Введение
В условиях беспрецедентного санкционного давления, трансформации логистических цепочек и острой потребности в технологическом суверенитете, инвестиционное кредитование предприятий коммерческими банками Российской Федерации приобретает статус одного из ключевых факторов экономического роста. Период 2023–2025 годов ознаменован уникальным макроэкономическим ландшафтом, где сочетаются крайне жесткие денежно-кредитные условия, выражающиеся в рекордной ключевой ставке Центрального банка РФ, и активная, целенаправленная политика государственного стимулирования инвестиций.
Показательным является факт: Ключевая ставка Банка России в 2024 году достигала 21% годовых, что является максимальным значением за всю историю существования этого регуляторного инструмента. В теории, столь высокая стоимость фондирования должна была бы «заморозить» долгосрочные инвестиционные проекты. Однако, как показывает статистика, корпоративный кредитный портфель, напротив, демонстрировал ускоренный рост (увеличение на 17,9% в 2024 году), причем значительная часть этого прироста была направлена именно на инвестиционные цели.
Цель настоящей работы состоит в актуализации теоретического и практического анализа инвестиционного кредитования предприятий коммерческими банками РФ, фокусируясь на современных макроэкономических условиях 2023–2025 гг., а также на выявлении ключевых проблем и перспектив для формирования эффективного механизма финансирования.
Объект исследования — система инвестиционного кредитования, реализуемая коммерческими банками Российской Федерации.
Предмет исследования — экономические отношения, возникающие в процессе организации, реализации и регулирования инвестиционного кредитования в современных условиях.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач: проанализировать текущую динамику и структуру инвестиционного кредитования; оценить влияние макроэкономических факторов, таких как ключевая ставка и государственная поддержка; исследовать особенности развития проектного финансирования и рассмотреть влияние новых финансовых инструментов (ESG, ЦФА) и регуляторных требований на банковскую практику.
Теоретические основы и место инвестиционного кредитования в структуре экономики РФ
Инвестиционное кредитование представляет собой форму долгосрочного банковского кредита, предоставляемого юридическим лицам для финансирования капитальных вложений, направленных на расширение, модернизацию или создание новых производственных мощностей. Его ключевое отличие от оборотного кредитования заключается в длительном сроке погашения, целевом характере использования и высокой зависимости от генерируемых проектом денежных потоков. В структуре национальной экономики инвестиционный кредит выполняет роль финансового моста между сбережениями и инвестициями, обеспечивая материальную основу для реализации стратегических государственных задач, таких как достижение технологического суверенитета и поддержание устойчивого экономического роста.
Бухгалтерский учет и анализ кредитования физических лиц в коммерческом ...
... сегодня бухгалтерский учет в коммерческом банке обязан интегрировать принципы Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО 9) и функционировать в условиях жестких макропруденциальных лимитов (МПЛ), ... скоринг, «Цифровой профиль»). Нормативно-правовые и теоретические основы учета кредитования физических лиц Кредитование физических лиц является одной из наиболее динамичных и рискованных статей ...
Функции инвестиционного кредитования:
- Аккумулирующая: Концентрация свободных денежных средств для трансформации их в долгосрочные капиталы.
- Стимулирующая: Поощрение предприятий к техническому перевооружению и инновационной деятельности.
- Перераспределительная: Перемещение капитала из низкодоходных секторов в высокоприоритетные (в текущих условиях — импортозамещающие и инфраструктурные).
Современные подходы к оценке кредитного риска инвестиционных проектов
Процесс оценки кредитного риска инвестиционных проектов в условиях повышенной неопределенности (санкции, волатильность курса, высокие ставки) требует от коммерческих банков применения многомерных и стресс-тестированных методик. Если ранее доминировал анализ статических показателей (ликвидность, платежеспособность), то сегодня на первый план выходят динамические и факторные модели.
Основными современными подходами являются:
- Анализ чувствительности (Sensitivity Analysis): Определение того, как изменение ключевых переменных проекта (например, цена сырья, объем продаж, ставка дисконтирования) влияет на его чистую приведенную стоимость (NPV) и внутреннюю норму доходности (IRR).
