Введение: Актуальность, цели и структура исследования
ПРИОРИТЕТ №1: РЕЛЕВАНТНЫЙ ФАКТ
На начало 2025 года средний размер страховой пенсии по старости в Российской Федерации, по прогнозным данным, должен достигнуть 24 059 рублей. Однако, несмотря на ежегодную индексацию, коэффициент замещения — отношение среднего размера пенсии к средней заработной плате — по итогам 2024 года достиг исторического минимума, составив около 23,5%. Этот показатель, критически низкий по сравнению с международным стандартом в 40%, наиболее ярко демонстрирует острую актуальность и двойственную природу российской пенсионной системы: с одной стороны, она строго регламентирована правом, а с другой — постоянно сталкивается с фундаментальными социально-экономическими вызовами.
Данное исследование посвящено всестороннему анализу правового регулирования и социально-экономических аспектов страховой пенсии по старости в Российской Федерации в условиях последних реформ 2020–2025 годов.
Целью исследования является комплексный анализ действующей нормативно-правовой базы, условий назначения и порядка расчета страховой пенсии по старости, а также выявление ключевых проблем реализации пенсионных прав граждан на современном этапе. И что из этого следует? Достижение этой цели позволит не только систематизировать текущее законодательство, но и предложить обоснованные меры для повышения эффективности пенсионного обеспечения и снижения социального неравенства среди пенсионеров.
Для достижения поставленной цели в работе последовательно решаются следующие задачи:
- Определение и систематизация актуальной нормативно-правовой базы, включая изменения 2025 года.
- Раскрытие содержания ключевых правовых категорий (ИПК, стаж, фиксированная выплата).
- Анализ методики расчета пенсии и финансовых параметров, действующих с 1 января 2025 года.
- Оценка роли Социального Фонда России (СФР) в административном регулировании, включая новые беззаявительные процедуры.
- Критический анализ социально-экономических индикаторов (средний размер пенсии, коэффициент замещения).
- Формулирование перспектив развития пенсионной системы с учетом планируемых изменений 2026 года.
Работа состоит из трех глав: теоретико-правового раздела, посвященного нормативной базе и понятиям; аналитического раздела, раскрывающего условия назначения и методику расчета; и проблемного раздела, анализирующего социально-экономические индикаторы и перспективы реформирования.
Пенсионная реформа 2018 года в Российской Федерации: Анализ социально-экономической ...
... цели — опережающую индексацию пенсий. Анализ показывает, что номинальный рост пенсий действительно превышал инфляцию в большинство лет ... 1,0 п.п. 40% Источник: Росстат, расчеты аналитиков. Фактические данные демонстрируют ... пенсий средства были полностью «съедены» опережающей индексацией и ростом других социальных обязательств, не приведя к структурной финансовой стабилизации системы. Социально ...
Глава 1. Теоретико-правовые основы страховой пенсии по старости в РФ
1.1. Нормативная база: Актуальное законодательство и иерархия источников
Правовое регулирование пенсионного обеспечения в России является многоуровневым и иерархичным. В его основе лежит конституционное право граждан на социальное обеспечение по возрасту, закрепленное в статье 39 Конституции Российской Федерации. Примечательно, что именно Конституция устанавливает фундаментальную гарантию, на которую опираются все нижестоящие акты.
Фундамент правового регулирования
Ключевым актом, определяющим сущность и механизмы функционирования обязательного пенсионного страхования и, в частности, страховых пенсий, выступает Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Этот документ, принятый в рамках реформы, заменившей трудовые пенсии страховыми, является центральным в системе. Критически важно, что его анализ должен проводиться в редакции, актуальной на 2024–2025 годы, поскольку закон ежегодно претерпевает изменения, связанные с индексацией, корректировкой условий назначения и внесением поправок по результатам судебной практики (например, решений Конституционного Суда РФ).
Вторым по значимости актом является Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». Если ФЗ-400 регламентирует назначение и расчет уже сформированных прав, то ФЗ-167 устанавливает правила формирования этих прав: порядок уплаты страховых взносов, их администрирование и принципы формирования бюджета Социального Фонда России (СФР).
