Анализ динамики инфляции в Российской Федерации (2020–2025 гг.) и критическая оценка эффективности антиинфляционной политики в условиях структурных шоков

Курсовая работа

Введение: Актуальность, цели и задачи исследования

Период 2020–2025 годов вошел в новейшую экономическую историю Российской Федерации как время беспрецедентной макроэкономической волатильности, вызванной сначала глобальными пандемическими, а затем и масштабными геополитическими, а также структурными шоками. В этот период инфляционные процессы перестали быть сугубо монетарным явлением, превратившись в сложное сочетание шоков предложения (санкции, логистические разрывы, импортозамещение) и мощного, фискально стимулируемого шока совокупного спроса. Только через глубокое понимание этой многофакторной природы можно разработать адекватные регуляторные меры, которые будут эффективны в текущих условиях.

По итогам 2024 года годовая инфляция в России составила 9,52%, что более чем вдвое превышает целевой ориентир Центрального банка (ЦБ РФ) в 4,0%. Даже по состоянию на август 2025 года, несмотря на жесткую денежно-кредитную политику (ДКП), инфляция остается на высоком уровне в 8,14%.

Такая устойчивость ценового давления требует критического анализа эффективности текущей антиинфляционной политики.
Целью данного исследования является систематизация и глубокий анализ динамики инфляции в Российской Федерации в период 2020–2025 гг., а также критическая оценка действенности режима инфляционного таргетирования, включая трансмиссионный механизм ЦБ РФ, в условиях доминирования немонетарных и структурных факторов.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Раскрыть теоретические основы инфляционных процессов и трансмиссионного механизма ДКП.
  2. Провести эмпирический анализ динамики Индекса потребительских цен (ИПЦ) и инфляционных ожиданий.
  3. Выявить и количественно оценить ключевые структурные и немонетарные факторы, определяющие инфляцию после 2022 года.
  4. Критически оценить ослабление трансмиссионного механизма ЦБ РФ под влиянием фискальной политики (риск фискального доминирования и льготного кредитования).
  5. Разработать актуальные предложения по совершенствованию антиинфляционного регулирования на основе зарубежного опыта (страны БРИКС).

Теоретические основы антиинфляционной политики и инфляционные процессы

Экономическая теория выделяет несколько ключевых типов инфляции, каждый из которых требует своего набора регуляторных мер. В контексте российской экономики периода 2020–2025 гг. наиболее релевантны следующие: монетарная инфляция (связанная с избытком денежной массы относительно товарного предложения), инфляция спроса (возникающая, когда совокупный спрос превышает производственные возможности экономики), инфляция издержек (вызванная ростом затрат на производство, например, из-за удорожания сырья или логистики) и структурная инфляция (обусловленная институциональными, монопольными или технологическими дисбалансами).

8 стр., 3561 слов

Ценообразование и инфляция в современной российской экономике: ...

... политики. Динамика и факторы инфляции в РФ (2019–2025 гг.): монетарный и немонетарный аспекты Динамика инфляции в Российской Федерации за последние годы ... совокупного предложения влево и вверх. В текущей экономике РФ наблюдается сложное сочетание обоих типов инфляции, но ... условий. Год Годовая инфляция (ИПЦ, % на конец года) Комментарий 2019 3,0% Инфляция ниже цели ЦБ (4,0%), период относительной ...

Современный инфляционный процесс в РФ является мультифакторным, но после 2022 года решающую роль стали играть структурные шоки и инфляция спроса, что смещает фокус регуляторов с чисто монетарных на структурные меры.

Режим инфляционного таргетирования ЦБ РФ и его трансмиссионный механизм (ТМ)

Центральный банк Российской Федерации с 2014 года придерживается режима инфляционного таргетирования, в котором ценовая стабильность (заякоривание инфляции вблизи 4,0%) является приоритетной целью. Основным инструментом реализации этой политики выступает ключевая ставка.