В текущих условиях особое внимание уделяется сценариям, связанным с прекращением поставок критически важного импортного оборудования или резким повышением процентных ставок.
- Сценарное моделирование (Scenario Planning): Разработка нескольких макроэкономических сценариев (оптимистичный, базовый, пессимистичный) с учетом геополитических рисков. Для каждого сценария рассчитываются финансовые показатели проекта.
- Метод цепных подстановок (Факторный анализ): Этот классический метод остается актуальным для оценки влияния отдельных факторов на конечный результат. Он позволяет изолировать влияние, например, удорожания кредитных ресурсов на рентабельность проекта.
Пример применения метода цепных подстановок
Допустим, необходимо оценить, как изменение процентной ставки по кредиту ($i$) повлияло на годовые процентные расходы (ПР), при этом другие факторы (объем кредита $К$ и срок $Т$) остаются постоянными.
Формула процентных расходов:
ПР = К × i × Т
Исходные данные (База): $К_{0} = 100$ млн руб., $i_{0} = 10\%$, $Т_{0} = 1$ год.
Расчет: $ПР_{0} = 100 \times 0.10 \times 1 = 10$ млн руб.
Фактические данные (Отчетный период): $К_{1} = 100$ млн руб., $i_{1} = 21\%$, $Т_{1} = 1$ год.
Расчет: $ПР_{1} = 100 \times 0.21 \times 1 = 21$ млн руб.
Влияние изменения процентной ставки:
ΔПРi = (К1 × i1 × Т1) - (К1 × i0 × Т1)
ΔПРi = (100 × 0.21 × 1) - (100 × 0.10 × 1) = 21 - 10 = 11 млн руб.
Таким образом, рост ключевой ставки с 10% до 21% увеличил процентные расходы проекта на 11 млн рублей, что критически снижает его финансовую устойчивость, если только проект не субсидируется государством. Это прямое доказательство того, почему без государственной поддержки инвестиционное кредитование в РФ сегодня не может существовать.
Анализ динамики и макроэкономический контекст инвестиционного кредитования (2023–2025 гг.)
Период 2023–2025 гг. характеризуется сложным, парадоксальным развитием корпоративного кредитования. Основной макроэкономический вызов — это политика Банка России по борьбе с инфляцией через значительное повышение ключевой ставки, которая к концу 2024 года достигла пиковых значений.
Парадокс роста: Несмотря на то, что высокие ставки должны были охладить спрос, корпоративный кредитный портфель рос ускоренными темпами в 2024 году, увеличившись, по данным ЦБ РФ, на 17,9% (без учета валютной переоценки).
Этот рост был обусловлен не только потребностью в оборотном капитале, но и значительным вкладом инвестиционных операций. Более трети общего прироста корпоративного портфеля в октябре 2024 года пришлось на кредиты, выданные для финансирования инвестиционных проектов, включая крупные сделки в нефтехимическом и оборонно-промышленном комплексах. Как же возможно, что в условиях жесточайшей ДКП банки поддерживали высокий темп кредитования?
Банки поддерживали высокий темп кредитования за счет реализации крупных, стратегически важных проектов, которые часто сопровождаются государственными гарантиями или субсидированием. Это означает, что рынок кредитования разделился на две части: высокодорогой рыночный сегмент и активно субсидируемый государственный сегмент.
Динамика и отраслевая структура инвестиционного кредитования
Структура инвестиционного кредитования в 2024–2025 гг. четко отражает приоритеты национальной экономики и влияние государственных программ:
| Отрасль | Доля в задолженности по кредитам с ультранизкими ставками (МСП, % на 01.01.2025) | Доля в задолженности по кредитам с высокими ставками (27%+ годовых, % на 01.01.2025) | Драйвер роста |
|---|---|---|---|
| Строительство | 63,8% | Низкая | Проектное финансирование застройщиков (эскроу-счета) и господдержка. |
| Торговля | Низкая | 23,8% | Преимущественно краткосрочное оборотное кредитование, высокая потребность в ликвидности. |
| Производство | Средняя | Средняя | Импортозамещение, ГОЗ, льготные программы (КИП). |
Доминирование Строительства в сегменте МСП с ультранизкими ставками (менее 3% годовых) объясняется спецификой проектного финансирования жилищного строительства, где риски минимизируются через эскроу-счета, а ставки часто субсидируются.