Подзаконное регулирование
Правовую базу дополняют многочисленные подзаконные акты:
- Указы Президента РФ: Регламентируют стратегические вопросы пенсионного обеспечения и, в исключительных случаях, могут устанавливать особые переходные нормы или правила индексации.
- Постановления Правительства РФ: Определяют порядок реализации норм ФЗ, устанавливают ежегодные параметры (стоимость пенсионного коэффициента, размер фиксированной выплаты), утверждают правила подсчета страхового стажа и нестраховых периодов.
- Ведомственные акты СФР (бывшего ПФР): Разъясняют порядок применения законодательства, устанавливают формы отчетности и порядок взаимодействия с застрахованными лицами.
Таким образом, актуальная нормативная база представляет собой динамичную систему, в которой положения ФЗ-400 и ФЗ-167 определяют сущность правоотношений, а Постановления Правительства РФ ежегодно актуализируют финансовые и административные параметры.
Правовое регулирование пенсионного обеспечения в Республике Беларусь ...
... стажа работы с уплатой обязательных страховых взносов. Этот стаж в пенсионном законодательстве именуется страховым стажем. С 1 января 2025 года минимальный требуемый страховой стаж для назначения трудовой пенсии ... пенсионеров, условия назначения досрочных пенсий для отцов детей-инвалидов и упростил процедуру обращения за пенсией. Помимо вышеуказанных актов, пенсионное обеспечение также регулируется ...
1.2. Основные правовые категории: Страховая пенсия, стаж и ИПК
Понимание системы страховых пенсий невозможно без точного определения ключевых терминов, которые формируют каркас пенсионных прав.
Страховая пенсия по старости
Согласно статье 3 ФЗ-400, страховая пенсия определяется как ежемесячная денежная выплата, предназначенная для компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности. Страховая пенсия по старости является наиболее распространенным видом пенсии, назначаемой при одновременном соблюдении трех условий:
- Достижение установленного пенсионного возраста (в соответствии с переходными положениями).
- Наличие минимального страхового стажа.
- Наличие минимальной величины индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК).
Страховой стаж
Страховой стаж (статья 3 ФЗ-400) — это суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись или уплачивались страховые взносы в Социальный Фонд России (СФР), а также иных периодов, засчитываемых в стаж. В стаж включаются не только периоды трудовой деятельности, но и так называемые нестраховые периоды, которые имеют высокую социальную значимость. К ним относятся:
- Период прохождения военной службы по призыву.
- Период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет (но не более шести лет в общей сложности).
- Период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или лицом, достигшим возраста 80 лет.
Индивидуальный пенсионный коэффициент (ИПК)
Индивидуальный пенсионный коэффициент (ИПК), или пенсионный балл, является ключевым параметром, введенным реформой 2015 года. ИПК (статья 3 ФЗ-400) — это параметр в относительных единицах, отражающий пенсионные права застрахованного лица, сформированные с учетом начисленных страховых взносов, продолжительности стажа и периода, в течение которого лицо отказалось от получения пенсии (премиальные коэффициенты).
Механизм формирования ИПК
Годовой ИПК рассчитывается по формуле, которая учитывает сумму начисленных страховых взносов и предельный размер взносов, установленный для конкретного года. Для стимулирования граждан к официальному трудоустройству и полному декларированию доходов установлены максимальные пределы накопления:
- Максимальное количество ИПК, которое может быть начислено за один календарный год работы, составляет 10. Это достигается при условии, что годовая заработная плата не ниже предельной величины базы для начисления страховых взносов.
- За социально значимые нестраховые периоды, такие как уход за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом, гражданином старше 80 лет или срочная служба, ежегодно начисляется 1,8 ИПК.
Система ИПК призвана обеспечить прямую зависимость размера будущей пенсии от легального трудового вклада гражданина, однако, как будет показано далее, она также является источником серьезных социально-экономических проблем. Какой важный нюанс здесь упускается? В действительности, эта система лишь частично компенсирует утраченный заработок, поскольку максимальное количество баллов, которое можно накопить, ограничивает доход самых высокооплачиваемых специалистов, тем самым нивелируя их вклад в систему страхования.