Трансмиссионный механизм (ТМ) — это последовательность экономических связей, через которые изменение ключевой ставки ЦБ РФ влияет на конечную цель — уровень инфляции. В российской экономике выделяются следующие основные каналы ТМ:

  1. Процентный канал: Повышение ключевой ставки ведет к росту ставок по кредитам и депозитам. Это стимулирует сбережения, снижает потребление и инвестиции, что, в свою очередь, охлаждает совокупный спрос и замедляет инфляцию.
  2. Кредитный канал: Рост ставок ужесточает условия кредитования для банков, снижая их способность выдавать кредиты (ужесточение балансов), а также делает заемщиков менее кредитоспособными, сокращая общий объем кредита в экономике.
  3. Валютный канал: Повышение ставки делает рублевые активы более привлекательными, что укрепляет национальную валюту. Укрепление рубля снижает стоимость импорта (импортируемой инфляции), оказывая дезинфляционное давление.

Критически важно учитывать, что трансмиссия ДКП происходит с временным лагом. По оценкам ЦБ РФ, полное воздействие изменения ключевой ставки на динамику совокупного спроса и инфляцию проявляется в диапазоне от 3 до 6 кварталов. Это означает, что сегодняшние решения по ставке повлияют на инфляцию лишь через 9–18 месяцев, что усложняет реагирование на быстрые шоки, а регулятор вынужден действовать, опираясь не на текущие, а на прогнозные показатели.

Аналитическая модель «Кривая Филлипса» в российских реалиях

Классическая Кривая Филлипса постулирует обратную зависимость между уровнем инфляции и уровнем безработицы: чем ниже безработица (выше спрос на труд), тем выше инфляция. Эта модель помогает ЦБ РФ оценить степень перегрева рынка труда и его вклад в инфляцию спроса.

Анализ расхождения (Стагфляционный тренд):
В российской экономике после 2022 года наблюдается фундаментальное ослабление или даже разрыв классической связи, что подтверждается устойчивым сочетанием высокой инфляции и рекордно низкой безработицы. Этот феномен является проявлением стагфляционных тенденций, хотя и вызван он не застоем производства, а структурными ограничениями предложения и дефицитом кадров. Почему же низкая безработица не приводит к росту производства?

Показатель 2023 год 2024 год (Год к году) Август 2025 года Вывод (Тенденция)
Годовая инфляция (ИПЦ) 7,42% 9,52% 8,14% Высокая
Уровень безработицы 3,0% 2,4% (Июнь) 2,1% Рекордно низкая

В 2024 году инфляция достигла 9,52%, в то время как уровень безработицы снизился до исторического минимума — 2,4% (и далее до 2,1% в августе 2025 года).

Это сочетание высокой инфляции и практически полной занятости (превышение потенциального ВВП) указывает на то, что экономика работает на пределе своих производственных возможностей. Инфляция в данном случае вызвана не только «избытком денег», но и ограниченностью предложения, включая дефицит квалифицированных кадров, что подтверждает преобладание структурных факторов над классическими монетарными. И что из этого следует? Следует то, что повышение ключевой ставки, направленное на охлаждение спроса, будет менее эффективным до тех пор, пока не будут сняты ограничения по предложению.

Эмпирический анализ динамики инфляции в РФ в 2020–2025 гг.

Динамика ИПЦ и целевые ориентиры ЦБ РФ

Период 2020–2025 гг. характеризуется двумя резкими всплесками инфляции, оба из которых были вызваны внешними и внутренними шоками, а не плавными монетарными циклами.

В 2020 году, на фоне пандемии и мягкой ДКП, инфляция ускорилась до 4,9%. В 2021 году глобальный рост цен на сырье и восстановление спроса подтолкнули ее до 8,39%. Кульминацией стал 2022 год, когда геополитический конфликт и санкции привели к пиковому значению в 11,94%.

