальнейший рост дефицита, который составит 369,52 млрд рублей. Эта цифра указывает на сохранение дисбаланса между поступлениями и обязательствами фонда в краткосрочной перспективе. Рост дефицита может быть связан с индексацией социальных выплат, расширением мер поддержки и увеличением числа получателей.
  • 2026 и 2027 годы (прогноз):
    • В среднесрочной перспективе бюджет СФР планируется профицитным. На 2026 год ожидается профицит в размере 319,95 млрд рублей.
    • На 2027 год прогнозируется профицит в размере 338,34 млрд рублей.

Сводная таблица динамики дефицита/профицита бюджета СФР, 2024-2027 гг.

Год Дефицит (-) / Профицит (+) (млрд рублей)
2024 -158,8
2025 -369,52
2026 +319,95
2027 +338,34

Анализ тенденций:
Прогнозируемый переход от дефицита в 2024-2025 годах к профициту в 2026-2027 годах указывает на оптимистичные ожидания по стабилизации и укреплению финансового положения СФР. Это может быть результатом:

  • Роста страховых взносов: Увеличение фонда оплаты труда, повышение собираемости взносов, расширение налогооблагаемой базы.
  • Оптимизации расходов: Внедрение более эффективных механизмов администрирования выплат, цифровизация и сокращение бюрократических издержек.
  • Изменений в демографической ситуации: Хотя демографические тренды обычно негативны для пенсионных систем, возможно, прогнозируется замедление роста числа пенсионеров относительно работающего населения.
  • Пересмотра межбюджетных трансфертов: Возможно, в будущие годы будет пересмотрен механизм и объемы федеральной поддержки, что позволит фонду выйти на самоокупаемость по основным страховым функциям.

Тем не менее, дефицит 2025 года требует внимательного контроля и принятия мер по его минимизации, а также гарантированного покрытия за счет федерального бюджета для обеспечения своевременности и полноты всех социальных выплат.

Индексация пенсий и социальных выплат в 2025 году

2025 год принесет ряд важных изменений в системе индексации пенсий и социальных выплат, направленных на повышение уровня жизни российских граждан. Эти меры являются ключевым инструментом социальной политики государства по поддержанию покупательной способности нас��ления в условиях инфляции.

1. Индексация страховых пенсий:
В 2025 году индексация страховых пенсий затронет обе категории пенсионеров: неработающих и работающих.

  • Для неработающих пенсионеров:
    • Индексация страховых пенсий была проведена в два этапа: с 1 января 2025 года пенсии были проиндексированы на 7,3%.
    • Затем, с 1 февраля 2025 года, была проведена дополнительная доиндексация, в результате чего общий процент повышения составил 9,5%. Разница за январь была выплачена в феврале.
    • После этой индексации средний размер страховой пенсии неработающих пенсионеров составит порядка 24,9 тыс. рублей.
    • Стоимость одного пенсионного коэффициента (балла) в январе 2025 года будет повышена со 133,05 до 142,76 рубля.
    • Размер фиксированной выплаты к страховой пенсии увеличится с 8 134,88 до 8 728,73 рубля.
  • Для работающих пенсионеров:
    • Одним из наиболее значимых нововведений является возобновление индексации страховых пенсий работающим пенсионерам с 1 января 2025 года. Эта индексация будет осуществляться на тех же условиях, что и для неработающих пенсионеров.
    • Повышение будет рассчитываться от суммы пенсии, которую работающий пенсионер мог бы получать, если бы не работал, с учетом всех пропущенных индексаций за периоды трудовой деятельности. Это позволит компенсировать часть потерь, возникших за время действия моратория на индексацию.

2. Индексация социальных пенсий:

  • Социальные пенсии будут увеличены с 1 апреля 2025 года на 14,75%.
  • В результате этой индексации средний размер социальной пенсии по стране составит 15 456 рублей.

3. Индексация пенсий по государственному пенсионному обеспечению (военные пенсионеры):

  • Пенсии по государственному пенсионному обеспечению, включая пенсии военным пенсионерам, были увеличены с 1 января 2025 года на 9,5%.

4. Удвоение фиксированной части выплат для старших возрастных групп и инвалидов I группы:

  • С 1 ноября 2025 года фиксированная часть выплат пенсионерам старше 80 лет и инвалидам I группы будет автоматически удвоена. Например, фиксированная часть может увеличиться с 8 907 до 19 129 рублей, к которой также добавляются надбавка за уход и районный коэффициент, если они применимы. Это важная мера поддержки наиболее уязвимых категорий граждан.

Данные меры по индексации демонстрируют стремление государства обеспечить социальную защиту населения и повысить уровень пенсионного обеспечения, особенно для наименее защищенных слоев граждан.

Изменения в детских пособиях и прожиточном минимуме в 2025 году

Система поддержки семей с детьми также претерпевает значительные изменения в 2025 году, ключевым элементом которых является индексация детских пособий и пересмотр прожиточного минимума. Эти меры призваны повысить уровень социальной защищенности семей и обеспечить достойный уровень жизни для детей.

1. Прожиточный минимум (ПМ) в 2025 году:
Прожиточный минимум является важнейшим социальным нормативом, который используется для оценки нуждаемости граждан и определения размеров многих социальных выплат, включая детские пособия. На 2025 год установлены следующие размеры ПМ:

  • На душу населения: 17 733 рубля.
  • Для трудоспособного населения: 19 329 рублей.
  • Для детей: 17 201 рубль.
  • Для пенсионеров: 15 250 рублей.

Эти показатели представляют собой прирост порядка 14,8% по сравнению с 2024 годом, что является значительным повышением.