Глава 2. Условия назначения и порядок расчета страховой пенсии по старости в 2025 году
2.1. Критерии назначения: Пенсионный возраст, стаж и ИПК
Для получения права на страховую пенсию по старости гражданин должен одновременно соответствовать трем основным критериям, которые ежегодно повышаются в рамках переходного периода пенсионной реформы (2019–2028 гг.).
Таблица 1. Минимальные требования для назначения страховой пенсии по старости
| Критерий | Требование в 2025 году | Требование с 2028 года и далее |
|---|---|---|
| Пенсионный возраст | Переходный период («пенсионная яма») | 65 лет (мужчины), 60 лет (женщины) |
| Минимальный страховой стаж | Не менее 15 лет | Не менее 15 лет |
| Минимальный ИПК (пенсионные баллы) | Не менее 30 | Не менее 30 |
Пенсионная «яма» 2025 года
В 2025 году на общих основаниях (по возрасту) никто не выходит на страховую пенсию по старости. Эта уникальная правовая и демографическая ситуация является прямым следствием переходного периода пенсионной реформы. Согласно графику повышения пенсионного возраста, в 2025 году право на пенсию должны были бы получить женщины, родившиеся во второй половине 1966 года (в 58 лет), и мужчины, родившиеся во второй половине 1961 года (в 63 года).
Однако в рамках постепенного увеличения возраста выход на пенсию для этих групп был отложен.
Правовая оценка: «Пенсионная яма» 2025 года, когда массовый выход по возрасту отсутствует, временно снижает нагрузку на бюджет СФР, но может порождать социальное напряжение и правовую неопределенность у граждан предпенсионного возраста. Следующий массовый выход на пенсию по общим основаниям запланирован только на 2026 год (женщины в 59 лет, мужчины в 64 года).
Досрочное назначение пенсии
Несмотря на повышение общих требований, законодательство сохраняет возможность досрочного выхода на пенсию. Одним из наиболее значимых критериев является длительный страховой стаж. Граждане могут выйти на пенсию на два года раньше общеустановленного возраста (но не ранее 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин) при наличии:
- Для мужчин — 42 лет страхового стажа.
- Для женщин — 37 лет страхового стажа.
Это положение стимулирует граждан к максимально долгой и непрерывной официальной трудовой деятельности, компенсируя им повышение пенсионного возраста. Однако, разве не является ли это требование (42 года стажа для мужчин) практически недостижимым для тех, кто начал трудовой путь поздно или имел длительные перерывы в стаже?
2.2. Формула расчета и финансовые параметры на 1 января 2025 года
Размер страховой пенсии по старости (СПст) рассчитывается исходя из индивидуального вклада застрахованного лица (ИПК) и двух ключевых финансовых параметров, ежегодно устанавливаемых Правительством РФ: стоимости одного пенсионного коэффициента (СПК) и фиксированной выплаты (ФВ).
Базовая формула расчета:
СПст = ИПК × СПК + ФВ
Где:
- ИПК — сумма всех индивидуальных пенсионных коэффициентов, накопленных гражданином за весь период трудовой деятельности.
- СПК — Стоимость одного пенсионного коэффициента на дату назначения пенсии (ежегодно индексируется).
- ФВ — Фиксированная выплата, гарантированный государством минимум, который добавляется к страховой пенсии (также ежегодно индексируется).
Актуальные финансовые параметры на 1 января 2025 года
Индексация страховых пенсий неработающим пенсионерам с 1 января 2025 года была проведена на 9,5%. Первоначальный плановый процент (около 7,3%) был увеличен для обеспечения выполнения законодательных требований по доведению размера пенсии до установленных законом значений.
