Государственные страховые (социальные) фонды Российской Федерации: экономическая и правовая сущность, финансовая устойчивость и актуальные перспективы развития (2025 год)

Курсовая работа

Введение: Актуальность темы, цели и задачи

Система государственных внебюджетных фондов Российской Федерации является ключевым элементом финансовой архитектуры государства, отвечающим за гарантированное социальное обеспечение граждан. Их роль в обеспечении финансовой устойчивости социальной сферы — от пенсионного обеспечения и пособий по нетрудоспособности до финансирования обязательного медицинского страхования — невозможно переоценить. В современных условиях, характеризующихся демографическими вызовами и непрерывной адаптацией законодательства, понимание экономической и правовой сущности этих фондов приобретает особую актуальность. Стоит отметить, что именно эта финансовая устойчивость определяет качество жизни миллионов граждан, что и делает изучение данной темы критически важным.

Актуальность темы усиливается в связи с масштабной реформой, проведенной 1 января 2023 года, которая привела к созданию Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации (Социального Фонда России, СФР) путем слияния Пенсионного фонда (ПФР) и Фонда социального страхования (ФСС).

Эта реорганизация, а также принятие бюджетов СФР и ФОМС на 2025 год, требуют глубокого анализа их новой структуры, финансовых потоков и перспектив.

Цель данной работы — провести комплексный анализ правовой и экономической сущности государственных страховых фондов РФ (СФР и ФОМС), определить цели их создания, исследовать актуальные источники формирования и направления использования средств, а также оценить их финансовую устойчивость с учетом последних законодательных изменений, принятых на 2025 год.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Раскрыть правовой статус СФР и ФОМС и проанализировать их современную организационную структуру.
  2. Определить ключевые цели и функции фондов в системе социальной защиты.
  3. Провести детальный финансовый анализ доходов и расходов СФР и ФОМС на 2025 год на основе последних нормативных актов.
  4. Исследовать особенности управления и инвестирования временно свободных средств фондов.
  5. Оценить проблемы финансовой устойчивости (включая дефицитность бюджетов) и проанализировать перспективы развития, в том числе в контексте возобновления индексации пенсий работающим пенсионерам с 2025 года.

Структура работы построена на последовательном переходе от теоретико-правовых основ к практическому финансовому анализу и оценке перспектив, что соответствует академическим требованиям к курсовому исследованию.

8 стр., 3954 слов

Актуальное правовое регулирование досрочных страховых пенсий ...

... уступив место современному страховому подходу. Актуальность исследования определяется необходимостью деконструкции старых подходов и глубокого анализа действующей правовой базы, центральное место в которой ... должности без фактического подтверждения вредного воздействия производственной среды. Анализ финансово-правовых последствий: дополнительные тарифы страховых взносов Интеграция СОУТ в пенсионную ...

Теоретико-правовые основы и современная организационная структура системы социальных фондов РФ

Государственные внебюджетные фонды (ГВФ) занимают уникальное место в финансовой системе Российской Федерации, сочетая черты государственного бюджета и самостоятельного хозяйствующего субъекта. В отличие от средств федерального бюджета, средства ГВФ имеют строго целевое назначение и не подлежат изъятию. По своей правовой природе, они являются специализированными финансово-кредитными учреждениями, формируемыми за счет обязательных страховых взносов, что подчеркивает их страховой (солидарный) характер.

На текущий момент система государственных внебюджетных социальных фондов РФ представлена двумя ключевыми структурами:

  1. Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации (Социальный Фонд России, СФР).
  2. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС).

Правовая природа и эволюция: Слияние ПФР и ФСС в Социальный Фонд России (СФР)

Масштабная трансформация системы социального страхования, произошедшая в 2023 году, стала отражением стремления государства к унификации и централизации процессов. Социальный Фонд России (СФР) был создан 1 января 2023 года в результате реорганизации Пенсионного фонда РФ (ПФР) и одновременного присоединения к нему Фонда социального страхования (ФСС), что было закреплено Федеральным законом от 14.07.2022 № 236-ФЗ «О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации».

Правовой статус СФР определяется как государственный внебюджетный фонд, являющийся типом государственного учреждения, созданного при Правительстве Российской Федерации.

Это позволяет ему аккумулировать средства социального страхования, вести учет прав граждан, администрировать страховые взносы и осуществлять выплаты по всем ключевым видам обязательного социального обеспечения (пенсионное обеспечение, ОСС на случай временной нетрудоспособности, в связи с материнством, а также от несчастных случаев на производстве).