2. Единое пособие на детей до 17 лет и беременным женщинам:
Единое пособие, введенное с 2023 года, продолжает оставаться ключевой мерой государственной поддержки. Его размер напрямую зависит от регионального прожиточного минимума для детей и рассчитывается исходя из трех уровней:

  • 50% от регионального прожиточного минимума для детей.
  • 75% от регионального прожиточного минимума для детей.
  • 100% от регионального прожиточного минимума для детей.

В среднем по России, с учетом нового ПМ для детей на 2025 год, эти суммы соответствуют:

  • 50% — 8 601 рубль.
  • 75% — 12 901 рубль.
  • 100% — 17 201 рубль.

Индексация единого пособия также была проведена с 1 февраля 2025 года на уровень фактической инфляции, составив 9,5%. Это означает, что даже в случае, если региональный ПМ будет ниже среднего по стране, индексация обеспечит повышение выплат.

3. Индексация материнского капитала:
Материнский капитал также подлежит индексации. С 1 февраля 2025 года Социальный фонд проиндексирует материнский капитал на 9,5% по фактической инфляции. Прогнозный размер составит:

  • 690 266,95 рублей на первого ребенка.
  • 912 162,09 рублей на второго ребенка, рожденного или усыновленного с 2020 года (если ранее право на маткапитал не возникало).

Эти меры в совокупности призваны обеспечить более значимую финансовую поддержку семьям с детьми, помочь им справляться с экономическими трудностями и улучшить демографическую ситуацию в стране.

Другие ключевые расходы и социальные гарантии

Помимо пенсий и пособий, Социальный фонд России реализует широкий спектр социальных гарантий и финансирует важные направления, которые обеспечивают комплексную поддержку граждан. 2025 год приносит изменения и в эти сферы.

1. Пособие на погребение: «Единое окно» СФР

  • С января 2025 года произойдет важный переход: выплата социального пособия на погребение будет осуществляться непосредственно из Социального фонда гражданам, минуя расчеты с работодателем. Это позволит существенно упростить и ускорить процесс получения этой выплаты в трудный жизненный момент.

2. Расходы на реабилитацию и предупреждение травматизма

  • СФР продолжает уделять значительное внимание вопросам медицинской, социальной и профессиональной реабилитации пострадавших, а также мерам по предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
  • На 2024 год на эти цели было запланировано 39,68 млрд рублей. Эти инвестиции направлены на сохранение здоровья и трудоспособности работников, снижение рисков на производстве и поддержку тех, кто столкнулся с последствиями несчастных случаев или профзаболеваний.

3. Материнский капитал: Индексация и увеличение размеров

  • Как уже упоминалось, с 1 февраля 2025 года Социальный фонд проиндексирует материнский капитал на 9,5% по фактической инфляции.
  • Прогнозный размер составит 690 266,95 рублей на первого ребенка и 912 162,09 рублей на второго ребенка (если ранее право на маткапитал не возникало или уже был получен на первого ребенка и сумма доплачивается).

    Эта мера продолжает оставаться мощным стимулом для улучшения демографической ситуации и поддержки семей.

4. Поддержка пенсионеров старшего возраста и инвалидов I группы

  • С 1 ноября 2025 года фиксированная часть выплат пенсионерам старше 80 лет и инвалидам I группы будет автоматически удвоена. Это существенная прибавка к пенсии для наиболее уязвимых категорий граждан. Например, фиксированная часть может увеличиться с 8 907 рублей до 19 129 рублей. К этой сумме также добавляются надбавка за уход и районный коэффициент, что значительно повышает общий размер выплаты.

Эти направления расходов демонстрируют комплексный характер деятельности СФР, который не ограничивается лишь выплатой пенсий и пособий, но и активно инвестирует в программы реабилитации, профилактики и адресной поддержки граждан, нуждающихся в особом внимании государства.

Актуальные проблемы и перспективы развития системы социального страхования

Проблемы функционирования системы социального страхования в условиях современных вызовов

Система социального страхования, несмотря на все предпринимаемые реформы и адаптации, сталкивается с рядом фундаментальных вызовов, продиктованных динамичными изменениями в экономике и обществе. Эти проблемы требуют глубокого осмысления и поиска инновационных решений для обеспечения долгосрочной устойчивости и эффективности системы.

Одной из центральных проблем является необходимость существенного реформирования системы на фоне развития платформенной экономики и новых форм занятости. Традиционная модель социального страхования базируется на классических трудовых отношениях с постоянным работодателем, который уплачивает страховые взносы. Однако стремительный рост числа самозанятых, фрилансеров, работников по гражданско-правовым договорам, а также развитие гиг-экономики создают «серые зоны», где стандартные механизмы социального страхования работают неэффективно или вовсе отсутствуют. Какой важный нюанс здесь упускается? Отсутствие адекватных механизмов для этих категорий граждан приводит к формированию значительного социального разрыва и риску бедности для целых слоев населения, что угрожает стабильности общества в целом.

  • Недостаточный охват: Значительная часть самозанятых граждан не участвует в системе обязательного социального страхования, что лишает их доступа к пособиям по временной нетрудоспособности, материнству и полноценному пенсионному обеспечению.
  • Непредсказуемость доходов: Доходы самозанятых часто нестабильны, что затрудняет регулярную уплату взносов и формирование адекватных социальных гарантий.
  • Устаревший формат: Текущий формат социального обеспечения, разработанный для индустриальной эпохи, устарел в условиях эволюции трудовых отношений. Он недостаточно гибкий для адаптации к новым моделям занятости, что приводит к пробелам в социальной защите и потенциальным рискам для этих категорий граждан.
  • Дефицит бюджета: Несмотря на прогнозы профицита в среднесрочной перспективе, наличие дефицита в 2025 году указывает на дисбаланс, который может усугубиться без структурных изменений, особенно с учетом демографических трендов (старение населения, снижение рождаемости) и постоянно растущих социальных обязательств.
  • Качество и доступность услуг: Несмотря на цифровизацию и создание «единого окна», остаются вопросы качества обслуживания, доступности информации и оперативности решения сложных вопросов, особенно для жителей отдаленных регионов или граждан с ограниченными возможностями.
  • Проблемы администрирования: Несмотря на централизацию сбора взносов через ФНС и объединение фондов, вопросы эффективности администрирования, минимизации недоимок и борьбы с нелегальной занятостью по-прежнему актуальны.