Несмотря на снижение до 7,42% в 2023 году, в 2024 году инфляция вновь ускорилась до 9,52%, что было обусловлено мощным фискальным импульсом и продолжающимися структурными ограничениями.

Целевые ориентиры и прогнозы ЦБ РФ:
Центральный банк на протяжении всего периода сохраняет приверженность цели в 4,0%. В 2025 году регулятор, осознавая силу инфляционного давления, был вынужден понизить прогноз по инфляции на 2025 год до 6–7% (по состоянию на июль 2025 г.), прогнозируя возвращение к целевому уровню лишь к 2026 году. По состоянию на август 2025 года, годовая инфляция составляла 8,14%, что подчеркивает сложность достижения даже скорректированного прогноза.

Динамика инфляционных ожиданий населения и бизнеса

Инфляционные ожидания (ИО) играют ключевую роль в режиме таргетирования, поскольку они напрямую влияют на ценообразование (бизнес) и потребительское поведение (население).

Если ожидания высоки, это становится самосбывающимся пророчеством: компании повышают цены, а население стремится потратить деньги сейчас, опасаясь обесценения в будущем (шок спроса).

Ожидания населения:
В сентябре 2025 года медианная оценка инфляционных ожиданий населения на годовом горизонте снизилась до 12,6%, что, хотя и является позитивным сигналом, все равно существенно превышает официальный целевой уровень. При этом наблюдаемая населением инфляция (субъективная оценка роста цен на товары личного потребления) остается драматически высокой — 16,1% в августе 2025 года.

Ожидания бизнеса:
Ценовые ожидания предприятий — участников мониторинга ЦБ РФ также остаются повышенными (около 19% в августе 2025 г.).

Это означает, что бизнес закладывает высокие темпы роста издержек и цен реализации в свои будущие бизнес-планы, что прямо транслируется в фактическую инфляцию.

Факторы расхождения:
Значительный разрыв между официальной (8,14%) и наблюдаемой (16,1%) инфляцией объясняется:

  1. Разницей в потребительской корзине: Население сильнее реагирует на рост цен на часто покупаемые товары (продукты питания, бензин, лекарства), которые могут расти быстрее, чем средний ИПЦ.
  2. Психологией восприятия: Граждане более чувствительны к росту цен, чем к их снижению (асимметрия восприятия).
  3. Влияние разовых факторов: Плановые индексации тарифов ЖКХ или разовый рост цен на определенные категории товаров закрепляют высокие ожидания.

Факторы, определяющие инфляцию после 2022 года: Структурные шоки и шок совокупного спроса

После 2022 года баланс инфляционных факторов сместился: если в 2020–2021 гг. преобладала глобальная инфляция издержек, то после начала структурной трансформации российской экономики доминирующими стали внутренние шоки предложения и мощный импульс совокупного спроса.

Шоки предложения: Влияние санкций, логистики и импортозамещения

Структурные шоки предложения связаны с удорожанием и усложнением производственных процессов. Каким важным нюансом здесь пренебрегают?

  1. Удорожание логистики: Изменение географии торговых связей, переориентация на Восток и необходимость выстраивания новых, часто более длинных и менее эффективных цепочек поставок (параллельный импорт) привели к резкому росту транспортных издержек.
    • Эмпирический факт: В период с мая 2023 года по май 2024 года средний рост тарифов на междугородние грузоперевозки по России составлял 15–40% в зависимости от направления.
  2. Санкционные «узкие места»: Ограничение доступа к критически важным импортным компонентам, технологиям и программному обеспечению привело к необходимости их локализации (импортозамещения).

    Замещение импорта часто сопровождается более высокими первоначальными затратами, меньшей эффективностью и, как следствие, ростом цен на конечную продукцию.

  3. Дефицит рабочей силы: Рекордно низкая безработица (2,1%) вынуждает компании повышать заработную плату, чтобы удержать и привлечь кадры. Рост издержек на оплату труда, не компенсированный ростом производительности, немедленно перекладывается в цены.