Второй важнейшей структурой является Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС). Его деятельность регулируется Федеральным законом от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации». ФОМС является самостоятельным государственным некоммерческим финансово-кредитным учреждением, которое реализует государственную политику в сфере ОМС. Структура системы ОМС двухуровневая: Федеральный фонд (ФФОМС) и территориальные фонды (ТФОМС), которые создаются органами исполнительной власти субъектов РФ.

Организационные особенности и управление фондами

Организационная структура государственных внебюджетных фондов призвана обеспечить эффективное управление огромными финансовыми потоками и строгий контроль за целевым использованием средств.

5 стр., 2260 слов

Социальный Фонд России (СФР) в 2025 году: Анализ Трансформации, ...

... Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации». Согласно этому закону, СФР определен как государственный внебюджетный фонд, созданный при Правительстве Российской ... в ПФР, ФСС и ФОМС. Эта мера существенно упростила ... социальные гарантии. Более того, именно эта унифицированная структура, являющаяся преемником двух мощнейших институтов, позволяет государству оптимизировать управление ...

Управление СФР. Управление Фондом осуществляется на основании коллегиальности и единоначалия. Ключевые органы управления СФР:

  1. Председатель Фонда. Осуществляет общее руководство и несет персональную ответственность за результаты деятельности СФР. В настоящее время эту должность занимает Чирков Сергей Александрович (назначен Распоряжением Правительства РФ от 14 декабря 2022 года № 3907-р).
  2. Правление Фонда. Коллегиальный орган, состоящий из 35 человек, который определяет приоритетные направления деятельности и утверждает основные положения бюджета.
  3. Наблюдательный совет. Высший орган управления, отвечающий за контроль исполнения бюджета, формирование резервов и оценку финансовой устойчивости.

Важной особенностью, определяющей финансовый суверенитет СФР, являются уникальные полномочия его Наблюдательного совета. Помимо стандартных контрольных функций, Наблюдательный совет наделен полномочиями по установлению и изменению тарифов страховых взносов в пределах, определенных федеральным законодательством, что является критически важным инструментом оперативного финансового регулирования. Иными словами, эта компетенция позволяет оперативно реагировать на внезапные финансовые вызовы, не дожидаясь длительных законодательных процедур.

Управление ФОМС. Управление ФОМС также строится на принципах коллегиальности. Центральный аппарат ФОМС отвечает за аккумулирование средств, контроль за их целевым использованием и предоставление субвенций территориальным фондам, которые, в свою очередь, заключают договоры с медицинскими организациями и страховыми медицинскими организациями.

Цели, функции и экономическая роль государственных социальных фондов

Государственные социальные фонды выполняют двойственную роль: с одной стороны, они являются финансовыми институтами, управляющими крупными активами; с другой стороны, они выступают ключевым инструментом реализации конституционного права граждан на социальное обеспечение. Но разве не является их истинной целью обеспечение социальной стабильности в условиях рыночной экономики?

Основные цели функционирования СФР (Социальное казначейство)

Основная цель создания СФР заключалась в консолидации и упрощении взаимодействия граждан с государством по вопросам социального обеспечения, что выразилось в концепции «социального казначейства».

СФР осуществляет все ключевые виды социального обеспечения:

  • Обязательное пенсионное страхование (ОПС).
  • Обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
  • Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве.

По состоянию на 2024 год, СФР администрирует и предоставляет 121 меру социальной защиты и поддержки гражданам. Крупнейшей по количеству получателей мерой поддержки является страховая пенсия, право на которую в 2025 году имеют более 39 млн человек.

Ключевые социальные выплаты, администрируемые СФР:

  • Страховые и государственные пенсии.
  • Пособия по временной нетрудоспособности.
  • Пособия, связанные с материнством и уходом за ребенком (в том числе единое пособие).
  • Выплаты материнского (семейного) капитала.
  • Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации.

Роль ФОМС в обеспечении прав граждан на медицинскую помощь

Задача ФОМС имеет строго целевую направленность: финансовое обеспечение установленных законодательством РФ прав граждан на бесплатную медицинскую помощь в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования (ОМС).

Экономическая роль ФОМС:

  1. Гарантия доступа: ФОМС обеспечивает финансовые гарантии получения гражданами медицинской помощи на всей территории Российской Федерации.
  2. Выравнивание условий: Через систему субвенций ФОМС добивается выравнивания финансовых условий деятельности территориальных фондов ОМС (ТФОМС), обеспечивая соразмерность объемов медицинской помощи в разных регионах.
  3. Контроль качества: ФОНС осуществляет финансовый контроль за деятельностью страховых медицинских организаций и медицинских учреждений, обеспечивая целевое использование средств и качество услуг.