Таблица 2. Основные параметры расчета СПст (2025 год)
| Параметр | Значение на 1 января 2025 года | Примечание |
|---|---|---|
| Стоимость одного ИПК (СПК) | 145,69 рубля | После индексации на 9,5%. |
| Фиксированная выплата (ФВ) | 8 907,70 рубля | После индексации на 9,5%. |
Пример расчета (модельная ситуация):
Допустим, гражданин Петров И.И. выходит на пенсию в 2025 году, накопив 160 ИПК. Размер его страховой пенсии по старости составит:
СПст = 160 × 145,69 руб. + 8 907,70 руб. = 23 310,40 руб. + 8 907,70 руб. = 32 218,10 рубля.
Этот пример демонстрирует, что именно накопленный ИПК является основным фактором, определяющим итоговый размер пенсии.
2.3. Роль Социального Фонда России (СФР) в административно-правовом регулировании
Административно-правовое регулирование пенсионного обеспечения с 1 января 2023 года осуществляется Социальным Фондом России (СФР), который был образован путем слияния Пенсионного фонда России (ПФР) и Фонда социального страхования (ФСС) (ФЗ от 14.07.2022 № 236-ФЗ).
Основные функции СФР:
- Назначение и выплата: Прием заявлений, расчет, назначение и ежемесячная выплата всех видов пенсий и пособий.
- Персонифицированный учет: Ведение индивидуальных лицевых счетов граждан, накопление и учет информации о страховом стаже и ИПК.
- Администрирование взносов: Сбор и контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
- Инвестирование накоплений: Управление средствами пенсионных накоплений (в случае накопительной пенсии).
Новое административное решение 2025 года
Ключевым изменением в административно-правовом статусе пенсионера и лиц, осуществляющих уход, стала трансформация компенсационных выплат. С 1 января 2025 года компенсационная выплата по уходу за 80-летними гражданами и инвалидами I группы (ранее выплачиваемая неработающему ухаживающему лицу) была трансформирована в дополнительное повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии самого гражданина, нуждающегося в уходе.
Механизм трансформации:
- Размер повышения составляет 1200 рублей в месяц (аналогично прежней компенсации).
- Назначение производится в беззаявительном порядке (автоматически) на основании сведений, имеющихся в СФР.
- Важно, что этот новый вид повышения ежегодно индексируется вместе с фиксированной выплатой и СПК.
Это изменение имеет серьезное административно-правовое значение, так как упрощает процесс получения поддержки и переносит финансовую ответственность за компенсацию на сам СФР, интегрируя ее в структуру пенсионного обеспечения.
Глава 3. Социально-экономические проблемы и перспективы реформирования пенсионной системы
3.1. Анализ ключевых социально-экономических индикаторов (2022-2025 гг.)
Анализ пенсионной системы требует не только изучения правовых норм, но и оценки ее эффективности через социально-экономические показатели, основанные на статистике СФР и Росстата.
Численность и охват
На конец 2024 года общая численность пенсионеров, состоящих на учете в СФР, составила 41,2 млн человек. При этом подавляющее большинство — 33,38 млн человек (81,3%) — являются получателями именно страховой пенсии по старости. С возобновлением индексации с 1 января 2025 года выплаты выросли у 7,8 миллиона работающих россиян-пенсионеров, что свидетельствует о сохранении значительной доли пожилого населения в трудовой деятельности.
Средний размер пенсии и динамика
Средний размер назначенных пенсий в целом по России на 1 января 2025 года составил 23 175,17 рубля. В отношении страховой пенсии по старости прогнозируется, что к концу 2025 года ее средний размер должен составить 24 059 рублей, а с учетом всех индексаций — порядка 24,9 тыс. рублей.
Таблица 3. Динамика среднего размера страховой пенсии по старости (руб.)
| Дата | Средний размер СПст |
|---|---|
| 1 октября 2024 г. | 22 573,8 рубля |
| 1 января 2025 г. (прогноз) | ~23 300 – 24 059 руб. |
| Конец 2025 г. (прогноз СФР) | ~24 900 руб. |
Критический анализ: Коэффициент замещения
Ключевым показателем эффективности пенсионной системы является коэффициент замещения — отношение среднего размера назначенной пенсии к средней начисленной заработной плате. Международная организация труда (МОТ) рекомендует странам стремиться к коэффициенту замещения не менее 40%. В России, по итогам 2024 года, этот коэффициент достиг критически низкого значения, составив около 23,5% (по оценкам экспертов).