Экспансия совокупного спроса: Фискальный импульс и доходы

Второй ключевой фактор — это устойчивое и агрессивное расширение внутреннего совокупного спроса, которое происходит на фоне структурных ограничений предложения.

Рост доходов населения:
Увеличение социальных выплат, рост заработной платы в оборонном секторе и в условиях кадрового дефицита привели к значительному повышению покупательной способности населения, что стимулирует спрос.

  • Эмпирический факт: Реальные располагаемые доходы населения выросли на 5,8% в 2023 году и, по предварительной оценке, на 7,3% по итогам 2024 года. Этот рост, превышающий темпы роста потенциального ВВП, является мощным проинфляционным фактором.

Фискальный импульс:
Наиболее значительный вклад в рост спроса внесла расширительная (экспансионистская) бюджетно-налоговая политика, выражающаяся в высоких темпах роста государственных расходов.

  • Эмпирический факт: Расходы федерального бюджета в 2024 году выросли на 24,2% год к году (до 40,192 трлн руб.).

    Такой значительный приток бюджетных средств в экономику создает избыточную ликвидность и стимулирует спрос, противодействуя усилиям ЦБ РФ по его охлаждению.

Критический анализ эффективности денежно-кредитной политики и ее ограничений

Центральный банк Российской Федерации продемонстрировал готовность к решительным действиям, что выразилось в экстренном повышении ключевой ставки с 9,5% до 20% в феврале 2022 года и последующем цикле повышения с 7,5% до 16% годовых в 2023 году. Эти действия подтверждают сохранение операционной независимости регулятора.

Однако, несмотря на жесткость ДКП, инфляция остается выше целевого уровня. Основная причина — ослабление трансмиссионного механизма под влиянием немонетарных и фискальных факторов. Неужели одна лишь ключевая ставка способна обуздать столь разнородный инфляционный фон?

Ослабление трансмиссионного механизма через льготное кредитование (Критическая точка)

Критическим ограничением эффективности процентного и кредитного каналов ТМ стало широкое распространение государственных программ субсидирования кредитования, прежде всего льготной ипотеки.

Когда ЦБ РФ повышает ключевую ставку, он стремится сделать кредиты дорогими и ограничить спрос. Однако льготные программы полностью или частично выводят сегмент заемщиков из-под действия процентного канала, поскольку ставка для конечного потребителя остается субсидированной, а не рыночной.

Эмпирическое доказательство ослабления ТМ:
Доля льготной ипотеки в общем объеме выдач достигла критических значений. По данным на первое полугодие 2025 года, в отдельных крупных банках эта доля составляла до 84%.

Показатель Доля льготной ипотеки в общем объеме выдач Эффект на ДКП
Май 2024 г. 77,5% Ослабление ТМ
1-е полугодие 2025 г. До 84% Критическое ослабление ТМ

Такая высокая доля льготного кредитования означает, что большая часть рынка жилья (и связанного с ним спроса) становится нечувствительной к повышению ключевой ставки. Процентный канал перестает работать в том сегменте, который имеет наибольшее мультипликативное влияние на экономику (строительство, сопутствующие товары), снижая общую эффективность антиинфляционной политики.

Проблема координации: Риск фискального доминирования

Фискальное доминирование (ФД) возникает, когда монетарная политика вынуждена подчиняться бюджетным интересам (например, удерживать низкие ставки для удешевления обслуживания госдолга), даже ценой высокой инфляции.

В России прямого ФД (вынуждение ЦБ РФ к мягкой политике) не наблюдается, что подтверждается решительным повышением ставки. Однако существует проблема несогласованности (координации), когда экспансионистская фискальная политика (накачка спроса) «зашумляет» дезинфляционный эффект жесткой ДКП.

Количественная мера фискальной экспансии:
Ключевым показателем, отражающим силу фискального стимулирования, является ненефтегазовый дефицит федерального бюджета.