Эти вызовы требуют не просто точечных корректировок, а системного пересмотра подходов к социальному страхованию, ориентированного на создание гибких, инклюзивных и устойчивых механизмов, способных обеспечить социальную защиту для всех форм занятости в условиях цифровой экономики.

Государственные меры по повышению качества и доступности социальных услуг

В ответ на возрастающие вызовы и потребности общества, государство активно реализует комплекс мер, направленных на повышение качества и доступности социальных услуг. Это является одной из центральных тем социальной политики России на 2025-2026 годы, демонстрируя переход от реактивного реагирования к проактивному развитию социальной сферы.

Основные направления государственных усилий включают:

  • Реформа системы социального обслуживания и развитие долговременного ухода:
    • Продолжается масштабная реформа системы социального обслуживания, ключевой целью которой является повышение качества и доступности услуг. Она включает в себя пересмотр стандартов обслуживания, внедрение новых технологий и развитие клиентоориентированных подходов.
    • Активно внедряется и расширяется система долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами. Эта система призвана обеспечить комплексную поддержку на дому или в стационарных условиях, улучшая качество жизни этих категорий граждан.
    • С 2025 года вводится значимое нововведение: компенсации по уходу за инвалидами I группы и гражданами старше 80 лет (за исключением инвалидов с детства I группы) будут автоматически назначаться в виде надбавки к пенсии получателей. Это упростит процесс получения поддержки и сделает его более адресным.
  • Инвестиции в обучение и переподготовку кадров:
    • Государство активно инвестирует в программы обучения и переподготовки кадров для социальной сферы. Это критически важно для обеспечения высокого уровня квалификации специалистов, работающих с нуждающимися гражданами.
    • С 1 января 2025 года программа бесплатного переобучения становится частью нового национального проекта «Кадры». Цель проекта — ежегодно готовить более 104 тысяч человек по 150 дефицитным профессиям, что напрямую способствует повышению качества социальных услуг и адаптации рынка труда к новым реалиям.
  • Реформирование финансирования социальных услуг и поддержка частных инициатив:
    • Продолжается реформирование системы финансирования социальных услуг, включая совершенствование механизмов государственно-частного партнерства.
    • Оказывается активная поддержка развитию частных инициатив в социальной сфере, что способствует расширению спектра услуг и повышению конкуренции.
    • Государственная поддержка некоммерческих организаций (НКО) в 2025 году увеличится до 419 млрд рублей. При этом социально ориентированные НКО сохранят пониженные тарифы страховых взносов (7,6% вместо 30%), что является важной мерой стимулирования их деятельности и расширения их участия в предоставлении социальных услуг.

Эти меры свидетельствуют о системном подходе государства к развитию социальной сферы, где акцент делается на повышении качества, доступности, адресности услуг и активном вовлечении различных секторов общества в их предоставление.

Развитие системы долговременного ухода и поддержки людей с инвалидностью

Развитие инклюзивного общества и обеспечение полноценной жизни для людей с инвалидностью и граждан пожилого возраста является одним из приоритетных направлений социальной политики России. В 2025 году предпринимаются значительные шаги по совершенствованию системы долговременного ухода и поддержке этой категории населения.

1. Расширение системы долговременного ухода (СДУ):

  • Внедрение и расширение СДУ — это комплексный подход, призванный обеспечить всестороннюю поддержку гражданам пожилого возраста и инвалидам, нуждающимся в постоянном уходе. Это включает как услуги на дому, так и стационарное обслуживание, а также поддержку семей, осуществляющих уход.
  • Автоматическое назначение надбавок по уходу: С 2025 года компенсации по уходу за инвалидами I группы и гражданами старше 80 лет (за исключением инвалидов с детства I группы) будут автоматически назначаться в виде надбавки к пенсии получателей. Это значительно упростит процесс оформления и получения поддержки, исключив необходимость сбора дополнительных документов и обращений.

2. Социокультурная реабилитация инвалидов:

  • С 1 марта 2025 года вступает в силу закон о социокультурной реабилитации инвалидов. Этот закон направлен на более точное и индивидуальное определение средств реабилитации, учитывающее не только медицинские, но и социальные, культурные потребности человека. Это означает более персонализированный подход к обеспечению инвалидов необходимыми средствами.
  • Определение целевых реабилитационных групп: Бюро медико-социальной экспертизы (МСЭ) начнут определять целевые реабилитационные группы. Это позволит более эффективно планировать и предоставлять реабилитационные мероприятия, исходя из специфических потребностей каждой группы.

3. Доступная среда в образовании:

  • Все образовательные учреждения обязаны создавать доступную среду для учащихся с инвалидностью. Это включает адаптацию помещений, учебных материалов, технологий, а также обеспечение специализированной педагогической поддержки. Цель — гарантировать равные возможности для получения образования всем детям, независимо от их физических ограничений.

Эти инициативы отражают комплексный подход государства к созданию инклюзивного общества, где каждый человек, независимо от возраста и состояния здоровья, имеет возможность на достойную жизнь, доступ к необходимым услугам и полноценное участие в общественной жизни.