Предприятия Торговли вынуждены привлекать дорогие ресурсы для пополнения оборотного капитала, что отражает их высокую чувствительность к рыночным ставкам и отсутствие доступа к большинству инвестиционных льготных программ.
Влияние ключевой ставки и инфляции на стоимость и спрос на инвестиционные ресурсы
Повышение ключевой ставки до 21% стало основным ограничивающим фактором для новых инвестиционных проектов, особенно для некрупного бизнеса, не имеющего доступа к льготным программам.
Экономическое воздействие:
- Удорожание фондирования: Рост ключевой ставки напрямую транслируется в процентные ставки по рыночным кредитам, делая долгосрочные инвестиции с горизонтом окупаемости более 5–7 лет нерентабельными или требующими нереалистично высокой нормы прибыли.
- Ужесточение требований: Банки увеличили требования к обеспечению (залоги, гарантии) и ужесточили ковенанты, чтобы компенсировать повышенный кредитный риск, связанный с высокой инфляцией и волатильностью.
- Снижение спроса: В 2025 году аналитики ЦБ РФ ожидают, что эффект высокой стоимости заимствований проявится в полной мере. Прогноз роста корпоративного кредитования был скорректирован до 9–12% (сужение диапазона с 8–13%), что свидетельствует о замедлении темпов роста кредитного портфеля по сравнению с 2024 годом. Снижение будет касаться в первую очередь не субсидируемых и не стратегических инвестиционных проектов.
Поддержку кредитованию в 2025 году будут оказывать крупные государственные инфраструктурные проекты, финансирование в рамках ГОЗ и, что критически важно, дальнейшая реализация программ льготного кредитования (КИП).
Механизмы государственной поддержки и развития проектного финансирования
В условиях, когда рыночная ставка превышает уровень рентабельности большинства производственных проектов, государственная поддержка выступает критическим компенсатором, обеспечивая доступность долгосрочного капитала. Именно через эти механизмы государство целенаправленно преодолевает негативный эффект высокой ключевой ставки, направляя капитал в стратегически важные отрасли.
Кластерная инвестиционная платформа (КИП) как ключевой инструмент льготного финансирования
КИП — это один из наиболее мощных современных инструментов, направленных на стимулирование производства приоритетной продукции в рамках импортозамещения и технологического развития.
Механизм КИП:
КИП предоставляет льготные кредиты на реализацию инвестиционных проектов, направленных на создание или модернизацию производственных мощностей.
- Формула ставки: Льготная ставка рассчитывается по формуле: 30% от ключевой ставки ЦБ + 3%.
- Пример: Если ключевая ставка ЦБ составляет 16% годовых, ставка по КИП будет: $(0.3 \times 16\%) + 3\% = 4.8\% + 3\% = 7.8\%$. Эта ставка делает долгосрочные инвестиции экономически оправданными.
- Лимиты и требования:
- Сумма кредита: от 2 млрд до 100 млрд рублей (от 1 млрд рублей для проектов в ДФО).
- Софинансирование: Кредит не должен превышать 80% от общей стоимости проекта, что требует от инициатора проекта обеспечить софинансирование не менее 20% из собственных или привлеченных средств.
КИП фактически обеспечивает точечное субсидирование процентной ставки, позволяя банкам выдавать кредиты по рыночным условиям, но с компенсацией до уровня льготной ставки, что минимизирует их кредитный риск в части процентных потерь.
Роль институтов развития и «Фабрики проектного финансирования» ВЭБ.РФ
ВЭБ.РФ (Государственная корпорация развития) играет ключевую роль в структурировании сложных и капиталоемких инвестиционных проектов, где риски для коммерческих банков слишком высоки.