Это означает, что средняя пенсия обеспечивает менее четверти среднего дохода, который гражданин получал в трудовой жизни. Низкий коэффициент замещения является наиболее острой социально-экономической проблемой, прямо влияющей на уровень жизни пенсионеров. И что из этого следует? Если государство не сможет преодолеть эту критическую проблему, социальное обеспечение граждан будет требовать все больших дополнительных государственных расходов, а финансовое положение пенсионеров будет неуклонно ухудшаться.
3.2. Основные правовые и экономические проблемы реализации пенсионных прав
Низкий коэффициент замещения и зависимость размера пенсии от накопленных ИПК порождают ряд системных проблем в реализации пенсионных прав.
Проблема «серых» зарплат и нехватки ИПК
Система ИПК жестко привязывает будущий размер пенсии к объему страховых взносов. Распространение «серых» схем оплаты труда, когда официальная часть зарплаты минимальна, приводит к катастрофическому недоначислению пенсионных баллов. Граждане с низким уровнем официальной заработной платы сталкиваются с трудностями в накоплении минимально необходимого ИПК (30 баллов), что может привести к отказу в назначении страховой пенсии по старости и необходимости выхода на социальную пенсию в более позднем возрасте и в меньшем размере.
Проблема нехватки баллов в финансовом выражении
Законодательство (ФЗ-400) предусматривает возможность добровольной уплаты взносов для «покупки» недостающего стажа или ИПК. Однако стоимость такой «покупки» для большинства граждан является неподъемной, что подчеркивает системный сбой. Например, для приобретения максимального количества ИПК, которое можно получить за один год (около 7,81 ИПК при добровольной уплате), гражданину в 2025 году потребуется уплатить около 473 932,8 рубля. Эта сумма является существенным барьером для граждан с низким доходом и демонстрирует, что система ИПК может выполнять не столько компенсационную, сколько ограничительную функцию.
Проблемы учета стажа и судебная практика
Значительная часть спорных ситуаций, доходящих до судебной практики, связана с подтверждением страхового стажа, особенно за периоды до 2002 года (до введения персонифицированного учета).
Расхождения в трудовых книжках, ошибки в архивных данных или технические сбои при расчете ИПК специалистами СФР требуют от граждан проактивной позиции и частых обращений в суд для оспаривания решений пенсионного органа.
Пример судебной практики: Конституционный Суд РФ неоднократно принимал решения, обязывающие СФР учитывать в стаже спорные периоды, если у гражданина отсутствует возможность получить подтверждающие документы по вине работодателя или органов власти.
3.3. Ключевые изменения и направления развития пенсионной системы (2025-2026 гг.)
Правительство РФ и СФР реализуют ряд мер, направленных на повышение справедливости системы и ее финансовой устойчивости. Самое существенное изменение 2025 года — возобновление ежегодной индексации страховых пенсий для работающих пенсионеров, приостановленное с 2016 года, что является важным шагом к восстановлению социальной справедливости и поощрению труда граждан предпенсионного и пенсионного возраста.
Возобновление индексации работающим пенсионерам (2025 год)
Механизм индексации:
- Индексация будет рассчитываться от суммы пенсии, которую пенсионер получал бы, если бы не работал (т.е. с учетом всех пропущенных индексаций за период работы).
- Однако прибавка фактически добавляется к той сумме, которую пенсионер получает.
- Возобновление индексации затрагивает более 7,8 млн человек и является важным шагом к восстановлению социальной справедливости и поощрению труда граждан предпенсионного и пенсионного возраста.
Планы по двукратной индексации с 2026 года
В целях повышения уровня пенсионного обеспечения планируется, что с 2026 года индексация страховых пенсий будет проводиться дважды в год:
- 1 февраля: По уровню фактической инфляции за предыдущий год.
- 1 апреля: С учетом роста доходов СФР.
Это должно обеспечить более оперативное реагирование на экономическую ситуацию и повышение реального содержания пенсий.