Роль обоих фондов заключается в обеспечении финансовой устойчивости социальной сферы. Они консолидируют страховые взносы и межбюджетные трансферты, создавая необходимую «финансовую подушку» для гарантированного и бесперебойного финансирования социальных обязательств государства. Это означает, что без постоянной поддержки со стороны федерального бюджета, особенно в части нестраховых выплат, солидарная система не сможет функционировать в полном объеме.

Актуальный финансовый анализ: Источники формирования и направления использования средств в 2025 году

Анализ финансовой деятельности государственных страховых фондов должен базироваться на последних нормативных актах, регулирующих их бюджеты. Для 2025 года эти параметры закреплены в Федеральных законах, принятых 30 ноября 2024 года.

Источники формирования бюджетов СФР и ФОМС

Основным источником доходов обоих фондов являются обязательные страховые взносы. Взносы в СФР включают взносы на обязательное пенсионное страхование (ОПС) и обязательное социальное страхование (ОСС).

Взносы в ФОМС направляются на обязательное медицинское страхование (ОМС).

Общая структура доходов СФР:

  1. Обязательные страховые взносы (ОПС и ОСС).
  2. Пени и штрафы.
  3. Доходы от размещения временно свободных средств.
  4. Межбюджетные трансферты из федерального бюджета (играют критическую роль в покрытии дефицита и финансировании нестраховых выплат, таких как материнский капитал).

Общая структура доходов ФОМС:

  1. Страховые взносы на ОМС работающего населения.
  2. Страховые взносы на ОМС неработающего населения (уплачиваемые субъектами РФ).
  3. Межбюджетные трансферты из федерального бюджета.
  4. Доходы от размещения временно свободных средств.

Для ФОМС страховые взносы на ОМС являются доминирующим источником. Согласно прогнозу бюджета на 2025 год, объем страховых взносов на ОМС работающего и неработающего населения прогнозируется в сумме 3 740,92 млрд рублей, что составляет 86,2% от общего объема доходов фонда.

Ключевые направления расходования средств

Детальные плановые показатели доходов и расходов на 2025 год, утвержденные Федеральным законом от 30.11.2024 № 423-ФЗ (СФР) и № 422-ФЗ (ФОМС), представлены в Таблице 1.

Таблица 1. Сводные бюджетные показатели СФР и ФОМС на 2025 год (млрд рублей)

Показатель СФР (ФЗ № 423) ФОМС (ФЗ № 422)
Прогнозируемый общий объем доходов 16 623,9 4 339,30
Прогнозируемый общий объем расходов 16 993,4 4 475,92
Дефицит (-) / Профицит (+) -369,5 -136,62
Доля взносов в доходах ФОМС (прогноз) 86,2% (3 740,92)

Направления использования средств СФР (2025 г.):

Основная статья расходов СФР — пенсионное обеспечение.

  • Выплаты страховых пенсий: 10 904,0 млрд рублей.
  • Пособия по временной нетрудоспособности и в связи с материнством: 677,46 млрд рублей.
  • Материнский (семейный) капитал: 536,71 млрд рублей.

Таким образом, большая часть средств СФР (более 64%) направляется на исполнение долгосрочных обязательств по пенсионному обеспечению. Это демонстрирует, что фонд функционирует в первую очередь как гигантский пенсионный оператор.

Направления использования средств ФОМС (2025 г.):

Ключевое направление расходов ФОМС — финансовое обеспечение базовой программы ОМС через территориальные фонды.

  • Субвенции бюджетам территориальных фондов ОМС: размер субвенции на финансовое обеспечение базовой программы ОМС в 2025 году составит 3,64 трлн рублей, что превышает 80% всех расходов ФОМС.

Это подтверждает, что СФР является инструментом реализации солидарной системы страхования, а ФОМС — механизмом централизованного финансирования здравоохранения.

Особенности управления и инвестирования временно свободных средств фондов

Временно свободные средства государственных внебюджетных фондов являются важным резервом, который, при эффективном управлении, может стать дополнительным источником пополнения бюджетов. Управление этими средствами строго регламентировано законом и основано на принципах консервативности и минимизации рисков.

Принципы и объекты инвестирования средств СФР

Инвестирование временно свободных средств СФР (включая средства пенсионных накоплений, сформированных до 2014 года) осуществляется под строгим контролем и на трех ключевых принципах, обеспечивающих безопасность вложений:

  1. Возвратность. Гарантия сохранности вложенных средств.
  2. Прибыльность. Получение дохода от инвестиций.
  3. Ликвидность. Возможность быстрого превращения активов в денежные средства без существенных потерь.