Интеграция самозанятых в систему социального страхования

Развитие самозанятости и платформенной экономики ставит новые задачи перед системой социального страхования. Интеграция самозанятых в эту систему является одним из ключевых направлений модернизации, призванным обеспечить социальные гарантии для этой растущей категории граждан.

1. Изменения в учете доходов самозанятых для единого пособия:

  • С 1 декабря 2023 года были внесены важные изменения в правила получения единого пособия, касающиеся учета заработка самозанятых родителей. Теперь единое пособие назначается самозанятым родителям только при условии, что их доход от самозанятости за весь расчетный период (12 месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления) составляет не менее двух МРОТ.
  • Если статус самозанятого был не все 12 месяцев расчетного периода, минимальный лимит рассчитывается пропорционально. Формула для расчета:

(2 × МРОТ ÷ 12) × количество месяцев регистрации в качестве самозанятого

  • Например, если самозанятость длилась 6 месяцев, минимальный доход должен быть не менее (2 × 22 440 руб. ÷ 12) × 6 = 22 440 рублей.
  • Это правило, однако, не применяется, если самозанятость является дополнительным источником дохода или существуют объективные причины отсутствия трудового заработка (например, уход за ребенком-инвалидом, обучение, длительное лечение).

2. Перспективы добровольного страхования самозанятых на случай больничных:

  • С 2026 года планируется запустить эксперимент, который позволит самозанятым добровольно застраховаться в СФР и оформлять оплачиваемые больничные. Эксперимент продлится до конца 2028 года.
  • Механизм будет следующим: самозанятые смогут уплачивать ежемесячные взносы в СФР.
  • Размер пособия: Предусмотрена возможность выбора размера ежемесячного пособия по временной нетрудоспособности: 35 000 или 50 000 рублей (в зависимости от страхового стажа).
  • Размер взносов: Ежемесячные взносы составят около 1 344 рублей для получения пособия в 35 000 рублей, и около 1 920 рублей для пособия в 50 000 рублей.
  • Право на пособие: Право на получение пособия возникнет после 6 месяцев непрерывной уплаты взносов.

Эти меры направлены на постепенное вовлечение самозанятых в систему социального страхования, предоставляя им базовые социальные гарантии и тем самым снижая риски социальной незащищенности в условиях нестабильных трудовых отношений.

Цифровизация и совершенствование механизмов управления финансовыми ресурсами СФР

Цифровая трансформация является одним из ключевых направлений развития Социального фонда России, призванным повысить эффективность управления финансовыми ресурсами, упростить взаимодействие с гражданами и работодателями, а также обеспечить прозрачность и оперативность предоставления социальных услуг.

1. Проактивное назначение выплат и электронные сервисы:

  • СФР продолжает развивать систему проактивного назначения выплат, при которой гражданам не требуется подавать заявления для получения ряда мер поддержки. Это становится возможным благодаря автоматизированному обмену данными между ведомствами.
  • В перспективе граждане смогут получать еще больше услуг полностью онлайн, а также меры поддержки без личного обращения в фонд, что значительно экономит время и силы.

2. Запуск Единой централизованной цифровой платформы в социальной сфере (ЕЦП/ГИС ЕЦП):

  • В 2025 году ожидается значительный рост цифровизации в сфере страхования, центральным элементом которого является запуск Федеральной государственной информационной системы «Единая централизованная цифровая платформа в социальной сфере» (ЕЦП/ГИС ЕЦП).
  • Эта платформа призвана автоматизировать процессы предоставления социальных услуг и проведения медико-социальной экспертизы, создавая единое цифровое пространство для всех участников социальной сферы.

3. Переход на ГИС ЕЦП для отчетности ЕФС-1 и использование машиночитаемых доверенностей (МЧД):

  • С 1 июля 2025 года сдача формы отчетности ЕФС-1 переводится на ГИС ЕЦП. Это означает, что работодатели будут взаимодействовать с СФР через новую цифровую платформу.
  • Для подписания отчетов представителями (не руководителем) станет обязательным использование машиночитаемых доверенностей (МЧД). Это требование повышает безопасность и юридическую значимость электронного документооборота, обеспечивая прозрачность полномочий лиц, подписывающих отчетность.

4. Использование Единой платформы для информации о маткапитале:

  • С 2 августа 2025 года информация о материнском капитале будет доступна из Единой платформы в социальной сфере, что заменит прежний федеральный регистр. Это интегрирует данные о различных мерах социальной поддержки в единую систему.

5. Расширение социального электронного документооборота (СЭДО):

  • СФР активно развивает СЭДО, что позволяет автоматизировать обмен информацией между фондом, работодателями и медицинскими организациями (например, по электронным листкам нетрудоспособности).

    Это значительно ускоряет процессы назначения и выплаты пособий.

Цифровизация СФР – это не просто технологический тренд, но стратегическое направление, призванное сделать систему социальной защиты более оперативной, прозрачной, удобной и эффективной для каждого гражданина.

Влияние налоговой политики на формирование финансовых ресурсов СФР

Изменения в налоговой политике государства оказывают прямое и косвенное влияние на формирование финансовых ресурсов Социального фонда России. Хотя страховые взносы являются основным источником доходов СФР, налоговые поступления в федеральный бюджет, из которого затем осуществляются межбюджетные трансферты в фонд, играют существенную роль в обеспечении его стабильности.

1. Прогрессивная шкала НДФЛ:

  • С 1 января 2025 года в России введена прогрессивная пятиступенчатая шкала НДФЛ (налога на доходы физических лиц).

    Ставки варьируются от 13% до 22% в зависимости от величины годового дохода.