  • По предварительной оценке, ненефтегазовый дефицит федерального бюджета за 2024 год составил 7,3% от ВВП.

Этот высокий показатель свидетельствует о значительной фискальной экспансии, которая формирует избыточный совокупный спрос и ликвидность, вступая в прямое противоречие с политикой ЦБ РФ, направленной на его охлаждение. Без строгого соблюдения обновленного Бюджетного правила, которое ограничивает дискреционные расходы, достижение целевого уровня инфляции в 4% остается маловероятным.

Сравнительный анализ антиинфляционной политики и предложения по совершенствованию

Опыт стран БРИКС: Уроки для России

Сравнительный анализ антиинфляционных стратегий в странах БРИКС позволяет выявить национальные о��обенности и передовой опыт, применимый к российской специфике.

1. Бразилия (Урок своевременности):
Бразилия, как и Россия, столкнулась с высокими темпами инфляции (пик 9,65% в 2022 г.).

Центральный банк Бразилии, однако, начал цикл ужесточения ДКП значительно раньше, уже в марте 2021 года, когда инфляция только начинала ускоряться. Эта своевременная и решительная реакция позволила Бразилии оперативно вернуть инфляцию к целевому коридору (1,75–4,75%) уже в 2023 году.

  • Урок для РФ: Своевременность монетарных мер критически важна для заякоривания ожиданий. Длительный лаг в ТМ требует проактивного, а не реактивного ужесточения ДКП.

2. Индия (Урок заякоривания ожиданий):
Индия, несмотря на глобальные шоки, смогла удерживать инфляцию в допустимых границах 4 ± 2% в 2023–2024 годах. Это свидетельствует об относительно эффективном заякоривании инфляционных ожиданий и высоком доверии к Резервному банку Индии.

  • Урок для РФ: Необходимо повышать эффективность коммуникационной политики ЦБ РФ, особенно в части объяснения причин расхождения между наблюдаемой и официальной инфляцией, чтобы снизить субъективные ожидания населения (которые остаются на уровне 16,1%).

3. Китай (Уникальный дефляционный риск):
Китай представляет собой уникальный кейс среди БРИКС, поскольку он сталкивается не с инфляцией, а с устойчивыми дефляционными рисками на фоне замедления внутреннего спроса.

  • Эмпирический факт: Годовой рост индекса потребительских цен (CPI) по итогам 2024 года составил всего 0,2%, а в марте 2025 года фиксировалась годовая дефляция на уровне -0,10%.
  • Вывод: Китайский опыт напоминает о том, что структурные проблемы (переизбыток мощностей, низкий внутренний спрос) могут быть более мощными факторами, чем монетарные, и подчеркивает специфику российской экономики, где преобладают ограничения предложения и избыточный спрос.

Немонетарные и структурные предложения по снижению инфляции

Для устойчивого возвращения инфляции к целевому уровню 4,0% необходима не только жесткая ДКП, но и комплексный набор немонетарных мер, направленных на расширение предложения и повышение эффективности экономики:

  1. Усиление конкурентной политики: Необходимо более тесное сотрудничество ЦБ РФ, Правительства и Федеральной антимонопольной службы (ФАС) для устранения монопольных сговоров и ограничения роста цен в сегментах с низкой конкуренцией (особенно в логистике и базовых отраслях).
  2. Структурное расширение предложения:
    • Логистика: Стимулирование инвестиций в логистическую инфраструктуру (железные дороги, порты, склады) для снижения транспортных издержек, которые являются ключевым фактором инфляции издержек.
    • Импортозамещение: Переход от экстренного замещения к повышению качества и эффективности локализованного производства, чтобы снизить удельные издержки.
  3. Восстановление монетарного доминирования через фискальную дисциплину:
    • Строгое соблюдение Бюджетного правила: Необходимо минимизировать ненефтегазовый дефицит и строго контролировать темпы роста государственных расходов для снижения фискального импульса, который сейчас нейтрализует эффект повышения ключевой ставки.
    • Сворачивание льготного кредитования: Поэтапное сокращение и адресное, социально-ориентированное ограничение программ льготного кредитования (особенно ипотеки), чтобы восстановить проводимость процентного и кредитного каналов трансмиссионного механизма ЦБ РФ.