Фабрика проектного финансирования (ФПФ):
ФПФ является одним из главных механизмов, направленных на снижение рисков для частных банков-кредиторов. ВЭБ.РФ берет на себя часть кредитных рисков и рисков, связанных с запуском проекта, выступая в роли организатора синдиката или сокредитора.
- В 2024 году объем механизма ФПФ был увеличен до 600 млрд рублей, что подчеркивает растущую потребность в государственном участии в крупных инфраструктурных и промышленных проектах.
- Общая стоимость 38 проектов, реализуемых через «Фабрику» к концу 2024 года, превысила 4 трлн рублей, демонстрируя мультипликативный эффект от вовлечения государственных институтов.
Такое партнерство позволяет коммерческим банкам участвовать в финансировании долгосрочных проектов с ограниченным регрессом на инициатора, что повышает их риск-аппетит в условиях жесткой ДКП.
Государственная поддержка высокотехнологичных МСП
Для стимулирования инновационного развития и формирования «инвестиционного лифта» для малых технологических компаний (МТК) были запущены специализированные программы, такие как «Взлет — от стартапа до IPO».
Кредитование МТК:
- Программа предоставляет льготные кредиты на инвестиционные цели и/или пополнение оборотных средств под крайне низкую ставку: 3% годовых.
- Максимальный размер кредита составляет 500 млн рублей на срок до 3 лет.
Поддержка выхода на фондовый рынок:
Помимо прямого кредитования, государство стимулирует МСП к привлечению капитала через фондовый рынок, компенсируя часть расходов на размещение ценных бумаг:
- При размещении акций (IPO) субсидия может достигать 15 млн рублей для обычных МСП и до 30 млн рублей для малых технологических компаний.
- Общий размер субсидии не может превышать 5% от объема привлеченного финансирования.
Эти меры направлены на диверсификацию источников инвестиций для инновационного бизнеса, снижая его зависимость от традиционного банковского кредитования.
Новые инструменты и регуляторные вызовы в инвестиционном финансировании
Современный финансовый рынок России активно осваивает новые инструменты, которые не только дополняют, но и начинают конкурировать с классическим инвестиционным кредитованием, а также сталкивается с планируемым ужесточением регуляторных требований. Наблюдается четкий тренд: банки ищут инструменты с пониженным риском или более высокой скоростью оборачиваемости капитала.
Развитие ESG-кредитования: структура и потенциал регуляторных стимулов
Финансирование устойчивого развития (ESG) является растущим трендом, несмотря на геополитические сложности. Объем портфеля ESG-кредитов в России вырос вдвое за год (июль 2023 – июль 2024 гг.), достигнув 5,5 трлн рублей.
Структура ESG-кредитования:
- Кредиты с ESG-ковенантами (49,6%): Заемщик получает льготу (снижение ставки) при достижении определенных показателей устойчивого развития (например, снижение выбросов, повышение энергоэффективности).
- «Зеленые» кредиты (41,5%): Целевое финансирование проектов, направленных исключительно на экологические цели (например, строительство очистных сооружений).
Высокий интерес к ESG-кредитованию наблюдался в строительной сфере (до 56% портфеля в некоторых крупных банках), а также в металлургии и АПК.
Потенциал регуляторных стимулов:
Рынок ожидает от Банка России введения пониженных риск-весов для инструментов устойчивого развития. 71% респондентов считают этот шаг основным стимулом для дальнейшего развития ESG-кредитования. Снижение риск-веса позволит банкам высвободить капитал, необходимый для роста кредитного портфеля, что сделает ESG-кредиты более привлекательными для банков, чем стандартные инвестиционные кредиты. Ожидается, что этот эффект проявится ближе к концу 2025 года.
Цифровые финансовые активы (ЦФА) как альтернатива банковскому кредитованию
Цифровые финансовые активы (ЦФА) — это новый, быстрорастущий источник привлечения капитала, который становится реальной альтернативой традиционным финансовым инструментам, особенно для краткосрочного и среднесрочного инвестиционного финансирования.