    • Доходы до 2,4 млн рублей в год: 13%
    • От 2,4 млн до 5 млн рублей: 15%
    • От 5 млн до 20 млн рублей: 18%
    • От 20 млн до 50 млн рублей: 20%
    • Свыше 50 млн рублей: 22%
  • Потенциальное влияние на СФР: Увеличение ставок НДФЛ для высокодоходных групп населения приведет к росту поступлений в федеральный бюджет. Часть этих дополнительных доходов может быть направлена на покрытие дефицита бюджета СФР через межбюджетные трансферты, тем самым укрепляя его финансовую базу.

2. Увеличение стандартных налоговых вычетов на детей:

  • С 1 января 2025 года увеличены стандартные налоговые вычеты на детей. Это означает, что налогооблагаемая база по НДФЛ для родителей с детьми будет снижена.
  • Потенциальное влияние на СФР: Хотя это приведет к некоторому снижению поступлений НДФЛ в бюджет, данная мера направлена на поддержку семей. Косвенно это может способствовать увеличению рождаемости и улучшению демографической ситуации, что в долгосрочной перспективе положительно скажется на пенсионной системе.

3. Повышение ставки налога на прибыль организаций:

  • С 1 января 2025 года ставка налога на прибыль организаций повышена с 20% до 25%.
  • Потенциальное влияние на СФР: Это изменение приведет к значительному увеличению доходов федерального бюджета. Как и в случае с прогрессивным НДФЛ, часть этих дополнительных поступлений может быть использована для финансирования социальных программ и поддержки бюджета СФР, особенно в периоды дефицита.

4. Влияние на страховые взносы:
Прямого влияния на ставки страховых взносов, которые формируют основную часть доходов СФР, эти изменения в НДФЛ и налоге на прибыль не имеют. Однако косвенно они могут влиять на экономическую активность, уровень заработных плат и, как следствие, на базу для исчисления страховых взносов.

В целом, изменения в налоговой политике 2025 года, направленные на повышение доходов федерального бюджета, создают дополнительные возможности для финансовой поддержки СФР, что критически важно для обеспечения стабильности и выполнения социальных обязательств государства.

Краткий сравнительный анализ российского опыта с международными практиками социального страхования

Сравнительный анализ российского опыта функционирования Социального фонда России с международными практиками социального страхования позволяет выявить как сильные стороны отечественной системы, так и потенциальные направления для ее совершенствования. Различные страны применяют уникальные подходы к организации социальной защиты, но общие тенденции и уроки могут быть полезны. И что из этого следует? Такой анализ позволяет России не только учиться на чужих ошибках, но и адаптировать успешные мировые практики, что способствует повышению эффективности и устойчивости национальной системы социального страхования.

1. Основные модели социального страхования в мире:

  • Бисмарковская модель (континентальная Европа): Характеризуется финансированием за счет страховых взносов от работников и работодателей, жесткой связью между взносами и выплатами, профессиональными фондами. Фокус на сохранении социального статуса.
  • Бевериджская модель (Великобритания, Скандинавия): Преимущественно финансируется из общих налогов, выплаты основаны на принципе нуждаемости и всеобщности, не привязаны к взносам. Фокус на предотвращении бедности.
  • Смешанные модели: Большинство современных систем сочетают элементы обеих моделей.

2. Российский подход и его особенности:
Российская система социального страхования, представленная СФР, является смешанной моделью с преобладанием бисмарковских черт, особенно в части пенсионного и обязательного социального страхования.

  • Финансирование: Основу составляют страховые взносы от работодателей. Однако значительная роль федерального бюджета (межбюджетные трансферты) для покрытия дефицитов и финансирования социальных выплат придает системе элементы Бевериджской модели.
  • Универсализация: Объединение ПФР и ФСС в СФР является уникальным шагом к универсализации и созданию «единого окна» для социальных услуг. Подобные процессы централизации наблюдались в ряде европейских стран (например, Германия, Франция) для оптимизации администрирования.
  • Цифровизация: Активное внедрение цифровых платформ (ГИС ЕЦП, СЭДО) и проактивное назначение выплат соответствует мировым трендам. Многие развитые страны (Эстония, Сингапур) уже успешно используют такие системы для повышения эффективности.
  • Проблемы самозанятости: Интеграция самозанятых в систему социального страхования (через добровольные взносы на больничные, изменения в учете доходов для пособий) является актуальным вопросом для многих стран. Некоторые страны (например, Франция, Италия) давно имеют специальные режимы для индивидуальных предпринимателей и фрилансеров, предлагая гибкие схемы участия.

3. Уроки и потенциальные направления адаптации для России:

  • Расширение охвата самозанятых: Международный опыт показывает, что добровольное страхование часто оказывается недостаточным для полноценного охвата. Возможно, потребуется поиск более стимулирующих или даже квазиобязательных механизмов для самозанятых, особенно в части пенсионного обеспечения.
  • Диверсификация источников финансирования: Некоторые страны экспериментируют с более широким использованием общих налогов для финансирования базовых социальных гарантий, снижая нагрузку на страховые взносы.
  • Дальнейшее развитие превентивных мер: Инвестиции в предупреждение травматизма и профзаболеваний (как это делается в России) — это экономически обоснованный подход, который успешно реализуется в странах с развитыми системами охраны труда (Германия, Финляндия).
  • Укрепление накопительного элемента: Несмотря на текущий мораторий, долгосрочное укрепление накопительной части (где она есть) через стимулирование добровольных накоплений и защиту инвестиций является важным элементом устойчивости в ряде стран (США, Австралия).
  • Прозрачность и эффективность управления: Сравнительный анализ показывает, что постоянное совершенствование корпоративного управления фондами, независимый аудит и прозрачность инвестиционной политики являются ключевыми для поддержания доверия граждан.