Стратегические цели и финансовая стабильность
Ключевой стратегической целью, закрепленной в Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации, является повышение коэффициента замещения до уровня не менее 40%.
Финансовая стабильность СФР остается зависимой от федерального бюджета. В 2024 году общий объем межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в бюджет СФР составил 5,479.7 трлн рублей. При этом бюджет СФР за 2024 год был исполнен с профицитом в объеме 554,9 млрд рублей (Доходы: 16,830.7 трлн руб., Расходы: 16,275.8 трлн руб.), что свидетельствует об определенной финансовой устойчивости системы, несмотря на значительную государственную поддержку. Для повышения устойчивости рассматриваются меры, направленные на расширение базы для начисления взносов (например, распространение страховой нагрузки на самозанятых) и развитие трехуровневой системы (обязательная, корпоративная и частная пенсии).
Заключение
Проведенное исследование подтверждает, что система страховой пенсии по старости в Российской Федерации на 2025 год представляет собой сложный правовой и экономический механизм, основанный на Федеральном законе № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и принципах индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК).
Основные выводы по работе:
- Нормативно-правовая база находится в динамическом состоянии. Актуальность исследования подтверждается значительными законодательными изменениями 2025 года, включая возобновление индексации работающим пенсионерам и трансформацию компенсационных выплат по уходу в автоматическое повышение фиксированной выплаты (1200 руб.), что свидетельствует о стремлении СФР к упрощению административных процедур.
- Условия назначения строго регламентированы и продолжают ужесточаться в рамках переходного периода: в 2025 году требуются не менее 15 лет стажа и 30 ИПК. Особенностью текущего года является правовая аномалия — «пенсионная яма», связанная с отсутствием массового выхода на пенсию по общим основаниям.
- Расчет пенсии остается зависимым от формулы
СПст = ИПК × СПК + ФВ. Благодаря индексации на 9,5%, финансовые параметры на 1 января 2025 года значительно выросли (СПК до 145,69 руб., ФВ до 8 907,70 руб.). - Ключевые социально-экономические проблемы не теряют своей остроты. Несмотря на рост среднего размера пенсии (прогнозно до 24,9 тыс. руб. к концу 2025 г.), критически низкий коэффициент замещения, достигший примерно 23,5%, подчеркивает невыполнение стратегической цели в 40%. Эта проблема усугубляется распространением «серых» зарплат, что ведет к недонакоплению ИПК, причем стоимость добровольной «покупки» баллов (около 473,9 тыс. руб. за максимальный годовой ИПК) остается недоступной для граждан с низкими доходами.
- Перспективы реформирования ориентированы на повышение финансовой устойчивости СФР и усиление социальной справедливости, что выражается в планах по двукратной индексации пенсий с 2026 года.
Для повышения эффективности реализации пенсионных прав и достижения заявленной стратегической цели в 40% необходимо реализовать следующие конкретные меры:
- Ужесточение контроля за неформальной занятостью: Усиление мер ответственности работодателей за использование «серых» схем оплаты труда, чтобы обеспечить полное начисление страховых взносов и, как следствие, увеличить ИПК граждан.
- Повышение прозрачности учета стажа: Дальнейшая цифровизация данных СФР для упрощения проверки гражданами своего лицевого счета и минимизации судебных споров по учету стажа за «дореформенные» периоды.
- Пересмотр стоимости ИПК: Введение льготных условий или субсидирования для добровольной уплаты взносов гражданами предпенсионного возраста, которые по объективным причинам не смогли накопить минимальный ИПК.
Только комплексное решение правовых, экономических и административных проблем позволит системе страховых пенсий эффективно выполнять свою конституционную функцию по социальному обеспечению граждан.
Список использованной литературы
- Приказ Минтруда России от 28.11.2014 № 958н «Об утверждении перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии…» // Российская газета. — 2020. — № 6.
- О страховых пенсиях (с изменениями на 28 февраля 2025 года) [Электронный ресурс] // Кодекс. URL: kodeks.karelia.ru (Дата обращения: 08.10.2025).