Перечень разрешенных активов (объектов инвестирования) определяется Правительством Российской Федерации. СФР может инвестировать средства только в высоконадежные инструменты, такие как:

  • Государственные ценные бумаги Российской Федерации (ОФЗ).
  • Облигации государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ».
  • Банковские депозиты в крупных, устойчивых кредитных организациях.

Инвестирование средств пенсионных накоплений осуществляется СФР через договоры доверительного управления с управляющими компаниями, для которых устанавливаются критерии доходности. Это позволяет диверсифицировать риски и повышать эффективность управления долгосрочными активами.

Механизм размещения средств ФОМС

ФОМС также получает доходы от размещения временно свободных средств, однако механизм его инвестирования более консервативен, нежели у СФР.

Размещение временно свободных средств ФОМС осуществляется путем их передачи на банковские депозиты в кредитные организации. При этом Правительство РФ устанавливает жесткие критерии для выбора таких организаций, например:

  • Наличие генеральной лицензии Центрального банка РФ.
  • Наличие собственных средств (капитала) в размере не менее 5 млрд рублей.
  • Нахождение под прямым или косвенным контролем Российской Федерации.

Такой механизм размещения обеспечивает высокую ликвидность и практически полное отсутствие кредитного риска, что критически важно для фонда, обеспечивающего ежедневное финансирование здравоохранения. ФОМС, в отличие от СФР, не может позволить себе даже минимальный риск, поскольку его средства должны быть доступны немедленно для оплаты медицинских услуг.

Проблемы финансовой устойчивости и ключевые перспективы развития системы

Финансовая устойчивость государственных страховых фондов — это способность своевременно и в полном объеме выполнять принятые на себя социальные обязательства. В настоящее время система сталкивается с рядом серьезных вызовов.

Проблема дефицитности бюджетов и демографическая нагрузка

Как показано в Таблице 1, бюджеты как СФР (дефицит 369,5 млрд рублей), так и ФОМС (дефицит 136,62 млрд рублей) на 2025 год запланированы с дефицитом. Это свидетельствует о сохраняющейся зависимости фондов от межбюджетных трансфертов из федерального бюджета для покрытия разрыва между страховыми поступлениями и социальными обязательствами.

Основной проблемой финансовой устойчивости системы ОПС является демографическая нагрузка. Солидарная пенсионная система функционирует за счет перераспределения средств от работающих граждан (плательщиков взносов) к пенсионерам (получателям выплат).

В условиях современной демографии наблюдается:

  1. Сокращение численности трудоспособного населения.
  2. Увеличение числа пенсионеров и рост средней продолжительности жизни.

Снижение соотношения плательщиков взносов и получателей пенсии приводит к структурному дефициту, который может быть покрыт только за счет субсидий федерального бюджета. И что же из этого следует? Фактически, российская пенсионная система уже не является чисто страховой, а представляет собой смешанный механизм, где солидарность поддерживается прямым бюджетным дотированием.

Реформа 2025 года: Возобновление индексации пенсий работающим пенсионерам

Ключевым законодательным изменением, влияющим на финансовое планирование СФР в 2025 году, стало возобновление индексации страховых пенсий работающим пенсионерам. Это решение, закрепленное Федеральным законом от 08.07.2024 № 173-ФЗ, вступает в силу с 1 января 2025 года и имеет значительный социальный и финансовый резонанс.

Механизм индексации. Индексация будет происходить исходя из полной (гипотетической) суммы пенсии, которую гражданин получал бы, если бы не работал, а не от той, которую он получал без учета индексаций с 2016 года. Коэффициент индексации с 1 января 2025 года составит 7,3%. Эта мера потребует учета дополнительных расходов СФР, но направлена на повышение уровня жизни значительной части граждан.

Перспективы развития. Несмотря на дефицит, плановый период 2026–2027 годов демонстрирует стремление государства к стабилизации и профициту:

  • Для СФР профицит прогнозируется в 2026 и 2027 годах.
  • Для ФОМС дефицит должен снизиться до минимального уровня (0,79 млрд рублей) к 2027 году.

Долгосрочная финансовая устойчивость пенсионной системы требует не только оптимизации солидарной части, но и развития накопительной пенсии как элемента действующей системы государственного социального страхования, что позволит снизить демографическую нагрузку на текущий бюджет. Способны ли новые накопительные механизмы стать реальной опорой для будущих поколений пенсионеров?