Российская система социального страхования находится на этапе активной трансформации. Адаптация лучших международных практик, с учетом национальных особенностей и экономического контекста, позволит СФР более эффективно выполнять свою миссию по обеспечению социальной защиты населения в долгосрочной перспективе.

Заключение

Социальный фонд России (СФР) в 2025 году выступает как динамично развивающийся институт, находящийся в эпицентре масштабных преобразований, направленных на повышение эффективности и доступности системы социальной защиты. Проведенный анализ механизмов формирования и использования финансовых ресурсов СФР, его правовых основ, а также проблем и перспектив развития, позволяет сделать ряд ключевых выводов.

Во-первых, фундаментом деятельности СФР является прочная нормативно-правовая база, заложенная Федеральным законом № 236-ФЗ от 14 июля 2022 года. Эта база определяет СФР как центральный государственный внебюджетный фонд, управляющий пенсионным и социальным страхованием, с функциями учредителя, осуществляемыми Правительством РФ, и бюджетом, интегрированным в бюджетную систему страны. Актуальные изменения 2025-2026 годов, такие как мониторинг ухода за инвалидами, возобновление индексации пенсий работающим пенсионерам, трансформация СФР в «единое окно» для пособия на погребение и переход на Единую платформу для маткапитала, демонстрируют стремление к большей адресности и цифровизации.

Во-вторых, реформа 2023 года по объединению ПФР и ФСС в единый СФР доказала свою эффективность в упрощении административных процедур, снижении бюрократии и создании единой информационной базы. Введение единой формы отчетности ЕФС-1 для работодателей значительно облегчило их взаимодействие с фондом.

В-третьих, формирование финансовых ресурсов СФР опирается главным образом на обязательные страховые взносы, поступления от которых составляют порядка 70% доходов. При этом государство активно использует дифференцированные тарифы для поддержки отдельных секторов экономики (МСП, IT-отрасль) и социальных групп. Динамика доходов СФР показывает устойчивый рост, с прогнозом в 16,623 трлн рублей на 2025 год. Отмеченный нетто-отток застрахованных из негосударственных пенсионных фондов в СФР свидетельствует об укреплении доверия к государственной системе.

В-четвертых, использование финансовых ресурсов СФР носит строго целевой характер, охватывая широкий спектр выплат и услуг: пенсии, пособия по временной нетрудоспособности и материнству, выплаты пострадавшим на производстве, реабилитационные программы и меры социальной защиты. Несмотря на прогнозируемый дефицит бюджета в 2025 году (369,52 млрд рублей), на 2026-2027 годы ожидается переход к профициту. Важнейшим аспектом социальной политики является индексация пенсий и пособий: страховые пенсии неработающих пенсионеров проиндексированы на 9,5% в 2025 году, возобновлена индексация для работающих пенсионеров, социальные пенсии вырастут на 14,75%, а для пенсионеров старше 80 лет и инвалидов I группы фиксированная часть выплат удвоится.

В-пятых, система социального страхования сталкивается с актуальными проблемами, такими как адаптация к платформенной экономике и новым формам занятости, а также необходимость дальнейшего повышения качества и доступности социальных услуг. В ответ на это государство реализует комплексные меры: развитие системы долговременного ухода, автоматическое назначение надбавок, инвестиции в переподготовку кадров в рамках нацпроекта «Кадры» и увеличение поддержки НКО. Интеграция самозанятых в систему через изменения в учете доходов для единого пособия и планируемый эксперимент по добровольному страхованию на случай больничных с 2026 года являются ключевыми шагами к созданию инклюзивной системы.

Наконец, перспективы развития обязательного социального страхования тесно связаны с дальнейшей цифровизацией. Запуск ГИС «Единая централизованная цифровая платформа в социальной сфере» и переход на неё для отчетности ЕФС-1, а также использование машиночитаемых доверенностей, значительно повысят эффективность и прозрачность взаимодействия. Изменения в налоговой политике 2025 года, включая прогрессивную шкалу НДФЛ и повышение налога на прибыль, создают дополнительные фискальные возможности для федерального бюджета, косвенно укрепляя финансовую базу СФР через межбюджетные трансферты.

Обобщая, можно заключить, что Социальный фонд России находится на пути к созданию более гибкой, эффективной и клиентоориентированной системы социальной защиты. Проведенные и планируемые реформы, активное внедрение цифровых технологий и адаптация к новым социально-экономическим реалиям подчеркивают значимость СФР как ключевого элемента стабильности и благополучия российского общества. Дальнейшее совершенствование системы социального страхования в РФ будет требовать постоянного мониторинга, анализа международного опыта и гибкого реагирования на изменяющиеся потребности граждан и вызовы времени.

Список использованной литературы

  1. Конституция Российской Федерации. Ростов н/Д: Феникс, 2005. 64 с.
  2. Бюджетный кодекс Российской Федерации. Особенности применения при формировании бюджетов на 2006-2008 гг. (по состоянию на 20 апреля 2006 г.).

    Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2006. 240 с. (Кодексы и законы России).