- Страховая пенсия в 2025 году: условия назначения и размеры выплат [Электронный ресурс] // Mail.ru. URL: mail.ru (Дата обращения: 08.10.2025).
- Основные цели и задачи реформирования пенсионной системы [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. URL: consultant.ru (Дата обращения: 08.10.2025).
- Что изменилось в социальном обеспечении граждан с 2025 года? [Электронный ресурс] // РАНХиГС. URL: ranepa.ru (Дата обращения: 08.10.2025).
- Прокурор разъясняет [Электронный ресурс] // Генеральная прокуратура РФ. URL: genproc.gov.ru (Дата обращения: 08.10.2025).
- Почему при назначении пенсии уменьшили ИПК: 5 основных причин [Электронный ресурс] // Sky.pro. URL: sky.pro (Дата обращения: 08.10.2025).
- Как формируется и рассчитывается будущая пенсия [Электронный ресурс] // Социальный фонд России. URL: sfr.gov.ru (Дата обращения: 08.10.2025).
- Индивидуальный пенсионный коэффициент: как рассчитывается [Электронный ресурс] // СФР. URL: xn--d1aqf.xn--p1ai (Дата обращения: 08.10.2025).
- Пенсии в России [Электронный ресурс] // Tadviser. URL: tadviser.ru (Дата обращения: 08.10.2025).
- Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. URL: consultant.ru (Дата обращения: 08.10.2025).
- Сколько пенсионеров в России в 2024 году: статистика и категории [Электронный ресурс] // T-J. URL: t-j.ru (Дата обращения: 08.10.2025).
- Средний размер пенсий 2024 [Электронный ресурс] // Социальный фонд России. URL: sfr.gov.ru (Дата обращения: 08.10.2025).
- Какая самая большая пенсия в России в 2025 году [Электронный ресурс] // Banki.ru. URL: banki.ru (Дата обращения: 08.10.2025).
- Эксперт объяснил, почему в 2025 году россияне не выйдут на пенсию [Электронный ресурс] // Expert.ru. URL: expert.ru (Дата обращения: 08.10.2025).
- Что такое индивидуальный пенсионный коэффициент (ИПК) в 2025 году [Электронный ресурс] // Gogov.ru. URL: gogov.ru (Дата обращения: 08.10.2025).
- Страховая пенсия по старости будет увеличена в 2025 году до 24 тыс. руб. [Электронный ресурс] // Гарант. URL: garant.ru (Дата обращения: 08.10.2025).
- Страховая пенсия в 2025 году [Электронный ресурс] // СФР. URL: xn--d1aqf.xn--p1ai (Дата обращения: 08.10.2025).
- Главное о пенсиях в 2025 году [Электронный ресурс] // Сбербанк. URL: sberbank.com (Дата обращения: 08.10.2025).
- Средняя пенсия в России 2025: данные Росстата по годам и регионам [Электронный ресурс] // Gogov.ru. URL: gogov.ru (Дата обращения: 08.10.2025).
- Соцфонд назвал средний размер пенсии в России [Электронный ресурс] // Banki.ru. URL: banki.ru (Дата обращения: 08.10.2025).
- Росстат зафиксировал рекордно низкую долю работающих пенсионеров [Электронный ресурс] // Солидарность. URL: solidarnost.org (Дата обращения: 08.10.2025).
- В 2024 году Социальный фонд направит на выплаты россиянам 16 триллионов рублей [Электронный ресурс] // Hulimsunt.ru. URL: hulimsunt.ru (Дата обращения: 08.10.2025).
- Что изменится в России с 1 января 2024 года [Электронный ресурс] // Гарант. URL: garant.ru (Дата обращения: 08.10.2025).
- Индивидуальный пенсионный коэффициент, необходимый для получения страховой пенсии по старости, предлагают снизить вдвое [Электронный ресурс] // Гарант. URL: garant.ru (Дата обращения: 08.10.2025).
- Госдума утвердила отчет об исполнении бюджетов ФОМС и Социального фонда за 2024 год [Электронный ресурс] // Интерфакс. URL: interfax.ru (Дата обращения: 08.10.2025).