Заключение

Анализ динамики инфляции в Российской Федерации в период 2020–2025 гг. показывает, что экономика столкнулась с беспрецедентным вызовом, где инфляция обусловлена не только классическими монетарными факторами, но и доминированием структурных шоков предложения и устойчивым шоком спроса, стимулируемым экспансионистской фискальной политикой.

Ключевые выводы:

  1. Сохранение независимости ЦБ РФ: Центральный банк продемонстрировал решительность в использовании ключевой ставки (повышение до 20% в 2022 г. и цикл до 16% в 2023 г.), что указывает на отсутствие явного фискального доминирования.
  2. Ослабление Трансмиссионного Механизма (ТМ): Эффективность ДКП критически снижена из-за высокого уровня несогласованности с бюджетной политикой. Масштаб льготного кредитования (до 84% в ипотеке) делает значительную часть спроса нечувствительной к повышению ставки, а фискальный импульс (ненефтегазовый дефицит 7,3% ВВП в 2024 г.) постоянно подпитывает инфляцию спроса.
  3. Структурные ограничения: Сочетание высокой инфляции (8,14% в августе 2025 г.) и рекордно низкой безработицы (2,1%) подтверждает, что экономика работает на пределе своих возможностей, а инфляция носит стагфляционный характер, обусловленный дефицитом трудовых ресурсов и удорожанием логистики, что требует немедленного внимания к мерам по расширению предложения.

Для устойчивого возвращения к целевому уровню инфляции в 4,0% в 2026 году необходим переход от «борьбы» ЦБ РФ с Правительством к скоординированному политическому миксу. Это требует жесткой фискальной консолидации (соблюдение Бюджетного правила), сворачивания программ льготного кредитования и активных структурных мер, направленных на расширение предложения и снижение издержек (логистика, конкуренция).

Только при условии совместных действий монетарных и немонетарных властей возможно достижение ценовой стабильности в долгосрочной перспективе, следовательно, вопрос координации становится решающим для макроэкономической стабильности.

Список использованной литературы

  1. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: учебник. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство «Дело и Сервис», 2013. 448 с.
  2. Андрианов В. Инфляция и методы ее регулирования // Общество и экономика. 2006. № 4. С. 135–163.
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации.
  4. Дашкин Р. М. Особенности антиинфляционного регулирования в России // Экономика, управление, финансы: материалы III междунар. науч. конф. (г. Пермь, февраль 2014 г.).

    Пермь: Меркурий, 2014. С. 22–24.