Заключение

Государственные страховые (социальные) фонды Российской Федерации, представленные Социальным Фондом России (СФР) и Федеральным фондом обязательного медицинского страхования (ФОМС), являются фундаментальным элементом системы публичных финансов. Они обладают уникальным правовым статусом специализированных внебюджетных учреждений, что позволяет им аккумулировать обязательные страховые взносы и строго целевым образом расходовать их на выполнение социальных гарантий.

В результате недавней реорганизации (создание СФР в 2023 году), система приобрела черты «социального казначейства», централизующего управление всеми ключевыми видами социального обеспечения. Экономическая роль фондов заключается в обеспечении финансовой устойчивости социальной сферы, гарантируя гражданам права на пенсионное обеспечение, социальные выплаты и бесплатную медицинскую помощь.

Финансовый анализ, основанный на законах о бюджетах на 2025 год (ФЗ № 423 и № 422 от 30.11.2024), показал, что, несмотря на колоссальные объемы доходов (16,62 трлн руб. у СФР и 4,33 трлн руб. у ФОМС), оба фонда продолжают функционировать в условиях дефицита, что подчеркивает сохраняющуюся зависимость от межбюджетных трансфертов для покрытия социальных обязательств, не обеспеченных страховыми взносами. При этом ключевые направления использования средств полностью соответствуют целям государственной политики: финансирование пенсий (более 10,9 трлн руб. в СФР) и субвенции на базовую программу ОМС (3,64 трлн руб. в ФОМС).

Управление временно свободными средствами фондов осуществляется на принципах высокой надежности: СФР инвестирует в государственные ценные бумаги, а ФОМС размещает средства на банковских депозитах в крупнейших кредитных организациях.

Важнейшей перспективой развития системы в 2025 году является возобновление индексации пенсий работающим пенсионерам (ФЗ № 173 от 08.07.2024), что является мощным социальным шагом, но требует дополнительного финансового планирования. Долгосрочное решение проблемы финансовой устойчивости, обусловленной демографической нагрузкой, лежит в плоскости дальнейшего развития накопительных механизмов и обеспечения роста числа плательщиков страховых взносов.

Список использованной литературы

  1. Федеральный закон от 14.07.2022 N 236-ФЗ «О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».
  2. Федеральный закон от 30 ноября 2024 г. N 423-ФЗ «О бюджете Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов» [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».
  3. Федеральный закон от 30.11.2024 N 422-ФЗ «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов» [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  4. Устав Федерального фонда обязательного медицинского страхования : утв. Постановлением Правительства РФ от 29.07.1998 N 857 [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru (дата обращения: 08.10.2025).
  5. Госдума приняла закон об исполнении бюджета Социального фонда России за 2024 год [Электронный ресурс] // Социальный фонд России. URL: https://sfr.gov.ru (дата обращения: 08.10.2025).
  6. Утвержден бюджет Социального фонда на 2025–2027 годы [Электронный ресурс] // Kprim.ru. URL: https://kprim.ru (дата обращения: 08.10.2025).
  7. СФР (Социальный фонд России): что такое и как работает [Электронный ресурс] // Skillbox. URL: https://skillbox.ru (дата обращения: 08.10.2025).
  8. Социальный фонд России: история, структура и функции [Электронный ресурс] // Mail.ru. URL: https://mail.ru (дата обращения: 08.10.2025).
  9. Что такое СФР в России с 1 января 2024 года [Электронный ресурс] // Контур. URL: https://kontur.ru (дата обращения: 08.10.2025).
  10. Фонд обязательного медицинского страхования [Электронный ресурс] // Banki.ru. URL: https://banki.ru (дата обращения: 08.10.2025).
  11. Основные сведения об инвестировании средств пенсионных накоплений [Электронный ресурс] // Социальный фонд России. URL: https://sfr.gov.ru (дата обращения: 08.10.2025).
  12. Влияние макроэкономических и демографических факторов на финансовую устойчивость пенсионной системы России [Электронный ресурс] // Cyberleninka. URL: https://cyberleninka.ru (дата обращения: 08.10.2025).
  13. Финансовая устойчивость пенсионного фонда РФ в долгосрочной перспективе [Электронный ресурс] // E-koncept.ru. URL: https://e-koncept.ru (дата обращения: 08.10.2025).
  14. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕФОРМАЦИИ ФОНДА ПЕНСИОННОГО И СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ [Электронный ресурс] // Vaael.ru. URL: https://vaael.ru (дата обращения: 08.10.2025).