  3. Налоговый кодекс Российской Федерации (части первая и вторая): По состоянию на 20 февраля 2007 г. Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2007. 704 с. (Кодексы и законы России).
  4. Положение о Фонде социального страхования Российской Федерации от 12 февраля 1994 года №101.
  5. Федеральный закон от 16 июля 1999 года №165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования».
  6. Федеральный закон от 29 декабря 2004 года №202-ФЗ (ред. от 12.06.2006) «О бюджете фонда социального страхования Российской Федерации на 2005 год» (принят ГД РФ 17.12.2004 г.).
  7. Федеральный закон от 22 декабря 2005 года №173-ФЗ (с изм. от 19.12.2006) «О бюджете фонда социального страхования Российской Федерации на 2006 год» (принят ГД РФ 09.12.2005 г.).
  8. Федеральный закон от 19 декабря 2006 года №234-ФЗ (ред. от 23.11.2007) «О бюджете фонда социального страхования Российской Федерации на 2007 год» (принят ГД РФ 06.12.2006 г.).
  9. Федеральный закон от 21 июля 2007 года №183-ФЗ (ред. от 22.07.2008) «О бюджете фонда социального страхования Российской Федерации на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» (принят ГД РФ 06.07.2007 г.).
  10. Бюджетная система России: Учебник для вузов / Под ред. проф. Г.Б. Поляка. М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2000. 550 с.
  11. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / М.В. Романовский и др.; Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. 2-е изд., испр. и перераб. М.: Юрайт-М, 2001. 615 с.
  12. Годин А.М., Максимова Н.С., Подпорина И.В. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2003. 752 с.
  13. Нешитой А.С. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. 6-е изд., испр. и доп. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2007. 308 с.
  14. Финансы: Учебник для вузов / Л.А. Дробозина. М.: ЮНИТИ, 2002. 730 с.
  15. Финансы: Учебник / Под ред. В.В. Ковалева. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. 634 с.
  16. Финансы: Учебник для вузов / Под ред. проф. М.В. Романовского, проф. О.В. Врублевской, проф. Б.М. Сабанти. М.: Юрайт – М, 2001. 504 с.
  17. Финансы / В.М. Родионова, Ю.Я. Вавилов, Л.И. Гончаренко и др.; Под ред. В.М. Родионовой. М.: Финансы и статистика, 1993. 400 с.
  18. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов / Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. М.: Финансы, ЮНИТИ, 1999.
  19. Федеральный закон от 14.07.2022 N 236-ФЗ «О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).

    Документы системы ГАРАНТ. URL: https://base.garant.ru/405105318/ (дата обращения: 09.10.2025).

  20. Федеральный закон от 14 июля 2022 г. № 236-ФЗ «О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации». URL: https://sfr.gov.ru/docs/fz236-fz.pdf (дата обращения: 09.10.2025).
  21. Объединение ПФР и ФСС в единый Социальный фонд России. Regberry.ru. URL: https://regberry.ru/nalogi/strahovye-vznosy/obedinenie-pfr-i-fss-v-edinyy-sotsialnyy-fond-rossii/ (дата обращения: 09.10.2025).
  22. Объединение ПФР и ФСС — Социальный фонд России. URL: https://sfr.gov.ru/grazhdanam/social_fund/~8009 (дата обращения: 09.10.2025).
  23. Социальный фонд России: что нужно знать каждому. Т—Ж. URL: https://t-zh.ru/journal/2023/sfr-chto-eto-struktura-dohody-i-rashody/ (дата обращения: 09.10.2025).
  24. Объединение ФСС и ПФР в 2023 — что изменилось после слияния. Бухэксперт. URL: https://buh.ru/articles/89048/ (дата обращения: 09.10.2025).
  25. Социальный фонд России — объединение ПФР и ФСС. Госуслуги. URL: https://www.gosuslugi.ru/help/faq/sfr (дата обращения: 09.10.2025).
  26. Социальный фонд России — Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%A4%D0%BE%D0%BD%D0%B4_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8 (дата обращения: 09.10.2025).
  27. Федеральный закон от 14.07.2022 г. № 236-ФЗ. Президент России. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/48113 (дата обращения: 09.10.2025).
  28. РЕФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ФОНДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Текст научной статьи по специальности «Право». КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/reformirovanie-sotsialnyh-fondov-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 09.10.2025).
  29. Утвержден бюджет СФР на 2024 — 2026 годы. КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/legalinfo/fed/doc/kons.php?base=CJI&n=229272 (дата обращения: 09.10.2025).
  30. О Фонде. Социальный фонд России. URL: https://sfr.gov.ru/sfr_info/about/ (дата обращения: 09.10.2025).
  31. С 1 января 2023 года – новый этап в развитии Фонда. Социальный фонд России. URL: https://sfr.gov.ru/press_center/news/~2022/12/22/241838 (дата обращения: 09.10.2025).
  32. Страхование в России в 2025 году: ключевые изменения в социальных выплатах и налогообложении. Ингосстрах. URL: https://ingos.ru/blog/strahovanie-v-rossii-v-2025-godu-klyuchevye-izmeneniya-v-sotsialnyh-vyplatah-i-nalogooblozhenii (дата обращения: 09.10.2025).
  33. Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации. КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/legalinfo/fed/doc/kons.php?base=CJI&n=228494 (дата обращения: 09.10.2025).
  34. Страховые взносы с 2023 года — основные изменения. «Правовест Аудит». URL: https://pravovest-audit.ru/press-centr/blog/strakhovye-vznosy-s-2023-goda-osnovnye-izmeneniya/ (дата обращения: 09.10.2025).
  35. Постановления и распоряжения Правительства. Социальный фонд России. URL: https://sfr.gov.ru/sfr_info/legals/government/ (дата обращения: 09.10.2025).
  36. Эксперты предложили реформировать систему социального страхования. Ведомости. URL: https://www.vedomosti.ru/society/articles/2025/07/31/1057053-eksperti-predlozhili (дата обращения: 09.10.2025).
  37. Бюджет для граждан 2023-2025. Министерство финансов РФ. URL: https://minfin.gov.ru/common/upload/library/2022/12/main/Budget_for_citizens_2023-2025.pdf (дата обращения: 09.10.2025).
  38. Страховые взносы. ФНС России | 77 город Москва. URL: https://www.nalog.gov.ru/rn77/taxation/debt/insurance_payments/ (дата обращения: 09.10.2025).
  39. Статья 18. Расходование средств бюджета Фонда. Документы системы ГАРАНТ. URL: https://base.garant.ru/12102068/08799580-b21a-4d43-8f0a-42994f14545d/ (дата обращения: 09.10.2025).
  40. Этапы развития пенсионной системы РФ. URL: https://www.pfr.gov.ru/grazhdanam/pensions/history/ (дата обращения: 09.10.2025).
  41. Постановление Правительства Российской Федерации от 22.04.2024 г. № 522. URL: http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202404220040 (дата обращения: 09.10.2025).
  42. Социальная защита в России: Новые вызовы и перспективы 2025-2026 годов. Verity.education. URL: https://verity.education/blog/socialnaya-zashchita-v-rossii-novye-vyzovy-i-perspektivy-2025-2026-godov (дата обращения: 09.10.2025).
  43. Что изменится в России с 1 января 2023 года: повышение МРОТ и прожиточного минимума, введение обязательного ЕНП и единых страховых взносов, установление единого ежемесячного пособия на ребенка. Новости — ГАРАНТ. URL: https://www.garant.ru/news/1586522/ (дата обращения: 09.10.2025).
  44. Услуги Социального фонда России – 2025: что ждет россиян с нового года. Социальный фонд России. URL: https://sfr.gov.ru/press_center/news/~2024/12/26/268159 (дата обращения: 09.10.2025).
  45. Статья 18. Расходование средств бюджета Фонда. КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_421061/d2e1c9e830f30c90c79f9770e28f7422b404494a/ (дата обращения: 09.10.2025).
  46. Что такое СФР в России с 1 января 2024 года. Контур. URL: https://kontur.ru/articles/7310 (дата обращения: 09.10.2025).
  47. Статья 1. Основные характеристики бюджета Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов. КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_433066/7c4f1c97a76059d08316dfa9c72c2957b6f6331a/ (дата обращения: 09.10.2025).
  48. Что такое Социальный фонд России, бюджет которого формируют на ближайшие годы. Ura.news. URL: https://ura.news/news/1052794270 (дата обращения: 09.10.2025).
  49. Рынок страхования в России в 2025 году: тренды, прогнозы, перспективы. Пампаду. URL: https://pampadu.ru/blog/rynok-strahovaniya-v-rossii-v-2025-godu-trendy-prognozy-perspektivy/ (дата обращения: 09.10.2025).
  50. Страховые взносы и тарифы. Социальный фонд России. URL: https://sfr.gov.ru/employers/strahovanie_vznos/ (дата обращения: 09.10.2025).
  51. Расчет страховых взносов в государственные внебюджетные фонды. КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/8740d7c768c7e96e70a64d128d57d54b2d3bf9c6/ (дата обращения: 09.10.2025).
  52. Бюджеты Фонда. Социальный фонд России. URL: https://sfr.gov.ru/sfr_info/legals/budgets/ (дата обращения: 09.10.2025).
  53. Актуальные аспекты управления финансовыми ресурсами Фонда социального страхования РФ (на примере Ставропольского регионального отделения Фонда).

    КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-aspekty-upravleniya-finansovymi-resursami-fonda-sotsialnogo-strahovaniya-rf-na-primere-stavropolskogo-regionalnogo-otdeleniya-fonda (дата обращения: 09.10.2025).

  54. Содержание. Социальный фонд России. URL: https://sfr.gov.ru/sfr_info/about/management/ (дата обращения: 09.10.2025).
  55. Страховые взносы ИП в 2025-2026 году: размер, сроки, как платить. Контур.Эльба. URL: https://e-kontur.ru/enba/wiki/4699-strahovye-vznosy-ip-v-2025-2026-godu (дата обращения: 09.10.2025).
  56. Годовой отчет Социального фонда России за 2023 год. URL: https://sfr.gov.ru/files/sfr/docs/Godovoj_otchet_SFR_za_2023_god.pdf (дата обращения: 09.10.2025).
  57. Новое в российском законодательстве (ежедневно).

    Выпуск за 9 октября 2025 года. КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/legalinfo/fed/doc/kons.php?base=CJI&n=230678 (дата обращения: 09.10.2025).

  58. Правительство планирует, что самозанятые смогут получать пособие по больничному с 2026 года. КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/legalinfo/fed/doc/kons.php?base=CJI&n=230680 (дата обращения: 09.10.2025).
  59. I квартал 2024 года — ОБЗОР КЛЮЧЕВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИОННЫХ ФОНДОВ. Банк России. URL: https://cbr.ru/Collection/Collection/File/49197/review_npf_24Q1.pdf (дата обращения: 09.10.2025).
  60. Социальные выплаты и другие меры социальной поддержки граждан, предоставляемые СФР. Социальный фонд России. URL: https://sfr.gov.ru/grazhdanam/social_support/ (дата обращения: 09.10.2025).
  61. Социальное страхование. Социальный фонд России. URL: https://sfr.gov.ru/grazhdanam/social_insurance/ (дата обращения: 09.10.2025).
  62. Материнский капитал 2026: размеры на 1, 2, 3 ребенка, на что можно потратить. Ингосстрах. URL: https://money.ingostrakh.ru/materinskij-kapital-2026/ (дата обращения: 09.10.2025).
  63. www.russ.ru/politics.
  64. www.budgetrf.ru – сайт «Бюджетная система Российской Федерации».
  65. [Электронный ресурс] // URL: https://ddmfo.ru/kursovaya/istochniki-finansirovaniya-sotsialnogo-strahovaniya/.

Оставьте комментарий

Капча загружается...