  5. Деньги. Кредит. Банки: учебник для вузов / под ред. Е. Ф. Жукова. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. С. 103.
  6. Ишханов А.В., Линкевич Е.Ф. Инфляционные процессы в новой России // Финансы и кредит. 2013. № 4. С. 42–49.
  7. Кудров В. М. Мировая экономика: учебник. М.: Юстицинформ, 2012. 512 с.
  8. Маневич В. Монетарная динамическая модель Тобина и анализ российской экономики // Вопросы экономики. 2014. № 3. С. 70–94.
  9. Матвеева Т.Ю. Введение в макроэкономику: учеб. пособие. 3-е изд. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2015. 510 с.
  10. Моисеев С.Р. Инфляция: современный взгляд на вечную проблему: монография. М.: Маркет ДС, 2014. 228 с.
  11. Национальная экономика: учебник / под ред. П. В. Савченко. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Экономистъ, 2014. 610 с.
  12. Постановление Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 25.03.2002 № 23 «Об утверждении «Основных положений о порядке наблюдения за потребительскими ценами и тарифами на товары и платные услуги, оказанные населению, и определения индекса потребительских цен».
  13. Юровицкий В.М. Россия в мировой финансовой системе // Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет. 2015. № 11. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
  14. Официальный сайт Центрального банка России. URL: http://www.cbr.ru (дата обращения: 07.10.2025).
  15. Инфляция в России по годам: официальные данные с 1991 по 2025 от Росстата и ЦБ РФ // GoGov. URL: https://gogov.ru/articles/inflation (дата обращения: 07.10.2025).
  16. Инфляция в России: динамика с начала года и прогнозы на 2025 год // SberCIB. URL: https://sbercib.ru/analytics/prognozy/inflyatsiya-v-rossii (дата обращения: 07.10.2025).
  17. Антиинфляционная политика в России и меры, направленные на снижение волатильности инфляции // Cyberleninka. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/antiinflyatsionnaya-politika-v-rossii-i-mery-napravlennye-na-snizhenie-volatilnosti-inflyatsii/viewer (дата обращения: 07.10.2025).
  18. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2026 год и период 2027 и 2028 годов // Банк России. URL: https://cbr.ru/about_br/publ/ondkp/ondkp_2026-2028/ (дата обращения: 07.10.2025).
  19. Денежно-кредитные условия и трансмиссионный механизм денежно-кредитной политики. Август 2025 года // Банк России. URL: https://cbr.ru/about_br/publ/moneycond/ (дата обращения: 07.10.2025).
  20. Инфляционные ожидания и потребительские настроения // Банк России. URL: https://cbr.ru/hd_base/inf_exp/ (дата обращения: 07.10.2025).
  21. Инфляция и ключевая ставка Банка России // Банк России. URL: https://cbr.ru/hd_base/KeyRate/ (дата обращения: 07.10.2025).
  22. Об основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2025 год и период 2026 и 2027 годов: мнение экспертов Финансового университета // Cyberleninka. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ob-osnovnyh-napravleniyah-edinoy-gosudarstvennoy-denezhno-kreditnoy-politiki-na-2025-god-i-period-2026-i-2027-godov-mnenie-ekspertov (дата обращения: 07.10.2025).
  23. Разумных методов борьбы с инфляцией остается все меньше // Независимая газета. 2024. 24 сентября. URL: https://ng.ru/economics/2024-09-24/1_9083_methods.html (дата обращения: 07.10.2025).
  24. Люди или Росстат. Кому поверит ЦБ? // Финам. 2025. 21 августа. URL: https://www.finam.ru/publications/item/lyudi-ili-rosstat-komu-poverit-cb-20250821-1400/ (дата обращения: 07.10.2025).
  25. КРИВАЯ ФИЛЛИПСА В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ: МОДИФИКАЦИИ И ПРАКТИЧЕСКАЯ ПРИМЕНИМОСТЬ // Cyberleninka. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/krivaya-fillipsa-v-sovremennoy-ekonomike-modifikatsii-i-prakticheskaya-primenimost (дата обращения: 07.10.2025).
  26. БАНК РОССИИ В 2022 ГОДУ: ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, АНТИКРИЗИСНЫЕ МЕРЫ И СУЩЕСТВУЮЩИЕ РИСКИ // Cyberleninka. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/bank-rossii-v-2022-godu-osnovnye-tseli-i-rezultaty-deyatelnosti-antikrizisnye-mery-i-suschestvuyuschie-riski (дата обращения: 07.10.2025).
  27. Декомпозиция индекса потребительских цен на циклическую и ациклическую составляющие // Банк России. Рабочий документ. 2025. № 05. URL: https://cbr.ru/Content/Document/File/169018/wp_2025-05.pdf (дата обращения: 07.10.2025).
  28. Исследование взаимосвязи между уровнем инфляции и уровнем безработицы в России: построение кривой Филлипса // Вестник УрФУ. 2024. URL: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/137699/1/vesna_2024_0277.pdf (дата обращения: 07.10.2025).