Сравнительный анализ ЦФА vs. Облигации:
| Параметр сравнения | Цифровые финансовые активы (ЦФА) | Корпоративные облигации |
|---|---|---|
| Скорость эмиссии | Высокая (1–3 дня) | Низкая (Несколько месяцев) |
| Регуляторная процедура | Простая (только решение о выпуске, без регистрации проспекта в ЦБ РФ) | Сложная (регистрация проспекта, требования ЦБ РФ) |
| Операционные расходы | Низкие (минимизация посредников) | Высокие |
| Минимальный объем эмиссии | От 10–20 млн рублей | От 100–150 млн рублей |
| Гибкость | Высокая, возможность точечного структурирования | Ограниченная |
Объем эмиссии ЦФА с начала 2024 года составил 47 млрд рублей, а совокупный объем рынка достиг 133 млрд рублей. Прогнозируется, что к концу 2025 года рынок ЦФА вырастет до 1 трлн рублей. Для компаний, которым необходимо быстро привлечь средства на инвестиционные цели или пополнение оборотного капитала, ЦФА предлагает скорость и низкий порог входа, которые недоступны в классическом банковском кредитовании. И что из этого следует? Этот рост рынка ЦФА не просто цифры, а явный сигнал о том, что бизнес активно ищет способы обхода дорогого традиционного банковского фондирования.
Планируемые изменения в пруденциальном регулировании проектного финансирования
Банк России, осознавая риски, связанные с долгосрочными неликвидными активами, планирует ужесточить пруденциальные требования к проектному финансированию, что существенно повлияет на стратегию коммерческих банков в 2025 году.
1. Повышение риск-веса для проектного финансирования:
ЦБ РФ планирует ввести повышенный риск-вес в 130% (вместо стандартных 100%) для кредитов, выданных на инвестиционной фазе проекта, которые не обеспечены гарантиями ВЭБ.РФ или государственными гарантиями.
- Последствия: Повышение риск-веса означает, что банку потребуется больше капитала для покрытия потенциальных потерь по данному кредиту. Это неизбежно снизит стимулы банков к самостоятельному, не субсидируемому проектному финансированию.
2. Ужесточение критериев «инвесткласса»:
В целях повышения риск-чувствительности регулирования ЦБ РФ пересматривает условия отнесения компаний к категории «инвесткласса», для которых применяется пониженный риск-вес 65%.
- Новое требование: Для получения пониженного риск-веса заемщику необходимо будет иметь кредитный рейтинг не ниже «A» от российских рейтинговых агентств. Ранее требования были менее жесткими.
Это ужесточение направлено на то, чтобы банки могли предоставлять льготные условия только самым надежным заемщикам, но одновременно оно может затруднить доступ к дешевому капиталу для средних, хотя и устойчивых, компаний, не имеющих высоких публичных рейтингов.
Проблемы и перспективы совершенствования механизма инвестиционного кредитования в РФ
Несмотря на активную государственную поддержку, механизм инвестиционного кредитования в России сталкивается с рядом системных проблем, которые требуют комплексного решения.
Ключевые нерешенные проблемы
- Высокая стоимость заимствований и ограниченный доступ к рынку: Ключевая ставка ЦБ РФ, находящаяся на высоком уровне, делает рыночные инвестиционные кредиты нерентабельными. Это приводит к чрезмерной зависимости от государственных субсидий, что искажает ценообразование и создает квазирыночные условия.
- Дисбаланс рисков в проектном финансировании: В условиях санкций и высокой неопределенности риски, связанные с удорожанием оборудования, срывом сроков строительства и логистическими проблемами, ложатся преимущественно на инициатора проекта и, частично, на коммерческие банки. Требуется дальнейшее перераспределение рисков с активным участием государства (через гарантии и институты развития).
- Регуляторная нагрузка и планируемое ужесточение: Планируемое повышение риск-весов до 130% для проектного финансирования, не входящего в государственные программы, может стать дополнительным барьером для долгосрочного кредитования, если не будет сопровождаться адекватными компенсационными механизмами.
- Низкая развитость альтернативных источников: Несмотря на рост рынка ЦФА, он пока не способен заменить массивы банковского кредитования. Фондовый рынок (через IPO и облигации) остается сложным и дорогим для большинства некрупных инвестиционных проектов.
Пути совершенствования механизма инвестиционного кредитования
Совершенствование механизма должно быть направлено на снижение стоимости ресурсов, диверсификацию источников и оптимизацию распределения рисков.
- Адресная субсидизация и компенсация ставок: Необходимо расширить практику использования КИП и других льготных программ, фокусируясь на критически важных отраслях, а также предусмотреть механизмы субсидирования ставок на посткризисный период (после снижения ключевой ставки), чтобы обеспечить плавный переход проектов к рыночным условиям.
- Развитие гибридного финансирования: Активное внедрение схем, сочетающих банковское проектное финансирование с выпуском ЦФА и «зеленых» облигаций. Например, банк может финансировать основной инвестиционный цикл, а краткосрочные потребности в оборотном капитале закрываются через выпуск ЦФА.
- Стимулирование ESG-финансирования через регуляторные льготы: Введение пониженных риск-весов для ESG-кредитов, как планируется ЦБ РФ, должно стать приоритетной мерой, поскольку это позволяет банкам наращивать портфель устойчивого развития без значительного увеличения капитальных затрат.
- Усиление института кредитных гарантий: Государственные гарантии (через Корпорацию МСП и ВЭБ.РФ) должны стать более доступными и гибкими для снижения требований банков к залоговому обеспечению по инвестиционным кредитам.
Заключение
Анализ инвестиционного кредитования коммерческими банками РФ в период 2023–2025 гг. демонстрирует уникальную картину, характеризующуюся парадоксом роста корпоративного кредитного портфеля, несмотря на беспрецедентно высокую ключевую ставку. Этот рост был обеспечен, с одной стороны, необходимостью финансирования стратегических государственных задач (импортозамещение, ГОЗ), а с другой — целенаправленным и детально структурированным государственным вмешательством.
Ключевыми выводами работы являются:
- Критическая зависимость от господдержки: В условиях 2024 года рыночное инвестиционное кредитование фактически невозможно без государственных компенсаторов. Инструменты, такие как Кластерная инвестиционная платформа (КИП) с ее льготной формулой ставки (0.3 $\times$ Ключевая ставка ЦБ + 3%), и усиление роли ВЭБ.РФ (ФПФ до 600 млрд руб.) стали основными драйверами долгосрочных инвестиций.
- Сдвиг в структуре финансирования: Наблюдается активное развитие новых инструментов, выступающих альтернативой классическому кредиту. Цифровые финансовые активы (ЦФА) предлагают высокую скорость и низкий порог входа, а ESG-кредитование (портфель 5,5 трлн руб.) демонстрирует потенциал, ожидая регуляторных стимулов (пониженных риск-весов).
- Неизбежность регуляторных вызовов в 2025 году: Планируемое ужесточение пруденциальных требований ЦБ РФ, включая повышение риск-веса до 130% для не субсидируемого проектного финансирования и ужесточение критериев «инвесткласса» (рейтинг не ниже «A»), создает новые барьеры для риск-аппетита банков.
Перспективы совершенствования механизма инвестиционного кредитования связаны с необходимостью дальнейшей диверсификации источников финансирования, интеграции новых инструментов (ЦФА, ESG-бонды) и создания предсказуемой регуляторной среды, которая позволит коммерческим банкам более активно участвовать в реализации долгосрочных инвестиционных проектов, обеспечивая переход российской экономики к инновационному типу развития.
Список использованной литературы
- Абрамова, М. А. Проблемы и перспективы развития банковской системы в условиях международного финансового центра // Финансы и кредит. 2010. № 38. С. 36–39.
- Банк России принял решение повысить ключевую ставку на 200 б.п., до 21,00% годовых. URL: https://cbr.ru/hd_base/keyrate/ (дата обращения: 08.10.2025).
- Банковское дело. Управление и технологии: Учебник для студентов вузов / Под ред. проф. А.М. Тавасиева. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. 671 с.
- Велиева, И., Доронкин, М., Самиев, П. В погоне за длинным рублем // Эксперт. 2010. № 39. С. 140, 142.
- Глинянов, В. С., Попов, Г. П. Проектное финансирование в сельском хозяйстве. Почему нет? // Деньги и кредит. 2012. № 6. С. 57–61.
- Государственная поддержка малого и среднего бизнеса в 2025 году. URL: https://abt.ru/blog/gosudarstvennaya-podderzhka-malogo-i-srednego-biznesa-v-2025-godu (дата обращения: 08.10.2025).
- Громковский, В., Прудников, А. Страшный сон банкира // Эксперт. 2009. № 17/18. С. 22, 24–25, 29–30.
- Деньги. Кредит. Банки / под ред. Жукова Е.Ф. 2011. 783 с.
- Дмитриев, И. В. Повышение эффективности инвестиционного кредитования предприятий реального сектора посредством внедрения основополагающих принципов немецкой модели корпоративного управления // Финансы и кредит. 2012. № 25. С. 68–75.
- Доля крупных банков в ESG-кредитовании опустилась ниже 50%. URL: https://raexpert.ru/releases/ESG-kreditovanie-opustilos-nizhe-50/ (дата обращения: 08.10.2025).
- Заемный капитал для компаний и проектов осенью 2024 года. URL: https://sherpagroup.ru/analytics/digest/zaemnyy-kapital-dlya-kompaniy-i-proektov-osenyu-2024-goda/ (дата обращения: 08.10.2025).
- Зеленые финансы перестали цвести. Рынок финансирования устойчивого развития ждет стимулов для прогресса. URL: https://oleoscope.com/banki/zelenye-finansy-perestali-tsvesti-rynok-finansirovaniya-ustoychivogo-razvitiya-zhdet-stimulov-dlya-progressa-2025-04-01/ (дата обращения: 08.10.2025).
- Инвестиции в ЦФА в 2024 году: рост в четыре раза. URL: https://www.tbank.ru/invest-glossary/cfa-rost-investitsij-v-2024/ (дата обращения: 08.10.2025).
- Князев П.П. СИСТЕМА ФАКТОРОВ ИНВЕСТИЦИОННОГО КРЕДИТОВАНИЯ // Фундаментальные исследования. 2011. № 12. С. 316–319.
- КОРОТКО О ГЛАВНОМ — Банк России (Итоги работы Банка России за 2024 год).
URL: https://cbr.ru/Content/Document/File/164749/itogi_2024.pdf (дата обращения: 08.10.2025).
- Кредит по льготной ставке для предприятий МСП и малых технологических компаний (МТК) в рамках государственной программы «Взлет — от стартапа до IPO». URL: https://gisp.gov.ru/measures/10206148/ (дата обращения: 08.10.2025).
- Кредитование МСБ в 2023–2024 годах: на правах драйвера рынка. URL: https://raexpert.ru/researches/banks/msb_2024/ (дата обращения: 08.10.2025).
- Курдюмова, Г. Ж. Специфика банковских рисков при кредитовании инвестиционных проектов // Финансы и кредит. № 29. С. 78–83.
- Льготная программа кредитования малых технологических компаний «Высокотех». URL: https://robokassa.com/blog/2025/04/25/gospodderzhka-msp-v-rossii-2025-kredity-subsidii-granty/ (дата обращения: 08.10.2025).
- Льготное кредитование инвестиционных проектов. URL: https://www.rosbank.ru/biznesu/finansirovanie/lgotnoe-kreditovanie/ (дата обращения: 08.10.2025).
- Неумывакин, П. И. О кредитно-инвестиционной политике банка // Деньги и кредит. 2009. № 1. С. 74.
- Никонова И.А. Проектный анализ и проектное финансирование. М.: Альпина Паблишер, 2012.
- ОБЗОР БАНКОВСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ II квартал 2024. URL: https://cbr.ru/Content/Document/File/163155/20240710_reg_review_2q.pdf (дата обращения: 08.10.2025).
- Отчет о развитии банковского сектора и банковского надзора [Электронный ресурс]. URL: http://www.cbr.ru (дата обращения: 08.10.2025).
- По итогам 2024 года — АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР РЫНКА КРЕДИТОВАНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА. URL: https://cbr.ru/Content/Document/File/163825/analytics_msb_2024.pdf (дата обращения: 08.10.2025).
- Поддержка малого и среднего бизнеса, льготы для МСП, кредитование. URL: https://cbr.ru/finmarket/dev/msb/ (дата обращения: 08.10.2025).
- Проблемы и перспективы реализации проектного финансирования в России в условиях нарастающих экономических санкций. URL: https://riorpub.com/problemy-i-perspektivy-realizatsii-proektnogo-finansirovaniya-v-rossii-v-usloviyah-narastayushhih-ekonomicheskih-sanktsiy/ (дата обращения: 08.10.2025).
- Ратнер, С. В., Нестеренко, Е. А. Развитие венчурного инвестирования в России: проблемы и перспективы // Финансы и кредит. 2012. № 18. С. 18–24.
- Российский рынок ESG-облигаций: зима будет долгой. URL: https://www.acra-ratings.ru/research/2793/ (дата обращения: 08.10.2025).
- Российский статистический ежегодник. М., 2011 г. URL: http://www.gks.ru/ (дата обращения: 08.10.2025).
- Сверидов О.Ю. Деньги, кредит, банки: Учебное пособие. Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/д: Издательский центр «МарТ», 2009. 480 с.
- Симаева К.И. Актуальные вопросы банковского кредитования реального сектора экономики [Электронный ресурс]. URL: http://sisupr.mrsu.ru (дата обращения: 08.10.2025).
- Тавасиев А.М., Бычков В.П., Москвин В.А. Банковское дело: Учеб. пособие / Под ред. А.М. Тавасиева. М.: Финансы и статистика, 2005. 304 с.
- Федотова, М. А., Никонова, И. А. Перспективы развития проектного финансирования в России // Финансы и кредит. 2012. № 28. С. 24–29.
- Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/ (дата обращения: 08.10.2025).
- Чистая выгода для России: преимущества ответственного финансирования. Доклад программы по экологизации рынков и инвестиций WWF. Москва-Франкфурт-на-Майне-Йоханнесбург, WWF, 2010.
- Что такое цифровые финансовые активы (ЦФА) и как с их помощью сберечь свои деньги от инфляции. URL: https://www.banki.ru/news/daytheme/?id=11005703 (дата обращения: 08.10.2025).
- ЦФА в 2025: что это, виды, примеры, закон, как инвестировать и выпускать цифровые активы. URL: https://journal.tinkoff.ru/tsfa/ (дата обращения: 08.10.2025).
- ЦИФРОВЫЕ ФИНАНСОВЫЕ АКТИВЫ — ЧТО ДАЛЬШЕ. URL: https://www.acra-ratings.ru/research/2607/ (дата обращения: 08.10.2025).
- Цифровые финансовые активы: обзор рынка в 2024 году. URL: https://sbercib.ru/news/tsifrovye-finansovye-aktivy-obzor-rynka-v-2024-godu (дата обращения: 08.10.2025).
- Яковенко, Д. Особо опасные резервы // Эксперт. 2012. № 25. С. 50–51.
- ESG компании и устойчивое развитие: тренды, стратегия, риски в Environment, Social, Governance в 2024 году. URL: https://sber.pro/columns/esg-kompanii-i-ustoychivoe-razvitie-trendy-strategiya-riski-v-environment-social-governance-v-2024-godu (дата обращения: 08.10.2025).
- 5,5 трлн на устойчивость: как российские банки развивают ESG. URL: https://raexpert.ru/researches/banks/esg_banks_2024/ (дата обращения: 08.10.2025).